Е.С. Ощепкова
УДК 81'23
ЦЕННОСТИ «БОГАТСТВО» И «БЕДНОСТЬ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РУССКИХ 1
В статье дается анализ двух общечеловеческих ценностей: «богатство» и «бедность». Кроме того, рассматривается образ денег в языковом сознании русских. Для анализа ценностей привлекаются толковые словари русского языка, Словарь языковых изменений русского языка, Русский ассоциативный словарь. Кроме того, исследуется образы богатства и бедности в общественном сознании через анализ экспертных статей по данной тематике и социологических опросов общественного мнения носителей языка и культуры. К анализу привлекается Национальный корпус русского языка и паремиологический фонд русского языка. Делается вывод о неоднозначном отношении носителей русского языка и культуры как к богатству, так и бедности. Образ денег также амбивалентен, деньги не представляются русским однозначным благом.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, богатство, бедность, языковое сознание, ассоциативный эксперимент.
Ekaterina S. Oshchepkova
The article is dedicated to the analysis of two universal values: wealth and poverty. Additionally, the image of money in Russian language consciousness is considered. The materials used are the Dictionary of changes in the Russian language, Russian associative dictionary, National corpus of the Russian language, specific texts and public opinion polls. The authors conclude that both wealth and poverty are the concepts characterized by high ambivalence in the Russian cultural context.
Keywords: universal values, wealth, poverty, language consciousness, associative experiment.
Как было показано Е.Ф. Тарасовым [Тарасов 2012], общечеловеческие ценности имеют свое этническое содержание. Особенно ярко это проявляется на примере такой ценности, как «богатство», и антиценности «бедность». Для того чтобы увидеть, как эти ценности раскрываются в русском языковом сознании, проанализируем три элемента: деньги, бедность и богатство как в русской традиции и культуре, так и в современном российском обществе.
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ 14-04-12021в «Информационно-исследовательская база современного русского языка по материалам словаря-справочника "Общечеловеческие ценности в русском языковом сознании"».
UNIVERSAL VALUES "WEALTH" AND "POVERTY IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS
Образ денег, богатства становится одним из важных образов в любой культуре, поскольку любое общество проходит (а многие так и не преодолевают) стадию имущественного расслоения, деления на богатых и бедных.
Однако в разных культурах отношение к деньгам может очень сильно отличаться: от презрения и восприятия денег как зла до принятия их как главной ценности и показателя праведности жизни.
Вообще, стремление к материальному благополучию характерно для любого человека, но относится ли это в полной мере и к России? Нет ли в нашей стране особенностей, которые отличали бы ее от других стран мира?
Традиционное отношение русских к деньгам можно понять из анализа пословиц и поговорок. Если посмотреть пословицы, приведенные в словаре В.И. Даля к слову «деньга» (отдельной статьи «деньги» в словаре нет вообще), мы увидим, что при существовании пословиц, указывающих на важность денег, большинство рассматривает их либо как зло, либо просто указывают на их недостаточность для счастья и уважения людей. При этом пословицы первого типа указывают скорее на людскую природу и осуждают жадность и завистливость. Очень часто эти пословицы полны иронии и даже сарказма: Денежка - молитва, что острая бритва (т. е. все грехи сбреет). Денежка дорожку прокладывает. Денежка на стол, и девушку за стол (о кладке, плате жениха). При деньгах Панфил всем людям мил; без денег Панфил никому не мил. Родись, крестись, женись, умирай, за все денежки подай.
Во втором типе пословиц встречается предостережение против чересчур серьезного отношения к деньгам, указывается, что кроме денег есть более важные вещи, а неправедные деньги могут лишить покоя и спасения души: Без денег сон крепче. Без хозяина деньги черепки. Грехов много, да и денег вволю. Денег нет -перед прибылью; лишний грош - перед гибелью. Денег нет, так подушка под головой не вертится. Деньга прах: ну их, в тартарарах! Деньгами души не выкупишь. Деньги - забота, мешок - тягота. Деньги - склока, а без них плохо. Деньги копил, да нелегкого и купил. Деньги не голова: наживное дело. Деньги пух - только дунь на них - и нет. Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся. Деньги: что вода. Кабы не деньги, так бы весь (так быль бы) в полденьги, только богатством славен. Меньше денег - меньше хлопот. Не деньги нас, а мы их нажили. То не беда, что денег просит, а то беда, как и даешь, да не берут.
Итак, в русской культуре традиционно отношение к деньгам достаточно своеобразно: признается, что человек может быть жадным и завистливым, «охочим до денег», но эти качества порицаются и утверждается, что деньги отнюдь не главное в жизни.
Традиционное нестяжательство русских подчеркивается во многих исторических, философских и культуроведческих работах. Существует даже поговорка: Американцы работают, если платят хорошо. Русские работают. Если платят - хорошо, что еще раз подтверждает нашу мысль.
Изменилось ли это отношение к деньгам в наше время? Мы полагаем, что не так сильно, как хотелось бы тем, кто навязывает нашей стране чуждые ей идеалы и чуждую иерархию ценностей.
Наше экспертное сообщество о деньгах говорит мало и походя, видимо, не считая это темой, достойной обсуждения. Однако в СМИ в целом слово «деньги»
и связанные с ним в 90-е годы стали употребляться чрезвычайно часто. «Толковый словарь русского языка XX века. Языковые изменения» [Скляревская 2002], изучающий перемены в лексике русского языка за 1985 - 1997 годы, приводит очень интересные данные. Согласно этому словарю, слово «деньги» актуализировалось за 90-е годы, в языке СМИ стали активно использоваться такие выражения, как «быстрые, деньги, горячие деньги, деревянные деньги, живые деньги, отмывание грязных денег, пластиковые деньги, черные деньги». Согласно этому же словарю, в 90-е годы впервые зафиксированы в словарях такое слово, как «бабки». Самое частотное выражение «делать бабки» прекрасно отражает разницу с привычным «зарабатывать деньги»: бабки не зарабатывают, их делают, часто из воздуха. Появились также слова «баксы (баки)» (новизна этого слова нашла отражение в такой шутке: «американские баксы - это всего лишь наши родные доллары»), «башли» (при этом «башлять» - платить большие деньги), «грины» (доллары), «долларизация» (внедрение американского доллара в экономику России), «зеленые» (в значении «доллар», часто встречается выражение «двадцать (тридцать...) зеленых»), «кусок» (в значении «тысяча рублей» разг., сниж.), «тысячерублевка», «штука» (тысяча рублей или долларов, в зависимости от контекста).
