Научная статья на тему 'Развитие музеологии на Украине за годы независимости'

Развитие музеологии на Украине за годы независимости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
540
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПАМЯТНИК / MUSEOLOGY / PROTECTION OF MONUMENTS / MUSEUM WORK / MUSEUM / MUSEUM OBJECT / MONUMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кепин Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрены достижения украинских ученых в изучении теории музеологии и ее структурных элементов за период 1991-2014 гг. Отмечено, что музеолог, кандидат исторических наук, профессор Ю. А. Омельченко является первым исследователем, заложившим основы изучения музеологии как науки на Украине. Ему принадлежит оригинальная концепция развития этой науки. Большинство исследований в области музеологии строится через призму изучения деятельности музеев гуманитарного профиля (Л. Д. Федорова, Р. В. Маньковская, Л. П. Великая и др.). Основы изучения естественнонаучной музеологии заложил доктор биологических наук, профессор А. С. Климишин. Теоретические аспекты музеологии в контексте памятниковедения, а также деятельность музеев науки и техники рассмотрены доктором технических наук, профессором Л. А. Гриффеном. Среди новых направлений выделена археологическая музеология, теоретические основы которой рассматриваются кандидатом исторических наук, доктором философии Е. Н. Титовой. В заключении автором дано собственное видение музеологии и памятниковедения как научных дисциплин. Для дальнейших исследований в области музеологии актуальным является использование системно-коммуникативного, культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of museology in Ukraine during the years of independence

In this article the achievements in the studying of the theory of Museology and its structure elements during the period of 1991 2014 years. It is noted that museologist, candidate of historical sciences, Professor Yu. A. Omelchenko is the first investigator to create the bases of the studying of Museology as the science in Ukraine. He is the author of his own conception of this science’ development. A great deal of thy investigations in the there of Museology are based on the studying of the humanitarian type’ museums activity (L. D. Fyadorova, R. V. Mankovskaya, L. P. Velikaya and others). The fundamental principles of studying of the natural sciences’ Museology are created by Doctor of biological sciences, Professor A. S. Klimishin. The theoretical aspects of Museology in the context of monuments protection as well as science and technology have are been considered by Doctor of technology sciences, Professor L. A. Griffen. Among the new trends the archeological museology, the theoretical bases of which are considered by Candidate of historical science, PhD. E. N. Titova. In the conclusion the author gives his awn sight on the Museology and Monuments’ protection from the point of view of scientific disciplines. For the following investigations in the field of Museology the usage of system communicative, culturological approach is actuality.

Текст научной работы на тему «Развитие музеологии на Украине за годы независимости»

Д. В. Кепин

Развитие музеологии на Украине...

УДК 069.01

Д. В. Кепин

РАЗВИТИЕ МУЗЕОЛОГИИ на УКРАИНЕ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Музеология - сравнительно молодая научная дисциплина, теоретические основы которой активно развиваются в странах Европы со второй половины ХХ в. Цель данной статьи - проанализировать основные работ украинских ученых, рассматривающих вопросы музеологии как науки и ее структурных элементов за период 1991-2014 гг. Необходимо также остановиться на подготовке кадров - будущих музееведов, осуществляющейся в высших учебных заведениях страны.

До 1992 г. подготовку музееведов осуществляла только кафедра Археологии и музееведения Исторического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко (ныне - Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) (дале - КНУ). В 1955 г. для выпускников кафедры была утверждена квалификация «историк, археолог-музеевед, учитель истории и обществоведения»1. Первым учебником по этой дисциплине стала книга доктора исторических наук, профессора этой кафедры Г. Г. Мезенцевой (1923-1997) «Музеезнавство» («Музееведение») (Киев, 1980).

В 1989 г. на факультете Народного творчества Харьковского государственного института культуры (ныне - Харьковской государственной академии культуры) было создано музейное отделение. Сейчас подготовку осуществляют на кафедре Музееведения и памятниковедения факультета Культурологии1 2.

