Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационный компонент цифровой компетентности педагога'

Ценностно-мотивационный компонент цифровой компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая компетентность / мотивация / ценности / цифровизация образования / цифровые технологии / профессиональная деятельность педагога / инновации / digital competence / motivations / values / digitalization of education / digital technologies / professional activity of a teacher / innovations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов Дмитрий Павлович

В настоящее время наблюдается активное развитие цифровых технологий, которые влияют на все сферы жизни человека. Помимо необходимости подготовки кадров для цифровой экономики, мы столкнулись с последствиями пандемии короновирусной инфекции covid-19. Все это стало поводом для того, чтобы считать, что одним из наиболее важных направлений развития сферы образования в России является цифровизация. В связи с этой тенденцией выдвигаются новые требования к педагогам всех профилей, возникает необходимость в формировании цифровой компетентности. Цифровая компетентность превосходит рамки простого владения техническими навыками и включает в себя глубокое понимание и эффективное использование цифровых инструментов в педагогической практике. Это также подразумевает способность адаптироваться к постоянно меняющейся цифровой среде, критически анализировать информацию, решать проблемы с использованием цифровых ресурсов, а также эффективно коммуницировать в виртуальных и интерактивных средах. Данное исследование является попыткой систематизировать и проанализировать роль и содержание ценностно-мотивационного компонента цифровой компетентности педагогов. Автор провел анализ актуальных научных исследований, выделил ключевые критерии наличия указанного компонента и подчеркнул его существенную значимость в процессе формирования и развития цифровой компетентности. Полученные выводы и рекомендации могут быть востребованы при разработке образовательных программ, тренингов и других образовательных ресурсов, направленных на подготовку педагогов к успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатов Дмитрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-motivational component of educator’s digital competence

Currently, there is an active development of digital technologies that affect all spheres of human life. In addition to the need to train personnel for the digital economy, we are faced with the consequences of the covid-19 coronavirus pandemic. All this has become a reason to believe that one of the most important directions of the development of education in Russia is digitalization. In connection with this trend, new requirements are being put forward for teachers of all profiles, there is a need for the formation of digital competence. Digital competence goes beyond the simple possession of technical skills and includes a deep understanding and effective use of digital tools in teaching practice. It also implies the ability to adapt to an ever-changing digital environment, critically analyze information, solve problems using digital resources, and communicate effectively in virtual and interactive environments. This study is an attempt to systematize and analyze the role and content of the value-motivational component of teachers' digital competence. We conducted an analysis of current scientific research, identified the key criteria for the presence of this component and emphasized its essential importance in the process of formation and development of digital competence. The conclusions and recommendations obtained may be in demand when developing educational programs, trainings and other educational resources aimed at preparing teachers for the successful integration of digital technologies into the educational process.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационный компонент цифровой компетентности педагога»

УДК 37.013.46 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-92-98

Поступила в редакцию / Received 06.09.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.10.2023 Принята к публикации / Accepted 17.11.2023

оригинальная статья

Ценностно-мотивационный компонент цифровой компетентности педагога

Солдатов Дмитрий Павлович О

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 660041, Российская Федерация г. Красноярск, пр-т Свободный, 79

soldatoff.dmitrij2012@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время наблюдается активное развитие цифровых технологий, которые влияют на все сферы жизни человека. Помимо необходимости подготовки кадров для цифровой экономики, мы столкнулись с последствиями пандемии короновирусной инфекции covid-19. Все это стало поводом для того, чтобы считать, что одним из наиболее важных направлений развития сферы образования в России является цифровизация. В связи с этой тенденцией выдвигаются новые требования к педагогам всех профилей, возникает необходимость в формировании цифровой компетентности. Цифровая компетентность превосходит рамки простого владения техническими навыками и включает в себя глубокое понимание и эффективное использование цифровых инструментов в педагогической практике. Это также подразумевает способность адаптироваться к постоянно меняющейся цифровой среде, критически анализировать информацию, решать проблемы с использованием цифровых ресурсов, а также эффективно коммуницировать в виртуальных и интерактивных средах. Данное исследование является попыткой систематизировать и проанализировать роль и содержание ценно-стно-мотивационного компонента цифровой компетентности педагогов. Автор провел анализ актуальных научных исследований, выделил ключевые критерии наличия указанного компонента и подчеркнул его существенную значимость в процессе формирования и развития цифровой компетентности. Полученные выводы и рекомендации могут быть востребованы при разработке образовательных программ, тренингов и других образовательных ресурсов, направленных на подготовку педагогов к успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: цифровая компетентность; мотивация; ценности; цифровизация образования; цифровые технологии; профессиональная деятельность педагога; инновации

