Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАКУРСАХ'

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАКУРСАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

В данной статье рассмотрены особенности самоопределения личности в разное время существования цивилизации с педагогической и исторической точек зрения. В исследовании использовался анализ научных статей, диссертационных исследований философской и психолого-педагогической направленности. В результате исследования было рассмотрено ценностное самоопределение личности в историческом и педагогическом ракурсах. Выявлены и проанализированы особенности ценностного самоопределения личности в разные временные периоды. Актуальность определяется необходимостью изучения проблемы личностного самоопределения и профориентации в разных временных рамках. Тема самоопределения всегда была одной из главных вопросов человечества, она волновала виднейших ученых и философов. Проблема ценностного самоопределения личности и сейчас актуальна и своевременна для подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-BASED SELFDETERMINATION OF THE INDIVIDUAL IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PERSPECTIVES

The article examines the features of self-determination of the individual at different times of the existence of civilization from the pedagogical and historical points of view. The study used the analysis of scientific articles, dissertation research of philosophical and psycho-pedagogical orientation. As a result of the study, the value-based self-determination of the individual was considered from the historical and pedagogical perspectives. The features of the value-based self-determination of the individual in different time periods are identified and analyzed. The relevance is determined by the need to study the problem of personal selfdetermination and career guidance in different time frames. The issue of self-determination has always been one of the main issues of humanity, it has worried the most prominent scientists and philosophers. The problem of value self-determination of the individual is still relevant and timely for the younger generation.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАКУРСАХ»

УДК 168.4 ББК 74в

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-146-153

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАКУРСАХ

К. М. Зубрилин, Л. А. Раздобарина, И. А. Якимов

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности самоопределения личности в разное время существования цивилизации с педагогической и исторической точек зрения. В исследовании использовался анализ научных статей, диссертационных исследований философской и психолого-педагогической направленности. В результате исследования было рассмотрено ценностное самоопределение личности в историческом и педагогическом ракурсах. Выявлены и проанализированы особенности ценностного самоопределения личности в разные временные периоды. Актуальность определяется необходимостью изучения проблемы личностного самоопределения и профориентации в разных временных рамках. Тема самоопределения всегда была одной из главных вопросов человечества, она волновала виднейших ученых и философов. Проблема ценностного самоопределения личности и сейчас актуальна и своевременна для подрастающего поколения.

Ключевые слова: самоопределение личности, профориентация, профессия, общество, государство, педагогика, педагогическое течение.

Для цитирования: Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А., Якимов И. А. Ценностное самоопределение личности в историческом и педагогическом ракурсах // Наука и школа. 2021. № 6. С. 146-153. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-6-146-153.

VALUE-BASED SELF-DETERMINATION OF THE INDIVIDUAL IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PERSPECTIVES

K. M. Zubrilin, L. A. Razdobarina, I. A. Yakimov

Abstract. The article examines the features of self-determination of the individual at different times of the existence of civilization from the pedagogical and historical points of view.

© Зубрилин К. М., Раздобарина Л. А., Якимов И. А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

The study used the analysis of scientific articles, dissertation research of philosophical and psycho-pedagogical orientation. As a result of the study, the value-based self-determination of the individual was considered from the historical and pedagogical perspectives. The features of the value-based self-determination of the individual in different time periods are identified and analyzed. The relevance is determined by the need to study the problem of personal self-determination and career guidance in different time frames. The issue of self-determination has always been one of the main issues of humanity, it has worried the most prominent scientists and philosophers. The problem of value self-determination of the individual is still relevant and timely for the younger generation.

Keywords: self-determination of the individual, career guidance, profession, society, state, pedagogy, pedagogical school.

Cite as: Zubrilin K. M., Razdobarina L. A., Yakimov I. A. Value-based self-determination of the individual in historical and pedagogical perspectives. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 146-153. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-146-153.

Вопрос профориентации остро встает в каждой семье, в которой есть дети. Он актуален во все времена и всегда вызывает споры и разногласия в обществе. «С одной стороны, планирование своих жизненных и профессиональных перспектив - это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но с другой стороны - человек живет в обществе и, чем он будет заниматься в этом мире, должно это общество беспокоить» [1, с. 15]. Несомненна связь профориентации и самоопределения личности человека в современном ему мире. Практически профориентация становится частью личностного самоопределения. К разным профессиям в разное историческое время менялось отношение общества, что не могло не отразиться на престижности выбранного «дела жизни».

