Technologies. Консультативно-тренинговая компания [Электронный ресурс]. - Москва, 2005. - Режим доступа: http://hi-human.ru/content/telo-i-telesnost-psikhologicheskii-analiz. - Дата доступа 31.03.19.
3. Дети и молодежь Республики Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. - 133 с.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. □ СПб.: Питер, 2002. □ 544 с.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 февр. 2008 г. - Минск: Амалфея, 2008. - 159 с.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. - 400с.
7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
8. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под. общ. ред. Н. Н. Посысо-ева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
9. Печальная статистика белорусских семей // Крынща. INFO. Христианский информационный портал [Электронный ресурс]. - Минск, 2018. - Режим доступа: https:// krynica.info/m/2018/09/05/pechalnaya-statistika-belorusskikh-semejj/. - Дата доступа: 30.03.19.
10. Поспелова Н.В. 2018-м родители письменно отказались от 99 младенцев. Как усыновляли и опекали детей в прошлом году / Н. Поспелова // Режим доступа: https://news.tut.by/society/630162.html. - Дата доступа: 23.03.19.
11. Реан А.А. Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности / А.А. Реан // Национальный психологический журнал. -2017. - № 2(26). - С. 85-91.
12. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиз-дат, 2001. - 288 с.
13. Слотина Т.В. Психология личности / Т.В. Слотина. - СПБ.: Питер, 2008. - 304 с.
14. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / А.С. Спиваковская // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. - С. 127-132.
ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОМЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Щербинина О.А.
Оренбургский государственный университет, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, доцент
VALUE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL-PROREALITY FOCUS PERSONALITY
Scherbinina O.
Orenburg State University, Associate Professor of General Psychology and Personality Psychology
Аннотация
Профессионально-правомерная направленность личности - необходимое условие не только ее успешной профессионализации, но и детерминанта ее правомерного поведения. Показано, что когнитивный компонент профессионально-правомерной направленности личности начинает формироваться в процессе профессионального обучения. Однако формирование аффективного, ценностно-мотивационного и поведенческого компонентов профессионально-правомерной направленности личности требует специально организованного психолого-педагогического сопровождения. Гипотеза о взаимосвязи жизненных ценностей и структурно-содержательных характеристик профессионально правомерной направленности личности обучающихся на начальном этапе ее профессионализации не подтвердилась.
Abstract
Professional-legal orientation of the personality is a necessary condition not only for its successful profes-sionalization, but also for the determinant of its legitimate behavior. It is shown that the cognitive component of a professionally-legitimate orientation of the individual begins to form in the process of professional training. However, the formation of affective, valuable-motivational and behavioral components of professional-legitimate orientation of the individual requires a specially organized psychological and educational accompaniment. The hypothesis about the relationship between life values and structural and meaningful characteristics of the professionally legitimate orientation of the student's personality at the initial stage of its professionalization has not been confirmed.
Ключевые слова: обучающиеся, профессионально-правомерная направленность личности, ценности.
Keywords: students, professional-legal orientation of personality, values.
В современном российском обществе проблема правомерного поведения личности относится к острым социальным проблемам, которые не «удается решить ни посредством повышения правовой информированности граждан, ни путем совершенствования норм законодательства и деятельности правоохранительных структур» [7, С. 230].
Актуальность проблемы личностной детерминации правомерного поведения определяет тот факт, что поступающие из вне стимулы законопослушного поведения, не могут детерминировать ожидаемый результат, опосредуясь неоптимальной внутренней средой личности.
В условиях профессиональной подготовки будущих специалистов к компетентной правомерной деятельности эта проблема приобретает особую актуальность. Результаты многочисленных исследований (А.Б. Гребенников, А.Ф. Караваев; В.И. Коваленко; Л.В. Медведицкова; О.В. Проклов; Л.В. Синицина; М.В. Султанова; И.М. Шилова и др.) убедительно свидетельствуют о том, что сформированная у сотрудников правоохранительных органов правовая «компетентность» сама по себе, с одной стороны, не обеспечивает соблюдение закона, с другой - зачастую используется, чтобы обойти закон с выгодой для себя. Т.Г. Хащенко, М.М. Шпак, Е.Ю. Стрижов и др. в качестве необходимого условия нравственно-правовой надежности личности и соответствующего ей поведения субъекта профессиональной деятельности рассматривают сформи-рованность мотивационной основы такого поведения [2], [7], [8].
В рамках аксиологического подхода (Ф. Зна-нецки; М. Вебер; В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров,
B. Парето; В.А. Сластенин и др.) как ядро мотива-ционной системы человека рассматриваются ценности. Для нас особый интерес представляет взгляд на ценности как на «специфическую форму смысловых образований в личностных структурах» [1,
C. 99], так как в нем делается акцент на мере осмысленности человеком собственной мотивации и ее взаимосвязи с эффективностью деятельности, что подтверждается многочисленными исследованиями (К.А. Абульханова-Славская; Н.И. Лапин; С.Л. Рубинштейн и др.).
