Научная статья на тему 'Ценностное содержание туризма в постиндустриальном обществе'

Ценностное содержание туризма в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мавричева Е.С.

Статья посвящена изучению ценностного содержания туризма, как совокупности различных услуг, в свете положений теорий постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностное содержание туризма в постиндустриальном обществе»

включаться в сферу значимых новые для нашего общества виды деятельности как предприниматель и политик.

Существует значительные различия между разными группами молодежи по критерию средств достижения жизненных целей. Студенты намного строже, чем молодые люди других социальных групп подходят к своим способам деятельности. Как важное средство для достижения своих целей они оценивают волевые и культурные качества. В их позициях прослеживается большая принципиальность как по отношению к себе, так и к другим людям.

Таким образом, изучение динамики ценностных ориентаций молодежи показывают рост ценностей материально-бытовой сферы, где доминируют забота о здоровье и личном благополучии и преобладают экономические цели. Значительным преобразованиям подвергаются ценностные ориентации в нравственной сфере. Активное использование компьютеров и Интернета подвергла изменению формы культурного бытия людей, виды общения. Общение и встречи с друзьями получают альтернативную форму в виде общения в чатах и социальных сетях. Эти реалии сегодняшнего дня должны быть учтены в воспитательной работе с молодежью.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Выступление на международной конференции. - Ташкент, 2012, 17.02.

2. Материалы Центра «Ижтимоий фикр» // Народное слово. - 2013, 17.05. - № 95.

3. Ахунова К.Р. Материалы 5 Международной конференции. - Мн., 2007. - 6-7 апр.

4. Материалы Gallup world. - 2013, April 4.

ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА

В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

© Мавричева Е.С.*

Колледж экономики и сервиса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты

Статья посвящена изучению ценностного содержания туризма, как совокупности различных услуг, в свете положений теорий постиндустриального общества.

Ключевые слова постиндустриальное общество, ценности, туризм, молодежь.

* Преподаватель, кандидат социологических наук.

Постиндустриальное общество, с его специфическими ценностями и потребностями, представляет значительный исследовательский интерес, так как по мнению многих ученых, Россия идет по пути формирования общества данного типа.

Особенность постиндустриального общества, проявляющаяся в смещении экономической деятельности от производства товаров к предоставлению услуг делает актуальным изучение ценностного содержания туризма сферы туризма, являющейся совокупностью различных услуг.

По мнению Е.Н. Сущенко, «туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его сегодняшнего состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения» [1].

Согласно определению Даниэла Белла, постиндустриальное общество -это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени зависит от достижений теоретического знания [2].

Мануэль Кастельс в исследовании «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» выделяет три утверждения и предсказания классической теории постиндустриализма: источник производительности и роста находится в знании; экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг; рост значения профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями.

Наибольший интерес для данного исследования представляет второе утверждение - в постиндустриальном обществе экономическая деятельность сдвигается в сторону сферы услуг. Что делает актуальным изучение туризма потому, что туристская деятельность является ярким проявлением данной сферы, являясь совокупностью различных услуг (транспортных, размещения, питания, экскурсионных).

В начале XXI века туризм стал нормой жизни современного человека. По мнению В.А. Квартального «туризм - самоцель, нечто самоценное и самодостаточное. Туризм, безусловно, самоцель, поскольку он представляет собой удовлетворение глубинных, неустранимых запросов человеческого естества. Благодаря тому, что туризм по природе вещей является самоцелью и в этом статусе ныне развился до общедоступного, массового, стали решаемы посредством туризма важные, в том числе социальные, проблемы:

национального возрождения, культурного роста, заметного повышения уровня и качества жизни населения тех регионов и стран, которые ориентированы в первую очередь на внутренний и въездной туризм» [3].

Герберт Маркузе в работе «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» пишет, что «историческое достижение науки и техники сделало возможным перевод ценностей в технические задачи - материализацию ценностей [4]. Перед нами мир, ориентированный на то, что даже услуги в нем потребляются как вещи. Наиболее ярко данный пример нам иллюстрирует туристская услуга, являющаяся априори не осязаемой, и не имеющей материального воплощения. Так одной из особенностей, оказывающая влияние на сферу туризма - это материализация ценностей.

Развивая идею Г. Маркузе о переопределение ценностей, по нашему мнению, целесообразно привести далее цитаты из работы Алена Турена «Возвращение человека действующего». В части второй данной книги в главе «Восемь способов избавиться от социологии действия» в пункте пятом «Говорить о ценностях» А. Турен пишет, что «социология общественного порядка утверждает, что ценности представляют собой общие культурные ориентации общества и что они управляют коллективной жизнью, превращаясь в социальные нормы, которые в свою очередь преобразуются в организационные формы и роли».

