Научная статья на тему 'Научные подходы к исследованию понятия «Ценностное отношение»'

Научные подходы к исследованию понятия «Ценностное отношение» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2896
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / VALUE / VALUE GRASP OF A PERSONALITY / VALUABLE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев А. В.

В статье рассмотрены философские, психологические, педагогические подходы к исследованию понятия «ценностное отношение», определены приоритетные объекты ценностного отношения, показано значение ценностного отношения студентов вуза как интегративного критерия развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE RESEARCH OF THE NOTION VALUEABLE ATTITUDE

In the article philosophical, psychological, pedagogical approaches to the research of the notion valuable attitude are considered, privileged objects of valuable attitude are defined, the meaning of valuable attitude of college students shown as integrative criteria of personality's development.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к исследованию понятия «Ценностное отношение»»

и должно обучаться в процессе деятельности. Лидерство развивается в результате опыта, причем процесс изучения лидерства или обучение ему непрекращающийся. Лидерами не становятся вдруг. Ни один лидер не может остановиться в обучении тому, как быть успешным лидером [14, с. 190]. С. и Т. Кучмарские выделяют десять показателей ценностного лидерства, которые соответствуют шести принципам Г. Фейрхольма, расширяя и дополняя их. К этим показателям относятся: создание (строительство) межличностных взаимоотношений; знание личных целей каждого субъекта лидерского процесса; чувство членства в группе, принадлежности к социуму; разрешение меж-субъективных конфликтов; обучение лидерскому поведению других индивидов; создание возможностей для реализации способностей последователей; формирование команды (единомышленников); диалогичность, взаимодействие с обратной связью; соединение внутренней культуры с внешним представлением; демонстрация увлеченности и поддержка разнообразия [14, с. 191].

В теориях ценностного лидерства Г. Фейрходьма и Куч-марских много общего. Они дополняют и расширяют друг друга. В этих теориях лидерство рассматривается не с точки зрения структуры или системы, а с точки зрения меж-субъектных отношений. В прежних теориях тоже выделялись некоторые основные ценности в модели лидерского поведения, но они не определяли сущности этих теорий. Ценностные теории пытаются иначе взглянуть на процесс лидерства, видя в нем основу для создания нового мышления и поведения. Во-первых, в этих теориях исследователи вернулись к личности. Но, если в начале пути лидерские черты рассматривались как

врожденные, неизменные, а лидер имел дело с «ведомыми», которым отводилась пассивная роль, то в ценностных теориях он предстает как постоянно развивающаяся личность, действующая в динамичном контексте с активно участвующем в процессе лидерства последователями. Во-вторых, новизна ценностных моделей лидерства Г. Фейрходьма и Кучмарских состоит не столько в особенностях каких-либо элементов их теорий, сколько в разработке конкретных методик подготовки ценностных лидеров, направленных на развитие личности самого лидера, последователей и их лидерских способностей, а так же на создание особой культуры группы, внутри которой возможно существование и развитие ценностного лидерства.

Анализ научной литературы показывает, что хронологически появление различных определений лидерства совпадает с развитием тех или иных теорий. Так, в первом периоде, когда изучалась личность лидера, использовались определения лидерства как центра групповых процессов и как проявления личностных черт. Во втором периоде, когда изучался поведенческий аспект лидерства, многие авторы определяли его как искусство достижения согласия, целей и решения задач или как действие и поведение. На третьем этапе, связанном с развитием теорий, изучающих социальный и ценностный контексты лидерства, наиболее популярными стали определения лидерства как взаимодействия, умения убеждать, как инициирование структуры или как результат дифференциации ролей. Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день проведено достаточно большое количество исследований по проблеме лидерства, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство.

Библиографический список

1. Шейнов, В.П. Психология лидерства и власти. - М.: Ось-89, 2008.

2. Русалинова, А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления / под ред. А.С. Пашкова. - Л., 1980.

3. Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1996.

4. Fairholm, G.W. Values Leadership. Toward a New Philosophy of Leadership / G.W. Fairholm. - N.Y., 1991.

5. Hersey, P. Management of Organizational Behavior: Leading Human Resources / P. Hersey, K. Blanchard. 8th ed. Prentice Hall, 2000.

6. House, R.J. Path — Goal Theory of Leadership / R. J. House, T. R. Mitchell // Journal of Contemporary Business. - 1974. - № 3.

