Научная статья на тему 'Ценностная система М. А. Булгакова как значимый образец для самоопределения современного студента'

Ценностная система М. А. Булгакова как значимый образец для самоопределения современного студента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
454
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА / М.А. БУЛГАКОВ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗЕЦ / СТУДЕНТ / ФИЛОСОФИЯ / ГУМАНИЗМ / M.A. BULGAKOV / VALUES / VALUE SYSTEM / SELFDETERMINATION / PATTERN / STUDENT / PHILOSOPHY / HUMANISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Южанинова Екатерина Рафаэлевна

В статье рассматривается актуальность использования творческого потенциала М.А. Булгакова и обосновывается, почему его ценностная система может служить образцом для самоопределения студента. Демонстрация ценностно-смысловых поисков писателя способствует ценностному самоопределению учащегося в пространстве культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE SYSTEM OF M.A. BULGAKOV AS AN IMPORTANT PATTERN FOR THE SELF-DETERMINATION OF CONTEMPORARY STUDENTS

The article considers the relevance of application of Bulgakov’s creative potential. The author discusses why the value system may serve as a pattern for student’s identity. Demonstration of the writer’s searching for meaning and values can help development of students’ own value identity in the space of culture.

Текст научной работы на тему «Ценностная система М. А. Булгакова как значимый образец для самоопределения современного студента»

УДК 378 : 124.5 : 159.923 : 821.161.1 Южанинова Екатерина Рафаэлевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Оренбургского государственного университета У^єгі na@yandex. ш

ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА М.А. БУЛГАКОВА КАК ЗНАЧИМЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Yuzhaninova Ekaterina Rafaelevna

PhD, Assistant Professor, Social Philosophy Department, Orenburg State University yuterina@yandex.ru

THE VALUE SYSTEM OF M.A. BULGAKOV AS AN IMPORTANT PATTERN FOR THE SELF-DETERMINATION OF CONTEMPORARY STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматривается актуальность использования творческого потенциала М.А. Булгакова и обосновывается, почему его ценностная система может служить образцом для самоопределения студента. Демонстрация ценностно-смысловых поисков писателя способствует ценностному самоопределению учащегося в пространстве культуры.

Ключевые слова:

ценности, ценностная система, М.А. Булгаков, самоопределение, образец, студент, философия, гуманизм.

Summary:

The article considers the relevance of application of Bulgakov’s creative potential. The author discusses why the value system may serve as a pattern for student’s identity. Demonstration of the writer’s searching for meaning and values can help development of students’ own value identity in the space of culture.

Keywords:

values, value system, M.A. Bulgakov, selfdetermination, pattern, student, philosophy, humanism.

На сегодняшний день актуальным является формирование такой ценностной системы, которая была бы гуманистической по своей сути в широком смысле слова. В этой связи необходимым видится усиление роли и места преподавания гуманитарных дисциплин в школе и вузах, поскольку именно дисциплины этого цикла в большей степени влияют на формирование духовности и становление ценностной системы, основанной на доминировании гуманистических, общечеловеческих ценностей. Нынешнее студенчество - это люди, от которых завтра будет зависеть судьба общества, поэтому столь важно сегодня качнуть маятник социального развития в сторону становления его гуманистического типа. В данной статье мы рассмотрим, каким образом ценностная система М.А. Булгакова может служить значимым образцом самоопределения для студентов в процессе преподавания дисциплин философского и филологического циклов.

Сегодня особо актуален вопрос о возможностях формирования нового типа мышления, свободного от догм и стереотипов, но основывающегося на базовых ценностях человечества и культуры. В связи с этим видится необходимым использование уже накопленного предшествующими поколениями мыслителей и писателей опыта, его актуализация с целью самоопределения студентов и становления его ценностной системы, базирующейся на гуманистических аспектах. При этом вслед за П.А. Гороховым самоопределение мы считаем принципом развития, внутренне присущим личности [1].

На наш взгляд, писателя делает по-настоящему великим то, что в его произведениях вечные, духовные ценности преобладают над материальными. Именно эта вечность, общечеловечность, понятность каждому читателю воплощенных в художественном тексте ценностей, делает писателя доступным и близким многим, ставит его над временем. Смысл подлинного понимания произведения - нахождение новых смыслов, созвучных нашему времени. Философское понимание текста - такая его интерпретация, которая делает текст нужным сегодня. М.А. Булгаков современен для нас не только в силу внутренней ценности размышлений, содержащихся в его творческом наследии, но в силу потенциальной возможности новой интерпретации его произведений сегодня. Фундаментом мировоззрения любого человека, на наш взгляд, является система его ценностей, поэтому для понимания оснований мировоззрения этого талантливого и самобытного творца столь необходимо выделить то, что было значимо для него, выступало в качестве внутренних ориентиров. Сама фигура русского писателя обычно не упоминается в ряде отечественных философов, хотя он по силе своего влияния на современное любомудрие заслуживает самого пристального изучения.