Вопросы самоопределения личности волновали философов с давних времен. Одним из первых, о суждениях кого доподлинно известно и кого интересовала данная тематика, был Сократ. До нас дошли, благодаря ученикам и современникам, его философские воззрения о выборе профессий, об их престижности

и делении общества на основе профессиональной принадлежности.

Значительное место в рассуждениях Платона занимали вопросы «социальной гармонии» - устройство государства, в котором царит «моральная иерархия». По мнению философа, три главные составляющие души человека (разумная, волевая и аффективная (вожделеющая)) являются основанием трудового распределения в обществе. Так, управлять должны философы, у которых превалирует разумная душа, у воинов, защитников государства, преобладает волевая часть души, ремесленники и крестьяне, с преобладающей аффективной частью души, занимаются материальным обеспечением общества. То есть природные способности человека, основные «наклонности» его души и будут основанием для принадлежности к тому или иному сословию и распределением личности в рамках государственного устройства. По сути, Платон предлагает «рычаги» истоков профориентации, основанной на преобладании черт личности индивидуума.

В отличие от Платона, Аристотель, с одной стороны, поддерживает и развивает идеи учителя, но в то же время

отрицает врожденный характер склонностей и способностей, доказывая, что личность развивается в процессе воспитания и обучения. Предназначение человека, члена общества состоит в том, чтобы совершенствовать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. В суждениях Аристотеля обучение и воспитание становятся тождественными понятиями, важнейшими в его взглядах. Он много рассуждает о содержании воспитания - так, в начальное образование рекомендует включать грамматику, гимнастику, музыку и рисование. Первоначальна в воспитании «забота о теле», а затем «забота о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа» [2].

Очень важно, что Аристотель роль наставника и учителя возводит на высшую ступень в обществе, утверждая, что воспитатель более достоин уважения, чем родители. Духовные ценности выдвигаются на главенствующие позиции. Бесспорно, в нашей современной жизни претворение данных постулатов было бы очень своевременно. Практически, он одним из первых раскрыл важность профессии учитель [3, с. 37].

Опираясь на представления античных философов, в философии Средневековья большую роль занимают суждения о церковном и светском. Так, Августин Аврелий (Блаженный) выделяет в своих учениях «два града» земной и божий, противопоставляя один другому. В Земном царстве - светском государстве с его властью, армией и правом - живут аморальные язычники, Божественный град (Церковь) населяют люди, отмеченные Богом - священники, они высокодуховные христиане. Град божественный возобладает над градом духовным. Таким образом, Августин выдвигает на лидирующие позиции по значимости церковь и священнослужителей, в то же время государство практически

противопоставляя церкви. Фома Аквин-ский, как и Августин, считает государство и право творением Бога, но первый не противопоставляет церковь, а, напротив, считает государство союзом людей на основе свободной воли, где доминирующую роль должна играть церковь. Несомненно, взгляды философов очень типичны для средневекового сознания, когда все было подчинено религии и вере в Бога. В общем, обществом осуждались профессии, которые могли быть так или иначе связаны с грехом. Вспомним основные заповеди христианства: не кради, не желай имущества ближнего своего... Трактирщиков, торговцев недолюбливали из-за склонности к нечестной торговле, адвокатов и судей - за тягу к наживе. Ремесленники и сельскохозяйственные профессии были более уважаемыми. Особым почетом (из ремесленников) пользовались плотники (отец Иисуса - плотник). Важно, что в эпоху Средневековья вслед за профессиональным разделением труда между ремесленниками складываются «ремесленные семьи». Вспомним, что по сей день существуют профессиональные династии учителей, врачей, музыкантов, художников и т. д.

