УДК 159.922.1
БОТ: 10.28995/2073-6398-2023-1-50-69
Особенности переживания психологического благополучия у женщин разного возраста
Оксана В. Гавриченко
Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, [email protected]
Дарья А. Семенова
Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты переживания психологического благополучия у женщин в период ранней и средней зрелости, а также личностные особенности женщин данных возрастных групп. В работе анализируются различия в переживании субъективного психологического благополучия, уровня самоотношения и ценностных ориентаций у представительниц обеих групп и рассматриваются особенности взаимосвязей психологического благополучия и вышеупомянутых личностных характеристик: самоотношения и ценностных ориентаций - в группах женщин ранней и средней зрелости. Результаты демонстрируют, что женщины ранней зрелости имеют значительно более высокий уровень субъективного психологического благополучия, в отличие от женщин старшего возраста. Женщины в возрасте средней зрелости оказались более закрытыми, также у них сильнее выражено стремление к сохранению своих качеств и видения себя в неизменном виде. При этом исследование показало, что в обеих группах «Закрытость» как элемент самоотношения является одним из факторов, обуславливающих переживание психологического благополучия. В ходе исследования было выявлено, что только в группе женщин средней зрелости обнаружены связи между психологическим благополучием и ценностными ориентациями, тогда как в группе женщин ранней зрелости таких связей не обнаружено.
Ключевые слова: психологическое благополучие, женщины, ранняя и поздняя зрелость, самоотношение, ценностные ориентации
Для цитирования: Гавриченко О.В., Семенова Д.А. Особенности переживания психологического благополучия у женщин разного возраста // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2023. № 1. С. 50-69. БОТ: 10.28995/2073-6398-2023-1-50-69
© Гавриченко О.В., Семенова Д.А., 2023
Features of experiencing psychological well-being by women of different ages
Oksana V. Gavrichenko
Russian State University for the Humanities Moscow, Russia, [email protected]
Daria A. Semenova
Russian State University for the Humanities
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers aspects of women's psychological well-being in the period of young and middle adulthood, as well as the personal characteristics of women of those age groups. The paper analyzes differences in the experience of subjective psychological well-being, level of self-attitude and the value orientations among the representatives of both groups and studies the correlations between psychological well-being and the above-mentioned personal characteristics: self-attitude and the value orientations - in groups of women of young and middle adulthood. The results demonstrate that women in the age of young adulthood have a significantly higher level of subjective psychological well-being, in contrast to older women. Women at the age of middle adulthood turned out to be more closed, they also have a stronger desire to preserve their qualities and see themselves unchanged. At the same time, the study showed that in both groups, closeness as an element of self-attitude is one of the factors that determine subjective psychological well-being. Moreover, in course of the study, it was revealed that the links between psychological well-being and value orientations are found only in the group of women of middle adulthood, while in the group of women in the age of early adulthood, no such links were found.
Keywords: psychological well-being, women, young and middle adulthood, self-attitude, value orientations
For citation: Gavrichenko, O.V. and Semenova, D.A. (2023), "Features of experiencing psychological well-being by women of different ages", RSUH/ RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 50-69, DOI: 10.28995/2073-6398-2023-1-50-69
Введение
Проблема транзитивности, нестабильность и изменчивость современного общества требуют от человека гибкости и способности к внутренним изменениям и адаптации. [Марцинковская 2021]. В условиях высокой неопределенности особенно остро встает вопрос о поддержании психологического благополучия у женщин разных возрастов и факторах, способствующих субъективному психологическому благополучию.
На сегодняшний день развитие гражданского общества и защита гендерного равенства неизбежно привели к модификации ролей мужчин и женщин, открывая для женщин все большие возможности и перспективы. Данные общественные трансформации неразрывно связаны с изменениями в самоотношении женщин, их ценностными ориентациями и появлением новых характеристик, обуславливающих их психологическое благополучие [Гусельцева 2017].
В целом XXI век ознаменовал изменение в общественном сознании роли женщины, принятие ее независимости, самостоятельности, амбиций и выбора: женщины сами планируют свою жизнь, обучаются в высших учебных заведениях, работают, выбирают партнера и принимают решения относительно материнства и своего жизненного пути. Современные женщины все больше самореализуются вне семейного очага, развивая свои способности и компетенции, получая образование, добиваясь высоких позиций в карьере и обретая все большую финансовую независимость [Гавриченко, Зотова 2020].
