УДК 159.92
doi: 10.52470/2619046X_2023_1_140
ЦЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
КАК ПРЕДИКТОРЫ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
О.Н. Комарова, А.Л. Рассказова
Аннотация. Отсутствие состояния благополучия способствует уязвимости личности, и путь к восстановлению заключается не только в облегчении негативных симптомов, но и в повышении психологического благополучия, которое укрепляет жизнестойкость личности и формирует буфер против жизненных стрессов. В статье дана характеристика психологического благополучия как интегрального системного состояния человека; определены уровневые и структурные характеристики психологического благополучия старшеклассников; выявлены особенности ценностных ориентаций старшеклассников с разным уровнем психологического благополучия; проанализированы особенности взаимосвязей ценностных ориентаций и компонентов психологического благополучия у старшеклассников.
Ключевые слова: психологическое благополучие, субъективное благополучие, ценностные ориентации, позитивные отношения, цели.
THE VALUES OF HIGH-SCHOOL STUDENTS AS PREDICTORS OF THEIR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
O.N. Komarova, A.L. Rasskazova
Abstract. The absence of the state of well-being leads to a personality's vulnerability and the way to recovery lies not only in reduction of negative symptoms but also in increasing psychological well-being which strengthens personal resilience and forms a buffer against life stress. The article gives characteristics of psychological well-being as an integral system state of a person; defines level and structural characteristics of psychological well-being of high school students; reveals features of value orientations of high school students with different levels of psychological well-being; analyzes features of the connection of value orientations and components of psychological well-being of high school students.
Keywords: psychological well-being, subjective well-being, value orientations, positive relationships, goals.
Осознание того факта, что психологическое здоровье личности ни в чем не уступает в своей важности соматическому здоровью, а психологическое благополучие не менее важно, чем благополучие физическое, обусловило интерес зарубежной и отечественной науки к этой проблеме. Важность этой проблематики поставило перед отечественными и зарубежными психологами задачу определения факторов, которые являются основополагающими для психологического благополучия, в число которых входят как внешние (объективные), так и внутренние факторы психологического благополучия. Ученые рассматривают «ментальное пространство» человека как совокупность объективных (пространство, время) и субъективных координат (значение, смысл, ценность). Именно совокупность ценностных ориентаций обеспечивают стабильность и преемственность жизненного мира человека.
Ценностные ориентации человека, выступая регулятором социального поведения, способны оказывать влияние на формирование психологического благополучия. Особенно явно эта тенденция прослеживается в отношении молодых людей, готовящихся к вступлению во взрослую жизнь. Так, именно для старшего школьного возраста особенно актуальны вопросы постановки жизненных целей, определения планов, оценки своих возможностей, формирования и закрепления ценностных ориентаций. Ценности как результат кристаллизации
личного жизненного опыта человека, базовые понятия для дифференциации приемлемого и неприемлемого способа действия становятся основанием для осмысления окружающего индивида социального мира и ситуаций в нем. Поэтому именно ценностные ориентации старшего школьника могут стать критерием оценки его психологического благополучия [11].
Проблема психологического благополучия как предмет научного исследования разрабатывалась в трудах Н. Брэдберна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Райана; М.В. Бучацкой, А.В. Ворониной, К.А. Вологдиной, Л.В. Карапетян, Д.Г. Орловой, В.А. Соломатиной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
Понятие «психологическое благополучие» в научный оборот было введено в 1969 г. Норманом Брэдберном, который понимал под этим термином баланс между положительными и негативными аффектами, возникающими как отражения в сознании происходящих событий [10, с. 160]. В рамках теории самодетерминации Р.М. Райаном и Д. Деси психологическое благополучие рассматривается с точки зрения удовлетворения трех основных жизненных потребностей: потребности в независимости, связи с другими и компетентности. В концепции Р.М. Райана психологическое благополучие трактуется с позиций существования двух подходов. Первый подход - гедонистический, который представляют Н. Брэдберн, Э. Динер, Д. Канеман. Психологическое благополучие трактуется ими в русле удовлетворенности от жизни, получения разнообразных удовольствий. Второй подход - эвдемонистический, представленный К. Рифф, А. Уотерманом. В рамках этого подхода достижение благополучия рассматривается в русле личностного роста [9, с. 30].
