Научная статья на тему 'Ценностные номинации региональной идентичности'

Ценностные номинации региональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ НОМИНАЦИИ / ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛЕКСЕМА / МЕТАФОРА / VALUE NOMINATIONS / LINGUISTIC AND AXIOLOGICAL ANALYSIS / AXIOLOGICAL DOMINANT / REGIONAL IDENTITY / LEXEME / METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шушарина Галина Алексеевна

В статье рассматриваются ценностные номинации региональной идентичности, которая формируется аксиологическими доминантами жителей. С помощью лингвоаксиологического анализа выявлены лексические и грамматические лингвистические средства, которые репрезентируют аксиологические доминанты в текстах программных статей руководства города и края, опубликованных в печатных и электронных региональных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value nominations of regional identity2

The article considers the value nominations of regional identity, which is made up by the axiological dominants of the inhabitants. With the help of linguistic and axiological analysis, lexical and grammatical linguistic means are revealed, which represent axiological dominants in program lines of the city’s and regional authorities, published in printed and electronic regional mass media.

Текст научной работы на тему «Ценностные номинации региональной идентичности»

УДК 4Р

ББК 81.411.2

Г.А. Шушарина

ценностные номинации региональной

идентичности1

В статье рассматриваются ценностные номинации региональной идентичности, которая формируется аксиологическими доминантами жителей. С помощью лингвоаксиологического анализа выявлены лексические и грамматические лингвистические средства, которые репрезентируют аксиологические доминанты в текстах программных статей руководства города и края, опубликованных в печатных и электронных региональных СМИ.

Ключевые слова: ценностные номинации, лингвоаксиологический анализ, аксиологическая доминанта, региональная идентичность, лексема, метафора.

G.A. Shusharina

value nominations of regional identity2

The article considers the value nominations of regional identity, which is made up by the axiological dominants of the inhabitants. With the help of linguistic and axiological analysis, lexical and grammatical linguistic means are revealed, which represent axiological dominants in program lines of the city's and regional authorities, published in printed and electronic regional mass media.

Key words: value nominations, linguistic and axiological analysis, axiological dominant, regional identity, lexeme, metaphor.

В современном обществе в последнее время все больше внимания уделяется изучению духовных и нравственных характеристик общества, поскольку ценностные ориентации оказывают влияние и на стратегии развития общества. В связи с этим в лингвистических и литературоведческих исследованиях присутствует аксиологическая проблематика. В общем виде аксиологический анализ представляет собой изучение системы ценностей, которая доминирует в сознании человека и определяет его приоритеты в отношении к себе и к окружающему миру [5, с. 49]. Лингвистический анализ ценностей представлен в работах Дж. Лакоф-фа и М. Джонсона, Н.Д. Арутюновой, В.Н. Телии и других. Тем не менее вопрос о методике лингвоаксиологического анализа остаётся открытым.

Определённый интерес представляет анализ аксиологических доминант как одного из приемов лингвоаксиологического анализа, например, в работах Л.В. Мосиенко [5] и Н.А. Купиной [4].

Согласно определению словаря доминанта - это главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Аксиологическая доминанта отражает ценности как средства морального, социального, культурного и мировоззренческого самоопределения» [5, с. 49].

По мнению Л.В. Мосиенко, понятие аксиологической доминанты соотносится с понятием ключевых слов, т.е. таких слов, которые репрезентируют основной смысл текста и являются смысловым центром текста. В текстах аксиологические доминанты

1 Исследование проведено при поддержке Правительства Хабаровского края. Договор № 148/2017 Д от 5 июня 2017 г. о предоставлении гранта на проведение научных исследований в области гуманитарных и общественных наук

2The research is carried with the financial support of the Government of Khabarovskiy Kray. Contract No. 148/2017 D of June 5, 2017 the performance of research works in the field of Humanities and Social Sciences.

го

X

го

3

^

3

эксплицируются с помощью различных лингвистических средств, например, повтора лексических единиц, использования синонимичных и антонимичных лексических единиц и т.п. [9, с. 193].

