УДК 316.752
А. Ю. АРЯСОВА,
кандидат политических наук, доцент, Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский инженерно-строительный институт», Российская Федерация, г. Астрахань
ДИНАМИКА БАЗОВЫх ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ астраханской ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В статье представлены результаты исследования динамики базовых ценностей населения Астраханской области на основе анализа результатов мониторинговых социологических исследований. В основу исследования положена методика построения функционально-ориентирующих кластеров базовых ценностей населения, разработанная Н. И. Лапиным. В ходе анализа уточнена структура каждого кластера. С целью выявления особенностей структуры каждого кластера ценностей астраханцев было выполнено сопоставление полученных данных с результатами аналогичных общероссийских исследований.
Ключевые слова: базовые ценности, функционально-ориентирующие кластеры, интегрирующий кластер, дифференцирующий кластер, интегрирующее ядро, интегрирующий резерв, оппонирующий дифференциал, конфликтогенная периферия.
Значительное число научных работ в гуманитарной сфере посвящено изучению ценностей и ценностных ориентаций - в области социологии, философии, психологии, а также междисциплинарных исследований. К проблеме ценностей общества обращались такие отечественные ученые, как Л. М. Архангельский [1], О. Г. Дробницкий [2], А. Г. Здравомыслов [3], В. П. Тугаринов [4], В. А. Ядов [5], В. Э. Бойков [6], М. К. Горшков [7], Н. А. Журавлева [8], Ж. Т. Тощенко [9] и др. Изучению вопросов формирования и структуры ценностных ориентаций в условиях трансформации общества посвящены работы ряда ученых, работающих в русле социокультурных региональных исследований. К примеру, в работах В. З. Шурбе ценности выступают в качестве критериев качества жизни [10]. Интерес к этой проблеме обусловлен важной ролью ценностей в жизни общества и его развитии.
С точки зрения социокультурного подхода, изменение ценностей и социокультурных традиций - процесс длительный и неоднозначный, зависящий от преобладающих в обществе в конкретно-историческое время ценностных ориентиров. Данный подход акцентирует внимание на исторически сформированных и устойчивых социально-ценностных структурах, задающих объективные границы трансформации общества, и выявляет привносимые куль-
турой новые аспекты реальности мира, порождающие новые ценностные смыслы понимания природы человека.
Ценности формируются при обладании мотивами, поскольку мотив есть реальное желание, которое активизировано внешней средой. Глубинная архе-типическая мотивация не может не осознаваться на рациональном уровне, она чаще продукт работы интуиции, коллективного бессознательного и поэтому может выражаться в системе приоритетных ценностей и в таких состояниях общественного сознания, как общественное мнение, общественное настроение, социальное самочувствие, а также в доминантах социального характера.
По мнению А. Н. Леонтьева, ценности могут играть роль целепобудителей, смыслообразующих мотивов [11, с. 224]. Он писал, что основной вопрос становления личности - превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. К элементам социальной структуры личности ученый относил степень овладения культурными ценностями общества, то есть духовный мир личности. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Эта ось организует иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру, фиксирующую устойчивую направленность личности на определенные ценности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности.
Специфика системы ценностных ориентаций состоит в том, что ее эволюцию можно проследить по траектории социального поведения агентов, выступающих носителями определенных ценностей, которая выражается при взаимодействии с социальной реальностью в соответствии с целенаправленным действием и воспроизводством. Содержание понятий «ценности» и «ориентации», которые составляют смысловое наполнение изучаемого понятия «ценностные ориентации», можно раскрыть следующим образом. Ценности -обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего государства. Ориентация - это определение своего положения в социальном пространстве и времени, умение разобраться в окружающей обстановке. Система ценностных ориентаций функционирует и изменяется в определенных полях: личностном, культурном и общественном, интегрированных в пределах единого информационного пространства. Другими словами, система ценностных ориентаций регулирует социальное поведение актора в рамках пространства, в котором культурное поле является посредником между личностью и обществом.
