Научная статья на тему 'Личность в условиях новой социокультурной среды и образовательной политики'

Личность в условиях новой социокультурной среды и образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И АНТРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И УТИЛИТАРНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PHILOSOPHY OF EDUCATION / AXIOLOGICAL AND ANTHROPOLOGICAL PRIORITIES / HUMANISTIC AND UTILITARIAN VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липская Л. А.

В статье рассматривается проблема выбора приоритетов в сфере образования, разработки новой философии и политики образования, обеспечивающей создание принципиально новой социокультурной образовательной среды, на основе интеграции западных и российских ценностей в современной педагогической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality in the new socio-cultural environmentUral State University of Physical Culture

The article discloses the problem of priority choices in the educational sphere, development of new philosophy and policy of education, improving absolutely new socio-cultural environment, based on Western and Russian values integration in modern pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Личность в условиях новой социокультурной среды и образовательной политики»

ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012

Личность в условиях новой социокультурной среды и образовательной политики

Л.А. Липская

д. пед. н., доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук,

г. Челябинск

Нрэкауа/а @ mail.ru

Аннотация: в статье расматривается проблема выбора приоритетов в сфере образования, разработки новой философии и политики образования, обеспечивающей создание принципиально новой социокультурной образовательной среды, на основе интеграции западных и российских ценностей в современной педагогической культуре.

Ключесвые слова: социокультурная образовательная среда, философия образования, аксиологические и антрологические приоритеты, гуманистические и утилитарно-прагматические ценности.

Особенностью современной ситуации в отечественном образовании является наличие множества конкурирующих между собой образовательных концепций, постоянно ведущийся диалог о том, какую личность должна готовить современная высшая школа. Речь прежде всего идет о создании принципиально новой социокультурной образовательной среды, способствующей формированию качеств и черт личности гражданина России, соответствующих изменившимся социально-политическим и экономическим условиям.

В связи с этим в образовательной политике можно наблюдать разнонаправленные процессы, отражающие борьбу противоположных идеалов —

гуманистического и утилитарно-прагматического, гуманитарного и технократического, либерально-демократического и авторитарно-административного, характерных для разных образовательных моделей. В частности, ряд ученых настаивает на переориентации с традиционалистско-патерналистских ценностей, в которых существует приоритет предписанных норм и правил поведения субъектов, на либеральнодемократические ценности, характерные для западных инновационно развивающихся обществ, в которых доминируют свобода и ответственность людей.

Государственная политика последних лет представляет собой поиск постоянного компромисса между разными образовательными моделями, попытки

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

интеграции западных и российских ценностей в современной педагогической культуре.

Выбор приоритетов и ценностей в сфере современного образования, так или иначе, связан с поиском «предельных» философских оснований, тех основополагающих идей, которые позволяют прояснить и осознать не только пути совершенствования и эффективного развития образования, но и тот образ человека, на который оно ориентируется. Можно констатировать, что сложившиеся философские основы образования по своей целевой, аксиологической и антропологической направленности не в полной мере соответствуют реалиям начала XXI века. Современные вызовы информационной цивилизации, процессы глобализации, интеграции и гуманизации системы открытого образования потребовали разработки новой философии и политики образования.

В последнее время существенное влияние на педагогическую науку и образовательную политику оказывает такое философское направление, как прагматизм, основоположником которого является американский философ Г. Пирс. В качестве ценности прагматизм признает все то, что служит действию, жизненной практике, что позволяет личности наилучшим образом приспособиться к любой частной жизни, добиться успеха в обществе, «слиться со всей совокупностью опыта». С позиции прагматизма Дж. Дьюи педагогическая наука и практика должны учить человека преодолевать трудности материального порядка, а идеи для него имеют ценность лишь постольку, поскольку они приносят практическую пользу. Основные принципы прагматизма нашли отражение в компетентностной модели образования, которая длительное время господствовала в Америке и ряде других западноевропейских стран, а последнее время доминирует как в педагогических исследованиях, так и отечественной образовательной практике. Основу данной модели составляет система ценностей, которая формирует компетентную личность через овладение ею в процессе вузовского образования системой компетенций. Особенностью компе-тентностного подхода является то, что он формирует ориентир компетентного профессионала, позволяя личности овладевать совокупностью комплексных, сложных, интегративных знаний, умений и навыков в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности. В то же время следует отметить ограниченность данного подхода как методологического ориентира развития современной системы высшего образования, которая проявляется, на наш взгляд, в недостаточной гуманитарной составляющей подготовки студентов.

