УДК 1:378 ББК 87.25 Я 47
JI.H. Яковенко,
соискатель кафедры философии и социологии Курской государственной сельскохозяйственной академии, г. Курск, тел.: +79513190268, e-mail: [email protected]
ЦЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРАГМАТИЗМА
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме формирования ценностных ориентаций российского образования в контексте устойчивого развития и усиления влияния прагматизма. Обосновывается идея сохранения национальных традиций образования с учетом опыта прагматической педагогики. В статье анализируются цели воспитания личности студента на основе образовательных стандартов, достижение которых является условием эффективного реформирования российского образования.
Ключевые слова: философия образования, устойчивое развитие, прагматическая педагогика, ценности образования, профессиональное образование, гуманистическая парадигма.
L.N. Yakovenko,
Competitor of Philosophy and Sociology Department of Kursk State Agricultural Academy, Kursk, ph.: +79513190268, e-mail: [email protected]
VALUES OF THE HIGHER EDUCATION IN THE PRAGMATIC CONTEXT
Abstract. The paper focuses upon a hot topic of formation of value orientations of the Russian education in the context of a sustainable development and strengthening the influence of pragmatism. The author proves the idea of preservation of national traditions of education taking into account experience in pragmatical pedagogics. The paper analyzes the purposes of education of the personality of the student on the basis of educational standards, the achievement of which is a condition of effective reforming the Russian education.
Keywords: education philosophy, sustainable development, pragmatical pedagogics, education values, professional education, humanistic paradigm.
Современные реалии таковы, что в условиях нарастания глобализации образование как единый целостный организм обозначено ресурсом устойчивого развития современной цивилизации, где взаимопроникновение идей является естественным процессом. К числу актуальных вопросов последних лет в сфере высшей профессиональной
подготовки относится проблема ценностного содержания обучения, воспитания и развития студентов при усиливающемся влиянии идей прагматической педагогики. Значимость рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью определения направления будущего развития образования с учетом задач вхождения в мировое
образовательное пространство. Заметно выросший интерес к идеям прагматизма в высшем образовании вызвал оживленную дискуссию в обществе. Для реформаторов российского образования, сторонников кардинальных изменений узкопрактический подход к подготовке специалистов высшего звена представляется более отвечающим задачам социально-экономического развития страны. Однако сосредоточение только на изучении полезных и нужных для профессии наук при снижении гуманистической роли образования не свойственно национальной системе образования, девальвирует духовные ценности, которые всегда составляли основу общества. Вместе с тем, научная дискуссия относительно сохранения национальной идентичности в высшем профессиональном образовании интегрирует новое понимание границ культурного подражания. Мы видим здесь не простое желание отстоять неэффективное, но привычное в контексте общеизвестного противостояния «старого» и «нового», а стремление к поиску наилучшей концепции обучения, воспитания и развития молодежи, базирующейся на философских корнях российского академического профессионального образования, главной стороной которого всегда была гуманистическая направленность и формирование целостной личности [1]. Вступает ли проверенная временем гуманистическая парадигма высшего образования в противоречие с элементами прагматизма в подготовке специалистов высшей квалификации, конкурентоспособных профессионалов современного уровня? Хочется думать, что нет. Нам представляется, что лучшим выбором выступает традиционная классическая система образования и современное прочтение прагматизма. Идеи прагматического образования могут рассматриваться как средство укрепления взаимодействия
культур в поле устойчивого развития. Практическая ориентация образования, связь между теорией и практикой уже давно отражены в классических дидактических принципах отечественной педагогики. Не существует универсальной модели образования для устойчивого развития, образовательные парадигмы будут различаться в силу местных обычаев, приоритетов и национальных стратегий. Проблема согласования общности и разности ценностных подходов к образованию определяет успешность решения задач не только общемирового масштаба, но и в контексте российского общества [2].
Для европейской культуры, вызревшей в глубинах античной философии, прагматизм стал естественным отражением сложившейся рациональной мыслительной традиции и органично вошел в систему образования. До концептуального оформления прагматизм прошел многовековой путь от софистов, платоновской философии до бен-тамовского утилитаризма через отстаивание своих позиций, которые до сих пор подвергаются критике и противоречивой оценке. Это противоречие мы замечаем в трудах античных философов. «Сократ предлагает от имени Протагора очень интересный ответ, а именно, что в то время, как одно суждение не может быть более истинным, чем другое, оно может быть лучшим в том смысле, что оно имеет лучшие последствия. Эту же мысль выдвигает прагматизм» [3; 171-172]. Вместе с тем, у Аристотеля мы читаем: «...целью воспитания является «добродетель», а не польза» [3; 214].