На основе вышеприведенных определений понятие «ценностные ориентации» можно трактовать как ключевой компонент массового сознания, относительно устойчивое отражение в сознании личности или какой-либо общности людей ценностей, признаваемых ими в качестве важных, необходимых,
полезных материальных благ и идеалов, стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Вместе с тем структура ценностей застывшим конструктом не является и обычно рассматривается как динамическая система, которая подчиняется определенным законам своего развития [12, с. 18]. Таким образом, нормы поведения людей определяются ценностными установками, совокупность которых формирует ценностное пространство, то есть структурирует среду. Проведенное исследование основано на широко применяемой методике изучения структуры ценностей, разработанной Н. И. Лапиным [13; 14; 15]. Целью этой методики является выявление кластеров ценностей, которые ориентируют поведение индивидов и иных социальных субъектов по отношению к основным функциям российского общества и его регионов как социокультурных целостностей [16, с. 28].
Целью представленного исследования является анализ результатов социологического исследования, направленного на выявление динамики в структуре базовых ценностей, проведенного исследовательскими группами под руководством и непосредственном участии автора. Для этого использовался метод интервью по месту жительства по Типовой методике «Социокультурный портрет регионов России», разработанный Центром изучения социокультурных изменений Института философии Российской академии наук (ЦИСИ ИФ РАН; руководители Н. И. Лапин, Л. А. Беляева). Нами подробно изучается второй этап, проведенный в мае-июне 2012 г. (N = 600), и проводится сравнительный анализ с результатами подобного исследования 2009 г. [14, с. 84]. Выборка стратифицированная, квотно-маршрутная. Квотируемые признаки: «пол», «возраст», «тип поселения», «этническая структура». Погрешность выборки составила 3 %. Обработка и анализ данных были проведены с использованием SPSS 17.0. Матрица разработана специалистами ЦИСИ ИФ РАН. Анализ включал осмысление и сопоставление региональных данных со вторичным анализом результатов всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России» (2010 г., N = 1163). Доступ к массиву разрешен членом-корреспондентом РАН Н. И. Лапиным. Измерение результатов проводилось с помощью средних величин, но для получения наиболее устойчивого соответствия была использована техника преобразования 11-балльной шкалы в 5-балльную. Опыт подготовки данного преобразования подробно объяснен и апробирован [17].
Ценностная структура населения региона, согласно методике Н. И. Лапина, представлена в виде 4 слоев: интегрирующее ядро, интегрирующий резерв, оппонирующий дифференциал, конфликтогенная периферия. В интегрирующее ядро входят основополагающие ценности людей. К слою интегрирующего резерва относят ценности второго порядка (запаса). В оппонирующем дифференциале находятся ценности, которые многие люди отказываются принять в качестве собственных ориентиров. Конфликтогенная периферия включает ценности, отрицаемые большинством. Базовые ценности разделяются на терминальные и инструментальные, с другой стороны, они подразделяются
на три культурных типа: традиционный, общечеловеческий, современный. В процессе анализа данных 14 изучаемых ценностей были разделены на два кластера: интегрирующий и дифференцирующий. Следует отметить, что интеграция рассматривается как основная функция базовых ценностей. В свою очередь, дифференциация основывается на меньшей части базовых ценностей и по своему функциональному предназначению направлена на сохранение и изменение структуры статусов и ролей. Внутри каждого кластера выделяют по два иерархических слоя. Составляющими интегрирующего кластера являются интегрирующее ядро и интегрирующий резерв, а дифференцирующий кластер представлен оппонирующим дифференциалом и конфликтогенной периферией [16, с. 31].
В таблице представлена структура ценностей населения Астраханской области по данным исследований, проведенным в 2009 и 2012 гг., основу которой составляет разделение базовых ценностей на интегрирующие и дифференцирующие, а также представлены сравнительные данные по Российской Федерации из вышеуказанного источника. В первом столбце названия 14 ценностей, во втором - средневзвешенные баллы, которые выражают степень согласия респондентов с каждым из указанных суждений, а в третьем столбце - места, которые ценности занимают в результате их упорядочения. Разбиение ценностей по кластерам и слоям организовано исходя из соответствия средневзвешенной оценки той или иной ценности соответствующему балльному интервалу (границы интервалов установлены методикой исследования [15, с. 70]).
