Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности
УДК 159.9+378
ПРАВОМЕРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т. Г. Хащенко, М. М. Шпак
Исследование поддержано грантом РГНФ № 11-06-00662а
В статье представлены результаты изучения проблемы личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности, предложена теоретическая модель этой готовности как системного личностного образования, раскрыты структурно-содержательные характеристики подсистемы профессионально-правомерной направленности личности.
Ключевые слова: правовое поведение, правомерное поведение, правомерная профессиональная деятельность, личностная готовность, модель, психолого-педагогические условия.
Проблема правомерного поведения личности, не теряющая своей актуальности с момента появления правового обычая как источника права, приобрела особую остроту в контексте российских реалий. Противоречивый характер реформ, сопровождавшихся нарушением норм права и морали, способствовал широкому распространению правового нигилизма и формированию терпимости россиян к нарушению закона во всех сферах жизнедеятельности, включая профессиональную сферу. Попытки исправить ситуацию исключительно внешними по отношению к личности мерами воздействия (экономическими и законодательными стимулами, мерами, направленными на совершенствование законодательства и деятельности правоохранительной системы), недостаточно эффективны, поскольку преломляются через неоптимальную внутреннюю «среду» личности.
При отсутствии личностных предпосылок правомерного поведения малоэффективны и меры, направленные на повышение правовой грамотности людей, которые стремятся повысить свою правовую компетентность не столько для того, чтобы жить и работать в соответствии с законом, сколько для того, чтобы его успешно «обходить» без ущерба для себя и своего дела. Очевидно, что решение проблемы правомерного поведения личности невозможно без понимания того, что правовое поведение имеет не только внешнюю, но и внутреннюю (личностную) детерминацию. Вместе с тем, несмот-
ря на активное исследование отечественными и зарубежными авторами личностных коррелятов преступного поведения и личностных предпосылок правомерного поведения, личностная составляющая готовности специалиста к юридически компетентной, правомерно направленной профессиональной деятельности остается нераскрытой.
Синтез психологических, юридических, социологических, педагогических трудов, посвященных правовому поведению, анализ результатов исследований личностных предпосылок правомерного и неправомерного поведения, психологических условий и факторов формирования готовности человека к правомерной жизнедеятельности1 свидетельствует о том, что выбор вектора (правомерности-неправомерности) правового поведения, а также особенности практической реализации этого выбора и эффективность использования закона в достижении жизненных и профессиональных целей личности является следствием синергетического эффекта сложных констелляций ее когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих структур, которые остаются недостаточно изученными. Специфическая взаимосвязь этих личностных структур, определяющая в конкретной ситуации выбор человека в пользу правомерного способа достижения цели и эффективность реализации его законных прав и обязанностей, составляет психологическое содержание личностной готовности к правомерной жизнедеятельности, которое в психологических и педагогических исследованиях представлено фрагментарно и требует системного анализа.
Вышесказанное справедливо по отношению к специалисту любого профиля, но особую актуальность приобретает применительно к работникам правоохранительной системы, которая остро нуждается в эффективных методиках экспертизы личностной готовности специалистов к правомерной профессиональной деятельности и продуктивных технологиях ее формирования и коррекции. Между тем, несмотря на то, что профессионально-личностный аспект готовности специалиста к правомерному поведению представлен преимущественно в работах, посвященных профессиональной подготовке юристов и сотрудников правоохранительных органов, полученные в этих исследованиях данные не отражают в полной мере психологического содержания личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности как системного образования. В широком спектре исследований правосознания, правовой компетентнос-
ти, правовой культуры, правовых установок личности, при всей их научной ценности, раскрываются только отдельные содержательные компоненты сложно организованной системы. Особый интерес в этой связи представляют работы Е. Ю. Стрижова, посвященные феномену нравственно-правовой надежности личности2. Однако понятие нравственно-правовой надежности личности в трактовке автора хотя и близко, но не тождественно понятию личностной готовности к правомерной жизнедеятельности.
Изложенное выше актуализирует научную проблему выявления сущности, структурно-содержательных характеристик личностной готовности сотрудника правоохранительных органов к правомерной профессиональной деятельности как системного личностного образования, раскрытия условий и механизма его формирования, а также создания эффективных формирующих технологий. Поэтому целью нашего исследования выступает разработка концептуальной модели личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности и эффективной психолого-педагогической технологии формирования этой готовности как системного образования, интегрирующего различные (когнитивные, аффективные, мотивационные и поведенческие структуры) личности.
