Научная статья на тему 'Ценность здорового образа жизни как базовый элемент развития социокультурной среды вуза'

Ценность здорового образа жизни как базовый элемент развития социокультурной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENTS'' HEALTHCARE / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Л. А.

В статье рассматривается проблема организации социокультурной среды вуза, обеспечивающей признание ценности здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Автором обобщен опыт работы университета по данной проблеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE VALUE AS BASIC ELEMENT DEVELOPMENTS OF THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses the problem of the organization of social and cultural environment of a university, which provides recognition of the value of healthy lifestyle among students. Author summarizes the experience of the university on the issue

Текст научной работы на тему «Ценность здорового образа жизни как базовый элемент развития социокультурной среды вуза»

УДК - 378.17

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Л. А. Зятева

В статье рассматривается проблема организации социокультурной среды вуза, обеспечивающей признание ценности здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Автором обобщен опыт работы университета по данной проблеме.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, социокультурная среда вуза, охрана здоровья обучающихся.

Здоровье человека рассматривается в современном обществе как основа личностного роста, залог эффективного обучения, высокой профессиональной самореализации. Ведущей составляющей позитивного имиджа современного социально успешного специалиста является стремление вести здоровый образ жизни. Благодаря принятому в декабре 2012 года Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» созданы правовые основы для реализации в сфере образования стратегического приоритета - охраны здоровья обучающихся.

Однако, показателен тот факт, что многими исследователями выявлены признаки ухудшения состояния здоровья молодёжи именно в период обучения в высших учебных заведениях. Студенчество отнесено к социальной группе повышенного риска в отношении здоровья. Поэтому проблема формирования ценности здорового образа жизни в сознании молодых людей сегодня становится одной из актуальнейших для большинства вузов. А в условиях посткатастрофного развития Брянской области, как территории, пострадавшей от последствий аварии на ЧАЭС, вопросы здоровьесбережения студенческой молодежи приобретают особую остроту.

Для Брянского государственного университета повышение социальной обеспеченности и защищенности студентов и сотрудников традиционно является приоритетной задачей. Медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, систематические занятия физкультурой и спортом в учебное и внеучебное время, обсуждение со студентами вопросов здорового образа жизни, реализация профилактических программ, оздоровление студентов на Черноморском побережье и в пансионатах области, развитие санатория-профилактория БГУ - основные направления деятельности университета, призванные оказывать влияние на улучшение физического и психического здоровья студентов.

Однако, как показывают данные мониторинга [1], лишь незначительная доля студентов (10,2 % из числа респондентов) придерживаются рационального режима дня, в который входит сбалансированное питание, выполнение утренней гимнастики, «избегание» гиподинамии, занятия физкультурой и спортом, сон определённой продолжительности, отсутствие вредных привычек. Всего лишь чуть больше половины опрошенных (58,7 %) считают, что утренняя гимнастика «заряжает энергией» организм на весь день, а регулярно выполняют упражнения утренней гимнастики только 4,2 % студентов. Преобладающее число студентов (93,6 %) знают, что сон является одним из главных средств восстановления работоспособности и укрепления памяти. Но, несмотря на это, только 33,7 % респондентов отходят ко сну до полуночи.

49,9 % от опрошенных студентов принимают пищу в течение дня «когда приходится», нарушая при этом нормы рационального питания. Занятия по физкультуре в БГУ «с удовольствием» посещают всего 39,4 %. Основными причинами систематического нарушения режима дня подавляющим большинством респондентов были названы отсутствие привычки выполнять режимные моменты, а также тот факт, что такой стиль жизни не принят в среде их близких и друзей.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что основной задачей образовательного учреждения сегодня становится формирование социокультурной среды, привлекательной для реализации жизненных устремлений современной молодежи и ориентированной на осознание ценности здоровья и привычки придерживаться здорового образа жизни.

Об этом шла речь на I Всероссийском конгрессе проректоров по воспитательной работе, состоявшемся в Москве в сентябре 2012 года. В резолюции конгресса отмечалось, что

приоритетным направлением в работе вузов профессиональное сообщество проректоров по воспитательной работе считает развитие социокультурной среды высших учебных заведений, осуществляемое через пропаганду общественных ценностей, важнейшей из которых является ценность здорового образа жизни.