В современном мире роль психологического благополучия для оптимального функционирования личности, сохранения ею внутреннего равновесия становится особенно значимой. Рост интереса к изучению проблемы психологического благополучия, начавшийся во второй половине XX в., дал импульс для исследований и разработки критериев психологического здоровья, что привело к появлению ряда исследований, посвященных данной проблеме.
В конце 60-х годов прошлого века понятие «психологическое благополучие» ввел в науку Н. Бредберн, который рассматривал его как баланс между позитивным и негативным аффектами, что, по мысли автора, и является состоянием счастья [Брэд-берн 2005]. При этом психологическое благополучие понимается им как устойчивое психическое состояние человека со своими уникальными особенностями.
Разработке проблемы психологического благополучия личности посвящены работы таких зарубежных психологов, как К. Рифф, Э. Динера, Р. Райн, Э. Диси и др. В отечественной психологии разработкой данной научной проблемы занимались: Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, А.Е. Созонтова, П.П Фесенко и др. Психологическое благополучие также связывают с позитивным функционированием личности, о чем много писали А. Маслоу, К. Роджерс, однако эта проблема по-прежнему остается одной из мало разработанных как в зарубежной, так и в отечественной науке [Кучина 2022].
Категория «благополучия» в широком смысле - многофакторный конструкт, сложная система культурных, социальных, физических, психологических, духовных и экономических факторов, благодаря которым человек чувствует себя счастливым. Субъективное благополучие в свою очередь представляет собой восприятие человеком своего уровня благополучия, что включает субъективную оценку здоровья, своего эмоционального состояния и отношения к своей жизни во всех ее проявлениях [Карапетян 2014].
Несмотря на то что в современной психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению понятия «психологическое благополучие», у нас отсутствует общепринятое научное определение категории «психологическое благополучие личности». Это понятие часто отделяется от других близких по своему значению терминов, таких как: «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «внутренняя картина здоровья», «внутренняя картина болезни», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью», «качество жизни» [Ryff 1995].
В рамках существующих исследований, посвященных психологическому благополучию, можно выделить два основных подхода к пониманию данного понятия: гедонистический и эвдемонистический. К гедонистическому подходу можно отнести учения, в которых психологическое благополучие связано с наслаждением жизнью и рассматривается с точки зрения удовлетворенности ею. К данному подходу можно отнести концепции Э. Динера, Д. Кайнемена, Н. Брэдберна [Водяха 2012].
В нашем исследовании мы сосредоточились на эвдемонистическом понимании психологического благополучия, используя концепцию, предложенную Кэрол Рифф. Выделенные К. Рифф компоненты психологического благополучия согласуются с параметрами самоотношения и ценностями, которые могут выступать детерминантами психологического благополучия и отвечать за выбор стратегий переживания благополучия у женщин разного возраста [Свередюк 2014].
Исследование психологического благополучия женщин ранней и средней зрелости представляет особую значимую проблему, поскольку данный возрастной период является наиболее активным с точки зрения самореализации женщин в различных сферах жизни: семейной, профессиональной и личностной. И каждый из этих аспектов может оказывать влияние на психологическое благополучие современных женщин.
С другой стороны, при исследовании вопросов, связанных с психологическим благополучием женщин ранней и средней
зрелости, нельзя оставить без внимания и особенности их личностного развития, связанные с самоотошением и ценностными ориентациями. Отношение личности к себе является одним из базовых конструктов, который оказывает огромное влияние на поведение и установление межличностных отношений. По мнению А.П. Корнилова, позитивное самоотношение лежит в основе здорового самовосприятия личности, предусматривая веру человека в свои силы, самостоятельность, активность, а также общий оптимизм и позитивное отношение к своим действиям [Корнилов 1995].
Существующие данные указывают на то, что самоотношение женщин имеет определенную специфику и отличается от отношения к себе мужчин [Мамедова 2021]. У женщин отношение к себе несет другую эмоциональную окраску и отражает психологическое благополучие личности в целом. Для исследования самоотношения в нашей работе мы опирались на концепцию С.Р. Панти-леева, понимая под данным понятием эмоционально-оценочную подсистему самосознания личности [Пантилеев 1991].
Цель исследования
Проанализировать связь уровня психологического благополучия, самоотношения и ценностных ориентаций у женщин в период ранней и средней зрелости.