Актуализировались также слова «доллар», «рубль», «лимон» (в значении «миллион»). Интересно, что актуализация последнего слова в 90-е повторяет его актуализацию в 1920 - 1923 гг. во время обесценения денег. То есть слова, связанные с деньгами вообще, стали употребляться намного чаще и активнее. В пассив же ушли такие наименования отдельных денежных знаков, принятые в СССР, как «копейка», «пятак», «пятачок», «пятерка», «пятерочка», «стольник», «сторублевка», «треха», «трешка», «трешник», «трояк», «червонец», «четвертак», «четвертной» [Скляревская 2002].
Таким образом, мы видим, что, судя по используемым выражениям, отношение к деньгам довольно пренебрежительное, хотя говорят/ пишут о них действительно много. Очень большую роль в экономике стала играть иностранная валюта, что, естественно, нашло свое отражение и в языке.
А что же рядовые граждане? Изменилось ли каким-либо образом отношение к деньгам в связи с переходом к рыночной экономике?
По данным ФОМ, исследование, проведенное в 2002 году, показало, что подавляющее большинство опрошенных (83%) считают, что, по сравнению с советскими временами, деньги стали играть в жизни россиян гораздо более значительную роль. Участники фокус-групп отмечают, что «при социализме» люди довольно легко относились к деньгам - их хватало для обеспечения минимальных потребностей, и думать о деньгах было не принято. В новых же экономических условиях, при значительном расслоении населения, это необходимо делать постоянно.
Эксперты ФОМ подчеркивают, что, «говоря о возрастании роли денег, респонденты имеют в виду не столько изменения в системе ценностей россиян, сколько перемены в условиях их существования: деньги оказались в фокусе внимания скорее в качестве объекта постоянного беспокойства и заботы, чем в качестве предмета поклонения» [http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/dd023028].
В этом же исследовании «53% опрошенных полагают, что деньги - это главное в жизни, и 43% - что всё же есть вещи поважнее» [там же].
Однако сами респонденты объясняют свою позицию тем, что у них не хватает денег на самые базовые потребности, а поэтому они постоянно думают о деньгах, и поэтому деньги являются для них самым главным. Среди экспертов ответы на вопрос о значимости денег распределились иначе, не так, как среди рядовых граждан: здесь более 2/3 полагают, что деньги не главное в жизни, и только около 1/5 придерживаются противоположного мнения.
Видимо, эксперты более четко, нежели участники фокус-групп, осознают, что думать о деньгах и считать их главной жизненной ценностью - не одно и то же. Хотя и среди участников групповых дискуссий находятся те, кто, говоря о высокой значимости денег в сегодняшней жизни, подчеркивает, что деньги как таковые не самоценны, но именно о них прежде всего приходится задумываться, когда речь заходит о получении образования, создании семьи, самореализации, здоровье и т. д.
Вот примеры высказываний респондентов: 'Рыночная экономика, которую мы сейчас строим, она заставляет нас быть такими. Мы сегодня говорим о том, что деньги для нас - самое главное в жизни, для меня, например' (ДФГ, Санкт-Петербург); 'Сейчас ситуация уже другая... сейчас мне все равно приходится думать о том, что мне нужно купить. Сейчас я прогуляю, а завтра мне придется где-то искать деньги. Тогда немножко задумываешься, что нужно на то, на то и на то' (ДФГ, Москва).
Эксперты же пытаются объяснить, с чем связаны эти ответы, почему деньги стали значить так много: 'Деньги стали рыночным товаром в том плане, что раньше в основном гонялись за товаром, а сейчас товарная масса достаточна, а дефицитом стали именно деньги - это главный платежный инструмент в нашем государстве' (эксперт, Кемерово). 'Если в советской системе деньги не являлись решающим аргументом - многое значили какие-то межличностные отношения, родственные, блат так называемый, - то сейчас, имея деньги, можно решить практически все проблемы, не прибегая к этим средствам' (эксперт, Тула).
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все-таки деньги для русских людей не стоят на первом месте. Чаще всего им просто необходимо удовлетворять базовые потребности, за что нужно платить. А поскольку денег не хватает, то это приводит к такому гипертрофированному вниманию к деньгам в определенные периоды жизни общества. Подтверждение наших слов мы находим в ответах респондентов того же исследования: 'Конечно, если мы рассматриваем отдельно здоровье, мы можем сказать, что здоровье - это самое главное, отдельно - счастье, все очень важно. Но чтобы все это обеспечить... нужны деньги' (ДФГ, Санкт-Петербург). 'Если взять критерии благополучия, это, прежде всего, здоровье, это интересная работа, это интересная жизнь, это условия отдыха - все это практически невозможно без денег. Здоровье - это деньги, отдых - это деньги, хорошая работа - это хорошее образование, а хорошее образование - это тоже деньги' (эксперт, Новгород).
Данные исследования «Базовые ценности россиян» [Базовые ценности россиян 2003] подтверждают эти данные. Согласно ему, для россиян достаток как ценность стоит на 4-м месте после здоровья, безопасности и семьи.
Когда же человек имеет возможность удовлетворить свои минимальные потребности, деньги перестают быть для него такой ценностью. Даже для молодых,
нацеленных на успех людей при удовлетворении базовых потребностей предпочтительнее работа, приносящая удовлетворение, интересная, творческая, вопрос же денег отходит на второй план.
