Научная статья на тему 'Ценности личности: философский и психологический анализ понятия'

Ценности личности: философский и психологический анализ понятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8547
1010
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUABLE INSTALLATION / VALUE-BASED ATTITUDE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сурженко Лариса Викторовна

В статье рассматривается проблема становления и развития ценностей, анализируются теоретические подходы к пониманию ценностей и ценностных ориентаций личности в философии и психологии, раскрывается сущность и роль ценностей в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF PERSONALITY: PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT

The article addresses the problem of the formation and development of values, examines the theoretical approaches to understanding the values and value orientation of personality in philosophy and psychology, reveals the essence and the role of values in personal development

Текст научной работы на тему «Ценности личности: философский и психологический анализ понятия»

УДК 159.9.01

ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

UDC 159.9.01

VALUES OF PERSONALITY: PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT

Сурженко Лариса Викторовна

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассматривается проблема становления и развития ценностей, анализируются теоретические подходы к пониманию ценностей и ценностных ориентаций личности в философии и психологии, раскрывается сущность и роль ценностей в развитии личности

Ключевые слова: ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА, ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Surzhenko Larisa Victorovna

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article addresses the problem of the formation and development of values, examines the theoretical approaches to understanding the values and value orientation of personality in philosophy and psychology, reveals the essence and the role of values in personal development

Keywords: VALUES, VALUE ORIENTATIONS, VALUABLE INSTALLATION, VALUE-BASED ATTITUDE

Феномен ценностей является наиболее противоречивым и неоднозначным для изучения. В существующей на сегодняшний день литературе, посвященной данной проблематике, понятию ценность, его определению и содержанию уделяется достаточно большое внимание, причем понимание ценностей представлено в многообразии различных, альтернативных подходов и концепций.

Несмотря на то, что слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам, раздел философии, занимающийся исследованием ценностей, обрел свою самостоятельность относительно недавно.

Процесс формирования аксиологии как особого философского раздела начался в Новое время, однако уже в античном мире существовали определенные представления о сущности и происхождении ценностей. В традициях древнегреческого мировидения ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности не отделялись от бытия, а рассматривались как нечто, находящееся в нем изначально и обязательно. В Средние века ценности связывались с божественной сущностью (так как полагалось, что человек

существует во имя Бога). Эпоха Возрождения, напротив, на первый план выдвигала ценность человека и человеческие ценности.

Отношение к ценности как к самостоятельной философской категории начинается в середине 19 в. с трудов Г. Лотце. Ценности относятся им к сфере долженствования: «ценностные определения» относятся к тому, «что быть должно», т.е. к миру должного, к миру «идей полноценного, святого, доброго или прекрасного»[1] .

Большой вклад в разработку проблемы ценностей был сделан основателем классической немецкой философии И. Кантом. По И. Канту, все ценности (принципы, идеи) являются чистыми формами, то есть они находятся в духе в силу своей априорности и поэтому могут претендовать на всеобщую значимость. Так, моральное поведение является всегда моральным законом, который предписывает не то, что человек должен хотеть, а только то, как он должен хотеть.

Другой представитель классической немецкой философии - Г.Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей на утилитарные и духовные. Утилитарные (экономические) ценности выступают как товары. Эти ценности всегда относительны, то есть зависят от спроса, от вкуса публики и т. п. Духовные же ценности Г. Гегель связывал со свободой духа. Абсолютные ценности «духовны по своей природе»[9].

В начале двадцатого столетия, когда аксиология стала общепризнанным самостоятельным философским разделом, сформировалось несколько специфических теорий ценностей: натуралистический психологизм, аксиологический трансцендентализм, персоналистический онтологизм и социологическая концепция ценностей.

Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи, Р. Перри и др.). Представители этого направления настаивали на субъективизации понятия ценности в идеалистическом аспекте. Источники ценностей они связывали с биологическими и психологическими потребностями человека, а сами

ценности трактовали как возможные факты эмпирической реальности. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд , Г. Коген и др.). Согласно учению В. Виндельбанда, мир состоит из двух сфер: действительности (эмпирически данные факты) и ценностей (идеальные нормы). Ценности при этом не обладают бытием, не существуют, они -значат. С точки зрения В. Виндельбанда, всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Ценность - это не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект - «сознание вообще» (сознание как источник и основа всяких норм). Согласно Г. Когену, истинные ценности порождает «чистая воля», носителем которой опять же является не индивидуальный, а трансцендентальный субъект.

