Научная статья на тему 'Ценностные ориентации древнего общества народов Карачаево-Черкесия'

Ценностные ориентации древнего общества народов Карачаево-Черкесия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Накохова Рида Рашидовна

Социологический анализ ценностных ориентаций личности можно осуществить на основе исследования социальных представлений народа, зафиксированных в устном народном творчестве. Пример такого исследования по отношению к народам Карачаево-Черкесии содержится в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key values of the ancient Karachaevo-Cirkassian society

Sociological analysis of personal values can be based on the study of ethnic and social ideas as they are represented in the folklore. An example of such an analytical approach is given in the article.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации древнего общества народов Карачаево-Черкесия»

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Р.Р. Накохова

Кафедра педагогики и психологии Северо-Кавказский социальный институт Ул. Доваторцев, д. 38, Ставропольский край, г. Ставрополь, 355037

Социологический анализ ценностных ориентаций личности можно осуществить на основе исследования социальных представлений народа, зафиксированных в устном народном творчестве. Пример такого исследования по отношению к народам Карачаево-Черкесии содержится в данной статье.

Эпос «Нарты» — многонациональный. «Достигая высокого художественного совершенства, он своим значением выходит за рамки одной страны и становится достоянием всего человечества» [11. С. 13].

Многие ученые подчеркивали его социокультурное значение: Ж. Дюмезиль изучал героический народный эпос «Нарты». Его перу принадлежат многочисленные работы по этому эпосу: «Легенды о нартах», «Документы анатолийские о языках и традициях Кавказа», серия «Убыхских рассказов». «Жаль, что странствующие рыцари русских былин и туземные герои Северного Кавказа долго оставались не известными Западу, — писал Ж. Дюмезиль в «Предисловии» к книге «Легенды о нартах». М.А. Дирр представил немецкой и англо-саксонской публике драгоценные примеры народной литературы Кавказа, особенно много эпизодов эпопеи нартов, и книга имела значительный успех [6].

Публикуя варианты легенд Северного Кавказа, проф. Ж. Дюмезиль свою книгу сопровождает пятью «мифологическими этюдами». Автор отмечает, что в этих легендах содержится много психологических, этнографических, фольклорных данных, в них прозрачны и мифические темы. В своем труде «Путешествие вокруг Кавказа» Ф. Дюбуа, говоря о высокой традиционной культуре народов Карачаево-Черкесии — абазин, адыгов, черкесов, отмечает устойчивость абазинских и адыгских обычаев, складывавшихся и утверждавшихся на протяжении многих веков.

И.В. Тресков отмечает, что главным лейтмотивом в нартском эпосе является великая любовь к человеку, стремление сделать его жизнь более радостной и светлой. Народ воплощал в фольклорных образах свой многовековой опыт, мечту о счастливой жизни.

Мифический герой — это гиперболизованный образ, в котором народ воплотил присущие ему силу и героизм, ум и находчивость, выразил в нем свою психологию и характер, обычаи и нравы. При этом герой предстает в легенде мифическим титаном, во много раз превосходящим физическую силу и воз-

можности обычного человека. В героическом эпосе человек предстает хозяином положения, вершителем серьезных дел; он ведет непримиримую борьбу с темными силами природы и даже с самими богами; он отстаивает интересы человека на земле.

Герои народного эпоса «Нарты» — это Сосрыко (Сосырыко), смело вступающий в борьбу с иныжем (великаном) и добывающий огонь для людей; Тлепш — образ, воплотивший в себе качества кузнечного ремесла предков древних абазин и адыгов; Насрен, вступающий в бой с богом; Батыраз, побеждающий смерть и освобождающий Насрена, прикованного к горе, и многие другие. Все эти герои эпоса «Нарты» ведут борьбу против зла.

Разумеется, создавая эти образы эпоса в седой древности, народ наделял их чертами, характерными для современной им эпохи, и эти герои-титаны, как и сами создатели этих образов, были чрезвычайно далеки от материалистического представления о природе.

