ББК 88.54:78.58
Э. Б. Кайгородова
ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Исследование молодежи как социальной группы предполагает ее рассмотрение как части общества, в частности будущего общества - будущих политиков, экономистов, управленцев. В большинстве зарубежных и отечественных исследований по изучению лидерской деятельности и руководству доминирует подход, рассматривающий лидерство либо как функцию группы, либо как ролевое поведение [1, с. 54-63]. Как правило, сами лидеры выявляются в процесе выдвижения их группой, а роль лидера основана на выполнении им широкого спектра социальных ролей. Подобные взгляды дают основание предполагать, что выполнение лидером социальных ролей требует наличия у него определенных личностных качеств. Качественная характеристика личности неизбежно предполагает различные уровни и степени ее выраженности в конкретных людях. Поэтому исследование проблемы, связанной с рассмотрением психологических условий развития лидерских качеств, имеет большое значение для выявления потенциальных лидеров в группе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что преобладание таких переменных, как «Самостоятельность», «Стимуляция», «Достижение », «Власть» в иерархии ценностей личности является одним из условий развития лидерских качеств у юношей и девушек.
Эмпирическое исследование состояло из двух этапов. На первом мы определяли личностный потенциал студента быть лидером, на втором происходило исследование психологических особенностей ценностей данных студентов. Мы предположили, что:
1. Существует взаимосвязь между ценностями личности и ее лидерским потенциалом.
2. Доминирование таких переменных, как «Самостоятельность», «Стимуляция», «Достижение» и «Власть» способствует высокой степени выраженности лидерских качеств у юношей и девушек в студенческой группе.
3. Существуют различия в наборе ценностей личности и, следовательно, в степени выраженности лидерских качеств у юношей и девушек.
В исследовании приняли участие 82 студента Астраханского государственного университета и Астраханского филиала Российского гуманитарного университета - исторического, физико-математического и психологического факультетов. Среди студентов 29 юношей, 53 девушки; из них русских - 52 человека, татар - 14 человек, казахов - 16 человек, мигрантов - 28 человек, коренных жителей - 54 человека.
Для достижения цели эмпирического исследования обосновано использование следующих диагностических методик:
1. Для выявления лидерского потенциала студентов - методика по выявлению лидерских качеств личности Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.
2. Для диагностики психологических особенностей ценностей личности - методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности, адаптированная на российской выборке В. Н. Карандашевым.
3. При обработке данных - статистические пакеты 8ТАТКТ1СА 6.0, 8Р88 12. В анализ включались описательные статистики, непараметрические критерии (Манна - Уитни, Краскала -Уоллеса), результаты корреляционного анализа.
Исследование показало, что существует взаимосвязь между ценностями личности и степенью лидерства - низкой, средней и высокой.
Мы придерживаемся следующего определения понятия ценностей - это явления, детерминирующие процесс познания человеком социального мира и осуществляющие психическую регуляцию поведения человека в социальной среде. Иными словами, ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности [2].
Проанализировав вышесказанное, мы выделяем основу в структуре ценностей личности:
1. Единичной ценности не существует. Человеку свойственно иметь целый ряд ценностей, которые не лишены структурности. Они образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют второстепенные (Б. Ф. Ломов, Э. Фромм, А. Маслоу, М. С. Каган).
2. Ценностные ориентации оказывают мотивационно-побуждающее, регулирующее, интегрирующее духовный мир, смыслообразующее, целеполагающее, социально ориентирующее, функциональное воздействие.
По своему функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Это и приводит к выводу о том, что ценности выражаются в поведении человека (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев). Следовательно, ценности личности могут выступать как мотив к какому-либо виду деятельности, в частности лидерской.
В нашем исследовании выявлены достоверные различия по переменным «Традиции», «Доброта», «Самостоятельность», «Стимуляция», «Достижение », «Власть».
Таблица 1
Влияние ценностей личности на степень лидерского потенциала юношей и девушек
(критерий Краскела - Уоллиса)
Переменная Степень лидерства Значения критерия Уровень значимости
Низкая Средняя Высокая
Традиции 5 5 8 14,579 0,0007
Доброта 3 3 5 8,112 0,0173
Самостоятельность 3 3 2 11,479 0,0032
Стимуляция 8 8 6 8,543 0,014
Достижение 5 4 2 32,233 0,000
Власть 8 7 6 7,337 0,0255
Согласно данным табл. 1, доминирование в иерархии ценностей таких переменных, как «Традиции», «Доброта» в меньшей степени является условием развития лидерских качеств у юношей и девушек.