С 1992 г. соответствующих специалистов стала готовить кафедра Музееведения (с 2004 г. она стала называться «Кафедра музееведения и охраны культурного наследия»; ныне имеет название «Кафедра истории Украины и музееведения») Культурологического факультета Киевского государственного института культуры им. А. Корнейчука (ныне -Национального университета культуры и искусств). Специальность: 6.020103 «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры», квалификация «Эксперт по культурным ценностям», «Историк -музеевед».

В Ровенском государственном гуманитарном университете в 2001 г. аккредитованы специальности «Культурология» и «Музейное дело. Охрана памятников истории и культуры». Специализация «Музейное дело».

С 2008 г. на Историческом факультете Волынского национального университета имени Леси Украинки (ныне - Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки) (г. Луцк) открыта кафедра Документоведения и музееведения.

Также отдельные курсы по музеологии читаются на исторических, геологических, географических, биологических факультетах университетов, а также в высших учебных заведениях системы политехнического образования.

1 Лтьова С. А., Омельченко Ю. А. Г. Г. Мезенцева - археолог, музеезнавець, педагог // Украшський музей. Збiрка наукових праць. Ки!в, 2003. С. 9-18.

2 Катстратенко М. М., Сошткова О. М. Ствпраця Харкгвсько! державно! академн культури i Хар-ювського вторичного музею у тдготовщ фахгвщв музейно! справи // Дев’ятнадця'п Сумцовсью читання: матерiали науково! конференцй на тему «Музей як соцюкультурний шститут в умовах шформацшного суспшьства», Харкгв, 18 квггня 2013 р. Харюв, 2013. С. 3-8.

26

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

При Центре памятниковедения Национальной Академии наук Украины и Украинского общества охраны памятников истории и культуры (создан в 1991 г.) с 2008 г. функционирует Специализированный ученый совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности «26.00.05 - Музееведение. Памятниковедение». За период 2009-2014 гг. в Совете защищено 25 диссертаций.

В 1990-е гг. один из ведущих отечественных музееведов кандидат исторических наук, профессор Ю. А. Омельченко, основываясь на разработках чешского исследователя З. Странского, немецкой исследовательницы И. Ян, российского ученого А. М. Разгона и хорватского - Т Шолы, предложил собственную концепцию развития музейного дела как специфической системы историко-культурных ценностей, состоящей из трех подсистем (предмет музейного значения - музейный предмет; музей и домузейные формы накопления и использования предметов музейного значения; музейное строительство). Истоки музейной деятельности, по мнению ученого, относятся к каменному веку и проявлялись в таких формах, как создание «кладов» и организация святилищ. Проведенный анализ письменных источников, прежде всего, летописей относительно сохранения памятников в эпоху Киевской и Московской Руси, дал основание исследователю говорить о существовании «музейной» функции в православных храмах3. Эту точку зрения развивают в своих работах и другие исследователи4.

В то время под музееведением Ю. А. Омельченко понимал научную дисциплину, изучающую процессы сохранения социальной информации, познание и передачу знаний через музейные предметы - памятники истории и культуры, естественнонаучные коллекции, музей как общественный институт, его социальные функции, формы и методы их реализации, проблемы музейного строительства в разных общественно-экономических условиях. Объектом этой науки являются музей и музейное дело5. Особое внимание в этом отношении ученый уделяет исследованиям в области музейного источниковедения. Направлениями музейного дела являются фондовая, экспозиционная и научно-просветительная работа. Музей и музейное дело рассматриваются как педагогическая система.

3 Омельченко Ю. А.: 1) Джерела впчизняного музейництва // Культуролопчш студи: Зб. наук. пр. Кшв, 1996. Вип. 1. С. 147-162; 2) Домузейш форми нагромадження та використання гсторико-куль-турних цшностей // Vita Antiqua. 1999. № 1. C. 107-115; 3) Духовшсть в контекст! музейництва: гстор1я, теор1я та практика // Уряду Укра!ни, Президенту, законодавчш, виконавчш владт Духовшсть як основа консолщаци суспшьства. Аналтгичш розробки, пропозицн наукових та практичних пра-щвниюв. Мтжвщомчий науковий зб1рник. Кшв, 1999. Т 15. С. 422-436; 4) Перша тдсистема музейництва (теоретичш засади, витоки, формування) // Культуролопчш студи: Зб. наук. пр. Ки!в, 1999. Вип. 2. С. 288-311; Омельченко Ю. А., Данилова Л. О. Друга тдсистема музейництва (ютор1я, теор1я, практика) // Vita Antiqua. 1999. Вип. 2. С. 251-257; Омельченко Ю. А. Формування впчизняно! культурно! спадщини // Vita Antiqua. 2003. № 5. С. 219-230.

