Научная статья на тему 'Ценности истории и роль музея в познании исторического смысла'

Ценности истории и роль музея в познании исторического смысла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
985
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / МУЗЕЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / HISTORICAL VALUES / MUSEUM / CULTURAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова Алла Вячеславовна

Через определение истории как процесса формирования ценностей предложена классификационная схема исторических ценностей. Выявляется роль музея в вопросе приобщения к историческим ценностям через использование культурологического и педагогического подходов. Рассмотрены традиционные и новые формы музейной работы в рамках приобщения к историческим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical values and museum role in the opening of historical sense

This article is suggesting classification of the historical values from the definition of the history. Museum frames historical values open with the help of cultural and pedagogical approaches. The traditional and new forms of the museum work describes over study historical values.

Текст научной работы на тему «Ценности истории и роль музея в познании исторического смысла»

А .В. Лушникова

РОЛЬ МУЗЕЯ В ПОЗНАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СМЫСЛА

Культурологический потенциал современного общества настолько многомерен, что пришло постижение необходимости не простой энциклопедичности общества, а актуализации смысловой составляющей феномена прошлого и настоящего для ориентации в информационном море, наполненном как значимой, так и менее значимой информацией, ценностным и анти-ценностным содержанием1. Особую роль в этом процессе играет музей, как институт, аккумулирующий ценности цивилизационного развития и имеющий возможность выработки инновационных методик передачи исторических ценностей.

Выбор методик постижения цивилизационной культуры, отраженной, сохраненной,

интерпретированной в историческом процессе, зависит во многом от определения самого

2

понятия «ценности истории» или «исторические ценности» .

Предложенные современными исследованиями сложные классификационные схемы ценностей не включают в свою структуру исторические ценности, хотя сам термин «исторические ценности» применяется, в том числе, в законодательной практике, гуманитарных курсах, пиар технологиях. Данная ситуация объясняется недостаточной определенностью термина, в какой-то мере даже сомнением в его правомочности. Но сам ход истории подтверждает наличие исторических ценностей. Четкое определение их возможно через выявление смысла исторического процесса, определение истории через призму философского, исторического, культурологического, социологического взгляда на цивилизационный процесс. Выделение категориальных, всеобщих, неотъемлемых исторических ценностей - процесс долгий и сложный. Но без прохождения начального этапа невозможно само решение проблемы.

Философы, социологи, культурологи, психологи, историки, выявляя подходы к пониманию истории, пытались найти принципы выявления исторических ценностей, но они касались разных сфер цивилизационной деятельности: этической, эстетической, научной, социокультурной, не рассматривая феномен истории, с точки зрения кумуляции синкретических праценностей, всемирно-исторических и национальных ценностей, ценностей различных сторон социокультурного пространства, ценности научного познания и т.д.3 Ценность истории не только в собирании, но и в самом процессе оценивания - историческое знание хранит процесс становления аксиосферы, напоминая, что ценности дедуцируются из системно-понимающей деятельности людей. Абстрактных ценностей не существует. Познава-

1 См.: Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. М., 2002.

2 См.: Кроче Б. Теория истории и история историографии. М., 1998.

3 См.: Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

тельно-расшифровочный характер исторического знания связан с акцентностью истории на сопоставлении прошлого и настоящего, то есть синкретно-синтетическим путем, направленным в будущее4.

Ценности сами по себе историчны: какие ценности прошлого, ценности какого социума или цивилизации будут нормами существования будущего зависит от настоящего, от умения выбрать, сориентироваться в уже существующих ценностях. История - это тот процесс, который не только формирует ценности, но и не позволяет исчезать невостребованным на сегодняшний день ценностям. Социология и культурология как науки об обществе делают акцент на ценностях фактически принятых сегодня. История позволяет существование невостребованных ценностей, оставляя их как праценности, фиксируя их в процессе накопления и расшифровки знаний о прошлом, передачи информационного, в том числе и аксиологического блока данных. Для истории нет ценностей важных и неважных, нет ценностей иерархических. История свидетельствует, что иерархическая схема ценностей может меняться, но это отнюдь не меняет аксиологическую сущность. История не просто фиксатор или дешифровщик ценностей, ее активная преобразующая роль в интегративной экзистенции, проявляет через умение истории, как обязательного элемента научного исторического познания, передавать факты. Ценности - это развивающаяся данность. Наряду с «вечными» ценностями, эпохальными ценностями могут существовать ценности, носящие конкретно-исторический характер. Иные могут быть не востребованными некоторое время, другие трансформируются, перерождаются, получают новое прочтение. Они меняют аксио-систему. Следует признать принцип преемственности ценностей, который оказывается основополагающим при рассмотрении системы исторических ценностей. Построение классификационной схемы исторических ценностей фактически соединяет ценности истории как науки и ценности интегративно-экзистенциальные.

На наш взгляд классификационную иерархию исторических ценностей следует заменить схемой аксиосферы, где история становится консолидирующим звеном как признаваемых во времени и в пространстве, так и фактически существующих ценностей. Предлагаемая нами схематическая классификация ценностей (см. рис. № 1) базируется на определении истории как способа организации и существования общества, процесса, где формируются, отбираются, кумулируются, признаются или не признаются фактически существующие ценности. Это ценности разноуровневые, но имеющие опосредованное отношение к человеческой личности и социуму, жизненно-необходимые как индивидууму, так и обществу. Схема, на наш взгляд, фиксирует развивающийся характер аксиологического процесса, так как речь идет не только об устоявшихся, принятых обществом ценностях, но и о процессе (историческом) дальнейшего накопления и оценивания происходящих изменений. Рамки схемы позволяют включать в выявленные на данный момент группы ценностей, как новые группы, так и виды ценностей, не регистрируемых сегодня наукой5. Сегодня интересующие человека ценности (зафиксированные наукой) распределены по группам:

4 См.: Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.

