Храмцова Наталья Геннадьевна
кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры социологии и социальной работы
Курганского государственногшо университета
ЦЕННОСТИ
И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО ДИСКУРСА
РАВОВОЙ дискурс-
Шэто феномен, с кото-; рым в последнее время мы сталкива-,, емся все чаще . и чаще. Чем более от-- . крыта и демократич-
на жизнь.'общества, тем больше внимания уделяется языку права...
Под правовым дискурсом нами понимается общение в сфере права, основной интенцией которого является установление правовых отношений.
В последние десятилетия эта область знания стала объектом прмстального'внимания отечественных юристов и лин.гвистов.(На повестку дня выходят вопросы теоретического моделирования правового дискурса:- выявление механизмов порождения и функционирования текстов права, анализ правовых метафор как. способа осмысления мира права, характеристика: речевого поведения субъектов права, изучение вербальных и риторических стратегий в политико-правовой деятельности.
Появляются и материалы, анализирующие основные тенденции развития правового дискурса в России во второй половине 90-х годов. Так, Ю.А. Мордовцев отмечает, что «в результате перехода от идеократической модели национальной юридической науки к ее поли- (амби-) валентному бытию устанавливается дискурсивный консенсус, основанный на относительной неустойчивости, открытости системы взглядов, концепций, теорий»1.
Ценности и ценностные ориентации правового дискурса, с этой точки зрения, формируются в русле межкультурного диалога, столкновения традиций. Ценностная сторона правового дискурса соотносит нормы, закрепленные в законах, с важнейшими ориентирами человеческого поведения. Это выражается в оценочных суждениях.
В пределах одной культуры знак оценки того или иного явления, поступка, качества в правовом и деонтическом кодексах совпадает, что обусловлено
накопленным социальным опытом. Право опирается на ценностную картину мира, присущую данной культуре, вбирая в себя раз и навсегда определенный, условленный смысл того или иного явления, заключая его в конкретные формулировки, которые становятся знаками, отсылающими нас к уже накопленному, т.е. прошлому опыту: «Порядок есть высшее благо», «Свобода есть высшее благо», «Ритуал должен соблюдаться», «Договоренности должны соблюдаться».
Вместе с тем выделяются прецедентные тексты для определённой сферы, которые должны быть известны в той или иной мере всем ее представителям и которые приобретают высокий индекс цитируемости. Для правового дискурса - это распространенные тексты пословиц й поговорок, латинских. «крылатых выражений». Они включают многочисленные оценки, составляющие моральные и утилитарные нормы: общечеловеческие и национально-специфические, реализующие социально-типичные позиции и оценки, свойственные данной культуре. Общечеловеческая часть ценностной картины мира гораздо менее объемна.
Пословицы и поговорки, латинские «крылатые выражения» правового дискурса в силу своей композиционной структуры и стилистического оформления являются символическими единствами языковой формы и выражаемого в ней морально-ути-литарного содержания. Моральные и утилитарные нормы, выраженные в оценочных единицах, внутри одной и той же культуры, как и в разных культурах, могут совпадать и диаметрально различаться по своим оценкам того или иного поведения.
В результате семантических трансформаций конкретных норм поведения, содержащихся в универсальных высказываниях, латинских «крылатых выражениях» возможно выделение следующих нормативных комплексов или аксиом поведения, предложенных В.И. Карасиком2, с изменениями, продиктованными материалом исследования:
1) Функция управления:
' Мордовцев Ю.А. Российская политико-правовая мысль: ценно.ст.ные..ори.ентации нового дискурса
2 Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. С. 166-205.
_158
ОБЩЕСТВО И ПРАВО ® 2005 Ф №4(10)
Aequitas sequintur legem. Справедливость следует за законом (где исполняется закон, там - справедливость).
Lex retro non agit. Закон не имеет обратной
силы.
2) Функция взаимодействия:
Lex talionis. «Закон равного возмездия» (закон, основанный на принципе: око за око, зуб за зуб).
Qui prior est tempore, potior est jure. «Кто раньше по времени, тот прежде по праву» (кто явился раньше, пользуется законным преимуществом).
3) Функция иерархии:
Lex posterior derogat priori. Позднейшим законом отменяется более ранний.
Lex specialis derogat generali. Специальный закон отменяет действие (для дённого дела) общего закона.
3) Функция жизнеобеспечения:
Jure humano. «По человеческому закону», согласно естественному праву.
4) Функция общения:
Ignorancia juris nocet, ignoratio facti non nocet. Незнание закона не является оправданием, незнание факта является оправданием.
De lefe ferenda. С точки зрения 3aKOHOfláTenb-ного предложения. ^
5) Функция ответственности:
Dura lex, sed lex. Закон суров, но это закон (каким бы ни был суровым закон, его следут соблюдать).
6) Функция реализма:
Scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem. Знание законов заключается нё в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл .
Legem brevem esse oportet. Закон должен быть кратким.
7) Функция, благоразумия:
Juris praecepta sunt haec: honesté viveré, altèrùm non laedere, suum cuique tribuere. Предписания закона сводятся к следующему: честно жить, не обижать других, каждому воздавать по заслугам.
Lex homines recte facere jubét, Veiat dèlinquere. Закон повелевает людям поступать правильно и запрещает совершать проступки.
8) Функция меры:
Maximum jus est saepe maxima injuria. Высший закон часто является величайшей несправедливостью (излишне суровое применение закона часто приводит к несправедливости).
Lex laesae majestatis. Закон об оскорблении величества (в древнем Риме - нанесение ущерба достоинству римского народа).
9) Функция юридического основания:
Causa justa. Законное обоснование, законная
причина.
De lege ferenda. С точки зрения законодательного предложения.
De lege lata. С точки зрения действующего закона.
Jus scriptum. Писаный закон (в отличие от неписаного закона, т.е. обычного права).
Особую группу в правовом дискурсе составляют русские пословицы и поговорки о законе. Эти единицы наиболее ярко иллюстрируют отношение моральных и правовых норм, т.е. соотношение обыденного и правового сознания, например: «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло; Суди не по закону, а по совести; Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет; Закон не кол - не обтешешь; Законы святы, да законники - супостаты».
Такого рода пословицы отражают «характерную черту русской жизни, ее константу - незнание каждым отдельным гражданином основных законов государства»', т подтверждающую тот факт, что «Самые плохие законы - в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполня-. ет» (М.Е. Салтыков-Щедрин).
В результате анализа пословиц и поговорок, латинских «крылатых выражений» правового дискурса можно утверждать, что в них декларируются фундаментальные ценности как морального, так и утилитарного порядка, отражающие характер правового дискурса современности. Актуальные правовые цейности получают широкое выражение в деонтическом кодексе языка и конкретизируются правом. Само понимание закона как предела, ограничителя в культуре определяет отношение к нему, что выражается в правовом дискурсе в положительных коннотациях (в латинских пословицах), и в отрицательных (в русских пословицах).
Степанов Ю.С. Концепт // Константы. Словарь русской культурь) ОрытИсследования. М., 1997. С. 40-45.