Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Газиева Инна Александровна

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу профессиональной самореализации студенческой молодежи и определению ее ценностных детерминант. По мнению автора, профессиональная самореализация молодежи представляет собой этап социализации, характеризующийся формированием и реализацией профессионального потенциала, включающего набор профессиональных компетенций и специальных свойств личности, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности. Профессиональная самореализация невозможна без создания соответствующих для этого условий как части Государственной молодежной кадровой политики, которая в широком понимании представляет собой институционально-организованную социально-управленческую деятельность субъектов молодежной политики, направленную на регулирование кадровых процессов в молодежной среде страны. Эффективность организации кадровых процессов, в частности создания условий для профессиональной самореализации и интеграции новых сотрудников в рабочий процесс, во многом определяется ценностными детерминантами молодежи. С целью определения ценностных условий для профессиональной самореализации студенческой молодежи, были проанализированы результаты социологического исследования, проведенного в 2022 г. под руководством автора среди студентов дневного обучения Президентской академии (N=18392). В результате анализа были выявлены две группы ценностных детерминант профессиональной самореализации: первичные и вторичные. Первичные ценностные детерминанты носят стратегический характер и должны учитываться при выстраивании кадровой политики организации, находясь в зоне ответственности руководителя организации; к ним относятся те ценностные условия, через которые респонденты раскрывают содержание самореализации. Вторичные ценностные детерминанты профессиональной самореализации носят тактический характер, они должны лежать в основе адаптационной практики для каждого нового сотрудника организации и находиться в зоне ответственности непосредственного руководителя; эта группа включает ценностные условия наиболее важные при трудоустройстве для студентов, имеющих потребность в возможности профессиональной самореализации. Выявленные ценностные детерминанты профессиональной самореализации могут быть включены в программу адаптации молодых специалистов в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE DETERMINANTS OF YOUTH PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of professional self-realization of students and the definition of its value determinants. According to the author, the professional self-realization of young people is a stage of socialization, where professional potential is formed and realized; it includes a set of professional competencies and special personality traits necessary for the effective implementation of labor activity. Professional self-realization is impossible without the creation of appropriate conditions, which is as part of the State Youth Personnel Policy: an institutionally organized socio-managerial activity of the subjects of youth policy aimed at regulating personnel processes in the youth environment of the country. The effectiveness of the organization of personnel processes depends on how much this process responds to the values of youth. To determine the value conditions for the professional self-realization of students, the results of a sociological study were analyzed. The study was conducted in 2022 under the guidance of the author among Russian students (N=18,392). As a result of the analysis, two groups of value determinants of professional self-realization were identified: primary and secondary. Primary value determinants are strategic, they should be considered when the personnel policy of the organization building, they are in the area of responsibility of the head of the organization; these groups include the value conditions through which respondents reveal the content of self-realization. Secondary value determinants of professional self-realization are tactical. They should form the basis of adaptation practice for each new employee of the organization and be in responsibility of the immediate supervisor; this group includes the most important value conditions in employment for students who need the opportunity for professional self-realization. The revealed value determinants of professional self-realization can be included in the program of adaptation of young specialists in the organization.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2023. Т. 29. № 2

DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-2-219-243

ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

И.А. Газиева, канд. соцол. наук, доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Институт организационного развития и стратегических инициатив, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1, г. Москва, Российская Федерация, 119571*

Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу профессиональной самореализации студенческой молодежи и определению ее ценностных детерминант. По мнению автора, профессиональная самореализация молодежи представляет собой этап социализации, характеризующийся формированием и реализацией профессионального потенциала, включающего набор профессиональных компетенций и специальных свойств личности, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности. Профессиональная самореализация невозможна без создания соответствующих для этого условий как части Государственной молодежной кадровой политики, которая в широком понимании представляет собой институционально-организованную социально-управленческую деятельность субъектов молодежной политики, направленную на регулирование кадровых процессов в молодежной среде страны. Эффективность организации кадровых процессов, в частности создания условий для профессиональной самореализации и интеграции новых сотрудников в рабочий процесс, во многом определяется ценностными детерминантами молодежи. С целью определения ценностных условий для профессиональной самореализации студенческой молодежи, были проанализированы результаты социологического исследования, проведенного в 2022 г. под руководством автора среди студентов дневного обучения Президентской академии (N=18392). В результате анализа были выявлены две группы ценностных детерминант профессиональной самореализации: первичные и вторичные.

Первичные ценностные детерминанты носят стратегический характер и должны учитываться при выстраивании кадровой политики организации, находясь в зоне ответственности руководителя организации; к ним относятся те ценностные условия, через которые респонденты раскрывают содержание самореализации.

Вторичные ценностные детерминанты профессиональной самореализации носят тактический характер, они должны лежать в основе адаптационной практики для каждого нового сотрудника организации и находиться в зоне

* Газиева Инна Александровна, e-mail: gazieva-ia@ranepa.ru

ответственности непосредственного руководителя; эта группа включает ценностные условия наиболее важные при трудоустройстве для студентов, имеющих потребность в возможности профессиональной самореализации.

Выявленные ценностные детерминанты профессиональной самореализации могут быть включены в программу адаптации молодых специалистов в организации.

Ключевые слова: ценности, самореализация, кадровая политика, молодежная политика, молодежь, социология управления, социология молодежи.

VALUE DETERMINANTS OF YOUTH PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Gazieva Inna A., Ph.D., Associate Professor, The Russian Presedential Academy of National Economy and Public Administration, The Institute of the Organizational Development and Strategic Initiatives, Prospekt Vernadskogo, 82, building 1, Moscow, Russian

Federation, 119571, e-mail: gazieva-ia@ranepa.ru

The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of professional self-realization of students and the definition of its value determinants. According to the author, the professional self-realization of young people is a stage of socialization, where professional potential is formed and realized; it includes a set of professional competencies and special personality traits necessary for the effective implementation of labor activity. Professional self-realization is impossible without the creation of appropriate conditions, which is as part of the State Youth Personnel Policy: an institutionally organized socio-managerial activity of the subjects of youth policy aimed at regulating personnel processes in the youth environment of the country.

The effectiveness of the organization of personnel processes depends on how much this process responds to the values of youth.

To determine the value conditions for the professional self-realization of students, the results of a sociological study were analyzed. The study was conducted in 2022 under the guidance of the author among Russian students (N=18,392). As a result of the analysis, two groups of value determinants of professional self-realization were identified: primary and secondary.

Primary value determinants are strategic, they should be considered when the personnel policy of the organization building, they are in the area of responsibility of the head of the organization; these groups include the value conditions through which respondents reveal the content of self-realization.

Secondary value determinants of professional self-realization are tactical. They should form the basis of adaptation practice for each new employee of the organization and be in responsibility of the immediate supervisor; this group includes the most important value conditions in employment for students who need the opportunity for professional self-realization.