Для цитирования: Солдатов Д.П. Ценностно-мотивационный компонент цифровой компетентности педагога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 4. С. 9298. DOI 10.20310/1810-231X^023-22-4-92-98

© Солдатов Д.П., 2023

original article

Value-motivational component of educator's digital competence

Dmitry P. Soldatov

Siberian Federal University 79 Svobodny Ave., Krasnoyarsk 660041, Russian Federation

soldatoff.dmitrii2012@yandex.ru

Abstract. Currently, there is an active development of digital technologies that affect all spheres of human life. In addition to the need to train personnel for the digital economy, we are faced with the consequences of the covid-19 coronavirus pandemic. All this has become a reason to believe that one of the most important directions of the development of education in Russia is digitalization. In connection with this trend, new requirements are being put forward for teachers of all profiles, there is a need for the formation of digital competence. Digital competence goes beyond the simple possession of technical skills and includes a deep understanding and effective use of digital tools in teaching practice. It also implies the ability to adapt to an ever-changing digital environment, critically analyze information, solve problems using digital resources, and communicate effectively in virtual and interactive environments. This study is an attempt to systematize and analyze the role and content of the value-motivational component of teachers' digital competence. We conducted an analysis of current scientific research, identified the key criteria for the presence of this component and emphasized its essential importance in the process of formation and development of digital competence. The conclusions and recommendations obtained may be in demand when developing educational programs, trainings and other educational resources aimed at preparing teachers for the successful integration of digital technologies into the educational process.

Keywords: digital competence; motivations; values; digitalization of education; digital technologies; professional activity of a teacher; innovations

For citation: Soldatov D.P. Value-motivational component of educator's digital competence. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 4, pp. 92-98. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-92-98

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мы можем наблюдать тенденцию активного освоения педагогом цифровых технологий для использования их в своей профессиональной деятельности. Подтверждение данной тенденции наблюдается в произошедшей пандемии короновирусной инфекции covid-19, которая способствовала переходу образовательного процесса в дистанционный формат, требующий определенных компетенций, связанных с цифровыми технологиями. Как показывают исследования, более 40 % педагогов не были готовы к таким условиям [1; 2]. Зарубежные исследователи также отмечали проблемы, с которыми столкнулись педагоги во время пандемии [3; 4]

Со стороны государства актуальность вопроса цифровой компетентности педагогов усиливается, например, национальными про-

ектами «Образование»1 и «Цифровая экономика»,2 реализуемыми с 2019 г. по настоящее время. В рамках данных проектов должна происходить подготовка специалистов для работы в актуальных условиях развития цифровых технологий и цифровой экономики.

Проведенный анализ научных источников и актуальных исследований показал, что понятие «цифровая компетентность педагога» остается открытым для изучения, в связи с тем, что недостаточно разработаны базовые понятия,

1 Проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/ national-project/about/ (дата обращения: 13.08.2023).

2 Проект «Цифровая экономика» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://clck.ru/32tnhW (дата обращения: 13.08.2023).

мало изучена структура феномена. В рамках данного исследования наиболее уместным определением цифровой компетентности считаем вариант, предложенный коллективом ученых факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Г.У. Солдатовой «Цифровая компетентность - это основанная на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфо-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [5].

Представленное определение демонстрирует многоаспектность феномена цифровой компетентности педагога. Также стоит отметить, что авторы определения выделяют мотивацию как один из ключевых элементов данной компетентности, что подтверждается различными исследованиями [6-8].

Для дальнейшего изучения цифровой компетентности педагога необходимо выделить ее компоненты. Мы можем предложить следующий компонентный состав цифровой компетентности:

- ценностно-мотивационный;

- когнитивный;

- деятельностный;

- коммуникативный;

- рефлексивно-оценочный [9].

