Научная статья на тему 'Доминирующие ценностные ориентации старообрядчества Забайкалья'

Доминирующие ценностные ориентации старообрядчества Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гаврилова Е. А.

В статье рассмотрена система доминирующих ценностных ориентаций старообрядцев-семейских Забайкалья, которая строится на принципах общечеловеческой морали. Автор ставит задачу изучить культуру старообрядчества в Забайкалье через действенность традиционных ценностных нормативов данной общности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENT VALUABLE ORIENTATIONS OF OLD BELIEVERS IN ZABAIKALYE

The article describes the system of prevalent valuable orientations of Old Believers in Zabaikalye which is based on the principles of human morality. The author sets a task to study the culture of Old Believers in Zabaikalye through the effectiveness of traditional valuable standards in the given community

Текст научной работы на тему «Доминирующие ценностные ориентации старообрядчества Забайкалья»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 26 (571.54/55)

Е.А. Гаврилова, ассистентка каф. «Социальная антропология, культурология

и философия», ЧитГУ

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ЗАБАЙКАЛЬЯ

Научные интересы: философия, этнография, история

В статье рассмотрена система доминирующих ценностных ориентаций старообрядцев-семейских Забайкалья, которая строится на принципах общечеловеческой морали. Автор ставит задачу изучить культуру старообрядчества в Забайкалье через действенность традиционных ценностных нормативов данной общности ■

E.A. Gavrilova, Chita State University

PREVALENT VALUABLE ORIENTATIONS OF OLD BELIEVERS IN ZABAIKALYE

The article describes the system of prevalent valuable orientations of Old Believers in Zabaikalye which is based on the principles of human morality. The author sets a task to study the culture of Old Believers in Zabaikalye through the effectiveness of traditional valuable standards in the given community ■

* * *

Ценностные ориентации являются основным смыслообразующим ядром любой культуры и определяют как направление жизнедеятельности нации, так и мотивацию поступков отдельного человека. В современном мире, где в своем ценностном развитии большинство опирается на материальные ценности, актуально рассмотреть культурное наследие прошлого, которое является одним из источников культурной динамики и заставляет нас в новых условиях использовать всю совокупность достижений исторического опыта. Яркие представители культурно-исторического на-

следия России - семейские Забайкалья. Рассмотрим доминирующие ценностные ориентации данной группы забайкальского населения.

С точки зрения философии, ценности рассматриваются как индивидуальное и коллективное отношение к объектам бытия, с помощью которого идет процесс образования системы мотивации деятельности. Ценность является социально-философским понятием, которое отражает отношение общества и индивида к тем или иным социальным, духовным и природным явлениям, выраженное в стремлении к установлению

гармоничных и взаимовыгодных условий для полноценного развития человека. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. История подтверждает, что в переломные периоды развития общества одна часть ценностей неизбежно деформируется, а другая продолжает оставаться наиболее консервативной, не поддающейся воздействию новой реальности. Именно такие ценности являются традиционными и доминируют в культуре старообрядчества.

Система ценностных ориентаций се -мейских Забайкалья складывалась под влиянием нескольких факторов. Выделим некоторые из них, которые, по нашему мнению, наиболее существенны:

1) особенности исторического развития;

2) географическая среда и природные условия;

3) хозяйственная деятельность;

4) взаимодействие с культурами других народов.

У семейских Забайкалья труд стоит на первом месте в иерархии ценностей. Отношение к труду, как явлению духовной и физической деятельности человека, как абсолютной самоцели и призванию, характерно для старообрядцев. Труд, предпринимательство было зафиксировано в этикорелигиозной старообрядческой системе как одно важное средство спасения веры и души [1]. Необходимость трудиться обосновывалась ссылками на христианское учение, согласно которому труд есть божественное установление. Для старообрядцев стало характерно «единство этической оценки как физического, так и духовного труда», а не их разделение. Уход на окраины государства и необходимость адаптации там породили отношение к труду как к «комплексной добродетели и основному средству спасения» [2]. Вся атмосфера семейной жизни семейских

способствовала трудовому воспитанию. С ранних лет ребенок включался в трудовую деятельность, поэтому основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Умение работать на земле являлось мерилом ценности отдельного человека и человеческого общества. Семейские резко осуждали лень и недобросовестное отношение к труду.

Главной доминантой и ценностью духовной жизни старообрядцев является древлеправославие. Оно служило главным жизненным ориентиром, которое придавало нравственные и физические силы семей-ским Забайкалья в сложных условиях существования. Староверы всегда серьезно относились к вере, не уповая на то, что попы отмолят все грехи, проявляя личную ответственность. По принципам старообрядцев, человек не просто должен быть знающим, все правильно делать, но и самому, изучая веру, следовать церковному преданию. Символом веры и основной ценностью для семейских были иконы и богослужебные книги, которые старообрядцы хранят и по сей день.

Также одной из главных традиционных ценностных ориентаций семейских Забайкалья является семья. Семейные традиции и устои старообрядцев регламентировались не светскими, а религиозными нормами, поэтому отличались особой крепостью и консерватизмом . Браки разрешалось заключать только между представителями старообрядчества, родственные связи перед свадьбой между женихом и невестой отслеживались до седьмого колена, что позволяло сохранять нравственное и физическое здоровье семейских. Разводы запрещались. В сложных природно - климатических условиях Забайкалья большая семья представляла собой своеобразный "коллектив в коллективе", достаточно замкнутый и экономически независимый. Его нормальная жизнедеятельность зависела от четкого распределения трудовых ролей, обеспечивающих слажен-

ный хозяйственный ритм.