The revealed value determinants of professional self-realization can be included in the program of adaptation of young specialists in the organization.

Key words: values, self-realization, personnel policy, youth policy, youth, sociology of management, sociology of youth.

Самореализация всегда являлась актуальной проблемой для общества, ориентированного на социально-экономическое развитие — в части самореализации молодежи, и на стабилизацию — в части самореализации взрослого населения. Обе стороны самореализации, включая ее содержание, условия, факторы влияния и прочие характеристики, являются важными объектами изучения современных ученых гуманитарных отраслей научного знания.

Дополнительную актуальность вопросы самореализации приобретают в свете подписания Указа Президента РФ о национальных целях развития России до 2030 г., где одной из таких целей является создание возможностей для самореализации молодежи и развития талантов. В число целевых показателей, характеризующих достижение указанной цели к 2030 г., входит в том числе "формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов", направленной на "самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся", а также "создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций"1.

На наш взгляд, данные пункты Указа можно назвать целевыми показателями лишь с некоторой долей условности; это, скорее, приоритетные направления общественного развития, воспитания молодежи и решения взаимодетерминированных проблем, совокупно описывающих суть понятия профессиональной самореализации, имеющей под собой ценностную основу. Очевидно, данное понятие является комплексным, а это в свою очередь затрудняет его однозначную интерпретацию, поэтому требует дополнительного анализа, глубокой научной и методологической проработки. В данной статье мы остановимся на детальном изучении как самого понятия профессиональной самореализации молодежи, так и его ценностных детерминант в молодежной среде.

Начнем с определяемого термина "самореализация", имеющего целый ряд дополнительных значений к основному, которое можно раскрыть через диалектическую связь категории возможного в значении некоего внутреннего потенциала индивида, его социально-психологических и профессиональных способностей и талантов, который становится реальным: реализуется, начиная приносить

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 "О национальных целях развития России до 2030 года. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63728 (дата обращения: 10.10.2022).

ощутимую пользу, удовлетворение от процесса и результата деятельности при наличии необходимых для этого условий.

В ходе анализа научной литературы, касающейся вопросов самореализации как одной из детерминант благополучия населения вообще и отдельных социально-демографических групп, в частности, можно выделить несколько подходов к содержательному раскрытию данного понятия через методологическую связь с другими базовыми социологическими категориями. Приведем "методологические пары", наиболее важные для нашего исследования:

- "самореализация" — "самоактуализация": данная пара основана на схожей диалектической связи с описанной нами ранее, с разницей в том, что здесь речь идет о процессе не только поиска и реализации некоего врожденного потенциала и специфических свойств индивида, но и о приобретении ими актуальной формы при особых благоприятных условиях ("самоактуализация"), в то время как "самореализация" предполагает "осуществление сформировавшихся, уже существующих способностей и представлений человека о себе"2; причем, связь этих процессов заключается в том, что самоактуализация является своеобразным "пусковым механизмом" самореализации: "для того, чтобы реализовать свои способности, желания и представления о себе, человек должен вначале их обнаружить, осознать, осмыслить"3. Соответственно, в данном контексте самореализация представляет собой реализацию не только своих способностей, но и определенных представлений о себе как результат их осмысления и осознания;

- "самореализация" — "социализация": здесь "социализация" есть процесс подготовки молодежи к ролевой функции в общественном разделении труда, а "самореализация" — стадия самоутверждения в том или ином ролевом статусе4; кроме того, о самореализации можно говорить и как о "раскрытии способностей, талантов и возможностей человека, осуществляемом путем включения его в социальные структуры"5. В контексте данной методологической

2 Киселева Л.С. Человекоцентрические концепции в экономической теории: современные тенденции // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 4. С. 126-142.

3 Киселева Л.С. Благополучие российского населения: архитектоника, субъективное восприятие и региональное своеобразие. Дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.04. СПб., 2020. С. 285.

4 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: Монография. М., 2020. С. 17.

5 Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация и социальная компетентность человека // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. 2007. Вып. 3. С. 107-117.

связи самореализация представляет собой этап социализации, характеризующийся принятием индивидом ролевого статуса в одной из сфер общественного разделения труда и реализацией себя в соответствии с ним;

- "самореализация" — "самопроектирование": здесь молодежь выступает в качестве "субъекта жизненного проектирования"6, что предполагает ее способность к самореализации жизненных проектов, а "самопроектирование", в свою очередь, есть свойственная современности "характеристика позиционирования и самопозиционирования личности"7, а также осознание того, что индивид собой представляет, предполагающее соответствующую форму и характер подачи себя в социальной среде; предполагается, что в данном контексте "самореализация" понимается как "объективное осуществление личностью собственного проекта в границах гармонии с обществом и самим собой"8. В данном контексте самореализация представляет собой репрезентацию видения молодым человеком себя и своей жизни как осуществление проекта посредством реализации своих склонностей и способностей.

Представленные методологические связи не противоречат, но дополняют друг друга как форма, функция и результат и позволяют значимо расширить нашу исследовательскую методологию.

Опираясь на приведенные выше подходы, можно говорить о том, что в самом общем понимании сущность самореализации заключается не только и не столько в реализации человеком его потенциала, который, проявляясь в различных сферах общественной жизнедеятельности, демонстрирует многогранность развития личности. Здесь имеет место диалектическая связь этапности своеобразной работы с потенциалом: его поиск, осознание, определение условий для реализации, сама реализация этого потенциала. Самореализация индивида может происходить в ходе осуществления его собственного жизненного проекта, что определяет самореализацию как один из этапов социализации, прохождение которого выводит индивида на следующий, более высокий уровень развития личности.

Мы можем говорить о самореализации человека как члена семьи, что может проявляться как в создании и обеспечении социаль-

6 Алиев Ш.И. Жизненное проектирование российской молодежи в условиях информационной реальности: Дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.04. Ростов-н/Д., 2019. С. 25.

7 Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь. Вып. 3 // Философские науки. 2009. № 11. С. 138.

8 Бухарцева Н.Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации // Педагогическое образование в России. 2010. № 4. С. 28-33.

но-экономической и психологической устойчивости собственной ячейки общества, так и в поддержании теплых, конструктивных отношений с родителями и другими родственниками. Часто говорят о творческой самореализации, предполагая реализацию талантов как в профессиональной, так и в обыденной жизни.

Таким образом, самореализация, на наш взгляд, есть этап социализации, когда происходят осмысление и осознание индивидом своих способностей и их последующая реализация в ходе выстраивания и прохождения своих жизненных стратегий, а также через принятие ролевого статуса в сфере общественного разделения труда, что выводит нас в плоскость профессиональной самореализации.

