О^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^О
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-34-38 РЫБАКОВ Олег Юрьевич,
2018-0076-9/22-954 заведующий кафедрой философии и социологии
MOSURED: 77/27-023-2022-9-1152 ФГБОУ ВО «Московский государственный
юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, е-таИ: mail@law-books.ru
ЦЕННОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МИФ ИХ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ1
Аннотация. Определяются факторы, оказавшие влияние на становление института прав человека. Институт прав человека постулируется как необходимый идеал, являющийся консенсуальной конструкцией. Ценность прав человека определяется их необходимостью. Отмечается исторически сложившаяся противоречивость становления института прав человека. Показывается ценностная связь института прав человека и идеи свободы.
Ключевые слова: права человека, институт прав человека, ценность прав человека, философия прав человека, универсальность прав человека.
RYBAKOV Oleg YU,
head of the department of philosophy and sociology Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA), doctor of law, doctor of philosophy, professor
THE VALUE OF HUMAN RIGHTS AND THE MYTH OF THEIR
UNIVERSALITY
Annotation. The factors that influenced the formation of the institution of human rights are determined. The institution of human rights is postulated as a necessary ideal, which is a consensual construction. The value of human rights is determined by their necessity. The historical inconsistency of the formation of the institution of human rights is noted. The article shows the value relationship between the institution of human rights and the idea of freedom.
Key words: human rights, institute of human rights, value of human rights, philosophy of human rights, universality of human rights.
Прогресс человечества имеет различные критерии, направления, результаты. Одним из направлений можно полагать формирование принципов, стандартов качества жизни, которое обеспечивается на основе права. Национальные правовые системы фиксируют права человека, исходя из конкретно-исторических особенностей их становления и восприятия социумом данной общности. Существует несколько общесоциальных факторов, которые имели прямое отношение к созданию универсальной модели прав человека, а сама идея прав человека сформировалась исторически, эволюционируя и обретая нормативное закре-
пление и гарантированность в правовых порядках отдельных государств.
Можно констатировать четыре взаимообусловленных фактора (процесса) движения значительной части человечества к утверждению института прав человека[1, с.15-19]. Как отмечал Бенедикт Спиноза, всё в мире происходит по необходимости. Как само право оказалось инициированным необходимостью устройства жизни людей на определенных правилах, принципах, основаниях, так и права человека в качестве института получали оформление как результат деятельности человека, действующего в силу необходимости. Поиск свободы, формального
1 Публикация подготовлена в рамках проекта «Социоправо» программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
равенства, справедливости способен положительно влиять на качество жизни человека и поэтому также являются для человека необходимыми. В таком контексте права человека необходимы поскольку представляют всеобщую ценность. Вряд ли возможно отрицать право на жизнь, здоровье и другие жизнеобеспечающие права как актуальные для одних социумов и неактуальные для других.
Путь к правам человека начинается с осознания своего беззащитного правового положения значительных социальных слоев, попыток преодоления низкого уровня жизни, бедности, отсутствия социальных гарантий, всего того, что характеризует диспропорции в качестве жизни между богатыми и бедными. Недовольство собственным положением порождает общественную, затем политически институализированную активность и выражается на определенном этапе в символах -лозунгах, свободы, равенства, братства.
Итак, первым фактором (общественно-политическим процессом) можно считать социальную конфронтацию классов, социальных групп, имеющих различный статус и фактическую защиту на основе права. Но этот фактор появляется в связи с переходом в начальный период капитализма и не смог бы проявиться на более ранних этапах: при рабовладении или феодальном общественном устройстве. Хотя попытки обрести социальную справедливость, одинаковые права встречаются и ранее капиталистической модели организации производства. Единичная борьба за права и свободы малоэффективна и поэтому в социальное противостояние включаются, главным образом, люди, имеющие приблизительно схожий имущественный, социальный статус - те кто хочет обрести более лучшее положение в обществе, гарантированное политически и нормативно закрепленное, улучшить качество своей жизни, своих семей.