4 Шскова Е. М., Федорова Л. Д. Музейна справа в Укра!ш: гстори, традицн, проблеми сучасного роз-витку // 1стор1я Укра!ни. Малов1дом1 !мена, поди, факти (Зб1рник статей). Ки!в, 2001. Вип. 17. С. 3-9; Бондарець О. В.: 1) Буття реч як феномена культури середньов1ччя // Укра!нський музей. Зб. наук. пр. Ки!в, 2003. С. 187-190; 2) Музейна археолопя: теоретичш засади // Сакральш споруди у жил! суспшьства: гстор1я i сьогодення. Матер1али Друго! м!жнародно! науково-практично! конференцй «Софшсью читання». Ки!в, 27-28 листопада 2003 р. Ки!в, 2004. С. 44- 46; 3) Храм в контекст! сучас-них теорiй музейництва // Нацюнальний унiверситет «Киево-Могилянська академiя». Магiстерiум. Ки!в, 2009. Вип. 34: Культурологiя. С. 55-58; Гаврилюк С. Поняття «Музейна пам’ятка»: зародження та еволюцiя // Волинський музейний вiсник. Луцьк, 2011. Вип. 3. С. 6-9.

5 ОмельченкоЮ. А. Музееведение // Специальные исторические дисциплины. Киев, 1992. С. 208-216.

27

Д. В. Кепин

Развитие музеологии на Украине...

Основными социальными функциями музея являются функции охраны, научно-документационная, исследовательская, образовательно-воспитательная6.

В последнее время понимание музееведения (музеологии) у исследователя претерпело изменения. Теперь для него музеология - это научная, историко-культурологическая дисциплина, объектом исследования которой является музей. Эта наука является источником культурологии. В сферу музеологии ученый отнес охрану внемузейных памятников, расположенных под открытым небом7.

Большое значение Ю. А. Омельченко отводит эстетическому воспитанию детей и молодежи путем вовлечения их в сферу музейного дела. Работы Ю. А. Омельченко в области музейной педагогики нашли свое продолжение в деятельности других исследователей (Т. Ю. Белофастова, Л. А. Гайда, Н. И. Ганнусенко, О. В. Горовой, А. В. Караманов, И. А. Карсим, Ю. Н. Ключко, И. Н. Медведева, Н. Н. Пусеплина, Л. Г. Самойленко, В. В. Снагощенко, С. В. Муравская, А. В. Топылко и др.).

С конца 1980-х гг. значительно углубляются исследования в истории музейного дела. Однако теория музеологии не рассматривается. Исключением является диссертационное исследование, а также изданная на его основе монография историка-музееведа Р. В. Мань-ковской, где история музейного дела рассматривается как составная часть музееведения как науки. В определении музееведения исследовательница идет вслед за Г. Г. Мезенцевой и считает эту научную дисциплину, занимающейся изучением закономерности развития музеев и их социальных функций, направлений деятельности музеев на разных этапах развития общества8. В последующих работах Р. В. Маньковская конкретизирует свое видение музеологии, под которой понимает формирующуюся науку на стыке социального и гуманитарного знания, изучающую закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействие с культурным и природным наследием, а также с обществом. В то же время она относит музеологию к специальным историческим дисциплинам. В анализе содержания и функций музея, по мнению исследовательницы, необходимо использовать культурологический подход. Основными направлениями музейной деятельности она считает: культурно-образовательную, научно-исследовательскую, комплектование музейных собраний, экскурсионную, фондовую, экспозиционную, издательскую, реставрационную, памятникоохранную работу. Основными функциями музея являются функции документирования, комплексно-охранная, образования и воспитания.