Средства массовой информации во всех своих проявлениях прочно вошли в жизнь современного человеческого общества. Они являются мощнейшим средством воздействия на человеческое сознание. Можно с уверенностью утверждать, что ценностные аспекты широко представлены в массмедийном пространстве. Средства массовой информации формируют определенный взгляд на окружающую действительность, создавая при помощи языковых средств определенный вариант развития событий. «Современный человек, живущий в мире интенсивных преобразований, где важнейшая роль в формировании представлений принадлежит информации, с особой остротой сталкивается с проблемой уникальности существования индивида и национального мира <...>. Это ведет к поиску опорных точек в жизни <...> » [7, с. 11-12].

Руководство страны, края и города возводит региональную идентичность в ранг ценности. В формировании коллективной идентичности важная роль принадлежит языку, поскольку познать себя во времени возможно «через столкновение с текстами, благодаря которым субъект получает осмысленный доступ к самому себе» [1, с. 42].

Фактическим материалом для настоящего исследования послужили тексты программных статей руководства Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края, опубликованные в местных печатных и электронных средствах массовой информации.

В нашей статье предлагается лингво-аксиологический анализ выявленных в региональной прессе аксиологических доминант с целью определения способов формирования региональной идентичности жителей города. В результате было вычленено пять наиболее значимых (с точки зрения частотности и актуальности в исследуемых программных статьях) аксиологических доминант,

которые отражают стратегию формирования региональной идентичности, а именно, положительное воздействие на аудиторию.

Рассмотрим выявленные аксиологические доминанты подробнее.

В программных статьях руководства Хабаровского края и Комсомольска-на-Амуре подчеркивается значимость города для страны, тем самым эксплицируется аксиологическая доминанта Комсомольск-на-Амуре - региональный промышленный центр. Указанная аксиологическая доминанта выражена с помощью лексемы центр, например, «для нас Комсомольск-на-Амуре всегда был и остается главным городом, центром инженерной мысли, малой Родиной замечательных людей и славных дел», «Комсомольск-на-Амуре является индустриальным и инженерным центром Дальнего Востока», «статус Комсомольска-на-Амуре как современного инженерно-промышленного центра» [10, с. 4]. Опорными точками такой доминанты помимо лексемы «центр» является настоящее время глаголов (остается, является). В результате у читателя должна возникнуть идея о том, что Комсомольск-на-Амуре - это главная часть, ядро региона.

Кроме того, на значимость города указывает прилагательное ведущий, т.е. «возглавляющий, главный, руководящий» [6, с. 71]: «Стоит отметить, что в Комсомольске-на-Амуре сосредоточен ведущий промышленно-производственный комплекс Дальнего Востока, в котором производится 48% промышленной продукции Хабаровского края, 100% самолётов и 60% нефтепродуктов Дальневосточного федерального округа» [10, с. 4]. Более того, использование цифр, обозначающих процентную долю города в промышленности региона и приближающихся к 50 % и выше, подчеркивает высокий уровень развития производства в Комсомольске-на-Амуре.

Приведенные контексты показывают, что основной упор делается на развитую промышленность регионального города, которая является гордостью не только жителей Хабаровского края, но и России в целом, что представляется особым аксиологическим знаком промышленной мощи Комсомольска-на-Амуре.

Из выявленной выше аксиологической доминанты можно выделить доминанту Комсомольск-на-Амуре - уникальный город. Такая доминанта репрезентируется лексемами, в которых ядерная сема уникальности входит в значение слова и отражена в словарях, например, уникальный, т.е. «единственный в своем роде, неповторимый» [6, с. 834] или единственный, т.е. «исключительный, выдающийся в своем роде» [6, с. 186]: «все это создает уникальные возможности для переезда людей для работы в Комсомольске-на-Амуре» [10, с. 4]; «В декабре 2016 года был открыт единственный на Дальнем Востоке детский технопарк «Кванториум»» [3]. Рассматриваемая аксиологическая доминанта проявляется в выражениях, которые в своей контекстуальной совокупности приобретают значение уникальности, например: « Таких городов, по развитию которых дал отдельное поручение Президент России, в нашей стране нет» [8].

