1. См. об этом подробнее: Снигирева Т.А., Снигирев А.В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 42-47.
2. Бутусов В., Якимчук Н. Антидепрессант. Со-искания. М.,2007. С. 4.
3. Шахрин В. Открытые файлы. Екатеринбург, 2006. С. 7.
4. Макаревич А. Сам овца. Автобиографическая проза. М., 2007. С. 14.
5. Там же. С. 212.
6. Шахрин В. Указ. соч. С. 130.
7. Там же. С. 131.
8. Там же. С. 135.
9. Макаревич А. Указ. соч. С. 34.
10. Там же. С. 191.
11. Там же. С. 172.
12. Там же. С. 187.
13. Шахрин В. Указ. соч. С. 302.
14. Там же. С. 113.
15. Там же. С. 138.
16. Там же. С. 288.
17. Там же. С. 295.
18. Там же. С. 240.
19. Макаревич А. Указ. соч. С. 167.
20. Шахрин В. Указ. соч. С. 17.
21. Макаревич А. Указ. соч. С.67.
22. Шахрин В. Указ. соч. С. 242.
23. Макаревич А. Указ. соч. С. 41-42.
© Т.А. Снигирёва, А.В. Снигирёв, 2008
А.В. Лексина (Коломна)
ЦЕННОСТИ РУССКОГО РОКА
Более чем десятилетний период исследования феномена рок культуры и рок-поэзии, многочисленные серьёзные исследования, увидевшие свет благодаря систематическому изданию сборников «Русская рок-поэзия: текст и контекст», помогли осознать важность изучения русского рока. Хочется выразить особую благодарность сотрудникам кафедры теории литературы Тверского государственного университета за этот огромный и важный труд, благодаря которому мы можем рассматривать русский рок не только как социокультурное явление, но и как явление нового порядка в русской поэзии. Думается, что цели и задачи, поставленные авторами и составителями данного исследовательского проекта1, вели всех исследователей на протяжении последних десяти лет в верном направлении, что и позволило сегодня воспринимать русский рок как особую культурную данность.
Однако полемика по поводу статуса русского рока как самостоятельного культурного направления, а также его значимости для дальнейшего развития культуры вообще, и, литературы, в частности, и сегодня не становится менее острой. Палитра высказываний о ценности рок-культуры и рок-поэзии весьма контрастна: начиная с откровенного неприятия2, сомнений в существовании самостоятельной ценности русского рока3, заканчивая признанием позитивного содержания рок-культуры4 как таковой.
Главные вопросы, интересующие слушателей русского рока, как нам кажется, можно сформулировать так: умер ли русский рок как явление, и было ли его существование благом для отечественной культуры. Как нам кажется, здесь можно выделить следующие основные оценочные суждения:
• Русский рок как выразитель свободолюбивого духа в борьбе с официальными ценностями советской эпохи; в рамках данного суждения рок-движение рассматривается: 1) как катализатор процессов перехода от советского строя к демократии; 2) как авангард западной колониальной политики, посредством музыкальной экспансии захватившей духовное лидерство в странах Восточной Европы и в России5; (что, впрочем, можно рассматривать как две стороны одной медали).
• Пророческая6 миссия русского рока, продолжающая, во-первых, линию развития русской классической поэзии, и традиционной национальной культуры в целом7, во-вторых, ориентирующаяся на романтический идеал - духовное совершенствование себя и окружающего мира8.
• Существование феномена русского рока во многом обязано его происхождению из недр городской культуры, с чем, возможно, и связана фатальная обречённость самого рок-движения9.
Не менее важной представляется и другая проблема, связанная с формированием представителями рок-культуры определённых ценностных ориентаций у своей аудитории. По прошествии почти четвертьвекового развития феномена русской рок-культуры вообще и рок-поэзии, в частности, вопрос Б. Гребенщикова «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?» остаётся висеть в воздухе. Но данное положение вещей касается, по-видимому, лишь музыкальных традиций и образа жизни, что и в «героический период» развития русского рока10 воспринималось больше как соответствие внешней, формальной стороне рок-культуры11. Когда ушло поколение, олицетворявшее данный стиль жизни, внешние формы, как мода, стали ненужным и непонятным атрибутом для подросткового поколения другой эпохи, предпочитающей не петь, а потреблять готовый продукт посредством плееромании.
Третья составляющая, которой русский рок всегда отличался от западного: рок-поэзия, всё ещё пытается плыть по волнам современного
эфирного «моря разливанного», что удаётся ей с большим трудом, судя по
12
отзывам слушателей на сайтах сети12.