Исследовательница вводит понятие «музейная пропедевтика», под которым понимает определенное адаптированное пространство в системе музейной экспозиции. Это способствует включению посетителя в ситуацию своеобразного путешествия во времени через эффект присутствия. Также она уделяет внимание музейной социологии. Исследовательница предложила следующую классификацию музеев культурно-исторической среды: заповедники, скансены, музеи под открытым небом, экомузеи. С целью привлечения населения к музейной деятельности на Украине, Р. В. Маньковская предлагает развивать различные экомузеи: парк-музей, этнографический музей-заповедник под открытым небом, центр промыслов. По своей сути этнографический музей под открытым небом близок к

6 Он же.: 1) Музе! // Енциклопедiя освгги. Ки!в, 2008. С. 529; 2) Музе! при навчальних закладах // Енциклопедiя освгги. Кшв, 2008. С. 529-530.

7 Он же. Музеезнавство, музеоло™ // 1сторична наука: Термшолопчний i понятшний довщник: навч. поибник. Кшв, 2002. С. 254-255.

8 Маньковська Р. В. : 1) Музейництво в Украш: Питания теорй i практики (1917 - червень 1941 рр.): Автореф. дис. канд. ют. наук. Кшв, 1997; 2) Музейництво в Украшт Ки!в, 2000.

28

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

«экомузеям», распространенным во Франции. Для Украины - это явление начинает развиваться также с 1970-х гг. Перспективными являются развитие новых форм музейной деятельности, таких как: музейный спектакль, клуб, концерт, праздник9.

Под руководством историка-музееведа, доктора исторических наук Л. Д. Федоровой в 1990-х гг. Научно-методическим отделом музееведения Национального музея истории Украины была разработана концепция «Украинской музейной энциклопедии». При этом был учтен опыт российских ученых по созданию терминологических словарей по музееведению, в частности фундаментального издания «Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / отв. ред. В. Л. Янин» (М., 2001). Структура украинского издания планировалась следующая: «Музейное дело, музееведение. История и современность», «Теория и практика музейного дела. Музейная терминология», «Персоналии», «Музеи Украины»10 11. Однако, из-за отсутствия финансирования энциклопедическое издание не увидело свет.

Необходимо указать, что с 2001 г. на Украине издаются терминологические словари по музееведению, однако они не носят академического характера. Среди них выделяется иллюстрированный словарь-справочникик доктора биологических наук, профессора А. С. Климишина (Государственный природоведческий музей, Львов). Автор раскрывает содержание 2 400 терминов и понятий. Это первое издание такого типа в отечественной науке, в котором изложено собственное видение терминологического аппарата музео-логии. Ученый выделяет общую музеологию как особую научную дисциплину и естественнонаучную музеологию как раздел общей музеологии11. Книга с успехом может быть использована студентами и специалистами в качестве своеобразного пособия при работе как в музеях естественноисторического профиля, так и - гуманитарного, прежде всего, исторических и краеведческих.

Исследователь первым в Украине заложил теоретические основы музеологии применительно к музеям естественнонаучного профиля. Он анализирует социальные функции таких музеев, формы и направления их деятельности; уделяет большое внимание проблемам атрибуции и сохранения естественнонаучных музейных предметов «натуралий»12.

Специфика образовательно-педагогических программ таких музеев и экомузеология получила свое дальнейшее развитие в работах доктора биологических наук, профессора Ю. Н. Чернобая13.

9 Она же: 1) Основы тенденци розвитку сучасного музейництва в Украш // Мш^али V конгресу мiж-народно! асощаци украМств. 1стор1я. Збiрник наукових статей. Черывщ, 2004. Частина 2. С. 504-509; 2) Сучасний музей в сощокультурнш динамш) // 1стор1я Украши. Маловiдомi iмена, подо, факти. Ки!в, 2006. Вип. 33. С. 106-118; 3) Музеолопя як наукова галузь: сучасний дискурс та проблема теоретичного штегрування // Краезнавство. 2009. № 3-4. С. 136-144; 4) Музеологя в системi соцюгумаштарних наук // Технический музей: история, опыт, перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции. г. Киев, 26-29 мая 2010 г. Киев, 2010. С. 3-7; 5) Музей у сучасному сонюпросторг юторико-культуролопчний аспект // Полжультуротворча д1яльысть 2010: матерiали Мтжнародно! туково-практично! конференц)!. м. Ки!в, 12-13 квгтня 2010 р. Ки!в, 2010. С. 115-118.

