Научная статья на тему 'Ценностная детерминация власти'

Ценностная детерминация власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
428
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ВЛАСТЬ / POWER / ПОЛИТИКА / POLICY / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / НОРМА / NORM / ЛЕГИТИМНОСТЬ / LEGITIMACY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / INSTITUALISATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демидов Александр Иванович

Статья посвящена рассмотрению роли ценностей в формировании активного отношения человека к политике, оценке эффективности власти. Превращаясь в нормы, ценности регламентируют деятельность властного механизма, приводят его в соответствие с потребностями человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUEABLE DETERMINATION OF THE POWER

Тhe article devoted to the analysis of the role of the values in the formation of the human activity in the politics and in the valuation of the effectives of power. As a norms they direct of the mechanism of the power and form of his accordance with the needs of the man.

Текст научной работы на тему «Ценностная детерминация власти»

ПОЛИТОЛОГИЯ

А.И. Демидов

ЦЕННОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ВЛАСТИ

Статья посвящена рассмотрению роли ценностей в формировании активного отношения человека к политике, оценке эффективности власти. Превращаясь в нормы, ценности регламентируют деятельность властного механизма, приводят его в соответствие с потребностями человека.

Ключевые слова: ценности, власть, политика, институализация, норма, легитимность, безопасность.

A.I. Demidov

THE VALUEABLE DETERMINATION OF THE POWER

Ibe article devoted to the analysis of the role of the values in the formation of the human activity in the politics and in the valuation of the effectives of power. As a norms they direct of the mechanism of the power and form of his accordance with the needs of the man. Keywords: values, power, policy, institualisation, norm, legitimacy, security.

Власть — это чрезвычайно динамичное, постоянно обновляющее свои качества явление. Однако динамику власти более точно удается установить в том случае, если новые черты соотносятся с ее атрибутивными, постоянно проявляющими себя характеристиками.

По М. Веберу, власть есть «возможность одного человека или группы людей реализовать свою собственную волю в собственном действии даже вопреки сопротивлению других людей, участвующих в указанном действии»1. Как фактор причинения она способна производить события, вызывать последствия, сводя вместе явления, без ее вмешательства так и остающиеся разрозненными. Как фактор упорядочения власть имманентна социальным отношениям и представляет собой внутреннюю структуру общества, его дисциплинарную и нормативную технику (М. Фуко). Благодаря власти в общественную жизнь вносятся такие качества, как стабильность, целесообразность, организованность и эффективность. Она снижает риски стохастического развития, делает случайное возможным, невероятное — действительным, проявляя себя в самых разнообразных обстоятельствах и ситуациях.

Власть структурирует социальные отношения, делает их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения как властителей, так и подвластных, значительно понижая долю элемента неопределенности в поведении, проявляясь в таких формах, как субординация, преобладание, порядок, культурная и политическая интеграция2. Снижая размах случайных отклонений, она становится фактором обеспечения эволю-

© Демидов Александр Иванович, 2015

Доктор философских наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, заведующий кафе-208 дрой теоретической и прикладной политологии (Саратовская государственная юридическая академия)

ционного преимущества тех сообществ, где появляется. Однако в таком своем качестве власть сама должна быть структурирована и организована, содержать в себе регулятивные механизмы.

В политике как деятельности по преобразованию и осуществлению власти человек имеет дело с многообразием действительности (информационным, ситуативным, позиционным, эмоциональным, идеологическим и т.д.). Поэтому естественным элементом властных отношений служит выбор (вариантов, направлений действия, способов решений). Выбор приходится делать потому, что «число факторов, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении решения каждой проблемы, всегда меньше, чем сумма факторов, влияющих на ту ситуацию, которая породила эту проблему, или зависящих от нее. Можно даже сказать, власть как способность устраивать, воплощать и поддерживать порядок заключается в умении именно отодвигать в сторону, не принимать во внимание многие факторы.... Обладать властью — значит, помимо всего прочего, решать, что важно, а что не важно; что пригодится в борьбе за порядок, а что не представляет интереса»3.

Но что определяет эти предпочтения? Ценности — представления о желательном или нежелательном в человеческих отношениях, именно они служат критериями оценки и выбора позиции, линии поведения, варианта решения. Они выражают историческую, культурную детерминацию властных отношений как отношений неоднозначных, предполагающих свободу выбора. При этом «ценности предстают не только в субъективном решении как выбор, осуществляемый индивидами; они выступают также в виде объективных норм, т.е. советов: делай то, а не другое»4.