В данной статье мы более подробно рассмотрим ценностно-мотивационный компонент, его значение в цифровой компетентности педагога, содержание, критерии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для проведения исследования были использованы научные работы за период с 2005 по 2022 гг.: учтены диссертации, полные тексты научных статей и доклады конференций, а также были использованы базы данных научных публикаций: Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В работе использовались теоретические методы (анализ, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение и интерпретация).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Тема ценностного-мотивационного компонента цифровой компетентности педагога недостаточно освещена как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. Ю.В. Воронина в своем исследовании, посвященном цифровой компетентности, выделяет моти-вационно-личностный компонент, который можно охарактеризовать как «личное отношение педагога к его профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды» [10]. Данное определение компонента оставляет множество возможностей для интерпретации конкретного содержания. Стоит обратиться к показателям мо-тивационного-личностного компонента из матрицы оценки цифровой компетентности педагога:

1) понимание педагогом цели создания современной цифровой образовательной среды;

2) комфорт в использовании цифровых технологий, удовлетворенность результатами использования;

3) мотивы в применении цифровых технологий и образовательных ресурсов;

4) интерес к проблемному полю цифро-визации образования;

5) творческий подход в процессе использования и освоения цифровых технологий;

6) оценивание собственных затруднений в профессиональной деятельности при использовании или освоения цифровых технологий;

7) самоконтроль педагога в профессиональной деятельности по реализации цифровых технологий.

Мотивационно-личностный компонент в исследовании Ю.В. Ворониной затрагивает взаимодействие педагога с цифровыми технологиями, его отношение к ним, готовность применения их в профессиональной деятельности.

В.В. Кисляков и О.Ю. Колышев считают, что мотивационно-ценностный компонент можно определить как «систему доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение личности к целям и ценностям педагогической деятельности, к собственному профессиональному становлению». Для анализа мотивационного-ценностного ком-

понента ими используются такие критерии, как «личностный смысл педагогических ценностей» и «познавательный интерес к педагогической деятельности». Исследователи отмечают, что выделение данного компонента обосновано ключевой ролью мотивации в направленности деятельности личности [11].

В контексте цифровой компетентности педагога данное определение можно переформулировать следующим образом: «система доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение педагога к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности, собственному профессиональному росту в данном направлении».

В исследовании Е.В. Яковлевой, Л.П. Илларионовой и Е.В. Москвиной предложено следующее определение мотивационно-ценностного компонента: «совокупность внутренних и внешних мотивов к своей будущей профессиональной деятельности, характеризующаяся стремлением будущего учителя к применению цифровых технологий, желанием самосовершенствоваться в этой сфере, формированием внутреннего стремления к достижению успеха при решении нестандартных задач» [12]. Данное определение имеет схожее содержание с представленными ранее.

Н.Б. Сэкулич считает, что ценностно-мотивационный компонент цифровой компетентности включает в себя осмысление роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе и образовательном процессе. Это проявляется в понимании значимости применения информационных технологий в рамках профессиональной деятельности, выражается в готовности использовать информационные ресурсы в качестве ключевого источника знаний и средства для самообразования. Мотивация и интерес к освоению ИКТ также являются составляющими данного компонента, что проявляется в стремлении обрести углубленное понимание и овладение технологическими навыками. Кроме того, ценностно-мотивационный компонент включает в себя осознание социальной важности информации и средств ИКТ, что способствует усилиям в развитии образования и общества в целом [13].

Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова в своем исследовании «Мотивация в структуре циф-

ровой компетентности российских подростков» отмечают, что именно мотивация является фактором, который способствует развитию собственной цифровой компетентности. Стоит обратить внимание, что в этом же исследовании выделяется общая мотивация и специальная [14]. В контексте темы нашего исследования общая мотивация - это общая направленность к использованию различных цифровых технологий в повседневной жизни, а специальная - связана с профессиональной деятельностью педагога.

На основе проведенного анализа мы можем предложить следующее содержание цен-ностно-мотивационного компонента цифровой компетентности (табл. 1).

Автор не претендуют на полное раскрытие содержание ценностно-мотивационного компонента, представляя лишь одну из возможных интерпретаций. Для обсуждения открыты все аспекты представленной таблицы 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровая компетентность педагога и ее многоаспектный компонентный состав привлекают все большее внимание исследователей в сфере образования. В современном обществе, находящемся в состоянии активного цифрового трансформационного процесса, роль педагога как ключевого участника образовательной деятельности обостряется. Эффективное владение цифровыми инструментами и технологиями становится неотъемлемой частью его профессиональной компетентности.

Один из важных аспектов цифровой компетентности педагога - это ценностно-мотивационный компонент, который демонстрирует значимую и ключевую роль в процессе формирования и последующего развития цифровой компетентности. Этот компонент представляет собой осознанный набор ценностей, мотиваций и убеждений, направленных на активное и продуктивное использование цифровых технологий в образовательной практике.