Видимо, одной из особенностей мировоззрения М.А. Булгакова являлось его непрекращаю-щееся философское самоопределение. Особый интерес к творчеству писателя обусловлен тем, что он осмыслил трагизм человеческого бытия и тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества. В первую очередь, это отказ от складывавшейся веками и базировавшейся на принципах гуманизма системы ценностей русской культуры, ведущими из которых были

истина, добро, красота. Его творчество, пронизанное тревогой за будущее человека, за возможность сохранения им духовной целостности в эпоху социальных потрясений, созвучно сегодняшней ситуации в нашей стране.

Главным объектом философского и художественного мышления М.А. Булгакова является человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований. Вся художественная ткань и форма произведений писателя объединяется, охватывается «идеей человека» (терминология М.М. Бахтина), образуя с ней единое «смысловое» целое.

Как и многие талантливые люди, М.А. Булгаков исходил из идеи единства души и тела. Духовное «Я» писателя выступает одновременно в 3-х своих основных формах: внешнего созерцания (устойчивая картина мира), внутреннего созерцания (ценностная оценка жизни) и мышления (целеполагающая идея). Проинтегрированный таким образом духовный мир, состоящий как бы из 3-х царств: действительности, ценности и смысла, - может быть представлен как суть философского мировоззрения мыслителя.

Аксиологически философское мировоззрение М.А. Булгакова может быть представлено ак-сиосферой, основанием которой служит точка - человеческая индивидуальность. Именно наличие этого основания обусловливает обезоруживающую простоту булгаковской философии, которая зачастую опрокидывает абсолюты высоких материй. На глобальный взыскующий вопрос Пилата, так и остающийся в Евангелиях без ответа, в романе Булгакова следует спокойный, удивляющий своей неожиданностью ответ Иешуа: «Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова...» [2, с. 118]. Такой нарочито обыденный и приземленный антропоцентризм значительным образом ценностно ориентирует образ мира в творчестве М.А. Булгакова. Подлинно человеческие отношения понимаются им как истина, которая соответствует основам природного мироустройства, но отвергается неправедным социальным строем. На допросе у Пилата Иешуа сочувствует прокуратору. Происходит своеобразное перераспределение ролей. Иешуа говорит спокойно, в его речи преобладают мирные и успокаивающие тона, как если бы перед ним был не грозный наместник императора Тиберия, а расхворавшийся ребенок: «Беда в том, что ты слишком замкнут, и окончательно потерял веру в людей. Твоя жизнь скудна, игемон» [3, с. 119]. Нормальные человеческие чувства сострадания и жалости, которые испытывает Иешуа к страдающему от головной боли прокуратору, воспринимаются как ненормальные и безумные и вызывают соответствующую реакцию у свиты Пилата. Булгаков предначертал для прокуратора долгий путь к прозрению, но первым свидетельством изменений в душе Пилата стали его слова: «Развяжите ему руки». Это была реакция не римского чиновника, а человека на гуманное содержание проповедей Иешуа.

Миросозидающим началом, гармонизирующим человеческие отношения и усмиряющим хаос (в том числе и революционный), одной из высших ценностей видится Булгакову мировая культура, хранящая духовность человечества и предотвращающая катастрофу нравственного обнищания. Вера писателя в гуманистические основы жизни часто воплощалась в теме дома - ведущем ценностном ориентире в его творчестве. Новая реальность, по мнению Булгакова, разрушила Дом как пристанище, лишив убежища человека, оказавшегося в ситуации экзистенциальной заброшенности. Наряду с Домом экзистенциальным убежищем выступает Книга как уникальная ценностная составляющая. В качестве непременного условия для восстановления нормальной, человеческой жизни в России Булгаков полагал именно книги. Через деформацию природы отношений мужчины и женщины писатель показывает ценность рыцарских отношений, согласно которым мужчина должен защищать женщину, тем более «даму сердца».

Деформация представлений людей о норме искажает общий жизненный уклад, невероятно снижая его ценностный, эстетический и нравственный уровни. Из кладовых мировой культуры Булгаков берет вечный образ ребенка как символ предела, поставленного разрушению и насилию, как вечную и непреходящую ценность. В «Белой гвардии» в описание погруженного в революционный хаос заснеженного города писатель вставляет эпизод купания ребенка. Простая и вечная мудрость жизни, непреходящие ее ценности берут у писателя верх над ложной патетикой и безумием революции. Для Булгакова, как и для Достоевского, мерой людских деяний и главной ценностью становится судьба ребенка, а нравственным императивом выступает недопустимость вседозволенности.