Э. Динер, выступающий против синонимизации терминов «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие», использовал термин «субъективное благополучие», отмечая при этом, что цели и ценности людей являются главным компонентом счастья [9, с. 29].
Л.В. Карапетян [5], М.В. Бучацкая [2] по итогам изучения исследования благополучия в отечественной психологии отмечают, что у российских психологов нет согласия в отношении операционализации понятий «психологического благополучия» и «субъективного благополучия». Многие исследователи отмечают, что психологическое благополучие является частью субъективного, другие доказывают, что субъективное благополучие выступает в качестве показателя психологического благополучия, при этом отмечая, что психологическое благополучие является выражением степени реализации важных компонентов позитивной жизнедеятельности [2, с. 65].
П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова рассматривали психологическое благополучие с позиций Э. Динера как системное образование, которое характеризуется субъективным ощущением счастья, степенью удовлетворенности собой и своей жизнью, степенью реализации своих потребностей. В структуре психологического благополучия авторами выделяются актуальное и идеальное психологическое благополучие [11, с. 96].
Л.В. Куликов отмечал, что «психологическое благополучие» - сложное образование, включающее в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент представляет собой формирование гармоничной и реалистической картины мира. Эмоциональный компонент включает в себя совокупность личностных переживаний в связи с успешностью или неуспешностью его в различных видах деятельности. Конативный компонент предполагает наличие волевой регуляции собственного поведения и целеполагания [6].
Рассмотрим также взгляд на психологическое благополучие О.А. Идобаевой. Она полагает, что психологическое благополучие является образованием функционально-динамического характера, для понимания которого важно рассматривать личность в единстве психофизиологического, индивидуально-психологического и ценностно-смыслового развития.
О.А. Идобаева выделяет перечень факторов, которые обеспечивают психологическое благополучие личности или, наоборот, приводят к психологическому неблагополучию в зависимости от полюса. Факторы представлены:
- индивидуально-психологическими личностными особенностями;
- новообразованиями личности;
- типом ведущей деятельности;
- ролью защитных механизмов;
- адаптивным ресурсом.
Применительно к старшему школьному возрасту, О.А. Идобаева к важнейшему индикатору психологического благополучия относит степень эмоционального благополучия, отражающую соотношение ценностей и интересов, с одной стороны, и реальных условий социального существования, с другой [4].
Отталкиваясь от субъектно-средового подхода, Е.Б. Весна и О.С. Ширяева характеризуют психологическое благополучие в рамках внутреннего «Я» и внешнего пространства. В первом случае ведущую роль играют субъективные переживания, а во втором - реакция окружающего пространства, то есть психологическое благополучие рассматривается как совокупность объективных и субъективных факторов. Авторы подчеркивают, что объективные факторы являются существенными в достижении психологического благополучия. Но совокупность одних только объективных факторов не обеспечивает психологическое благополучие. Человек может быть вполне «благополучным» объективно, но субъективно благополучным себя не ощущает [3, с. 37].
В соответствии с вышеизложенным, можно заключить, что психологическое благополучие - системное образование, включающее в себя эмоциональный, когнитивный и конативный компоненты, формирующееся на протяжении жизни человека, в результате взаимовлияния и взаимодействия с объектами окружающей действительности, и выступающее как сложная система реальных отношений к различным объектам на основе существующих установок, мировоззрения, ценностных ориентаций. Таким образом, в свете российской психологии ценностные ориентации разрабатываются в контексте отношения личности к значимым объектам социальной действительности.
По мнению В.Н. Мясищева через отношение личности выражается избирательная активность к различным сторонам объективной действительности [7]. Отношение - это пристрастность и субъектность выбора одних объектов действительности и игнорирования других с точки зрения предпочтения одних ценностей перед другими. На основании вышеизложенного можно заключить, что психологическое благополучие как сложное системное образование выполняет функцию глобального оценивания своей жизни с точки зрения ее соответствия идеалу, что выражается в переживании счастья или несчастья. Следовательно, ценностные ориентации, определяют направленность поиска к счастью. Таким образом, психологическое благополучие понимается как мера значимости тех или иных ценностей для человека.