При сопоставительном анализе двух волн мониторингового исследования в Астраханской области, в 2012 г. обнаружилось увеличение доли интегрирующего ядра и увеличение количества ценностей, входящих в него по сравнению с подобным исследованием, проведенным в 2009 г. Так, в 2012 г. в интегрирующее ядро ценностей в Астраханской области вошли такие ценности, как: 1) жизнь человека, 2) семья, 3) общительность, 4) порядок, 5) благополучие, 6) традиция. На первое место, так же как и в 2009 г., была поставлена «жизнь человека» - 4,78 балла, что всего лишь на 0,02 балла ниже общероссийских показателей 2010 г. Отмечаются незначительные вариации в оценках респондентов по Российской Федерации и Астраханской области. Признание «жизни человека» доминирующей ценностью может являться свидетельством как признания ценности и уникальности своего бытия, так и неповторимости и неприкосновенности жизни другого человека, его права на выбор ориентиров в жизни, реализацию своего жизненного плана. На наш взгляд, в условиях все более проявляющейся дегуманизации человеческих отношений, духовно-нравственного и морального кризиса в современном обществе, проявляющегося в социальной и духовной дискриминации граждан по различным признакам, усиления атомизации общества, подобный показатель может вызывать робкий оптимизм и надежду. Этот тезис имеет подтверждение, поскольку в 2009 г. средневзвешенный показатель ценности жизни по Астраханской области также выступал на первом месте и составлял 4,65 балла, что было всего лишь на 0,04 балла ниже общероссийского аналогичного показателя.
Сравнение ценностных предпочтений населения Астраханской области и Российской Федерации
Астраханская область, 2009 г. Астраханская область, 2012 г. Российская Федерация, 2006 г. Российская Федерация, 2010 г.
ценности баллы места ценности баллы места ценности баллы места ценности баллы места
1. Интегрирующий кластер ценностей: а) интегрирующее ядро (свыше 4,4 балла)
Жизнь человека 4,65 1 Жизнь человека 4,78 1 Семья 4,69 1-2 Жизнь человека 4,80 1-2
Семья 4,50 2 Семья 4,72 2 Порядок 4,69 1-2 Семья 4,79 1-2
Общительность 4,62 3 Общительность 4,51 3 Порядок 4,73 4
Порядок 4,55 4 Общительно сть 4,63 3
Благополучие 4,53 5 Благополучие 4,60 5
Традиция 4,46 6 Независимость 4,48 6
Свобода 4,44 7
Традиция 4,41 8
б) интегрирующий резерв (3,91-4,39 балла)
Общительность 4,35 3 Независимость 4,41 7 Жизнь человека 4,37 4 Работа 4,29 9
Порядок 4,32 4 Свобода 4,35 8 Традиция 4,34 5 Инициативно сть 4,14 10
Благополучие 4,28 5 Работа 4,03 9 Свобода 4,25 6 Нравственность 4,11 11
Традиция 4,21 6 Независимость 4,14 7 Жертвенность 4,07 12
Независимость 4,11 7 Работа 4,08 8
Свобода 4,09 8 Инициативность 4,00 9
Жертвенность 3,99 10
Дифференцирующий кластер ценностей: а) оппонирующий диффе эенциал (3,0-3,90 балла)
Работа 3,73 9 Жертвенность 3,84 10-11 Благополучие 3,68 11
Жертвенность 3,61 10 Инициативность 3,84 10-11 Нравственность 3,66 12
Инициативность 3,51 11 Нравственность 3,76 12
Нравственность 3,47 12
б) конфликтогенная периферия (2,99 балла и меньше)
Властность 2,17 13 Своевольность 2,47 13 Властность 2,25 13 Властность 2,77 13
Своевольность 2,03 14 Властность 2,45 14 Своевольность 2,06 14 Своевольность 2,48 14
Й к
к р
К «
р
о» р
СО о
м Е
х
К о К
к о
К!
К р
о о и о
к к
м
>
о н
>73 р
X р
к
о «
о К! о о»
и р
о н к
ю
Наблюдается стабильность в ранге ценности «семья» - второе место по Астраханской области как в 2009 г. (4,5 балла), так и с небольшим различием в 2012 г. (4,72 балла). В исследованиях по России этот показатель оказался выше на 0,07 балла.
