Научная статья на тему 'Гуманитарное образование: смена социокультурных оснований'

Гуманитарное образование: смена социокультурных оснований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ОТБОР / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL AND CULTURAL CHANGE / CULTURAL SELECTION / THE PRIORITY VALUES OF HUMANITARIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липская Лариса Алексеевна

Показаны особенности социокультурной доминанты, определяющей развитие высшего образования за последние двадцать лет, рассматривается влияние социокультурных изменений на развитие гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN EDUCATION: A CHANGE OF A SOCIO-CULTURAL BASE

This article discloses the peculiarities of a socio-cultural dominant that determines the development of higher education in the last twenty years, examines the impact of social and cultural changes on the development of humanitarian education.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное образование: смена социокультурных оснований»

УДК 376

Л. А. Липская

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СМЕНА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАНИЙ

Показаны особенности социокультурной доминанты, определяющей развитие высшего образования за последние двадцать лет, рассматривается влияние социокультурных изменений на развитие гуманитарного образования.

Ключевые слова: социокультурные изменения, культурный отбор, приоритетные ценности гуманитарного образования

Конец ХХ - начало ХХ1 в. сопровождались процессом социокультурных изменений, которые определенным образом повлияли на высшее образование в целом и гуманитарное в частности. Для этого периода характерно усвоение обществом и образованием новых ценностей и философско-педагогических идей, обусловленных процессами глобализации и интеграции России в мировое образовательное пространство [6]. Трансформация ценностных приоритетов в гуманитарном образовании связана как с поисками новой культурной идентичности российского общества, так и с проникновением цивилизационных западных культур. Модернизация образования, непосредственно связанная с модернизацией культуры, сопровождалась конкуренцией различных социокультурных доминант: от либерально-демократических, консервативно-патриотических, до утилитарно-технократических. Отечественное образование в состязании с западной культурой пыталось сохранить уникальный и неповторимый облик российской культуры и образования, несмотря на стремление навязать нашему обществу западноевропейские педагогические образцы и модели. К сожалению, некритическое заимствование западных педагогических инноваций не привело пока к ожидаемому повышению эффективности и качества образования.

Для того чтобы устранить сегодняшние недостатки, а также понять и выявить тенденции, которые будут определять развитие отечественного образования в будущем, необходимо проанализировать процесс его развития в социокультурном контексте. Познание, рас-

крытие и объяснение специфики современного гуманитарного образования в его взаимодействии с миром культуры поможет избежать оторванных от реальности концепций его реформирования. Сегодня явно недостаточно только абстрактно-умозрительного подхода к анализу развития педагогического знания, оторванного от культурно-исторического контекста, необходимо выявление тех социокультурных оснований, на которых может эффективно развиваться и функционировать вузовское гуманитарное образование.

В 90-е гг. ХХ столетия начался мучительный поиск социокультурных оснований гуманитарного образования. Ответы на вопросы о том, какую личность должно воспитывать отечественное образование, ученые-педагоги искали как у дореволюционных консервативных политических деятелей (К. П. Победоносцев), видевших в школе хранительницу российских традиций, нравственных норм и религиозных устоев, так и у религиозных отечественных философов (С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев), поднимавших в своих произведениях проблемы духовно-нравственного воспитания. Преподаватели высшей школы пытались донести до студентов философские идеи антроподицеи: о вере в человека, силу его души как основы всякого воспитания (В. В. Зень-ковский), о необходимости преодоления у него эгоизма и крайнего индивидуализма, воспитания совести, жалости и благоговения (В. С. Соловьев), развития духа свободы и творчества личности, ее возвышения и самоопределения (Н. А Бердяев).

123

Социокультурной доминантой гуманитарного образования стали в том числе идеи «новой гуманистической педагогики», предложенные отечественными педагогами-гуманистами начала XX в. (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, Н. Ф. Бунаков,

B. Н. Сорока-Росинский), которые обосновали необходимость наполнения педагогики ценностями мировой культуры. Попытка реализации их идей способствовала формированию отношения к гуманитарному образованию как к своеобразному мосту, соединяющему различные поколения и народы.