В рамках нашей работы мы ориентируемся на понятие «жизненные ценности», как систему индивидуальных ценностей личности, рассматривая в качестве рабочего, определение, предложенное В.Ф. Соповым и Л.В Карпушиной: жизненные ценности - это «отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как имеющего жизненную важность» [6, С. 9].
Необходимость выявления внутренних детерминант профессионально правомерной направленности личности имеет значение не только для сотрудников правоохранительных органов, но и для представителей других профессий, так или иначе связанных с реализацией правоохранительной деятельности. Наше исследование было проведено на обучающихся очной формы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по от-
раслям) по профилю Правоведение и правоохранительная деятельность Оренбургского государственного университета.
Учитывая, что «объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших» названную программу бакалавриата, «являются участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования» и, что к числу профессиональных задач, к решению которых готовят выпускников, наряду с прочими относятся «организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности...», «диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена»; ... «анализ профессионально-педагогических ситуаций» делаем вывод о высокой социальной значимости профессиональной деятельности выпускников [4].
Выше сказанное определило цель нашего исследования: уточнить место жизненных ценностей в структуре профессионально правомерной направленности личности обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) по профилю Правоведение и правоохранительная деятельность.
Мы предположили, что существует взаимосвязь жизненных ценностей и структурно-содержательных характеристик профессионально правомерной направленности личности обучающихся, которая проявляется в иерархии их жизненных ценностей, в предпочитаемых жизненных сферах, мотивах профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) по профилю Правоведение и правоохранительная деятельность. Выборку составили 27 обучающихся третьего курса очной формы в возрасте от 18 до 20 лет. У всех участников исследования имеется опыт профессиональной деятельности, полученный ими в процессе прохождения практик, запланированных в учебном плане.
В качестве методов исследования использовались тестирование, опрос, беседа. Конкретные методики исследования: «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [6]; «Опросник для диагностики профессионально правомерной направленности личности (ППНЛ) Т.Г. Хащенко, М.М. Шпак [7]; «Изучение мотивации профессиональной деятельности» А.А. Реана [5]. Методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона.
На первом этапе исследования было выявлено, что у респондентов исследуемой выборки наиболее сформирован когнитивный компонент профессионально-правомерной направленности личности, раскрывающийся в системе их знаний о себе и других людях как субъектах правовых отношений.
Содержательные характеристики когнитивного компонента профессионально правомерной направленности личности позволили разделить ис-
следуемую выборку на две группы: I - с интраори-ентационной подсистемой когнитивного компонента (60 % - 16 человек) и II - интерориентацион-ной подсистемой когнитивного компонента (40 % -11 человек).
Другими словами, респонденты выборки I субъектом прав и обязанностей представляют, прежде всего, самих себя, они себя относят к участникам правоотношений, знают о своей способности отстаивать свои права и соблюдать закон и требо-
Респонденты выборки II ориентированны, прежде всего, на формирование образа других людей как участников правоотношений, образа другого как носителя права и обязанностей по закону, воспринимают и оценивают других участников правоотношений с точки зрения их возможностей и ограничений в отстаивании их прав и в соблюдении закона, их отношения к закону (рисунок 1).
вать соблюдения закона другими людьми.
Когнитивный компонент
■ Интрориентационная подсистема ■ Интраориентационная подсистема
Рисунок 1 - Структурно - содержательные характеристики профессионально правомерной направленности личности респондентов исследуемой выборки («Опросник для диагностики профессионально правомерной направленности личности (ППНЛ) Т.Г. Хащенко, М.М. Шпак)
На втором этапе исследования было показано, что для респондентов исследуемой выборки ведущими (8-9 баллов из 10) жизненными ценностями являются:
1. Высокое материальное положение, т.е. главный смысл существования — это материальное благополучие.
2. Креативность, т.е. использование своих творческих возможностей, креативное мышление и стремление изменять окружающую действительность.
3. Развитие себя. т.е. познание и развитие своих индивидуальных особенностей, способностей и других характеристик личности.
4. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Менее важными (5-7 баллов из 10) ценностями были:
1. Духовное удовлетворение, т.е. управление своими морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
2. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
3. Достижение, т. е. главные жизненные факторов — это постановка и решение определенных жизненных задач.
4. Собственный престиж, т. е. следование определенным социальным требованиям и завоевание своего признания в обществе.
Далее мы сравнивали жизненные ценности и предпочитаемые жизненные сферы респондентами обеих выборок.
Жизненные сферы
II II II н Ii и
J> s? ¿Г
-С -»У Л? о^- Д."
кГ Л? Ое <Ф о?>°
сг ^ о е. ^
■ Интраориентационная подсистема ■ Интрориентационная подсистема
Рисунок 2 - Средние значения жизненных ценностей у респондентов исследуемой выборки («Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной)
Использование критерия корреляции Пирсона значимых корреляций подсистем когнитивного компонента профессионально правомерной направленности личности обучающихся с жизненными ценностями респондентов исследуемых выборок не выявило.