Интуитивно почувствовал, в своё время, и отразил ситуацию ценностного вакуума Б. Гребенщиков, цитируя которого, Юрий Тюрин отмечает двусмысленную позицию музыканта в вопросе о выборе системы ценностей, предлагаемой слушателям: «Когда-то, лет 10 назад, хитроумный Борис Гребенщиков сделал сенсационное заявление в Лондоне, которое процитировали некоторые английские масс-медиа, включая ВВС. Однако это заявление, показавшееся сенсационным западной публике, звучало при этом почти банально в российском контексте. Ничтоже сумняшеся, Гре-
бенщиков сказал, точнее, повторил по-английски ранее не раз сказанное им по-русски, что, дескать, “в современном обществе, где религия отвергнута или потеряла свою роль, рок-музыка взяла на себя роль религии”. Гребенщиков был не первым рокером, кто заговорил на эту тему на Западе. Однако в отличие от предыдущих ораторов, БГ ничего не сказал о новой религии, которая бы противопоставляла себя старой... И это насторожило! Западные масс-медиа бросились цитировать эту фразу БГ, как кажется, по двум причинам: кто-то, скорее всего, увидел в ней «истинное лицо русского», который хоть и курит гаш, говорит “фак” и танцует с гитарой, - а всё равно внутри себя “опасный православный консерватор, как и все русские”, потому что априори (и даже не всегда сознательно) “нацелен на идеальное”. Другие же, возможно, даже испугались открывшейся им в словах Гребенщикова банальной истины, что рок таки действительно, может стать вполне себе формулируемой (впрочем, ещё со времён хиппи) системой идеальных ценностей, которые и на самом деле “не продаются” - а значит, может стать неким “новым проектом”, причём, - учитывая гигантские выразительные возможности рока, - проектом консервативным
13
и опасным...» .
Представляется важным отметить именно факт выбора системы ценностей, который так актуален для молодого человека в период поиска ориентиров в процессе самоактуализации. Как отмечает исследователь Г.В. Шостак, «Рок-субкультуры являются средством общения, объединения по интересам, члены группы стремятся к интеллектуальному совершенствованию - чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах, дает возможность для творческой самореализации и т.п. В зависимости от содержания произведений рок-субкультура может давать установку на добро, высокие нрав-
14
ственные ценности» .
Однако системы ценностей могут быть весьма различны, и здесь необходимо отметить две основные тенденции в современной русской рок-поэзии:
• Многие из поколения старых рокеров задумались о судьбе своих последователей и пришли к выводу о необходимости возрождения духовных основ православия в русской рок-поэзии. Это мы видим на примере песен Кинчева «Мы - православные!» и др.; деятельности Ю. Шевчука, П. Мамонова, совместных концертах рок-музыкантов и представителей русской православной церкви (А. Кураев и др.)15.
Альтернативой вышеназванному пути русского рока является позиция, нацеленная на приятие разнообразных ценностей, без каких бы то ни было ограничений, каковую можно рассматривать как наследницу западной рок-традиции, с её культом Свободы. К данной позиции тяготеет Б. Гребенщиков, о чём свидетельствует ценностный плюрализм его наследия, а православные аллюзии, неоднократно появляющиеся в песнях Б.Г., лишь расширяют этот ценностный пантеон16. Несомненно одно: русская
рок-поэзия сегодня переживает период переоценки ценностей, а для нового поколения это сигнал к смене кумиров и идеалов. Поскольку только твёрдые убеждения способны увлечь за собой. Хорошо, если тот, кто сыграет нашим детям, не будет Гамельнским крысоловом.
1. Как было заявлено в первом выпуске проекта: «Конечная цель исследования - реконструкция особого типа мироощущения той части поколения, выразителем которой стал рок.<...> Поэтому в рамках сборника были систематизированы различные литературоведческие подходы к рок-тексту, учитывающие как соотнесение его с традициями русской литературы, так и “внутреннюю логику” его существования, законы, по которым строится рок-поэзия. В результате практически все авторы статей так или иначе приходят к общей мысли: русский рок, декларативно отвергая традицию, тем не менее существует в русле национальной культуры и являет собой, по сути, новый этап в развитии русской словесности». (Ивлева Т., Козицкая Е., Доманский Ю. От редколлегии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 3-4).
2. См., напр.: Красников Г. Путём распада // Литературная газета, №7-8, 22-28.02..2006. С. 13, где автор статьи не только отрицает значимость вклада Б. Гребенщикова в развитие русской литературы, но и обвиняет классика русского рока в растлении молодого поколения.
3. См. полемику на интеренет-сайтах: Русский Рок. [Архив] - SkyNet Forum http://skynet. dn.ua/ forums/ archive/index. php/t-605 .html.