Заметим, что говорить о профессиональной самореализации необходимо в тесной взаимосвязи с профессиональной деятельностью индивида, т.е. с необходимостью — в контексте решения им профессиональных задач в рамках конкретной организации, в которой высшей точкой профессиональной самореализации должен стать высокий уровень профессионализма.

Поскольку профессионализм для нас определяется не только совокупностью знаний, опыта и умений работника, но и его включенностью в деятельностную профессиональную среду через взаимосвязанное осознание целей деятельности организации и его смысложизненных целей, связанных с профессиональной деятель-ностью9, профессиональная самореализация молодежи в контексте данного исследования представляет собой этап социализации, характеризующийся формированием и реализацией профессионального потенциала, включающего набор профессиональных компетенций и специальных свойств личности, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности.

Заметим, что данная формулировка не отменяет, а наоборот еще больше актуализирует проблему необходимости создания условий для эффективной профессиональной самореализации молодежи. Более того, анализ результатов самореализации желательно проводить в привязке к тем условиям, в которых эта самореализация происходит. Создание же таких условий, в свою очередь, является одним из направлений кадровой политики, причем, Государственной молодежной кадровой политики (ГМКП), которая находится на пересечении Государственной молодежной политики и Государственной кадровой политики и в широком понимании представляет собой институционально-организованную

9 Газиева И.А. Профессионализм государственных гражданских служащих: проблемные особенности // Власть. 2011. № 6. С. 141.

социально-управленческую деятельность субъектов молодежной политики, направленную на регулирование кадровых процессов в молодежной среде страны. Одним из таких кадровых процессов и является профессиональная самореализация молодежи, которая в силу не только деятельностной, но институциональной природы ГМКП основана на ценностях.

Будучи одним из этапов социализации, профессиональная самореализация охватывает весь период жизни молодого человека, находясь в возрастных границах определения молодежи как социально-демографической группы, и также включает ряд этапов. В то же время молодежь в структурном плане является весьма сложной, социально неоднородной группой, которая в рамках одного и того же возраста, например, объединяет молодежь учащуюся и не учащуюся, прошедшую специальную профессиональную подготовку или не прошедшую ее. В данной статье мы не говорим обо всей молодежи страны, а делаем акцент на изучении особенностей профессиональной самореализации лишь студенческой молодежи как кадровой ресурсной основы социально-экономического развития страны.

Первый этап профессиональной самореализации студенческой молодежи приходится на период определения будущей профессии — довузовской профориентации. На этом этапе происходит первичное знакомство с профессией, которое в нашей стране не является явно выраженным институционализированным процессом. Чаще всего профориентация организуется вузами посредством выездов в школы и привлечения школьников на "Дни открытых дверей", задачей которых является помощь будущему студенту в профессиональном определении в рамках конкретного вуза без отсылок к другим вариантам профессий, выходящих за пределы образовательных возможностей конкретного вуза. Поскольку целью данной статьи не является глубокое изучение довузовской профориентации и определение ее эффективности, мы лишь сделаем акцент на ее безусловной важности на начальных этапах профессиональной самореализации, поскольку ее результатом является первичное профессиональное самоопределение, которое в большинстве случаев определяет не только профессиональную траекторию, но и дальнейшую судьбу человека.

После профессионального самоопределения, когда будущий студент сформировал хотя бы примерный образ своего профессионального будущего, он определяет для себя трек профессионального развития, благодаря которому впоследствии может войти в профессию. Безусловно, эти треки могут быть разными, определяемыми

и спецификой будущей профессии, и условиями жизни каждого конкретного индивида, и его социальными и интеллектуальными возможностями, и иными факторами. Так или иначе определенная доля молодежи решает, что важным этапом в ходе выстраивания ее профессионального трека является обучение вообще и в вузе, в частности.

Таким образом, этап обучения в вузе является следующим, вторым этапом профессиональной самореализации. Именно в вузе происходит индивидуальная внутренняя самодиагностика личностного потенциала, своего понимания будущей профессии и понимания того, насколько ожидания студента соответствуют первым впечатлениям при погружении в профессию. Кроме того, второй этап профессиональной самореализации, приходящийся на вузовский период интеграции молодежи в образовательный процесс, характеризуется и теоретическим, и практическим знакомством с профессией в ходе освоения теоретических знаний и прохождения разного вида образовательных практик.

Безусловно, ряд студентов имеет возможность познакомиться с профессией не только в ходе учебной практики, но и уже работая одновременно с обучением. Однако в таких условиях можно говорить об эффективной профессиональной самореализации с большой долей условности, поскольку, согласно данным наших исследований, доля студентов, работающих в соответствии с будущей профессией, весьма мала.

Так, согласно результатам исследования, проведенного под руководством автора среди студентов Президентской академии в 2021 г. (N=15408), полностью совмещают работу и учебу лишь 13% опрошенных студентов очного обучения всех регионов присутствия РАНХиГС, менее трети (31%) совмещают обучение и неполный рабочий день, более половины (56%) — работу и учебу не совмещают совсем. При этом работа полностью связана с будущей профессией лишь у 12% респондентов, работающих полный день, и у трети респондентов (34%), работающих неполный рабочий день10.

В любом случае, именно в вузе после первого соприкосновения с профессией студент понимает, оставаться в этой профессии или менять ее. Ближе к окончанию вуза, после овладения теоретическим базисом профессии, после первого погружения в профессию и профессиональную среду в ходе прохождения разного рода практики,

10 Газиева И.А., Нишукова О.Ю. Массовый опрос студентов РАНХиГС "Трудоустройство", 25 июня — 9 июля 2021 года, (Ы= 15 408). Отчет по результатам исследования. М., 2021.

у студента начинают формироваться более четкие ожидания от будущей профессии и от карьерных перспектив, что определяет образ следующего этапа профессиональной самореализации. Этот этап определяется карьерными и иными ожиданиями от будущего места трудоустройства. И здесь важно понять, какие именно характеристики профессиональной деятельности наиболее сильно коррелируют у студентов с пониманием профессиональной самореализации и, наконец, какими должны быть условия для их профессиональной самореализации уже на третьем ее этапе, послевузовском.

Для ответа на данные вопросы обратимся к результатам исследования, проведенного в 2022 г. под руководством автора с целью диагностики ценностных ориентаций, определяющих выбор выпускниками места трудоустройства (N=18392)". В ходе исследования мы сформулировали ряд ценностных критериев выбора места трудоустройства, которые по сути своей являются ценностными условиями, привлекающими внимание студентов к потенциальному работодателю и при наличии таковых могут стать решающими факторами при определении места трудоустройства.

