Научная статья на тему 'Ценности семейских Забайкальского края в современности'

Ценности семейских Забайкальского края в современности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЕЙСКИЕ / ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / VALUE / OLD BELIEVERS / ETHNOSOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Елена Александровна

Статья основывается на данных, полученных в ходе этносоциологического исследования, и посвящена выявлению и анализу ценностей семейских Забайкальского края. Автор ставит задачу отследить процесс трансформации ценностных изменений в мировоззрении семейских Забайкалья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-day Values of Trans-Baikal Territory Old Believers

The article is based on the data received from ethnosociological research and concerns determination and analysis of Trans-baikal Old Believers values. The author sets the problem of value changes transformation in Trans-baikal Old Believers world view

Текст научной работы на тему «Ценности семейских Забайкальского края в современности»

УДК 397 (571.55)

Гаврилова Елена Александровна

Gavrilova Elena

ЦЕННОСТИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННОСТИ

PRESENT-DAY VALUES OF TRANS-BAIKAL TERRITORY OLD BELIEVERS

Статья основывается на данных, полученных The article is based on the data received from eth-в ходе этносоциологического исследования, и по- nosociological research and concerns determination

священа выявлению и анализу ценностей семей- and analysis of Trans-baikal Old Believers values. The

ских Забайкальского края. Автор ставит задачу author sets the problem of value changes transforma-

отследить процесс трансформации ценностных tion in Trans-baikal Old Believers world view

изменений в мировоззрении семейских Забайкалья

Ключевые слова: ценность, семейские, этносоциоло- Key words: value, Old Believers, ethnosociological research гические исследования

Статья основана на данных, полученных в ходе этносоциологического исследования, проведенного в 2006-2008 гг. в Красночикойском районе Забайкальского края. Для проведения исследования мы выбрали именно этот район, т.к. с середины XVIII в. он является компактным местом проживания се-мейских-старообрядцев [2], где сосредоточена большая часть населения этой группы, и является главным местом сосредоточения культуры семейских в Забайкальском крае. Выборка по данному району составила 1000 респондентов, вероятная ошибка выборки «+», «-» 2,5 %. Выборка двухступенчатая, репрезентативно представленная к совокупности населения района, контрольные признаки: место проживания, возраст, пол,род занятий.

Контрольные признаки распределились следующим образом: по месту проживания: с. Архангельское - 26,5 %, с. Альбитуй - 16,8 %, с. Нижний Нарым - 9,7 %, с. Гутай - 6 %, с. Урлук - 24,8 %, с. Малоархангельск - 16,1 %;

по возрасту: 18...25 лет - 28 %, 26...39 лет -15,9 %, от 40.55 лет - 26,7 %, 56 лет и старше - 29,4 %; по полу: мужской - 46,4 %, женский - 53,6 %; по роду занятий: служащие - 9,9 %, рабочие, крестьяне - 15,1 %, предприниматели - 0,8 %, безработные - 13,5 %, домохозяйки -5,6 %, пенсионеры - 27,3 %, студенты - 12,2 %. Исследование проводилось методом анкетирования, опроса среди лиц русской национальности.

Вначале проведем параметрический анализ полученных данных. Полученные данные свидетельствуют, что лидирующими ценностями семейских Забайкальского края являются (в баллах от 1 минимальная оценка до 5 максимальная): 1 - почитать родителей и старших - 4,1; 2 - иметь домашний уют - 4; 3 -быть физически здоровым - 3,9; 4 - иметь верных друзей - 3,9; 5 - найти любимого человека - 3,9.

Ценностные суждения, набравшие наименьшее значение: 1 - устроиться жить в го-

роде - 1,7; 2 - быть скрытным - 1,9; 3 - иметь развлекаться - 2,5.

свой бизнес - 2,1; 4 - занимать высокое поло- Распределение лидирующих ценностей

жение в обществе - 2,1; 5 - посещать церковь, в определенной мере соответствует общерос-

дацан, мечеть - 2,5; 6 - иметь возможность сийским показателям (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнение лидирующих ценностей по выборке среди семейских Забайкальского края

и общероссийской выборке

Ранг Семейские Забайкальского края Ранг Россия

1 Почитать родителей и старших 1 Безопасность семьи

2 Иметь домашний уют 2 Здоровье и бодрость

3 Быть физически здоровым 3 Почитание родителей и старших

4 Иметь верных друзей 4 Верная дружба

5 Найти любимого человека 5 Обеспеченность

Мы видим, что три ценности из пяти совпадают - это ценность здоровья, почитание родителей и старших и верная дружба. Единственно, на первом месте у семейских Забайкальского края - почитание родителей и старших, а по общероссийской выборке - безопасность семьи. Другими словами, традиционная составляющая в сознании семейских представлена больше. Обращает на себя внимание, что в пятерку лидирующих ценностей у семейских вошли ценности - иметь домашний уют и найти любимого человека. Это подтверждает высокую ценность среди данного этноса семьи и семейных отношений.

