ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 1:37
Л.Н. Яковенко
ст. преподаватель, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения, ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени проф. И. И. Иванова»
ИДЕАЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО КЛАССИЧЕСКАЯ МИССИЯ В СВЕТЕ ПРАГМАТИЗМА
Аннотация. Автор ставит цель рассмотреть значение классического образования в сравнении с прагматизмом. Анализируется влияние прагматических идей на российское образовательное пространство. Отмечается необходимость сохранения национальных традиций образования.
Ключевые слова: аксиологическая парадигма, прагматизм, идеал образования, образовательное пространство.
L.N. Yakovenko, Kursk State Academy of Agriculture named after prof. I.I. Ivanov
THE IDEAL OF CLASSICAL EDUCATION AND ITS MISSION IN THE LIGHT OF PRAGMATISM
Abstract. The author aims to consider the importance of classical education in comparison with pragmatism. Influence of pragmatical ideas on the Russian educational space is analyzed. It is noted urgent need to keep the national traditions of education.
Keywords: axiological paradigm, pragmatism, ideal of education, educational space.
Исследование идеалов и ценностей образования в рамках философии образования и аксиологии сегодня выступает одной из важнейших тем в научной проблематике. Если брать за точку отсчета тезис о том, что классическое образование дает личности многообразие знаний, умений и навыков, касающихся разных областей деятельности, то способность креативно применять полученное и успешно приобретать новое, отвечает вызовам нашего времени. Дополненное идеями прагматизма, такое образование способно решить задачи социально-экономического процветания. Идеи прагматизма вовсе не так чужды российской образовательной системе, как может показаться на первый взгляд. В 30-х гг. XX в. один из основоположников прагматизма в образовании Дж. Дьюи приезжал в Советскую Россию для ознакомления с тогдашней системой обучения и воспитания. Философ положительно оценивал успехи по организации жизни детей, оставшихся без попечения родителей, и доминирование эстетических целей и ценностей во всех областях образования. По распоряжению Наркомпроса некоторые идеи Дьюи были внедрены в школах и детских садах [4].
Понятие «прагматизм» этимологически связано с понятием «практика» (др.-греч. npaY^a - дело, вещь; греч. npaY^arn - факт, дела). Прагматик в философском контексте - это последователь и приверженец прагматизма, а в житейском понимании для людей, никогда не слышавших о прагматизме и не интересующихся философией, практичный человек - это человек, который преимущественно строит свое поведение и деятельность, формирует мировоззрение с точки зрения пользы практических результатов.
Известно, что понятие «прагматизм (прагматицизм)» было введено в научно-философский лексикон Ч.С. Пирсом в статье «Как сделать наши идеи ясными» ("How to make our ideas clеаr", 1878). В дальнейших работах философ развивал свои научные взгляды на этот феномен, хотя не был вполне понят и оценен по достоинству при жизни. Ч.С. Пирс даже не мог себе представить, основоположником какого мощного научного направления его будут назы-
вать впоследствии, как неоднозначно оценивать и насколько определяющим будет влияние прагматизма на образ мышления и деятельности современного общества. В одной из работ на гипотетический вопрос, не является ли прагматизм (прагматицизм) радикальным феноменализмом, Ч.С. Пирс отвечает, что прагматизм нельзя трактовать как радикальный феноменализм, поскольку «богатство феноменов лежит в их чувственном качестве. Прагматицизм не стремится определять феноменальные соответствия слов и общих идей, но, наоборот, устраняет из них чувственный элемент и пытается определить рациональную цель, а ее он находит в целеполагающем отношении слова или пропозиции» [2, с. 312].
Последователь этих идей У. Джеймс, отстаивая прагматизм, в лекциях в американских университетах в 1906-1907 гг. предпринял попытку убедить слушателей, что в прагматизме нет ничего нового и что вся история есть образец применения прагматического метода, который весьма эффективно использовали Аристотель, Сократ, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. По мнению У. Джеймса, прагматизм гармонирует со старыми философскими направлениями: «...c номинализмом он сходится в том, что постоянно обращается к частному, индивидуальному; вместе с утилитаризмом он подчеркивает практические аспекты действительности; с позитивизмом он разделяет его презрение к словесным решениям, к бесполезным вопросам и метафизическим абстракциям». У. Джеймс писал: прагматист отказывается «...от абстракций и недоступных вещей, от словесных решений, от скверных априорных аргументов, от твердых, неизменных принципов, от замкнутых систем, от мнимых абсолютов и начал. Он обращается к конкретному, к доступному, к фактам, к действию, к власти. Это означает сознательный отказ от рационалистического подхода и признание господства эмпирического подхода» [1, с. 227-228].
Начала прагматизма прослеживаются в философских воззрениях Г.В.Ф. Гегеля и А. Шопенгауэра. Убедителен прагматизм Дж. Дьюи, который настолько прочно вписался в американское общество, что стал почти ассоциироваться с американским образованием и стилем жизни. Проводником идей прагматизма можно также назвать английского философа Ф.К.С. Шиллера (Р.С.Б. Schiller) с его «Очерками по гуманизму» ("Studies in Humanism", 1907). Он одновременно с У. Джеймсом разрабатывал теорию прагматизма, обозначенную им как гуманизм (волюнтаризм); цель определяет не только действия как структурные элементы деятельности, но и мировоззрение человека.
Вместе с тем ряд исследователей старается привлечь внимание к тем сторонам прагматического влияния, которые не лучшим образом сказываются на российском образовании. Пока это все выглядит в виде пессимистичных прогнозов, поскольку о долговременном распространении говорить преждевременно. Апеллируют к общественному мнению и образовательному опыту других стран, отождествляя прагматизм в образовании исключительно с дивидендами от образовательной деятельности, безудержным приоритетом материальных благ в ущерб качеству образования и национальным традициям обучения и воспитания [3]. Часто слышится: здоровый прагматизм (утилитарный подход при наличии границ), излишний (чрезмерный) прагматизм (подход тот же, но границ уже нет).
В контексте вышесказанного нет ничего удивительного в том, что научно-практические дискуссии относительно идеала российского образования (ценностной парадигмы) стремятся избежать подобных перспектив, дистанцируясь как от глобализма, так и от прагматизма на фоне сдержанного отношения к тем, кто транслирует эти ценности.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод об актуальности рассматриваемой проблематики и о необходимости сохранения традиций классического образования в качестве основы с привлечением положительного опыта внедрения прагматических идей.
Список литературы:
1. Джеймс У. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии / пер. с англ. П. Юшкевича. - СПб.: Изд. «ШИПОВНИКЪ», 1910. - 244 с.
2. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения: пер. с англ. / пер. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. - М.: Логос, 2000. - 448 с.
3. Яковенко Л.Н. Идеи ценностей образования в контексте развития западноевропейской философии // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2015. - № 1. - С. 72-74.
4. Dewey J. Impressions of Soviet Russia and the Revolutionary World. - New York: New Republic, 1929. - 133 p.