Однако мы считаем, что к социологическим опросам мы должны относиться с осторожностью, поскольку людям свойственно либо изображать себя более несчастными, чем они есть на самом деле (вспомним, что в России особенно не принято «хвастаться»), либо понравиться исследователю и т.д. Поэтому данные социологических исследований необходимо дополнять другими методиками. Нам представляется, что оптимальным будет использование Русского ассоциативного словаря (РАС) и Словаря ассоциативных норм русского языка (САНРЯ), поскольку они наилучшим образом вскрывают языковое сознание русских и позволяют нам увидеть реальное отношение носителей языка к исследуемому феномену. Так вот, если проанализировать реакции испытуемых на стимул ДЕНЬГИ, приведенные в РАС, то мы увидим, что реакции:
- либо довольно нейтральные: большие (41), много (19), кошелек (14), золото (12), бумага, крупные, нужны (11), мало (10), рубль (9), бумажные, время, нет (8), есть, кончились (5), считать (5), мелочь, мои, монета, получить, тратить, чужие
- либо несут скорее негативный оттенок, вплоть до явно негативного: бешеные (14), зло (9), вода (8), не пахнут (8), бумажки (4), грязные (4), грязь (4);
- и очень редко вызывают положительные эмоции: счастье (5).
Обратный словарь в этом отношении тоже весьма показателен: на стимул
«любить» реакция «деньги» встречается только в РАСе (не в САНРЯ) и только как единичная. На стимул «работа» - то же самое.
Вообще же реакция «деньги» является довольно частотной, но, чтобы получше разобраться с этим феноменом, интересно посмотреть, как изменялась структура обратной словарной статьи в зависимости от этапа анкетирования.
Самой частотной реакция «деньги» стала в первом этапе, проводившемся до 1991 года: реакция «деньги» в нем возникает у 1880 испытуемых как ответ на 177 стимулов. Чаще всего на стимулы: тратить 259, платить 142, считать 111, получать 109, получить 64, иметь 59, отобрать, рубль 51, стоить, штраф 35, давать, копейка 30, долг 29, грести, отдать 28, делать, нуждаться 27, карман 26, платили 25, материальный, платите 24, передать, утаивать 23, брать 22, отнять, платил, потерять 20, взять, просить 19, платят 18, требовать 17, золото, платим 16, дать, купить, платит, платишь 14, прислать, сдавать 13, покупать 11, есть, капуста, кончиться, найти, платила, экономный 10 и т.д.
На втором этапе, проводившемся в 1992-93 годах, эта реакция возникает у 724 респондентов в ответах на 199 разных стимулов: кошелек 24, бабки, менять 22, взаймы 20, в долг 17, красть 16, воровать, украл 15, время, касса 14, достаток, мелочь, монета, прятать 13, зарплата 12, богатство, долги, сделка, штраф 11, вернуть, стипендия, чек 10.
Наконец, на третьем этапе, проводившемся в 1994-1995 годах, «деньги» опять стали чрезвычайно частотной реакцией: появились у 1093 человек в ответ на 212 стимулов: тратить 77, заработать 69, получка 28, в банке 27, прибыль 26, сумма 25, залог, занимать, заплатить 24, премия 22, занять 21, в кармане, валюта
(4);
20, банк, бюджета 18, взятка, должен, нашел 17, доход 15, бизнес, копейка, потерять, рубль 14, налог, нуждаться 13, доллар, мотать, расчет, хранить 12, расход 11, выиграть, добывать, стоить 10 и т.д.
Можно ли на основании этих данных говорить о том, что деньги играют все-таки очень важное место в сознании испытуемых? Мы считаем, что нет, поскольку сами стимулы чаще всего предполагают именно эту реакцию с точки зрения сочетаемости слов русского языка. В частности, в «Словаре сочетаемости слов русского языка» под редакцией П.Н. Денисова и В.В. Морковкина слова «тратить», «платить», «считать что-то» и прочие в первую очередь сочетаются именно со словом «деньги». Многие другие стимулы, вызвавшие эту реакцию входят в одно тематическое поле и предполагают друг друга (кошелек, рубль, копейка, доллар, бабки, мелочь и т.д.).
Хочется отметить и еще одну особенность восприятия денег в России. Очень часто, если деньгами пытаются заменить заботу и человеческие отношения, это вызывает неприятие и раздражение. Существует понятие «откупиться», которое употребляется и для родителей, которые не имеют времени/сил/желания посвящать время своим детям, но покупают им все, что им хочется, дают много денег на карманные расходы, и для друзей, которые на праздник вместо тщательно выбранного подарка дарят деньги, и для выросших детей, которые ограничиваются материальной помощью родителям, не желая уделять им больше внимания.
Итак, проанализировав феномен денег в России в разное время, мы можем сделать вывод, что в нашей стране отношение к деньгам, их образ в сознании людей весьма неоднозначны: в периоды, когда денег не хватает на удовлетворение базовых, жизненных потребностей, их ценность возрастает и становится основной. Однако как только базовые потребности удовлетворяются, деньги перестают играть столь заметную роль. Следовательно, в России элите нужно озаботиться не навязыванием гражданам культа денег, а возможностями для развития их творческого потенциала и возможностей, удовлетворив при этом, разумеется, основные потребности.
Восприятие бедности в этноязыковом сознании русских
Однако проблема с удовлетворением базовых потребностей миллионами граждан нашей страны по-прежнему остается весьма актуальной. И это проблема бедности.
Бедность - это социальное зло. Она воспринимается как основная проблема России максимальным числом наших граждан (30%, по данным ФОМ: http:// bd.fom.ru/report/cat/socium/soc_gr/rich_poor/of041902).