4. См.: Тюрин Ю. «Восстание ягнят», или Несколько слов о прошлом и будущем моего поколения http://www.apn.ru/publications/article9862.htm: «Безусловно, я не осмелюсь назвать русский рок каким-то определённым стилем в потоках музыкальных направлений, но и никогда не соглашусь с тем, что это всего лишь рок музыка на русском языке. Моё мнение таково: русский рок - это определённая сформировавшаяся культура. Есть некоторые изюминки в музыке, но главное достоинство - это слово, это дух свободы души и сознания. Тексты неоднозначны и несут, как правило, глубинный смысл (сейчас я практически отбросил новую волну, или поп-рок, как его называют). Славянские нации всегда отличались высокой духовной философией и своеобразным пониманием жизненных ценностей, на мой взгляд, русский рок сформирован на этих, близких нам ценностях и моралях. Да, возможно в мировой музыке он остался и незамеченным, но учтите, что пусть и бывший, но Советский Союз - это шестая часть земли, так что такое мировая музыка? Давайте ценить своё не меньше чужого, что мы так любим делать порой».
5. Ср. с высказыванием И. Смирнова: «Впрочем, если главной задачей наших рокеров является приобщение соотечественников к новейшей музыкальной культуре метрополий (выделено нами. - А.Л.), то музыка, как язык интернациональный, имеет основополагающее значение» (Цит. по: Кормильцев И., Сурова О. Рок поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция //Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 7).
6. В данном случае следует рассматривать миссию рок-поэта с отсылкой к пушкинскому пророку и его задаче «глаголом жечь сердца людей», что предстаёт перед нами как «такая узнаваемая особенность отечественного рока, как логоцентричность, примат вербального слоя» (СтупниковД.О. Вид через «дырку от бублика» // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. С. 4), в отличие от ориентированности западного рок-исполнителя на музыку и шоу.
7. См. исчерпывающий вывод Ю.В. Доманского: «Так, исследования места рок-поэзии в отечественной культуре показали, что русская рок-поэзия, декларативно отвергая отечественную традицию и опираясь на традицию англоязычного рока, тем не менее существует в русле национальной культуры, ориентируясь на весь её массив от фольклора до начала ХХ века, и являет собой новый этап в развитии русской словесности». (Доманский Ю.В.. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь,1999. С. 29).
8. Ср.: «Оказавшись на пороге между мифом и реальностью, открыв в себе диалектику вечного и повседневного, запредельного и пространственно-конкретного, рок-герой должен преодолеть самого себя и сделать решающий шаг к осуществлению идеала <...> Теперь для него «действование» возможно только как воплощение «нового знания» <...> в «новом ис-
кусстве», а противостояние миру <...> обретает форму эстетического противоборства - противопоставления «немоте» и «бессоннице» забывшего идеал мира своих песен <...> герой-поэт, признавший над собой, по выражению Пушкина, высшие ценности и остающийся им бескорыстно верным, воплощает их в своём ежедневном бытии. Воплощение идеала есть для рок-героя, как и для классического романтика, высокое служение идеалу,. то есть жизне-творчество /.../ Идея бесконечного восхождения Духа и преодоления им косных форм мышления и бытия сближает романтизм классической поры, неоромантизм и рок-культуру. Характеризующий рокпоэзию пафос вечного обнровления и категорического противостояния «вселенской пошлости» делает её одним из способов возрождения романтического типа мышления и жизпетворчества в канун третьего тысячелетия, механизмом действительного обновления романтизма. (Mu-люгина Е.Г. Фепомеп рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и коптекст 2. С. 58-59).
9. Ср.: «Рок-поэзия <...> явление культуры урбанистического, технократического типа, ипаче говоря - культуры большого города, мегаполиса». (Арустамова А.А., Королёва С.Ю. Урбанистическое созпапие и русская рок-поэзия 1980-1990 гг.: к специфике воплощения // Русская рок-поэзия: текст и контекст З. Тверь, 2000. С. 84).
10. См.: «.рок-субкультура переросла в контркультуру и начался период “героических восьмидесятых” (точнее, копца восьмидесятых.)» (Кормильцев И, Сурова О. Указ. соч. С. 15
11. Очень ярко этот процесс обрисован в песне Цоя «Когда-то ты был битником», а продолжение трансформации рок-героя можно найти в песне БГ «Герои рок-н-ролла», уже цити-роваппой выше: «Я устал быть послом рок-п-ролла / В неритмичной стране. / Дайте счёт в сберкассе - мы умчимся прочь.», за что, собственно говоря, после получения ордена в Кремле, и критикуем многими бывшими соратниками рока.
12. См. ссылку 3. На указанном форуме обсуждается проблема смерти русского рока, как доказательство данного факта - невозможность привести в пример З молодых рок-группы, поддерживающих традиции русского рока. Но это лишь та часть слушателей, которая воспринимает культурную модель и интеллектуальный уровень рок-традиции, другая же часть, к сожалению, большая, пе может попять что А. Рембо пе имеет никакого отношения к персонажу Сталлоне, Рэмбо (см. там же). С такой аудиторией обсуждать проблему преемственности ценностей и традиций русского рока представляется весьма проблематичным.