Таблица 1

Показатели корреляции наличия возможностей для профессиональной самореализации и ценностных ориентаций студентов на определение места трудоустройства (коэффициент Спирмена)

Ценностные условия г

1. Перспективы карьерного роста 0,757

2. Возможность совершенствования своих профессиональных навыков 0,757

3. Возможность иметь широкий круг общения с различными экспертами 0,734

4. Возможность учиться у интересных людей 0,716

5. Возможность творческой самореализации 0,711

6. Возможность создать достойную профессиональную репутацию 0,703

7. Получать удовлетворение от работы 0,700

11 Газиева И.А., Бурашникова А.А., Дзюба Д.И., Халитова В.И. Трудоустройство студентов Президентской академии: условия и факторы: База данных. Свидетельство о регистрации базы данных № 2022620726 от 04.04.2022, Заявка № 2022620569 от 25.03.2022. Исследование проведено в рамках проекта "Приоритет 2030".

Поскольку среди таких ценностных критериев были указаны и возможности для профессиональной самореализации, мы смогли рассчитать корреляцию со всеми диагностируемыми ценностными характеристиками. В результате корреляционного анализа по методу Ч. Спирмена определились семь ценностных условий, которые максимально коррелируют с возможностью профессиональной самореализации (табл. 1).

Так, согласно полученным результатам анализа, респонденты наиболее всего связывают со значением возможности для профессиональной самореализации "перспективы карьерного роста" и "возможность совершенствования своих профессиональных навыков" (по 0,757).

То, что именно перспективы карьерного роста являются наиболее весомым ценностным условием для трудоустройства студентов, не вызывает большого удивления и является достаточно предсказуемым результатом. В то же время ориентация большинства респондентов на возможность совершенствования своих профессиональных навыков при выборе места будущего трудоустройства демонстрирует весьма позитивную тенденцию к дальнейшему развитию, уже за пределами вуза.

Следующим ценностным условием, с которым респонденты связывают возможности профессиональной самореализации, является возможность иметь широкий круг общения с различными экспертами (0,734). Здесь видится потребность молодежи не просто в наличии широких профессиональных коммуникативных перспектив, но и желание быть интегрированными в профессиональное сообщество, в его коммуникативное пространство.

Высокая корреляция возможности для эффективной профессиональной самореализации молодежи с возможностью учиться у интересных людей (0,716) обнажает две потребности респондентов: потребность в дальнейшем профессиональном познании и потребность в наставнике на рабочем месте. Заметим, что в данном тезисе не заложен прямой запрос ни на официальное, институционализированное наставничество, ни на неформальное наставничество, поскольку наставничество в самом широком смысле предполагает передачу "определенного опыта (знаний, навыков, умений, миро-возренческих установок, пр.), а также смыслов и жизненных ценностей от более опытного лица в адрес менее опытного"12. При этом наставник может и не знать, что он является таковым; равно как и

12 Князькова Е.А., Береза Н.А. Вопросы актуальности института наставничества в молодежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления. 2018. № 5 (35). С. 73.

молодой человек, ориентируясь на конкретного сотрудника и обучаясь у него, не обязательно считает его своим наставником. В нашем случае факт потребности в профессиональном лидере и вдохновителе, равно как и потребность в профессиональном познании и развитии, может стать в некотором роде вызовом для большинства работодателей.

Запрос на познание предполагает длительность этого процесса, а не разовое освоение конкретной профессиональной функции с возможностью совершенствования лишь ее на протяжении всего рабочего периода в конкретной организации. Запрос на следование примеру интересных людей предполагает наличие в коллективе таких людей — профессионалов, у которых можно перенять не только практические умения и навыки, но и разумный подход к организации своей жизни как профессиональной, так и личной.

Одним из значимых условий для профессиональной самореализации студенческой молодежи является наличие условий для творческой самореализации (0,711), связь которых друг с другом подчеркивается в ряде современных научных работ. Так, в работе Л.С. Киселевой, предлагающей типологию жизненных стратегий, содержание которых определяется характером социальной активности личности, при которой одной из жизненных стратегий является самореализация, отмечается, что именно творческая активность характерна для стратегии самореализации и направлена "на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию)"13. И.Е. Золин, в свою очередь, говорит о необходимости совершенствования творческого и профессионального потенциала наравне со способностью и возможностью к самореализации как важнейших характеристиках эффективной занятости14.

Р.А. Зобов считает творчество "высшей формой самореализации человека, ибо в нем воспроизводятся наиболее существенные и значимые феномены, представляющие собой явно выраженные целостные образования, в которых интегрированы рациональные и иррациональные компоненты"15. Именно творческий подход дает возможность индивиду выйти за рамки привычных правил и разработать новый метод, новый подход к решению профессиональной

13 Киселева Л.С. Благополучие российского населения... С. 279.

14 Золин И.Е. Социальные факторы регулирования российского рынка труда: Автореф. дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.03. Нижний Новгород, 2020. С. 16.

15 Зобов Р.А. Самореализация и творчество // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разееева. СПб., 2002. C. 61-78. URL: http://anthropology.ru/ru/text/zobov-ra/samorealizaciya-i-tvorchestvo (дата обращения: 4.12.2022).

проблемы. Особенно важной является возможность творческой самореализации, когда привычные алгоритмы и схемы работы оказываются неэффективными или попросту нерабочими, неспособными решить новую профессиональную задачу. Более того, проактивный работодатель должен понимать, что в условиях активной изменчивости информационного пространства и высокой динамичности социально-экономических и политических процессов именно возможность творческой самореализации сотрудников может стать одним из условий обеспечения поступательного развития организации.

Весьма важной и даже знаковой является связь условий для профессиональной самореализации студенческой молодежи с потребностью в возможности создать достойную профессиональную репутацию (0,703). Такая позиция говорит о высоком уровне социальной осознанности сегодняшних еще студентов. Надо заметить, что достойная репутация есть одна из важнейших характеристик профессионализма16. Скажем, при условии максимально качественного выполнения своих обязанностей работника сложно назвать профессионалом, если он замечен в каких-либо коррупционных схемах. Очевидно, что он своими действиями наносит урон и потребителям, и профессиональному сообществу, одновременно выключая себя из сообщества профессионалов.

Достаточно высокой является корреляция возможности для профессиональной самореализации и возможности получать удовлетворение от работы (0,700). Такой показатель не говорит об ориентации студентов в первую очередь на обеспечение финансового благополучия или построение карьеры без оглядки на специфику работы. Для студенческой молодежи одним из ценностных условий профессиональной самореализации является получение удовлетворения от работы, что возможно лишь в случае изначально правильного выбора профессии: для себя, для своего индивидуального потенциала, для своих ценностных установок.