Аксиологическая доминанта Успешное прошлое Комсомольска-на-Амуре представлена в следующих контекстах: «Город Комсомольск-на-Амуре начал строиться во времена Советского Союза и являлся всесоюзной стройкой. В этот период истории страны город активно развивался, население города стремительно росло» [10, с. 4]; «чтобы комсомольчане не покидали родной город, а наоборот, возвращались сюда, растили детей, учились, трудились и были счастливы, как в былые времена» [10, с. 4], «в конце 80-х годов Комсомольск-на-Амуре переживал бурный расцвет, ежегодно в эксплуатацию вводилось по 240-300 тыс. кв. метров жилья, по два-три детских сада, школы, поликлиники, магазины, кинотеатры, стадионы» [10, с. 4], «модернизировались промышленные гиганты», «именно в это время на КнААЗ стали выпускать истребители и их модификации, прославившие завод на весь мир» [10, с. 4], «вводился в строй флагман металлургии -Дальневосточный передельный завод» [10, с. 4], «росли новые микрорайоны, а люди все прибывали в город» [10, с. 4], «с самого начала своей героической истории Комсомольск стал «нашим кормильцем»» [10, с. 4]. Исторические параллели приводятся с целью подкрепления информации и вызова таких ассоциаций у читателя, которые спо-

собствуют формированию региональной идентичности. Поэтому для руководителей города и края так важно упоминать героическое советское прошлое города, т.к. оно было символом успешного существования Комсомольска-на-Амуре, о котором жители города все еще помнят.

Позитивная оценочность советского периода в развитии города представлена в положительно окрашенных лексемах счастливы, бурный расцвет, прославивший, и усиливается сравнительной конструкцией как в былые времена. Кроме того, высокие темпы развития города во времена существования Советского Союза подчеркиваются с помощью наречий активно, стремительно. Руководство края и города прибегает к перечислению и упоминанию самых значимых объектов города, а именно, различных заводов, для того, чтобы придать весомость своим призывам не покидать город. Значимость объектов подчеркивается метафорой завод - флагман и метафорой промышленные гиганты, которые указывают на масштабность и высокое качество регионального производства. Сравнение завода с кораблем с командующим на борту (флагман -крупный военный корабль, на котором находится командующий крупным соединением военных кораблей [6, с. 854]), репрезентирует образ городского завода как лидера в своей сфере.

Обязательным компонентом в процессе формирования региональной идентичности является подчёркивание положительных качеств жителей города, что составляет аксиологическую доминанту Жители Комсомольска-на-Амуре -залог развития города. Администрация города и края указывает на высокий профессионализм жителей и их личные качества: «и только благодаря мужеству ком-сомольчан большой беды удалось избежать» [10, с. 4], «Наш город всегда славился высоким профессионализмом сотрудников учреждений культуры [3], «На спортивной карте страны Комсомольск-на-Амуре занимает достойное место. Почти каждый год наши спортсмены и их тренеры завоёвывают высокие места на краевых, региональных, всероссийских и мировых соревнованиях» [3], «Своими победами спортсмены города не только

ф

го

X

о

X

ф

XI X I-

о о

X

X

ф

го

X

го 3

3

укрепляют славу Комсомольска-на-Амуре, но и способствуют тому, чтобы с каждым годом всё большее количество горожан регулярно занимались спортом» [3].

Апеллируя к чувствам читателей, авторы статей используют эмоционально-окрашенные синтаксические конструкции, связанные с акцентированием регионального самосознания, например: только благодаря, не только ... но. С этой же целью используется наречие времени всегда.

Как подчеркивает Н.А. Купина, для руководителей регионов важно почер-кнуть общность населения и власти для развития региона. «Общность — это прежде всего осознание уральцами коллективной идентичности, неразрывной связи с родным краем [4, с. 21].

Аксиологическая доминанта: общность населения и руководства Комсомольска-на-Амуре представлена лексемами вместе, мы, наша, общее, совместный, сообща, каждый: «но работать нужно вместе», «вместе мы - сила», «отныне наша генеральная линия», «мы можем говорить о возрождении легендарного города юности, города на заре» [10, с. 4], «Реализация новой идеологии, направленной на создание в Комсомольске удобных и комфортных условий жизни, должна стать общим делом всех горожан, а не только делом власти. Поэтому сегодня важно выстроить коммуникации между властью, бизнесом и обществом с целью перехода к конструктивному диалогу и совместной работе, а также учитывать общественное мнение, особенно если жители сами заявляют о своем желании сообща решать проблемы города» [3], «Все эти задачи будут по плечу горожанам, если каждый будет прилагать усилия для того, чтобы Комсомольск-на-Амуре процветал, выглядел достойно, комфортно и уютно, если каждый поделится частичкой своей любви к родному городу» [3]; «и даже наводнение 2013 года не выбило нас из колеи» [10, с. 4]. Используя форму глагола 1-го л. мн.ч., а также местоимений наш, мы, авторы напрямую обозначают себя как представителей всего населения города. На взгляд чиновников, активные совместные действия жителей