Историческим и социальным фактом является неравенство людей, как и попытки его преодоления. Люди становятся неодинаковы не только в силу биологических личностных характеристик, играющих важную роль, но и в силу разных социально сформированных способностей организации своей жизни: неодинаковые способы мышления, навыки, умения, целеполагание, творческие качества, в целом различный уровень социализации и обретения актуальных свойств обеспечивающих жизнедеятельность индивида. Неравенство усиливается в силу имущественных и сословных дифференциаций. Значительная совокупность факторов обусловливает реально неравное положение человека и человека. Люди неравны, но значительная часть стремится к равенству на основе права - юридическому закре-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
пелению равенства как субъектов общественных отношений. Буржуазные революции способствовали инициированию преодоления феодального неравенства, явного и нескрываемого носителями власти. Декларативно-документальным закреплением результатов этих противостояний оказалась Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также Биль о правах 1791 г. В известной мере они положили начало социально-юридической фиксации перечня прав как ориентира для демократически организованных правовых систем.
Наряду с этим результированием в деле поиска прав человека и их документального закрепления наблюдались международные события и процедуры продолжения колониальной политики европейских государства, что никак не соединяется с понятием прав человека как универсальных. Как отмечается в научной литературе «просвещенный мир был жесток к цивилизационно отсталым народам. Колониализм предполагал умаление человеческого достоинства местных народов. Нуждался в обосновании хищнического распоряжения их территориями, ресурсами и их жизнями» [2, с.30]. Исторически сложившаяся противоречивость становления института прав человека очевидна, как и очевиден тот факт, что социальное противостояние выступает основополагающим процессом и условием его инициирования.
Масштабные общественно-политические процессы не существуют изолированно от философских, социологических, политологических и правовых концепций, выражающих теоретическое обоснование прав человека.
Более того, данные процессы остались бы непонятными, необъясненными как правителям, так и подданным, если бы не получили обоснованную концептуализацию и выглядили бы лишь как повторяющиеся случаи недовольства властью поддаными и не более того. Возникает потребность не только в объяснении, но и формировании телеологического конструкта, ценностно определяющего человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Здесь центральным аксиологическим измерением выступает естественное право. Это право по мнению теоретиков данного направления никем не даровано, неотчуждаемо. Мировоззренческая, философская, правовая концептуализация прав человека на основе естественного права представляет собой второй фактор (процесс) становления данного института. Внимание к естественному праву было оказано многими мыслителями прошлого.
Идеи, обращенные к постижению сущности человека, его расположению в обществе в период античности вряд ли оправданно признавать началом современной концептуализации прав чело-
века. Гносеологические повороты в познании есть повторяющиеся явления. В Древней Греции Сократ осуществляет обращение к изучению человека, что невозможно сделать в отрыве от основных факторов социальной среды, его жизнедеятельности как существа разумного. Идея наличия самого права у человека и институт прав человека не тождественные категории. Сократовское обращение к человеку, и далее идеи Платона, Аристотеля связываются с нравственностью, этическими основоположениями в оценке политики, обращением к идее справедливости, благополучия, предлагая обращение к принципу золотой середины, равномерности. Государство, по мнению Аристотеля, представляет собой власть закона, то есть тех оснований, на основе которых правители осуществляют власть и защищают свое государство. Но гражданин, являясь центральным элементом в понимании государства, должен быть лично свободен, достаточно образован, может нести военную службу, участвовать в суде и власти и служить Богам. Аристотель выделил задачи государства: пропитание, ремесла, оружие, запас денежных средств, попечение о религиозном культе и, наконец, решение о том, что полезно и справедливо в отнолениях граждан между собой[3, с.445].
Идея свободы, вне которой права человека не имеют своего назначения также не была чужда античной мысли Греции и Рима. В научных публикациях отмечается, что «категория «свобода» у греков и римлян использовалась в основном в юридической сфере. Свобода понималась, во-первых, как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство, а во-вторых, она осознавалась лишь как привилегия некоторых.... Несмотря на зависимость свободы от социального статуса человека, античность демонстрировала ее реальное существование, в то время как современные понятия включают всевозможные ограничения, и мы отмечаем, что в настоящее время свобода одного человека определяется свободой другого человека, границы которой устанавливает закон»[4, с.36].