Общая гипотеза исследования
Существует определенная связь между уровнем субъективного психологического благополучия и уровнем самоотношения, а также с ценностными ориентациями у женщин в период ранней и средней зрелости.
Частные гипотезы:
- существуют различия по показателям субъективного психологического благополучия у женщин двух возрастных групп;
- существует связь между возрастными характеристиками и выраженностью определенных параметров самоотношения;
- существует связь между возрастом и выраженностью определенных ценностных ориентаций;
- существует связь между выраженностью черт самоотношения и показателями субъективного психологического благополучия;
- существует связь между ценностными ориентациями и показателями субъективного психологического благополучия.
Методики исследования
Индекс психологического благополучия. Методика представляет собой адаптированный на русском языке вариант англоязычной методики The scales of psychological well-being, разработанный К. Рифф.
Тест самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС). Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения.
Опросник ценностных ориентаций Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник фиксирует как нормативные идеалы и ценности, влияющие на становление личности, так и индивидуальные принципы и ценности, являющиеся частью профиля личности.
Выборка исследования
Выборка состоит из 76 женщин: 37 женщин в возрасте от 20 до 35 лет - группа женщин ранней зрелости, и 39 женщин в возрасте от 36 до 65 лет - группа женщин средней зрелости. Участницы исследования живут в Москве и Московской области. В группе респондентов ранней зрелости 75% - работающие женщины, 21% учится, 2% - в поисках работы, 2% - не работают. В группе респондентов средней зрелости 60% работают, 23% - не работают, 10% - учатся и 7% - в поисках работы.
Статистическая обработка результатов проходила в программе SPSS Statistics 26.0. Для выявления значимых различий между группами мы применили непараметрический критерий Манна-Уитни. Для выявления связи между показателями опро-
сников использовали коэффициент ранговой корреляции Спир-мена. Далее приведены результаты, которые были получены в ходе обработки данных.
Анализ результатов
Индекс психологического благополучия
В результате анализа различий возрастных групп было обнаружено, что достоверное различие между группами наблюдается по показателям «Личностного роста» (и = 1105,500, Ъ = 96,056, р = 0,000), «Целей в жизни» (И = 997,000, Ъ = 96,076, р = 0,004) и «Общего психологического благополучия» (И = 919,000, Ъ = 96,211, р = 0,040). Подробнее результаты представлены на рис. 1.
По результатам текущего опроса выявлено, что женщины от 20 до 35 лет более открыты новому опыту и значительно больше испытывают потребность в саморазвитии, реализации своего потенциала, чем представительницы старшей возрастной группы, они видят смысл в своем прошлом опыте и в настоящем, имеют чувство целенаправленности, перспектив.
В целом субъективная оценка психологического благополучия у представительниц группы ранней зрелости на порядок выше, чем у представительниц группы женщин от 36 до 65 лет.
■ Женщины ранн. зрел. ■ Женщины сред. зрел.
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
Рис. 1. Сравнение показателей выборок по уровню психологического благополучия
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева
В результате анализа различий возрастных групп было обнаружено, что достоверное различие между группами наблюдается по показателям Замкнутость (и = 434,000, Ъ = 95,452, р = 0,003) и Самопривязанность (и = 495,000, Ъ = 95,418, р = 0,018).
Как видно из результатов исследования, в группе представительниц средней зрелости значительно выше показатели по шкале «Закрытость», что свидетельствует о наличии таких тенденций, как: склонность к конформности, желанию одобрения со стороны других или же о более высокой критичности и осознании себя. Также более высокие показатели закрытости указывают на склонность к защитному поведению личности.
Результаты анализа различий самоотношения у женщин разных возрастных групп также выявили различия по шкале «Самопривязанность», которая выявляет степень желания изменяться. У женщин возраста средней зрелости показатели самопривязанности значительно выше, чем у группы женщин от 20 до 35 лет. Результаты сравнительного анализа приведены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ показателей по параметрам самоотношения
Ценностный опросник Шварца
В результате анализа различий возрастных групп было обнаружено, что достоверное различие между группами в области нормативных идеалов выявлено по показателям «Традиции» ^ = 514,000, Z = 96,094, p = 0,031), «Гедонизм» ^ = 911,000, Z = 95,732, p = 0,048). Результаты сравнительного анализа представлены на рис. 3.