Среди набора компетенций, которыми должен овладеть выпускник вуза, очень сложно увидеть саму личность. Основной акцент в новых федеральных государственных образовательных стандартах для большинства направлений подготовки сделан на про-

фессиональных компетенциях, в то же время социокультурные компетенции в некоторых стандартах носят ограниченный, весьма общий, размытый характер. Принципы сциентизма и прагматизма, заложенные в новую концепцию образования, способствуют сужению социокультурного образовательного пространства, направленного, как это было уже в советский период, на формирование человека-функции, внешне детерминированного и запрограммированного на овладение ограниченного набора компетенций. В современных условиях инновационного развития общества главным недостатком этой модели образования является то, что она акцентирует внимание на способности личности эффективно выполнять трудовые функции, не уделяя должного внимания ее гражданскому становлению и духовно-нравственному развитию, ее самореализации и самоопределению. Противоричи-вость преобразований в отечественном образовании проявляется в том, что в методологии рассмотрения проблемы в ее инновационном аспекте наблюдается односторонний детерминизм, доминирует объективный фактор1, несмотря на то, что предпринимаются попытки сделать крен в сторону субъектной (гуманистической) образовательной пардигмы, установить приоритет личности студента, его индивидуального выбора образовательной траектории.

Особую значимость в этом плане приобретают идеи гуманистической педагогики, высказанные отечественными учеными начала ХХ века (С.И Гессен, В.В. Зеньковский, С.Л. Франк и др.), провозгласившими новые аксиологические доминанты, такие, как Личность, Свобода, Духовность. Приоритетное обращение к духовно-нравственным ценностям образования, ориентация на достижение личностно значимых целей, отражают современные гуманистические представления о социокультурной образовательной среде и ее влиянии на личность обучающегося.

Гуманистическая парадигма тесно связана с новой синтетической (ноосферной) парадигмой образования, основанной на идеях В.И. Вернадского2. Переход к новой парадигме связывается с интеграционными и междисциплинарными тенденциями и преодолением исторически возникшего раскола в научном знании, разобщения между ествественнонаучными и гуманитарными компонентами культуры с помощью современного общенаучого принципа глобального эволюционизма, принципа дополнительности и интег-ративности сложных многоуровневых открытых систем, к которым можно отнести и систему образования.

В данном случае речь идет о продуктивном диалоге, о взаимопроникновении, а возможно и синтезе различных педагогических парадигм, о взаимодополнении и интеграции в рамках единого социокультурного образовательного пространства разных педагогических подходов и методов, которые, несмотря на свою кажущуюся противоположность, не только не исключают, а дополняют друг друга.

1 Гуцаленко Л.А. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении / Социологические исследования. 2011. № 7. С. 15-25.

2 Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования / Социально-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 150-155.

ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

Personality in the new socio-cultural environment

L.A. Lipskaya, The head of socio-humanitarian science department of the Ural State University of Physical Culture, doctor of pedagogics, associate professor

The article discloses the problem of priority choices in the educational sphere, development of new philosophy and policy of education, improving absolutely new socio-cultural environment, based on Western and Russian values integration in modern pedagogical culture.

Key words: socio-cultural educational environment, philosophy of education, axiological and anthropological priorities, humanistic and utilitarian values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.