Творческие профессии в эпоху Средневековья считались ремесленными, только в эпоху Возрождения им придается большое значение, искусство выходит на первые позиции [4, с. 48]. Разносторонний человек-творец - вот идеал эпохи Возрождения, в отличие от образа покорного Богу человека Средневековья. Всесторонне развитый человек с его неограниченными возможностями творца возносятся «на пьедестал» ценностей времени, а разностороннее развитие становится главной идеей эпохи. Постепенно начинает формироваться профессия инженера. В то время это профессионалы-изобретатели, обладающие знаниями и интересующиеся многими сферами деятельности - в своих разработках они использовали

математику и механику, алхимию и естественные науки. Из таких самых известных универсальных специалистов Возрождения назовем: Леона Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Джирола-мо Кардано, Джона Непера, Никколо Тарталья. В настоящее время мы вновь приходим от резкого профессионального разделения к человеку-универсалу. Величайшие мыслители и философы времени - Джордано Бруно, Рено Декарт, Жан Кальвин, Томмазо Кампанел-ла, Николай Кузанский, Мартин Лютер, Никколо Макиавелли, Мишель Эйкем де Монтель, считали главным человеческим достоинством способность к познанию. Томмазо Кампанелла одним из первых в эпоху Возрождения кто задумался о преобразовании средневековой философии в новую универсальную науку, где познание базируется на ощущениях. Мартин Лютер считал творческие способности проявлением Бога и выдвинул концепцию «призвания», в которой профессиональную деятельность рассматривал как божий дар. Для нас по сей день важно идти от самого подростка - от его личностных качеств, увидеть его талант к той или иной сфере, заложенный от природы, поддержать и дать возможность наиболее полной самореализации. Универсальность во многих профессиях, присущая эпохе Возрождения, очень актуальна в настоящее время. Множество открытий совершается сегодня именно на стыке профессий, поэтому разносторонне развитый подросток более перспективен, для него открыто больше возможностей.

В Новом времени увеличивается площадь возделываемых земель, возрастает значение промышленности, активно развивается торговля. Большую роль в «Век рационализма и гениев» играют открытия ученых - Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Готфрида Вильгельма Лейбница, Джона Локка, Исаака Ньютона, Бенедикта Спинозы и др. Великие открытия вывели

человечество на новый уровень познания, послужили основой для многих наук и заложили основу многих научных школ современности. В начале XVIII в. большую популярность приобретает Королевское научное общество и, в частности, возникает интерес к опытам и открытиям Исаака Ньютона. Создаются провинциальные научные общества, которые часто проводят открытые лекции, демонстрации для всех слоев общества - ремесленников, предпринимателей, знати и даже богослужителей. Практически все слои населения вели собственные наблюдения и самостоятельно проводили опыты в надежде открыть новые законы, прийти к открытиям и новым знаниям. Интересен складывающийся в Новое время педагогический подход к обучению и развитию личности - философы того времени, рассматривающие теорию познания, Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт оказали особое влияние на развитие педагогики. Вольфганг Ратке высказывал новую позицию реформации области образования, предлагая новую методику обучения чтению и письму. В целом педагогика выходит на новый уровень, в отличие от ранее существовавшего порядка, учебные заведения открывает государство и общественность, появляются всесословные образовательные учреждения. Создаются законы и уставы, определяющие регламент, нюансы и специфику обучения (указы, школьные уставы), также, что особенно важно, начинается обучение педагогического персонала для разных видов учреждений.

Великая французская революция в конце XVIII в. повернула историю всемирной педагогики в новое русло, привнеся много нового в теорию и практику обучения детей. В первую очередь, лидирующую позицию заняли вопросы трудового воспитания. Антуан Лоран Лавуазье, обосновывая собственную теорию об обязательном полноценном начальном образовании, предлагал

организовать естественно-научное и техническое образование, с последующей профессиональной подготовкой и овладением трудовыми навыками в работе по обработке древесины и металла, развивая тем самым идеи профессионального образования, органически связанные с политехническими знаниями. Для истории трудового воспитания и профессиональной подготовки идеи Лавуазье имеют огромное значение. Главная идея, дошедшая до сегодняшнего дня: по мнению ученого, общее образование должно быть дано каждому, независимо от его будущей профессии. Для данного исследования интересна мысль ученого о том, что развитие промышленности в той или иной стране - свидетельство уровня умственного потенциала данной нации, сумевшей заменить тяжкий ручной труд машинами.

Современник Лавуазье якобинец Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо предлагал введение всеобщего бесплатного образования для всех детей за счет налогов, взимаемых с богатых. По мнению мыслителя Великой Французской революции, физический труд должен был занимать основное место в учебно-воспитательном процессе, как важнейшее средство гражданского воспитания и подготовка подрастающего поколения к труду и слежения Родине. Лепелетье считал, что воспитанием можно снять социальные противоречия, поскольку основным звеном в этом воспитании станет трудовое воспитание.