Безусловно, наиболее эффективным треком профессиональной самореализации является тот, в котором студент продолжает свое обучение в магистратуре или трудоустраивается по первоначально определенной профессии. Поэтому, как уже говорилось выше, довузовская профориентация является важнейшим и необходимым условием для первичной профессиональной самореализации лич-

16 Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Нижний Новгород, 1998.

ности. Поскольку современный рынок труда можно назвать весьма подвижным социальным организмом, который растет, увеличивается в объеме, усложняя структуру и разделяя функции (Г. Спенсер), профориентация становится необходимой не только до поступления в вуз, но и в ходе образовательного процесса, а также после его завершения. Более того, система непрерывной профориентации видится неотъемлемой частью системы непрерывного образования, которая в противном случае и дальше будет иметь лишь догоняющий характер.

Исходя из приведенного выше анализа ценностных условий для профессиональной самореализации, можно сделать вывод о том, что для большинства опрошенных студентов профессиональная самореализация связана с возможностью карьерного роста и профессионального самосовершенствования в ходе обучения у интересных людей и общения с различными экспертами, а также в процессе творческой самореализации, создавая при этом достойную профессиональную репутацию и получая удовлетворение от работы.

Подчеркнем, что приведенный выше образ идеальных ценностных условий, ценностных детерминант профессиональной самореализации студенческой молодежи в сфере труда сложился лишь из тех характеристик, которые имеют максимальные корреляции. Однако условия профессиональной самореализации не ограничиваются приведенными выше и требуют дополнительного изучения. В этой связи обратимся к результатам анализа таблиц сопряженности.

В первую очередь, рассмотрим ценностные условия, являющиеся наиболее важными для абсолютного большинства респондентов (более 75%), для которых условия профессиональной самореализации являются максимально важными (табл. 2).

Первое, на что необходимо обратить внимание, это, конечно, присутствие в "топе" ценностных условий характеристик, которые мы уже достаточно детально проанализировали ранее. Это характеристики благодаря высоким корреляциям раскрывающие содержание понятия "профессиональная самореализация". Однако заметим, что несмотря на одинаковые коэффициенты корреляции значимость приведенных характеристик для респондентов является различной. Так, можно заметить, что при равных показателях корреляции перспективы карьерного роста являются более значимыми для большинства респондентов, чем возможность совершенствования своих профессиональных навыков (93,1% и 87,7%, соответственно). В то же время эта разница является незначительной, поэтому на ней останавливаться не будем.

Распределение оценок важности ценностных условий при выборе места трудоустройства студентов в зависимости от важности для них условий профессиональной самореализации, %17

Ценностные условия при трудоустройстве Важность возможности для профессиональной самореализации Выборка

1 Совсем неважно 2 3 Важно наполовину 4 5 Очень важно

1. Перспективы карьерного роста 5,6 10,4 30,2 41,3 93,1 67,0

2. Возможность получать удовлетворение от работы 8,8 14,1 34,4 45,5 90,6 67,0

3. Возможность совершенствования своих профессиональных навыков 5,0 7,8 20,6 27,6 87,7 60,5

4. Безопасные условия труда 6,9 13,1 30,6 39,9 85,7 62,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возможность создать достойную профессиональную репутацию 8,1 10,1 24,1 29,0 84,7 59,7

6. Высокая оплата труда в перспективе 10,0 16,1 44,2 45,9 84,4 64,5

7. Возможность учиться у интересных людей 6,8 8,8 19,8 25,3 83,7 57,8

8. Возможность иметь широкий круг общения с различными экспертами 4,1 7,6 20,3 20,9 82,8 56,3

9. Комфортное рабочее пространство 7,7 11,3 30,1 33,6 81,6 59,1

10. Возможность творческой самореализации 3,6 4,6 12,7 13,0 77,4 50,9

11. Иметь достаточно времени для организации личной жизни 7,4 12,0 29,0 33,4 76,7 55,9

17 В этой и всех таблицах далее сумма переменных по каждой строке неравна 100%, поскольку в таблицу включены лишь строки с ответами тех респондентов, которые максимально оценили для себя важность возможности для профессиональной самореализации.

Наиболее любопытным в данной таблице является то, что в "топ" вошли характеристики, не коррелирующие максимально с потребностью в условиях профессиональной самореализации; объединяет их всех довольно утилитарный подход к пониманию условий для профессиональной самореализации: безопасные условия труда (85,7%), высокая оплата труда в перспективе (84,4%), комфортное рабочее пространство (81,6%), наличие достаточного времени для организации личной жизни (76,7%). Очевидно, что тем респондентам, для которых очень важно иметь условия для профессиональной самореализации, так же важно иметь условия, закрывающие их базовые потребности, согласно пирамиде А. Маслоу.

Далее остановимся более подробно на ценностных условиях труда, которые являются максимально важными при трудоустройстве для более чем половины респондентов, определивших для себя высокую важность и наличия условий для профессиональной самореализации. Для простоты анализа и наглядности демонстрации его результатов мы сгруппировали данные характеристики по единым основаниям (см. табл. 3-6).

Первая группа ценностных условий труда совокупно представлена возможностями дополнительного развития и реализации приобретенных знаний. Из данных табл. 3 мы видим, что для респондентов, которым очень важны условия для профессиональной самореализации, так же важна и возможность иметь широкий круг общения с коллегами, занимающими аналогичные позиции (74,1%); возможность реализовать полученные в вузе знания, умения, навыки (70,2%); возможность учиться у руководителя (67,9%); возможность дополнительно обучаться в пределах организации (корпоративное обучение) (67,1%); возможность дополнительно изучать иностранный язык (65,9%) и практиковать его (60,2%); возможность передавать свой опыт другим (63%).

Во вторую группу ценностных условий для трудоустройства (табл. 4) входит возможность приносить пользу людям, отдельным социальным группам (66,7%) и возможность видеть пользу от результатов своего труда потребителям (73,8%); возможность нести ответственность за качество результатов своего труда (63,3%). На наш взгляд, ценностные условия труда, вошедшие в эту группу, объединяет возможность нести профессиональную ответственность за результаты своего труда.