На тему бедности сейчас пишется очень много. На XI Всемирном Русском Народном Соборе в 2007 году основной темой стало «Богатство и бедность: исторические вызовы России». В Соборном слове говорится, что бедность - это угроза единству нации, вызывающая, кроме того, и все остальные проблемы: демографическую, нравственную и т.д. (http://www.mospat.ru/index.php?page=35350).
Вообще, бедность всегда была довольно актуальна для России. Недаром в русском языке зафиксировано столько слов, обозначающих это понятие (по словарю Даля): бедность, нищета, нужда, нуда, крайность, недостаток, голь, нужа, нужбица, скуда, скудость, скудность, скудота, скудство, убожество.
В России бедных всегда жалели. По Далю, «бедный - убогий, неимущий, скудный, недостаточный, нужный, т. е. нуждающийся; о человеке, небогатый, у кого нет достатка, имущества, средств для жизни <...>. В народе, бедный или победный иногда значит бедующий, бедствующий; вообще же, несчастный, бедный счастием, долей, достойный сожаления, возбуждающий сострадание».
Это сочувствие к нищим, а также предопределенность бедности, независимость ее от человека проявляется и в пословицах: Бедно живет, да по-божьи. Что беднее, то щедрее. И бедный украдет, да его Бог прощает. Бедность не порок, а несчастье. Кого Господь полюбит, нищетою взыщет. Не родом нищие ведутся, а кому Бог даст. Нищего убить, не спасенье нажить. У нищего взять, сумою пахнет. Просит убогий, а подаешь Богу.
Вообще, у слов, обозначающих бедственное состояние, в русском языке много дериватов, то есть они действительно всегда были довольно частотными. Например, от слова «нищета» мы видим: нищенка, нищая, нищева сума, нищенкин костыль, нищенский быт, нищенство, нищенствовать, нищебродничать, нищеброд. Кроме того, некоторые дериваты показывают нам на обычай помогать тем же нищим: нищелюбие, нищелюбивый, нищепитание; нищепитатель, -ница.
Интересное явление, также зафиксированное в словаре Даля, - нищиться. Это значит прибедниваться, прикидываться нищим и попрошайничать. Такое явление явно порицалось: Полно тебе нищиться, Бога гневить! У нас целые деревни нищаются, промышляя нищенством. Перенищались кой-как в голодные годы, перебились.
Итак, в народе бедных жалеют, им сочувствуют, стараются помочь. В русских народных сказках правда всегда на стороне бедного.
Сколько бедных было в России до революции 1917-го года, до сих пор вызывает много споров. Некоторые делают упор на Столыпинские реформы и утверждают, что Революция - это всего лишь результат происков немецких шпионов, другие подчеркивают нищету подавляющего числа жителей России и их отчаяние, приведшее к бунту. Здесь необходимо отметить одну важную особенность традиционного деревенского уклада в России: большинство населения жило в деревнях, общинами. При этом община зачастую не давала человеку опуститься на дно нищеты, помогая ему и материально, и поддерживая с ним социальные связи, поскольку, подчеркнем это еще раз, бедность вызывала не осуждение, а жалость.
Как бы то ни было, но Революция, уничтожив богатых, не принесла значительного облегчения большинству бедных: гражданская война, голодомор, ВОВ, тяжелое послевоенное время - все это не способствовало процветанию наших соотечественников, однако в советское время применительно к бедным в нашей стране использовался термин «малоимущие», поскольку считалось, что с бедностью в СССР покончено.
Открыто о бедности и нищете стали говорить в 90-ые годы. С тех пор слова «бедность» и «нищета» прочно вошли в дискурс о России на всех уровнях и у экспертов любого направления. С чем это связано? Напомним, что «бедность» - понятие относительное.
Существует несколько походов к определению бедности.
«Официальный российский подход к определению бедности базируется на
абсолютной концепции, в соответствии с которой черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, ориентированного на физиологические минимальные нормы. Этот прожиточный минимум был разработан в 1992 г. и складывается из минимальной продуктовой корзины, расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, включаемые в определенной доле к продуктовому набору. Кроме того, возможен относительный подход, субъективный подход, а также метод измерения бедности, основанный на индикаторах лишений [Малева 1998].
Многие исследователи при этом подчеркивают, что данная сумма удовлетворяет настолько малые потребности, что люди, имеющие доход выше прожиточного минимума, все равно лишены самого необходимого.
Недаром в Общественной палате считают, что понятие «прожиточный минимум» должно быть заменено на понятие «стандарт экономической устойчивости» (СЭУ) и применено к семье, т.е. пытаются ввести норму, которая была бы достаточна для нормального воспроизводства семьи. Общество понимает, что прожиточного минимума совершенно недостаточно для нормальной жизни, однако эти нормы по-прежнему остаются в силе.
Кроме того, вопиющим, на наш взгляд, является тот факт, что среди бедных подавляющее большинство составляют многодетные семьи. Так, по данным Госкомстата за 2004 год (цит. по [Архангельская 2004]), среди супружеских пар с тремя и более детьми уровень бедности достигал 80% (среди супружеских пар с двумя детьми - 64%, среди домохозяйств неработающих пенсионеров - 10%). Многодетность по-прежнему остается одним из факторов риска попадания в категорию бедных.
Кроме того, как говорится, «беда не приходит одна», и в нашей стране бедность чаще всего сопряжена с тем, что в социологической литературе называется «эксклюзия» - т.е. выпадение человека или семьи из привычных социальных связей, их маргинализацию, потеря ими своего социального статуса и т.д. Это еще одна очень серьезная проблема. Люди попадают в замкнутый круг: они выпадают из общества из-за того, что им не хватает средств на поддержание достойного уровня (нет денег ни на подарки, ни на то, чтобы принять гостей, ни на развлечения, ни на приличную одежду), но в результате выпадения из общества они могут навсегда лишиться возможности выбраться из нищеты. Это явление называется «застойной бедностью» (ситуация, когда душевой доход оставался ниже прожиточного минимума в течение 5 лет).
