Научная статья на тему 'Педагогические условия приобщения детей 5-7 лет к культурно-историческим ценностям'

Педагогические условия приобщения детей 5-7 лет к культурно-историческим ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ МУЗЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Лариса Михайловна, Харитонова Анна Анатольевна

Обсуждается образовательный потенциал музейных ценностей, выделяются компоненты музейной культуры детей 5-7 лет, по результатам экспериментальной работы определяются основные педагогические условия приобщения их к культурно-историческим ценностям в музейной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия приобщения детей 5-7 лет к культурно-историческим ценностям»

УДК 372.3/.4+373.3/.5+316.7

Захарова Лариса Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, ulseagull@mail.ru, Ульяновск

Харитонова Анна Анатольевна

Аспирант, ассистент кафедры дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, anna-haritonova-@mail.ru, Ульяновск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ1

Аннотация. Обсуждается образовательный потенциал музейных ценностей, выделяются компоненты музейной культуры детей 5-7 лет, по результатам экспериментальной работы определяются основные педагогические условия приобщения их к культурно-историческим ценностям в музейной среде.

Ключевые слова: культурно-исторические ценности, культурная идентификация, музей, музейная культура, компоненты музейной культуры.

Zaharova Larisa Mihailovna

A candidate of education science, an assistant professor ofpre-school pedagogic chair of Ulyanovsk State Teaching Training University after I. N. Ulyanov, ulseagull@mail.ru, Ulyanovsk

Haritonova Anna Anatolyevna

A postgraduate, an assistant of pre-school pedagogic chair of Ulyanovsk State Teaching Training University after I. N. Ulianov, anna-haritonova-@mail.ru, Ulyanovsk

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCLUSION OF CHILDREN OF 5-7 YEARS OLD TO HISTORICAL VALUES

Abstract. We discuss the educational potential of museum items are highlighted components of the museum culture of children 5-7 years old, according to the results of experimental work identifies the major pedagogical conditions for bringing them to the cultural and historical treasures in the museum environment.

Keywords: cultures historical values, cultural identification, museums, museum culture, museum culture components.

В условиях гуманизации образования на современном этапе особое внимание концентрируется на нравственном развитии личности, которое осуществляется в гармонии с общечеловеческими и национальными ценностями (С. В. Яковлев) [5]. Система ценностных ориентаций начинает закладываться в дошкольном возрасте, что в дальнейшем определяет особенности поведения человека, его поступки, характер взаимодействия с людьми и отношение к социокультурным объектам. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России» [2] культурно-исторические ценности малой родины определяются как базовые национальные ценности, как неотъемлемый компонент духовно-нравственного воспитания детей. Через «семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» [3]. В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему

1 Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-06-21606а/В

стремимся и что хотим осуществить.

Анализ научных работ выявил различия в систематизации ценностей как следствие многозначности их содержания (Н. В. Буров, Е. В. Бондаревская, Д. А. Леонтьев,

В. П. Тугаринов, В. Т. Фоменко и др.) Несмотря на разные подходы к выделению ценностей, во всех классификациях обязательно присутствуют ценности человеческого существования в духовном и материальном воплощении. Усвоение, присвоение и преобразование ценностей осуществляется в процессе вхождения человека в культуру и идентификации им её ценностей и смыслов. Дошкольное детство - период интенсивного подражания, познания ценностей культуры, транслируемых взрослым. Культурная идентификация ребёнка 5-7 - лет понимается учёными как педагогический механизм, включающий познание, освоение, осмысление ценностей, открытие личностных смыслов, интериоризацию их в когнитивную, эмоционально-ценностную, деятельност-

но-поведенческую сферу (В. Т. Кудрявцев, Р. М. Чумичёва и др.).

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве основных направлений развития ребёнка определяется формирование его общей культуры, целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, ценностного отношения к семье, обществу, государству, к себе [4]. Процесс ориентации ребенка на ценности характеризуется двумя аспектами: содержательным, который зависит от системы ценностей, принятых в обществе, и функциональным, определяющим сам процесс присвоения ценностей личностью. Следовательно, организуя приобщение детей к культурно - историческим ценностям, необходимо, во-первых, определить содержание работы на основе выделенных ценностей, и, во-вторых, учитывая специфику детского возраста, особенности восприятия, развития, подобрать адекватные данной специфике формы, методы и средства образовательных ситуаций с детьми дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической и культурологической литературы позволил определить приоритетные общечеловеческие

ценности ребёнка 5-7 лет, такие, как человек, жизнь, мир, семья, отечество, малая родина, культура, поскольку именно в них проявляются нравственные основы культурных, исторических и религиозных традиций народов России. Учитывая данные приоритеты и современные классификации ценностей, региональные культурно - исторические ценности мы систематизировали на:

- исторические ценности, которые определяются деятельностью исторических личностей, содержанием исторических событий, историей семьи, города, села, их историческими достопримечательностями, архитектурой. Человека во многом формирует и воспитывает среда. Предметно-культурное пространство города, поселка, в котором живёт человек, играет важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развёртывается его жизнедеятельность. Через непосредственное окружение, исторические памятники передаются от поколения к поколению нормы человеческого поведения и культуры, что имеет особое значение для развития ценностных отношений, становлению духовно-ценностного ядра личности;

- природно-экологические ценности, которые классифицируются на ценности федерального, регионального уровня и личностные ценности (экологические памятники, природоохраняемые объекты, уникальные уголки конкретной местности, любимые места отдыха семьи);

- художественно-эстетические ценности (известные творческие личности прошлого и современности, их художественное творчество; архитектурное пространство города, села);

- этнокультурные ценности (народные промыслы и ремёсла, народный костюм, традиции русского народа и других народов, проживающих в данной местности, этнокультурные семейные ценности).

Фактически все выделенные ценности представлены в разных видах музеев: этнографических, исторических, краеведческих, художественных, поэтому решению задачи приобщения детей к культурноисторическим ценностям способствует, обращение к их образовательному потенциалу, педагогические возможности которого подчёр-

киваются в исследованиях Л. П. Будай [1], Б. А. Столярова [2] и др. Мы разделяем их мнение, полагая, что музей позволяет познакомить детей 5-7 лет с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями; музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного пространства, демонстрирует жизнь и ценности человеческого общества, показывает их в развитии; в основе музейной среды лежит как объективно-информационное, так и субъективно-образное начало.

Документальная достоверность и художественная образность как равнозначные составляющие способствуют постижению музейных ценностей как на когнитивном, так и на интуитивно-эмоциональном уровне, что включает механизм соразмышления, сопереживания, сотворчества; в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с ценностями других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.

Организуя процесс взаимодействия ребёнка с культурно-историческими ценно-

Уровни сформированн

стями в музейной среде надо учитывать готовность ребенка и педагогов к такому её созданию, чтобы она провоцировала их активность, деятельность и общение. Для этого необходима и личностная готовность ребёнка к восприятию и осмыслению музейной экспозиции, что определяется уровнем сформированности его музейной культуры. По нашему мнению, музейная культура ребёнка 5-7 лет - приобретённое развивающееся личностное качество, представляющее синтез познавательной, эмоциональной, поведенческой сфер, отражающих адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивное отношение к его ценностям, освоенные способы коммуникации в музейном пространстве в разных видах деятельности. Анализ научных исследований позволил нам определить её основные компоненты - когнитивный, эмоциональноценностный, деятельностный.

К экспериментальной работе по выявлению уровня сформированности музейной культуры были привлечены 197 детей 5-7 лет, воспитанников детских садов города Ульяновска. Результаты эксперимента представлены в таблице.

Таблица

ти музейной культуры

Критерии музейной культуры Их показатели Диагностические методы Проявления детей (%)

1 2 3 4

Когнитивный Представления о музее. Рассматривание буклетов, беседы. Пояснили, что такое музей: «Это умное место», «Там многое узнают», «Это такой дом, где хранят картины» и др. (11, 2%). Не ответили, что такое музей: «Не знаю», «Где разные рисунки», «Это где игрушки стоят или что-нибудь такое, что нельзя трогать», «Где человечки в стеклянных банках», «Это где музыка звучит, люди едят и пьют» и др. (52,1%).

Функции музея в обществе. Отметили функцию хранения культурного наследия: «Там старые вещи, их приходят смотреть» и др. (55,0 %). Отметили функцию трансляции культурного наследия: «Там интересно рассказывают», «Интересно посмотреть» и др. (30,5%).

Продолжение табл.

1 2 3 4

Представления о том, каким должен быть посетитель. Игровая ситуация. Не отметили другие функции музея (реставрации, собирательства, исследования, досуга) (100%). Фиксировали внимание на внешней стороне поведения: «Не бегать, а то сломаешь что-нибудь», «Сигнализация сработает» и др. (57,6 %). Отметили познавательную подготовленность: «Быть умным», «Много знать» и др. (12,3 %). Затруднились ответить (29,7%).

Эмоционально- ценностный Интерес к музею, его ценностям. Эмпатийные, рефлексивные проявления детей. Включённое наблюдение во время экскурсии с детьми в музей. Беседы-диалоги после экскурсий. Проявили интерес к музею (100%). Пожелали посетить другие музеи (78,1 %). Не смогли объяснить свои предпочтения, симпатии (81,7%).

Деятельностный Активность, самостоятельность в деятельности, отражающей впечатления от восприятия и осмысления музейных ценностей. Игры, лепка из глины, изготовление куклы-скрутки из рогожи, сочинение рассказов. Стремились к самовыражению в коммуникативной деятельности (56,1%), в игровой деятельности (85,5%), в продуктивной деятельности на музейных материалах (70,1%).