10 Збiрник науково-методичних матерiалiв «Укра!нська музейна енциклопедiя» / упор.: М. М. Вар-шавська, С. Я. 1вахно, Е. М. Шскова, Л. Д. Федорова, Н. О. Щеколдша. Ки!в, 2006.

11 Климишин О. С. Природнича музейна термшолог1я: Словник-довщник. Львiв, 2003.

12 Он же: 1) Наукова концепщя фондово! роботи Державного природознавчого музею НАН Украши // Науюж записки Державного природознавчого музею. Льв1в, 2001. Т. 16. С. 5-34; 2) Сучасы проблеми природничо! музеологн // Науковi записки Державного природознавчого музею. Льв1в, 2010. Вип. 26. С. 3-14.

13 Чернобай Ю. М.: 1) Природнича музеологя i еколопчна педагоггка // Подльський природничий вiсник. Кам’янець-Подшьський, 2011. Вип. 2. С. 3-19; 2) Екомузей - перехрестя шновацш i традицш // Науковi записки Державного природознавчого музею. Львiв, 2012. Вип. 28. С. 3-10.

29

Д. В. Кепин

Развитие музеологии на Украине...

С 2006 г. издается учебная литература, в частности: учебные пособия собственно по музеологии как науке; издания, рассматривающие историю и теорию музейного дела; пособия, раскрывающие особенности направления деятельности музеев как в общем плане, так и в соответствии с их профилем14.

На Украине пока что отсутствуют диссертационные работы, рассматривающие музео-логию как науку. Назовем некоторые исследования, в которых анализируются в той или иной степени структурные элементы музеологии. Так, теоретические основы создания и функционирования музеев истории городов Украины стали одной из задач исследования Л. Д. Федоровой15. Теория построения музейной экспозиции как специфического вида художественного творчества стало предметом работы Л. П. Великой (1953-2006)16. Музей как социокультурный институт стал предметом исследования И. В. Пантелейчук17. Специфику музейной коммуникации анализирует философ-музеевед О. Н. Сошникова18. В историческом аспекте развитие музеологии рассмотрел П. С. Усенко19.

В последнее время активизируются исследования, рассматривающие памятниковедение как науку и его отличия от музеологии.

Важнейшим этапом в разработке теории этой науки стала коллективная монография «Основи пам’яткознавства» («Основы памятниковедения») (общ. ред. д.т.н., проф. Гриф-фена Л. А., к.и.н., доц. Титовой Е. Н.) (Киев, 2012)20. Эта книга является первой на Украине, рассматривающей комплексно теоретические и практические вопросы памятниковедения. Под памятниковедением здесь понимается «научная дисциплина, объектом которой выступает историко-культурное наследие; предмет - общественное функционирование исторических артефактов в качестве памятников истории и культуры, основное социальное назначение которых - содействие социализации индивида путем его «погружения» в прошлое через влияние аксиологической информации, которую несет аутентичный артефакт в определенном историческом контексте» (Л. А. Гриффен). В свою очередь памятник рассматривается как «... унаследованный от прошлого объект (предмет), созданный человеком, или естественного происхождения, или представляющий собой их общее творение, аутентичная материальная субстанция или форма которого представляет для общества историческую, научную, эстетическую, художественную или другую культурную цен-

14 Кетн Д. Навчальт видання з музеологй в Украши критичний аналiз // Нзжинська старовина: Збiрник репонально! юторц та пам’яткознавства. Ки!в, 2010. Вип. 10 (13). С. 173-179. (Серiя «Пам’яткознавство Швшчного регюну Укра!ни». № 3); Шидловський I. В. 1стор1я музейно! справи та зоолопчних музе!в утверситепв Укра!ни. Льв1в, 2012. (Сер1я «Бюлопчш Студи»); Сапожник Д. I. Музеезнавство та музейно-виставкова справа: навчальний поабник. Львiв, 2013.