7. Mitchel, R. People in Organizations: Understanding Their Behavior. McGrawHill, 1978.

8. Vroom, V.H. The New Leadership / V.H. Vroom, A.G. Jago. Prentice Hall, 1988.

9. Абашкина, Е.Б. О теориях лидерства в современной политической психологии / Е.Б. Абашкина, Ю.Н. Косолапова // Психология и психоанализ власти. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1999. - Т.1.

10. Stogdill, R.M., Shartle, C.L. Methods in the Study of Administrative Leadership / R.M. Stogdill, C.L. Shartle. - Colombus, 1955.

11. Hollander, E. Emergent Leadership and Social Influence // Leadership and Interpersonal Bahavior. - N.Y., 196L

12. Hollander, Е.Р. Conformity, Status, and Idiosyncrasy Credit // Psychological Review. - 1958. - № 65.

13. Fairholm, G.W. Values Leadership. Toward a New Philosophy of Leadership. - N.Y., 1991.

14. Kuczmarski, S., Kuczmarski, Th. Ibid.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 001.4

А.В. Афанасьев, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected] НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ»

В статье рассмотрены философские, психологические, педагогические подходы к исследованию понятия «ценностное отношение», определены приоритетные объекты ценностного отношения, показано значение ценностного отношения студентов вуза как интегративного критерия развития личности.

Ключевые слова: отношение, ценность, ценностные ориентации личности, ценностное отношение.

Что бы человек ни делал, в каких бы условиях ни действовал, он всегда выражает свое отношение к предмету или процессу деятельности. Такое отношение всегда ценностно ориентированно. Проблемой ценностных отношений занимаются исследователи ряда дисциплин: философии, аксиологии, общей психологии, философской и куль-турной антропологии, педагогики, педагогической аксиологии и педагогической психологии. Это объясняется тем, что именно система ценностей, ценностных отношений и ориентаций определяет осо-

бенности и характер взаимоотношений личности с окружающим миром, регулирует поведение личности. «Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» [1, с. 36] - писал К. Маркс, подчеркивая, что именно отношения индивида составляют содержание его личности.

В философии отношение характеризуется как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира, как способ сопричастного бытия

вещей, способствующий выявлению и реализации скрытых в них свойств (А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов). Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. Поскольку в философии понятие «значение» близко понятию «ценность», это означает, что объектами ценностного отношения выступают значимые для человека предметы и явления или их свойства, удовлетворяющие потребности субъекта.

Конкретная ценность (значение) объекта возникает тогда, когда субъект всту-пает во взаимодействие с объектом в процессе той или иной человеческой деятельности, выступающей средством формирования и развития отношений личности. По мнению К. Маркса, только в деятельности ценность получает свое актуальное существование. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение.

Ценностные отношения противоречивы по характеру. Они одновременно объективны (предметны), так как отражают объективную действительность, объективные связи, в которые вступает человек с окружающими его людьми и предметами, и субъективны (духовны), так как существует в сознании субъекта и отражают то, как он сам относится к действительности. Объективная (предметная) связь отражает рациональный характер отношений. Субъективная личностно-переживаемая связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми свидетельствует об эмоциональной природе ценностных отношений.

Содержанием субъективной стороны отношений выступают интересы, стремления, потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности и выступают побудительной причиной действия.

Отношение в философии рассматривается как ценностная позиция, которая отражает взаимосвязь личностных (индивидуальных) и общественных значений. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры, то индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и культуры. Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами -ценностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру. Наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственнодуховное.

Ценностное отношение человека возникает в ситуации свободного выбора и отражает его предпочтения относительно определенной системы ценностей. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь (Э. Фромм). Характеристиками ценностного отношения являются бескорыстие, душевное стремление и добровольный свободный выбор, связанный с чувством удовольствия, радости, душевного подъема (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов).

Ценностное отношение определяется учеными (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыс-лов, М.С. Каган,

В.И. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.Т. Харчева,

З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.) через целый ряд признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания, а именно через: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность и т. д. Структура ценностного отношения представлена в философии как многоуровневая. Ее основными элементами являются первичный слой желаний; выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долго-

временным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентации других людей (А.Г. Здравомыслов).