По данным нашей экспериментальной работы выяснилось, что дети-респонденты имеют общие представления о музеях, используют в активной речи слово «музей», однако понятие «музей» раскрывают через отдельные обобщённые характеристики, затрудняясь объяснить, что же в музее им интересно. Обнаружено, что позитивное отношение к музею имеется у всех испытуемых. Наличие интереса детей к музейным ценностям ещё более убедило нас в необходимости организации целенаправленной педагогической работы. Результаты исследования показали низкий и средний уровень сформированности музейной культуры большинства воспитанников детских садов 5-7 лет (80%), которые не готовы к восприятию и осмыслению музейных ценностей, не всегда могут отражать свои впечатления от

музейных материалов в разных видах деятельности. С ними необходимо проведение специально организованной педагогической и культурно-образовательной работы.

Как следствие этого, возникает вопрос о методической готовности воспитателей к решению данной проблемы. Анкетирование, беседы с воспитателями, анализ их образовательной деятельности по приобщению детей к музею показал, что у педагогов есть эмпирические представления о необходимости личностной подготовленности детей к восприятию, осмыслению музейных материалов и их интериоризации. Однако вопросы построения работы в музейной среде, определения её содержания, организации разных форм педагогической поддержки у них находятся на уровне общих, а не профессиональных рассуждений. Выяснилось,

что воспитатели сами редко посещают музеи, лишь приблизительно знакомы с богатейшим музейным фондом нашего города и не могут в полной мере использовать его в работе с детьми. Требуется методическое сопровождение повышения их профессиональной готовности к педагогической работе по приобщению детей к музейным ценностям.

Результаты эксперимента показали, что приобщение детей 5-7 - лет к музейным ценностям может быть эффективным, если будет реализован комплекс основных педагогических условий.

Важным условием, обеспечивающим успешное приобщение старшего дошкольника к культурно-историческим ценностям является взаимодействие воспитателя детского сада и музейного педагога, которое мы понимаем как способ организации совместной деятельности для оказания педагогической поддержки ребёнка в формировании его музейной культуры. Гармонично построенное партнёрство детского сада и музея взаимодополняет их воспитательные функции и характеризуется пониманием музейной культуры как универсального средства воздействия на личность с целью повышения её образовательного уровня и раскрытия творческого потенциала.

Создание развивающей культуросообразной музейно-образовательной среды в дошкольном учреждении и музее - важное педагогическое условие приобщения детей 5-7 лет к культурно-историческим ценностям. В качестве структурных единиц этой среды выступают две микросреды, среди которых предметно-пространственная, процессуальная.

Предметно-пространственная микросреда включает помещение, его дизайн, оборудование, фонды, атрибуты, экспозицию. Повышение эффективности воздействий на ребёнка музейно-образовательной среды зависит от её аттрактивности, обустроенности, доступности, лёгкости трансформации. Изучение детьми незнакомых музейных предметов, которые являются продуктом творческой мысли человека, стимулирует их интерес к истории и культуре, прежде всего, своего родного края, способствует развитию активности в восприятии социокультурного опыта ценностных ориентаций.

Процессуальная микросреда представлена реализацией совокупности образовательных ситуаций, направленных на формирование музейной культуры детей, в основе которой лежит деятельное освоение культурных ценностей общества.

Федеральные государственные требования... определяют комплексно-тематическое построение образовательного процесса дошкольного учреждения, а также учёт принципа интеграции образовательных областей. Тема «Музей» интегрируется во все образовательные области (социализация, познание, коммуникация, чтение, художественное творчество, музыка и др.), что открывает неограниченные возможности освоения её детьми. Понятия, формируемые познанием в процессе синтеза знаний из разных образовательных областей, оптимизируют формирование ценностных ориентаций детей 5-7 лет.

Важнейшей составляющей комплекса педагогических условий приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям в музейной среде является методическая подготовленность воспитателя, музейного педагога, а также педагогическая просвещённость в этих вопросах родителей. Готовность воспитателей к обеспечению педагогических условий приобщения детей 5-7 лет к культурно-историческим ценностям в музейной среде понимается нами как совокупность профессионально обусловленных требований к его научнотеоретической, практической подготовке, а также сформированность профессионально значимых качеств личности, в том числе его музейной культуры.

Необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в решении проблем приобщения к музею, к культурно-историческим ценностям ребёнка 5-7 лет. Это предполагает создание системы педагогического сопровождения родителей, которая должна строиться на основе планирования и реализации программ педагогической помощи, включающих обмен опытом, родительские собрания, посещение музеев родителей с детьми и др.

Таким образом, выделенный на основе диагностики комплекс педагогических условий будет способствовать формированию музейной культуры детей 5-7 лет, что имеет решающее значение в приобщении их к

культурно-историческим ценностям в музейной среде.

Библиографический список.

1. Будай Л. П. Самостоятельная деятельность как условие становления субъектов музейного пространства // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 78-88.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

3. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учебное пособие. - М.: Высшая школа. - 2004. - 216 с.

4 Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. - 2010. - № 5125 от 5 марта. - 11 с.

5. Яковлев С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №1. -

С. 224-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.