Научная статья на тему 'Ценностное отношение к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности школьников с нарушением слуха 14-18 лет'

Ценностное отношение к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности школьников с нарушением слуха 14-18 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / MOTOR ACTIVITY / HEALTH / VITAL PRIORITIES / SCHOOLCHILDREN WITH DIMINISHED HEARING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коткова Лариса Юрьевна

В статье рассматриваются особенности информированности и активности школьников с нарушением слуха в вопросах сохранения здоровья, отношения к физкультурно-спортивной деятельности, дана оценка жизненным приоритетам учащихся. Для лиц с патологическими нарушениями в развитии акцентирование внимания и заинтересованности в укреплении своего здоровья предоставляет им возможность адекватно планировать направленность будущего профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коткова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of attitude to health and physical-sport activity in schoolchildren with diminished hearing of 14-18 year old

Features of activity and acquaintance of schoolchildren with diminished hearing with health preservation of activity, the attitudes toward motive activity are examined in the article. There is an estimation to vital priorities of pupils is also considered. Attention accentuation to these points gives persons with pathological violations in development an opportunity adequately to plan an orientation of future professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности школьников с нарушением слуха 14-18 лет»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

уДК 796.01 : 3763 л. Ю. КОТКОВА

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 14-18 ЛЕТ________________

В статье рассматриваются особенности информированности и активности школьников с нарушением слуха в вопросах сохранения здоровья, отношения к физкультурно-спортивной деятельности, дана оценка жизненным приоритетам учащихся. Для лиц с патологическими нарушениями в развитии акцентирование внимания и заинтересованности в укреплении своего здоровья предоставляет им возможность адекватно планировать направленность будущего профессионального самоопределения. Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, жизненные приоритеты, школьники с нарушением слуха.

Актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья человека была и остается одной из важнейших задач в свете реформ по обеспечению здоровьесбережения населения во всем мире. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Особое внимание и заинтересованность в укреплении состояния здоровья своего организма необходимо акцентировать детям с ограниченными возможностями здоровья. Особенности их физического развития, двигательных проявлений напрямую влияют на уровень их социальной активности на различных этапах жизненного становления.

Приоритетной задачей системы российского образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности [1]. В связи с чем возрастает значимость формирования ценностного отношения к собственному здоровью детей с нарушениями в развитии, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных установок.

Для лиц с нарушением слуха характерна задержка развития их двигательной сферы, затруднено развитие речи, замедлен темп развития мышления, что приводит к раскоординированности движений, низкому уровню пространственной ориентировки, замедлению скорости овладения двигательными навыками и выполнению движений, отставанию совершения мыслительных операций [2]. Данные нарушения напрямую влияют на саморазвитие личности человека, формирование межличностных отношений [3]. В этих условиях ценностное отношение к своему здоровью для лиц с нарушением слуха будет служить им необходимой установкой к дальнейшей организации жизнедеятельности. Указанные обстоятельства констатируют важность рассматриваемой проблемы.

Целью нашего исследования является выявить особенности формирования ценностного отношения к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности школьников с нарушением слуха.

Нами была разработана анкета, включающая в себя 20 закрытых вопросов, отражающих отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья; медицинская информированность; место здоровья в системе жизненных ценностей; наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков); физическая активность. Был проведен анкетный опрос 132 школьников с нарушением слуха 14—18 лет г. Набережные Челны и г. Нижнекамск.

Результаты исследования. Анализ результатов анкетного опроса проводился по следующим направлениям:

1) информированность учащихся с нарушением слуха в вопросах сохранения здоровья;

2) физическая активность;

3) жизненные приоритеты учащихся.

Анализируя ответы на вопрос: «Как ты оцениваешь свое здоровье?», было выявлено, что 73,6% мальчиков 14—15 лет оценили свое здоровье на «отлично». 36,8% мальчиков и 81,5% девочек 14—15 лет отметили, что их здоровье хорошее, болеют они редко. Ответ «здоровье неудовлетворительное, часто болею» выбрали 16,6% девочек.

У школьников 16—18 лет 34,3% мальчиков отметили, что здоровье у них отличное, 68,7% мальчиков и 100% девочек охарактеризовали свое здоровье как хорошее, болеют они редко (табл. 1).

На вопрос: «Заботишься ли ты о своем здоровье, пытаешься ли его улучшить и каким образом?» 100% мальчиков 14—15 лет ответили, что используют для этого правильное питание, 50% девочек этого возраста применяют физические упражнения, 36,8% девочек массаж, закаливающие процедуры и лекарственные препараты.