Осуществленный нами синтез исследований правового поведения личности как социокультурного и психологического явления3, а также анализ теоретических разработок проблемы психологической готовности к деятельности и многочисленных эмпирических данных об
этом феномене, представленных в широком контексте психологических, акмеологических и педагогических ис-следований4, позволяет в системно-структурном строении личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности выделить две крупные подсистемы: подсистему профессионально-правомерной направленности личности и операциональную подсистему (рис.).
Первая из указанных подсистем интегрирует личностные особенности, побуждающие человека к утверждению своих доминирующих мотивов в сфере профессиональной деятельности правомерными способами, определяющие его выбор в пользу правомерного профессионального поведения и поиска эффективного с точки зрения закона разрешения конкретной профессиональной ситуации. Вторая подсистема интегрирует особенности личности, обеспечивающие эффективное использование закона в решении профессиональных задач и реализацию законных прав и обязанностей в сфере профессиональной деятельности. Принимая во внимание то, что система — это не просто взаимосвязь, но и взаимопереход, взаимовключение и иерархия ее элементов, в подсистемах личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности можно выделить ценностно-мотивационный, аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты, последние два из которых имеют сквозной характер, наполняясь в каждой из подсистем специфическим для нее содержанием.
Следует отметить, что подсистема профессионально-правомерной направленности личности (ППН), яв-
Рис. 1. Подсистемы личностной готовности специалиста к правомерной профессиональной деятельности Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, М 3(50) 19
ляющаяся, по сути, мотивационной основой правового поведения личности в профессиональной сфере, представлена в психолого-педагогических исследованиях в меньшей степени, чем элементы операциональной подсистемы (ОП), хотя при несформированности мотивационной основы деятельности даже глубоко усвоенные знания и хорошо развитые способности остаются бесполезным багажом. Между тем выявление структурносодержательных составляющих профессионально-правомерной направленности личности имеет принципиальное значение для решения проблемы правомерного поведения человека в сфере его профессиональной деятельности, выступая необходимым условием разработки эффективных методик экспертизы и технологий формирования личностной готовности будущего специалиста к правомерной профессиональной деятельности.
Опираясь на подход, согласно которому направленность личности может быть представлена системой отношений к себе, к другим людям и к деятельности, в структуре ППН можно выделить три основных подсистемы: интраориентационную, интерориентационную и деятельностно-ориентационную.
Интраориентационная подсистема интегрирует образ себя как субъекта права, отношение к себе как к но-
сителю прав и обязанностей, позитивное отношение к закону как регулятору собственного поведения, принятие ответственности за свое правовое поведение, самооценку своих возможностей и ограничений в отстаивании прав и исполнении обязательств и т. п.
Интерориентационная подсистема включает отношение к другим людям как носителям прав и обязанностей, принятие необходимости соблюдения их прав и учета их правомерных интересов, признание необходимости соблюдения собственных прав со стороны других людей, оценку возможностей и ограничений других людей в отстаивании прав и исполнении обязательств и т. п.
Деятельностно-ориентационная подсистема включает образ собственной профессиональной деятельности как нормативно-регулируемой и отношение к ее нормативным аспектам (принятие/непринятие), интерес к ее содержательно-правовым аспектам.
Вместе с тем в структуре ППН можно выделить инвариантные («пронизывающие» и связывающие все ее подсистемы) компоненты, при системообразующей роли ценностно-мотивационного компонента, элементы которого в контексте каждой из выделенных подсистем наполняются соответствующим этим подсистемам содержанием (табл.).