Основные характеристики ценностей отражают сложность движения по соединению идеи и реальности («мира горнего» и «мира дольнего»), выражают потребность в их дальнейшем оформлении в понятия, идеи, цели. Это позволяет им связать воедино самые разные качества. Поэтому они:

детерминированы социально-историческим опытом, несут на себе груз времен, передают традиции, различаются трактовками, но в конкретный момент времени всегда злободневны, передают остроту именно данной ситуации, эпохи;

абстрактны, но, благодаря сосредоточению в себе огромного мотивационного потенциала, способны пробуждать в людях самые фундаментальные, витальные силы, канализировать огромные массивы человеческой энергии;

прагматичны, т.е. связаны с принятием в качестве жизненно значимого и реализацией желаемого и с отторжением того, что неприемлемо и нежелательно;

символичны, но для абстрактных феноменов, отражающих сложные аспекты человеческих отношений (честь, совесть, справедливость, достоинство), находятся формы конкретного воплощения в чувственно фиксируемых предметах или образах.

Объективная (управленческая) сторона власти — это упорядочение социальных отношений, субъективная (человеческая) сторона — их относительная гармонизация, приведение в соответствие с наличными интересами людей, без чего невозможно поддержание целостности социального организма. Ценности, принимаемые в качестве критериев оценки властных отношений, можно условно разделить на две группы: критерии прагматические (связанные с результатами власти) и моральные (связанные с ее мотивацией).

Критерий эффективности отражает результативность властных действий, их способность реализовать основные цели и функции власти (представительство, регуляция, репрессия). Множественность параметров данного критерия формирует потребность в объективных показателях, выражающих эту эффективность и более или менее не зависимых от их обычной пропагандистско-идеологической упаковки. Такими признанными объективными показателями эффективности правления служат продолжительность жизни, благосостояние и экономический рост, размеры неравенства5.

Эффективность самих ценностей в их влиянии на власть зависит от их ин-ституализации — преобразования в устойчивые правила поведения, ориентирующие большие сообщества. Ценности направляют властные отношения, становясь признанными и кодифицированными правилами, на основе которых люди выстраивают свои отношения. Оформленные нормами социальные отношения — институты представляют собой разветвленную сеть взаимодействий, взаимозависимостей и организаций. Они структурируют общество, стабилизируют отношения в нем, создают возможность контроля и предвидения действий участников, выражения и защиты их прав. Однако нормы и создаваемые на их основе институты действуют в противоречивой среде, одни фрагменты которой генерируют и укрепляют механизмы упорядочения, в т.ч. и нормативные, другие — наоборот, их расшатывают, разрушают.

Антипод данного процесса — деинституализация — разрушение организованного властного механизма. Она достаточно разнопланова и включает в себя несоблюдение предписаний, лишение нормы сопутствующих ей санкций, уве-а личение в ней неопределенности, когда «приказ превращается в пожелание», ? которому в принципе могут соответствовать самые разнообразные действия, в 3 т.ч. и противоположные требованиям нормы. Этому же способствует умножение | действующих истолкований, версий и трактовок нормы, выхолащивающих ее I императивное содержание. Нормы — установления при этом оказываются более

1 уязвимыми, по сравнению с нормами — обычаями. Поскольку в их основе наго

| ходятся ценности (т.е. субъективные предпочтения), появляется возможность

| истолкования их содержания произвольным образом, в т.ч. вкладывая проти-

| воположное первоначальному смыслу значение. Дезориентированное таким

2 образом сознание блокирует или хаотизирует избранный порядок действий. ° Нормативный механизм власти перестает функционировать, замещается такти-£ кой прямых немотивированных действий, в рамках которых любой результат, | самый неожиданный и негативный, может преподноситься и восприниматься о как желаемое событие.

° Основные власть несущие конструкции, состоящие из скрытых или известных

0

° узкому кругу лиц правил, негласных договоренностей и допущений, а также

го

3 наиболее эффективные ресурсы власти заводятся в тень. Общество в итоге по-

1 добных трансформаций получает власть совершенно для него неожиданную и | неконтролируемую. Формы противодействия такой власти находятся с трудом

именно в силу размытости ее контуров, неясности ядра властного поля: нет обязательных для нее норм, а эффективные механизмы, направляющие ее действия, совсем не те, которые на виду.