При исследовании индивидуальных приоритетов были выявлены достоверные различия между двумя возрастными группами по следующим показателям: «Традиции» ^ = 472,500, Z = 95,895, p = 0,009), «Стимуляция» ^ = 924,500, Z = 95,702, p = 0,034), «Гедонизм» ^ = 986,000, Z = 95,785, p = 0,006), «Достижения» ^ = 1052,000, Z = 95,700, p = 0,001) и «Власть» ^ = 970,500, Z = 95,270, p = 0,009). Результаты представлены наглядно на рис. 3.
По результатам проведенного анализа мы можем наблюдать существенное различие между группами по показателям «Традиции» и «Гедонизм» как с точки зрения нормативных убеждений и идеалов, так и с точки зрения индивидуальных приоритетов. Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, существует ли связь между возрастом и выраженностью определенных ценностных ориента-ций. Так, женщины возраста средней зрелости больше опира-
Рис. 3. Сравнительный анализ индивидуальных приоритетов
ются на опыт группы и закрепленные обычаи и традиции, а также с большей вероятностью выбирают традиционный способ поведения и жизни, уважая сложившиеся в культуре традиции и ценности. В связи с этим у представительниц группы средней зрелости закономерно ниже показатели по критерию «Гедонизм», подразумевая, что для данной группы сохранение традиций и следование общественным нормам и правилам более приоритетно, чем получение удовольствия и наслаждение жизнью. В группе женщин от 20 до 35 лет данные показатели обратно пропорциональны результатам представительниц старшей возрастной группы: как на уровне индивидуальных приоритетов, так и на уровне нормативных идеалов молодые женщины намного больше ценят получение удовольствия от жизни, чем ограничение поведения традиционными нормами и принятыми правилами.
Как видно по результатам исследования, молодые женщины больше открыты новому опыту, нуждаются в разнообразии, новизне и переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Активная жизненная позиция закономерно перекликается с ориентацией молодых женщин на достижения и личный успех. Как следствие, мы наблюдаем, что представительницы возрастной группы от 20 до 35 лет более амбициозны, у них более выражено стремление к достижению социального статуса, престижа, власти, потребность активно проявлять свою компетентность как в социальной, так и в профессиональной сфере.
Результаты корреляционного анализа выявили следующие взаимосвязи между показателями самоотношения и субъективным ощущением благополучия.
В группе женщин средней зрелости:
- положительная корреляция между Психологическим Благополучием и Замкнутостью (0,356), Самоуверенностью (0,584), Отраженным самоотношением (0,433), Самоценностью (0,361), Самопринятием (0,389);
- отрицательные корреляции Психологическое благополучие и Внутренняя конфликтность (-0,639), Самообвинение (-0,482).
Корреляционные связи представлены в табл. 1 и на рис. 4.
Таблица 1
Показатели психологического благополучия и самоотношения в группе женщин средней зрелости
Название шкал тестовых методик Бреатшап Я р-уа1ие
Психологическое благополучие / Замкнутость 0,356* 0,026
Психологическое благополучие / Самоуверенность 0,584** 0,000
Психологическое благополучие / Отраженное самоотношение 0,433** 0,006
Психологическое благополучие / Самоценность 0,361* 0,024
Психологическое благополучие / Самопринятие 0,389* 0,014
Психологическое благополучие / Внутренняя конфликтность -0,517** 0,001
Психологическое благополучие / Самообвинение -0,488** 0,002
Примечание: * - значимая корреляция на уровне 0,05; ** - значимая корреляция на уровне 0,01.
Психологическое благополучие
Рис. 4. Корреляционный анализ показателей психологического благополучия и показателей самоотношения в группе женщин средней зрелости
В группе женщин ранней зрелости:
- положительная корреляция между Психологическим Благополучием и Замкнутостью (0,536), Самоуверенностью (0,474), Саморуководством (0,728), Отраженным самоотношением (0,439), Самоценностью (0,450);
- отрицательные корреляции Психологическое благополучие и Внутренняя конфликтность (-0,639), Самообвинение (-0,482).
Корреляционные связи представлены в табл. 2 и на рис. 5.
Таблица 2
Корреляционный анализ показателей психологического благополучия и показателей самоотношения в группе женщин ранней зрелости
Название шкал тестовых методик Бреагшап Я р-уа1ие
Психологическое благополучие / Замкнутость 0,536** 0,001
Психологическое благополучие / Самоуверенность 0,474** 0,003
Психологическое благополучие / Саморуководство 0,728** 0,000
Психологическое благополучие / Отраженное самоотношение 0,439** 0,007
Психологическое благополучие / Самоценность 0,450** 0,005
Психологическое благополучие / Внутренняя конфликтность -0,639** 0,000
Психологическое благополучие / Самообвинение -0,482** 0,003
Примечание: ** - значимая корреляция на уровне 0,01.