Тем не менее построим иерархию жизненных сфер по их привлекательности для общей выборки (по возрастанию привлекательности): физическая активность, общая активность, семья, профессия, увлечения, образование.
Жизненные ценности
IIIII......II
Л* оР «,<* ^ А*
/ /// *// </
■ Интраориентационная подсистема ■ Интерориентационная подсистема
Рисунок 3 - Средние значения по жизненным сферам у сотрудников правоохранительных органов («Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной)
Использование критерия корреляции Пирсона значимых корреляций подсистем когнитивного компонента профессионально правомерной направленности личности обучающихся с предпочитаемыми сотрудниками жизненными сферами не выявлено.
Построим иерархию жизненных ценностей по их привлекательности для общей выборки (по возрастанию привлекательности): на одном уровне духовные удовольствия, социальные контакты, престиж и достижения; сохранение индивидуальности; саморазвитие; материальное положение; креативность.
Другими словами, для респондентов исследуемой выборки будущая профессиональная деятельность достаточна значима. Они понимают необходимость уделять своей работе много времени,
включаться в решение всех производственных проблем и считают при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека, позволяет им повысить уровень своего материального благосостояния, собственной независимости от других людей.
Изучение представлений респондентов исследуемой выборки о мотивации профессиональной деятельности показало, что у всех них показатели внутренней мотивации выше показателей внешней положительной мотивации и показатели внешней положительной мотивации выше показателей внешней отрицательной мотивации. Это означает, что для обучающихся на этапе подготовки к профессиональной деятельности создаются благоприятные условия для формирования и развития у них готовности к будущей профессиональной деятельности.
Мотивация
III.
ВМ ■ ИтраВМйнтационная ПЭДСистема ■ Интрориентационная подсистема
Рисунок 4 - Средние значения и соотношение представлений респондентов о типах мотивации профессиональной деятельности Примечание: ВМ - внутренняя мотивация;
ВПМ- внешняя положительная мотивация; ВОМ- внешняя отрицательная мотивация;
Использование критерия корреляции Пирсона значимых корреляций подсистем когнитивного компонента профессионально правомерной направленности личности обучающихся с их представлениями о мотивации профессиональной деятельности не выявлено.
Наша гипотеза не подтвердилась, т.е. значимых взаимосвязей жизненных ценностей, сфер жизни, мотивации профессиональной деятельности и структурно-содержательных характеристик профессионально правомерной направленности личности респондентов исследуемой выборки не выявлено.
Тем не менее, полученные результаты не снижают актуальности и практической значимости исследования. Нами показано, что у молодых людей в возрасте 18-20 лет слабо выражены аффективный, ценностно-мотивационный и поведенческий компоненты профессионально-правомерной направленности личности.
С одной стороны, это значит, что профессиональное становление обучающихся еще в процессе, что является закономерным, с другой - что необходима организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с целью создания условий для формирования и развития у них названных компонентов профессионально правомерной направленности личности.
Полагаем, что психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионально-правомерной направленности личности обучающихся раскрывается в следующих направлениях.
1 Формирование и развитие аффективной составляющей профессионально-правомерной направленности личности: работа направлена на формирование эмоционального отношения обучающихся к своим правам и обязанностям, определяемым законом; к правам и обязанностям других людей, определяемых законом, к нормам, регулирующим профессиональную деятельность.
2 Формирование и развитие поведенческой составляющей профессионально-правомерной направленности личности обучающихся: формирование профессиональных привычек и стереотипов как внутренних регуляторов деятельности, взаимоотношений с другими людьми в правозначимых ситуациях, формирование профессиональной модели поведения.
3 Формирование и развитие ценностно-мо-тивационной составляющей профессионально-правомерной направленности личности обучающихся: повышение значимости ценности закона, справедливости и ответственности в иерархии личных ценностей, а также как норм, регулирующих отношения с другими людьми в правозначимых ситуациях.
Список литературы
1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 99-105.
2. Болдырева Т.А. Семантическое пространство профессиональной успешности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2018. № 3. С. 103-115.
3. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста: монография. М., 2012. 376 с.
4. Приказ от 1 октября 2015 г. № 1085 от Министерства образования и науки Российской Федерации «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА). Зарегистрировано в Минюсте России 29 октября 2015 г. N 39534
5. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 84-86)
6. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей //Журнал "Прикладная психология". N 4, 2001. - С. 9-30.
7. Хащенко Т.Г., Шпак М.М. Разработка опросника для диагностики профессионально-правомерной направленности личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №4. http://psyedu.ru/joumal/2013/4/Haschenko_Shpak.pht ml
8. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надежность личности: психологическая модель и механизмы развития // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 40-55.