15 Федорова Л. Д. Становления i розвиток музе!в ютори мют Украгни (XIX-XX столггтя). Автореф. дис. ... канд. iст. наук. Ки!в, 1994.

16 Велика Л. П.: 1) Роль образно! побудови експозицн у системi музейно! комушкацн (аспект розбу-дови укра!нсько! школи музеетворення). Автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства. Харктв, 2000; 2) Музейне експозицшне мистецтво. Харкв, 2000.

17 Пантелейчук I. В. Трансформащя музею як соцюкультурного шституту (XX - початок XXI сто-лтття). Автореф. дис. ... канд. ют. наук. Ки!в, 2006.

18 Сошткова О. М. Соцюкультурний контекст музейно! комушкацй: Автореф. . дис. канд. ф. наук. Харюв, 2012.

19 Усенко П. С. Становлення музеологiчно! дисциплин: iсторико-iсторiографiчний аспект (вiд Шз-нього Вiдродження до кшця ХХ ст.). Автореф. . дис. канд. ют. наук. Дншропетровськ, 2013.

20 Основи пам’яткознавства / тд заг. ред.: ^ффена Л. О., Титово! О. М.; кол. авт.: Гаврилюк О. Н., Гаврилюк С. В., Горбик В. О. [та in.]. Ки!в, 2012.

30

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

ность» (Л. В. Прибега). На основе этого издания было подготовлено и соответствующее учебное пособие21.

Этот взгляд лег в основу книги Л. А. Гриффена, специально рассматривающей проблемы теории памятниковедения22. В других своих исследованиях ученый анализирует существующие методические подходы к анализу музея как социокультурного феномена: структурно-функциональный и феноменологический. При рассмотрении функций музея большое значение он уделяет коммуникационной, опирающейся на собственно музейные предметы. Основной целью музееведения как науки называет изучение музея как социокультурного явления. Музейные предметы рассматриваются им как памятники истории и культуры. Для социализации личности музейные предметы являются наглядными, синкретическими и достоверными источниками. В этом отношении важная роль отводится экспозиции для воссоздания исторического контекста путем демонстрации аутентичных памятников. По мнению Л. А. Гриффена, несмотря на то, что музейная экспозиция как таковая является своеобразным «музейным искусством», ее художественное оформление не должно подчинять себе раскрытие исторического контекста демонстрационных материалов23.

Взгляды этого ученого развивает в своих работах культуролог и музеевед С. Б. Руденко. Им предложены, в частности, дефиниции понятий «памятник» и «музейный памятник», а так же выделены следующие социокультурные функции музейных памятников: источни-ково-научная; образовательно-воспитательная; социализирующая; культурно-ориентационная; идеологическая; эстетическая; рекреационно-досуговая. Исследователь предложил выделять памятниковедение как метанауку и как науку, занимающуюся вопросами сохранения и популяризацией недвижимых памятников историко-культурного наследия24.

Благодаря работам археолога, памятниковеда и музееведа, кандидата исторических наук, доктора философии Е. Н. Титовой получает свое активное развитие археологическая музеология. В многочисленных работах, посвященных памятникоохранному делу, исследовательница останавливается на анализе международного и отечественного законодательства по вопросам сохранения археологического наследия, общей методики сохранения недвижимых памятников археологии и их популяризации среди населения25 * * * * * 31.

21 Пам’ яткознавство: поыбник для початшвщв / укл.: Л. О. ^ффен, О. М. Титова. Ки!в, 2014.

22 Гриффен Л. А. Теоретические основания памятниковедения. Киев, 2012.