Сократ, Платон, Аристотель не отрицали возможность обретения свободы, хотя трактовки данного понятия у них различались. В любом случае акцент на человека, его качества остаётся актуальным. Для европейской философии начало осмысления свободы как элемента организации жизни человека начинается с Древней Греции. Именно древнегреческие философы сделали первые шаги в этом направлении. Однако необходимо сделать обязательную оговорку: рассужде-
ния о свободе осуществлялись в условиях государства и общества, городов-полисов, где были состоятельные слои и были рабы. Рабство как факт социальной организации древних греков не исключало саму идею свободы и на это мы обращаем особое внимание.
Сократовское обращение к человеку, которое считается одним из важных вех в истории философской мысли, происходило в условиях восприятия рабства как нормы, как того, что должно быть. Рабы, таким образом, исключались из антропологического поля зрения философов. Отнесём этот факт к специфической характеристике того периода и одновременно констатируем, что движение к свободе в её социальном, политическом, эконономическом, индивидуалистическом смысле только начиналось и дальнейший путь развития человечества показывает новые образцы и стандарты свободы. В любом случае не могли выразить всеобщее равное понимание человека идеи древнегреческих философов. Начиная с периода становления римского права, юриспруденции как практики и образования принципов взаимодействия людей на нормативной основе, начинается понимание права, его назначения, что послужило и формированию первооснов понимания прав человека.
В период другой эпохи Гуго Гроций осуществляет систематизацию взглядов на право с позиций его естественного понимания и формируется обращение к праву как ценностному основанию социальной жизни человека. Факт рождения есть факт обретения естественных прав, коренящихся в разуме человека, а сам человек никем и ничему не обязан их появлением. Великолепная идея, известная до Гуго Гроция, обретает обновленное звучание и сохраняется дуализм правопонима-ния: существует, как и века ранее, понимание права как волеустановленного и создаваемого деятельностью людей, так и осознание права как прирожденного, естественного.
По существу ценностные доминанты права получают свое рассмотрение и первые попытки воплощения в законодательстве после Гуго Гроция. Это происходит потому, что «ценностная природа права находит свое отражение в правосознании и правой культуре и проявляется в традициях, принципах, морально-этических установках, идеях и ценностях. Именно благодаря правовой традиции, которая представляет собой совокупность ценностей в конкретном обществе и сохраняет преемственность в праве, обеспечивается устойчивость правовой системы и ее последовательное развитие, правовые ценности передаются из поколения в поколение» [5, с.9]. Но остаётся принципиальный вопрос: каково отношение человека к ценности, её наполняемости, содержа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
тельно-формальным характеристикам в конкретно-исторические периоды развития общества и государства. В полной мере не разъяснена в науке парадоксальная ситуация: естественные права существуют лишь потому что есть обладатель этих прав - человек и в тоже время история цивилизации показывает систематическое нарушение прав человека. Нарушая права других людей, человек обрекает себя на нарушение своих прав другими людьми. В процессе эволюции сопряжены идеал и действительность. Идеал обоснован философски и внедряется в законодательную деятельность и правоприменительную практику отдельных государств.
Для укрепления идеала и под воздействием ужасов и трагедий Второй мировой войны начинается процесс международного масштабного признания прав и свобод человека. Вступает в действие третий фактор (процесс) международного закрепления ценности прав и свобод человека в ряде документов. Ряд стран вынуждены договориться о необходимости признания прав с целью недопущения повторов их нарушения в глобальных масштабах. Используя опыт обращения к правам человека на основе правил и принципов, которые разделяли страны, иницитирующие институализацию института прав человека в значительных международных масштабах создается консенсуальный механизм их одобрения и принятия.
Национальные правовые системы не могут оказаться в стороне от процесса закрепления прав человека на межгосударственном уровне и обретает свое звучание четвертый фактор (процесс). Это принятие идеи и принципов института прав человека, становление самого института в национальных правовых системах. Основополагающим документом - ориентиром явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 года, вслед за которой были приняты другие международные документы (Декларация прав ребенка 1959 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г.). Все эти документы объединены в том числе принципом универсального понимания права человека как прав одинаковых в доступности для всех и каждого. Идеал прав человека дополняется идеалом их универсального понимания. Ст 1. «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) закрепляет следующее положение: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022
равенство, достоинство человека и его права одинаковы как ценности и в этом отношении универсальны, но осуществляются и трактуются они неодинаково.
