ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Ласточкина Мария Александровна
канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий РАН,
РФ, г. Вологда E-mail: mashkop@mail.ru
THE POPULATION VALUES IN SOCIOCULTURAL SPACE OF THE REGION
Maria Lastochkina
Candidate of Economic Sciences, Senior research scientist, Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS,
Russia, Vologda
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению системы ценностей населения, особое внимание уделяется значимости тех или иных ценностей для различных групп населения (разделение по полу, возрасту, семейному положению, материальному состоянию и т. д.). На основе анализа данных опросов жителей Северо-Западного федерального округа в 2013 г. выявлены базовые ценности и жизненные ориентиры. Показано, что в обществе сохранилась традиционная система ценностей — население высоко ценит жизнь человека, семью и порядок.
ABSTRACT
Article is devoted to studying of system of values of the population, the special attention is given to the importance of these or those values for various groups of the population (division according to a sex, age, relationship status, a material state, etc.). On the basis of the analysis of these polls of residents of the Northwest
Ласточкина М.А. Ценности населения в социокультурном пространстве региона // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2470
federal district in 2013 basic values and vital reference points are revealed. It is shown that in society the traditional system of values remained — the population highly appreciates human life, a family and an order.
Ключевые слова: ценности, население, жизненные ориентиры, личные убеждения, общество.
Keywords: values, population, vital reference points, to personal belief, society.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-02-00482.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России в последнюю четверть века, оказывали глубокое влияние на трансформацию структуры ценностей населения. Складывается новая система социокультурных ценностей общества, но ее черты неочевидны, и необходим аналитический подход для ее выявления [1]. Кроме того, учитывая многообразие социокультурного пространства нашей страны, выяснение ценности индивидуального и группового отношения и восприятия действительности важно для понимания вектора социокультурного развития общества. Основываясь на сформировавшейся системе ценностей, человек проживает свою жизнь, формируется стиль жизни, где определено его отношение к окружающей действительности. Доминирующие в обществе ценностные ориентиры, образующие ядро мировоззрения индивида, во многом зависят от социокультурных традиций. Рассматривая ценность с позиции общества как совокупность норм и идеалов проанализируем их стратификацию и динамику от более мобильных до фундаментальных.
Изучение ценностных ориентаций населения построим, основываясь на анализе результатов социологического опроса населения Северо-Западного федерального округа, который был проведен в 2013 г. Институтом социальноэкономического развития территорий РАН (объем выборочной совокупности 5113 человек). Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением следующих условий по субъектам: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населенных пунктов различных типов
(сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры (ошибка выборки не превышала 3 %). Методический инструментарий был основан на подсчете взвешенных средних баллов (изменяющихся от 1 до 5) ответов респондентов на вопрос об их ценностных предпочтениях (методика разработана член-корр. Н.И. Лапиным [2]). Вопрос, по которому определялись базовые ценности опрашиваемого, был сформирован из 14 суждений, отражающих традиционные, современные, универсальные и общечеловеческие ценности [3; 4]. Таким образом, предоставляется возможность оцифровать и компактно интерпретировать результаты опроса. Учитывая сложность и многоаспектность анализа изучаемого вопроса, примем следующую интерпретацию рейтинга ценностей: чем больше взвешенный средний балл по данному показателю, тем ближе ценность к личным убеждениям индивида, тем активнее руководствуется ими в обществе. Низкий балл означает ее периферическое положение, незначимость в системе убеждений человека, а в обществе ее слабую актуальность.
Ценностное пространство населения Северо-Западного федерального округа достаточно широкое, дистанция между минимально и максимально поддерживаемыми ценностями изменяется в пределах от 2,22 до 4,69 и составляет 2,47 балла. Существенно влияет на ценностные ориентиры людей их семейное положение. У людей, состоящих в браке и не проживающих совместно, на первых местах по значимости стоят порядок и независимость, а не жизнь человека и семья, как в других группах (табл. 1). Наиболее сильно отличаются между собой группы незамужних (холостых) и вдовых (вдовцов): первые больше ценят инициативность, властность и своевольность (разница 0,33—0,54 балла), а вторые — жертвенность и традиции (разница между взвешенными средними составляет 0,38—0,43 балла). Также вдовые отличаются от группы замужних, не проживающих совместно: первые больше ценят благополучие, семью, жизнь человека и традиции (разница составляет 0,36—0,50 балла), а вторые — своевольность (разница 0,38 балла). Наиболее близки по ценностным предпочтениям между собой следующие группы: незамужние и не состоящие в зарегистрированном браке (но проживающие совместно), последние
с состоящими в зарегистрированном браке, которые в свою очередь близки с разведенными и вдовыми — они также солидарны в выборе ценностей. Таким образом, из рассматриваемых групп выделяются люди, состоящие в зарегистрированном браке и не приживающие совместно — у них свои взгляды на ценности, на которые накладывает отпечаток еще не завершившийся распад семьи (развод). Супруги в этот период жизни испытывают чувство обиды, несправедливости, претензий и даже раздражительности. Как показал анализ, число несовершеннолетних детей в семье не влияет на значимость тех или иных ценностей. Существенных различий между группами не выявлено также при разделении респондентов по типу поселения, в котором они проживают (городские или сельские жители). При сохранении общей структуры значимости ценностей, мужчины больше, чем женщины, допускают присутствие властности и своевольность в жизни (разница между значениями составляет 0,34—0,35 балла).