Древние люди, находившиеся во власти стихий природы, считали большим преступлением выступление против богов и нарушение клятв, произнесенных во имя их, и сурово наказывали за это. Эти явления нашли отображение во многих легендах адыгского эпоса «Нарты». В легенде «Сто грехов совершивший» повествуется, как состарилась Исп-гуащэ (мать Хамыщыко Пэтэрэза). Согласно обычаю, нарты окружили ее заботой и вниманием и поклялись перед богом: тот, кто ее обидит, — совершит сто грехов и за это будет жестоко наказан. Клятвонару-шение совершил сын великана Иныж-Шхабг. Сын кузнеца Тлепша нарт Нэгур схватил преступника, и они вступили в борьбу, где храбростью, хитростью, и сноровкой победил нарт.

И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в своих исследованиях отмечают, что мифологический характер объяснения развития личности космическими силами отличается не только на ранних, но и на последующих этапах. Как отмечают авторы, мифология играла специфическую роль в гармонизации отношений человека, общества и природы, с ее помощью делалась попытка преодолеть фундаментальные антиномии человеческого существования.

Авторы подчеркивают, что мифологическое мироощущение, воплотившееся в народном эпосе, в обрядах, традициях, создало культурный фонд человеческой культуры, который тесно переплелся с народными сказками, с героическими былинами, с легендами, историческими преданиями. Мифологические сюжеты не исчезли, а проникали в массовое сознание, сохранялись в нем наряду с научными знаниями. Возникали социальные мифы, отражающие ментальные характеристики различных времен и народов [9. С. 60].

Самые разные социальные теории объединяло признание «оживляющей силы мифа». Вопрос о том, откуда это необыкновенное свойство мифического мышления проистекает, впервые был не только поставлен, но и своеобразно решен В. Вундтом. Ему принадлежит теория мифологической апперцепции, восходящая к его же теории фантазии. В работе «Фантазия как основа искусства» Вундт стремился объяснить поэтический образ из мифического мышления, так как «миф» принимает за действительность то, что в поэзии признается лишь

за простую игру воображения, а действительность везде и всюду предшествует «игре с ее характером подражания» [3. С. 44].

Мифологическая фантазия не представлялась Вундту резко отличающийся от фантазии вообще. Единственной своеобразной ее чертой он считал усиленное «проецирование чувств, аффектов и волевых стремлений в объекты», от чего эти объекты и начинают казаться оживленными существами. Иначе говоря, мифологическое оживление было признано Вундтом «повышенной степенью всех тех процессов, которые при описании эстетического действия обыкновенно называются «чувствованием» [3. С. 45].

Оживляющая апперцепция имеет место только тогда, когда тот или иной объект способен вызвать наиболее сильные аффекты. Благодаря усилению чувства, особому «возвышению оживляющей апперцепции» «мифологический предмет становится личным существом, не просто отражающим мгновенную или периодически повторяющуюся при одном и том же впечатлении эмоцию, но соединяющим в себе ряд постоянных свойств, подобных тем, которые находит у себя или у себе подобных апперцирующий субъект» [3. С. 46].

По мнению Вундта, оживляющее свойство мифа не исчезает вместе с исчезновением мифического мышления как господствующего; в ослабленном виде оно будет жить в любом эстетическом действии. Вундт отождествлял, таким образом, закономерности искусства с законами развития человеческого духа.

Понимание мифов постепенно психологизировалось. Так, широкое распространение получила теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга, доказывающего существование определенных паттернов, воздействующих на организацию личного опыта человека. Он считал бессознательное, присущее всем людям и передаваемое по наследству, итогом жизни рода. Именно на фундаменте коллективной бессознательности вырастает, согласно Юнгу, индивидуальная психика.

Идейная основа нартского эпоса — это прославление трудового и ратного подвига богатырей в интересах всего общества. Позитивные деяния нартов выражают лучшие нравственные принципы народа. Нарты выступают защитниками Родины, нартского общества от самых разных врагов от мифологических чудовищ до чужеземных захватчиков, собирательно именуемых здесь чинтами, айныжами, эмегенами.