23 Он же: 1) Музей як соцюкультурний феномен // Нгжинська старовина. Кшв, 2012. Вип. 14 (17). С. 5-10; 2) Музейный предмет как объект культурного наследия // Технический музей: история, опыт, перспективы. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции (г. Киев, 24-26 мая 2012 г). Киев, 2012. С. 8-11; 3) Музейний експонат i музейна експозищя // Украшський техшчний музей: iсторiя, досвщ, перспективы: Матерiали 9-1 Всеукрашсько! науково-практично! конференцп (30-31 травня 2013 р., м. Севастополь). Ки1в, 2013. С. 57-60.

24 Руденко С. Б. : 1) Музейна пам’ятка: соцюкультурна сутшсть та мюце в системi юторико-культур-них цшностей. Автореф. дис. канд. культурологи. Ки1в, 2011; 2) Музейна пам’ятка: соцюкультурна сутшсть та мюце в системi юторико-культурних цшностей: монографiя. Ки1в, 2012.

25 Титова О. М.: 1) Деяю проблеми збереження нерухомих пам’яток археологи // Археолопчний

лгтопис Швобережно! Укра1ни. 1998. № 1-2. С. 118; 2) Деяю принципи охорони археолопчно! спад-щини // Пращ Центру пам’яткознавства. Ки!в, 2006. Вип. 10. С. 262-268; 3) Археолопчна спадщина в сучасному укра!нському суспiльствi // Пращ Центру пам’яткознавства. Ки!в, 2008. Вип. 14.

С. 99-104; Титова О., Кетн Д. Музейно-освгтт програми з юторп первюного суспшьства // Волин-

ський музей: ютс^я i сучаснють. Матерiали III Всеукра1нсько1 науково-практично! конференцп, присвячено! 75-рiччю Волинського краезнавчого музею та 55-рiччю Колодяжненського лгтературно-

меморiального музею Лесi Укра1нки. Луцьк - Колодяжне, 18-19 травня 2004 р.: Науковий збiрник.

Луцьк, 2004. Вип. 3. С. 225-227.

31

Д. В. Кепин

Развитие музеологии на Украине...

Со второй половины 1990-х гг. вопросы истории и теории музеологии, музейного дела, сохранения и экспонирования памятников по истории первобытного общества, психолого-педагогические основы создания таких экспозиций рассматривает автор данной статьи26 (Таблица 1).

Учитывая разработки З. Странского, А. М. Разгона, М. Б. Гнедовского и Ю. А. Омельченко мы предлагаем следующую редакцию определения музееведения: музееведение -культурологическая дисциплина, изучающая специфическое аксиологическое (ценностное) «музейное» отношение человека к действительности. Объектом его явлется музейное дело как общественное явление и музей как социокультурная институция. Предметом музееведения является феномен «музейного» отношения человека к действительности в разные исторические эпохи.

В свою очередь памятниковедение может быть определено как междисциплинарная наука, занимающаяся исследованием памятникоохранного дела в историческом, теоретическом, техническом, правовом, экономическом аспектах. Объект его исследования -недвижимые памятники природного и культурного наследия; предмет - памятниковедче-ская сущность объектов природного и культурного наследия (Схема 1).

Таким образом, для украинской музеологии актуальным является развитие системнокоммуникативного, культурологического подхода к определению проблем музеологии. Необходима подготовка академического энциклопедического издания по теории музео-логии и памятниковедения. Так же необходима подготовка и учебного пособия по музеям естественнонаучного (естественноисторического) профиля, т.к. уже изданные учебники ориентированы на будущих специалистов музеев гуманитарного профиля. Особое значение на современном этапе развития музеологии Украины приобретает исследование ее структурных элементов. В этом отношении перспективными являются разработки в области музейного источниковедения, музейной педагогики и прикладной музеологии.