Однако и жесткие или неуместные для определенных форм социальных отношений ограничения (гипернормия) порождают негативные последствия,

210

не меньшие, чем их отсутствие. Пределами нормативного регулирования в по-

литике служат права и свободы человека, действующие в обществе механизмы самоуправления (экономические пропорции, потребности, интересы социальных групп). Их нарастающие и неоправданные ограничения серьезно нарушают жизнь социальной системы. Проявления «гипернормии» выражаются также во вторжении норм в сферы регуляции, для которых они в силу своей природы просто не предназначены. И в истории, и в современности сплошь и рядом встречаются ситуации вмешательства политики в правовую сферу, морали в политику, политики в экономику и т.п., нарушающие естественные, исторически складывающиеся механизмы и принципы их регулирования.

Другая тенденция связана с ослаблением жесткости властной регуляции в политике. Дело в том, что институциональные изменения не поспевают за событиями и их информационной «упаковкой», как их «прелюдией», так и «сопровождением», а институты и институализированные нормы все меньше принимаются во внимание участниками политического процесса и, прежде всего, людьми, распоряжающимися властью. Все большее значение приобретают негласные договоренности, всякого рода умолчания, экстренные формы реагирования властных структур, согласования властвующих элит. Такую неинституализированную («мягкую») власть все труднее локализовать и все труднее контролировать6.

В условиях локализации власти в культурных кодах и ее ухода из-под инсти-туализированных форм контроля повышается значение не установленных, но имеющих культурное происхождение норм, существующих и действующих не как жесткие правила и императивные требования, а как договоренности, допускающие различные варианты и отступления, не навязывающие, но постепенно е формирующие политические ориентации. и

Данная ситуация порождает и поиск новых форм неинституализированного а контроля и управления. о

Происходит обращение к жестким формам «управляемой демократии», с та- К кими ее известными чертами, как устранение общества от участия в принятии О

п

решений, элитарность, иерархичность распределения власти, практика использо- а вания суррогатных, демонстрационных форм «единства», открывающая возмож- в

е

ность временных согласованных действий. Подобная система власти могла бы О

быть успешной в условиях жесткого ограничения «информационного поля», но р'

в сетевом информационном обществе это невозможно, что делает «управляемую |

демократию» неустойчивой, предкризисной формой власти. Она не улавливает К

потребности, грубо навязывает свои модели поведения массе, порождает все бо- а

лее ощутимую сегментацию общества, создание и сопротивление «автономных |

идентичностей» (М. Кастельс), действующих как антиподы государственным и

институтам. Возникают и множатся ячейки «антигражданского общества», №

руководствующиеся нормами — вызовами институциональным правилам (кор- 11

о

рупция, падение дисциплины, неисполнительность, аморализм, доминирование ) преступных сообществ). |

Способность и желание всех участников политических отношений действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их формирует качество легальности (законности) власти.

Эта ценность отражает взаимообращенность политики и права, что позволило В.С. Соловьеву назвать законность «основным естественным принципом 211

политического общества»7. Ценность права — в равнозаконии — справедливом воздаянии8. Отказ носителей политической власти от этого принципа ломает элементарную упорядоченность социальных отношений, предопределяет неэффективность и неприемлемость такой власти для общества, усиливает ее деструктивный потенциал. Власть, не ограниченная законом, оказывается неэффективной и нежелательной, лишенной ценностного смысла и просто опасной.

Именно через правовой механизм, через приобретение характеристик закона ценности переходят в нормы, санкционированные государством, придающим им высший политический авторитет. При этом нормы обретают директивные качества, оснащаются четким механизмом реализации, снабжаются санкциями, определяют человеческие, временные, пространственные границы действия, устанавливают пределы ответственности за нарушение своих требований. Если ценности по своей социальной роли стоят ближе к идеалам, то нормы (законы) непосредственно входят в инструментарий управления. Именно в таком состоянии они необходимы для осуществления регуляции политических процессов и отношений.

Закон цивилизует власть, делает ее надежной и предсказуемой, «открывает возможность действия с определенными (очерченными) последствиями, переводит прямой конфликт в юридически регулируемые дебаты...»9.

Следование власти закону позволяет обеспечить людям, на которых она распространяется, безопасность. Смысл этой ценности — в отсутствии угрозы жизни и основным атрибутам человеческого существования, к которым, несомненно, относятся семья, этнос, окружающая среда, собственность, культура. а К. Дейч справедливо определял безопасность как защищенность, обеспечение ? сохранности основных жизненных ценностей10. Ее оправданно считают ключе-3 вым фактором в системе ценностей, без нее значимость других ценностей ока-| зывается сомнительной, не имеющей устойчивых оснований: кому, например, I нужна свобода, если отсутствуют гарантии безопасности личности, или благо-

1 состояние, находящееся под постоянной угрозой? Безопасность служит, таким

го

| образом, условием накопления, наращивания и обогащения других ценностей,

| при ее отсутствии или недостатке ценностная структура общества истощается

| и деформируется, сужаясь до простой самозащиты.