Сейчас все больше говорят о том, что бедность была предопределена реформаторами и воспринималась ими как неизбежный побочный продукт проводимых реформ. Например, Джон Раунд [Раунд 2008] показывает, что существующее положение дел с бедностью в нашей стране просто ужасающе, а риторика, принятая властями на всех уровнях, предполагает, что бедность - это проблема самих бедных. Зачастую они обвиняются в теневой деятельности, сокрытии своих доходов и т.д. То есть государство не только спровоцировало всеобщую ужасающую бедность, но и пытается переложить ответственность за нее на самих потерпевших.
Вопиющим фактом, характерным для России, является бедность среди работающего населения. Такая бедность называется парадоксальной, т.к. человек ра-
ботает на полную ставку, в штате предприятия или учреждения, но при этом еле сводит концы с концами. Так, вплоть до последнего времени многие и многие бюджетники получали зарплату ниже прожиточного минимума. Это до сих пор относится младшему медицинскому персоналу, воспитателям детских садов и т.д. Часто к бедным относятся люди, работающие на предприятиях малого бизнеса в малых городах. Чаще всего в таких местах предприятия советского периода развалились, и люди вынуждены соглашаться на любую работу за любые деньги.
Чрезвычайно неприглядной остается и бедность среди пенсионеров. В последние годы правительство регулярно повышает пенсии, однако многим пенсионерам приходится работать, чтобы обеспечивать себя самым необходимым. Кроме того, бедность среди пожилых людей усугубляется их маргинализованным положением в обществе: прекратив работать, они оказываются зачастую в изоляции. К этому добавляются и проблемы со здоровьем, которые решаются тоже за деньги, а потому являются критичными для пожилых людей [Лежнина 2008].
Данные РАС показывают, что проблема бедности не понаслышке знакома нашим соотечественникам.
Анализ русского языкового сознания показывает, что у кого-то бедность (и особенно нищета) связаны с литературными героями (нищий - принц, бродяга, на паперти, король; бедная - Лиза, овечка; бедный - Йорик, папа Карло, пудель, поэт, рыцарь), однако очень часто проступают очень эмоциональные реакции, показывающие, насколько проблема бедности касается нашей страны и большинства ее населения:
НИЩИИ - человек, грязный, старик, бомж, лохмотья, метро, народ, попрошайка; БЕДНАЯ - женщина, девушка, семья, старушка, жизнь, мама, страна, я; бедность по-прежнему «не порок», но это уже не просто отвлеченные слова, БЕДНОСТЬ - это нужда, безработица, в стране, жалость, мрак, плохо, российская, серость, грязь, СССР, страдание, существует, трущоба, ужасающая, ужасная, хреново, хуже некуда; НИЩЕТА - бедность, голод, бомж, угнетает, безвылазная, бешеная, боль, бомжи, босоногая, в России, вопиющая, гольная, грех, грязный, грязь, убогость, депрессия, довела, жалкая, зияющая, кругом, лохмотья, милостыня, не иметь ничего, обида, отсутствие, плоха, плохая, полная, помойка, прозябать, процветает в стране, разруха, сегодняшняя, страшна, убогость, ужасно, унижение, это плохо.
По реакциям мы видим, насколько сильно затронула бедность нашу страну, насколько тяжело она переживалась гражданами.
Обратные словари подтверждают сделанные нами выводы и подчеркивают существование в нашей стране парадоксальной бедности, а также показывают самые незащищенные слои нашего общества. Кроме того, в эти годы и сама страна воспринимается как очень бедная (или несчастная?):
беден - народ; бедная - деревня, женщина, старуха, старушка, мама, медицина, о стране, страна, учительница; бедное - государство, общество, хозяйство; бедность - военный, жалость, колхоз, крестьяне, страна, студент, увечье, экономика, всюду; бедные - крестьяне, рабочие; бедные люди - математики; бедный - студент, крестьянин, колхоз, инженер, безработный, солдатик, инвалид, трудяга, солдат, вдовый, старик, музыкант, пролетариат, советский, сотрудник,
труженик; бедный инженер - НИИ; бедный человек - бедняга, трудяга; нищая -бедная, пьяница, страна; нищее - государство; нищета - колхоз, интеллигенция, многодетная; нищие - бедная, бедность, крестьяне, трудящиеся; нищий - студент, безработный, пролетариат, калека, бездомный, бомж, крестьянин, страна, инженер, лентяй, служащий, совхоз, интеллигент, солдат, трудяга, трудящиеся.
Однако и здесь проявляется традиционное к беднякам сочувствие: бедным -сочувствие; бедных - жалеть.
Таким образом, мы видим, насколько распространенными стали слова, связанные с бедностью, насколько они актуализировались в сознании наших граждан. Этот же вывод подтверждает уже упомянутый нами Словарь языковых изменений последнего десятилетия 20-го века. Он показывает, что слова «бедность», «бедные», «бедняк», «малообеспеченный», «неимущий», «неимущие» в эти годы актуализировались [Скляревская 2002]. Часто стали использоваться такие устойчивые словосочетания, как «порог бедности», «черта бедности». Словарь, по мнению его авторов, впервые зафиксировал слова «малообеспеченность» и «незащищенный».
Итак, одной из самых больших проблем в России остается бедность ее граждан. Можно сказать, что правительство пытается решить эту проблему, однако до ее разрешения еще очень далеко. Мы все еще помним 90-е годы. Сколько стариков было вынуждено рыться по помойкам, чтобы найти себе хоть какую-то еду? Вероятно, слишком многие были тогда бесчувственными, потому что, чтобы перенести все это, нужно было отключить чувства, совесть, мысль. Иначе настигало ощущение бесконечного ужаса. Сейчас, по мере отдаления от тех времен, мы как будто «размораживаемся», оттаивают ощущение и чувство стыда, и начинает болеть, как болит рана, отходящая от заморозки. У всей нации возникает чувство стыда за отношение к родителям, ветеранам, калекам, немощным и больным. Может быть, русским нужно постоянно испытывать стыд? И выльется ли этот стыд во что-то позитивное? Или богатые будут по-прежнему отгораживаться от своих соотечественников высокими заборами, закрытыми поселками, бронированными джипами и охраной и мечтать уехать за границу, где нет такого безобразия? Посмотрим, каков же образ богатых в русском языковом сознании, как раскрывается ценность богатство в нашей культуре.
