Теоретика
УДК 340 © О. А. Белинова, В. Е. Фомин, 2012
Ценность права и ценности в праве
О. А. Белинова, В. Е. Фомин *
Авторы посредством культурологического подхода и на основе разграничения правовых ценностей и ценностей права раскрывают смысл юридической аксиологии, конкретизируют структурные элементы правовой реальности и соответствующие им категории правовых ценностей.
Ключевые слова: право, юридическая аксиология, правовые ценности.
Проблема ценностей в широком культурном смысле периодически возникает на стыке веков, в периоды ломки традиций . Интерпретации термина «ценность» весьма многообразны . Наши современники характеризуют ценности как: 1) особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека *; 2) ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной связью» как «специфическим философским и собственно философским описанием поведения и деятельности людей» 2; 3) идеал, выходящий и выводящий за пределы наличной данности, что позволяет понять не просто надындивидуаль-ность, но также надличность ценностей 3; 4) явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей 4 .
Несмотря на достаточно позднее формирование самого понятия «ценность», феномен значимости и оценки присутствовал в философии со времен ее становления . В мировых философских изысканиях различных эпох (античность, средневековье, возрождение, просвещение) ценностное мировоззрение формировалось в контексте разработки проблем этики и эстетики, посредством чего выявлялись и утверж-
* В нашем журнале публикуются впервые .
дались духовные ориентиры личной и общественной жизни 5 . В античной философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы . Именно в этот период в философский обиход входит понятийная триада «Истина, Добро, Красота», которая в эпоху немецкой классической философии перерастает в целые философские дисциплины: логику, где мышление в общеобязательной форме стремится к достижению своей цели — обладанию истиной; этику, где воля стремится к своей цели быть доброй; эстетику, где чувство стремится к овладению красотой
Развернутое учение о ценностях впервые дал в 60-е гг. XIX в . немецкий философ Р. Г. Лотце в трактате «Основания практической философии» . Именно он выделил в качестве критерия ценности значимость (смысл) . Позднее, в 1902 г. для обозначения области философских проблем, относящихся к ценностным, французским философом П Лапи был введен термин «аксиология» (от греч . axia — ценность и logos — учение), а через два года Э . фон Гартман представил аксиологию как одну из составляющих в системе философских дисциплин, в истории развития которой выделяют три периода:
предклассический (1860-1980-е гг.), классический (1890-1920-е гг.), постклассический (с 1930-х гг. по настоящее время) 6 .
В современной философско-правовой мысли категория ценности имеет значительный вес. Изучение ценностно-нормативных ориентаций личности происходит как через нравственный, так и через социальный и психологический аспекты В последние десятилетия зародился и культурологический аспект понимания ценностей (аксиология культуры). В связи с этим термин «ценность» широко используется для указания на личностное социальное и культурное значение определенных явлений действительности
Раскрывая культурологический аспект права, можно натолкнуться на следующие тенденции:
1) соотношение права и культуры рассматривается, как правило, сквозь призму категорий «право и правовая культура», «правосознание и правовая культура». При этом узком, или нормативистском, правопонимании правовая культура предстает как внешнее по отношению к праву явление . Между тем культурологический подход предполагает видение права не только во взаимодействии с некой культурной средой, но и в качестве неотъемлемого элемента культуры . Классическое определение правовой культуры звучит следующим образом: система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права 7. «Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства . Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности» 8;
2) в научных исследованиях начинает доминировать аксиологический подход к праву как важному компоненту человеческой культуры (В. С. Нерсе-сянц, Г. И . Муромцев, С. С. Алексеев, В. В. Лапаева, Т. С. Лапина и др.) . Согласно этому подходу, право — это абстрактно-всеобщая нормативная форма выражения ценностей равенства, свободы и справедливости в общественных отношениях в соответствии с принципом формального равенства, культура общества — «...исторически сложившаяся система
общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми» 9, а правовая культура как «система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливается режим правопорядка в стране» 10 .