Б.Г. Ананьев считал, что фундаментом для формирования ценностных ориентаций являются важные с точки зрения ориентации на внешние объекты свойства личности, которые определяют ее поведенческую активность [1].
Н.Ф. Наумова полагает, что ценностные ориентации выполняют функцию целеполага-ния, которые ориентируют и направляют индивида в окружающем природном и социальном мире, создавая упорядоченную, непротиворечивую и прогностическую картину бытия [8].
Психологическое благополучие, имеющее две составляющих - когнитивную и эмоциональную - отражает, таким образом, насколько реализуются на практике человеческие ценности, идеалы и стремления.
В исследовании приняли участие 80 учеников 9-11 классов школ г. Москвы. Были использованы следующие диагностические методики:
- методика К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» в адаптации Н.Н. Лепешинского;
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- ценностный опросник Ш. Шварца.
Средние баллы компонентов психологического благополучия по всей выборке старших школьников приведены в таблице 1.
Респонденты демонстрируют средний уровень развития всех рассмотренных компонентов психологического благополучия. Не отмечается каких-либо явно выраженных компонентов или компонентов, существенно не сформированных. Наибольшим значением среди компонентов психологического благополучия являются параметры «Личностный рост» и «Положительные отношения», что обусловлено спецификой возрастных задач респондентов. Подростковый возраст представляет собой переходный период от детства к взрослости, поэтому главной особенностью, характеризирующей данный сенситивный период, является развитие личности или, другими словами, личностный рост. Положительные отношения представляются важным аспектом жизни молодых людей, так как большую часть времени они проводят в окружении общества. Именно поэтому большинство респондентов выбрали эти шкалы как приоритетные.
Таблица 1
Средние значения компонентов психологического благополучия у старших школьников (п=80)
Параметр Среднее значение Стандартное отклонение
Положительные отношения 5,575 2,395
Автономия 5,075 2,141
Управление средой 4,85 2,436
Личностный рост 6,175 2,148
Цель в жизни 5,25 2,339
Самопринятие 4,225 2,326
Общий балл психологического благополучия 5,175 2,194
Наименьшим значением среди компонентов психологического благополучия является параметр «Самопринятие», что также обусловлено спецификой возраста респондентов, так как важной особенностью старшеклассников являются изменения, происходящие в сфере самосознания и самоотношения, зависящие от внешних факторов. При этом, по мере взросления, в юности и далее, отношение к себе становится все более автономным.
Для того, чтобы составить представление о том, какие компоненты психологического благополучия в выборке старшеклассников находятся на более высоком уровне развития, а какие представлены в меньшей степени, приведем расчет процентного соотношения по изученным компонентам, выделяя группы старшеклассников с низким уровнем психологического благополучия.
Для 22,5 % характерно переживание чувства одиночества, замкнутость; в межличностных взаимодействиях, как правило, они не желают идти на компромиссы, не склонны к сотрудничеству с окружающими. 20 % озабочены ожиданиями и оценками других, ориентированы на мнение других людей при принятии важных решений и не способны противостоять социальному давлению. Тревогу вызывает тот факт, что 37,5 % старшеклассников испытывают трудности в управлении своей жизнью, им не хватает чувства контроля над внешним миром. В тоже время, 12,5 % опрашиваемых продемонстрировали низкие значения по параметру «личностный рост». Старшеклассники закрыты для нового опыта, осознают отсутствие собственного развития, не испытывают чувства улучшения или самореализации, испытывают скуку и не имеют интереса к жизни. 20 % старшеклассников лишены смысла в жизни; имеют мало целей или намерений; у них отсутствует чувство направленности. 42,5 % испытывают недовольство собой, разочарованы в собственном прошлом, обеспокоены не-
которыми чертами собственной личности, не принимают себя. Для них характерно желание быть другими, не такими, каковы они есть на самом деле.