Институт прав человека задействован для некоторой части мирового сообщества, так как существуют отличающиеся социокультурные традиции, а сами государства обладают особенностями политических режимов и юридических форм их выражения, спецификой используемых способов, которые претворяют в жизнь институт прав человека. Действительно права человека как идеал и символ необходимы и достаточны, но существует значительное количество моделей их осуществления, учитывающих культурный дух национальной идентичности, социоментальность сообществ, ценностный порядок организации общественной и личной жизни граждан. Цивили-зационная неодинаковость обществ и государств исключает одинаковость понимания как самого права, так и прав человека, являющихся взаимосвязанными, но не являющихся тождественными. В публикациях отмечается, что «изучение правового аспекта цивилизации исключает возможность единого понимания не только сущности права, но и сущности прав человека, определяемых как конкретно-историческими условиями, так и взаимосвязью и взаимообусловленностью всех социокультурных компонентов данной цивилизации» [6, с.39].
Права человека как институт оказываются неустойчивыми в силу значительного количества факторов, но они необходимы, обладают особым значением в качестве идеальной модели, ценностного ориентира, который позволяет сохранять социально и личностно значимые векторы развития современных цивилизаций. Не может быть единой концепции прав человека, которая разделяется всем мировым сообществом. Объединяющим началом новых возможных концепций должны быть традиционные ценности, благополучие человека. Каждая веха в развитии цивилизаций вызывает необходимость нового осмысления прав человека. Вполне возможно, что в современном мире наступает период создания новой концепции прав человека, отражающей многополярность мира и учитывающей факторы современной классификации прав человека.
Список литературы:
[1] Рыбаков О.Ю. Философия как источник и мировоззренческая основа теории прав человека // Юридическое орбразование и наука. - 2022. -№8. С.15-19.
[2] Права человека: учебное пособие / под ред. И.В. Гончарова: Университет прокуратуры
Российской Федерации. - М.: Проспект, 2021. -296 с.
[3] Аристотель. Сочинения. В 4 томах. Т. 4 / Аристотель ; редакторы и авторы вступительной статьи А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди ; примечание В.В. Бибихина [и др.]. Москва : Мысль, 1983. -830 с.
[4] Гуторович О.В. Проблема свободы и ее решение в античной философии //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. - № 7-1 (57). 35-38 с.
[5] Алексеева Н.И. Трансформация ценностей в праве на современном этапе развития общества: поиск преодоления кризисных явлений // Вестник МГПУ. Серия «юридические науки». 2021. - №4(44). - 15 с.
[6]Права человека: учебник /отв. ред. Е.А. Лукашева. - 3 - е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 512 с. С.39.
Spisok 1йегаШгу:
[1] РуЬакоу О.У. РИоэоНуа к!--
ггпгоуогггепсьебкауа обпоуэ 1еоги ргг..______.гг- ..
Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2022. - №8. S.15-19.
[2] Prava cheloveka: uchebnoe posobie /pod red. I.V. Goncharova: Universitet prokuraturi Rossiys-koy Federacii. - M.: Prospekt, 2021. - 296 s.
[3] Aristotle. Sochineniya. V 4 tomakh. T. 4 [Writings. In 4 volumes. Vol. 4] / Aristotle ; redaktory' i avtoiy vstupitelnoy statyi A.I. Dovatur, F.Kh. Kessidi ; primechanie V.V. Bibikhina [i dr.]. Moskva : My'sl — editors and authors of the introductory article A.I. Dovatur, F.Kh. Kessidi ; commentary by V.V. Bibikhin [et al.]. Moscow : Thought, 1983. 830 s.
[4] Gutorovich O.V. Problema svobodi i eyo reshenie v antichnoy filosofii //Istoricheskie, filosof-skie, politicheskie I yuridicheskie nauki, kulturologiya I iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 7-1 (57). 35-38 s.
[5] Alekseeva N.I. Transformaciya cennostey v prave na sovremennom etape razvitiya obsnestva: poisk preodoleniya krizisnyh yavleniy // Vestnik MGPU. Seriya «yuridicheskie nauki». 2021. №4(44). - 15 s.
[6]Prava cheloveka: uchebnik /otv. red. E.A. Lukasheva. - 3 - ye izd., pererab. - M.: Norma: y*^-5.-512 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022