Напротив, наличие таких переменных, как «Самостоятельность», «Стимуляция», «Достижение» и «Власть» способствует высокому потенциалу развития лидерских качеств у студентов.
Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интреакционных потребностей в автономности и независимости [3]. Согласно функциям, которые выполняет лидер студенческой группы, такие качества, как самостоятельность, независимость, самоконтроль и самоуправление в большей степени способствуют эффективному выполнения данных функций, в чем и заключается роль лидера студенческой группы.
Стимуляция. Как тип ценностей является производной от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям [3].
Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей - личностный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение [3]. Доминирование данной ценности в иерархии ценностей личности студента является одним из условий развития таких личностных качеств, как справедливость и объективность в оценке, чуткость, внимательность, доступность, уважение, доверие и обдуманность по отношению к членам группы, поскольку в выполнении своей роли лидер в своих действия прежде всего должен ориентироваться на запросы группы.
Власть. Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей «Доминантность» - «Подчиненность». Опеределяющая цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля и доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание) [3]. Доминирование данной ценности в иерархии ценностей личности студента является одним из условий развития таких личностных качеств, как авторитетность, требовательность, умение направлять, наставлять и т. д.
Табл. 2 наглядно показывает доминирование высокой степени лидерского потенциала у юношей по сравнению с девушками.
Таблица 2
Различия в доминировании личностных ценностей и степени выраженности лидерских качеств у юношей и девушек
Переменная Юноши Девушки Значение критерия Уровень значимости
Степень лидерства (значения медиан) 31 26 -3,13992 0,001467
Доброта 4 3 -3,02830 0,002991
Власть 6 8 2,16541 0,031828
Данные табл. 2 подтверждают нашу теоретическую гипотезу о преобладании лидерства у мужчин вследствие таких причин, как:
1. Особенности социализации, дифференцированной по половому признаку.
2. Стереотипизация поведения.
Выводы
По результатам эмпирического исследования условий развития лидерских качеств у современных студентов можно сделать следующие выводы.
1. Существует взаимосвязь между ценностями личности и степенью выраженности лидерских качеств.
2. Доминирование в иерархии ценностей личности, таких переменных, как «Самостоятельность», «Стимуляция», «Достижение» и «Власть» способствует высокой степени выраженности лидерских качеств у юношей и девушек в студенческой группе. Напротив, доминирование таких переменных, как «Доброта» и «Традиции» предполагает низкую выраженность данных качеств.
3. Выявлены достоверные различия в личностных ценностях у юношей и девушек. Ценность «Доброта» в большей степени присуща девушкам, ценность «Власть» ярко выражена у юношей. Выявлены также различия по степени выраженности лидерских качеств у юношей и девушек. Юноши характеризуются более высокой выраженностью данных качеств, чем девушки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство, 1973.
2. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. - 2001. - № 3. - С. 26-36.
3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 72 с.
Статья поступила в редакцию 23.07.2007
VALUES OF THE PERSON AS A CONDITION OF THE DEVELOPMENT OF LEADER'S QUALITIES OF YOUNG MEN AND GIRLS
E. B. Kaygorodova
Leaders come to light through the process of promotion by their group, and the role of the leader is based on his performance of a wide spectrum of social roles. Therefore, the leader has to possess some certain personal characteristics. T aking into consideration that values of the person as a class of steady motivation formations, expressed in the behaviour of the person, it is revealed that there is an interrelation between values of the person and leader's potential; domination in the hierarchy of values of the person of such variables as independence, stimulation, achievement and authority promotes a high degree of expressiveness of leader's characteristics (both young men and girls): the variable "kindness" is more peculiar to girls, the variable "authority" has bright expressiveness at young men; young men are also characterized by greater expressiveness of leader's characteristics rather than girls, that is connected with a number of reasons: peculiarities of socialization, differentiated to a sexual attribute, and also stereotyping of behaviour.
Key words: leader, social roles, values of the person, leader’s potential, variables, independence, stimulation, achievement, authority, kindness.