Позднее автор делает следующий вывод: «понятие ценности выполняет функцию маскировки разрыва между культурными ставками и общественными интересами, маскировки классовых конфликтов». Продолжение этой мысли мы находим в утверждении, что «всякое общество замкнуто между культурными ориентациями и ценностями, между инструментами производства обществом самого себя и идеологическими инструментами воспроизводства неравенств и привилегий» [5]. По факту последнего утверждения А. Турена следует сказать следующее: туризм служит одним из средств для ознакомления человечества с культурным наследием цивилизации посредством познавательного туризма. Но культурное наследие цивилизации расположено по всему земному шару, а туризм пока что не является самой общедоступной практикой потребления, и соответственно не является доступным для всех слоев населения Земли. Отсюда и следует, что общество даже при помощи туризма способно воспроизводить неравенство и привилегии. В условиях современного российского общества туристская услуга пока, что доступна не всем слоям населения. Она является дефицитной, то есть доступной не всем слоям населения, в силу экономических и иных причин.

По нашему мнению, большое значение в современном мире имеет следующий аспект проблемы ценностей, представленный Э. Тоффлером, по мнению которого: «преподаватели супериндустриальной эпохи не должны

даже и пытаться навязывать учащемуся жесткий ценностный комплекс, однако они обязаны систематически проводить официальные и неофициальные мероприятия, чтобы помочь учащимся определить, развить и проверить свои ценностные ориентации, каковы бы они ни были» [6].

Реализация аксиологического содержания туризма основывается на конкретных моделях туристского пространства, которые способны отражать не только векторы и стадии изменения ценностей, но главным образом векторы и стадии изменения в развитии личности.

Нам представляется возможным использовать туризм в качестве средства, способствующего определению, развитию и проверке ценностных ори-ентаций личности. В «Глобальном кодексе этики туризма», принятом в 1999 г. на XXIII сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристкой организации отмечается, что туризм, представляет собой незаменимый фактор самообразования, обучения и воспитания, в том числе воспитания терпимости к различиям между людьми и культурами [7].

Ценностные ориентации личности проходят свое становление и проверку в процессе социализации, одним из инструментов которой и является туризм. Сфера туризма для социального существа (используя определение Э. Дюркгейма для определения человека, подвергшегося процессу социализации) выступает на двух уровнях: жизненных условий и собственного жизненного опыта. Жизненные условия, влияющие на процесс воспитания социального существа, заложили в нем традицию путешествовать, привычку реализации отдыха посредством туризма, что способствует формированию мобильного образа жизни. Собственный жизненный опыт социального существа, связанный с благоприятной деятельностью в сфере туризма, развивает потребность, интерес и образец поведения в туристской сфере у социального существа. Воздействие жизненного опыта и социокультурных ори-ентаций сказывается на социальных и культурных самоопределениях личности, самореализации, саморазвитии, выборе жизненных перспектив, оценке своего жизненного пути, его достижений и просчетов.

В современном мире молодежь выбирает туризм как форму организации своего досуга, молодые люди уже определяются с тем, что именно данная форма досуга привнесет больше всего в их жизненный опыт. Отправляясь в путешествие, они хотят познавать что-то новое. Это подтверждается тем, что самым популярным видом туризма у молодежи является познавательный туризм, при реализации которого молодые люди знакомятся с достижениями мирового цивилизационного наследия, с материальными и духовными ценностями, традициями посещаемых регионов.

В современном мире потребление основывается на желании «здесь и сейчас», что наиболее ярко проявляется в туристской сфере, где у человека имеется возможность постоянного выбора желательного для него меро-

приятия в то время, когда ему этого хочется. Туризм это деятельность не являющаяся пассивным потреблением. Личность осознанно и целенаправленно выбирает туризм как вид отдыха, отвечающий ее ценностным ориентациям.

Современный социум находится в состоянии постоянной трансформации, вслед за которой изменяется ценностная система общества, особенно молодежи как самой мобильной и восприимчивой категории общества. Ценности молодежи носят временный характер, отражающийся в их потребностях, также имеющих временный характер. Потребление молодежи основывается на желании «здесь и сейчас», на впечатлениях и интересе. Фрагментация общества определяет многообразие ценностей. Большая их часть имеет материальное воплощение в жизнь. Услуги молодые люди потребляют как вещь, а вместе с этим потребляют и стили жизни. Молодежь самостоятельно ограничивает свою свободу выбора, подчиняясь образцам и моделям поведения наиболее «модным» в данном обществе.

Таким образом, на основе теоретических положений таких исследователей современного общества как Г. Маркузе, А. Турен, Э. Тоффлер, Ж. Бод-рийяр можно говорить о материализации ценностей в сфере туризма, которые характеризуются временностью потребления, а соответственно временностью ценностных ориентаций. Наиболее четко данные тенденции выражены в системе ценностей молодого поколения.

Список литературы:

1. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном обществе (КМВ): дисс. ...канд. социол. наук / Ставрополь, 2006. - С. 36.

2. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://thelib.ru/books/inozemcev_v/sovremennoe_postindustrialnoe_obschestvo_ priroda_protivorechiya_perspektive.html (дата обращения: 25.05.2008).

3. Квартальнов В.А. Культура и туризм - вместе // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8. - С. 2-3.

4. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 490-491.

5. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998. - С. 72, 73.

6. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -С. 451-454.

7. Организация туризма: учеб. пособие / под общ. ред. А.П. Дуровича. -Мн.: Новое знание, 2005. - С. 496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.