Ценностное отношение, таким образом, имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной. Ценностное отношение исторически рассматривается в философии как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

В психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. В отечественной психологии термин «отношение» появился после работ А.Ф. Лазурского, который, вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как его внешнюю сторону, представил последнюю в виде системы отношений субъекта к действительности.

Принято считать, что А. Ф. Лазурский ввел в психологию понятие отношений личности и выделил пятнадцать групп отношений, в основе которых лежат наиболее значимые для человека объекты реальной действительности: природа,

общество, ценности, люди.

Этот вклад ученого в развитие психологической науки признали психологи С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев. В середине 60-х годов прошлого века Б.Г. Ананьев обратил внимание на то, что в науке имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов, - изучение мотивации поведения и поиск ее социальных детерминант, в частности, разработка проблемы внутренней регуляции (то есть саморегуляции) поведения. Исходным пунктом при этом являлось представление о «действующем субъекте», его целостности, его структуре и механизмах функционирования. Одной из первых попыток воплощения данного принципа в развернутую теорию явилась концепция отношений личности, предложенная В.Н. Мясищевым.

Термин «отношение» В.Н. Мясищев отстаивал в качестве важнейшего для пони-мания личности. В своем главном труде «Личность и неврозы» он писал: «Наши много-летние исследования позволили установить, что важнейшей характеристикой личности является система ее сознательных жизненных отношений, как в норме, так и патоло-гии» [2, с. 16].

Отношение, утверждал ученый, выступает единицей психического анализа лич-ности: с одной стороны отношения определяют психическую форму отражения окру-жающего мира человеком, вместе с тем взаимоотношения с другими людьми в про-цессе общения и деятельности развивают и обогащают самого человека. По мнению В. Н. Мясищева, «... понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, ... оно представляет самостоятельный класс

психологических понятий» [3, с. 352].

В.Н. Мясищев определял отношение следующим образом: «Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности» [3, с. 48-49]. Исследуя отношения человека, ученый выявил связь этого феномена с такими психическими структурами, как потребность, эмоция, установка, интерес, убеждение, оценка, деятельность, темперамент, характер и личность в целом. Он пришел к выводу, что отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном плане. Без эмоции нет отношения или лучше сказать, су-ществует то, что называется безразличием и равнодушием.

Целостность личности, по мнению В.Н. Мясищева, обеспечивается «ансамблем отношений». Все многообразие отношений он объединил в три группы: 1)отношения

к явлениям природы или миру вещей, 2) отношения к людям и общественным явлениям, 3) отношения индивида к самому себе как субъекту личности. При этом «восприя-тие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему» [3, с. 207-208].

На основе сопоставления личностью своих действий и поступков с образцами, с нормативной оценкой образуются оценочные отношения, которые неразрывно связаны с сознательным мышлением и разумной волей человека.

Рассматривая динамику отношения, он определил уровни его развития: условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных (положительных или отрицательных) реакций на различные раздражители; конкретноэмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.п.; конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру; собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности.

В.Н. Мясищев подчеркивал, что отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. Таким образом, сознательность - это существенное свойство отношений человека. Однако, не-смотря на то, что отношение человеком всегда осознается, мотивы или источники его могут не осознаваться. При этом автор допускает, что первоначально отношение может быть бессознательным или неосознанным, ибо «это закономерный путь формирования всего сознательного: сразу или постепенно оно осознается, наиболее развитое отношение осознано и мотивировано» [3, с. 108-109].

Дифференцируя понятия «отношение» и «установка», ученый отмечал, что установки можно рассматривать как неосознанные отношения, а отношения как осознанные установки, ибо и установка, и отношение относятся к психическим структурам «не врожденным и не унаследованным, а возникающим, образующимся в процессе наработки человеком индивидуального опыта» [3, с. 348]. При этом установка как динамический стереотип полностью определяется прошлым опытом, а сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего.

В методологическом отношении ценным является тезис

В.Н. Мясищева о том, что предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. При этом он выделяет непосредственное отношение, которое определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности, а также активным или пассивным психофизиологическим состоянием организма человека, и опосредствованное, которое определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. На основании всего сказанного В.Н. Мясищев делает вывод, что «функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь при наличии его активноположительного отношения к задаче [3, с. 27].