В культурологических концепциях предпринималась попытка объяснить специфические особенности обучения и воспитания личности, исходя из того, что человек есть продукт исторического развития и культуры. В рамках этого направления человек должен соответствовать культуре, традициям данного общества. На отечественное гуманитарное образование повлияли и западные философ-ско-педагогические концепции, рассматривающие процесс становления человека в культуре (цивилизации), разработанные представителями немецкой классической философии (И. Гердер, В. фон Гумбольдт, Г. Гегель).

Знакомство с идеями западных либеральных ученых-педагогов (М. Монтессори,

C. Френе, Р. Штайнер) способствовало реализации гуманистического подхода в образовании, который представлял собой синтез либеральных педагогических идей о формировании образа личности на основе ее свободного развития, самореализации и самосовершенствования. В соответствии с принципами антропоцентризма, образованный человек рассматривался как высоконравственное существо, представляющее собой высшую цель и главную ценность образования. Одним из идеалов гуманитарной подготовки стало личностное измерение, которое было направлено на формирование уникального опыта самосознания и самоопределения личности обучаемого.

Со второй половины XX в. культурологический и цивилизационный подходы в образовании разрабатывались благодаря усилиям

В. И. Додонова, Г. Б. Корнетова, Н. Д. Никан-дрова, З. И. Равкина и др. Современные ученые (В. П. Борисенков, А. П. Валицкая, Э. Н. Гусинский, А. С. Запесоцкий, И. А. Колесникова, В. М. Розин и др.) считали, что образование, являясь «производным культуры, представляет собой ее определенную проекцию» и в каждый определенный исторический период должно соответствовать существующей в обществе культуре.

О том, что образование, будучи вполне самостоятельной сферой человеческой деятельности, в то же время в широком смысле слова является частью культуры, говорилось и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В ней в качестве одной из задач государства в сфере образования провозглашалось «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий» [7].

Конкретизируя особенности того или иного типа культур, сторонники ценностного подхода в отечественной педагогике (Б. С. Гершунский, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова) делали акцент на передаче в процессе образования господствующих в обществе ценностей. У Б. С. Гершунского ценности раскрывались через понятие «менталитет». Они обусловлены социумом, порождены менталитетом и коренятся в нем, влияя на выбор образовательных приоритетов и оказывая обратное воздействие через образование на менталитет и общество. Аксиологическая функция гуманитарного образования заключалась в том, что оно выступает в качестве мировоззренческого «синтезатора», взаимосвязанного влияния и Знания, и Веры [4, с. 457]. По мысли ученого, рано или поздно, но именно образованию, по самой своей сути связанному с формированием мировоззрения и ментальности, придется взять на себя функции приобщения человека к постижению истины, по-разному пока трактуемой Наукой, Религией и Образованием.

Основные аксиологические принципы и функции образования были разработаны под руководством В. А. Сластенина. Одной из основных функций воспитания, по его мнению, является трансляция культуры, сохранение своеобра-

124

зия национальных традиций в условиях глобализации. Процесс развития образования ученый рассматривал как смену ценностных ориентаций, которые влияют не только на содержание, но и на методическую базу образования [8, с. 69].

Таким образом, социокультурным основанием вузовского гуманитарного образования были те философско-педагогические концепции, в которых образование трактовалось как процесс, направленный на интеллектуальное развитие, сохранение и преемственность культурных традиций, норм, ценностей (в том числе и религиозных), их трансмиссию из поколения в поколение. Образовательная модель гуманитарной подготовки студентов вуза была ориентирована на формирование базовой культуры личности студента в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции. Результатами реализации такой модели были умение анализировать и давать оценку явлениям социальной действительности, способность видеть связи и взаимозависимости между ними, иметь представление об окружающем мире в целом, осознавать и понимать, что в нем происходит.