Именно такой подход взят за основу педагогическим коллективом Брянского государственного университета. Под социокультурной средой вуза мы понимаем совокупность организационных факторов, материальных и духовных условий, в которых формируется и реализуется личность студента.

Базовым компонентом социокультурной среды вуза остается учебная деятельность. Поэтому в учебные планы подавляющего большинства университетских специальностей в рамках вариативной части основной образовательной программы включены учебные дисциплины и специальные курсы, которые ориентированы на формирование у слушателей ответственного отношения к здоровью и мотивации к здоровому образу жизни («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний», «Основы генетики», «Валеология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Медицинские аспекты здоровья семьи», «Медицинские основы профилактики и преодоления аддиктивного поведения и др.).

В рамках изучения названных курсов студенты получают возможность осознать жизненную необходимость сохранения здоровья; получить сведения о новейших медико-гигиенических аспектах здорового образа жизни; сформировать представления о способах повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.

Используя специализированное учебное оборудование, комплексы тематических видеофильмов и авторских презентаций, преподаватели стремятся сформировать у студентов специальные компетенции, позволяющие применять и адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии, добиваться повышения адаптационных резервов организма, конструировать содержание и определять собственную траекторию личностного роста.

Сформированные в процессе учебных занятий взгляды и представления студентов становятся базой для принятия ими норм и правил здорового образа жизни как личностной ценности.

Наиболее результативно такая трансформация происходит в дискуссионных формах воспитательной работы, позволяющих студентам обосновывать собственную точку зрения, вырабатывать коллективное мнение.

В учебно-воспитательном процессе университета активно используется инструментарий современных педагогических технологий: социально-психологического тренинга, гражданского форума, эвристической беседы, индивидуального рефлексивного воспитания. Ярким примером такой работы может стать студенческий гражданский форум «Слабоалкогольные энергетические и пивные напитки: как предотвратить угрозу будущему?», который состоялся в университете. Активное участие в работе форума приняли депутат Государственной Думы ФС РФ Е.Ф.Лахова, главный нарколог Брянской области В.Ф.Харитоненко, заместитель директора департамента здравоохранения О.И.Чиркова и др.

Форумы являются сегодня популярной моделью общения молодежи, поэтому гражданский форум, как педагогическая технология, позитивно воспринимается студенческой аудиторией. В рамках обсуждения проблемы на форуме студенты имеют возможность изложить и обосновать личностную позицию, сопоставить собственный взгляд на проблему с мнением сверстников, сравнить «Я-позицию» и общественно значимую норму, действующую в обществе. Общение в ходе дискуссии побуждает студентов искать разные способы для выражения своих мыслей, повышает восприимчивость к новым знаниям, развивает логическое, критическое и рефлексивное мышление, широту и гибкость восприятия. Форумы закладывают основу внутренней мотивации личности к принятию ценности здорового образа жизни, побуждают к активному осмыслению обсуждаемой проблемы, становятся ступенью к реальным действиям по решению социальных проблем.

Определяющим условием принятия нравственных ценностей в целом, и ценности здорового образа жизни, в частности, является активное участие молодых людей в деятельности по пропаганде и воплощению ценностных установок в жизнь. Поэтому обязательным компонентом социокультурной среды университета стало создание внутривузовских площадок для реализации студенческих инициатив по пропаганде ценностей здорового образа жизни.

Хорошей традицией для нашего вуза стало проведение общеуниверситетского фестиваля-конкурса живой вокально-инструментальной музыки «Дети солнца», сопровождающегося широкой пропагандой здорового образа жизни (трансляцией видеороликов, демонстрацией плакатов «Наш выбор - без алкоголя и наркотиков», работой «Магазина здоровья» и т.п.).

Позитивным опытом, на наш взгляд, является создание на факультетах студенческих объединений, ориентированных на борьбу с негативными социальными явлениями. Так, на естественно-географическом факультете БГУ с 2002 года действует студенческое объединение «НАТИСК». Девиз данного объединения - студенческий натиск на Наркотики, Алкоголь, Токсикоманию, Инфекции, СПИД, Курение. Студенты организуют встречи со сверстниками с привлечением специалистов наркологического диспансера, Центра профилактики СПИДа, госнаркоконтроля; выезжают в школы с тематическими программами, реализация которых сопровождается показом документальных и художественных фильмов соответствующего содержания; выпускают и распространяют на факультетах и школах города Брянска информационные бюллетени, презентационные материалы. Руководит студенческим объединением «НАТИСК» кандидат химических наук, доцент кафедры химии Баширова Нина Федоровна. Хотим особенно отметить, что такая совместная деятельность преподавателей и студентов является наиболее результативной.