В осмыслении права как ценности и ценностей в праве оттолкнемся от общепризнанных интерпретаций права . В частности, в Философском энциклопедическом словаре под правом понимается совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т д ), первоначально покоившихся на идее равенства 11. В Современном философском словаре указано, что право есть общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженной в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов 12 . Если в первом определении наблюдается характерный для конца XIX — начала XX вв . подход, рассматривающий многие проблемы в контексте этики как науки о морали (со времен Гегеля считается, что мораль общечеловечна, это постулаты поведения индивида как части человеческого рода, это абсолютная нравственность (принципы поведения), единая во все времена для всех народов и всего человечества), а также естественно-правовая трактовка права, то второе определение втягивает в свою орбиту не только естественное право, но и право позитивное . Тем не менее аксиологическая доминанта присутствует в обоих из них, если свободу, равенство и справедливость рассматривать как ориентир правовой реальности
Если право расценивать как форму общественных отношений, а практика культуры по отношению к обществу направлена на создание формы для того содержания, которое несет в себе общество 13, то, следовательно, право как форма общественных отношений есть результат:
1) организационно-коммуникативной деятельности культуры человечества, создающей форму для содержательного наполнения общественных отношений;
2) идеологической деятельности, вырабатывающей необходимые обществу ориентиры, обоснования, духовные позиции
Таким образом, право есть результат культурной деятельности людей, который проявляется
в организационно-коммуникативной и идеологической форме общественных отношений, направленных на реализацию свободы, равенства и справедливости как фундаментальных ценностей человеческой культуры
Ценности являются основополагающим элементом в структуре общества Люди воспринимают и воспроизводят ценности вновь и вновь, в каждую общественно-историческую эпоху по-своему В связи с этим можно выделить абсолютные ценности — желаемое, цель (предвосхищение в сознании субъекта желаемого), а также их конкретное выражение в норме, должном 14 .
Воплощение желаемого обусловлено ценностными ориентациями человека, связано с его душевными стремлениями и свободным выбором Так поведение человека осуществляется на основе тех представлений о добре и зле, которые формируются культурой с учетом ценностей, общепринятых в конкретном обществе, т е на основе ценностей формируются социальные нормы и правила поведения, регулирующие взаимодействия людей. Доминирующие в обществе нормы поведения фиксируются в нормах права, являющихся общеобязательными в силу их связи с государством и возможностью силового принуждения через правоохранительные органы
Культурологический подход к праву позволяет, наряду с этическими, эстетическими, научными, религиозными и другими ценностями, признать ценности правовые (юридические), так как право, будучи сферой человеческой деятельности, порождает свои предметные и субъектные ценности В качестве базовых правовых (юридических) ценностей называют: государство и право, а также производные от них явления политико-правовой действительности (власть, юридические нормы, формы государства и права, правопорядок, правоотношения, юридический процесс и т. д .) 15. В юридической литературе выделяют правовые ценности и ценности в праве Правовые ценности — это ценности, «олицетворенные правом полностью или частично» 16 К таким ценностям относят свободу, справедливость, равенство, взаимопомощь Ценности в праве — это те ценности, которые правом интегрированы 17 Право в данном случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры
Культурологический подход к аксиологии права (юридической аксиологии как учению о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона (позитивного права) и государства 18) позволяет определить правовые ценности как такие ценности общества, которые подпадают под сферу действия права в качестве формы выражения равенства, свободы и справедливости в общественных отношениях.
Возможность говорить о проблеме ценностей в правовой культуре возникает с появлением государства Процесс образования государств потребовал такого способа регуляции отношений между частями общества и его целостным бытием, какого не знала социально однородная родоплеменная община Таким способом стало законодательное оформление правовых отношений, определявших обязанности и права каждой части общества и обязательных для всех представителей каждого сословия и каждой социальной группы Тем самым сложилась и была формализована система ценностей, элементами которой стали 19:
— правовая ценность государства как верховного совокупного субъекта и общественный порядок, обеспечивающий ему стабильное существование;
— ценности каждого члена общества — права той этносоциальной и демографической группы, к которой он принадлежит, регламентирующие меру его свободы и меру несвободы в данной социальной системе;
— законопослушание (соответственно, «антиценностью» становится нарушение законов, расцениваемое как преступность и караемое государством)
Правовые ценности становятся ценностями государства, они закрепляются законодательно и требуют законопослушания от всех членов общества В подобных взглядах имеет место легистский подход к праву, когда ценность права как форма отражения интересов классов, групп, индивидов, а также общечеловеческих интересов неодинаково себя проявляет в нормах и институтах права . В таком случае собственной ценности права не может существовать, оно служит масштабом, средством нормирования
В демократическом, гражданском обществе и правовом государстве собственная ценность права должна иметь доминирующее значение Она состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности — свободу, справедливость и равенство людей. Благодаря собственной ценности права возможна социальная интеграция и воспроизводство конкретной социальной системы приемлемого образца Собственная ценность права определяется в свободе и равенстве граждан перед законом, в том, что воля и интересы различных слоев населения согласуются в соответствии со справедливостью
В таком значении собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или «духом права» Бытие права подобно бытию человека, где выделяют такие сферы сущего, как «дух права», «душа права», «тело права» 20 .