Ценностно-мотивационный компонент побуждает педагога к обогащению учебного процесса и расширению образовательных горизонтов, углубленному пониманию новых цифровых технологий, а также способов их интеграции в профессиональную деятельность. Поддерживая стремление к овладению современными образовательными инструментами,

Таблица 1

Уровневое содержание ценностно-мотивационного компонента цифровой компетентности педагога

Table 1

Level content of value-motivational component of educator's digital competency

Уровень Level Ключевая характеристика Key characteristic Показатели Indicators

Базовый Basic Понимание значимости использования цифровых технологий в деятельности педагога Understanding importance of digital technologies in educator's activity Уровень знаний о современных цифровых технологиях, их возможностях и функциях. Умение объяснить, как конкретные цифровые технологии могут обогатить и улучшить образовательный процесс. Стремление применять цифровые технологии только по заранее изученному алгоритму Level of knowledge about modern digital technologies, capabilities and functions. Ability to explain how specific digital technologies can enrich and improve the educational process. Desire to apply digital technologies only as in a previously studied algorithm

Оптимальный Optimal Мотивация к осуществлению профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий Motivation to carry out professional activities using information and communication technologies Способность выявлять разнообразные области образовательной деятельности, где цифровые технологии могут быть наиболее эффективно использованы. Гибкость в адаптации подходов к использованию цифровых технологий в зависимости от особенностей учащихся и образовательной среды. Осознание преимуществ, которые могут дать конкретные цифровые технологии в профессиональной деятельности Стремление к изучению ранее неизвестных цифровых технологий Ability to identify various areas of educational activity where digital technologies can be most effectively used. Flexibility in adapting approaches to digital technologies depending on students and the educational environment. Awareness of the advantages that specific digital technologies can provide in professional activity Striving for understanding previously unknown digital technologies

Продвинутый Advanced Мотивация подопечных к использованию цифровых технологий для достижения собственных целей Motivation of students to use digital technologies to achieve their own goals Проявление креативности в создании образовательных ресурсов и задач с применением технологий. Стремление к саморазвитию в области цифровых технологий и их применения в педагогической деятельности. Способность комбинировать различные цифровые технологии для организации образовательного процесса. Стремление к популяризации цифровых технологий среди обучающихся и коллег Manifestation of creativity in developing educational resources and tasks using technology. Striving for self-development in digital technologies and its use in teaching activities. Ability to combine various digital technologies to organize the educational process. Striving to popularize digital technologies among students and colleagues

ценностно-мотивационный компонент обеспечивает активное и устойчивое обучение, способствуя формированию гибкости и адаптивности в применении цифровых технологий.

Более того, данный компонент заставляет педагога проводить анализ образовательного процесса с применением цифровых инструментов, способствуя постоянному улучшению методов и подходов к обучению. Такой анализ

способствует эффективной коррекции образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей учащихся.

Следовательно, ценностно-мотивацион-ный компонент цифровой компетентности педагога занимает центральную роль в успешной интеграции цифровых технологий в педагогическую деятельность. Его развитие обеспечивает не только освоение новых умений, но и

формирование профессиональной идентичности, способствуя созданию прогрессивной и инновационной образовательной среды. В этом отношении дальнейшие исследования в кон-

тексте данной темы необходимы для расширения понимания механизмов развития цифровой компетентности педагогов и их успешной интеграции в современное образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 156-201. DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201; EDN: CSQZSM

2. Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 62-64. EDN: GFCVFC

3. Tsarapkina J.M., Anisimova A.V., Gadzhimetova B.D., Kireycheva A.M., Mironov A.G. The impact of digital education transformation on technical college teachers // Journal of Physics: Conference Series: International Scientific and Practical Conference "Information Technologies and Intelligent Decision Making Systems (ITIDMS-II 2021)". 2021. Art. 012030. DOI 10.1088/1742-6596/2001/1/012030; EDN: UVNNAL

4. Toto G.A., Limone P. Motivation, stress and impact of online teaching on Italian teachers during COVID-19 // Computers. 2021. Vol. 10 (6). P. 75.

5. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с. EDN: UILWUN

6. Hobbs R., Tuzel S. Teacher motivations for digital and media literacy: An examination of Turkish // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 48 (1). P. 7-22.

7. Tyner K. Literacy in a Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information. N.Y.: Routledge, 2014. 304 р.

8. Widana I. W., Sumandya I. W., Sukendra I.K., Sudiarsa I. W. Analysis of Conceptual Understanding, Digital Literacy, Motivation, Divergent of Thinking, and Creativity on the Teachers Skills in Preparing Hots-based Assessments // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems - JARDCS. 2020. Vol. 12 (8). P. 459-466.