В возрасте 16—18 лет 100% мальчиков считают, что улучшить свое здоровье возможно, используя сауну и лекарственные препараты, 68,7% — выделяют питание и массаж и лишь 34,3 % мальчиков выбрали физические упражнения. 100% девочек в этом возрасте отдают предпочтение физическим упражнениям, а 66,6% отмечают значимую роль правильно-

го питания и массажа в улучшении своего здоровья (табл. 2).

На вопрос: «Как ты считаешь, могут ли регулярные занятия физическими упражнениями помочь человеку быть здоровым?» 100% мальчиков и девочек 14—15 лет ответили утвердительно. 100% девочек 16—18 лет также согласны с этим утверждением, а 100% мальчиков 16—18 лет считают, что, благодаря занятиям физическим упражнениями, можно стать культурным человеком и расширить круг общения.

На вопрос: «Какие факторы оказывают отрицательное влияние на твое здоровье?» на 1-е место мальчики и девочки ставят курение, употребление алкоголя и наркотиков, стрессы и волнения. На 2-е место школьники с нарушением слуха ставят большую нагрузку в школе, отсутствие знаний о том, как быть здоровым.

На вопрос: «Какие темы, связанные со здоровьем, тебя интересуют?» 73,6% мальчиков и 81,5% девочек 14—15 лет на 1-е место выдвинули вопросы о физической культуре и спорте. 50% девочек также заинтересованы вопросами формирования, сохранения и поддержания здоровья и личной гигиены. На 2-е место школьники в этом возрасте отнесли вопросы о вредных привычках, закаливание организма, на 3-е — знания о формировании телосложения, использования оздоровительных систем физических упражнений.

Школьников 16—18 лет в первую очередь интересуют темы, связанные с формированием, сохранением и поддержанием здоровья, физической культурой и спортом и первой медицинской помощи (87,5% мальчиков и 83,3% девочек). На 2-е место школьники ставят вопросы о вредных привычках и использования оздоровительных систем физических упражнений. На 3-е месте находятся темы, связанные с рациональным питанием и самостоятельными занятиями физическими упражнениями (табл. 3).

Выясняя отношение к вредным привычкам, мы выявили, что школьники 14—15 лет осуждают курение и употребление алкоголя (в среднем 68,4% мальчиков и 56,5% девочек), негативно относятся к употреблению наркотиков 34,2% мальчиков и 84,2% девочек. Безразличное отношение к курению высказывают 34,2% мальчиков, к употреблению алкоголя — 21,0% девочек. Приветствуют употребление алкоголя 15,7% девочек.

Анализ результатов опроса школьников 16—18 лет показал, что 100% мальчиков и девочек отрицательно относятся к вредным привычкам (табл.4 и 5).

Респондентам также было предложено написать о том, как они понимают, что такое здоровье. Школьники 14—15 лет не дали никакого объяснения понятию «здоровье». Мальчики 16—18 лет понимают под здоровьем жизнь, человека, который правильно питается и занимается спортом. Девочки не знают, что такое здоровье.

Важную роль в сохранении и поддержании здоровья играет физическая активность, которая трактуется как деятельность индивидуума, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Понятие «физическая активность» в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре.

Физическая активность подростков с нарушением слуха оценивалась по показателям, характеризующим физкультурно-спортивные мотивы,

Распределение ответов на вопрос: «Как ты оцениваешь свое здоровье?»

Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)

Здоровье отличное, не болею 73,6 34,3 0 0

Здоровье хорошее, болею редко 36,8 68,7 81,5 100

Затрудняюсь оценить свое здоровье 0 0 0 0

Здоровье неудовлетворительное, часто болею 0 0 36,8 0

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Заботишься ли ты о своем здоровье, пытаешься ли его улучшить и каким образом?»

Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)

Питание 100 68,7 36,8 33,3

Физические упражнения 0 34,3 50 100

Массаж 0 68,7 36,8 66,6

Закаливающие процедуры 0 0 36,8 0

Сауна, баня 0 100 0 66,6

Лекарственные препараты 0 100 36,8 100

Психотерапия, аутотренинг 0 0 0 0

Меня это не интересует 0 0 0 0

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос:

«Какие темы, связанные со здоровьем, тебя интересуют?»