Абсолютные
самоценности
Первичные Тварные -<
Частичные
ґ Актуально всеобъемлющие
Потенциально всеобъемлющие
Рис. Ранги ценностей, по Н . О. Лосскому
Можно произвести классификацию правовых ценностей на основании этой модели сфер бытия права Право в качестве ценностного регулятора пронизано нравственно-правовыми ценностями на всех этих уровнях и призвано воплощать, охранять и защищать эти ценности
«Дух права» — это воплощение абсолютных духовных (нравственно-правовых) ценностей, прежде всего, ценности жизни, собственной ценности права Для более глубокого осмысления этих категорий ценности обратимся к русской философии Н . О. Лосский в труде «Ценность и бытие» строит систему ценностей, представляя свои идеи в виде схемы 21 (рис )
Согласно этому подходу, абсолютная положительная ценность — это ценность сама в себе, имеющая характер добра с любой точки зрения и для любого субъекта Она есть объективная самоценность (например, Божественная абсолютная полнота бытия — царство Бога) Относительная же положительная ценность может носить характер добра лишь в каком-либо отношении или для того или иного субъекта Важнейшая задача аксиологии, по мнению Н О Лосского, состоит в установлении существования абсолютных ценностей, в преодолении аксиологического релятивизма Наверное, поэтому в его ценностной иерархии отсутствует категория относительных ценностей Именно благодаря абсолютным ценностям возможна «соборная жизнь» 22 и абсолютная полнота бытия
Всеобъемлющие абсолютные ценности у Лос-ского — это Бог и Царство Божие Бог есть Троица: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Дух Святой. Бог есть Добро, которое предстает в истине, красоте, нравственном добре, жизни Бог и Царство Божие есть первичные всеобъемлющие абсолютные ценности В качестве тварных всеобъемлющих абсолютных ценностей может выступать всякая личность, как часть Царства Божия «Всякая такая личность есть тварный сын Божий» 23 . Любой человек как индивид потенциально наделен идеей о том, что он есть возможный член Царства Божия Частичные всеобъемлющие ценности (например, любовь, религия, искусство, право, свобода и т п ) есть то, что относится или принадлежит оценивающему субъекту Они
относятся к категории абсолютных в силу того, что, несмотря на свою производность, в смысле невозможности существования без целого, они остаются самоценностями, так как тоже составляют всеобъемлющую полноту бытия Таким образом, весь первозданный мир, сотворенный Богом, состоит из существ, которые являют собой не средства для каких-либо целей, а абсолютные самоценности
«Душа права» — естественное право с позиции юснатурализма Естественное право становится осуществленным человечеством восприятием высших общечеловеческих ценностей: свободы, справедливости, равенства, которые выразились в притязании человека на права и свободы Одним из первых актуализировал эти ценности И Кант Понимание гражданского общества и правового государства основывается им на трех основных принципах: 1) свобода каждого члена общества как человека; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина 24
Смысл свободы, по И Канту, состоит в том, что каждый вправе определять меру и пути своего счастья И Кант понимает мораль как науку, которая учит не тому, как мы должны быть счастливыми, а тому, как мы должны стать достойными счастья 25 В свою очередь, возможность быть счастливым — это качество личности, а умение согласовывать свои цели с всеобщим (как для природы, так и для свободной воли) законодательным разумом, т е моралью Счастье — это достижение целей, положенных в основу человеческой жизни Соответственно, ценность поступков и явлений действительности им рассматривается с точки зрения того, насколько они способствуют счастью Предпочтение одного состояния определения воли другому есть сугубо акт свободы Высшей же ценностью (благом) обладает состояние, в котором при столкновении тех или иных личных целей с моральным законом долга предпочтение отдается долгу «Счастье заключает в себе все то (и только то), что нам дала природа; а добродетель — то, что только сам человек может дать себе или отнять у себя» 26 .