Ценностные суждения, которые заняли последние ранги у семейских Забайкальского края - устроиться жить в городе, иметь свой бизнес, занимать высокое положение в обществе, иметь возможность развлекаться - относятся к ценностям материального и социального благополучия, что свидетельствует об относительной неважности данных ценностей в этническом сознании семейских.

Также одной из незначительных ценностей в мировоззрении семейских стоит ценность о посещении храмовой организации (причем ценностное суждение - верить в Бога также набрала небольшой балл - 2,6), что служит подтверждением вывода о малой роли религиозных ценностей для современных се-

мейских Забайкальского края и об отсутствии церковной организации на территории Красно-чикойского района.

Проведем факторный анализ полученных данных. Мы уменьшим данные (ценностные суждения) и выйдем на факторы, которые помогут выяснить структуру ценностей семей-ских.

Для факторного анализа нами были использованы: метод отбора - анализ главных компонент; метод вращения - варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение получено за 22 итераций. Мы запретили ввод малых факторных нагрузок, для этого установили граничное значение выводимых нагрузок равным 0,45.

В результате анализа было выделено 8 факторов, объясняющих 58,418 % суммарной дисперсии.

В первый фактор, объясняющий 19 % суммарной дисперсии, вошли 11 переменных: быть индивидуальностью с факторной нагрузкой 0,75, иметь престижную профессию с факторной нагрузкой 0,73, быть профессионалом в работе 0,66, иметь творческую работу 0,63, быть целеустремленным 0,629, занимать высокое положение в обществе 0,62, иметь хорошее образование 0,61, иметь свой бизнес 0,58, быть любознательным 0,49, получать много денег 0,46, быть матери-

ально обеспеченным 0,48. Первый фактор ориентирован на стремление к социальному успеху и сопутствующие ему - индивидуализм и материальное обеспечение.

Во второй фактор вошли следующие пять переменных: быть сдержанным с факторной нагрузкой 0,76; быть терпимым к окружающим 0,69; быть спокойным 0,6; быть честным 0,56; оказывать помощь ближнему 0,53. Второй фактор ориентирован на отношение с обществом, на личные качества, необходимые для жизни в социуме. Поэтому его можно обозначить как фактор социальноличностных характеристик, где присутствуют свойства человека, которые обеспечивают гармоничное существование в обществе.

В третий фактор вошли пять переменных: быть волевым с факторной нагрузкой 0,64; быть уверенным в себе 0,63; быть рассудительным 0,61; быть любознательным 0,47; быть упорным 0,46. Данный фактор объединяет личностно-индивидуальные характеристики, ценные для этнофора.

В четвертый фактор вошли четыре переменных: верить в Бога 0,69; посещать церковь 0,68; быть скрытным 0,64; иметь свое хозяйство 0,49. Данный фактор говорит сам за себя - это традиционно-мировоззренческий фактор. Здесь прослеживается естественное сочетание для старообрядцев таких переменных, как вера в Бога и скрытность, потому что, как известно, вся история старообрядчества пропитана гонениями, где скрытность была естественным состоянием человека в данном религиозном сообществе. Обращает на себя внимание, что верить в Бога и иметь свое хозяйство соединены в одном факторе. Это объясняется тем, что, во-первых, в новых тяжелых природных условиях можно было адаптироваться старообрядцам в Забайкалье только благодаря упорному физическому труду, поэтому такие ценности, как религия и хозяйственность стали на один уровень в мировоззрении семейских Забайкалья; во-вторых, необходимость трудиться обосновывалась ссылками на христианское учение, согласно которому

труд есть божественное установление. Поэтому сейчас на современном этапе такие ценностные установки как вера в Бога, скрытность и хозяйственность интерпретируются в сознании жителей Красночикойского района как единое целое, скрепленное общей традицией.

В пятый фактор вошли четыре переменных: иметь домашний уют 0,73; быть материально обеспеченным 0,64; быть упорным 0,56; получать много денег 0,45. Пятый фактор с полным основанием можно назвать материальным, но его отличие состоит в том, что материальное благополучие предполагает наличие материального хозяйства.

