Научная статья на тему 'Становление личности героя в нартском эпосе (Саусырыко, Шэбатныко, Ашамэз, Пэтэрэз)'

Становление личности героя в нартском эпосе (Саусырыко, Шэбатныко, Ашамэз, Пэтэрэз) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4180
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРТСКИЙ ЭПОС / ВОСПИТАНИЕ ГЕРОЯ / ОБРАЗЫ САУСЫРЫКО / ШАБАТЫНЫКО / ПЭТЭРЭЗ / АШАМЭЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Емтыль Разиет Хаджиберамовна

В статье автор характеризует особенности формирования личности героев нартского эпоса: Саусырыко, Шабатныко, Пэтэрэз, Ашэмэз. Эти мифические персонажи стали символами мощи и славы своей страны, сыграли важную роль в самоопределении адыгов как нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление личности героя в нартском эпосе (Саусырыко, Шэбатныко, Ашамэз, Пэтэрэз)»

Литература

1. Гусев В.Е. Фольклор. История термина и его современные значения//Вопросы общей этнографии и антропологии, 1966. №2.

2. Ядрышникова Л.Г. Фольклор и постфольклор в культурных практиках повседневности: авт. ... дис. канд. культурологии. Екатеринбург, 2008. 27 с.

3. Мигунов А.С. Маргинальное искусство в поисках родовой идентичности человека // Материалы научной конференции: наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI веке: история, практика, перспективы. М., 2008. 7 с.

4. Набок И.Л. Фольклор как предмет междисциплинарного исследования// Перспективы развития и инновации. Санкт-Петербург, 2016.

5. Шортанов А. Т. Нарты. Адыгский героический эпос. Нальчик, 1974. 144 с.

6. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1994. 232 с.

7. Ашхотов Б. Г. Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. Нальчик, 2006. Т. 8. № 2.

References

1. Gusev V.E. Folklore. History of the term and its modern value//Questions of total Ethnography and anthropology, 1966. No. 2.

2. Yadryshnikova L.G. Folklore and Postal Code in the cultural practices of everyday life: synopsis of the thesis PhD (culturology). Ekaterinburg, 2008. 27 p.

3. Migunov A.S. Marginal art in search of the generic identity of the person// Materials of the scientific conference: the naive art and creativity of outsiders in the twenty-first century: history, practice and prospects. Moscow, 2008. 7 p.

4. Nabok I.L., Folklore as an object of interdisciplinary research// Development and innovation. Saint Petersburg, 2016.

5. Shortanov A.T. Narty. Adygskii geroicheskii epos [Narts. Circassian heroic epos]. Nalchik, Elbrus, 1974. 144 p.

6. Nogmov S.B. Istoriya adygeiskogo naroda [The history of Circassian people]. Nalchik, 1994. 232 p.

7. Ashkhotov B.G. Doklady Adygskoi (Cherkesskoi) Mezhdunarodnoi akademii nauk [Reports of the Adyghe (Circassian) international academy of sciences]. Nalchik, 2006. Vol. 8, No. 2.

УДК 398 (= 352.3) Р.Х. ЕМТЫЛЬ

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГЕРОЯ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ (САУСЫРЫКО, ШЭБАТНЫКО, АШАМЭЗ, ПЭТЭРЭЗ)

Емтыль Разиет Хаджибирамовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), cmarieta@mail.ru

Аннотация. В статье автор характеризует особенности формирования личности героев нартского эпоса: Саусырыко, Шэбатныко, Пэтэрэз, Ашэмэз. Эти мифические персонажи стали символами мощи и славы своей страны, сыграли важную роль в самоопределении адыгов как нации.

Ключевые слова: нартский эпос, воспитание героя, образы Саусырыко, Шэбатныко, Пэтэрэз, Ашамэз.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

UDC 398 (=352.3) R. KH. EMTYL

HERO PERSONALITY IN NART EPOS (SAUSYRYKO, SHABATNUCO, ASHAMEZ, PATEREZ)

Yemtyl Raziet Khadzhibiramovna - Phd (historical), leading researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian studies named after T.M. Kerahsev (Republica Adygea, Maikop, Krasnooktyabrskaya str., 13), cmarieta@mail.ru

Abstract. In the article author characterizes the personality Nart epic heroes formation peculiarities: Sausyryko, Shabatnuco, Ashamez, Paterez. These mythical characters became symbols of power and glory of his country, has played an important role in the determination of the Circassians as a nation. Keywords: Nart epic, hero education, Sausyryko, Shabatnuco, Ashamez, Paterez images.

Героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры. Он тесно связан с исторической судьбой народа, является способом выражения его самосознания и менталитета, включая понимание окружающего мира и человека во всем их многообразии. На первый план, конечно, выступает сложившийся кодекс героизма, мужества, доблести и храбрости, любовь к Родине.

Для современных исследователей эпос - источник знаний о культуре и быте; о традициях и обычаях, которыми регулировались взаимоотношения в семье, в обществе и государстве в целом; о воспитании и формировании характера героев, ставших символом мощи и процветания нации.

Сказания о нартах отражают воинственность и смелость народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Слово нарт («нэр ты») означает 'глаз дарящий', т.е. готовый помочь другому человеку ценой собственной жизни [1].

Центральный герой эпоса адыгов - Саусырыко, совершивший много подвигов ради благополучия и счастья людей, вернувший им огонь. Неслучайно ему посвящено 138 песенных, песенно-стихотворных и прозаических текстов и 9 адыгских песен и (пщинат-лей), в которых рассказывается о его рождении, воспитании, подвигах и смерти.

Главный герой эпоса «Нарты» рождается из камня, его закаляет кузнец Тлепшем, после чего Саусырыко становится доблестным, крепким, как железо. Здесь мотив сотво-ренности человека из природного материала, общий для многих легенд и сказаний, отражает восхищение богатырем, его превосходство над обычными людьми.

Согласно кабардинскому тексту, воспитание Саусырыко было тщательно продуманным: он с первых лет жизни учился стойкости и смелости; а сила росла благодаря особому питанию - кобыльему молоку и печенью из муки «опаленного» проса. Он рано повзрослел и стал самостоятельным, тогда кузнец Тлепш сделал ему лук и стрелу, меч и пику, подарил коня Тхожий, ставшего верным спутником героя [2, с. 156-157].

Юноша совершил много побед, проявил не только смелость, но и великодушие. Именно Саусырыко находит огонь, побеждает Иныжа (Великана), освобождает всех нартов от темных сил, что ставит его в один ряд с такими титанами античной культуры, как Прометей, Геракл.

Заслуживает внимания и другой персонаж эпоса - Шэбатныко. Это богатырь высокой чести и долга, мужества и смелости. Ему посвящено 52 текста и 8 мелодий-песен.

Показательно, что становление личности Шэбатныко происходило вдали от людей: его мать, Сэтэнай, которая была умной и мудрой советчицей, скрыла сына от всех, сказала, что младенец умер. Воспитанием героя занимались старик со старухой и животные: орлы и конь. Так в сказаниях проявляются представления древних о тесной связи природы и человека, их нераздельности, представление о том, что животное может передать человеку свои качества.

Шэбатныко рос сильным, бесстрашным, справедливым, добрым. Когда юноше исполнилось 16 лет, его отец, Орзэмэс, оказался в опасности. Тогда мать сказала ему: «Я тебя воспитала для такого дня. Нарты хотят умертвить твоего отца. Если ты не дойдешь и не найдешь, то отца не увидишь никогда» [3, с. 139].

По просьбе матери Шэбатныко отправился к нартам, пришел на Совет. Увидев, что Орзэмэс стоит среди людей с вином, богатырь подошел к нему, выбил из рук чашу, где была ядовитая змея, и разрубил опасное животное на части. Так он выполнил свое предназначение: спас отца.

Дома Орзэмэс наконец узнал правду о сыне, и с того времени Шэбатныко стал главой нартов.

Шэбатныко выступает идеалом настоящего героя: он храбрый воин, который защищает родную землю от врагов и при этом обладает лучшими человеческими качествами: добротой, щедростью, честностью, никогда не прибегает к подлости и обману. Следует отметить и талант богатыря как танцора: пустившись в пляс на столе, он сумел не пролить ни одной капли щипсы.

Большой цикл, называемый «Сказание о Пэтэрезе», посвящается Пэтэрэзу - сыну Хамиша. Песни, легенды и пщинатли о нем представлены 68 текстами и 6 мелодиями песен и пщинатлей.

Главным сюжетообразующим мотивом в сказании о Пэтэрэзе служит кровная месть за убитого отца, Хамиша. Этот нерушимый неписаный закон, требовавший воздать за смерть сородича, друга, близкого человека, был одним из самых суровых и неукоснительно выполнявшихся. Судьба Пэтэреза предрешена еще до рождения: он должен был исполнить сыновний долг и уничтожить тех, кто убил отца. И герой уже с первых дней жизни становится тем, кому выпал жребий мстителя: он невероятно силен: когда мать Пэтэрэза уложила в люльку, он, «Подтянувшись - два изголовья выломал, / Поднявшись - две лямки порвал, / Повернувшись - два ребра колыбели отвалил» [4].