Третья группа ценностных условий труда объединяет характеристики, описывающие возможности респондентов быть вклю-ценными в рабочий процесс (табл. 5). К ним относятся возможность проявлять инициативу в рабочих вопросах (73,5%), возможность

ы из

Таблица 3

Распределение оценок важности для респондентов возможности дополнительного развития и реализации приобретенных знаний при трудоустройстве в зависимости от важности для них условий профессиональной

самореализации, %

Ценностные условия труда: возможность дополнительного развития и реализации приобретенных знаний Важность возможности для профессиональной самореализации Выборка

1 Совсем неважно 2 3 Важно наполовину 4 5 Очень важно

1. Возможность иметь широкий круг общения с коллегами, занимающими аналогичные позиции 3,9 7,1 15,6 15,5 74,1 49,7

2. Возможность реализовать полученные в вузе знания, умения, навыки 3,6 3,5 10,8 10,7 70,2 45,9

3. Возможность учиться у руководителя 4,1 5,5 12,7 13,8 67,9 45,3

4. Возможность дополнительно обучаться в пределах организации (корп. обучение) 7,0 7,1 16,3 14,0 67,1 45,6

5. Возможность дополнительно изучать иностранный язык 7,1 8,3 17,8 18,1 65,9 45,7

6. Возможность передавать свой опыт другим 3,7 6,9 11,0 9,3 63,0 41,4

7. Возможность практиковать иностранный язык 4,2 6,0 12,5 14,4 60,2 40,7

Распределение оценок важности для респондентов возможности нести профессиональную ответственность за результаты труда при трудоустройстве в зависимости от важности для них условий профессиональной самореализации,%

Ценностные условия труда: возможность нести профессиональную ответственность за результаты труда Важность возможности для профессиональной самореализации Выборка

1 Совсем неважно 2 3 Важно наполовину 4 5 Очень важно

1. Польза от результатов вашего труда потребителям 6,3 9,9 21,3 25,2 73,8 51,9

2. Возможность приносить пользу людям, отдельным социальным группам 4,2 8,1 15,7 16,5 66,7 45,4

3. Возможность нести ответственность за качество результатов вашего труда 5,9 6,2 18,3 16,0 63,3 43,7

изменять ситуацию, реализовывать что-то новое (71,2%), возможность выполнять четко поставленные задачи (70,8%), возможность принимать самостоятельные решения по рабочим вопросам (70,1%), общность интересов с коллегами (61,2%), зависимость размера оплаты труда от эффективности принятых решений (58,7%), зависимость размера оплаты труда от количества выполненной работы (57,5%).

Четвертая, последняя группа представлена ценностными условиями, совокупно характеризующимися как дополнительные условия организации и оплаты труда (табл. 6). В эту группу вошли следующие условия: "переработки" только по согласию с работником, которые оплачиваются дополнительно (70,3%), гибкий рабочий график (65,9%), возможность работать дома в рабочее время (удаленно) (63,6%), ДМС (добровольное медицинское страхование) (61,8%), "белая" заработная плата (61,2%), минимальное время в пути до работы (60,6%), высокая оплата труда сейчас (58,8%), нормированный рабочий день (54,1%), возможность выезжать в командировки (53,8%), наличие спортивной инфраструктуры, доступной для посещения работниками (51,6%).

Распределение оценок важности для респондентов возможности быть включенным в рабочий процесс при трудоустройстве в зависимости от важности для них условий профессиональной самореализации, %

Ценностные условия труда: возможность быть включенным в рабочий процесс Важность возможности для профессиональной самореализации Выборка

1 Совсем неважно 2 3 Важно наполовину 4 5 Очень важно

1. Возможность проявлять инициативу в рабочих вопросах 5,2 7,1 14,1 13,7 73,5 49,0

2. Возможность изменять ситуацию, реализовывать что-то новое 7,3 8,3 15,2 13,6 71,2 48,0

3. Возможность выполнять четко поставленные задачи 5,1 7,6 17,0 18,0 70,8 48,3

4. Возможность принимать самостоятельные решения по рабочим вопросам 3,8 4,8 12,6 11,8 70,1 46,3

5. Общность интересов с коллегами 4,8 4,8 14,3 10,6 61,2 40,9

6. Зависимость размера оплаты труда от эффективности принятых решений 5,2 7,4 17,7 14,4 58,7 40,5

7. Зависимость размера оплаты труда от количества выполненной работы 4,9 8,3 17,6 16,5 57,5 40,1

Не вошло ни в одну из групп, но является особо важным более чем для половины респондентов, нуждающихся в условиях для профессиональной самореализации, такое условие трудоустройства, как престижность данного места работы (62,6%).

Обратившись одновременно ко всем приведенным выше таблицам, можно увидеть столбец, где указана доля оценок максимальной важности каждого из приведенных ценностных условий во всей выборке (столбец — "выборка"). В ходе простого сравнения

Распределение оценок важности для респондентов дополнительных условий оплаты и организации труда при трудоустройстве в зависимости от важности для них условий профессиональной самореализации, %

Ценностные условия труда: дополнительные условия организации и оплаты труда Важность возможности для профессиональной самореализации Выборка

1 Совсем неважно 2 3 Важно наполовину 4 5 Очень важно

1. "Переработки" только по согласию с работником, которые оплачиваются дополнительно 6,4 11,1 26,4 27,5 70,3 50,7

2. Гибкий рабочий график 6,4 11,3 22,8 22,8 65,9 46,9

3. Возможность работать дома в рабочее время (удаленно) 7,9 10,4 25,1 23,0 63,6 45,9

4. ДМС (добровольное медицинское страхование) 5,8 5,3 18,0 16,2 61,8 42,7

5. "Белая" заработная плата 6,8 11,3 26,1 26,5 61,2 45,0

6. Минимальное время в пути до работы 7,2 10,1 23,4 20,8 60,6 43,5

7. Высокая оплата труда сейчас 9,1 13,1 31,5 25,7 58,8 44,3

8. Нормированный рабочий день 5,5 7,8 16,8 14,9 54,1 37,7

9. Возможность выезжать в командировки 5,0 6,9 13,2 9,4 53,8 36,2

10. Наличие спортивной инфраструктуры, доступной для посещения работниками 5,8 5,8 12,9 10,8 51,6 35,1

этих оценок с оценками респондентов, нуждающихся в условиях для профессиональной самореализации, очевидно, что последние значимо выше оценивают важность для них всех анализируемых

ценностных условий. Для большей наглядности результатов такого сравнения мы определили средние оценки показателей, входящих в каждую из сформированных групп.

Удобства условий работы

Возможности быть включенным в рабочий

процесс

Возможности дополнительного развития и реализации приобретенных знаний

Возможности нести профессиональную ответственность за результаты труда

Содержание профессиональной самореализации

Рис. Сравнение средних оценок укрупненных групп ценностных условий респондентами с высокой потребностью в условиях для профессиональной самореализации и респондентами всей выборки, %

На рисунке приведено сравнение средних показателей важности характеристик, входящих в каждую смысловую группу: отдельно — для всех респондентов, отдельно — для респондентов, которые считают наличие условий для профессиональной самореализации очень важным фактором при трудоустройстве. Очевидно, что респонденты, стремящиеся к самореализации, имеют более серьезные требования к профессиональным и организационным условиям труда. Кроме того, обратим внимание и на то, что для обеих групп в среднем важность различных условий труда имеет незначительные отличия в оценках, за исключением группы, раскрывающей содержание профессиональной самореализации.