13. ТюринЮ. Указ. соч.
14. Шостак Г.В. Рок-культура как основа формирования молодежных субкультур // http:// www.shostak.iatp.by/doc/article/rok-kult.htm.
15. Ср.: «Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) поддержал тезис о возможности сочетания церковной проповеди и современной рок-музыки. Накануне встречи с известными рок-музыкантами Юрием Шевчуком и Константином Кинчевым владыка отметил, что церковная проповедь и церковная миссия должны сегодня входить в ту культуру, которой живет народ. По мнению митрополита, неверным является однозначный отказ рок-культуре в возможности способствовать усвоению молодежью истин Божественного откровения. “Сказать, что эта культура абсолютно не соответствует христианскому пониманию мира, было бы непростительной ошибкой”, - отметил владыка Кирилл. Он сравнил современную рок -культуру с русской литературой, в которой, по его словам, “незримо присутствуют христианские ценности”. В свою очередь лидер рок-группы “Алиса” Константин Кинчев сказал, что одной из главных задач сегодняшнего этапа музыкального творчества есть разговор с аудиторией о ценностях православной веры посредством музыки. В частности он отметил: “Самое главное, о чем мы хотели бы заявить, - что мы являемся верными солдатами Православной Церкви. Мы на своем рубеже защищаем ценности православия”. По словам музыканта, первостепенное значение для русского рока всегда играло слово, смысловое содержание исполняемых песен, которые, по его мнению, являются, скорее, стихами, облеченными в музыкальную форму. Кинчев также сказал, что рок-музыка - это та форма, в которой поэту наиболее удобно себя выражать, поэтому опа сопряжена со звучанием гитар. Одпако рок - это, по сути своей, голая форма, которую заполняет духовное содержание человека.» // РОССИЯ. Русская Православная Церковь признала допустимость «диалога с рок-музыкой» | Православіє в Україні :: Інтерн... http://orthodoxy.org.ua/ru/node/1568.
16. См. ссылку 2, где Г. Красников обвиняет БГ в ценностном индифферентизме.
© А.В. Лексина, 2008
Н.А.Шабалина (Челябинск)
СФЕРА-ИСТОЧНИК «МУЗЫКА»
В ГЕНДЕРНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЖУРНАЛАХ
На страницах гендерно ориентированных изданий используется большая палитра прецедентных феноменов разных культурных сфер. Одной из наиболее востребованных сфер является сфера-источник «Музыка».
Традиционно эта область складывается из имен музыкантов, названий групп, имен героев песен, названий и цитат музыкальных композиций. Как показывает проведенный анализ, 90% рассматриваемых прецедентных феноменов в материалах журналов для женщин и 79% журналов для мужчин состоит из названий и цитат популярных песен: «Спи, моя радость, усни.», «Всё могут короли», «Ксюша - юбочка из плюша», «Эти глаза напротив.», «Как прекрасен этот мир», «Трава у дома», «Нас не догонят» и др. Например, заголовок рекламной заметки: «Спи, моя радость, усни...». «Рождение ребенка, помимо радости, приносит родителям определенные заботы. Например, многие мамы страдают элементарным недосыпанием, поскольку младенцы нередко любят бодрствовать по ночам» (Самая, октябрь, 2005); или заголовок материала о том, что можно узнать по цвету глаз собеседника: «Эти глаза напротив» (Крестьянка, май, 2001); или заголовок: «Все могут короли. В салоне Podium Home interiors продаются удивительной красоты предметы из Garrard Home Collection» (Н.А. - Garrard - ювелирный брэнд королевской семьи в Британии) (Playboy, ноябрь, 2006).
Частота апелляций к песенным выражениям объясняется их стихотворной формой. Поэтический текст обладает ритмическим рисунком и эмоциональностью. Этот эффект усиливается музыкой, поэтому текст легко запоминается и свободно воспроизводится в речи. Кроме того, Е.А. Земская объяснят активность использования журналистами стихотворных цитат тем, что между газетным и стихотворным текстом наблюдается наибольший контраст. «Оттеняя друг друга, стихотворная строка и газетный текст рождают взаимодействие наивысшей силы»1. Популярная музыка является естественным фоном жизни современного человека, поэтому читатель легко выделяет цитаты в общем журналистском тексте и включается в «игру» - насколько содержание материала соответствует смыслу, заложенному в цитируемом тексте. В состоянии «игры» происходит более быстрое усвоение материала.
Также на страницах и мужских, и женских журналов встречаются цитаты из детских песен. Отмечены одинаковые прецедентные выражения: «Спи, моя радость, усни», «Я прививок не боюсь.», «Вместе весело шагать». Для женской аудитории использование прецедентных текстов из детских песен отражает традиционную роль в обществе - воспитание де-