9. Смолянинова О.Г., Солдатов Д.П. К проблеме развития цифровой компетентности студентов педагогических направлений // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 5. С. 10-19. EDN: XCISYN

10. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник ОГПУ. 2019. № 4 (32). С. 232-245. DOI 10.32516/2303-9922.2019.32.17; EDN: NOKGNY

11. Кисляков В.В., Колышев О.Ю. Профессионально-педагогическая позиция как показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе // Грани познания. 2016. № 2 (45). С. 112-119. EDN: WCFVUJ

12. Яковлева Е.В., Илларионова Л.П., Москвина Е.В. Формирование мотивационно-ценностного компонента цифровой компетентности бакалавров педагогики // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 58-69. DOI 10.18384/2310-7219-2022-1-58-70; EDN: OFBLIJ

13. Сэкулич Н.Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2А. С. 302-314. EDN: ZFAZNV

14. СолдатоваГ.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 3-14. DOI 10.11621/npj.2017.0101; EDN: YJMQLH

REFERENCES

1. Nazarov V.L., Zherdev D.V., Averbukh N.V. Shock digitalisation of education: the perception of participants of the educational process. Education and Science Journal, 2021, vol. 23, no. 1, pp. 156-201. (In Russian). DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201

2. Gladilina I.P., Kadyrov N.N., Stroganova E.V. Digital literacy and digital competencies as a factor of professional achievement. Innovation and Investment, 2019, no. 5, pp. 62-64. (In Russian).

3. Tsarapkina J.M., Anisimova A.V., Gadzhimetova B.D., Kireycheva A.M., Mironov A.G. The impact of digital education transformation on technical college teachers. Journal of Physics: Conference Series: Inter-

national Scientific and Practical Conference "Information Technologies and Intelligent Decision Making Systems (ITIDMS-II2021), 2021, art. 012030. DOI 10.1088/1742-6596/2001/1/012030

4. Toto G.A., Limone P. Motivation, stress and impact of online teaching on Italian teachers during COVID-19. Computers, 2021, vol. 10 (6), pp. 75.

5. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Y. Digital Competence of Adolescents and Parents. Results of the All-Russian Study. Moscow, Fond Razvitiya Internet Publ., 2013, 144 p. (In Russian).

6. Hobbs R., Tuzel S. Teacher motivations for digital and media literacy: An examination of Turkish. British Journal of Educational Technology, 2015, vol. 48 (1), pp. 7-22.

7. Tyner K. Literacy in a Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information. New York, Routledge, 2014, 304 p.

8. Widana I.W., Sumandya I.W., Sukendra I.K., Sudiarsa I.W. Analysis of Conceptual Understanding, Digital Literacy, Motivation, Divergent of Thinking, and Creativity on the Teachers Skills in Preparing Hots-based Assessments. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems - JARDCS, 2020, vol. 12 (8), pp. 459-466.

9. Smolyaninova O.G., Soldatov D.P. On the problem of developing digital competence of students of pedagogical areas. Anthropological Didactics and Upbringing, 2022, vol. 5, no. 5, pp. 10-19. (In Russian).

10. Voronina Yu.V. Digital fluency of the teacher: analysis of maintenance of a concept and structure. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, 2019, no. 4 (32), pp. 232-245. (In Russian). DOI 10.32516/2303-9922.2019.32.17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kislyakov V.V., Kolyshev O.Yu. Professional and pedagogical position as an indicator of the effectiveness of the educational process in the pedagogical university. Grani poznaniya, 2016, no. 2 (45), pp. 112-119. (In Russian).

12. Yakovleva E.V., Illarionova L.P., Moskvina E.V. Formation of a motivational-value component of digital competence of bachelors of pedagogy. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2022, no. 1, pp. 58-69. (In Russian). DOI 10.18384/2310-7219-2022-1-58-70

13. Sekulich N.B. Formation of ICT competencies of university students in the digital era. Pedagogical Journal, 2017, vol. 7, no. 2A, pp. 302-314. (In Russian).

14. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Motivation in the structure of the digital competence of Russian adolescents. National Psychological Journal, 2017, no. 1 (25), pp. 3-14. (In Russian). DOI 10.11621/npj.2017.0101

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Солдатов Дмитрий Павлович - аспирант, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: soldatoff.dmitrii2012@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0240-4151 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Dmitry P. Soldatov - Post-Graduate Student, Information Technologies in Learning and Continuous Education Department. Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation.

E-mail: soldatoff.dmitrii2012@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0240-4151 Contribution: main study concept, literature analysis, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.