И рос мальчик уже с мыслью, что ему предназначено быть героем, сражаться. Когда пришло время, Пэтэрэз потребовал виру за смерть отца:

Приставьте лестницу к небу и поднимитесь по ней,

Ситом воду мне принесите и напоите меня,

Из боярышника сделайте цельнополосную дверь,

Найдите мне комариной крови полный сосуд отца нашего,

Найдите мне три белые собаки черноголовых,

Вот это, сказанное мной, Хамыша старого цена крови [5, с. 175, 177].

Так Пэтэрэз исполняет закон кровной мести. Дальнейшие подвиги богатыря сопоставимы с подвигами Геракла: как сын Зевса освобождает прикованного Прометея, так Пэтэрэз спасает Насрена, прикованного к вершине Кавказа, вступает в единоборство с богом.

Еще один герой со схожей судьбой - Ашэмэз: он также вынужден мстить за смерть отца и с детства воспитывает в себе смелость и силу, чтобы следовать предназначению. В сюжете разнится только роль матери. Если мать Пэтэрэза изначально объяснила ребенку его роль, то мать Ашэмэз оберегает сына от судьбы, поскольку боится за него и не хочет обрекать на сражение со злом. Мальчику приходится хитростью узнавать имя своего врага. Ашэмэз, чтивший законы рода и не боявшийся сражений, отыскал Тлебица, убийцу отца, в бою победил его, вернул украденное. Так герой не только выполнил долг кровной мести, но и освободил нартов от злой черной силы.

Следует отметить, что в сказаниях Ашэмэз не наделен какими-либо сверхъестественными способностями. Наиболее характерные черты этого образа - храбрость и талант: он известен как создатель свирели и трещотки, как легендарный музыкант, игравший на всех нартских увеселениях.

"Культурная жизнь Юга России" 130 ;

№ 4 (63), 2016

В образах богатырей отражается представление об идеальном защитнике рода, семьи: каждый из героев готов прийти на помощь, несмотря на обиды или возможные препятствия. Саусырыко, Шэбатныко, Пэтэрэз и Ашэмэз - воины, которые оберегают страну от внешних врагов, и при этом - талантливые музыканты и танцоры. Такими они стали благодаря воспитанию.

Герои нартского эпоса воплощают в себе идеал человека, эталон смелости, благородства, честности. «Повсюду, - отмечал французский ученый Жорж Дюмезиль, - наивысшей похвалой было сравнение с нартами» [6]. Так, многие родители на Кавказе (в Адыгее, Кабарде, Черкесии, Абхазии) называют своих детей именами персонажей, стремясь вместе с именем передать все наилучшие качества человека [7, с. 256].

Литература

1. Нартхэр. Т. II. Майкоп, 1970.

2. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1951.

3. Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик, 2013.

4. Нартхэр. Майкоп, 1971.

5. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1957.

6. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: 1990.

7. Гадагатль А. М. Память нации. Майкоп, 2002.

Reference

1. Narthjer. T. II. Majkop, 1970.

2. Narty. Kabardinskij jepos [Narts. Kabardian epos]. Moscow, 1951.

3. Narty. Kabardinskij jepos. [Narts. Kabardian epos]. Nal'chik, 2013.

4. Narthjer. Majkop, 1971.

5. Narty. Kabardinskij jepos [Narts. Kabardian epos]. Moscow, 1957.

6. Djumezil' Zh. Skify i narty [Scythians and Narts]. Moscow, 1990.

7. Gadagatl' A. M. Pamjat' nacii [The memory of the nation ]. Majkop, 2002.

УДК 398 Р.Х. ЕМТЫЛЬ

ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В ПОСЛОВИЦАХ, ПОГОВОРКАХ И АФОРИЗМАХ ХАДЖИБЕЧА АНЧОКА

Емтыль Разиет Хаджибирамовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева (Республика Адыгея, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 13), cmarieta@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается отражение менталитета в пословицах, поговорках, афоризмах Анчока Хаджибеча - создателя адыгейской графики на арабской основе, анализируется роль, которую его творчество сыграло в становлении адыгейской письменности.

Ключевые слова: творчество Анчока Хаджибеча, паремиологические единицы, афоризмы, менталитет адыгов, языки Кавказа.

UDC 398 R.KH. EMTYL

THE REFLECTION OF NATIONAL MENTALITY In PROVERBS, SAYINGS AND APHORISMS OF KHADZHIBECH ANCHOK

Yemtyl' Raziet Khadzhibiramovna - Phd (historical), leading researcher of the Adygeya Republican institute of humanitarian researches T.M. Kerahsev (The Republic of Adygea, Maikop, Krasnooktyabrskaya str., 13), cmarieta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.