Согласно полученным данным, выявляется взаимосвязь между психологическим благополучием, замкнутостью, самоуверенностью и самоценностью и отраженным самоотношением.
Отрицательные корреляции между психологическим благополучием и внутренней конфликтностью и самообвинением логично указывают на то, что позитивный фон отношения к себе и отсутствие отрицательных эмоций в адрес собственного «Я» являются крайне важными для субъективного ощущения благополучия и гармонии с собой.
Интересным результатом исследования является положительная взаимосвязь замкнутости и психологического благопо-
Психологическое благополучие
Рис. 5. Корреляционный анализ показателей психологического благополучия и показателей самоотношения в группе женщин ранней зрелости
лучия. Очевидно, что социальное одобрение и стремление следовать социально принятым нормам и правилам и, возможно, недостаточность навыков саморефлексии и неосознанное нежелание раскрытия себя и личных проблем являются одним из условий позитивного отношения к себе и психологического благополучия.
Также стоит отметить различия во взаимосвязях у двух групп респондентов. Во-первых, все корреляции в группе молодых женщин более значимые, чем в группе женщин старшего возраста. Во-вторых, мы видим, что в группе женщин в возрасте средней зрелости значимым показателем психологического благополучия является показатель самопринятия, т. е. для женщин важно воспринимать себя во всей полноте своих проявлений, проявлять аутосимпатию и принятие всех качеств личности.
Для представительниц группы ранней зрелости значимым показателем является саморуководство, т. е. представление о себе как об основном источнике достижений, собственного развития. Молодым женщинам важно чувство внутреннего стержня - сил, чтобы координировать свою активность, достигать поставленных целей и оказывать сопротивление внешнему воздействию.
Исследование корреляционных связей между психологическим благополучием и ценностными ориентациями в двух груп-
пах показало следующие результаты. В группе женщин средней зрелости обнаружены положительные корреляции между Психологическим Благополучием и нормативными установками по показателям Универсализм (0,317), Самостоятельность (0,530), Достижения (0,489), Власть (0,340). В части индивидуальных приоритетов выявлены корреляции по показателям Самостоятельность (0,319) и Власть (0,393) (подробнее см. табл. 3 и рис. 6).
Таблица 3
Корреляционный анализ связей Психологического благополучия и нормативных идеалов у женщин средней зрелости
Название шкал тестовых методик Spearman R p-value
Психологическое благополучие / Н.И. Универсализм 0,317* 0,049
Психологическое благополучие / Н.И. Самостоятельность 0,530** 0,001
Психологическое благополучие / Н.И. Достижения 0,489** 0,002
Психологическое благополучие / Н.И. Власть 0,340* 0,034
Психологическое благополучие / И.П. Самостоятельность 0,319* 0,048
Психологическое благополучие / И.П. Власть 0,393* 0,013
Примечание: * - значимая корреляция на уровне 0,05; ** - значимая корреляция на уровне 0,01.
Согласно полученным данным, мы видим, что для психологического благополучия женщин данной возрастной группы важным идеалом является понимание, терпимость и чувство защищенности и солидарности в группе. Однако, помимо ценности быть причастной и принятой группой, женщины в возрасте средней зрелости также высоко ценят самостоятельность, свободу выбора, самоуправление, а также возможность достижения социального статуса, престижа, проявления собственной компетентности и власти - не только на уровне социальных идеалов, но и в области личных приоритетов.
В ходе исследования был выявлен интересный факт, что в группе молодых женщин нет корреляций между показателями психологического благополучия и ценностями, хотя в целом
Рис. 6. Корреляционный анализ связей психологического благополучия и ценностных ориентаций у респондентов группы средней зрелости
уровень психологического благополучия в данной группе значительно выше, чем во взрослой.
Отсутствие связей между субъективным переживанием психологического благополучия и ценностных ориентиров у молодых женщин может быть связано с трансформациями в обществе. С одной стороны, быстрое изменение социокультурной реальности и эклектичность современной жизни размывают традиционные ценности, религиозность и нормативные идеалы внутри общества. Современная женщина находится под влиянием различных культурных стимулов, которые представители старшего поколения вряд ли могли себе вообразить.