В данном случае социокультурным контекстом модернизации гуманитарного образования было стремление к преодолению сложившейся в советский период культуры мышления с присущими ей стереотипами моноцен-тричности и унификации, приверженности к абсолютной истинности суждений, единственно верных, фанатично твердых убеждений-ценностей, противостоящих всем остальным. Была предпринята попытка реализации новых методов гуманитарного образования, основанных на диалоге и коммуникации, сопоставлении с иными убеждениями и ценностями.

Сторонники «диалога культур» (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская и др.) выступали против монологичности мышления, осуждали нетерпимость к чужому слову и мнению. Для них важным являлось понимание другой культуры и утверждение культурного разнообразия [2]. Образование выступало уникальным социокультурным механизмом, позволяющим человеку осуществить свое инди-

видуальное бытие-в-культуре, проявить собственное я, свою способность к творчеству. «Диалогисты» видели образование как культу-ротворческий процесс общения, направленный на понимание языков «чужой» культуры, как возрастание субъектных свойств личности, которые определяют меру ее свободы, ее гуманности, духовности, жизнетворчества.

Приоритетное значение отводилось культурно-гуманистической функции образования, способствующей подготовке личности, осознающей растущую глобальную взаимозависимость между народами и культурами, понимающей необходимость международной солидарности и конструктивного сотрудничества. Высшее образование рассматривалось как «механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства» [3, с. 65]. Социокультурной доминантой высшего образования в целом и гуманитарной подготовки в частности в 90-е гг. ХХ столетия стало личностное измерение, которое было направлено на формирование уникального опыта самосознания и самоопределения личности обучаемого, ее полноценное развитие как субъекта профессиональной, гражданской, культурной, досу-говой, информационной и других видов деятельности. Реализация культурологической модели вузовского гуманитарного образования студентов потребовала разработки педагогических условий, которые бы способствовали становлению человека культуры и нравственности как целостного и многогранного био-психо-социокультурного существа.

Вступление России в Болонский процесс, международная интеграция образовательных систем привели к дальнейшей социокультурной динамике гуманитарного образования, к его трансформации в экономоцентрическую компе-тентностную модель, которая получила широкое распространение в Западной Европе. Ком-петентностно ориентированное образование во многом базировалось на философии прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи, У. Килпатрик, Е. Коллингс, С. Хук и др.), которая исходит из необходимости воспитания самодеятельной и

125

активной личности, подготовки ее к труду в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с неизвестными проблемами.

Предлагаемый компетентностный подход соответствовал опыту тех западноевропейских стран, в которых за последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетенций, рассматривавшихся как способность человека действовать в различных нестандартных ситуациях. Компетентностная доминанта образования отвечает тенденциям развития современной техногенной цивилизации с ее приоритетными ценностями: инновационной, творчески преобразующей деятельности саморазвивающейся личности, генерирующей все новые научные знания и внедряющей их в технико-технологические процессы.

Современные отечественные разработчики и сторонники компетентностного подхода (Г. К. Селевко, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин и др.) рассматривали его не как революцию, а как естественный процесс следования «требованиям меняющегося мира». Отстаивая преимущества данного подхода, они акцентировали внимание на результатах образования (компетенциях), на формировании способности выпускников не только запоминать, но и эффективно использовать полученные знания, умении разрешать социальные и профессиональные проблемы, дающие им возможность «выживать» в условиях современного многофакторного мира.

В сфере гуманитарного образования ком-петентностная доминанта означала переосмысление и трансформацию всех его компонентов как системы: и как подсистемы культуры, и как универсальной формы деятельности, и как механизма социокультурогенеза, и как особой педагогической реальности культурного развития и самореализации индивида. Внедрение компетентностного подхода предполагало дальнейшую конвергенцию европейской и национальной образовательных систем, служащую целям сближения, взаимопроникновения и взаимного обогащения различных культур [1].