Варианты ответов Степень значимости (место)

мальчики Девочки

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)

Формирование, сохранение и поддержание здоровья II I

Физическая культура и спорт I

Закаливание организма II III II V

Вредные привычки и их влияние на организм человека II II II II

Рациональное питание V III V III

Телосложение и его формирование III IV III VI

Личная гигиена IV V II

Оздоровительные системы физических упражнений III II III II

Самостоятельные занятия физическими упражнениями VI III II III

Первая медицинская помощь VII VI I

потребности и интересы, приобщенность к физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты опроса показывают, что приобщенность школьников с нарушением слуха к физкуль-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

Распределение ответов на вопрос: «Как ты относишься...» (мальчики)

Варианты ответов осуждаю (%) безразлично (%) приветствую (%)

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32)

к курению 36,8 100 34,2 0 0 0

к употреблению алкоголя 100 100 0 0 0 0

к употреблению наркотиков 34,2 100 0 0 0 0

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Посещаешь ли ты спортивную секцию?»

Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)

Да 28,9 25,0 31,5 75,0

Нет 71,0 75,0 68,4 25,0

турно-спортивной деятельности в целом невысокая. В среднем всего 40,1% мальчиков и девочек систематически занимаются в спортивных секциях. Уровень физической активности мальчиков ниже по сравнению с девочками (табл. 6).

Среди причин пассивного отношения к занятиям физическими упражнениями большинство респондентов 14—15 лет (84,2% мальчиков и 50% девочек) отмечают отсутствие свободного времени и наличие у них «других интересных и важных дел».

В возрасте 16—18 лет 100 % мальчиков и 25% девочек указывают на отсутствие свободного времени, 71,8 % — на важность других дел и 31,2% — на отсутствие настойчивости и терпения. Также были названы лень, большая учебная нагрузка, отсутствие друзей, занимающихся в спортивных секциях, отсутствие спортивных сооружений вблизи дома и др.

На вопрос: «Какие чувства ты испытываешь чаще всего во время занятий физической культурой и спортом?» в целом 65,7% мальчиков и 84,2% девочек 14—15 лет ответили, что испытывают хорошее настроение и подъем сил, 34,2% мальчиков и 15,7% девочек получают удовлетворение от общения с другими людьми.

100% школьников 16-18 лет во время занятий физической культурой и спортом также испытывают хорошее настроение, подъем сил и удовлетворение от общения с другими людьми.

Отношение учащихся к участию в соревнованиях было следующее: большинство мальчиков (68,4% 14—15 лет и 100% 16—18 лет) и девочек (71,0% 14—15 лет и 66,6% 16—18 лет) любят участвовать в спортивных соревнованиях (табл. 7).

Анализ структуры свободного времени школьников 14—15 лет показал, что большинство респондентов тратят свое свободное время на компьютерные игры (100% мальчиков и 50% девочек), на просмотр телепередач, прием и посещение друзей, прогулки (76,3% мальчиков и 36,8% девочек). 57,8% мальчиков и 15,7% девочек любят просто лежать, ничего не делать и слушать музыку. Регулярно занимаются в кружках и спортивных секциях лишь треть опрошенных (30,2%).

Распределение ответов на вопрос: «Как ты относишься.» (девочки)

Варианты ответов осуждаю (%) безразлично (%) приветствую (%)

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32)

к курению 81,5 100 0 0 0 0

к употреблению алкоголя 31,5 100 21,0 0 15,7 0

к употреблению наркотиков 84,2 100 0 0 0 0

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос:

«Любишь ли ты участвовать в спортивных соревнованиях?»

Варианты ответов мальчики (%) девочки (%)

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)

Да 68,4 100 71,0 66,6

Нет 31,5 0 28,9 33,3

Мальчики 16—18 лет в свое свободное время увлечены просмотром телепередач, слушанием музыки (100%), компьютерными играми и прогулками (78,1%). Лишь 25,0% посещают кружки по интересам и самостоятельно занимаются физическими упражнениями. Девочки в этом возрасте предпочтение отдают занятиям в кружках и совместным занятиям с родителями (70,8%) и занятиям в спортивных секциях (75%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяя жизненные приоритеты школьников с нарушением слуха, было выявлено, что наиболее важной ценностью, как для мальчиков, так и для девочек, является здоровье. На втором месте в списке ценностей у большинства школьников значатся «хорошие отношения в семье» и на третьем — материальная обеспеченность, учеба и хорошее образование, активная и деятельная жизнь (табл. 8).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос:

«Что для тебя является главным в жизни?»