Таблица 1. Развитие музееведческих концепций по истории первобытного общества

№ п/п Исторический период Содержание музееведческой концепции

1. Донаучный (период Средневековья - XVI в.) Характеризуется первыми сведениями о памятниках первобытной истории в разных странах Европы

2. XVII-XIX вв. К этому времени относится осознание памятников первобытной истории как таковых, т.е. как памятников, которые требуют научного исследования и возможного сохранения для последующих поколений

3. Вторая половина XIX -первая половина ХХ вв. Первые разработки программ создания «археопарков» и «экспериментальных поселений» по истории первобытного общества

4. Вторая половина ХХ в. -наше время Создание новых концептуальных основ сохранения и экспонирования памятников каменного века и эпох энеолита - бронзы и соответствующих музеев, а также «реконструированных поселений». Выделяются разные музеологические школы и научные направления

26 Кепт Д. В.: 1) Музеефжащя об’екпв археолопчно! спадщини в Сврош: на приклад! пам’яток первгсно! культури. Кшв, 2005; 2) Музеезнавч1 концепци створення експозицш з гсторн первгсного суспшьства. Автореф. дис. ... канд. id. наук. Кшв, 2008; 3) Археолопчне музейництво. Енциклопе-дичний довщник (авт.-уклад.). Кшв, 2010.

32

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

Схема. Классификационный фрагмент «Музеология».

Информация о статье

Автор: Кепин Дмитрий Владимирович - к.и.н., научный сотрудник, Украина, ученый секретарь Отдела культурного наследия Центра памятниковедения Национальной Академии наук Украины и Украинского общества охраны памятников истории и культуры, Киев, dKepin@gmail.com. Заглавие: Развитие музеологии на Украине за годы независимости.

Абстракт: В статье рассмотрены достижения украинских ученых в изучении теории музеологии и ее структурных элементов за период 1991-2014 гг. Отмечено, что музеолог, кандидат исторических наук, профессор Ю. А. Омельченко является первым исследователем, заложившим основы изучения музеологии как науки на Украине. Ему принадлежит оригинальная концепция развития этой науки. Большинство исследований в области музеологии строится через призму изучения деятельности музеев гуманитарного профиля (Л. Д. Федорова, Р. В. Маньковская, Л. П. Великая и др.). Основы изучения естественнонаучной музеологии заложил доктор биологических наук, профессор А. С. Климишин. Теоретические аспекты музеологии в контексте памятниковедения, а также деятельность музеев науки и техники рассмотрены доктором технических наук, профессором Л. А. Гриффеном. Среди новых направлений выделена археологическая музеология, теоретические основы которой рассматриваются кандидатом исторических наук, доктором философии Е. Н. Титовой. В заключении автором дано собственное видение музеологии и памятниковедения как научных дисциплин. Для дальнейших исследований в области музеологии актуальным является использование системно-коммуникативного, культурологического подхода.

Ключевые слова: музеология, памятниковедение, музейное дело, музей, музейный предмет, памятник.

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д. В. Кепин

Развитие музеологии на Украине...

Information on article

Author: Kepin Dmitrij Vladimirovich - Candidate of Science in History, Researcher, Ukraine, Academic Secretary of Department Cultural Heritage of Centre of Protection and Investigation of Monuments of the National Academy of Science of Ukraine and Ukrainian Society of Protection of the Historical and Cultural Monuments, Kiev, dKepin@gmail.com.

Title : The development of museology in Ukraine during the years of independence.

Abstract: In this article the achievements in the studying of the theory of Museology and its structure elements during the period of 1991 - 2014 years. It is noted that museologist, candidate of historical sciences, Professor Yu. A. Omelchenko is the first investigator to create the bases of the studying of Museology as the science in Ukraine. He is the author of his own conception of this science’ development. A great deal of thy investigations in the there of Museology are based on the studying of the humanitarian type’ museums activity (L. D. Fyadorova, R. V Mankovskaya, L. P. Velikaya and others). The fundamental principles of studying of the natural sciences’ Museology are created by Doctor of biological sciences, Professor A. S. Klimishin. The theoretical aspects of Museology in the context of monuments protection as well as science and technology have are been considered by Doctor of technology sciences, Professor L. A. Griffen. Among the new trends the archeological museology, the theoretical bases of which are considered by Candidate of historical science, PhD. E. N. Titova. In the conclusion the author gives his awn sight on the Museology and Monuments’ protection from the point of view of scientific disciplines. For the following investigations in the field of Museology the usage of system communicative, culturological approach is actuality.

Key words: Museology, protection of monuments, museum work, museum, museum object, monument.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.