Научная статья на тему 'Ценности в современном конституционном праве Российской Федерации: теоретико-методологические подходы к определению понятия'

Ценности в современном конституционном праве Российской Федерации: теоретико-методологические подходы к определению понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1069
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ИЕРАРХИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев Антон Александрович

Рассматриваются особенности категориально-понятийного аппарата юридической науки. Анализируется не только смысловое содержание некоторых терминов, но и их практическое применение в юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности в современном конституционном праве Российской Федерации: теоретико-методологические подходы к определению понятия»

А. А. Ерофеев

ценности в современном конституционном праве российской ФЕДЕРАЦИИ: теоретико-методологические подходы к определению понятия

Рассматриваются особенности категориально-понятийного аппарата юридической науки. Анализируется не только смысловое содержание некоторых терминов, но и их практическое применение в юриспруденции.

Ключевые слова: правовые ценности, конституционные ценности, конституционный строй, иерархия конституционных ценностей.

Современное конституционное право нередко оперирует такими категориями, как цели, ценности, приоритеты, имеющими в изначальном смысле не правовое, а скорее, философское либо социологическое содержание. В то же время использование этих категорий в конституционно-правовом аспекте вызывает необходимость определения именно их правового содержания, а также особенностей, обусловленных их правовым наполнением. Приведенные понятия в связи с практическими целями или исследовательскими задачами, по выражению Н. Н. Тарасова, становятся «втянутыми» в сферу права, получая таким образом собственно юридическое содержание и приобретая статус правовых в силу их укоренения в понятийном строе юридической науки. Как отмечает Н. Н. Тарасов, понятия такого рода, возникая и существуя в собственных областях, содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики, приобретают отличный от своего прототипа объем, включаются в систему юридических понятий, то есть участвуют в формировании предмета науки. Такие понятия можно условно назвать «консолидированными», поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, «адаптируются» к задачам юридических исследований и приобретают новое со-держание1.

По мнению О. Снежко, в праве посредством ценностей устанавливаются юридические свойства этого явления, так как правовые ценности считаются нормативными по своей сути2. Существует мнение о том, что в праве создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни3.

В. И. Крусс полагает, что с учетом положений о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, а равно и о непосредственно действующих в России правах и свободах человека категория конституционной ценности должна занять свое место в системе средств и механизме конституционно-правового упорядочения социальной жизни. Характеристика конституционной ценности вполне применима и к высшим идеалам (первопринципам), и к благам практического порядка, и к возможностям их обретения4. При этом автор отмечает, что ценностно-идентифицирующее значение имеют большинство положений первой и второй глав Конституции РФ и некоторые положения последующих глав. В частности, он указывает на положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, поскольку перечисленные в ней «объекты» конституционной защиты: основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы людей, обороноспособность и безопасность российского государства — являются, несомненно, и конституционными ценностями5.