Таблица
Компонент Подсистема
Интрао риентацио нная Интерориентационная Деятельностно- ориентационная
Когнитивный Представление о себе как о субъекте прав и обязанностей, образ себя как участника правоотношений, представление о своей способности отстаивать свои права, соблюдать закон и требовать соблюдения закона другими людьми и т. п. Представление о других людях как участниках правоотношений, образ другого как носителя прав и обязанностей по закону, восприятие и оценка других участников правоотношений с точки зрения их возможностей и ограничений в отстаивании их прав и соблюдения закона, их отношения к закону Представление о своей профессиональной деятельности как нормативно регулируемой, деятельности, дающей ее субъекту права и требующей от него соблюдения обязанностей, соблюдения законодательства
Аффективный Отношение к своим правам и обязанностям, определяемым законом (принятие/непринятие их, удовлетворенность или неудовлетворенность их соблюдением, отношение к ним как справедливым или несправедливым и т. п.) Отношение к правам других людей, определяемым законом, принятие их прав и обязанностей как справедливых, отношение к случаям нарушения закона другими людьми, наличие особого отношения к нарушению закона близкими людьми и т. п. Эмоциональное отношение к нормам, регулирующим профессиональную деятельность, отношение к ним как справедливым ити несправедливым
Поведенческий Правовые «привычки», стереотипы поведения, ставшие внутр енними регу ляторами, и определяющие поведение личности в конкретной правозначимой ситуации Правовые «привычки», стереотипы взаимодействия, укрепленные в жизненной среде личности и ставшие внутренними регуляторами ее взаимодействия с другими людьми, определяющие ее поведение в конкретной правозначимой ситуации Внутренне принятые личностью закрепившиеся в конкретной профессиональной среде модели правового поведения
Ценностно- мотивационный Место ценностей закона, справедливости и ответственности в иерархии терминальных и инструментала ных ценностей личности Законные права другого человека как ценность, «закон», «справедливость» и «ответственность» как ценности, регулирующие отношения с другими людьми Место ценности закона в системе профессиональных ценностей личности
Интегральным критерием сформированное™ подсистемы ППН личности выступает сформированность всех трех ее подсистем, отражаемая совокупностью частных критериев (деятельностно-ориентационного, ин-траориентационного, интерориентационного) и показателей (сформированностью компонентов). На основе этих критериев и показателей могут быть выделены три уровня ППН (низкий, неоптимальный и оптимальный). При этом гетерохронность развития ППН как системы проявляется в том, что отдельные ее компоненты и подсистемы получают преимущественное развитие по отношению к другим, в результате чего неоптимальному уровню ППН могут соответствовать разные ее типы (профили), характеризующиеся различным сочетанием сформированности компонентов и подсистем. Выделение таких типов является необходимым условием диагностики особенностей ППН личности и подбора (разработки) адекватных выделенным типам средств психолого-педагогического воздействия. Описанная выше теоретическая модель ППН легла в основу разработанной нами диагностической методики, проходящей в настоящее время процедуру валидиза-ции, результаты которой будут представлены в последующих публикациях.
Опираясь на вышеописанную системно-структурную модель ППН при анализе отечественной практики правового образования, можно констатировать, что традиционные методы правовой подготовки (акцентирующиеся на формировании операциональной составляющей личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности) не обеспечивают формирования подсистем и компонентов их ППН. Необходима кардинальная смена методологических подходов к правовому образованию специалистов разного профиля и интегрирование в процесс их подготовки личностно-развивающих технологий, обеспечивающих формирование не только операциональной составляющей готовности к правомерной профессиональной деятельности, но и ее мотивационной основы.
1 Хащенко Т. Г., Хащенко А. В., Шпак М. М. Психология правомерного поведения. Опросник «Правовое поведение личности». Ульяновск, 2011. 67 с.
2 Стрижов Е. Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества : монография. М., 2009. 305 с.
3 Хащенко Т. Г., Хащенко А. В., Шпак М. М. Указ. соч.
4Хащенко Т. Г. Формирование личностной готовности студентов к предпринимательской деятельности в аграрном образовании : монография. Ульяновск-Екатеринбург, 2011. 113 с.
УДК 159.9:342.534
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ГРУПП НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ
С. А. Петрук, В. А. Губин
На основе теоретических данных и дискриминантного анализа, с использование принципа сходства/дополнения, выявлены переменные, позволяющие предсказывать принадлежность субъекта к группе в целом, а также в зависимости от специальности (гуманитарная, техническая).
Ключевые слова: психологическая совместимость, индивидуально-психологические характеристики, диады курсантов, взаимные выборы, принцип сходства/дополнения.
Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изучении групповых конфликтов, психологического климата в группах, эффективности групповой деятельности, при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и других социально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образом обусловлены соотношением качеств взаимодействующих людей.
Исследователи определяют совместимость как понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовну-шаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений1.
Н. Н. Обозов понимает совместимость как эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который проявляется в субъективной удовлетворенности партнеров друг другом при взаимной идентификации. Одним из внешних и формальных признаков удовлетворенности, по мнению автора, выступают устойчивые взаимные симпатии, которые определяются характерологическими особенностями стремящихся к общению друг с другом партнеров и рассматриваются как условие и резуль-2
тат совместимости .
Эмпирическое исследование проводилось в сентябре-ноябре 2010 г. на базе Военно-морского института радиоэлектроники им. А. С. Попова. В нем принимали участие 169 курсантов гуманитарной специальности и 184 курсанта технической специальности.
Для того чтобы выявить индивидуально-психологические характеристики, которые позволили бы предсказывать принадлежность курсанта к группе, основанную на принципе сходства/дополнения, были использованы следующие методики и опросники: методика А. Белова, направленная на выявление темпераментной структуры личности; методика Лири, определяющая ведущий тип отношения к окружающим; опросник для выявле-