Так, средний показатель важности для респондентов, нуждающихся в условиях для профессиональной самореализации, и средний показатель по всей выборке для группы, раскрывающей содержание профессиональной самореализации, — максимален (84,4% и 60,1%, соответственно). Что касается остальных групп ценностных условий, то их средние оценки значимо ниже оценок предыдущей группы.

В то же время средние оценки ценностных условий, поставленные респондентами, ориентированными на профессиональную самореализацию, выше оценок условий, входящих в эти же группы, но

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

■ Вся выборка

■ Стремящиеся к профессиональной самореализации

сделанных респондентами всей выборки. Так, возможность нести профессиональную ответственность за результаты труда оценивается более высоко респондентами, нуждающимися в условиях для профессиональной самореализации, чем оценки, поставленные всеми респондентами (67,9% и 47%, соответственно). Также очевидна разница в оценках других групп условий, сделанных студентами, ориентированными на профессиональную самореализацию, и студентами всей выборки: возможность дополнительного развития и реализации приобретенных знаний (66,9% и 44,9%, соответственно), возможность быть включенным в рабочий процесс (66,1% и 44,7%, соответственно); удобство условий работы (60,2% и 42,8%, соответственно).

Таким образом, из данных рисунка видно, что если мы говорим о студенческой молодежи с ценностными ориентациями на профессиональную самореализацию, то для них одинаково важны и социальные условия труда, и организационные, но значительно более всех других для них важны те условия, которые они в первую очередь ассоциируют с содержанием профессиональной самореализации.

В результате анализа ценностных детерминант профессиональной самореализации их можно объединить в две группы: первичные и вторичные.

К первичным ценностным детерминантам профессиональной самореализации отнесем те ценностные условия, через которые респонденты раскрывают содержание самореализации:

- перспективы карьерного роста;

- совершенствование профессиональных навыков и творческая самореализация;

- интеграция в профессиональную коммуникационную среду, ощущение ее обучающего воздействия;

- создание достойной профессиональной репутации;

- получение удовлетворения от работы.

Вторичные ценностные детерминанты профессиональной самореализации включают группы ценностных условий, наиболее важных при трудоустройстве для респондентов, нацеленных на самореализацию:

- возможности нести профессиональную ответственность за результаты своего труда;

- возможности дополнительного развития и реализации приобретенных знаний;

- возможности быть эффективно включенным в рабочий процесс;

- дополнительные условия оплаты и организации труда.

Приведенные группы ценностных детерминант профессиональной самореализации могут быть использованы в ходе разработки и реализации программы адаптации молодых специалистов в организации. Эффективность интеграции новых сотрудников в рабочий процесс во многом зависит от того, насколько этот процесс откликается их ценностям. Заметим, что в данной ситуации мы не говорим про традиционные ценности, речь идет именно о кадровых ценностях, о тех ценностях, которые для себя определяет молодой человек, находясь на пороге принятия решения о трудоустройстве в конкретной организации.

Здесь первичные детерминанты носят стратегический характер и должны учитываться при выстраивании кадровой политики организации, находясь в зоне ответственности руководителя организации; вторичные же детерминанты носят тактический характер и должны лежать в основе адаптационной практики для каждого нового сотрудника организации и находиться в зоне ответственности непосредственного руководителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алиев Ш.И. Жизненное проектирование российской молодежи в условиях информационной реальности: Дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.04. Ростов-н/Д., 2019.

Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4.

Бухарцева Н.Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации // Педагогическое образование в России. 2010. № 4.

Газиева И.А. Профессионализм государственных гражданских служащих: проблемные особенности // Власть. 2011. № 6.

Газиева И.А., Бурашникова А.А., Дзюба Д.И., Халитова В.И. Трудоустройство студентов Президентской академии: условия и факторы: База данных. Свидетельство о регистрации базы данных № 2022620726 от 04.04.2022, Заявка № 2022620569 от 25.03.2022. Исследование проведено в рамках проекта "Приоритет 2030".

Газиева И.А., Нишукова О.Ю. Массовый опрос студентов РАНХиГС "Трудоустройство", 25 июня — 9 июля 2021 года, (N=15 408). Отчет по результатам исследования. М., 2021.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М., 2020.

Елишев С.О. Изучение понятий "ценность", "ценностные ориентации" в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11).

Зобов Р.А. Самореализация и творчество // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разееева. СПб., 2002. C. 61-78. URL: http://anthropology.ru/ru/text/zobov-ra/samorealizaciya-i-tvorchestvo (дата обращения: 4.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация и социальная компетентность человека // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. 2007. Вып. 3.

Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. СПб., 2008.

Золин И.Е. Социальные факторы регулирования российского рынка труда. Автореф. дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.03. Нижний Новгород, 2020.

ЗубокЮ.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М., 2020.

Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Нижний Новгород, 1998.

Киселева Л.С. Благополучие российского населения: архитектоника, субъективное восприятие и региональное своеобразие. Дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.04. СПб., 2020.

КиселеваЛ.С. Человекоцентрические концепции в экономической теории: современные тенденции // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 4.

Князькова Е.А., Береза Н.А. Вопросы актуальности института наставничества в молодежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления. 2018. № 5 (35).

Корнилович В.А. Государственное стратегическое управление: социологический подход. Дисс. . докт. социол. наук: 22.00.08. М., 2020.

Луговой А.А., Куракина Е.В. Проблема самореализации молодежи в современном российском обществе // Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России". 2016. № 4.

Луков В.А. Социокультурные основания субъектности российской молодежи: тезаурусная концепция молодежи. Дисс. . докт. социол. наук: 22.00.06. М., 2019.

Луков Вал., Луков С., Погорский Э. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества // PolitBook. 2014. № 2.

Солодникова И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте: социологический анализ. Автореф. дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.0. М., 2007.

Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь. Вып. 3 // Философские науки. 2009. № 11.

Указ о национальных целях развития России до 2030 года. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 10.10.2022).

Ушамирский А.Э. Социальный механизм регулирования процесса реализации интересов молодежи в условиях конфликта. Автореф. дисс. ... докт. социол. наук: 22.00.08. Белгород, 2020.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/01/11/ molodez-dok.html (дата обращения: 12.10.2022).

REFERENCES

Aliev Sh.I. Zhiznennoe proektirovanie rossijskoj molodezhi v usloviyah infor-macionnoj real'nosti [Life design of the Russian youth in the conditions of information reality]: Diss. ... dokt. sociol. nauk: 22.00.04. Rostov-n/D., 2019 (in Russian).

Bajluk V.V. Sushchnost' samorealizacii lichnosti i ee struktura [The essence of personality self-realization and its structure] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii. 2011. N 4 (in Russian).