Ценность «общительность» составила 4,62 балла, и разница с общероссийским показателем явилась незначительной - в 0,01 балла; ценность «порядок» набрала 4,55 балла, что по России выше на 0,18 балла. Примечательно, что по Астраханской области ценность «порядок», находившаяся в интегрирующем резерве в 2009 г. с показателем в 4,32 балла, поднялась в интегрирующее ядро, так же как и ценность «общительность». На наш взгляд, ценности «общительность» и «порядок», выражающие некую организованность общественной жизни, весьма актуальны в современных условиях институциональных трансформаций. В личном плане «порядок» может служить неким скрепом по выстраиванию межличностных и социальных отношений, поскольку учет различных социальных норм и правил поведения, а также соблюдение правовых норм, сохранение моральных устоев всегда высоко ценились в обществе. Подтверждением данного тезиса может служить тот факт, что ценность «благополучие» имеет 4,53 балла, что ниже общероссийского показателя лишь на 0,07 балла.
Любопытно, что ценность «традиция» по России в целом заняла восьмое место, и составила 4,41 балла, а в регионе - 4,46 балла. Следует отметить совпадение рангов ценностей в целом, но такие позиции, как «независимость» и «свобода», заняли шестое и седьмое места соответственно, а такая ценность, как «свобода», осталась в регионе на восьмом месте.
Как показали исследования, проведенные в 2009 г. в Астраханской области, интегрирующий кластер ценностей в регионе был представлен двумя ценностями: на первом месте оказалась «жизнь человека», на втором месте -«семья». По Российской Федерации в данном кластере были представлены ценности «семья» (4,69 балла), «порядок» (также 4,69 балла) и «общительность» (4,51 балла). Доля интегрирующего ядра в совокупной поддержке базовых ценностей в Астраханской области составила 17,25 %, в то время как по Российской Федерации - 25 %, что свидетельствовало о некоторой суженно-сти доли интегрирующего ядра базовых ценностей в Астраханской области. Данная тенденция сохранилась и в 2012 г.
Такие понятия, как «независимость» и «свобода», входящие в интегрирующий резерв ценностей по общероссийским исследованиям, в Астраханской области поднялись в интегрирующее ядро: «независимость» - 4,41 балла по Астраханской области и 4,48 балла по России; «свобода» - 4,35 балла по Астраханской области и 4,44 балла по России. Такая ценность, как «работа», вошла в интегрирующий резерв ценностей (4,03 балла по Астраханской области и 4,29 по России). Также в интегрирующий резерв ценностей вошли, по общероссийским показателям, «инициативность» (4,14), «нравственность» (4,11) и «жертвенность» (4,07). Данные позиции, согласно астраханским исследованиям, относятся к оппонирующему дифференциалу.
Дифференцирующий кластер включает в себя два слоя ценностей, расположенных в определенной иерархии, - это оппонирующий дифференциал и конфликтогенная периферия. Согласно исследованиям 2012 г. по региону в дифференцирующий кластер ценностей вошли «жертвенность» и «инициативность» - по 3,84 балла, «нравственность» - 3,76 балла (девятое-один-надцатое места ранжированных ценностей соответственно). Следует отметить, что в региональных исследованиях 2009 г. эти же ценности входили в оппонирующий дифференциал, а ценность «работа» с девятого места в 2009 г. (3,73 балла) поднялась в 2012 г. в интегрирующий резерв на пятое место с 4,03 балла. На наш взгляд, данная тенденция связана с общей непростой обстановкой на региональном рынке труда, когда население, с одной стороны, старается сохранить за собой «хорошую, с достойной оплатой» работу, а с другой - налицо актуальность поиска такой работы теми, кто в ней нуждается или хочет сменить место работы. Таким образом, если сравнивать первый слой дифференцирующего кластера 2009 и 2012 гг., можно отметить, что результаты практически не изменились. Ценности, относящиеся к оппонирующему дифференциалу, не являются отрицательными, но не обладают достаточной поддержкой со стороны населения.
Ценности, входящие в слой конфликтогенной периферии, отрицаются большинством населения. Согласно многолетним наблюдениям, проводимым в ряде регионов России и по стране в целом, Н. И. Лапин констатирует высокую устойчивость этого функционального слоя в социокультурном пространстве и времени. Как правило, его образуют «своевольность» и «властность» [16, с. 31]. По результатам исследования в Астраханской области в конфлик-тогенную периферию вошли, как и ожидалось, ценности «своевольность» и «властность» с тринадцатым и четырнадцатым местами ранжированных ценностей соответственно. По России «властность» выступила на тринадцатом месте и составила 2,77 балла, а по Астраханской области - на четырнадцатом месте (2,45 балла). Ценность «своевольность», в свою очередь, по Астраханской области составила 2,47 балла и заняла в оппонирующем дифференциале тринадцатое место, а по России «своевольность» с показателем в 2,48 балла оказалась на четырнадцатом месте. Это подчеркивает дифференцирующую функциональную направленность этих ценностей.