и администрации будут способствовать процветанию города Комсомольска-на-Амуре.

Особую значимость в приведенных контекстах имеют предложения с модальными глаголами, в которых авторы чётко выражают не только свое отношение, оценку ситуациям, но и свою программу решения проблем и задач. Так, авторы использует модальность долженствования, о чем свидетельствует глаголы должно стать, нужно.

Определенный интерес представляют побудительные конструкции в статьях чиновников города и края. Такие конструкции имеет целью создание эмоциональной атмосферы активности и сознательности: пришло время - действовать», «надо идти дальше», «необходимо сохранить и приумножить имеющийся потенциал и сделать все, чтобы город стал удобным для проживания людей» [10, с. 4].

Представленные в статье результаты анализа аксиологических доминант показывают, что в средствах массовой информации ведущими политиками города Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края поставлены следующие акценты: акцентирование общности жителей и администрации; демонстрация своеобразия города через подчёркивание его славного прошлого, уникальности города в разных областях, в том числе промышленности и образования, положительных качеств жителей города.

Указанные аксиологические доминанты репрезентируются с помощью различных лексических и грамматических лингвистических средств, которые являются инструментом формирования региональной идентичности. Язык способствует классификации объектов окружающего мира, сведений о нем. Благодаря языку человек осваивает идеологию общества, культурные нормы и социальные роли. В результате именно через язык происходит самоотождествление человека с конкретным регионом, формируется региональная идентичность.

Библиографический список

1. Вендина, Т.И. Язык как форма реализации культурной идентичности [Текст] / Т.И. Вендина // Культура сквозь призму идентичности. - М.: Индрик, 2006. - С. 42-59.

2. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - М.: Дрофа, 2000. - 1233 с.

3. Климов, А.В. Великий труженик Комсомольск-на-Амуре свой 85-й юбилей встретил энергичным рабочим ритмом [Электронный ресурс] / А.В. Климов // Официальный сайт органов самоуправления Комсомольска-на-Амуре. - Режим доступа: https://www.kmscity.ru/news/2017/07/19/28825/

4. Купина, Н.А. Аксиологическая доминанта в тексте программной статьи губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева «Мобилизация на успех: год 2016» [Текст] / Н.А. Купина // Политическая лингвистика. - 2016. - № 1(55). - С. 20-25.

5. Мосиенко, Л.В. Аксиологические доминанты в художественных произведениях Гийома Мюс-со [Текст] / Л.В. Мосиенко // Вестник ОГУ. - 2014. - № 11 (172). - С. 47-52.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: А ТЕМП, 2006. - 944 с.

7. Серебренникова, Е.В. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. - М.: Тезаурус, 2011. - С. 7-26.

8. Трутнев, Ю. Комсомольск-на-Амуре должен стать комфортным для горожан [Электронный ресурс] / Ю. Трутнев // Электронная газета «Амурмедиа». - Режим доступа: http://amurmedia.ru/ news/535773/

9. Шевченко, В.Д. Аксиологическая доминанта в дискурсе [Текст] / В.Д. Шевченко, Е.С. Шевченко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2016. - № 5 (193). - С. 27-30.

10. Шпорт, В.И. Третье дыхание Комсомольска - нас ждут великие дела! [Текст] / В.И. Шпорт // Дальневосточный Комсомольск. - 2015. - № 91(18111). - С. 4.

Referencеs

1. Vendina T.I. Language as a form of realization of cultural identity. Culture through the prism of identity. M.: Indrik, 2006. P. 42-59. [in Russian].

2. Yefremova T.F. New interpretative and word-building dictionary of the Russian Language. M.: Drofa, 2000. P. 1233. [in Russian].

