Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и гражданское самосознание молодежи как взаимодетерминирующие психологические феномены'

Ценностные ориентации и гражданское самосознание молодежи как взаимодетерминирующие психологические феномены Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фокина И. В.

В статье обозначена проблема определения понятий ценностей и ценностных ориентаций на современном этапе развития гуманитарных наук, дано авторское определение гражданского самосознания. Проведен анализ взаимосвязи и взаимовлияния ценностных ориентаций современной молодежи и гражданского самосознания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и гражданское самосознание молодежи как взаимодетерминирующие психологические феномены»

13. Liamputtong P. Birth and social class: Northern Thai women's lived experiences of caesarean and vaginal birth // Sociology Of Health & Illness. -Mar. 2005. - № 27 (2). - P. 243-270.

14. Mc Court C., Weaver J., Statham H., Beake S., Gamble J., Creedy D.K. Elective cesarean section and decision making: a critical review of the literature // Birth. - Mar. 2007. - № 34 (1). - P. 65-79.

15. Porter M., van Teijlingen E., Chi Ying Yip L., Bhattacharya S. Satisfaction with cesarean section: qualitative analysis of open-ended questions in a large postal survey // Birth. - Jun. 2007. - № 34 (2). - P. 148-154.

16. Saisto T., Halmesmaki E. Fear of childbirth can be treated, and cesarean section on maternal request avoided // Acta Obstetricia Et Gynecologica Scan-dinavica. - 2007. - № 86 (9). - P. 1148-1149.

17. Tham V., Christensson K., Ryding E.L.. Sense of coherence and symptoms of post-traumatic stress after emergency caesarean section // Acta Obstet-ricia Et Gynecologica Scandinavica. - 2007. - № 86 (9). - P. 1090-1096.

18. Turner C., Young J., Solomon M., Ludlow J., Benness C., Phipps H. Willingness of pregnant women and clinicians to participate in a hypothetical randomised controlled trial comparing vaginal delivery and elective caesarean section // The Australian & New Zealand Journal Of Obstetrics & Gynaecology. -Dec. 2008. - № 48 (6). - P. 542-546.

19. Weaver J., Statham H., Richards M. Are there «unnecessary» cesarean sections? Perceptions of women and obstetricians about cesarean sections for nonclinical indications // Birth. - Mar. 2007. - № 34 (1). - P. 32-41.

20. Wight N. The push against vaginal birth // Birth. - Mar. 2004. - № 31 (1). -P. 78.

21. Wiklund I., Edman G., Andolf E.. Cesarean section on maternal request: reasons for the request, self-estimated health, expectations, experience of birth and signs of depression among first-time mothers // Acta Obstetricia Et Gynecologica Scandinavica. - 2007. - № 86 (4). - P. 451-456.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ВЗАИМОДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

© Фокина И.В.*

Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда

В статье обозначена проблема определения понятий ценностей и ценностных ориентаций на современном этапе развития гуманитарных

* Доцент кафедры Общей и педагогической психологии, доцент.

наук, дано авторское определение гражданского самосознания. Проведен анализ взаимосвязи и взаимовлияния ценностных ориентаций современной молодежи и гражданского самосознания личности.

Радикальные политико-экономические преобразования неизбежно влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижение успеха, а с другой стороны - она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как промежуточную между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новыми ценностями, которые только зарождаются. Это время, когда каждому приходится определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодежь острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше расположена к политическим новациям. И она же находится в положении объекта и субъекта социализации, посредством которой собственно и становится личностью.

В процессе социализации особое значение приобретает проблема ценностных приоритетов молодежи, среди которых, на наш взгляд, особого внимания заслуживает проблема взаимосвязи и взаимовлияния ценностных ориентаций современной молодежи и гражданского самосознания личности.

Остановимся на определении понятий «ценность» и «ценностные ориентации». В зависимости от рассматриваемого аспекта понятие «ценность» имеет несколько значений:

- ценность как общественный идеал, выработанный общественным сознанием, содержащийся в нем абстрактным представлением об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;

- ценности, предстающие в объективированной форме, в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков;

- социальные ценности, которые, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

Необходимо отметить, что ценности являются объектом изучения преимущественно философии и социологии, где понимаются как общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, друж-

ба, патриотизм, гражданственность и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, они являются или могут являться предметом стремления, интереса, потребности и т.п. для какого-нибудь субъекта.

Предметом психологического анализа выступают ценностные ориентации как личностное образование, как избирательное отношение личности к ценностям, которое характеризуется осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, готовностью реализовать ценность деятельности [1].

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностных ориентаций является концепция М. Рокича. Рокич М. определяет понятие ценностей двояко: либо как убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо как убеждение индивида о преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого, автор формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности-средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивидов определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.

Определенная ценностная позиция личности по отношению к самой себе, к окружающей ее действительности, к построению собственного жизненного пути предполагает определенный уровень ее гражданского самосознания.

В отечественной психологии гражданское самосознание не было предметом самостоятельного психологического анализа. Лишь в некоторых работах, посвященных проблеме гражданской активности, гражданственности, формированию и развитию гражданской позиции, понятие гражданского самосознания предполагается как неотъемлемая составляющая личности (Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев, В.В. Гаврилюк, Т.А. Гришина, И.М. Дуранов, Л.М. Семенюк, В.А. Сухомлинский и др.).