2 Категория безопасности достаточно многообразна и включает следующие ° аспекты:

ж военный, предполагающий не только защиту членов сообщества от внешней

| угрозы, но и не создавать ее самим государством;

0 правовой — реальные гарантии личности от преступных посягательств и от

1 насилия со стороны государства;

0

° экологический, заключающийся в охране государством природной среды

го

обитания человека;

1 технологический — обеспечение государством отсутствия радикального от-| ставания от других стран и народов в этой сфере;

информационный, предполагающий возможность получения полной и разносторонней информации всеми членами общества, их свободу от воздействия химерических идеологических систем;

экономический, требующий обеспечения со стороны государства условий для удовлетворения фундаментальных потребностей личности, применения ею своих

212

трудовых навыков и способностей.

Противоположностью безопасности служит состояние социальной катастрофы, характеризующееся предельно низким уровнем обеспечения безопасности, наступающим вследствие полного разрушения властных механизмов, когда возможности реализации или защиты человеческих ценностей просто блокируются, разрушаются.

Значительный объединяющий и ориентационный для власти потенциал заключен в такой политической ценности, как справедливость. Справедливость — социальная ипостась философской категории меры, выражающая движение к обеспечению оптимального сочетание противоречивых, но нуждающихся один в другом признаков (общего и частного, заинтересованности и морали, количества и качества). Устойчивое нарушение этой меры, т.е. отрицание справедливости, делает социальную систему нестабильной, вызывает ее кризис.

Поиск справедливости вытекает из стремления обеспечить единство в многообразии. Если сама возможность и необходимость такого поиска отвергаются, никакая идея справедливости не может существовать в принципе. Интерес к справедливости — выражение устремленности к обеспечению этого единства, а отсутствие или отвержение такого интереса — путь к рассогласованию и социальной вражде.

В большей степени трактовки справедливости предопределены пониманием ее основополагающих истоков, а ими могут быть личность или общество. Значение фундаментальной работы Дж. Роулза по теории справедливости11 состоит в выявлении синтетической природы этой ценности, меняющей свою трактовку в зависимости от ситуации и контекста. Справедливость в такой трактовке представляет собой набор принципов, назначение которых заключается в обе- е спечении оптимального распределения прав, социальных благ, обязанностей и и ответственности12. Ясно, что для каждого времени, конкретного общества, а культуры критерии оптимальности различаются. о

Смысловое наполнение термина зависит от эпохи, специфики решаемых К обществом проблем и стоящих перед ним исторических задач. О

п

Но существует и очевидно общее в различных трактовках справедливости: ее а объективной основой служит мера — оптимальное соотношение частей любой в

е

сложности. Эта мера действует в любом обществе как соотношение приемле- О мого и неприемлемого, желательного и нежелательного в отношениях между ю

людьми, что делает справедливость универсальной ценностью, влияющей на |

интерпретацию всех других ценностей. Стремление к ней и ее нарушение К

определяют отношение в разных обществах к богатству и бедности, заслугам и а

воздаяниям, благам и обязанностям, поступкам и ответственности за них. Но |

всегда в справедливости присутствует высшее в повседневности, благодаря ей ии

осуществляется воздание по заслугам, происходит оптимальное для каждого №

общества распределение прав и обязанностей. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

На основе данной ценности формируется активное отношение человека к ) политике, который просто не может оставаться безучастным и безразличным. | Если справедливость рождает личную сопричастность, то несправедливость воспринимается как личное оскорбление.

Опросы общественного мнения постоянно фиксируют устойчивую приверженность граждан России ценности социальной справедливости переживание ее утраты как серьезного препятствия нормального движения и роста. То, что во времена «перестройки», приватизации мера в отношениях между усилиями 213

и результатами, правами и обязанностями заслугами и воздаяниями была значительно нарушена, очевидно. Пока сохраняется это нарушение, общество не может быть стабильным и постоянно продуцирует инициативы и движения по переделке несправедливых отношений и социальных пропорций. Временная стабильность в этом случае достигается только мерами силового государственного вмешательства и ограничена во времени.

Выражением момента долженствования в политических отношениях, способности и готовности их участников следовать определенным правилам и закрепленным обязательствам, принятие политической власти теми людьми, на которых она распространяется, служит критерий легитимности власти. Следствием признания политического порядка легитимным становятся добровольное подчинение граждан законам и установлениям власти, их оценка как справедливых, морально оправданных и приемлемых.