Главный герой эпоса — нарт Сосруко, — подобно Прометею, возвращает нартам огонь и семена проса, похищенные их врагами. Сосруко отнимает у богов их божественный напиток сано и одаривает им нартов. Даже после своей гибели он оказывает людям добро: целебные воды Кавказа — это слезы Сосру-ко, который рвется из-под земли на свет. Ашамез, подобно греческому Орфею, игрой на свирели возрождает омертвевшую землю; руки красавицы Адиюх излучают чудесный свет. Лейтмотив сказаний о Даханаго — «только тот достоин счастья, кто добудет счастья людям» [2. С. 10].

Даже сама гибель нартов обнаруживает их высокие нравственные качества: поставленные перед выбором между бесславным вечным прозябанием и посмертной вечной славой, они отдали предпочтение последней. В одном из ска-

заний о конце нартского рода рассказывается о том, как бог прислал к нартам ласточку с вопросом: «Хотите ли вы, чтобы вас было мало, но со славой, о вашей большой славе много говорили б, ваше мужество осталось бы в веках? Или хотите, чтоб вас было много, чтоб размножились, ели-пили б, долго жили?» Нарты ответили: «Пусть будет жизнь короткой, но слава большой. Правде будем верны, свобода будет нашей дорогой! Не зная горя, свободно будем жить» [1. С. 104].

В эпосе отразился путь народа к свободе и независимости. Эпос утверждает не просто подвиг во имя подвига, во славу личной храбрости и мужества, а подвиг во имя Родины, на благо родного народа. Требовательно и взыскательно народное мнение в оценках лучших чувств героя, прославивших его в сказаниях и песнях. Достойны песни лишь герои из героев. Достойны увековечивания лишь те качества, которые находятся в согласии с народной этикой, отразившейся в эпосе.

В.М. Жирмунский отмечает: «Эпос — это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации. Отсюда его научная, историческая ценность и в то же время его большое общественное, культурно-воспитательное значение» [8. С. 19].

Нартский эпос является одним из древнейших мировых эпических памятников. Нартский эпос в силу отсутствия письменности не был зафиксирован ни на одном из языков Северного Кавказа. Отсутствие письменности, вероятно, помешало переходу эпоса в его завершающую фазу — эпопею, так как письменная фиксация способствует этому переходу.

На основе мифологических сюжетов можно исследовать ценностные ориентации народа. В произведении «Как Сосруко добыл огонь» говорится о том, как хитростью Сосруко удается вернуть огонь нартам. В произведении о герое Хагу-ре он вступает в поединок с лесным получеловеком, одноглазым великаном и спасает умом и находчивостью своих товарищей. В адыгском сказании о «Тлепше и старухе Уорсар», создается проблемная ситуация, которую надо решать: обильно уродилось просо, его надо убрать очень быстро. Тлепш, по совету мудрой старухи, к которой обратились молодые за советом, изобретает серп. Человеческий разум вкупе с трудом ограждает общество от великого бедствия.

Эпическим героям также свойственная развитая эмоционально-волевая сфера, такие качества как смелость, находчивость, терпение.

У героев народного эпоса Карачаево-Черкесии нравственные мотивы поведения носят вселенский характер. Это помощь своему народу (Сосруко), любовь к своей Родине, помощь нуждающимся (Баданоко, Тляпш, Щиауай).

Одновременно нужно отметить, что для героев нартского эпоса характерны специфические поступки, связанные с защитой отца, матери, семьи, рода, уважением к старости, гостеприимством.

В эпосе «Баданоко из Нартов» герой не выполняет требования племени и прячет своего отца в пещеру. Впоследствии, когда случается беда и нарты нуждаются в помощи, совет мудрого отца Баданоко спасает их от неминуемой смерти от голода: «Я не могу трудиться, но я могу думать и тем самым приносить пользу лю-

дям», — говорит старец своему сыну. Таким образом, старость воспринималась как сама мудрость. Благодаря своей мудрости старики пользовались высоким уважением и почетом.