Buharceva N.G. Obrazovanie kak sredstvo samorealizacii lichnosti v usloviyah globalizacii [Education as a means of personal self-realization in the context of globalization] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010. N 4 (in Russian).

Elishev S.O. Izuchenie ponyatij "cennost'", "cennostnye orientacii" v mezhdisci-plinarnom aspekte [The study of the concepts of "value", "value orientations" in an interdisciplinary aspect] // Cennosti i smysly. 2011. N 2 (11) (in Russian).

Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2020 g. N 489-FZ "O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation"] // Rossijskaya gazeta https://rg.ru/2021/01/11/ molodez-dok.html (data obrashcheniya: 12.10.2022) (in Russian).

Gazieva I.A. Professionalizm gosudarstvennyh grazhdanskih slu-zhashchih: problemnye osobennosti [Professionalism of public civil servants: problematic features] // Vlast'. 2011. N 6 (in Russian).

Gazieva I.A., Burashnikova A.A., Dzyuba D.I., Halitova V.I. Trudoustrojstvo studentov Prezidentskoj akademii: usloviya i faktory: Baza dannyh. Svidetel'stvo o registracii bazy dannyh N 2022620726 ot 04.04.2022, Zayavka N 2022620569 ot 25.03.2022. Issledovanie provedeno v ramkah proekta "Prioritet 2030" [Employment of students of the Presidential Academy: conditions and factors: Database. Database registration certificate No. 2022620726 dated 04/04/2022, Application No. 2022620569 dated 03/25/2022. The study was conducted within the framework of the Priority 2030 project] (in Russian).

Gazieva I.A., Nishukova O. Yu. Massovyj opros studentov RANHiGS "Trudoustrojstvo", 25 iyunya — 9 iyulya 2021 goda, (N=15 408). Otchet po rezul'tatam issle-dovaniya [Mass survey of RANEPA students "Employment", June 25 — July 9, 2021, (N=15,408). Research report]. M., 2021 (in Russian).

Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii v zerkale sociologii. K itogam mnogoletnih issledovanij [The youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of many years of research]. M., 2020 (in Russian).

Kalacheva T.G. Professionalizm gosudarstvennyh sluzhashchih sub'ekta Federacii: metodologicheskij i metodicheskij podhody k analizu problem [Professionalism of civil servants of the subject of the Federation: methodological and methodological approaches to the analysis of the problem]. Nizhnij Novgorod, 1998 (in Russian).

Kiseleva L.S. Chelovekocentricheskie koncepcii v ekonomicheskoj teorii: sovre-mennye tendencii [Human-centric concepts in economic theory: current trends] // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2015. N 4 (in Russian).

Kiseleva L.S. Blagopoluchie rossijskogo naseleniya: arhitektonika, sub'ektivnoe vospriyatie i regional'noe svoeobrazie [The well-being of the Russian population: architectonics, subjective perception and regional identity]. Diss. ... dokt. so-ciol. nauk: 22.00.04. SPb., 2020 (in Russian).

Knyaz'kova E.A., Bereza N.A. Voprosy aktual'nosti instituta nastavnichestva v molodezhnyh soobshchestvah na mestnom urovne [Issues of the relevance of the institution of mentoring in youth communities at the local level] // Voprosy uprav-leniya. 2018. N 5 (35) (in Russian).

Kornilovich V.A. Gosudarstvennoe strategicheskoe upravlenie: sociologicheskij podhod [State Strategic Management: Sociological Approach]. Diss. ... dokt. sociol. nauk: 22.00.08. M., 2020 (in Russian).

Lugovoj A.A., Kurakina E.V. Problema samorealizacii molodezhi v sovremen-nom rossijskom obshchestve [The problem of self-realization of youth in modern Russian society] // Nauchno-analiticheskij zhurnal "Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj pro-tivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii". 2016. N 4 (in Russian).

Lukov V.A. Sociokul'turnye osnovaniya sub'ektnosti rossijskoj molo-dezhi: tezaurusnaya koncepciya molodezhi [Sociocultural Foundations of Russian Youth Subjectivity: Thesaurus Concept of Youth]. Diss. ... dokt. sociol. nauk: 22.00.06. M.,

2019 (in Russian).

Lukov Val., Lukov S., Pogorskij E. Innovacionnyj potencial novyh pokolenij i molodezhnaya politika na sovremennom etape razvitiya obshchestva [Innovative potential of new generations and youth policy at the present stage of society development] // PolitBook. 2014. N 2 (in Russian).

Solodnikova I.V. Samorealizaciya lichnosti v zrelom vozraste: sociologicheskij analiz [Self-realization of personality in adulthood: a sociological analysis]. Avtoref. diss. ... dokt. sociol. nauk: 22.00.0. M., 2007 (in Russian).

Tulchinskij G.L. Proektivnyj filosofskij slovar. Vyp. 3 [Projective philosophical dictionary. Issue. 3] // Filosofskie nauki. 2009. N 11 (in Russian).

Ukaz o nacional'nyh celyah razvitiya Rossii do 2030 goda [Decree on the national development goals of Russia until 2030]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/63728 (data obrashcheniya: 10.10.2022) (in Russian).

Ushamirskij A.E. Social'nyj mekhanizm regulirovaniya processa realizacii in-teresov molodezhi v usloviyah konflikta [Social mechanism for regulating the process of realizing the interests of youth in a conflict]. Avtoref. diss. ... dokt. sociol. nauk: 22.00.08. Belgorod, 2020 (in Russian).

Zobov R.A. Samorealizaciya i tvorchestvo [Self-realization and creativity] // Filosofiya o predmete i sub'ekte nauchnogo poznaniya / Pod red. E.F. Karavaeva, D.N. Razeeeva. SPb., 2002. C. 61-78. URL: http://anthropology.ru/ru/text/zobov-ra/ samorealizaciya-i-tvorchestvo (data obrashcheniya: 4.12.2022) (in Russian).

Zobov R.A., Kelasev V.N. Samorealizaciya i social'naya kompetentnost' che-loveka [Self-realization and social competence of a person] // Vestnik Sankt-Peter-burgskogo Universiteta. Ser. 6. 2007. Vyp. 3 (in Russian).

ZobovR.A., Kelas'ev V.N. Chelovekoznanie: samorealizaciya cheloveka [Human knowledge: self-realization of a person]. SPb., 2008 (in Russian).

Zolin I.E. Social'nye faktory regulirovaniya rossijskogo rynka truda [Social factors of regulation of the Russian labor market]: Avtoref. diss. ... dokt. sociol. nauk: 22.00.03. Nizhnij Novgo-rod, 2020 (in Russian).

Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Molodezh' v kul'turnom prostranstve: samoregu-lyaciya zhiznedeyatel'nosti [Youth in the cultural space: self-regulation of life]. M.,

2020 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.