3. Klimov A.V. The great worker Komsomolsk-on-Amur met his 85th anniversary with an energetic working rhythm. The official website of the Komsomolsk-on-Amur self-government bodies. Available at: https://www.kmscity.ru/ news/2017/07/19/28825/ [in Russian].

4. Kupina N.A. The axiological dominant in the text of the program article of the Governor of the Sverdlovsk Region Evgeny Kuyvashev «Mobilizing for Success: Year 2016». Politicheskaya lingvistika, 2016. № 1 (55). P. 20-25. [in Russian].

5. Mosiyenko L.V. Axiological dominants in the works of Guillaume Musso. Vestnik OSU. 2014. № 11 (172). P. 47-52 [in Russian].

6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. Russian academy of science. Institute of Russian language named after V.V. Vinogradov. M.: A TEMP, 2006. P. 944. [in Russian].

7. Serebrennikova Ye. F. Aspects of axiological linguistic analysis. Linguistics and axiology: ethnosemiometry of value meanings. M.: Thesaurus, 2011. P. 7-26. [in Russian].

8. Trutnev Yu. Komsomolsk-on-Amur must be comfortable for citizens. E-newspaper «Amurmedia». Available at: http://amurmedia.ru/news/535773/. [in Russian].

9. Shevchenko V.D., Shevchenko E.S. Axiological dominant in discourse. Vestnik Orenburgskogogos. un-ta, 2016. No. 5 (193). P. 27-30. [in Russian].

10. Shport B.I. The third breath of Komsomolsk - great things await us! Far East Komsomolsk. 2015. No. 91 (18111). P. 4. [in Russian].

Сведения об авторе: Шушарина Галина Алексеевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация», Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация. КтаИ: Galinalmk@yandex.ru

Information about the author: Shusharina Galina Alexeyevna,

Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Linguistics and Cross-Cultural Communication, Komsomolsk-on-Amur State Technical University, Komsomolsk-on-Amur, Russia. E-mail: Galinalmk@yandex.ru

УДК 8Р1

ББК 83.3(2Рос=Рус)5

Ян Юньлу

пейзажная лирика м.ю. лермонтова в русской критике на рубеже xix-xx веков

Статья посвящена обзору критических работ по пейзажной лирике М.Ю. Лермонтова на рубеже XIX-XX веков. Опираясь на материалы научных работ С.А. Андреевского, И.Ф. Аннен-ского, В.В. Розанова, Ю.И. Айхенвальда, Д.С. Мережковского, В.Ф. Саводника, П.Н. Сакулина, С.В. Шувалова, С.Н. Дурылина и т.п., в статье анализируются особенности исследований данного периода, которые проявляются в художественных и мировоззренческих характеристиках лермонтовского изображения природы.

Ключевые слова: лермонтоведение, критика, пейзажная лирика, художественная характеристика, миросозерцание.

Yang Yunlu

landscape lyrics by m.yu. lermontov in russian criticism at the tern of the xix-xx centuries

The article reviews critical works on the landscape lyric poetry by M. Yu. Lermontov created at the turn of the XIX-XX centuries. Based on the materials of scientific works of S.A. Anderejevsky, I.F. Annensky, V.V. Rozanov, Yu.I. Aikhenvald, D.S. Merezhkovsky, V.F. Savodnik, P.N. Sakulin, S.V. Shuvalov, S.N. Durylin et al., the article specifies the features of scientific research of the period, defines the artistic characteristics and philosophical aspects of Lermontov's representation of nature.

Key words: lermontology, criticism, landscape lyrics, artistic characteristics, worldview.

Конец XIX века - начало XX века является особым периодом в лермонтове-дении с точки зрения изучения пейзажной лирики Лермонтова. На всех этапах1 исследований лирики Лермонтова про-

слеживаются две центральные группы вопросов: 1) мастерство и художественные особенности изображения природы в стихотворениях Лермонтова; 2) отношение Лермонтова к природе и ее поэ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Для системного рассмотрения и обобщения мы разделяем историю изучения пейзажной лирики Лермонтова на пять этапов: 1840-1890 гг.; 1890-1920 гг.; 1920-1960 гг.; 1960-1990 гг.; 19902017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.