В шестой фактор вошли три переменных: быть открытым 0,69; соблюдать традиции своего народа 0,5; найти любимого человека 0,48. По нашему мнению, данный фактор является фактором внутрисемейных ценностей: во-первых, семья должна быть открытой, чтобы гармонично существовать в сообществе, во-вторых, в семье важно соблюдать традиции своего народа, в-третьих, чтобы семья была крепкой, нужно жить в ней по любви, т.е. найти себе любимого человека.

В седьмой фактор вошли три переменных: иметь поддержку родственников с факторной нагрузкой 0,69; ощущать уважение и поддержку окружающих 0,65; иметь верных друзей 0,47. Данный фактор - фактор, объясняющий безопасность человека, что можно добиться с помощью крепких связей с семьей и обществом, а также социальным уважением.

В восьмой фактор вошли три переменных: наслаждаться жизнью 0,73; быть свободным 0,52; иметь возможность развлекаться 0,46. Думается данный фактор можно объяснить как фактор стремления к гедонизму, к значимым экзистенциональным целям.

Таким образом, обобщив массив ценностных суждений семейских Забайкальского края, мы выявили значимые ценности с позиции их убывания: это стремление к личному социальному успеху, социально-личностные ценности (сдержанность, терпимость, спокойствие, честность, помощь ближнему), ценности

индивидуальные (уверенность, рассудительность, любознательность, целеустремленность), традиционно-мировоззренческий фактор (вера в Бога, посещение церкви, хозяйственность), материальные ценности, внутрисемейные ценности, ценности безопасности человека, стремление к гедонизму.

Важно не только выяснение ценностного содержания этнического сознания, но также необходимо, по нашему мнению, определить насколько те или иные ценности распространены в поколенческом срезе. Это позволит посмотреть в будущее ценностей семейских Забайкалья. Для нас главное сравнить два поколения, молодое и пожилое, в результате мы выявим тенденции изменения этнического сознания семейских Забайкальского края.

Молодое поколение 18.25 лет.

1 фактор включает 9 переменных: быть свободным 0,72; быть целеустремленным 0,7; иметь хорошее образование 0,65; быть уверенным в себе 0,61; иметь хорошую репутацию 0,61; наслаждаться жизнью 0,6; быть индивидуальностью 0,55; быть профессионалом в работе 0,54; оказывать помощь ближнему 0,47. Первый фактор объединяет значимые экзистенциональные ценности-цели.

2 фактор: иметь свой бизнес 0,82; получать много денег 0,81; иметь престижную профессию 0,77; быть материально обеспеченным 0,68; занимать высокое положение в обществе 0,63; устроиться жить в городе 0,52. Очевидно, что второй фактор молодежи -материальный.

3 фактор: сделать что-то важное для общества 0,79; быть терпимым к окружающим 0,69; быть сдержанным 0,66; быть честным 0,65; быть физически здоровым 0,45. Данный фактор - фактор социально-личных характеристик, ориентирован на отношение с обществом.

4 фактор: иметь поддержку родственников 0,79; иметь возможность развлекаться 0,78; ощущать уважение и поддержку окружающих 0,68; иметь творческую (увлекательную) работу 0,53; иметь верных друзей

0,5; посещать церковь 0,45. Четвертый фактор направлен на безопасность человека, на его комфортное существование.

5 фактор: быть любознательным 0,68; быть открытым 0,67; быть рассудительным 0,64; быть волевым 0,63; занимать высокое положение в обществе 0,49; быть индивидуальностью 0,45.

6 фактор: быть упорным 0,67; ощущать самоуважение 0,61; быть скрытным 0,5; быть любознательным 0,46.

Пятый и шестой факторы объединяют личностные характеристики, ценные для эт-нофора.

7 фактор: верить в Бога 0,78; быть спокойным 0,53; соблюдать традиции своего народа 0,45; посещать церковь 0,48. Седьмой фактор - традиционно-мировоззренческий.

8 фактор: почитать родителей и старших 0,63; найти любимого человека 0,62. Данный фактор - фактор семейных ценностей.

Поколение от 56 лет и старше.

1 фактор: быть сдержанным 0,95; быть честным 0,86; быть рассудительным 0,81; быть волевым 0,78; быть терпимым к окружающим 0,77; быть физически здоровым 0,71; ощущать самоуважение 0,64; быть любознательным 0,61. Первый фактор включает в себя ценностные суждения социальной направленности или качества, которые необходимы для жизни в обществе.

2 фактор: иметь свое хозяйство 0,93; соблюдать традиции своего народа 0,75; верить в Бога 0,68; быть спокойным 0,66; посещать церковь 0,65; быть скрытным 0,6; оказывать помощь ближнему 0,54. Второй фактор - традиционно-мировоззренческий.