Восприятие богатства в русском языковом сознании
В Толковом словаре под редакцией Ушакова богатый (человек) определяется как «обладающий большим имуществом, преимущественно денежным», а богатство - как «большое имущество, преимущ. денежное». Однако, точные размеры этого «большого» имущества не определены и, на наш взгляд, не могут быть определены. Если для определения бедности можно ввести некие параметры (как мы видели выше), начиная от минимального набора ресурсов, необходимых для жизни, и заканчивая отношением уровня жизни данной группы к среднему по стране, то для определения богатых людей таких параметров нет. Даже на официальном уровне, когда пытаются ввести налог на роскошь, или налог на богатство, сталкиваются с тем, что в нашей стране пожилые люди могут владеть квартирой в центре Москвы, очень дорогой в стоимостном выражении, но при этом жить на пенсию,
т.е. находиться на грани бедности. Кроме того, власть сама сняла любые рамки, отменив прогрессивный налог на прибыль, в результате чего всё население: и военные, и пенсионеры, и миллиардеры - платят 13% подоходного налога.
Соответственно, в русском языковом сознании образ богатого достаточно размыт: некоторые граждане называют «олигархом» любого обеспеченного человека, а сами «богатеи», сравнивая себя с еще более богатыми, считают, что не так уж они и обеспечены. Воистину, «кому жемчуг мелок, а кому щи жидкие». Образ олигарха мы рассмотрим ниже, а пока проследим, как менялось отношение к богатым и богатству в нашей стране.
Исторический опыт русских зафиксирован в пословицах и поговорках, в которых (в частности, взятых из словаря В.И. Даля) утверждается, что, во-первых (одни из самых частых пословиц), богатство - это благо. Богатому многое позволено, его жизнь праздная и счастливая: Богатому все (или: ежедень) праздник. Богатому и умирать не хочется. Богатый хоть врет, и то впрок идет. Были бы бумажки, будут и милашки. Живется, у кого денежка ведется. И правда тонет, коли золото всплывает. И слова не скажи, только грош покажи (т.е. поймут). Как деньги при бедре, так помогут при беде. У богатого все сладко, все гладко. Богатому все льготно. Золото (или: Мошна) не говорит, да много творит (или: а чудеса творит). Золотой молоток и железные ворота прокует (или: отпирает). Кто силен да богат, тому хорошо воевать. Сила и слава богатству послушны. Стоит крякнуть да денежкой брякнуть - все будет.
Кроме того, богатому все рады. Рады с ним подружиться, породниться: Богатому везде дом. Богаты, так здравствуйте, а убоги, так прощайте! В полном мешке - брат родной; в полумешке - двоюродный; на дне мешка - в сватовстве; а нет в мешке, нет и родни. Добр Мартын, коли есть алтын. При деньгах Панфил всем людям мил; без денег Панфил никому не мил (или: всем постыл). Кто богат, тот мне и брат. С деньгами мил, без денег постыл.
Наконец, богатство связано с умом, т.е. чаще всего богатым становится умный человек, и наоборот. Богатый в любом случае считается умным: Богатство ум рождает (или: ум дает). Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не берут. Кормлена лошадь, так и добра; богат мужик, так и умен. Ни конь без узды, ни богатство без ума. Рубль есть - и ум есть; нет рубля - нет и ума.
С другой стороны, богатство преходяще, оно зависит от удачи: Богатство -вода: пришла и ушла. Вдруг густо - вдруг пусто.
Богатство приносит множество проблем: Богатому не спится: богатый вора боится. Богатому сладко естся, да плохо спится. Богатство гинет, а нищета живет. Богатство полюбится, и ум расступится. Богатство родителей - порча детям (или: кара детям). Богатый - что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. Богатый и не тужит, да скучает. Богатый совести не купит, а свою погубляет. Через золото слезы льются. Убогого докука, богатого скука одолевает. Мамон гнетет, так и сон неймет. Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут. Отец богатый, да сын неудатный. Соболино одеяльце в ногах, да потонули подушки в слезах.
Богатство очень часто связано со скупостью: Будешь богат, будешь и скуп. Не от скудости (или: убожества) скупость вышла, от богатства. Не убогий дол-
жает, а богатый. Сыта свинья, а все жрет; богат мужик, а все копит. Он тут не весь: половина его в земле есть (т. е. деньги зарыты).
В этом богатому противопоставляется тороватый (великодушный, щедрый), к которому испытывают больше симпатий: Не проси у богатого, проси у тороватого. Не богатый кормит, тороватый. Не богат, да тороват. Не богато, да торовато живет. Не богатый пиво варит, тороватый. На что мне (или: не надо мне) богатого, подай тороватого! Скупой на тороватого копит.
Наконец, богатство связано с неправедной жизнью: В аду не быть - богатства не нажить. У богатого черт детей качает. Пусти душу в ад, будешь богат. Ростовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. Не отвернешь головы клячом, не будешь богачом. И двери богатых стыдятся нищих. Богатому черти деньги куют.