Равенство у Канта рассматривается с позиции причастности людей к государству В этом смысле
их равенство возможно в правовом отношении как равенство подданных государства Из этой идеи равенства людей в рамках общности как подданных вытекает и формула: каждый член общности должен иметь возможность достичь в ней каждой ступени того или иного состояния (доступного для подданного), которой он способен достичь благодаря своему таланту, прилежанию и удаче; все прочие подданные не должны стоять ему поперек, со своими наследственными прерогативами (как привилегиями определенного сословия), с тем чтобы навеки держать его и его потомство на низшей ступени 27.
Самостоятельность каждого члена общества как гражданина есть не что иное, как право голоса в законотворчестве Относительно права устанавливать законы, где все должны считаться равными между собой, действует принцип общей (публичной) воли, когда все решают относительно всех, т е каждый — относительно самого себя Тот, кто имеет право голоса есть гражданин
«Тело права» — право позитивное, выраженное в источниках права (нормативных правовых актах) Правовые нормы приобретают значение ценностей и становятся объектом оценок, так как сознательноволевое поведение индивидуума исходит в той или иной степени из действия усвоенных и оцененных социальных норм Сама оценка, как отмечает А В Белинков, предопределяет жизненность правовой нормы, санкционирует ее действие или бездействие, соединяет или разъединяет действительность жизни, сущего и предписание нормы, должного 28 .
Таким образом, можно отметить следующие основные проявления ценности права:
1) ценность права состоит в том, что оно выступает мощным фактором исторического прогресса, так как в нем заключаются абсолютные ценности, служащие ориентиром развития;
2) ценность права определяется тем, что оно является выразителем идеи справедливости и равенства, масштабом свободы личности;
3) право как ценность в современных теоретических исследованиях видится инструментом, средством решения задач, относящихся к различным сторонам жизни общества — экономической, политической, культурной Оно выступает мощным средством государственного управления, упорядочивая все возможные общественные отношения;
4) обладая своей собственной ценностью, право воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий Приоритет права, правовых начал в организации
общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.
1 Столович Л. Н. Красота . Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии . М. , 1994. С. 1Q .
2 Каган М. С. Философская теория ценности . СПб . , 199б .
С. 51 .
3 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 199б . №4. С. 15-2б.
4 Жуков В. Н. Введение в юридическую аксиологию (вопросы методологии) // Гос-во и право . 2QQ9. № б . С. 2Q .
5 Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистен-циональная аксиология истории : монография Астрахань, 2QQ4 С 9
6 Жуков В. Н. Указ . соч . С . 2Q .
7 Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь М , 2QQ5 С 472
8 Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение . 2QQ3 . № 1. С. 197-2Q4 .
9 Право и культура : монография [Электронный ресурс] // Центр правовых исследований и законодательства : [сайт]. URL: http://www. centrlaw. ru/publikacii/page35/index . html (дата обращения: 25 . Q2. 2Q11).
1Q Там же
11 Философский энциклопедический словарь М , 2QQ1 С. 357.
12 Современный философский словарь / под общ . ред. В Е Кемерова Изд 3-е М , 2QQ4 С 539
13 Каган М. С. Философия культуры . СПб . , 199б. С. 95 .
14 Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала XX веков . В . Новгород, 2QQ2. С. 2б .
15 Жуков В. Н. Указ соч С 3Q
16 Графский В. Г. Традиции и обновление в праве // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление . М. , 199б. С. 79.
17 Рашева Н. Ю., Гомонов Н. Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества // Вестник МГТУ. 2QQ6 . Т. 9 . № 1 . С. 174 .
18 Политико-правовые ценности: история и современность / под ред . В. С. Нерсесянца . М . , 2QQQ . С. б .
19 Каган М. С. Философская теория ценности . С. 99 .
2Q Мишина И. Аксиологическое правопонимание // Право Украины 2Q11 № 1 С 98
21 Лосский Н. О. Ценность и бытие . Бог и царство Божие как основа ценностей Paris, 1931 С 93
22 Там же С 84
23 Там же. С 89
24 Кант И. Сочинения : в 4 т. на нем. и рус. языках. М. , 1993 Т I : Трактаты и статьи (1784-179б) С 283
25 Там же. C 251
26 Там же. C 2б3
27 Там же. C . 289-291.
28 Цит. по: Рашева Н. Ю., Гомонов Н. Д. Указ . соч . С. 174 .