3 фактор: быть профессионалом в работе 0,81; иметь хорошую репутацию 0,8; быть целеустремленным 0,78; быть упорным 0,7; ощущать самоуважение 0,54. Третий фактор объединяет личностные качества.

4 фактор: занимать высокое положение в обществе 0,82; иметь возможность развлекаться 0,79; быть свободным 0,79; посещать церковь 0,56; верить в Бога 0,54; быть

открытым 0,49. Данный фактор объединяет в себе экзистенциональные ценности-цели и религиозные ценности, что говорит о нерас-члененной целостности человеческого существования этнофора.

5 фактор: иметь престижную профессию 0,83; получать много денег 0,75; иметь хорошее образование 0,55; иметь свой бизнес 0,51. Пятый фактор - материальный.

6 фактор: иметь верных друзей 0,76; сделать что-то важное для общества 0,67; ощущать уважение и поддержку окружающих 0,63; наслаждаться жизнью 0,62; быть открытым 0,55; соблюдать традиции своего народа 0,51; оказывать помощь ближнему

Итак, мы видим, что ценности молодого поколения материальны, ценности старшего поколения традиционны и социальны. Кроме того, с каждым новым поколением материальные ценности становятся лидирующими в структуре ценностей семейских Забайкалья, а традиционные уходят на последние позиции.

Резюмируя сказанное, сделаем следующие выводы. Этническое сознание семейских Забайкалья дрейфует в сторону господства материальных ценностей. При этом в этническом сознании сохраняются традиционные ценности - уважение к старшему поколению, ценность веры, семейных отношений, общин-ности, но в меньшей структурированности и значимости, чем раньше. Главное смыслообразующее звено, главный вектор ценностного развития старообрядцев - вера и сохранение

0,45; иметь творческую работу 0,45. Данный фактор ориентирован на отношение с обществом, оценку окружающих, другими словами, этот фактор можно назвать фактором микро-социальной определенности.

7 фактор: быть храбрым 0,92; иметь поддержку родственников 0,89; быть скрытным 0,53; быть упорным 0,52.

8 фактор: иметь домашний уют 0,87; найти любимого человека 0,84. Седьмой и восьмой факторы - факторы семейных ценностей.

Теперь просмотрим распределение позиций (рангов) значимых факторов в зависимости от возраста (см. табл. 2).

Таблица 2

древлеправославия канул в прошлое. С его исчезновением изменилась вся структура и система ценностей семейских Забайкалья: семья, труд, общинность носят теперь социально-утилитарный характер, а не религиозный, ушли в прошлое большинство высоких морально-нравственных устоев, которые отличали старообрядцев от других общностей. Процесс модернизации, оттеснив религию на периферию социальной жизни, сложил у семей-ских Забайкалья новое мировоззрение, которое базируется на принципах рационализма, культурной дифференциации общества, на светских ценностях (земное счастье, благополучие, свобода, активная «мирская» деятельность), где все сферы бытия становятся все более независимыми от религии.

Процесс трансформации ценностных

Поколения Материальный фактор Традиционный фактор

Молодое поколение (18.25 лет) 2 7

Среднее молодое поколение (26.39 лет) 1.2 3

Среднее поколение (39.55 лет) 4 5

Старшее поколение (56 лет и старше) 5 2,4,6

изменений в мировоззрении семейских Забайкалья на современном этапе можно назвать эволюционным, зависящим от преобразования и изменения всех общественных структур и всего общества в целом, где главное место в данных изменениях занимает процесс глобализации. Поэтому в будущем у семейских За-

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Государственное изд-во иностранных и социальных словарей, 1961.

2. Гаврилова Е.А. Доминирующие ценност-

Коротко об авторе________________________________

Гаврилова Е.А., старший преподаватель кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел.: 26-22-29

Научные интересы: философия, этнография, история, религия

байкалья, как и у остальных этносов, будут господствовать материалистические ценности с малой долей традиционных. Думается, что в ближайшее будущее у семейских Забайкалья есть опасность потерять остатки своей этнической уникальности и полностью слиться с российским этносом.

________________________________Литература

ные ориентации старообрядчества Забайкалья / Е.А. Гаврилова. - Вестник ЧитГУ. - № 3 (46). -Чита: ЧитГУ, 2008. - С. 110-113.

__________________________Briefly about author

Gavrilova E., Lecturer of Social Anthropology, Religion Studies and Philosophy Department, Chita State university (ChSU)

Scientific interests: philosophy, ethnography, history, religion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.