Таким образом, отношение, в понимании В.Н. Мясищева, - это:

- одна их сторон психической жизни человека, психическое образование, выражающее активную, избирательную позицию личности и определяющее ее индиви-дуальные характеристики, индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков (при этом, чем более значим для личности объект отношений, тем большей активностью характеризуются составляющие отношения психические процессы);

- продукт природного и общественно-исторического развития, благодаря чему у человека отношения перешли во вторую сигнальную систему, что обусловливает возможность их целенаправленного формирования, а также самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования на протяжении всей жизни. Связь отношения с такими психологическими феноменами как потребности, установки, интересы, оценки

и убеждения, делает возможным формирование первых через управление развитием вторых;

- движущая сила развития личности; потенциал, проявляющийся сознательной активностью в действиях и деятельности человека. Многократное повторение действий приводит к формированию у индивида устойчивых навыков деятельности (отсюда следует, что включение человека в деятельность, как теоретическую, так и практическую, будет способствовать формированию его отношений и их проявлению на различных уровнях.

Понятие отношение, независимо от работ В.Н. Мясищева и в связи с ними, ис-пользуется также в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К.Н. Корнилова,

А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна,

Б.М. Теплова, П.М. Якобсона. Исследования данных психологов касаются сущности, структуры и социально-психо-логической наполняемости рассматриваемой категории.

Наиболее полно концепция отношений личности получила свое развитие в исследованиях В.С. Мерлина, которому принадлежит заслуга в разработке вопроса о взаимосвязи социально типичных отношений личности с мотивами деятельности, а также о роли отношений - наряду со свойствами нервной системы и темперамента - в формировании индивидуального стиля деятельности.

Достаточно подробно и системно категория «отношение» рассматривается А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским. Понятие «отношение», по их мнению, обладает содержанием, побуждающим признать за ним категориальное достоинство. Авторы выделили сущностные признаки категории «отношение», такие как: заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (по-зитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия.

В разработанной А.Н. Леонтьевым концепции о личностном смысле деятельнос-ти отношение к другому человеку, в целом к миру рассматривается как основополагаю-щий критерий смыслового развития личности. По утверждению А.А. Бодалева, система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, характер, темперамент, способности. На этом основании проблема отношений, утверждает автор, всегда актуальна и в теоретическом, и в практическом смысле. По мнению В. Г. Маралова, система отношений в совокупности с жизненными стратегиями проявляется как зрелость личности, что позволяет человеку активно и адекватно взаимодействовать с окружающим миром, преодолевать возникающие затруднения, достигать поставленных целей без нанесения ущерба окружающему миру.

Психологической наукой доказано, что отношения:

- выступают качественными характеристиками личности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин);

- определяют характер принятых личностью целей для руководства и собственного участия в ней; способствуют пониманию смысла и значения выполняемых действий; объясняют поведенческие реакции человека (К.А. Абульханова,

A.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.);

- активизируют или сдерживают, регулируют деятельность и познание; способствуют овладению личностью способами ее выполнения (А.В. Кирьякова);

- оказывают существенное влияние на все виды

психической деятельности, прежде всего связанной с познанием окружающего мира: на восприятие, память,

мышление, воображение (А. Д. Алферов, В.Н. Мясищев,

B. С. Мерлин, Л. И. Божович);

- тесно связаны с проявлениями характера

(Н.Д. Левитов), с темпераментом, способностями

(в.С. Мерлин);

- отражаются на качественной стороне деятельности (В.Н. Мясищев), обеспечи-вают успешность учения

(Л.И. Божович), активность познания (Л.П. Аристова),успех формирования направленности личности учащегося (А.Д. Алферов), объем усваиваемой им информации и качество усвоения.

Педагогические аспекты проблемы отношений исследованы А.С. Макаренко, который на практике доказал, что «отношение ecть истинный объект нашей педагогической работы». О необходимости воспитания отношений личности писали Н.И. Бол-дырев, З.И. Васильева, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Л.И. Новикова, К. Д. Радина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.

С развитием аксиологии в начале 1990-х годов понятие «ценностное отношение личности» «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению философов (М.С. Каган и др.), оно точнее отражает суть описываемого феномена. В современной педагогике наблюдается возобновление интереса к категории «отношение». В педагогике ученые, проводя исследования, все активнее опираются на отношенческий подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман,

А.Я. Данилюк, И.Д. Демакова, В.А. Караковский,

И.А. Колесникова, А.М. Кондаков, Г.Ю. Ксензова,

Л.И. Новикова, В.А. Тиш-ков, И.Ф. Харламов,

А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).