В данных проектах отметим важность появившейся в эпоху революции идеи о тесной связи общего и профессионального образования, значении технического образования и роли естественно-научных знаний для профессиональной подготовки и, в конечном итоге, для расцвета промышленности и экономического развития страны.

На рубеже XVIII и XIX вв. многие философы и видные деятели увлечены позицией, составляющей одну из главных

идей времени - смысл для человека имеют не внешние условия и обстоятельства жизни, а внутреннее духовное состояние, свобода личности. «К XIX веку эстафету утверждать полную предсказуемость и предначертанность от религии приняли естественные науки, оперировавшие понятием материального единства мира, в котором все по определению детерминировано» [5, с. 3]. На протяжении всего XIX в. в странах западной Европы происходит постепенный переход руководства образованием к государству. К XIX в. также относят оформление социальной педагогики как науки, в рамках реформаторской педагогики возникает педагогическое течение «новое воспитание», в котором образование становится на новую ступень, позволяющую вырастить человека, способного к активной деятельности в различных сферах жизни общества. На сцену выходит реформаторская педагогика, сочетающая в себе множество новых течений. Наиболее известные - «свободного воспитания», «социальной педагогики», «трудовой школы» и «школы действия», «прагматической педагогики», «экспериментальной педагогики» и т. д.

Видные педагоги и мыслители того времени уделяли много внимания разработке новых теорий образования: «свободное воспитание» - Эллен Кей (1849-1926, Швеция), Фриц Гансберг (1871-1950, Германия), Людвиг Гурлитт (1855-1931, Германия), Мария Монтес-сори (1870-1952, Италия); «социальная педагогика» - Эмиль Дюркгейм (18581917), Вильгельм Дильтей (1883-1911), Пауль Наторп (1854-1924); «трудовая школа» («школа действия») - Роберт Зейдель (1850-1933, Швейцария), Георг Кершенштейнер (1854-1932, Германия); «прагматическая педагогика» - лидер Джон Дьюи (1859-1952); «экспериментальная педагогика» - Гренвилл Стенли Xолл (1846-1924, организатор первого в США института детской психологии, педагогической лаборатории), Альфред

Бине (1857-1911, Франция), Вильгельм Август Лай (1862-1926, Германия), Эрнст Мейман (1862-1915, Германия), Эдуард Торндайк (1874-1949, США) и др. Профессия педагога и психолога становятся престижными и популярными, пристальное внимание к личности ребенка и подростка дает возможность выбора профессионального самоопределения.

В России конца XIX - начала XX вв. также начинается расцвет педагогики и психологии. «В период радикальных изменений в обществе резко обостряются противоречия смены приоритетов и прошлого, настоящего и будущего» [6, с. 5]. Несомненно, происходит опора на тенденции в воспитании и обучении, происходящие в Европе. В целом в российской педагогике, как и в европейской, следует отметить уважительное отношение к личности ребенка, стремление исходить из его интересов и потребностей постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития; на основании данных постулатов в России появилась «экспериментальная педагогика» [7, с. 16]. Наиболее ярким ее представителем стал Александр Петрович Нечаев (1875-1943). Основными задачами считались подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга, но в то же время учитывались интересы и склонности детей, их природные возможности и дарования, что привело к пониманию необходимости разработки индивидуального подхода к ребенку и подростку. Свобода в развитии и свобода выбора, появившаяся в XX в., привела к возникновению

развития профориентации, и постепенно к решению этой проблемы подключилось государство.

Проблемы личностного самоопределения, развития профессиональных характеристик подрастающего поколения волнуют общество многие столетия. «В некоторые исторические периоды, отмеченные переломными сдвигами во всем образе жизни, люди отказываются от воспитания, будучи неудовлетворенными прежними принципами, методами и результатами этого процесса, пересматривают сами его основы» [8, с. 9]. Вследствие этого меняется и позиция в отношении к самоопределению и ценностям в разные временные периоды.

Проблема ценностного самоопределения достаточно хорошо изучена, однако не всегда связывается с профориентаци-онными трудностями, возникающими в процессе становления личности [9]. В современном мире было бы целесообразно более тщательно исследовать накопленный положительный опыт в сфере личностного самоопределения [10]. «Кроме того, переосмысление современной педагогической реальности требует ретроспективного изучения событий, их анализа и обобщения» [11, с. 3].