Так, В.А. Сухомлинский определяет следующие характеристики гражданственности:

1. осознание человеком своей принадлежности к обществу и потребность действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности;

2. осознание социальных последствий своего поведения и деятельности;

3. стремление к самовыражению и потребность везде быть челове-ком-гражданином;

4. общественно-значимая, нравственно ответственная деятельность и чувство принадлежности к коллективу и обществу [2].

Традиционное понимание термина «гражданское самосознание» подчеркивает наличие таких характеристик личности, проявление которых очевидно в героических поступках, общественно значимой деятельности, общественной направленности действий, как правило, на благо страны, в которой проживает гражданин. Даже такое общее определение интересующего нас феномена позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения гражданского самосознания в следующих аспектах:

- во-первых, гражданское самосознание необходимо рассматривать как процесс развития самосознания личности, который зависит от характеристик активности человека;

- во-вторых, как усвоение индивидом социальных норм, преобразования социального опыта в собственные социально-ориентированные установки, ценности, принятие общественной задачи;

- в-третьих, как самореализация субъекта как гражданина, которая обуславливается процессами саморегуляции, самоконтроля, а также влиянием стиля жизни, жизненного опыта;

- в-четвертых, процесс формирования гражданского самосознания характеризует и отражает форму гражданской активности, которая рассматривается в соответствие с деятельностью и выступает как условие становления личности и ее собственного движения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев и др.).

Гражданское самосознание можно считать условием существования личности как автономного субъекта, способного к самостоятельной постановке социально-одобряемых целей.

По нашему мнению, гражданское самосознание можно представить как динамическую систему представлений человека о себе как гражданине, осознание ответственности за свои действия перед обществом, оценку личностью своих качеств в контексте социально-значимой деятельности.

Вслед за В.А. Ядовым проблема самосознания рассматривается нами в контексте формирования и развития ценностных ориентаций личности, которые представлены как установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества и являются важнейшим компонентом структуры личности [3]. Гражданское самосознание личности, на наш взгляд, в той или иной степени представлено компонентом структуры личности в том случае, если содержание ее ценностей и чувств не противоречит общечеловеческим ценностям и накопленному культурному опыту человечества.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной деятельности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию, оказывая существенное влияние на все стороны его деятельности. У каждого человека может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в иерархической взаимозависимости, пред-

ставляя собой определенную структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни.

Реалии современной российской действительности таковы, что общество, разрушив многие идеалы и ценностные ориентиры, не заменило их на новые. В настоящий момент происходит поиск новых методов формирования идеологического единства страны. Поэтому неопределенность общих для страны ценностных ориентиров, представлений создает дополнительные трудности для формирования гражданского самосознания.

Ценностные ориентации включают не только оценочные суждения относительно объектов, но и определенный способ ориентировки, на основе которого формируются критерии ценностного выбора. Эти критерии образуют систему внутренних предпочтений, для которой свойственна актуализация объекта ценностного выбора ситуации, где ценностные представления выступали бы побудителем психологической деятельности. Такая точка зрения на психологическое содержание ценностных ориентаций позволяет рассмотреть взаимодействие ценностно-потребностной сферы субъекта деятельности и процесса формирования его гражданского самосознания: уровень развития противоречий между требованиями общества и ценностей личности, характеристик социальной среды потребностям личности, определяет особенности формирования ее гражданского самосознания. Как уже было отмечено, различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Ценности-цели отражают приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Для личности с высоким уровнем гражданского самосознания такими целями станет развитие культуры, духовного и материального благополучия страны, семьи, трудового коллектива. Ценности-средства для личности с высоким уровнем гражданского самосознания свидетельствуют о приоритетности для нее таких типов поведения, которые ведут к реализации соответствующих терминальных ценностей, отражающих долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем.

Очевидно, что ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми, следовательно, в значительной степени, его гражданское самосознание.

В этих положениях заложено понимание того, что гражданское самосознание не может быть абсолютным. Динамика процесса формирования гражданского самосознания очевидна. Анализ, оценка собственных поступков предполагает развитие гражданского самосознания - с одной стороны; с другой - субъективные отношения, жизненные ценности и смыслы образуют формы реализации жизненного пути, а это, в свою очередь, приводит к разнице в уровнях развития гражданского самосознания. В том случае, когда человек утрачивает согласие с самим собой, с обществом,

возникают противоречия между собственными потребностями и требованиями социума, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, происходит «разрушение» его гражданского самосознания.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовнонравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Список литературы:

1. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности. - М., 1999. - 342 с.

2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - 3-є изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

3. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. - М.: Наука, 1987. - 248 с.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© Шальнова А.А.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

Подростковый возраст - это возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и, возраст оформления мировоззрения, отношения к миру - с другой. Ознаменованный поиском жизненной ориентации, обусловленной межличностными взаимоотношениями с референтными людьми, человек является субъектом трех основных видов деятельности: общения, познания, труда, которые являются основным механизмом развития личности. В данной статье показаны особенности формирования ценностных ориентаций современных подростков, заключающие в себе вектор направленности внутренней позиции.

Одним из классических определений ценностной ориентации считается позиция К. Клакхона, который полагал, что ценностные ориентации -это структурированные концепции, влияющие на мысли и действия, основой которых являются аналитически выделенные элементы оценочных процессов - когнитивных, аффективных и поведенческих [5].

* Магистрант факультета Социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.