Таблица 1.
Ценностные предпочтения населения Северо-Западного федерального округа в 2013 г., по гендерным группам и семейному положению (взвешенные средние баллы по 5-балльной шкале)
Ценности Пол < Земейное положение
Мужск ой Женск ий Брак Брак (живут раздельно) Совмест ное прожив ание без брака Разведен (а) Не замужем (холост Вдова (-ец)
Жизнь человека 4,61 4,76 4,73 4,29 4,63 4,69 4,60 4,79
Семья 4,59 4,64 4,68 4,35 4,58 4,66 4,44 4,71
Порядок 4,49 4,61 4,60 4,58 4,51 4,66 4,36 4,65
Общительность 4,44 4,51 4,59 4,29 4,40 4,40 4,30 4,52
Независимость 4,37 4,41 4,47 4,43 4,37 4,44 4,18 4,42
Благополучие 4,25 4,36 4,36 3,94 4,36 4,26 4,20 4,39
Свобода 4,17 4,13 4,18 3,93 4,22 4,21 4,08 4,06
Работа 4,16 4,10 4,12 3,90 4,08 4,24 4,16 4,06
Традиция 4,00 4,12 4,14 3,84 4,04 4,14 3,80 4,23
Инициативность 3,95 3,83 3,88 3,66 3,94 3,89 3,99 3,66
Жертвенность 3,71 3,77 3,81 3,81 3,61 3,72 3,55 3,92
Нравственность 3,42 3,53 3,50 3,24 3,55 3,45 3,46 3,43
Властность 2,72 2,38 2,48 2,51 2,68 2,38 2,80 2,26
Своевольность 2,42 2,07 2,20 2,32 2,34 2,16 2,39 1,94
* Ранжировано по колонке пол — женщины.
Источник: составлено автором по данным опроса населения СЗФО в 2013 г. (ИСЭРТ РАН). Методика определения ценностей Н.И. Лапин (ИФ РАН) [2].
У молодых людей до 30 лет проявляется меньшая поддержка традиционных ценностей и жертвенности, чем у людей пенсионного возраста (старше 60 лет, табл. 2), также больше, чем остальное население, они склонны к своевольности и властности. Инициативность является отличительной чертой молодого поколения, они также обладают деятельным потенциалом. Отличительной чертой людей пожилого возраста является их резкое отрицание своевольности (1,88 балла). Существенные различия между ценностными категориями молодежи (от 18 до 30 лет в данном случае) и остальным населением можно объяснить незначительным жизненным опытом, низкой степенью осмысления ими действительности, другими жизненными приоритетами. Ясно, что ценностные ориентиры молодых людей являются более мобильными. С возрастом стабильно усиливается значимость первоочередных ценностей: жизни человека, семьи, порядка и общительности.
Анализируя ответы респондентов с разным уровнем образования, отметим, что наиболее сильно отличаются между собой группы людей с неполным средним образованием и незаконченным высшим (высшим) образованием. Для последних работа, инициативность и властность являются более значимыми, чем для первой группы респондентов. Среди всех выделяемых нами подгрупп (по полу, возрасту, семейному положению, образованию, региону и т. д.) приветствуют своевольность больше всего люди с незаконченным высшим образованием (2,48 балла). Ценностное поле близко у людей уже получивших образование — среднее специальное или высшее. Таким образом, вследствие получения образования человек осваивает и осознает систему ценностей, проецирует ее в систему принципов, которыми он руководствуется в своем поведении, создается стиль жизни. Полученные знания, умения, нравственные ориентиры формируют предпосылки социокультурного развития индивида, его благополучной жизни и деятельности в обществе.