Другим немаловажным фактором является непрочность современной семьи и ослабевание института семьи и брака. В настоящее время концепция семьи сильно изменилась: сейчас большая редкость - встретить расширенную семью патриархального типа,
где семья живет вместе со старшим поколением и родственниками. В основном современные девушки вырастают в нуклеар-ных семьях, помимо этого, в последние годы развод стал обычным явлением и традиционные ценности брака уходят на второй план.
При отступлении от традиционных ценностей и все большей эмансипации женщин, а также в условиях набирающего силы движения по расширению прав и возможностей женщин удивительным является тот факт, что самостоятельность, власть, достижения, стимуляция не являются ценностями, влияющими на ощущение субъективного психологического благополучия.
Выводы
Существуют значимые различия между двумя возрастными группами в переживании субъективного психологического благополучия: у женщин в более молодом возрасте показатели психологического благополучия оказались значительно выше, чем у женщин от 36 до 65 лет, что подтверждает общую гипотезу нашего исследования. Мы предполагаем, что данное различие в переживании субъективного психологического благополучия у представительниц разных возрастных групп может быть связано с возрастными особенностями. Так, молодые женщины более открыты миру, ощущают широту своих возможностей и путей для самореализации, нацелены на установление новых доверительных связей с окружением. Более низкий уровень субъективного психологического благополучия у женщин старшего возраста может быть связан с некоторыми разочарованиями в жизни, ощущением, что некоторые идеи и мечты молодости не были осуществлены. Возможно, женщины переживают кризис среднего возраста или кризис материнства, когда дети сепарируются от родителей и женщинам нужно искать для себя новые смыслы.
Выявлены различия между группами женщин по показателям самоотношения. Женщины в возрасте средней зрелости оказались более закрытыми, и у них преобладает стремление к защитному поведению личности, а также у них чаще отмечается ригидность «Я»-концепции, нежелание изменять видение о себе, что может приводить к тревожности и препятствовать личностному росту. Возможно, это свидетельствует о том, что для женщин в период средней зрелости важно сохранять верность себе, принимать все свои качества, однако отсутствие гибкости и
тенденция к закрытости усложняют установление новых связей с людьми. Ввиду данных характеристик взрослые женщины более ригидны в социальном плане: им сложнее дается смена работы и установление новых близких связей и знакомств, в связи с чем они стараются придерживаться существующего окружения и редко пытаются найти новые способы самореализации.
Данные нашего исследования фиксируют значимые различия в ценностных ориентациях у женщин двух возрастных групп. Как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов мы видим, что женщины ранней зрелости больше ценят получение удовольствия от жизни и меньше руководствуются традиционными нормами поведения, что обратно пропорционально результатам в группе женщин средней зрелости. Данные показатели также подтверждают полученные ранее результаты о том, что молодым женщинам важно находить новые пути самореализации, стремиться к достижениям и открывать новые цели и перспективы для своего личностного и профессионального роста, что приводит к более высокому уровню переживания субъективного психологического благополучия.
Полученные результаты исследования в обеих группах фиксируют стабильные связи психологического благополучия с такими показателями самоотношения, как замкнутость, самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, и обратные связи с самообвинением и внутренней конфликтностью. В ходе проведения исследования выяснилось, что у обеих групп женщин существует связь между показателями субъективного психологического благополучия и замкнутостью. На наш взгляд, данный вопрос интересен для более глубокого изучения и требует дополнительных исследований. Возможно, данная связь обусловлена тем, что недостаточность навыков саморефлексии и неосознанное нежелание раскрытия себя и личных проблем являются одним из условий позитивного отношения к себе.
Предполагая в начале исследования, что в обеих группах будут выявлены взаимосвязи между переживанием субъективного психологического благополучия и ценностными ориентациями, оказалось, что данная гипотеза подтверждается только в отношении женщин возраста средней зрелости. В группе женщин ранней зрелости не выявлено связей между психологическим благополучием и ценностями, хотя в целом уровень субъективного психологического благополучия у респондентов данной группы значительно выше. Отсутствие ценностных ориентиров
у молодых женщин может быть связано с трансформациями в обществе: традиционные ценности все меньше обуславливают жизнь современных женщин, а обилие культурных стимулов и разнообразие взглядов, по-видимому, приводят к переоценке ценностей и пересмотру идеалов.