Приоритетное место среди иерархии духовных и материальных ценностей у се-мейских Забайкалья занимает такая ценность, как традиция. Если просмотреть исто -рию старообрядчества, то она связана с сохранением традиций. «Провозгласив принципом своего не только мировоззрения, но и мироощущения традиционализм, все направления староверия в той или иной степени обрекли себя на постоянные компромиссы с изменяющейся исторической действительностью» [3]. Культурная традиция для старообрядцев является стабилизирующим и селективным механизмом, действующим во всех сферах бытия.

Среди доминирующих ценностных ориентаций семейских Забайкалья следует выделить общинность. Освоение сибирских и более отдаленных восточных территорий показало, что основной хозяйственной единицей у старообрядцев было «общежитие», или община, идейно проявляющая себя в качестве церковного прихода. Выживание и благополучие в условиях гонения властями в резко континентальном климате Забайкалья, при освоении весьма трудной «прежде бесплодной земли», зачастую зависело только от общей духовной сплоченности, от взаимной помощи и поддержки. В старообрядческой среде особенно ярко проявились русские традиции «помочей», т.е. коллективного труда, вдохновленного не утилитарно-экономическими, а нравственными и религиозными целями. Старообрядцы понимали, что на основе общинности складываются взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива, может обеспечиваться оптимальное сочета -ние общественных интересов с личными, проявляться взаимопомощь друг другу. Опираясь на чувство коллективизма, семейский человек воспитывал в себе высокую меру ответственности не только за свой образ жизни, но и за судьбу общества, в котором он живет. Общинность семейских, с одной

стороны, была показателем религиозного единства, а с другой, общинная спаянность проявлялась и на уровне семьи, где семейные устои были очень крепкие, а родственные связи - глубокими и почитаемыми.

У семейских Забайкалья основным носителем ценностных ориентаций в духовной жизни служит фольклор, который является одной из форм отражения мировоззрения этноса и именно в нем сконцентрирован нравственный, духовный и исторический опыт народа. Фольклор в социальнобытовом укладе семейских всегда занимал важное место, он включался в различные звенья жизнедеятельности как необходимая и неотъемлемая часть всей традиционной этнической культуры. Основные виды и жанры, присущие фольклору семейских Забайкалья : семейно - обрядовая и календарнообрядовая поэзия, заговоры, несказочная проза, лирические песни, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки), частушки. Специфику жанровой системы фольклора семейских определяет приверженность ста -рообрядцев к традициям, обрядам и праздникам , связанным с земледельческим календарем , а также с семейными обрядами, очерчивающими весь жизненный круг человека. Особенно выделяются песенные традиции семейских Забайкалья, их жизненность, закрепляемость, которые с малых лет и до седин являются одной из величайших ценностей духовной культуры семейских. Народная песенная поэзия всегда была надежным хранителем чистоты мыслей и чувств трудового человека. По яркому выражению Ф.Ф. Болонева: «Песня в их жизни создавала атмосферу духовной красоты» [4].

Здоровье человека, как важный способ самосохранения народа и ценность в крестьянской жизни, осознавали старообрядцы Забайкалья и всеми доступными способами старались его укрепить. Основа здорового образа жизни семейских состояла из здоровой пищи, размеренного труда, жизни без вредных привычек. Исследователь Г.М.

Осокин отмечал: «Ведя правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения» [5]. Также в большом употреблении были средства народного врачевания. «Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами; по их понятиям, травы и коренья указаны нам самим богом, а лекарства металлические, аптечные, обработанные аптекарями-немцами, поганы; принимать их грешно, ибо они выдуманы людьми» [6].

Таким образом, старообрядцы - се -мейские Забайкалья четко осознавали роль и значение ценностей как для функционирования своей этноконфессиональной общности , так и для определения смысла собственной жизни. Вся система традиционных ценностных ориентаций данной группы строится на принципах религиозной этики, общечеловеческой морали, осознания сущности и роли человека в мироздании и является основной доминантой в мотивации поступков каждого члена данной группы забайкальского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Керров В.В. Формирование старообрядческой концепции '' Труда благого'' в конце 17 начале 18 века (к вопросу о конфессионально-этических факторах старообрядческого предпринимательства) // в сборнике '' Старообрядчество: история, культура, современность''. - Выпуск 5. - М., 1996. - С. 42.

2. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. Этносоциологический анализ / Е.В. Петрова. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. - С. 38.

3. Поздеева И.В. Русское старообрядчество конца ХХ в. / И.В. Поздеева // Алтарь России. -Большой камень, 1997. - С. 9.

4. Болонев, Ф. Ф. Семейские: Историко -этнографические очерки / Ф.Ф. Болонев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. - С. 164.

5. Осокин Г.М. На границе Монголии. - Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья / Г.М. Осокин. - СПб., 1906. - С. 65.

6. Высоцкий Н.Ф. Народная медицина / Н.Ф. Высоцкий. - М., 1911. - С. 114.

УДК 274/278 (571.54/55)

Н.С. Зубакова, ассистентка каф. «Социальная антропология, культурология

и философия», ЧитГУ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬЕ

Научные интересы: религия, религиозные отношения, культурная политика России

В статье анализируется понятие «протестантизм» и предпринимается попытка типологизировать протестантские организации. Особое внимание уделяется анализу публикаций в СМИ по теме протестантизма . Подробно рассматриваются работы забайкальских ученых, занимающихся вопросами религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.