Вместе с тем ученые отмечали и недостатки компетентностной модели гуманитарного образования, которое, по мнению В. Н. Жукова, постепенно теряет связи с фундаментальным научным знанием, ориентируясь в основном на требования рынка [5, с. 29]. По мнению А. В. Шумаковой, современное вузовское образование, основанное «на идеологии прогрессизма и техницизма, потребления и полезности», формирует технократическое сознание [10]. Для него характерно преобладание рационально-рассудочного компонента над общечеловеческими гуманитарными ценностями, что наносит ущерб духовно-нравственному развитию личности. Экономоцен-тризм и прагматизм компетентностно ориентированной гуманитарной подготовки в содержательном плане сужает пространство культуры, снижает его фундаментальность и универсальность до прикладной узкоспециализированной подготовки.

Многими исследователями (И. А. Зимняя, А. Н. Новиков, В. И. Байденко, Л. В. Хуторской и др.) были предприняты попытки преодолеть утилитаризм и прагматизм компе-тентностного подхода, связать его с личност-но ориентированным и культурологическим подходами. Это нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, которые сводят гуманитарное образование к формированию у студентов общекультурных компетенций. Социокультурная доминанта прослеживается и в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», требующем сохранения традиционных ценностей российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, развитие духовно-нравственных ценностей, приобщение к отечественной культуре). В Законе предусмотрен культурологический проект дальнейшего развития гуманитарного образования, говорится о необходимости формирования духовно-нравственной культуры народов РФ, нравственных принципов, об освоении исторических и культурных традиций мировых религий [9].

126

В связи с выходом нового Закона об образовании возникла необходимость разработки компетентностно-культурологической модели гуманитарного образования, выявления педагогических условий, которые бы способствовали ее эффективной реализации, в частности: интеграция культурологического и компе-тентностного подходов как основы вузовского гуманитарного образования; ориентация образовательного процесса на гармоничное сочетание профессиональной и духовной направленности развития личности студента; обеспечение междисциплинарных связей при формировании общекультурных компетенций как важных составляющих компонентов гуманитарной подготовки выпускника.

Гуманитарное образование в новых социокультурных условиях, характеризующихся синергией, нелинейностью, неопределенностью и неоднозначностью развития, понимается как продукт, не только педагогически управляемый, но и самоорганизующийся, что приводит к необходимости сознательной актуализации принципов «человеческого и социокультурного измерения» педагогического процесса [6]. Эти принципы исходят из множественности взглядов на мир образования, культуры и человека, что с неизбежностью порождает сосуществование множества педагогических парадигм, позволяющих рассматривать педагогическую реальность с различ-

ных культурно-антропологических позиций, при том что ни одна из них не может иметь доминирующего значения.

В связи с этим компетентностно-культуро-логическая модель гуманитарного образования призвана избежать недооценки роли субъективных, внутренних факторов социального действия, обусловленных активностью и учебно-познавательной деятельностью молодых людей. Она должна преодолеть недостатки объектного подхода к гуманитарному образованию, которое рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества и рынка труда. Культурологическая компонента компетентностной модели образования направлена не только на усвоение доминирующих общественных норм и культурных ценностей, но и на развитие культуры личности, ее духовности, нравственности и ответственности. Таким образом, особенность предлагаемой компетентност-но-культурологической модели гуманитарного образования состоит в попытке соединения субъектного и объектного подходов, двух ценностных систем: индивидуалистической и со-циоцентрической, духовно развивающей и профессионально-прагматической. В ней сосуществуют и взаимно дополняют друг друга идеи профессионализации и гуманизации, гуманитаризации и технократизации, культурно и лично-стно ориентированного обучения.

1. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика [Электронный ресурс] / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск : Томский государственный университет, 2007. -Режим доступа : http://www.pedlib.ru/Books/6/0438/6_0438-1.shtml.