Имеется в виду, прежде всего, совместимость властных действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей (широкий смысл легитимности по Дж. Фридриху, К. Дейчу, Н. Луману)13. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Легитимной может быть подконтрольная и выражающая интересы людей, ответственная перед ними политическая власть.

Содержание представлений о легитимности в историческом процессе претерпело значительную эволюцию, а его необходимыми составляющими в условиях современного общества служат такие качества, как:

разделение властей, означающее, что ни одна из действующих ветвей власти а в обществе не может другой властью, использоваться как средство; ? народный суверенитет (носителем его в принципе может быть и монарх),

3 смысл которого заключается в признании того, что вся полнота власти может §! принадлежать только всем людям, живущим в данном обществе;

1 выборное представительство, определяющее возможность народа-носителя & властного суверенитета влиять на процессы формирования и функционирования

го

| органов политической системы;

§ сменяемость носителей власти, наличие которой дает в принципе каждому

| члену общества возможность самому стать ее носителем;

2 необходимость отражения в политической системе и ее конституционном ° механизме специфики интересов разных социальных групп;

« плюрализм, обусловленный признанием существующего в любом обществе

| социального, культурного, экономического и политического многообразия и в

0 сфере реальной политики, предполагающий не только наличие множествен-

1 ности интересов и ориентации в деятельности, но и их совместимость. Приня-° тие единства в многообразии означает, что кроме очевидных и признаваемых

го

3 различий в обществе и его правовой структуре должны существовать зоны не 1 только взаимодействия, но и согласования интересов и позиций, единые правила I поведения, которые принимались бы всеми участниками властных процессов.

Очевидное и благоприятное следствие реализации легитимности как желаемого качества политической системы — нормализация, стабилизация ее функционирования. Его отсутствие выливается в опасное для дальнейшего существования политической системы состояние отчуждения. Но и абсолютизация данной ценности оборачивается негативными последствиями для суще-

214

ствования политической общности. В ее жизни начинает доминировать, прежде

В.Н. Купин • Глобальная геополитическая декомпозиция современного мира и проблемы национальной безопасности России

всего, консервативное, охранительное начало, блокирующее ее способность к необходимым изменениям, модификациям.

В современных условиях, главным образом под воздействием принципа приоритета прав человека происходит значительное преобразование механизма политической власти, формирование новых критериев оценки ее эффективности. Усиливается личностное измерение всех основных социально-политических реалий, способов решения социальных проблем, достижения политических целей. Это выражается в активной реализации принципа правового и социального государства. Первый принцип означает способность власти изначально ориентировать себя на действие в детерминированной законом среде, принятие ею приоритета прав человека как комплекса нерасторжимых с его существованием характеристик жизни: права на жизнь, собственность и т.д.; второй — реальную защиту личности со стороны государственной власти, участие в ее делах; нацеленность государственного механизма на формирование реальных гарантий их соблюдения и защиты; наличие в обществе эффективной системы планирования экономики, создающей необходимые условия для повышения уровня культуры и образования, способствующей развитию личностных задатков его членов.

1 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147.

2 См.: Баландье Ж. Политическая антропология. М., 2001. С. 40-41; Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.

3 Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 198.

4 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 428.

5 Deutsch K. Politics and Government: How People Decide Their Fate. Boston, 1976. P. 246-253.

6 См.: Кочетков А.П. Демократия и элиты. М., 2007. С. 159.

7 Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 147.

8 См.: Политико-правовые ценности: история и современность / под. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С. 78.

9 Hanninen S. Power as Relation // Law and Power: Critical and Socio- Legal Essays. Liverpool, 1997. P. 32.

10 Deutsch K. Politics and Government. How People Decide their Fate. Boston, 1976. P. 45.

11 См.: Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.

12 См.: Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли. М., 2011. С. 92.

13 Friedrich J. Man and Government. N.-Y., 1963. P. 254; Deutsch K. Politics and Government. Р. 18; Луман Н. Власть. М., 2001. С. 88.

В.Н. Купин

ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕКОМПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Статья посвящена некоторым аспектам глобальных геополитических изменений, анализу причин резкого повышения напряженности в современном мире и мерам по обеспечению национальной безопасности России.

Ключевые слова: глобализация, геополитика, миропорядок, мироустройство, декомпозиция, однополярность, многополярность, угрозы, вызовы, гегемония, безопасность.

© Купин Виктор Николаевич, 2015

Доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, Почетный работник высшей школы РФ (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail:kupin_viktor@ mail.ru 215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.