Сравнивая динамику региональных исследований 2009 и 2012 гг., отмечается незначительное уменьшение доли дифференцирующего кластера ценностей за счет перехода ценности «работа» в интегрирующий резерв. Ценности «властность» и «своевольность» остались в конфликтогенной периферии, что в целом свидетельствует о традиционно неоднозначном отношении населения к «традиционалистской своевольности (вседозволенности как псевдосвободы)» и общечеловеческой властности [17]. В целом полученные результаты по региону сопоставимы с результатами общероссийских исследований и говорят об увеличении доли интегрирующего кластера, а именно - увеличении доли интегрирующего ядра за счет перехода позиций из интегрирующего резерва.
Таким образом, в результате выполненного нами сравнительного анализа была выявлена функциональная структура ценностных ориентаций населения Астраханской области. Полученные данные были сопоставлены с результатами общероссийских и региональных исследований, что позволило выявить общие и особенные черты в структуре ценностных ориентаций исследуемых совокупностей. Общими чертами являются сходство общероссийских и региональных структур интегрирующего ядра и конфликтогенной периферии, что свидетельствует о достаточном единстве ориентиров ценностного сознания населения региона и России в целом. Особенными чертами в регионе являются черты иерархии, отражающие конкретную социокультурную обстановку в регионе и специфику ее историко-культурной эволюции.
Литература
1. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. - М. : Знание, 1978. - 64 с.
2. Дробницкий, О. Г. Моральная философия : избр. тр. / О. Г. Дробницкий. - М. : Гардари-ки, 2002. - 523 с.
3. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 223 с.
4. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Л. : ЛГУ, 1968. -124 с.
5. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3/4. - С. 158-181.
6. Бойков, В. Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения / В. Э. Бойков // Социология власти. - 2004. - № 2. - С. 28-36.
7. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 гг. / М. К. Горшков. - М. : Рос. полит. энцикл., 2003. -512 с.
8. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А Журавлева. - М. : Ин-т психологии РАН, 2006. - 335 с.
9. Тощенко, Ж. Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социол. исслед. - 2001. - № 6. - С. 3-15.
10. Шурбе, В. З. Социокультурные доминанты межпоколенного взаимодействия / В. З. Шурбе // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. - 2012. - № 10. - Т. 3. - С. 53-58.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 250 с.
12. Арясова, А. Ю. Ценностные ориентации молодежи в содержании государственной молодежной информационной политики / А. Ю. Арясова. - Астрахань : Сорокин Роман Васильевич, 2010. - 90 с.
13. Каргаполова, Е. В. Ценностные предпочтения населения Астраханской области / Е. В. Каргаполова // Изв. Саратов. ун-та. Сер. Социология. Политология. - 2012. - Т. 12, вып. 3. - С. 10-13.
14. Социокультурный портрет Астраханской области. Опыт социологического, экономического и политологического анализа / Е. В. Каргаполова [и др.]. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2010. - 307 с.
15. Лапин, Н. И. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация - 2010) / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. - М. : ИФРАН, 2010. - 111 с.
16. Лапин, Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н. И. Лапин // Социол. исслед. - 2010. - № 1. - С. 28-36.
17. Опыт подготовки социокультурных портретов регионов России : материалы III Все-рос. науч.-практ. конф. - Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. - 259 с.
A. J. ARYASOVA
DYNAMICS OF THE BASIC VALuES OF THE pOpuLATION IN ASTRAKHAN REGION (BASED ON A SPECIFIC SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Summary
The article presents results of investigation of the basic values structure of the population in Astrakhan region on the basis of results analysis of the monitoring sociological studies aimed to identify the dynamics in the basic values structure. The research is based on the method of construction functionally-focusing clusters of population basic values, which was developed by N. I. Lapin. During the analysis the structure of each cluster was verified. In order to identify the typical features in the structure of each cluster values of the population a comparison of the data with the results of similar studies nationwide was carried out.
Keywords: basic values, functionally-focusing clusters, integrating cluster, differentiating cluster, integrating core, integrating reserve, opposing differential, conflictogenic periphery.
Поступила 02.10.2015 г.