После Революции 1917-го богатых в нашей стране не стало (за исключением нескольких лет НЭПа), но бедных не убавилось. Правда, теперь им не с кем было себя сравнивать, они видели таких же бедных повсюду, а значит, гораздо легче переживали свою малообеспеченность. Разумеется, мы говорим здесь не о голоде 30-ых годов, хотя и там нужно говорить не о бедности, а о катастрофической нехватке продовольствия. Долгое время «богатый» было в нашей стране чуть ли не ругательством на официальном уровне, а на неофициальном деньги все равно ничего не решали - на них невозможно было что-либо купить. С началом перестройки появились и первые советские богачи - кооператоры. Отношение к ним в обществе сразу стало отрицательным: цены на кооперативные товары были высокими, непривычными для советских людей. Кооператоры, или, как их стали называть, «кооперативщики» были чаще всего богатыми, им же общественное сознание приписывало хитрость, ушлость, пронырливость. Толковый словарь русского языка конца 20 века зафиксировал такие употребления: «У нас ходят слухи, что какие-то ушлые кооперативщики выкрали сборник совершенно секретных документов КГБ» (АиФ, 26.05.90). «Перестроечный кооперативщик... более похож на местечкового «гешефтмахера»» (ЛР, 26.04.91) [7]. Именно кооперативы стали первыми ласточками надвигающегося рынка. Дэвид Хоффман показывает, что именно с кооперативов началась предпринимательская карьера Александра Смоленского. В работе с кооперативами впервые хорошо зарекомендовал себя и Ю.М. Лужков [Хоффман 2007].
В дальнейшем, в период «дикого капитализма», когда доходы граждан стали различаться коренным образом, и в нашей стране появились по-настоящему богатые и нищие, отношение к богатым еще больше ухудшилось. Конечно, люди были озлоблены, поскольку рушилось всё, земля уходила из-под ног. Они сразу лишились всего: страны, статуса, сбережений. Лишились миллионы, а приобрели единицы. Естественно, людям казалось это несправедливым, а несправедливость - это в России хуже, чем нарушение закона. Разжиганию ненависти способствовало и поведение самих, как их стали называть, «новых русских», строящих шикарные особняки за двухметровыми заборами, швыряющихся деньгами, отдающими за ужин в ресторане сумму, равную полугодовой зарплате своей прислуги. Такое кичливое хвастовство богатством, чаще всего неправедно нажитым, создало в обществе социальную напряженность, усиливающуюся тем, что, по мнению большинства, власть стоит на стороне богатых.
Сейчас эти тенденции сглаживаются, ненависти все меньше, однако разрыв между богатыми и бедными продолжает увеличиваться. Увеличивается и пропасть между ними. Кроме того, отрицательное отношение к богатым усугубляется еще и тем, что они так и не стали национальной элитой. Чаще всего они мыслят себя вне России. Самые богатые люди России постоянно проживают в Лондоне, там же живут их семьи, учатся дети. Это же отношение зафиксировано и у детей обеспеченных людей. Так, в одной из элитных гимназий г. Омска, где учатся дети городской элиты, на вопрос «В какой стране ты хотел бы жить?» были получены просто вопиющие результаты. В России хотели бы жить лишь 2 девочки и 3 мальчика из всего класса, в котором 25 человек. При этом заметно, что с возрастом соотношение меняется. Уехать из страны к 15 годам хотят уже 53% «богатых» молодых людей. Одна из девушек пишет: «Хочу жить в Австралии, к большому сожалению, я не патриот».
И наоборот, среди учащихся другой омской школы, в основном из бедных семей, оказалось больше всего патриотов: в России хотят остаться 8 из 9 молодых людей («только в России» - пишет один из них) и 7 из 9 девушек. Как пишет автор статьи С. Старовойтов, «среди мест иммиграции в подростковой среде наиболее популярны США, Германия, Великобритания, Франция. Встречаются Чехия, Канада, Австралия, Аргентина, Италия, Испания, Португалия, Бразилия. А также: "там, где хорошо платят" и "где наиболее благополучные условия"» [Старовойтов 2002]. Таким образом, мы видим, что среди богатых детей, будущих руководителей нации из благополучных семей, которые ни в чем не нуждаются, уже к 12 годам формируется установка, что «из этой страны» нужно уезжать. На наш взгляд, это действительно трагедия России.
Правда, в последнее время все чаще стали появляться сообщения о том, что наши соотечественники возвращаются, но тенденция, на наш взгляд, остается той же. И это еще один повод для остальных не любить богатых. Хотя, как утверждают социологи, ненависть к богатым - это миф. Остальные сограждане к богатым скорее равнодушны. Об этом свидетельствует и опрос того же Левада-центра, проведенный в 2003, 2004 и 2005 годах. Цифры остаются почти неизменными: к людям, разбогатевшим за последние 10-15 лет, с уважением относятся около 13 % (в 2003 году - 14%, в 2004 - 15%, в 2005 - 12%), с сочувствием - 2%, с интересом - около 15%, с раздражением - 14%, с презрением - 6-7%, с ненавистью - 8%, но больше всего граждан, 41%, вообще не питает к ним никаких чувств (http://www.levada.ru/ press/2005112102.html) .
Исследование ВЦИОМ подтверждает эти данные. Согласно их опросу, к людям, которые за последние 15 лет разбогатели, с симпатией относятся только 3% опрошенных, еще 12% - с уважением и 10% - с интересом. При этом 19% относятся к ним с подозрением, неприязнью, 5% - с презрением и всего 2% - с завистью. Большинство же, 44%, относятся к ним не лучше и не хуже, чем ко всем остальным http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3765.html
Можно было бы сказать, что опрошенные просто стремились выглядеть лучше в глазах интервьюера, но приведенные выше данные ассоциативного эксперимента, а также русские пословицы подтверждают эти данные.
Богатство ассоциируется у респондентов прежде всего с жадностью (32% опрошенных считают, что богатым присуща жадность), но и с инициативностью, энергичностью (30%), а также с неуважением к закону (26%) [там же]. На наш взгляд, эти опросы грешат тем, что понятие богатства недифференцированно. Для наших же граждан важным является вопрос, насколько богат человек, своим ли трудом заработал состояние. По этим основным параметрам отличаются и олигархи, о которых мы поговорим ниже, и обычные предприниматели, и высококвалифицированные специалисты, достигнувшие благополучия своим трудом.