Особой значимостью в ценностных ориентациях горцев является отраженное в эпосе отношение к Родине. Большая любовь к своей земле, к родным местам показана в эпосе о «Баторазе и сынах Дамезепша». В этом эпосе говорится о том, как Батораз тоскует по родной земле. Наконец он не выдерживает разлуки со своей родиной и говорит своей жене-чужестранке: «Я не могу жить вдали от моей родной страны нартов, да и народ мой нуждается во мне».

Герои эпоса обладают необыкновенной красотой, народ эстетизирует красоту тела, осанку, внешний облик героя в соответствии с принятым в этнической культуре эталоном красоты. Статный, красивый, тонкостанный, стройный, солнцеликий, булатногрудый — традиционные эпитеты, выражающие физические черты горского юноши. Здоровое, сильное, стройное тело и мужественное, прекрасное лицо — портрет народного идеала зрелого мужчины. Правильные черты лица, тонкая талия, округлые бедра, стройные ноги, длинные волосы, карие глаза — общепризнанные физические черты девушки-горянки.

Общей отличительной чертой этих героев народного эпоса является умение общаться с другими героями, находить общий язык даже с врагами, решать свои проблемы на советах старейшин, где выслушивались все мнения и выносилось наиболее правильное мудрое решение. Это можно увидеть в таких эпических сюжетах, как «О Тляпше и старухе Уорсар», «О том, как Сосруко победил эмегенов» и т.д.

Таким образом, в основном психологический портрет героев эпоса народов Карачаево-Черкесии включает следующие черты: они обладают незаурядным умом, выносливостью, хитростью, проявляют любовь к родине, являются ее защитниками, одновременно в героях народного эпоса Карачаево-Черкесии и в литературных образах глубже подчеркивается их ориентация на семью, систему родственных отношений, их отношение к старейшим, к женщине, к детям. Мотивом их поведения часто являются усвоенные нормы, традиции, обычаи, типичные для их культуры. Критерием оценки поведения героев как нравственного или безнравственного являются закрепленные в вековых традициях представления о духовной личности.

Как форма самосознания культуры и средство формирования духовного мира человека, народный эпос является неотъемлемой, органической частью общественного производства и воспроизводства социальной жизни. Аккумулируя исторически выработанные человечеством всеобщие способы деятельности и являясь аксиологическим и семантическим пространством целостного человеческого существования, эпос народов Карачаево-Черкесии и его мифология содержат в себе бесконечное множество смыслов, которые актуализируются в новой культурной ситуации в форме индивидуального «авторского» построения картины мира и человека.

Эпос народов Карачаево-Черкесии выполняет важнейшие функции в системе «личность—общество». Он обеспечивает процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фик-

сируя новое идеальное состояние человека и общества, они «охраняют» культуру в целом как надличностное явление, задают жизненные ценности и идеалы (как личностные, так и общественные), способствуют транслированию духовности личности, выступают специфическим средством познания мира и человека и содержат в себе ценностно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абаев В.И. Нартский эпос. — Майкоп, 1995.

[2] Абазины: Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1989.

[3] Вундт В. Миф и религия. — СПб., 1913.

[4] Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. — Краснодар, 1967.

[5] Дюбуа Ф. Путешествие вокруг Кавказа. — Париж, 1937.

[6] Дюмезиль Ж. Легенды о нартах. — Париж, 1930.

[7] Дюмезиль Ж. Документы о языках и традициях Кавказа. В 3-х т. — Париж, 1965.

[8] Жирмунский В.М. Народный героический эпос. — Л., 1962.

[9] Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1994.

[10] Михаев М.И. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. — М., 1986.

[11] Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. В 2-х т. — М., 1992.

[12] Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.

THE KEY VALUES OF THE ANCIENT KARACHAEVO-CIRKASSIAN SOCIETY

R.R. Nakohova

The Department of Pedagogic and Psychology The North Caucasus Social Institute

Dovatortsev str., 38, Stavropol, Stavropolskii krai, Russia, 355037

Sociological analysis of personal values can be based on the study of ethnic and social ideas as they are represented in the folklore. An example of such an analytical approach is given in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.