Самое фундаментальное исследование в области аксиологии в ХХ веке принадлежит Максу Шелеру, представителю персоналистического онтологизма. Он полагает, что ценность - это феномен, которого нет вне направленности на него сознания субъекта. Ценность, будучи объективной, по сути, обнаруживает себя только в эмоциональном созерцании и не может быть выражена в формах логического мышления. Познание ценностей основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти. Это познание предстает в виде специфических функций и актов, которые резко отличаются от всякого восприятия и мышления. Сущность всякого познания ценностей составляет именно акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются ранги ценностей. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением

чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности - это ценности прекрасного и познавательные ценности. Высшей ценностью является ценность святого, или божественного, которое единит и связывает всех причастных к нему и дает наиболее глубокое удовлетворение.

Социологическая концепция ценностей была разработана немецким мыслителем М. Вебером. С точки зрения М. Вебера, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Он обозначил главной чертой ценности историчность, полагая, что она есть лишь выражение общих установок своего времени. М. Вебер впервые определяет влияние ценностей на характер культуры общества, сравнивая их со стрелочником, который указывает путь, по которому развивается динамика интересов.

В российской философской мысли, как и в зарубежной, пристальный интерес к теории ценностей также возник во второй половине XIX века, хотя определенные идеи относительно сферы ценностей высказывались в трудах философов задолго до этого. Среди исследовательских проблем в рамках ценностной проблематики русских философов в первую очередь привлекала ценностная триада - Истина (Правда), Добро и Красота. Наиболее разработана данная проблема в работах русских религиозных философов В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Н.О. Лосского и д.р. Природа ценности представителями этого направления трактуется как божественная. В.С. Соловьев пишет о том, что в Боге воплощается величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота.

В советском марксистском подходе к пониманию сущности ценности можно четко разграничить три позиции. Первая позиция наиболее ярко выражена в работах В.А. Василенко, вторая - в научных трудах И.С. Нарского, а третья - в философских работах В.П. Тугаринова и О.Г. Дробницкого [8].

Согласно первой позиции, ценность определяется как значимость объектов реальности для индивида, способность этих объектов удовлетворять его потребностям. Тем самым осуществляется отождествление феномена ценности с категорией полезности. Бытие ценности, по мнению сторонников данной позиции, принадлежит реальному миру и практике. В рамках второй позиции под ценностями понимаются высшие общественные идеалы. В соответствии с данной позицией «ценности являются уже не средством, а целью, не сущим, а должным»[9]. Третья позиция является компромиссной. Ценность определяется как двойственный феномен - и как значимость, и как идеал.

Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место. Понятию «ценность», как составляющей личности придается неодинаковое значение в различных психологических школах.

Для бихевиористов «этика, мораль и ценности — не более чем результат ассоциативного научения» [11].

Классический психоанализ 3. Фрейда концентрирует внимание на внутренних биологических факторах развития личности. Теория З. Фрейда представляет собой набор как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельностей и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.

Социальные аспекты развития личности, лишь косвенно затрагиваемые 3. Фрейдом, получили дальнейшее развитие в работах его последователей — А. Адлера, Э. Фромма.

В индивидуальной психологии А. Адлера важное место занимает концепция «социального интереса», понимаемого как чувство общности, стремление вступать в социальные отношения сотрудничества, как

источник активности личности, противопоставляемый либидо З. Фрейда. Социальный интерес формируется в процессе идентификации и развивается в трех основных сферах жизни: в деятельности, любви и отношении Я-ТЫ.

По мнению Э. Фромма, человек оказывается связанным с миром посредством процессов ассимиляции (приобретая и потребляя вещи) и социализации (устанавливая отношения с другими людьми). Особенности проявления и соотношения этих процессов формируют тот или иной тип социального характера, принадлежность к которому и определяет направленность личности на соответствующую систему ценностей.

Таким образом, в развитии представлений о личности в приведенных теориях выявляется определенная общая закономерность, которая заключается в постепенном принятии идеи о социальной обусловленности поведения человека и, соответственно, обращении к проблеме ценностных ориентаций. Однако наибольшее значение ценностные ориентации личности имеют в гуманистической и экзистенциальной психологии.

A. Маслоу, рассматривая ценности как результат психических особенностей и здоровья индивида, выделяет в особую группу гомеостатические ценности (мир, спокойствие, сон, отдых, защита, отступление и даже желание смерти), называя их «незрелыми» или «пограничными». Он утверждает, что такие ценности не являются главными для здоровой личности. Высшая человеческая природа устремлена не к гомеостазу, а к самореализации, считает ученый, поэтому ее отличает стремление к «Б-ценностям» или ценностям Бытия. Б-ценности (истина, божественность, красота, целостность, жизненность, уникальность, совершенство и т.д.) способны наполнить существование индивида смыслом [5].

