Научная статья на тему 'Ценности профессионализма в современной России'

Ценности профессионализма в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
905
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимова Лариса Николаевна

Автор рассматривает роль общества и государства в профессионализации личности. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of professionalism in modern Russia

The author considers the society and a state role in the professionalism of a personality. High level of modern society development, the intensity of political, economic and social processes in the world influence and change the professional structure of modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Ценности профессионализма в современной России»

УДК 316.3 М-17

Максимова Лариса Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент,

докторант кафедры «Социальная антропология и социальная работа»

Саратовского государственного технического университета,

доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация» Саратовского государственного технического университета, larisa-maximova@yandex.ru

Ценности профессионализма в современной России

Аннотация:

Автор рассматривает роль общества и государства в профессионализации личности. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества.

Ключевые слова: профессионализм, профессионализация, профессиональная идентичность, профессионал.

В современной России некоторые профессионалы, частично или полностью выпавшие из профессии, имеющие колеблющуюся профессиональную идентичность, выбирали компенсационные стратегии выживания в профессии, чтобы оправдаться в своих глазах и глазах профессионального сообщества. Это касается, прежде всего, представителей таких, по большому счету, «традиционных» профессий, как врачи, ученые, журналисты, актеры, юристы. К компенсаторным стратегиям выживания можно отнести вторичную занятость, участие в общественных проектах, которые позволяют «приобрести имя», преподавание на курсах, в школах или вузах.

В области права в последние годы происходит интенсификация рефлексии профессионалов по отношению к своей деятельности. «Беспомощность закона в условиях искоренения общественного развития, обусловленного модернизационными импульсами, вызывает ныне недовольство не только в сфере профессионалов-юристов, но и в массовых масштабах среди народа. Следствием явилось интенсивное развитие науки о праве» [1, а 58]. В науке это проявляется в возросшей престижности ученых - экономистов и правоведов. В искусстве те течения, которые еще недавно представляли собой авангардные направления и, естественно, осуждались, сегодня широко распространяются на уровне массовой культуры. Из-за экономических трудностей в стране и проблем с финансированием науки в этой сфере появилась тенденция оттока кадров в коммерческие структуры [2, а 11]. Однако это явление потенциально может стать позитивным, поскольку привлечет в науку тех, кто не представляет себе своего существования вне этой деятельности» [3, а 243].

Карьерное движение послеперестроечного специалиста строится противоположно советскому сценарию «от центра к периферии». Молодые специалисты стремятся начать работать в престижной компании или фирме, чтобы «набраться опыта» и «получить имя». Затем они уходят на периферию, чтобы организовать свое дело, например, частную клинику, научный собственный фонд или периодическое издание. При этом специалисты остаются в профессии и приобретают статус профессионала, они получает марку, имя, могут делать экспертные заявления. Статус профессионала подразумевает еще и получение символического капитала.

Переходный период нанес колоссальный ущерб профессиональной идентичности творческих работников в значительно большей мере, чем работников других профессий. Отсутствие подготовленного и платежеспособного покупателя на российском рынке вынудило многих художников переориентироваться на западного потребителя. В плане сохранения профессиональной идентичности сыграла и система социальных льгот, предоставляемых иностранными государствами куда более щедро, чем это делает современное российское государство [4, а 152]. В таких условиях возникает еще одна дилемма - идентификация с когортой русский художников, отличной от западных профессиональных сообществ художников. Писатель, живописец, скульптур, выступают сегодня в роли «самонанимаемых» или «самозанимаемых» работников, затрачивают материал и труд, не будучи уверенными в том, что на законченную работу найдется покупатель. Представители «исполнительских» художественных профессий -

59

актеры, певцы, музыканты - в большинстве случаев работают по контрактам, без всяких гарантий на то, что по окончанию одного проекта они будут приглашены в другой.

С другой стороны, государственная поддержка отражает признание общественной необходимости творческого труда. В современном обществе нет «искусства» и «не-искусства», а существует искусство для элиты и искусство массовое, причем возможен их взаимный обмен и переходы из одного вида в другой. Профессионал сегодня - это человек, который готов в любой момент выполнить социальный заказ за соответствующую плату. Кроме самоидентификации возрастает «роль других людей, которые обнаружили бы эти критерии и признали их» [5, а 19] и подтвердили профессионализм. В приложении к искусству упомянутая «роль других людей» становится решающей.

Признать работника искусства можно профессионалом лишь в том случае, если такая идентификация признается аудиторией, коллегами, критиками, знатоками искусства [6, а 142]. Перед эстрадными артистами встают несколько другие дилеммы, например, как сохранить профессиональную идентичность, разрешив для себя проблему соотношения между художественной и коммерческой стороной эстрадного искусства [7, а 2]. Хотя в современном российском обществе в условиях рыночной культуры и экономики и этот критерий весьма сомнительный, так как при наличии материальных средств можно делать персональные выставки, можно иметь друзей - критиков искусства, можно входить в избранные круги признанных художников посредством друзей или социальных связей. Или же можно привести пример высокого профессионализма, непризнанного и не соответствующего формальным критериям. Достаточно вспомнить Ван Гога, не продавшего при жизни ни одной картины. Многие прославленные ныне актеры театра и кино вспоминают, как в свое время им отказывали в приеме в вуз или на работу “ввиду явной профессиональной непригодности”» [8, а 142]. К сфере творческой индустрии мы также можем отнести профессию «развлекатели», которая во время Советского Союза переживала свое замирание, а в современной России получила новый всплеск. Сюда относятся и театры, и концертная деятельность, и различного рода фестивали.

Наблюдается тенденция утраты молодежью ценности профессионализма. В борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда, таких как характер, условия и режим работы, перспективы роста, гарантии сохранения рабочего места, неуклонно снижается [9, а 67].

Роль общества и государства в профессионализации личности заключается в следующем: обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии; развитие новых форм занятости и путей самореализации личности в условиях социокультурной динамики общества; достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозирование профессиональной успешности в трудовой деятельности; обеспечение соответствия уровня профессионализма личности ее социальному статусу, а также достойному благосостоянию [10, а 258]. Кроме этого, мы можем говорить о факторах формирования профессиональной культуры: во-первых, это экономическая, государственная и социальная необходимость той или иной профессии (целесообразность), выраженные совокупно через общественное мнение и мнение экспертного сообщества, во-вторых, такие критерии, как профессионализм, опыт, соответствие научной позиции определенным приоритетам [11, а 12].

Категория «профессионализация» может быть применима и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных исторических условий [12, а 12].

Ссылки:

1. Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. М., 1993.

2. Есаков В.А. социальные основания культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 3.

3. Аванесова Г. Культурная политика и искусство: особенности взаимодействия. М., 1989.

4. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 3.

60

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дисс...доктора психол. наук. М., 2001.

6. Магидович М.Л. Указ. соч.

7. Шаболтай П.М. О проблемах развития отечественной эстрады // Культура:

управление, экономика, право. 2007. № 4.

8. Магидович М.Л. Указ. соч.

9. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенность российского бытия //

Социологическое исследование. 2001. № 5.

10. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия Социология. 2003. № 4-5.

11. Есаков В.А. Указ. соч.

12. Цвык В.А. Указ. соч.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.