Литература
Брэдберн 2005 - Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. Ярославль: Инфра, 2005. 130 с.
Водяха 2012 - Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. № 2. С. 132-138.
Гавриченко и др. 2020 - Гавриченко О.В., Зотова И.Г., Шабельников В.Р. Отношение к браку у замужних и разведенных женщин // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 4. С. 53-69.
Гусельцева 2017 - Гусельцева М. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. № 10 (54). С. 5. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/ 2017v10n54/1452-guseltseva54 (дата обращения 12 декабря 2022).
Карапетян 2014 - Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1 (123). С. 171-182.
Корнилов 1995 - Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 107-114.
Кучина 2022 - Кучина Т.И. Психологическое благополучие молодых людей в изменяющемся мире // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 72-80.
Мамедова 2021 - Мамедова В.Ф. Особенности самоотношения и копинг-стра-тегий у юношей и девушек // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы VI Междунар. научно-практич. конф. Брянск: Брянский гос. ун-т имени академика И.Г. Петровского, 2021. С. 62-65.
Марцинковская 2021 - Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 31-45.
Пантилеев 1991 - Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 9.
Свередюк 2014 - Свередюк Е.В. Методологические и теоретические подходы к изучению жизненного благополучия // Психология XXI века: пути интеграции в международное научное и образовательное пространство: XVII Международная научно-практическая конференция молодых ученых. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 28-30.
Ryff 1995 - Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. P. 99-104.
References
Bradburn, N. (2005), Struktura psikhologicheskogo blagopoluchiya [The structure of psychological well-being], Infra, Yaroslavl, Russia.
Gavrichenko, O.V., Zotova, I.G. and Shabelnikov, V.R. (2020), "Attitudes towards marriage in married and divorced women", RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series, no. 4, pp. 53-69.
Guseltseva, M. (2017), "Identity in a transitive society. The transformation of values", Psychological Studies [Electronic], no. 10 (54), p. 5, available at: https://psystudy. ru/index.php/num/2017v10n54/1452-guseltseva54 (Accessed 12 Dec. 2022).
Karapetyan, L.V. (2014), "Theoretical approaches to understanding of subjective well-being", Izvestia, Ural federal university journal. Series 1, Issues in education, science and culture, no. 1 (123), pp. 171-182.
Kornilov, A.P. (1995), "Diagnostics of the regulative function of self-consciousness", Psychological journal, vol. 16, no. 1, pp. 107-114.
Kuchina, T.I. (2022), "Psychological well-being of young people in a changing world", Society: sociology, psychology, pedagogics, no. 3 (95), pp. 72-80.
Mamedova, V.F. (2021), "Specifics in self-relationship and coping strategies among boys and girls", Sotsial'no-psikhologicheskie vyzovy sovremennogo obshchest-va. Problemy. Perspektivy. Puti razvitiya. Materialy VI mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Socio-psychological challenges of modern society. Issues. Perspectives. Ways of development. Proceedings of the VI Intern. scientific and practical. conf.], Bryansk, Russia, 22 apr. 2021, pp. 62-65.
Martsinkovskaya, T.D. (2021), "New methodology for the investigation transitive space of changing personality", New psychological research, no. 2, pp. 31-45.
Pantileev, S.R. (1991), Samootnosheniye kak emotsionalno-otsenochnaya sistema [Self-attitude as an emotional-evaluative system], isd-vo MGU, Moscow, Russia.
Ryff, C.D. (1995), "Psychological well-being in adult life", Current Directions in Psychological Science, no. 4, pp. 99-104.
Sveredyuk, E.V. (2014), "Methodological and theoretical approaches to the study of well-being in life", Psikhologiya XXI veka: puti integratsii v mezhdunarodnoye nauchnoye y obrazovatelnoye prostranstvo, XVII Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferentsiya molodykh uchenykh [XVII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists "Psychology of the 21st century. Ways of integration into the international scientific and educational space], 2-4 Sept. 2020, Skifiya-print, Saint Petersburg, Russia, pp. 28-30.
Vodyakha, S.A. (2012), "Modern conceptions of the individual psychological prosperity", Discussion, no. 2, pp. 132-138.
Информация об авторах
Оксана В. Гавриченко, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Дарья А. Семенова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the authors
Oksana V. Gavrichenko, Cand. of Sci. (Psychology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]
Daria A. Semenova, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]