В итоге сфера влияния прагматизма на образовательный европейский процесс стала достаточно широкой в отличие от российского образования, где отдельные идеи прагматической педагогики как результат популяризаторской деятельности Д. Дьюи начали внедряться в 30-х гг. XX в., но быстро сошли на
нет как неприемлемые для советской системы западные образцы.
В теоретическом контексте нигде не заявлено о том, что ценностной парадигмой образования сегодня выступает прагматизм, однако на уровне практической деятельности можно наблюдать постепенное проникновение прагматических идей в систему образования разных уровней. Вместе с тем, можно видеть желание сохранить ведущее влияние гуманистической парадигмы на образование. Иногда влияние прагматизма на отечественное образование рассматривается как следствие глобализации, ориентированное на трансляцию западных ценностей и нивелирование самобытности национального обучения и воспитания [4].
В части воспитания личности современного российского студента целью высшего профессионального обучения выступает формирование таких социально-личностных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, ответственность, коммуникативность, гражданственность, организованность, толерантность и повышение общей культуры [5]. Необходимо поддерживать «...университетскую среду как полисоциокультурное научно-образовательное пространство, ...приобщать носителей каждой этнокультурной традиции к общероссийской и мировой культуре». Каждый человек должен как ощутить себя гражданином мира, так и в полной мере осознать «...значимость и уникальность своей собственной культуры» [6; 58]. Исследователь В.Н. Нехай, рассматривая глобализацию как комплексный многоуровневый феномен, связанный с проявлениями интернационализации, отмечает: «Глобализация, как и интернационализация, не создает границ между нациями и этносами в социокультурной среде. Ее деятельность не направлена на изъятие из человеческой жизни этнических ценностей» [7; 109-111].
Выясняется, что вовсе не такая простая задача определить, чему обучать и как воспитывать молодое поколение, чтобы оно могло адаптироваться к жизни в постиндустриальном обществе (обществе знания) в условиях нарастания глобальных явлений. Анализ общественного развития указывает на личностные образовательные факторы риска, среди которых появившиеся как результат общемировых процессов, как результат проводимого реформирования отечественного образования и постоянно действующие в обществе (отсутствие гарантированной работы и трудоустройство не по специальности) [8; 65-66].
Для решения задач минимизации рисков требуется новая образовательная парадигма, ценностное содержание которой должно отражать современные требования к личности выпускника вуза. Если мы обратимся к педагогике, то заметим разнообразие образовательных парадигм. Отстаиваемая Ш.А. Амонашвили парадигма гуманистического образования имеет немало последователей, в том числе: И.А. Соловцова, В.В. Торгонский (2009), В.Е. Кас-сихина (2011), А.П. Бабченко (2012), Л.Ю. Монахова (2014), Е.В. Бондаревская (2015). Е.А. Ям-бург выделяет такие педагогические парадигмы как когнитивная и личностная. Парадигму личностно-ориентированной педагогики выдвигают на первый план исследователи М.Э. Паатова, Е.В. Демкина, З.М. Большакова, H.H. Тулькибаева. Каждая из ценностных парадигм потенциально является носителем гуманистических ценностей. Методологическое основание современной отечественной образовательной стратегии образует философия образования, к такому выводу пришли в результате многолетних исследований В.И. Панарин, В.И. Паршиков, Т.С. Косенко, C.B. Балабай, P.A. Кобылкин, Н.С. Розов.
Анализ диссертационных исследований показывает, насколько
неоднозначно трактуется значение прагматических идей для отечественного образования. Исследователь С.Ю. Рыбаков рассматривает деформирующее влияние прагматизма на образование, которое обусловлено религиозно-философскими концепциями протестантизма, составляющими, по мнению ученого, фундамент прагматизма как субъективно-идеалистического учения. Обучение, в основании которого лежат прагматические установки, не вполне совместимо с российской педагогической системой [9]. Истоки противоречия отечественной системы образования и прагматизма, по мнению Ф.М. Нагого, - в направленности образовательных подходов. Западное образование ориентировано на реализацию практически-профессиональных целей в отличие от отечественной педагогической традиции, где ценность - формирование целостной личности [10].
Вне всякого сомнения, европейская прагматическая образовательная парадигма отражает вызовы постиндустриального (информационного) общества и защищает западные интересы и ценности [11]. Но это не может быть поводом для отторжения, скорее для осмысления и осознанной интеграции на условиях приоритета национальных
традиций и социального заказа на образовательные услуги. Одним из примеров такой интеграции, влияющей непосредственно на качество знаний, умений и навыков, является дуальная система обучения, которую можно применять, начиная с третьего курса вуза. Дуальная система обучения - это параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (организации), которое отвечает интересам всех участников этого процесса
[12]. Образование может стать эффективным инструментом в продвижении глобального понимания
[13]. Философия образования и прагматические тренды необходимы нации как возможность уйти от узкого мышления к мышлению универсальному [14].