5 См.: Лушникова А. В. Исторические ценности. Челябинск, 2005.

• религиозные (закон мироздания, вера, спасение, ритуал, книги Священного писания, атрибутика церковного ритуала);

• эстетические (красота, стиль, гармония, самобытность, типичность, социальные институты, связанные с художественным творчеством);

• межличностные (социальное положение, трудолюбие, богатство, патриотизм, интернационализм, дисциплина, социальное равенство, личная независимость, ориентированность на будущее);

• личностно-коллективные (жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, потребление, семья, природная среда);

• правовые (законность, порядок, конституционные нормы);

• политические (свобода слова, гражданские свободы, гражданский мир);

• экономические (рыночные отношения, экономические регионы, свобода предпринимательства и т.п.);

• образовательные (социальные институты, востребованность знаний, высокий статус образованного человека);

• этические (добропорядочность, честность, отзывчивость к ближнему, благородство, самоотверженность, бескорыстие, преобладание ментальности цивилизации над ментальностью национальной);

• теоретические (знания о мироздании и формирование научного мировоззрения, познание неизведанного и уважение к существующему);

• эмоциональные (ценности удовольствия, индивидуальной и коллективной памяти).

Классификация исторических ценностей важна не сама по себе, а для выявления подходов и методов приобщения к ценностям. Всеохватывающий характер в вопросе приобщения к ценностям цивилизации имеет музей как общедоступный социальный институт. В дополнение к образовательной функции музей применяет культурологический подход. Речь идет о единстве следующих аспектов музейной и образовательной (учебной) сфер деятельности в:

• познавательном аспекте практического и теоретического знания, в основе которого лежит информация о предмете и сам реальный предмет;

• творческом аспекте, направленном на создание качественно нового, более высокого интеллектуального уровня предмета (деятельности), которое состоит из наблюдения прошлого, познания существа проблемы, создания и проверки идеи «озарения», реализации этой идеи;

• коммуникативном аспекте, который актуализируется через диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры (музейный предмет).

Эти базовые функции расшифровывают сущность педагогического и культурологического подходов в деятельности музея как социокультурного института (см. табл. № 1):

Таблица № 1.: Сравнительная таблица культурологического и педагогического подходов в рамках педагогического процесса в музейной среде

Культурологический подход включает: Педагогический подход включает:

эвристическую сущность, связанную с овладением знаниями и умениями, ориентация в ценностях образовательную сущность как присвоение личностью цивилизационных ценностей в форме знаний и умений

трансляционную сущность, подчиненную передаче подрастающему поколению ценностей культуры с помощью сложных знаковых систем управленческую сущность как условие развития и реализации образовательной политики в процессе интеграционных процессов в научной сфере

аксиологическую сущность, проявляющуюся в создании системы ценностей и выработке норм ориентации в них расширение образовательного пространства личности при включении в него ценностей философского, социологического, культурологического, психологического знания

регулятивную сущность, поддерживаемую обществом норму поведения широкую научную базу в виде связей с другими науками, раскрывающими различные стороны человеческого бытия

Взаимообусловленность и взаимодополняемость педагогического и культурологического подхода в сфере музейной деятельности осуществляется через принципы: принцип доступности, принцип научности, принцип неразрывной связи теоретических положений с практическими доказательствами через наглядность и открытость деятельности, принцип последовательности предоставления знаний при соблюдении цельности, системности информации, принцип активизации сознательного приобщения к историческим ценностям6.

Ориентация на исторические ценности, включенная в педагогический процесс общества, получая сегодня свое теоретическое обоснование, требует и практического осуществления. Специфика музейной деятельности предлагает как традиционные, так и новые формы работы:

• Экскурсионно-лекционная форма музейной деятельности, включающая семантику собственно музейного предмета, эстетику языка музейного дизайна, языка театрализации музейного пространства (музыкально-драматические представления, реконструкции различных ритуалов, ретро-игры и игры-задачи), языка манипуляций (интерактивность через зоны контакта с реконструкциями, репликами, видео-аудио-компьютерные воспроизводящие средства, мастерские умельцев, ролевые игры). Необходимо включение вариативных приемов в экскурсионную форму для расширения экскурсионного метода, как в музейном пространстве, так и на других площадках.

• Игротека в музейном пространстве. Достаточно активно сегодня используется игровой метод как метод погружения в квазиисторическую обстановку. А. С. Макаренко писал: «Вся его жизнь - это игра. У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.

6 См.: Лушникова А. В. Детский музей: социокультурные основы организации и функционирования. Челябинск, 2006.

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Следует больше внимания посвящать информационному значению игровой деятельности. Но игра не должна восприниматься как обуза, она должна естественным образом вплетаться в беседу, в действие.

• Праздничная культура. Музейный праздник как новый феномен музейной деятельности активно использоваться музеями нашей страны как форма музейной коммуникации. Главная задача праздничной культуры - создание эмоционально окрашенной, положительно-заряженной атмосферы для психологической разрядки личности на уровне смены формы деятельности. Поэтому познавательные функции здесь «спрятаны» в фейерверке, комплексном разнообразии действия. Информационно-воспитательный потенциал музейного праздника позволяет выполнять педагогический заказ социума: усвоение мировоззренческого и этического знания, эффективность формирования межличностных отношений, воспитание патриотизма и гражданственности, формирования установки на деятельность, становление духовной культуры в сочетании с восприятием материальных ценностей, семантически закрепляющих гуманистический потенциал общества.

подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.