Варианты ответов Степень значимости (место)

мальчики девочки

14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 32) 14-15 лет (п = 38) 16-18 лет (п = 24)

Хорошие отношения в семье IV II II II

Материальная обеспеченность VI IV V III

Здоровье I

Учеба, хорошее образование VII V III V

Отношения с противоположным полом IX VIII IX IV

Хорошая и интересная работа II VI IV IV

Физическое совершенство, красота VIII VII VIII VI

Активная и деятельная жизнь X III VII VIII

Наличие верных друзей III IX VI IX

Хорошая обстановка в стране V X X X

Выводы. В ходе анкетного опроса подростков с нарушением слуха по разделу информированности в вопросах сохранения здоровья было установлено, что исследуемые не дают четкого объяснения понятию «здоровье». Большинству из них характерно наличие определенных знаний о здоровье, факторах, влияющих на него, и средствах укрепления и сохранения здоровья. В целом учащиеся характеризуют свое здоровье как хорошее, однако приоритетное место в сохранении здоровья отдают лекарственным препаратам и лечебным процедурам, не совсем понимая значимость физической культуры и спорта в деле укрепления здоровья.

Изучение физической активности школьников с нарушением слуха 14—18 лет выявило низкий уровень приобщенности к физкультурно-спортивной деятельности. Парадоксально: с одной стороны, учащиеся мотивируют свое пассивное отношение к спортивным занятиям отсутствием свободного времени, с другой — большая часть свободного времени у них уходит на просмотр телевизора, компьютерные игры, прогулки, общение с друзьями. Большинство школьников отмечают подъем настроения, сил, удовлетворение от общения с другими людьми в процессе занятий физической культурой и спортом.

Следует отметить тот факт, что школьники 14 — 15 лет имеют не достаточно полное представление о факторах укрепления и сохранения здоровья. Учащиеся 16—18 лет понимают роль физической культуры и спорта в вопросах укрепления здоровья, проявляя при этом интерес к физкультурно-спортивной деятельности, в отличие от учащихся 14—15 лет.

Таким образом, проведенные исследования по-

казывают, что у школьников с нарушением слуха недостаточно сформировано ценностное отношение к своему здоровью, понимание необходимости и значимости факторов для его сохранения. В этой связи возникает необходимость внедрения в педагогический процесс системы специального образования дополнительных педагогических технологий, обеспечивающих приобщение учащихся с нарушением слуха к основам здорового образа жизни, активизацию их двигательной деятельности.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. — 2002. — № 6. — С. 11-40.

2. Комплексный подход в процессе профессионального обучения детей-инвалидов : метод. пособие / В. Н. Латчук, С. Н. Фалько, Е. А. Осколкова. — М. : АПКиППРО, 2005. — 104 с.

3. Маджуга, А. Г. Концептуальные подходы к определению феномена «Здоровьетворящее образование» / А. Г. Маджуга // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. — Уфа : РИЦ БашИФК, 2009. — С.65 — 72.

КОТКОВА Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики физического воспитания,

Адрес для переписки: e-mail: klumeg@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2012 г.

© Л. Ю. Коткова

Информация

Гранты ФЦП «Кадры»:

Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук (мероприятие 1.2.2 — XV очередь, гуманитарные науки)

В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России » проводится открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд (XV очередь, мероприятие 1.2.2, гуманитарные науки).

Лот 1: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области исторических наук, в том числе истории политики, фальсификации истории и способов противодействия фальсификации истории в науке и образовании»

Лот 2: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области экономических наук

Лот 3: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области философских наук, социологических наук и культурологии»

Лот 4: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области филологических наук и искусствоведения»

Лот 5: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области психологических наук и педагогических наук»

Лот 6: Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук в области юридических и политических наук»

Для финансовой поддержки могут быть предложены научные исследования продолжительностью выполнения в 2012 — 2013 годах и сроком окончания работы (проекта) не позднее 15 ноября 2013 года.

Участником конкурса может бьть юридическое лицо (за исключением федеральных казённых учреждений, а также учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями), подавшее заявку на участие и соответствующее требованиям, установленным в конкурсной документации, в том числе квалификационным требованиям.

Заявки на участие в конкурсе подаются (направляются) в бумажном виде в Министерство образования и науки Российской Федерации по адресу: 125993, г. Москва, Тверская улица, д. 11 до 12 часов 00 минут московского времени 01 июня 2012 года.

Подробная информация о конкурсе опубликована на сайте Ы1р://минобрнауки.рф/новости/2132 Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/258/232022.php (дата обращения: 12.05.2012).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.