50 старшеклассников (62,5 % выборки) продемонстрировали средний уровень общего психологического благополучия; 12 человек (15 % выборки) - высокий; 18 человек (22,5 % выборки) имеют низкий уровень общего психологического благополучия.
Говоря об общем уровне психологического благополучия, важно помнить, что в рамках методики К. Рифф мы говорим об актуальном уровне благополучия, а не о его потенциально возможном развитии.
Для исследования ценностных ориентаций старшеклассников был использован усеченный вариант методики «Ценностные ориентации» Р. Рокича (версия, предложенная А.А. Карелиным).
В выборке старших школьников в качестве приоритетных ценностных ориентаций были выявлены такие как: ценности свободы, материально обеспеченной жизни, уверенности в себе (таблица 2).
Очевидно, что, будучи готовыми к самостоятельной жизни, старшеклассники ждут от нее свободы, возможности поступать по собственному усмотрению, делать жизненные выборы. Стремление к уверенности к себе отражает развитую значимость личностного роста, характерного для старшеклассников. Высокая значимость материально обеспеченной жизни - дань сформировавшемуся обществу потребления, в котором живут старшеклассники.
Таблица 2
Средние значения выраженности ценностных ориентаций у старших школьников (n=80)
Параметр Среднее значение Стандартное отклонение
Активная деятельная жизнь 3,55 2,33
Интересная работа 3,475 2,908
Любовь 3,9 2,406
Материально обеспеченная жизнь 6,025 2,75
Наличие хороших и верных друзей 4,675 1,745
Свобода 6,925 2,03
Счастливая семейная жизнь 5,675 1,591
Уверенность в себе 5,95 2,916
Развлечения 4,825 1,972
В наименьшей степени для выборки старших школьников актуализированы такие ценностные ориентации как: «интересная работа», «активная деятельная жизнь», «любовь».
Анализ эмпирических данных по всей выборке старших школьников в рамках исследования показался нам недостаточно информативным, поэтому было принято решение разделить выборку на три группы, в зависимости от уровня развития компонентов психологического благополучия. При таком делении были сформированы три следующих группы:
- группа 1-12 человек - старшеклассники с высоким уровнем развития компонентов психологического благополучия;
- группа 2-50 человек - старшеклассники со средним уровнем развития компонентов психологического благополучия;
- группа 3-18 человек - старшеклассники с низким уровнем развития компонентов психо-
логического благополучия.
Рисунок 1. Средние значения выраженности ценностных ориентаций в зависимости от уровня психологического благополучия (п=12, п=50, п=18)
Средний балл выраженности ценностных ориентаций по группам старших школьников приведен наглядно на рисунке 1.
В группе старшеклассников с низким уровнем психологического благополучия личности в качестве ведущих были выявлены такие ценностные ориентации как материально обеспеченная жизнь и развлечения. Это свидетельствует о том, что несовершеннолетние не имеют финансовой автономии, а также не могут устоять перед минутными слабостями в угоду гедонизму. Менее актуализированными ценностями в данной группе являются ценности любви и счастливой жизни. Данные результаты связаны с тем, что в данный период времени у старших школьников в приоритете ценности, связанные с личными благами, не завязанными на долгосрочное время в будущем, а скорее на сиюминутное удовлетворение потребностей и быстрое достижение какой-либо выгоды и более актуальными ценностями являются те, которые связаны с их нынешней жизнедеятельностью.
В группе старшеклассников со средним уровнем психологического благополучия личности в качестве ведущих были выявлены такие ценностные ориентации как свобода и интересная работа. Это связано с тем, что эти подростки активно ждут выпуска из школы и блага ближайшего будущего от статуса «взрослого». Менее актуализированными ценностями в данной группе являются любовь, активная деятельная жизнь. Данные респонденты уже не так сконцентрированы на себе, как предыдущая группа, но всё еще не ставят ориентиры на социум.