Тема самоопределения подрастающего поколения сейчас также актуальна и своевременна [12]. В настоящее время продолжаются исследования о проф-ориентационном самоопределении и значении и содержании ценностей XXI в., начиная от общественно значимых ценностей до духовных идеалов с внутренним миром человека, его переживаниями и смыслами жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 494 с.

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 830 с.

3. Ануфриева Ю. В. Аксиологические основы научно-методической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в системе «школа-вуз»: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Омск, 2019.

4. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1964. 583 с.

5. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (дата обращения: 04.07.2021).

6. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. Оренбург: РИО Оренбург. гос. пед. ин-та, 1996. 188 с.

7. Сазонов И. А. Теория и практика профессиональной ориентации школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2001 386 с.

8. Никандров Н. Д. Образ жизни общества и самосознание гражданина // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2011. № 2. С. 8-21.

9. Самойлик Н. А. Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориента-ций личности // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/16PDMN216.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

10. Щербинина Ю. В. Введение в педагогический дискурс. М.: Высшее образование, 2015.

11. Долгополова А. В., Ахаян Т. К. История образования педагогической мысли: хрестоматия. Самара, 2005. Ч. 1.

12. Диннер И. В. Профориентация и профессиональное самоопределение в контексте непрерывного профессионального развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Омск, 2018.

REFERENCES

1. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Proforientatsiya: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2005. 494 p.

2. Aristotel. Sochineniya. In 4 vols. Vol. 4. Moscow: Mysl, 1984. 830 p. (In Russian)

3. Anufrieva Yu. V. Aksiologicheskie osnovy nauchno-metodicheskoy podderzhki professionalnogo samoopredeleniya budushchikh spetsialistov v sisteme "shkola-vuz". ScD dissertation (Education). Omsk, 2019.

4. Hobbes T. Izbrannye proizvedeniya. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl, 1964. 583 p. (In Russian)

5. Leontiev D. A. Vyzov neopredelennosti kak tsentralnaya problema psikhologii lichnosti. Psikhologicheskie issledovaniya. 2015. Vol. 8, No. 40. Available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (accessed: 07.03.2021).

6. Kiryakova A. V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey: monogr. Orenburg: RIO Orenburg. gos. ped. in-ta, 1996. 188 p.

7. Sazonov I. A. Teoriya i praktika professionalnoy orientatsii shkolnikov. ScD dissertation (Education). Orenburg, 2001 386 c.

8. Nikandrov N. D. Obraz zhizni obshchestva i samosoznanie grazhdanina. Vestnik Universiteta Rossiyskoy Akademii Obrazovaniya. 2011, No. 2, pp. 8-21.

9. Samoylik N. A. Strukturno-funktsionalnaya model professionalno-tsennostnykh orientatsiy lichnosti. Internet-zhurnal "Mir nauki". 2016. Vol. 4, No. 2. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/16PDMN216.pdf (accessed: 20.03.2021).

10. Shcherbinina Yu. V. Vvedenie v pedagogicheskiy diskurs. Moscow: Vysshee obrazovanie, 2015.

11. Dolgopolova A. V., Akhayan T. K. Istoriya obrazovaniya pedagogicheskoy mysli: khrestomatiya. Samara, 2005. Part 1.

12. Dinner I. V. Proforientatsiya i professionalnoe samoopredelenie v kontekste nepreryvnogo professionalnogo razvitiya. Extended abstract of PhD dissertation (Economics). Omsk, 2018.

Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, декан художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет e-mail: km.zubrilin@mail.ru

Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Dean, Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: km.zubrilin@mail.ru

Раздобарина Лидия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

e-mail: lidia.ra@mail.ru

Razdobarina Lidiya A., PhD in Education, Assistant Professor, Methods of Teaching Fine Arts Department, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: lidia.ra@mail.ru

Якимов Игорь Анатольевич, кандидат педагогических наук, директор Лицея, Московский педагогический государственный университет e-mail: igoriak@mail.ru

Yakimov Igor A., PhD in Education, Headmaster, Lyceum of Moscow Pedagogical State University

e-mail: igoriak@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2021 The article was received on 02.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.