В явном или неявном виде отношенческий подход присутствует в тех концепциях воспитания, где цель воспитания предлагается достигать путем воспитания отношений личности к важнейшим объектам действительности.

С. Л. Рубинштейн писал, что «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью». Среди этих тысячей нитей необходимо выделить главные, приоритетные.

Приоритетными объектами установления отношений, по мнению ученых, выступают:

- отдельные люди, социальная группа, вещи, противоположный пол, семья, государство, труд, природа и жизнь, мате-

Библиографический список

риальная обеспеченность, собственность, права и нормы поведения, нравственность, мировоззрение и религия, наука, искусство, человек (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк);

- люди, мир, сам человек (В.Н. Мясищев);

- вселенная, мир, бытие (материальное и идеальное, природа и культура, человек и человечество, бытие и небытие, жизнь и смерть, прошлое и будущее, конечное и бесконечное и др.) (С. Л. Рубинштейн);

- мир, другие люди, сам человек, Бог, природа, жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, культура, труд и др. (Н.Д. Никандров);

- жизнь, свобода, счастье, отечество, идеал человека, эталоны красоты, труд, познание (А.В. Кирьякова);

- человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение, игра и др. (Н. Е. Щуркова).

Проведение сопоставительного анализа авторских подходов показало, что при всем многообразии видения проблемы исследователи в качестве приоритетных называют объекты: «человек», «мир (природа, общество)», «труд», собственное «я» человека. Данный вывод базируется на отечественном и мировом опыте организации воспитания молодежи (в рамках светского подхода). Учитывая те вызовы, которые обозначились в современной социокультурной ситуации для всего человечества и россиян, в нашем исследовании в качестве приоритетного объекта выступают Знания. Значимость духовной составляющей Знания подчеркивал еще Платон, признавая Знание высшей добродетелью.

Реализация задачи формирования ценностного отношения студентов к знанию в образовательном процессе вуза реализует ценностный подход к образованию, способствует раскрытию внутреннего мира личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов.

1. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс: Соч. - Изд. 2-е. - Т. 3.

2. Мясищев, В.Н. Личпость и неврозы. - Л., 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. - М. - Воронеж, 1995.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 371

В.А. Андрющенко, соискатель ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected] ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Методика изучения курса физики с экологическим содержанием является одной из наиболее актуальных проблем современного естественнонаучного образования. В статье освещается проблема содержания и методики проведения школьного физического эксперимента с экологической тематикой. Экологическая направленность курса физики позволяет учащимся приобретать новые знания, лучше усваивать основные понятия физики, развивать творческие способности, приобретать навыки безопасной жизнедеятельности.

Ключевые слова: познание, школьный физический эксперимент, экологические понятия, лабораторные работы по физике с экологическим содержанием.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится, что учащийся должен уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; уметь исследовать несложные реальные связи и зависимости; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвигать

гипотезы, осуществлять их проверку, владеть приемами исследовательской деятельности, прогнозировать результаты; самостоятельно создавать алгоритмы решения проблемной ситуации; формулировать выводы. Большинство вышеперечисленных знаний и умений формируется при проведении учебного физического эксперимента с экологическим содержанием: фронтальные опыты и наблюдения, экспериментальные задачи, лабораторные работы, физический практикум, домашние экспериментальные работы.

По нашему мнению, важным этапом учебного познания, интегрируемого на основе взаимосвязи его цикличности и теории и практики формирования у учащихся научных и меж-научных понятий, является этап практической учебной деятельности учащихся, в котором целесообразно отражается научное познание посредством эмпирических методов.

Осуществление связей физики с экологией в учебном процессе по физике играет важную роль в формировании ряда естественнонаучных понятий («энергия», «вещество», «поле» и др.), которые активно используются всеми дисциплинами естественнонаучного цикла. Роль различных учебных дисциплин в формировании этих понятий далеко не одинакова. Целенаправленно их формирование осуществляется в курсе физики. Привлечение при этом экологического материала оказывается ценным для развития, расширения и конкретизации понятий, раскрытие их роли в изучении биосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.