B. Франкл полагает, что бытие смыслов и ценностей объективно, но усматривается индивидами неповторимым, уникальным образом.

Представляет интерес и классификация ценностей, предложенная В. Франклом, в которой выделяются «ценности творчества», «ценности переживания» и «ценности отношения». Эти группы отражают три основных направления, какими человек может найти смысл в жизни. Первый связан с тем, что индивид дает миру в своих творениях, второй - с тем, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях и третья - с тем, какое место он занимает по отношению к своей ситуации в том случае, если он не может изменить судьбу. Данная классификация как нельзя точнее выражает субъектно-объектную сущность ценности [10].

По мнению М. Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений

личности (В. Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с установками (Д. Н. Узнадзе, К. Д. Давыдова).

Леонтьев Д.А. определяет ценность как «идеальную модель должного» (желательного), отражающую опыт жизнедеятельности

социальной общности, присвоенную и интериоризованную субъектом в процессе его участия в общественной практике, указывающую направление желательного преобразования действительности субъектом и выступающую имманентным источником жизненных смыслов, которые объекты и явления действительности приобретают в контексте должного. Смыслообразующая функция личностных ценностей проявляется как в ситуациях мотивообразования - выбора направленности актуальной деятельности, - так и в порождении других смысловых структур... » [4]. Личностные ценности характеризуются автором как устойчивые, внеситуативные, обобщенные мотивационные образования, функцией которых является опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретно-ситуативных мотивов. Ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.

Содержанием личности, по В. Н. Мясищеву, является совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей [6]. Ценности субъекта В.Н. Мясищев обозначил как осуществляемый в субъект-объектном взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другими. Среди принятых в обществе ценностей каждый индивид выбирает наиболее важные для себя и ориентируется на них.

Проблема ценностных отношений в отечественной психологии впоследствии трансформировалась в проблему ценностных ориентаций.

Понятие «ценностные ориентации» впервые в отечественной социологии и социальной психологии определено А. Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым: «Под ценностной ориентацией мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества... Понятия ценностных ориентаций весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [3]. Они считают, что наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность.

В дальнейшем многие исследователи стали соотносить ценностные ориентации с понятием установки. Так, И. С. Кон называет ориентацию на какие-то социальные ценности - ценностной, а саму ориентацию -системой установок, в свете которых человек воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий.

К. Д. Давыдова соотносит понятия «социальная установка» и «ценностные ориентации» следующим образом:

1. Социальная установка - это фиксированная установка на социальные объекты, формирующаяся на основе потребности, среды и социальных ожиданий. В основу социальной установки положен прошлый опыт общества (группы) и личный опыт индивида. Социальная установка включает в себя отношение, которое всегда имеет оценочную сторону и может быть выражено принятием, непринятием и индифферентностью.

2. Ценностная установка - социальная установка, направленная на значимый для субъекта и общественности объект материальной и духовной культуры общества.

3. Ценностные ориентации - это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определенную, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности [2].

Н.Ф. Наумова [7] выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира.

Таким образом, исследование проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели

(терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности отражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни человека. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Литература

1. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории // Астрахань: Изд-во АГУ, 2004.- 282 с.

2. Давыдова К.Д. Социальная установка как психологический феномен //Социальная психология и философия. - М., 1975.- С.63-64.

3. Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации /А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов// Социология в СССР. Т.2.- М.: Мысль, 1966.-С. 197198.

4. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психол. обозрение. -1998. - № 1. - С. 13-25.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.208-118.

6. Мясищев В.Н. структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982.- С.35-38.

7. Наумова И.Ф. Социологические и психологические аспекты

целенаправленного поведения. - М., 1988. - 199с.

8. Прокудина Д. А. Особенности теоретико-методологических подходов к социологическому анализу ценностей // Ломоносовские чтения 2004 г./ Сборник статей аспирантов "Россия и социальные изменения в современном мире". Т.1. -М.: МАКС Пресс, 2004.

9. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. / Сост.: Печенкин А. А.- М.: Логос, 1996.- 397 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / В. Франкл // Доктор и душа. - СПб.: Изд-во «Ювента», 1997. - С. 13-152.

11. Яницкий М. С. Ценностные ориентиры личности как динамическая система // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.- 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.