На основании проведенного нами исследования следует сделать вывод об актуальности проблемы ценностной парадигмы в российском образовании, о влиянии идей прагматизма на процессы реформирования системы высшего профессионального обучения, которого сложно избежать вследствие участия отечественного образования в решении проблем устойчивого развития и потребности интеграции в мировую научную и образовательную систему.
Примечания:
1. Яковенко JI.H. Место и значение общечеловеческих ценностей в философии образования // Научный Альманах Центрального Черноземья. 2015. № 2. С. 134-137.
2. Декларация Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://unesco.ru/ru/?module=pages&a ction=view&id=176 (дата обращения 09.08.2015).
3. Рассел Б. История западной философии. М.: Мысль, 1993. 509 с.
4. Яковенко JI.H. Идеи ценностей образования в контексте развития западноевропейской философии // Научный Альманах Центрального Черноземья. 2015. № 1. С. 72-74.
5. Проекты в сфере образования и науки. URL: Ыйр://минобрнауки.рф (дата обращения 13.08.2015).
6. Хунагов Р.Д. Место классического университета в экономическом, социальном и культурном пространстве региона // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 53-59.
7. Нехай В.Н. Глобализация: социокультурное измерение // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история,
социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. Вып. 8. С. 109-113.
8. Хунагов Р.Д. Риски современного высшего образования в России: личностный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. Вып. 2. С. 65—68.
9. Рыбаков С.Ю. Прагматизм как фактор деформации гносеологических и аксиологических основ образования, содержания и методов обучения // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 40-45.
10. Нагой Ф.М. Парадигмы образования: методология и интегративные педагогические практики // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 36-42.
11. Яковенко JI.H. Ценности информационного знания в постиндустриальном обществе // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 7. С. 54-55.
12. Афасижев Т.И., Тешев В.А. Особенности внедрения дуальной системы обучения в условиях инновационного развития высшей школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 3 (144). С. 114-120.
13. Howlett C.F. John Dewey and Peace Education. Encyclopedia of Peace Education. N. Y., 2008. 18 p.
14. Pathak R.P. Philosophical and Sociological Perspectives of Education. Delhi, 2007. 160 p.
References:
1. Yakovenko L.N. The place and importance of human values in education philosophy // Scientific almanac of the Central Black Earth region. 2015. No. 2. P. 134-137.
2. Declaration of the International Congress of UNESCO Chairs on education for sustainable development. - URL: http: //unesco.ru/ru/? Module = pages & action = view & id = 176 (the date of address: 08.09.2015).
3. Russell B. A History of Western philosophy. M.: Mysl, 1993. 509 pp.
4. Yakovenko L.N. Ideas of education values in the context of Western philosophy // Scientific Almanac of the Central Black Earth region. 2015. No. 1. P. 72-74.
5. Projects in the field of education and science. - URL: http: //minobrnauki.rf (the date of address: 08.13.2015).
6. Khunagov R.D. The place of the classical university in the economic, social and cultural space of the region // Higher education in Russia. 2011. No. 2. P. 53-59.
7. Nekhay V.N. Globalization: socio-cultural dimension // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. 2008. No. 8. P. 109-113.
8. Khunagov R.D. Risks of modern higher education in Russia: personal aspect // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2010. No. 2. P. 65-68.
9. Rybakov S.Yu. Pragmatism as a factor of deformation of epistemological and axiological foundations of education, content and teaching methods // Theory and practice of social development. 2014. No. 11. P. 40-45.
10. Nagoy F.M. Paradigms of education: methodology and integrative pedagogical practice // Prospects of science and education. 2014. No. 3 (9). P. 36-42.
11. Yakovenko L.N. Values of information knowledge in the postindustrial society // Journal of scientific and applied research. 2015. No. 7. P. 54-55.
12. Afasizhev T.I., Teshev V.A. Features of implementation of the dual educational system in conditions of innovative development of higher education // Bulletin
of the Adyghe State University. Ser. 1: Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. 2014. No. 3 (144). P. 114-120.
13. Howlett C. F. John Dewey and Peace Education. Encyclopedia of Peace Education. NY, 2008. 18 p.
14. Pathak R.P. Philosophical and Sociological Perspectives of Education. Delhi, 2007. 160 p.