Что касается неосознаваемых представлений о богатых вообще, то посмотрим, каковы реакции испытуемых на стимул «богатый». По данным РАС, реакции либо нейтральные: бедный, человек 12, мужик 5, кооператор, купец 3, либо отрицательные: тоже плачет 3, дурак, злой, проклятый, несчастный, плачет, подлец, сноб.
Богатство - это, конечно, прежде всего деньги (11), но также и большое, души 4, бедность, народа, народное, несметное, огромное 3; братство, власть, духовное, знаний, золото, мое, хорошо 2; ад, бред, дикое, жадность, козлов, не радость, рабство, смерть, там царь над златом чахнет, тяжесть.
Положительные реакции единичны: беспроблемная жизнь, впрок, денежки, дороже, достаток, жизнь, и слава, комфорт, роскошь, свобода, хорошо жить.
Таким образом, мы видим, что, по данным РАС, во-первых, богатство - это не всегда обязательно деньги, а во-вторых, оно не воспринимается как что-то однозначно положительное или желанное.
Обратный словарь только подтверждает наши выводы.
На 1 этапе (то есть в 1988 - 1991 годах) реакция «богатый» получена, в первую очередь, на стимул урожай 77, бедный 21, колхоз 5, владелец, материальный, нищенский 4, край, магазин 3. Стимула «человек» нет вообще!
Реакция «богатая» появляется на стимулы природа 7, речь, страна 2.
Реакцию «богатство» вызывают такие стимулы как здоровье 7, золото, хлеб
6, урожай 4, природа 2.
На Втором этапе (1992 - 1993 годы) картина уже несколько изменяется. Отношение к богатству становится личностно окрашенным: богатство - моё 3, богатый - жених 3, буду, родственник, принц, сват, хотя по-прежнему стимул «человек» отсутствует, а чаще всего эту реакцию вызывают стимулы колорит 7, нищий, щедрый 6, капиталист 4, миллионер 3, дар, кругозор 2. Богатая - Америка 2, богатое - воображение 15.
На третьем этапе (1994 - 1995) изменений не слишком много: богат - русский язык 3; богатая - бедная, фантазия 6, богатство - несметный 32, роскошь 16, золото, наживать 12, нищета 7, бедность, наше 6. богатый - купец 16, барин
7, золотник, князь, несметный, предприниматель 4.
Таким образом, мы видим, что богатые - это некий довольно расплывчатый образ, далекий от большинства наших сограждан.
Кроме того, характерно, что в последнее время недовольство общества сместилось от очень богатых людей, олигархов к чиновникам и политикам (если высокие доходы олигархов раздражают 19% граждан, то высокие зарплаты чиновников - 24%, а высокие расходы на содержание депутатов - 31%).
Подводя итоги, можно сказать, что «богатство» и «бедность» весьма актуализированы в языковом сознании русских. Особенно это касается антиценности бедность, поскольку проблема бедности так или иначе затронула всю нашу страну. В нищете оказались десятки миллионов наших граждан, многим из которых уже никогда не удастся из нее выбраться. Это наш позор и наша боль. С другой стороны, богатство как высшая ценность только декларируется. И в ментальности народа, и в его языковом сознании богатство занимает отнюдь не ведущее место. Небольшая группа людей, оказавшаяся в состоянии извлечь личную пользу и выгоду из осуществленных реформ, так и не стала национальной элитой в подлинном смысле. Она по-прежнему вызывает у народа негативные чувства, усугубляя их своим образом жизни и установками. Для самих же граждан здоровье, безопасность, благожелательность, универсализм, самостоятельность и традиционализм являются намного более значимыми [Лейбин 2014].
Архангельская Н. Кто беден в России// Эксперт. 2004. № 16 (417).
Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы// Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалиева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. - М.: ACT и др.: 1998.
Денисов П.Н., Морковкин В.В. Словарь сочетаемости слов русского языка. -2-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1983. - 686 с.
Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасова Е.Ф., Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь. - М., 1994.
Лежнина Ю.П. Роль здоровья в борьбе с бедностью и эксклюзией у пенсионеров// П. Романов, Е. Ярская-Смирнова Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. - С. 197-223.
Лейбин В., Вакарюк В., Руднев М. Братья или чужаки? // Русский репортер №41 (369) от 23.10.2014.
Леонтьев А.А. Словарь ассоциативных норм русского языка. - М., 1977.
Малева Т.М. (ред.). Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. Коллективная монография. Науч. докл. - М.: Моск. центр Карнеги, 1998.
Ослунд А. Сравнительная олигархия: Россия, Украина и США// Отечественные записки. 2005. № 1. - С. 49-72.
Привалов А. Приговор по нераскрытому делу// Эксперт. 2005. № 29-30 (476).
Раунд Д. Конструирование феномена «бедности» в постсоветской России// П. Романов, Е. Ярская-Смирнова Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. - 167-196.
Скляревская Г.Н. (ред.). Толковый словарь русского языка конца 20 в. Языковые изменения. - СПб: Фолио-Пресс, 2002. - 700 с.
Словарь обиходного русского языка Московской Руси ХУТ-ХУП веков. Выпуск 2 (В - Вопь). / под ред. Л. Карповой. - СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2006. - 344с.
Литература
- 281 с.
Старовойтов С. Принцы и нищие / Завтра. - 2002, № 46 (469) от 11.11.2002.
Стафьева Е. Ценность денег// Вещь. 2005. № 10 (63).
Тарасов Е.Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностй (проект) // Вопросы психолингвистики № 1 (15), 2013. - С. 8-17.
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб, 1998.
Ушаков Д. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov.
Хинштейн А. Как убивают Россию. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 470 а
Хоффман Д. Олигархи. Богатство и власть в новой России. - М.: КоЛибри,
2007. - 624 а