2. Библер, В. С. Диалог культур и школа ХХ1 века / В. С. Библер // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово : Алеф, 1993. - 257 с.

3. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 304 с.

4. Гершунский, Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика : учеб. пособие / Б. С. Гершунский. - Москва : Флинта : Наука, 2003. - 768 с.

5. Жуков, В. Н. О причинах кризиса гуманитарного знания / В. Н. Жуков // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 7. - С. 28-31.

6. Липская, Л. А. Философские основания развития педагогической культуры человечества [Электронный ресурс] / Л. А. Липская // Постижение педагогической культуры человечества: зарубежный педагогический опыт : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. - В 2 т. Т. 1. - Москва : АСОУ, 2010. -Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-25877.html.

127

7. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lib.convdocs.org/docs/index-25877.html.

8. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - 3-е изд. - Москва : Академия, 2003.

9. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

10. Шумакова, А. В. Тенденции современного российского педагогического образования: к проблеме обоснования новой образовательной парадигмы [Электронный ресурс] / А. В. Шумакова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. - 2011. - Вып. 14. - С. 14-24. - Режим доступа : http://sspi.ru/dir/_nau/pereod/15.pdf.

Сдано 21.11.2013 L. A. Lipskaya

HUMANITARIAN EDUCATION: A CHANGE OF A SOCIO-CULTURAL BASE

This article discloses the peculiarities of a socio-cultural dominant that determines the development of higher education in the last twenty years, examines the impact of social and cultural changes on the development of humanitarian education.

Keywords: a social and cultural change, a cultural selection, the priority values of humanitarian education

1. Abakumova, N. N. Competence approach in education: organization and diagnosis [Electronic resource] / N. N. Abakumova, I. Y. Malkova. - Tomsk: Tomsk State University, 2007. - URL: http://www.pedlib.ru /Books/6/0438/6_0438-1.shtml. (in Russian)

2. Bibler, V. S. Dialogue of Cultures and the School of the XXI century / V. S. Bibler // School of a dialogue between cultures: ideas. Experience. Problems. - Kemerovo: Alef Press, 1993. - 257 p. (in Russian)

3. Bordovskaya, N. V. Education: a textbook for high schools / N. V. Bordovskaya, A. A. Rean. - St. Petersburg: Piter Press, 2000. - 304 p. (in Russian)

4. Gershunskii, B. S. Educational and pedagogical prognostics. Theory, methodology, practice: a tutorial / B. S. Gershunskii. - Moscow: Flint Press: Nauka, 2003. - 768 p. (in Russian)

5. Zhukov, V. N. On the causes of the crisis of the humanities / V. N. Zhukov // Alma mater (Bulletin of High School). - 2013. - No. 7. - P. 28-31. (in Russian)

6. Lipskaya, L. A. Philosophical Foundations of educational development of human culture [Electronic resource] / L. A. Lipskaya // Learning pedagogical culture of mankind: foreign teaching experience: a monograph / ed. G. B. Kornetova. - In 2 vol. Vol. 1. - Moscow: ASOU, 2010. - URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-25877.html. (in Russian)

7. On the National Doctrine of Education in the Russian Federation: Russian Federation Government Resolution dated 4 October 2000 No. 751 [Electronic resource]. - URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-25877.html. (in Russian)

8. Slastenin, V. A. Introduction to pedagogical axiology: a tutorial for students of pedagogical institutions / V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova . - 3rd ed. - Moscow: The Academy Press, 2003. (in Russian)

9. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 273 - FL [Electronic resource]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. (in Russian)

10. Shumakova, A. V. Modern Russian pedagogical trends: the problem of justification of a new educational paradigm [Electronic resource] / A. V. Shumakova // Bulletin of the Stavropol State Pedagogical Institute, 2011. - Issue No. 14. -P. 14-24. - URL: http://sspi.ru/dir/_nau/pereod/15.pdf. (in Russian)

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.