Таким образом, можно выделить, в первую очередь, ценности, атрибутивно связанные с текстом Конституции РФ, т. е. те, на которые в ней указывается как на ценности или высшие ценности (к таким конституционным ценностям могут быть отнесены права и свободы человека). Подобную систему эксплицитных и имплицитных принципов, выражающих концепцию, замысел Основного Закона государства, содержит любая конституция. Как отмечает В. А. Четвернин, эксплицитные принципы, сформулированные в первой главе Конституции РФ, это не только базовые ценности («нормы-цели»), на которые в той или иной мере должно ориентироваться государство, но это и так называемые «нормы-принципы», которым должны подчиняться органы законодательной и исполнительной власти, которые могут и должны защищаться и применяться судом и из которых могут вытекать субъективные права и юридические обязанности6. Несложно заметить, что понятие конституционных ценностей в данном случае тесно переплетается с понятием основ конституционного строя — понятием, устоявшимся в европейской континентальной доктрине. Не ставя целью подробное описание проблематики основ конституционного строя, обозначим ряд основополагающих выводов, имеющих значение для обоснования авторской позиции по вопросу соотношения категорий «конституционные ценности» и «основы конституционного строя». Напомним, что одной из существенных характеристик Конституции РФ 1993 г. является то, что она закрепляет основы «конституционного строя». Ранее юридическая наука исходила из понятий «государственный» и «общественный строй», под которыми понимали «закрепленную государством в его Конституции систему основ господствующих социально-экономических и политических отношений, юридически оформленных в виде важнейших конституционно-правовых институтов, которые выражают тип взаимосвязи собственности и власти народа, обеспечивают организацию и функционирование государственной власти по осуществлению внутренней и внешней политики страны»7. Понятие «конституционный строй» представляет собой более целостную, широкую категорию, которая исходит из приоритета Основного Закона, его верховенства для всех органов государственной власти, общественных институтов, граждан. При этом понятие конституционного строя, равно как основ конституционного строя, понимается в науке конституционного права неоднозначно, хотя и фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным. В частности, В. Т. Кабышев полагает, что конституционный строй необходимо понимать как «систему господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом»8. Далее он указывает, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нем не существует конституционный строй вообще. Наглядными примерами могут служить Туркменистан или Таджикистан, в конституциях которых праву отведено центральное место, но эти республики нельзя признать обеспечивающими соблюдение прав человека. Поэтому необходимо различать юридически закрепленный конституционный строй и фактически существующий. Последний представляет собой конституционный режим государства, который можно определить как «конституционный строй в действии»9.

По мнению Н. А. Михалевой, конституционный строй — это «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления,

установлен демократический политический режим, признается приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона»10. О. Е. Кутафин рассматривает конституционный строй как «форму (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»11. В Большом юридическом энциклопедическом словаре под понятием конституционный строй подразумевается «представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов, закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно-правовыми актами система основополагающих общественных отношений».

Конституционный строй может быть определен как совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, которым должны соответствовать все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро конституции, определяющее ее суть. Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. В соответствии со ст. 16 Конституции РФ: «положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного Собрания) органу учредительной власти — Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием РФ закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1, которые могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.

Необходимо подчеркнуть, что система конституционных ценностей не может быть ограничена рамками главы 1 Конституции РФ, поскольку, как уже было отмечено выше, ценностно-идентифицирующее значение имеют не только положения первой главы, но и второй, а также некоторые положения последующих глав. Представляется, что система конституционных ценностей может быть представлена как единство определенного набора принципов. Во-первых, это права и свободы человека и гражданина, а также иные ценности, определяющие правовое положение индивида в обществе и государстве: правовая государственность, социальная государственность, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, плюрализм и равная защита форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство Российской Федерации. Во-вторых, следует назвать группу ценностей, предопределяющих организацию государственной власти: демократия и народный суверенитет, государственный суверенитет Российской Федерации, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления. При этом можно отметить определенную иерархию в системе конституционных ценностей. Так, по верному замечанию В. И. Крусса, «определяющее значение для идентификации и интерпретации конституционных ценностей в Российской Федерации имеют положения, составляющие аксиологическую композицию преамбулы Конституции»12. Значение этих положений состоит в том, что «без предварительного и композиционно-целостного

восприятия этих ценностей нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции»12.