Активная пропаганда идей здорового образа жизни осуществляется в рамках разработки и реализации творческих, физкультурно-оздоровительных, научно-познавательных проектов (студенческих конференций, фестивалей, конкурсов, интерактивных деловых игр и др.):

- общеуниверситетского фестиваля «Активность, молодость, спорт»;

- научно-практической конференции «Проблема здоровьесбережения студентов в образовательной и профессиональной среде»;

- общеуниверситетского конкурса социальных проектов;

-Международного студенческого Интернет-фестиваля «Поколение. RU в Брянске»;

- Международного студенческого фестиваля PR и рекламы и др.

Важным условием развития социокультурной среды вуза является сегодня открытость и доступность информации о деятельности образовательного учреждения. На официальном сайте БГУ, на сайте профсоюзной организации студентов университета систематически размещается информация о мероприятиях, направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, популяризацию физической культуры и спорта, творческой и культурно-досуговой деятельности. Кроме того, студентами финансово-экономического факультета в рамках социального проекта «Наш выбор - здоровый образ жизни» в 2011 г. была предпринята попытка создания сайта «Здоровый факультет».

БГУ развивается как открытая образовательная система, постоянно взаимодействующая с социкультурной средой города, области, региона в целом. Студенты университета - постоянные инициаторы и активные участники различных студенческих акций под девизом «Не останься равнодушным». Они распространяют агитационные материалы (буклеты и листовки антиалкогольного и антинаркотического содержания), принимают активное участие в донорской акции «Милосердие», и ведут соответствующие рубрики в межвузовских студенческих периодических изданиях и др.

Университет расположен в непосредственной близости от охраняемой природной территории «Роща «Соловьи», которая используется для занятий физкультурой, проведения оздоровительных мероприятий, организации спортивных праздников, таких, как «Осенний кросс», «Спортивная неделя первокурсника», «Спортивный калейдоскоп», «Зимние забавы», «Майский переполох». Представители администрации, преподаватели принимают активное участие в подготовке и проведении таких праздников, и это усиливает ценность данных мероприятий, стимулирует студентов к участию в них.

В рамках договора о сотрудничестве университета с Брянским клинико-диагностический центром студенты и преподаватели имеют возможность бесплатно пройти углубленное медицинское обследование в Центре «Здоровье» на базе клинико-диагностического центра. Центр «Здоровье» оказывает услуги по следующим направлениям:

- оценка функциональных и адаптивных резервов организма на специализированном оборудовании с учётом возрастных особенностей;

- разработка индивидуальных программ по ведению здорового образа жизни;

- информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

- обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек;

- обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учётом возрастных особенностей.

За период с сентября 2009 по февраль 2013 года услугами Центра «Здоровье» воспользовались более шестисот преподавателей и сотрудников и свыше двух тысяч студентов университета. По отзывам студентов, результаты аппаратных исследований и профессиональные комментарии специалистов оказывают достаточно сильное психологическое воздействие, заставляют задуматься о выбранном стиле жизнедеятельности.

Таким образом, базовые компоненты социокультурной среды университета ориентированы на создание условий, облегчающих принятие студенческим сообществом ценностей здорового образа жизни, формирование психологического иммунитета к аддиктивным формам поведения, выработку у студентов навыков и привычек здорового образа жизни.

The article discusses the problem of the organization of social and cultural environment of a university, which provides recognition of the value of healthy lifestyle among students. Author summarizes the experience of the university on the issue.

The key words: healthy lifestyle, social and cultural environment of a university, students' healthcare.

Список литературы

1. Новикова В.В. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний: учебное пособие. - Брянск: Изд-во «Наяда». 2007.

2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие /Е.Н.Стратиенко, Л.А.Зятева и др. Брянск: «Курсив». 2012.

3. Сомов Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза. М.: Изд-во УРАО. 2007.

4. Федеральный закон от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http: //www.consultant.ru

5. Чибисова Н.Г. Социокультурная среда вуза - фундамент накопления студентами культурного капитала // Вестник высшей школы. 2011. №3. С. 18-26.

Об авторе

Зятева Л. А.- кандидат педагогических наук, профессор, проректор по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе БГУ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.