В группе старшеклассников с высоким уровнем психологического благополучия личности в качестве ведущих были выявлены такие ценностные ориентации как любовь и наличие хороших и верных друзей. Это показывает, что в данной группе главенствуют общепринятые ценности, связанные с эмоционально-личностной сферой жизни, а именно с будущей автономной личной жизнью. Данные школьники замотивированы на построение серьезных отношений, формирование комфортного круга общения, создание семьи, так как ориентация
направлена на много лет вперед, планируя свою жизнь с точки зрения социального аспекта. Менее актуализированными ценностями в данной группе являются материально обеспеченная жизнь и развлечения.
Заключительной реализованной в рамках эмпирического исследования диагностической методикой стал Ценностный опросник Ш. Шварца.
В таблице 3 отражены полученные средние баллы, переведенные в стэны (от 1 до 10).
Таблица 3
Выраженность ценностей по Ш. Шварцу среди старшеклассников (п=40)
Параметр Среднее значение в стенах Стандартное отклонение
Конформизм 4,8 2,103
Традиции 4,5 1,359
Благожелательность 4,6 1,615
Универсализм 4,7 0,95
Само стоятельно сть 6,1 0,423
Стимуляция 5 0,395
Гедонизм 4,7 0,664
Достижения 7,7 1,003
Власть 4,3 0,594
Безопасность 4,92 1,618
У старшеклассников, принявших участие в исследовании, наиболее выраженными ценностями выступили стимуляция, самостоятельность и достижения. В связи с полученными результатами можно отметить, что испытуемые нуждаются в автономии и выражении своего творческого потенциала, стремятся к разнообразному времяпрепровождению, получению удовольствия, личному успеху и одобрению референтной группы, высокому социальному статусу. Описанные характеристики выступают естественными потребностями юношеского возраста, к которому и относятся испытуемые.
Все ценности по Ш. Шварцу можно распределить на четыре сектора. В таком случае мы получаем так называемый круг ценностей Ш. Шварца.
Сверхценность «Самоопределение» представляет собой сочетание ценностей универсализма и благожелательности. Сверхценность «Сохранение» представляет собой сочетание ценностей конформизма, традиций, безопасности. Сверхценность «Самоутверждение» представляет собой сочетание гедонизма, ценностей власти и достижения. Сверхценность «Открытость изменениям» представляет собой сочетание гедонизма, ценностей стимуляции и самостоятельности. Гедонизм может быть частью как сектора «Самоутверждения», так и сектора «Открытость изменениям».
Исходя из сказанного, получается, что в выборке старшеклассников в наибольшей степени находят свое выражение такие сверхценности как самоутверждение (14,35 баллов) и открытость изменениям (13,45 баллов). Учащиеся старших классов высоко ценят личный успех, статус, получение чувственного удовольствия, способны самостоятельно регулировать свои мысли и поступки, им важны новизна и жизненное разнообразие.
Такие ценности как гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм и благожелательность объединены Ш. Шварцем как более крупная ценность, а именно «Свобода от тревоги» (представляет собой суммарное значение 25,1) и конформизм, традиция, безопасность, власть и достижение как «Избегание тревоги» (в совокупности 26,2).
Рисунок 2. Выраженность ценностей по Ш. Шварцу среди старшеклассников в зависимости от уровня психологического благополучия (п=12, п=50, п=18)
К индивидуальной ориентации личности относятся сверхценности «Открытость к изменениям» и «Самоутверждения» (в суммарном значении 27,8), тогда как к социальной ориентации принадлежат сверхценности «Сохранения» и «Самоопределения» (в суммарном значении 18,87), что позволяет сказать, что большинство старших подростков ориентированы на ценности, связанные с индивидуальным фокусом, отчего, вероятно, и снижен уровень психологического благополучия у большинства респондентов.
Выраженность ценностей по Ш. Шварцу среди старшеклассников в зависимости от уровня психологического благополучия наглядно приведена на рисунке 2.