Ценностные предпочтения населения Северо-Западного федерального округа в 2013 г., по возрастным группам и уровню образования
(взвешенные средние баллы по 5-балльной шкале)
Ценности 1озраст Образование
18— 30 лет 31— 60 лет 61— 90 лет Неполно е среднее Среднее, ПТУ Среднее специальное, техникум Незаконче нное высшее Высшее
Жизнь человека 4,61 4,69 4,82 4,51 4,66 4,77 4,56 4,71
Семья 4,51 4,64 4,73 4,59 4,66 4,69 4,44 4,60
Порядок 4,42 4,59 4,65 4,45 4,54 4,60 4,40 4,59
Общительность 4,41 4,48 4,61 4,33 4,54 4,50 4,41 4,48
Независимость 4,25 4,44 4,48 4,18 4,34 4,44 4,32 4,45
Благополучие 4,29 4,30 4,38 4,25 4,33 4,37 4,27 4,29
Работа 4,16 4,11 4,12 3,84 4,08 4,10 4,26 4,19
Свобода 4,12 4,14 4,21 4,00 4,24 4,12 4,13 4,15
Традиция 3,82 4,12 4,31 3,93 4,01 4,18 3,91 4,07
Инициативность 4,00 3,87 3,73 3,47 3,81 3,84 4,10 3,98
Жертвенность 3,56 3,76 3,99 3,70 3,81 3,77 3,61 3,73
Нравственность 3,53 3,47 3,44 3,35 3,43 3,44 3,55 3,54
Властность 2,83 2,46 2,26 2,22 2,43 2,53 2,95 2,54
Своевольность 2,37 2,24 1,88 2,16 2,27 2,20 2,48 2,16
* Ранжировано по колонке образование — высшее.
Источник: составлено автором по данным опроса населения СЗФО в 2013 г. (ИСЭРТ РАН). Методика определения ценностей Н.И. Лапин (ИФ РАН) [2].
Теперь обратимся к изучению ценностного пространства населения в зависимости от категории благосостояния респондента. В общем структура распределения ценностей внутри выделенных групп повторяет структуру по федеральному округу, однако существенно отличаются между собой сами группы по значимости тех или иных ценностей. Так, в группе нищих не ценится инициативность (разница с другими группами 0,34—0,53 балла), работа (0,35—0,61 балла), жертвенность (0,41—0,49 балла) и нравственность (0,42—0,65 балла). Инициативный человек — это энергичный человек, самостоятельно и правильно принимающий решения, готовый к активным действиям. Как показал анализ, чем больше благосостояние человека, тем больше он поддерживают инициативность, т. к. это неизменное свойство личности, которое помогает проявить себя в бизнесе, предпринимательстве, общественной, политической деятельности, науке, творчестве и стать таким
образом успешным в жизни человеком. Еще одной отличительной чертой самых обеспеченных слоев населения является поддержка ими ценности властности (взвешенный средний балл равен 3,23 балла, при значительной разнице с другими группами 0,66—0,84 балла), а работа стоит у них на третьем месте и входит в блок первоочередных ценностей (интегрирующее ядро), заменяя ценности порядка и общительности (интегрирующий резерв). У данных людей существует определенный настрой в жизни, поэтому им очень важно успешно реализовать себя и это происходит через принятие богатства, власти и известности. Наиболее многочисленная группа состоит из людей среднего достатка (62 %) их жизненные ценности имеют наименьшую плотность жизненного пространства: больше, чем остальные, они ценят жизнь человека, независимость, благополучие, традиции, жертвенность и нравственность, категорично относятся к своевольности. Таким образом, их можно рассматривать как основных носителей общественных отношений, доминирующей системы ценностей. Представляя собой социокультурную медиану общества, они отражают основные жизненные идеалы и стиль жизни данного общества.
Данные социологического исследования позволили выделить жизненные ориентиры населения Северо-Западного федерального округа. Сохранилась традиционная система ценностей — население высоко ценит жизнь человека, семью и порядок [5]. Происходит формирование нового типа общества, с новыми идеалами и стилем жизни. Необходима адаптация к новым социально-экономическим условиям, которые требуют инициативности и особой мотивации труда. Важным фактом ценностной ориентации населения явилось признание самоценности независимости и свободы. Нравственность и жертвенность оказались в оппонирующем дифференциале, карьерная составляющая не является приоритетной жизненной ценностью. Властность и своевольность отрицаются большинством жителей. Таким образом, становится очевидным, что ценностный аспект имеет особенное значение и является значимым с точки зрения не только мировоззренческого, но и социокультурного развития индивида и общества. Это обстоятельство
обусловливает необходимость обязательного их анализа и формирования адекватной системы ценностей. Потому что очень важен как характер социализации молодежи, так и характер взаимоучастия различных групп людей в сферах общественного производства. В итоге, система ценностей, норм и стиль жизни определяют тенденции функционирования и направления развития общества, уровень благосостояния населения и, в конечном счете, авторитет государства в мире.
Список литературы:
1. Валлет-Флоранс П. Стиль жизни // Маркетолог. — 2008. — № 8. — C. 18—30.
2. Лапин Н.И. Тяжкие годины России (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. — М., 1992. — № 1. — С. 30—31.
3. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация — 2010). Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2010. — 111 с.
4. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и общ. ред.: — М.: Academia, 2009. — 808 с.
5. Шабунова А.А., Гулин К.А., Ласточкина М.А. и др. Модернизация экономики региона: социокультурные аспекты. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. — 158 с.