Во многих произведениях Булгаков показывает Безумие в экзистенциальном смысле - как общее состояние мира в период крушения ценностных и нравственных основ. Безумие показывается чаще всего через изображение самого страшного преступления - убийства человека. Ряд таких убийств формирует в художественном мире и мировоззренческой структуре писателя чрезвычайно важный для его гуманистической концепции метасмысл, философская суть которого базируется на утверждении ценности человеческой жизни и цены пролитой крови, а также вины и ответственности.

Как и многие выдающиеся писатели той эпохи, Булгаков пытался противостоять наступлению Хаоса напоминанием о Гармонии. В центре своего образа мира писатель поставил не мессию, не героя, не Сверхчеловека, а просто человека. Именно уникальность, неповторимость отдельной личности предстает самой бесспорной и изумляющей тайной мироздания в творениях М.А. Булгакова. Такие ценности, как Творчество и Мастерство, безусловно, занимают приоритетные места в аксиологической иерархии писателя. В самом слове «мастер» для Булгакова был заключен «торжественный,

необыденный смысл», соотносящий понятие мастерства с самой Вечностью, с идеей служения высшим духовным идеалам, с высоким жребием творческой личности, отмеченной Божьим даром.

Булгаков утверждает безусловную ценность эволюционного развития общества, ибо революция аннигилирует не только гражданские и правовые ценности, но и самую главную ценность -человеческую жизнь. «В своем понимании исторического процесса и его законов Булгаков был сторонником эволюции, постепенного преобразования общественного строя, а вместе с ним и Человека, на разумных и добрых началах», - отмечает П.А. Горохов [4, с. 6]. Политические ценности Булгакова были примерно следующими: сильное государство, «просвещенное самодержавие», действенное православие, равноправие народов при главенстве русского народа как государствообразующего, взаимовыгодное сотрудничество с Европой.

Личность выдающегося человека складывается порой в столкновении, противоречии между велениями души, сердца, ума и общественным порядком, императивами времени того периода. На наш взгляд, представление истории исканий, обретений, а может быть, и ошибок великого писателя будет являться весьма продуктивным, поскольку студент видит, что выдающийся соотечественник прошел сложный путь, на котором часто возникали ценностно-смысловые конфликты и ситуации, требующие самоопределения, и порой весьма нелегкого. На наш взгляд, демонстрация ценностносмысловых поисков М.А. Булгакова позволяет достигнуть следующих результатов.

1. Это приводит студента к мысли, что ценностно-смысловое определение - процесс длиною в жизнь, его насыщенность прямо пропорциональна внутреннему богатству личности и его активной общественной, культурной, научной, гражданской позиции. Этот путь ни для кого не оказывается легким, противоречия, конфликты неизбежны, но именно в них заложена возможность самоопределения и саморазвития.

2. Студенты приходят к осмыслению того, что сложности и препятствия, с которыми они встречаются в своей личной жизни, следует всегда оценивать как важный момент, позволяющий человеку совершенствоваться, восходить в своем развитии к вечным человеческим ценностям. Поэтому важным оказывается умение абстрагироваться от своих негативных эмоций и способность сохранять стоицизм и логически мыслить даже в пограничных, экзистенциальных ситуациях, а лучшим примером в этом является судьба Булгакова.

3. Студент видит, что он в своих исканиях не одинок - этот путь уже пройден и весьма успешно многими людьми, и в частности, М.А. Булгакова можно рассматривать как ориентир, как тот образец, от которого многому можно научиться, о многом задуматься, есть с чем сравнить свои переживания, действия и достижения.

Итак, в творчестве М.А. Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, высвечиваются ценности, которые чаще всего относят именно к гуманистическим, общечеловеческим: жизнь и ценность человеческой индивидуальности; бытие и отношения человека с бытием; сознание и конституирование значений опыта; Дом, Книга и Культура; творчество и мастерство; любовь и внутренняя цельность; счастливое детство; эволюционность развития; сильное государство. Таким образом, ценностная система М.А. Булгакова является значимым образцом самоопределения для современного студента.

Ссылки:

1. Горохов П.А., Кеидия К.З. Некоторые аспекты истории проблемы «самости» в философском контексте проблемы самоидентификации // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2012. № 2. С. 50-54.

2. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 8 т. СПб., 2002. Т. 5.

3. Там же. С. 119.

4. Горохов П.А. Историческая фантастика Михаила Булгакова: опыт философского прочтения // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2004. № 4. С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.