Представляется, что значение конституционных ценностей заключается также в том, что они позволяют увязывать собственно правовое и морально-этическое содержание правил (принципов) устройства общества и государства. Так, например, по мнению П. П. Баранова и А. П. Окусова, синонимом аксиологического подхода является этико-эстетический подход, который «по-своему продолжает логику права и наряду с научно-рациональным видением сложившейся общественной ситуации должен создать ориентиры для возрождения правопорядка средствами гуманистики»13. О. И. Цыбулевская полагает, что «в современных условиях России проблема нравственного измерения права должна получить еще большую актуализацию, ибо это — неотъемлемое условие дальнейшего развития и совершенствования общества, его гуманистической ориентации»14. При всей значимости подобного подхода следует согласиться с мнением В. И. Крусса, подвергающего критике тот факт, что конституционная составляющая подобных рассуждений представлена «отсылочным», иллюстративным, хотя и максимально приближенным, но все-таки косвенным образом, через использование междисциплинарных понятий», в то время как «именно и только Конституция как исключительный по статусу и значению акт и текст современной российской государственности позволяет “наполнить” приведенные категории исторически адекватным объективным содержанием и одновременно придать им — в силу конституционной интерпретации - то общеобязательное авторитетное значение, которое предполагается и характерно для правовых установлений»15. Хотя справедливости ради следует отметить, что этическую составляющую правовых, в том числе и конституционно-правовых ценностей также нельзя никоим образом абсолютизировать, поскольку речь идет именно о правовых ценностях. Полагаем, что разработка категории «конституционные ценности» является перспективным направлением современной конституционной аксиологии и правоведения в целом, поскольку они представляют собой совокупную ценностную установку российского конституционализма, имеющую и правотворческое, и правоприменительное значение16.

Примечания

1 См.: ТарасовН. Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 165166.

2 См.: Снежко О. Правовая природа конституционных ценностей современной России // Конституц. право: восточноевроп. обозрение. 2005. № 2. С. 13.

3 См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 28.

4 См.: Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М., 2007. С. 183.

5 Там же. С. 191.

6 См.: Конституция Российской Федерации: Проблем. коммент. / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 21.

7 Ржевский В. А. Общественный строй развитого социализма. Конституционное содержание, структура, регулирование. М., 1983. С. 71.

8 Кабышев В. Т. К вопросу о конституционном режиме в современной России // Конституционное развитие России: Сб. науч. ст. Вып. 4. Саратов, 2003. С. 43.

9 Там же. С. 43-46.

10Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1998. С. 77.

11 Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 87.

12 Крусс В. И. Указ. соч. С. 189.

13Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2003. С. 3.

14 Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н. И. Ма-тузова. Саратов, 2004. С. 10-31.

15 Крусс В. И. Указ. соч. С. 181.

16 Там же. С. 190.

Е. В. Астафьева

принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан

Приводится определение понятия «принципы и ограничения конституционных прав и свобод граждан» на основе анализа некоторых положений Конституции РФ.

Ключевые слова: принцип права, принципы конституционных ограничений, принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан.

Понятие принципа права в условиях демократизации государства и общества приобретает в настоящее время новое значение. Однако, несмотря на это, современная научная литература недостаточно внимания уделяет вопросам принципов права, рассматривая зачастую их лишь в части классификации и систематизации1.

Понятие «принцип» является философским и обозначает первоначало, руководящую идею, основное правило поведения человека. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абст-рагирован2.

Вопрос о принципах конституционных ограничений есть часть более общей проблемы правовых принципов. Л. Д. Воеводин под конституционными принципами понимает «закрепленные конституцией определяющие, руководящие идеи и установки, концентрированно выражающие содержание конституции, ее учредительную природу»3. Для признания тех или иных руководящих идей принципами необходимо, чтобы они были закреплены в Основном Законе, т. е. идеи и установки должны быть облечены в высшую правовую форму. В современной науке нет единого мнения относительно понятия, перечня и классификации конституционных принципов4. В. Т. Кабышев выделяет конституционные принципы взаимоотношений человека и власти: приоритет прав и свобод человека, верховенство права, взаимная ответственность человека и власти, судебная защита прав и свобод человека, а также принципы, характеризующие юридическую природу самих конституционных прав и свобод человека и гражданина: всеобщность, единство, равноправие, гарантированность5. Ю. А. Юдин подразделяет конституционные принципы на нормы-принципы, представляющие собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (общие нормы-принципы), и принципы организации и деятельности отдельных государственных органов, конституционных институтов (конкретные нормы-принципы)6.

Исходным принципом ограничения прав и свобод человека и гражданина является учет законных интересов человека, неотъемлемость, целостность, полнота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.