У группы с развитым уровнем общего психологического благополучия превалируют ценности, связанные с социальной ориентацией, а именно благожелательность, универсализм и конформизм, что входит в блок самоопределения. У группы со средним уровнем психологического благополучия преобладают такие ценности, как достижения, самостоятельность и стимуляция. У группы с низким уровнем психологического благополучия доминируют такие ценности, как гедонизм и власть, которые входят в блок самоутверждения, что подчеркивает их направленность вовнутрь, а не вовне и подтверждает гипотезу, что ценности блока самоопределения положительно связаны с уровнем психологического благополучия личности, а ценности блока самоутверждения имеют противоположный эффект. Таким образом, для респондентов с низким уровнем психологического благополучия характерен фокус на индивидуальные ценности, а у респондентов с высоким уровнем психологического благополучия - фокус на ценности, связанные с социумом.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные были подвергнуты корреляционному анализу.
Общий балл психологического благополучия имеет сильную прямую связь с благожелательностью (г=0,704, при р<0,01), наличием хороших и верных друзей (г=0,738, при р<0,01),
любовью (г=0,691, при р<0,01) и универсализмом (г=0,651, при р<0,01). Чем выше школьником ценятся моральные понятия добра, дружбы, любви и этического созидания мира, тем выше их уровень общего психологического благополучия. Сильная обратная связь установлена с материально обеспеченной жизнью (г=-0,842, при р<0,01) и гедонизмом (г=-0,728, при р<0,01). Иными словами, ориентирование на обогащение и праздное поведение негативно сказывается на общем психологическом благополучии школьников.
Подведем итоги. Структура ценностных ориентаций современных старшеклассников отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости заботы о благополучии других людей и общества. Для старших школьников более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и развитию: стремление к достижению личного успеха, независимость, благосостояние.
Для старшеклассников с низким уровнем психологического благополучия личности ведущими являются такие ценностные ориентации как «материально обеспеченная жизнь» и «развлечения», «гедонизм» и «власть». Ориентирование на обогащение и праздное поведение негативно сказывается на общем психологическом благополучии школьников. Старшеклассники с высоким психологическим благополучием демонстрируют склонность к универсализму и благожелательности, ориентированы на «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». Чем выше школьником ценятся моральные понятия добра, дружбы, любви и этического созидания мира, тем выше их уровень общего психологического благополучия. Одним из оснований высокого уровня благополучия можно считать необходимость быть включенным в систему социальных взаимодействий, получать возможность социального одобрения и признания, развивать и поддерживать эффективные межличностные отношения.
Возрастные особенности ценностной сферы в юношеском возрасте связаны с решением важнейшей задачи развития - преодолением зависимости и формированием автономии личности. Возрастание значимости ценности саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы в юношеском возрасте. Другая тенденция - усиление ценностных противоречий, при которых индивидуалистическая направленность на личные достижения вступает в противоречие с коллективистской заботой о социальном благополучии. Разрешение указанного противоречия связано с развитием форм кооперации и сотрудничества человека с другими людьми в значимых видах деятельности.
Из результатов проведенного исследования следует, что ценности выступают сильными предикторами различных характеристик психологического благополучия личности. Уровень психологического благополучия связан с субъективным ощущением возможности реализо-вывать значимые ценности. Чем выше уровень психологического благополучия, тем более доступными с точки зрения обладания ими или их реализации выглядят значимые ценности.
Отсутствие состояния благополучия способствует уязвимости личности, и путь к восстановлению заключается не только в облегчении негативных симптомов, но и в повышении психологического благополучия, которое повышает жизнестойкость личности и формирует буфер против жизненных стрессов.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2021.
2. Бучацкая М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2.
3. Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Петропавловск-Камчатский, 2012.
4. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013.
5. Карапетян Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40).
6. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2014.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М., 2014.
8. НаумоваН.Ф. Философия и социология личности. М., 2016.
9. Орлова Д.Г. Психологическое и субъектное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1.
10. Соломатина В.А. Структура психологического благополучия личности: обзор зарубежных подходов // Прикладная психология на службе развивающейся личности. Коломна, 2019.
11. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций, методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3.
12. Bokut E.L., Gubina E.V., Komarova O.N., Rasskazova A.L. Identity features of modern Russian students // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6.
О.Н. Комарова
кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры общей и практической психологии Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected]
А.Л. Рассказова
кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры общей и практической психологии Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected]