Научная статья на тему 'Ценность истоков развития потенциала личности в философии античности для современной педагогики'

Ценность истоков развития потенциала личности в философии античности для современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / педагогическая ценность / личность / потенциал личности / развитие потенциала / истоки развития / философия античности / pedagogy / pedagogical value / personality / potential of personality / development of potential / origins of development / philosophy of antiquity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Людмила Юрьевна

Введение. Интеграция информационно-коммуникационных технологий со сферой образования открывает новые направления развития цифровой педагогики, профессионально-личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса. Его осмысление и историко-аналитическая оценка позволили определить ценность антично-философских истоков развития потенциала личности для современной российской педагогики, что стало целью настоящего исследования. Материалы и методы. Реализации цели способствовали аналитические методы, абстрактно-логический и системный подходы. Результаты исследования, обсуждения. В статье раскрыты ценные для современной педагогики идеи о природе человека и представления о личности в античном измерении, факторах развития ее потенциала. Выявлены актуальные для современных условий цифровизации образования нравственные аспекты становления личности, созидательные аспекты ее развития и этические аспекты развития ее потенциала. Составлено древо потенциала личности в педагогическом измерении, включающее историко-философские «корни» (прошлое), действующий опыт актуализации личностных резервов (настоящее), перспективы раскрытия и расширения личностных возможностей (будущее). В заключении приведены результаты аналитической оценки истоков развития потенциала личности в философии античности в соответствии с критериями структурности и факторности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of the origins of potential development personalities in the philosophy of antiquity for modern peda-gogy

Introduction. The integration of information and communication technologies with the field of education opens up new directions for the development of digital pedagogy, professional and personal potential of subjects of the educational process. His understanding and historical and analytical assessment made it possible to determine the value of the ancient philosophical origins of the development of personality potential for modern Russian pedagogy, which became the purpose of this study. Materials and methods. Analytical methods, abstract-logical and systematic approaches contributed to the realization of the goal. Research results, discussions. The article reveals valuable ideas for modern pedagogy about human nature and ideas about personality in the ancient dimension, factors of development of its potential. The moral aspects of personality formation, creative aspects of its development and ethical aspects of the development of its potential, relevant for the modern conditions of digitalization of education, are revealed. A tree of personality potential in the pedagogical dimension has been compiled, including historical and philosophical «roots» (the past), current experience in actualizing personal reserves (the present), prospects for the disclosure and expansion of personal capabilities (the future). In conclusion, the results of an analytical assessment of the origins of the development of personality potential in the philosophy of antiquity in accordance with the criteria of structurality and factoriality are presented.

Текст научной работы на тему «Ценность истоков развития потенциала личности в философии античности для современной педагогики»

УДК 37.01

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-3-310-315

Ценность истоков развития потенциала личности в философии античности

для современной педагогики Л. Ю. Александрова

Чебоксарский институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета,

г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Интеграция информационно-коммуникационных технологий со сферой образования открывает новые направления развития цифровой педагогики, профессионально -личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса. Его осмысление и историко-аналитическая оценка позволили определить ценность антично-философских истоков развития потенциала личности для современной российской педагогики, что стало целью настоящего исследования. Материалы и методы. Реализации цели способствовали аналитические методы, абстрактно-логический и системный подходы. Результаты исследования, обсуждения. В статье раскрыты ценные для современной педагогики идеи о природе человека и представления о личности в античном измерении, факторах развития ее потенциала. Выявлены актуальные для современных условий цифровизации образования нравственные аспекты становления личности, созидательные аспекты ее развития и этические аспекты развития ее потенциала. Составлено древо потенциала личности в педагогическом измерении, включающее историко-философские «корни» (прошлое), действующий опыт актуализации личностных резервов (настоящее), перспективы раскрытия и расширения личностных возможностей (будущее). В заключении приведены результаты аналитической оценки истоков развития потенциала личности в философии античности в соответствии с критериями структурности и факторности.

Ключевые слова: педагогика, педагогическая ценность, личность, потенциал личности, развитие потенциала, истоки развития, философия античности

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Александрова Л. Ю. Ценность истоков развития потенциала личности в философии античности для современной педагогики // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 3. С. 310-315. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-310-315

The value of the origins of potential development personalities in the philosophy of antiquity for modern pedagogy

L. Yu. Aleksandrova

Cheboksary Institute (branch) of Moscow Humanitarian Economic University, Cheboksary, Russian Federation

Abstract. Introduction. The integration of information and communication technologies with the field of education opens up new directions for the development of digital pedagogy, professional and personal potential of subjects of the educational process. His understanding and historical and analytical assessment made it possible to determine the value of the ancient philosophical origins of the development of personality potential for modern Russian pedagogy, which became the purpose of this study. Materials and methods. Analytical methods, abstract-logical and systematic approaches contributed to the realization of the goal. Research results, discussions. The article reveals valuable ideas for modern pedagogy about human nature and ideas about personality in the ancient dimension, factors of development of its potential. The moral aspects of personality formation, creative aspects of its development and ethical aspects of the development of its potential, relevant for the modern conditions of digitalization of education, are revealed. A tree of personality potential in the pedagogical dimension has been compiled, including historical and philosophical «roots» (the past), current experience in actualizing personal reserves (the present), prospects for the disclosure and expansion of personal capabilities (the future). In conclusion, the results of an analytical assessment of the origins of the development of personality potential in the philosophy of antiquity in accordance with the criteria of structurally and factoriality are presented.

Keywords: pedagogy, pedagogical value, personality, potential of personality, development of potential, origins of development, philosophy of antiquity

© Александрова Л. Ю., 2024

The author declares no conflict of interest.

For citation: Aleksandrova L. Yu. The value of the origins of potential development personalities in the philosophy of antiquity for modern pedagogy. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 3, pp. 310-315. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-310-315

Введение

Для педагогов важно понимание, обсуждение и переосмысление не только ставшего привычным набора теоретико-методологических проблем образования, но и междисциплинарных систем знаний. В центре их внимания остаются вопросы развития профессионально-личностного потенциала.

Расширенное понимание цифровой личности как феномена XXI века особенностей ее формирования через призму гиперподключенности требует развития ее потенциала в современных условиях смешанной реальности и осмысления ценности его (развитие) антично-философских истоков.

Цель исследования: обоснование ценности истоков развития потенциала личности в философии античности для современной педагогики.

Материалы и методы

Ценность результатов педагогического анализа его историко-философских истоков заключается в том, что он (анализ) позволяет:

- выявить педагогический потенциал философии античности;

- сопоставить структуру потенциала личности с позиции античности и современности;

- определить потенциальное влияние идей античной философии, внесшей исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, на настоящее и будущее современной педагогики.

Методологическую основу исследования составили анализ историко-философской и педагогической литературы, а также абстрактно-логический, системный и исторический подходы.

Результаты исследования, обсуждения

Исходные идеи потенциала человека заложили философские традиции.

В современный век цифровых технологий особого внимания заслуживают идеи Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) о потенциале, взаимодействии потенциального (potentia) и реального (а^ отношениях причинности (принцип потен-

РЕйДЗОЗЮв •

циальности как имеющихся возможностей) и следования (принцип реализации возможностей как движения и изменения). «В понимании Аристотеля совершенство личности заключается в ее развитии и самостоятельном достижении возможностей для создания блага для общества, что приносят человеку удовлетворение (наслаждение, счастье)» [1, с. 73].

Эпиктет (ок. 50-138 гг.) считал, что потенциал человека заключается в заботе о душе [1] и стремлении к простой разумной жизни, основанной на единении с природой и духовно-нравственных ценностях.

Эффективность формирования личного потенциала Эпикур (342/341 до н. э. - 271/270 до н. э.) также видит в правильном восприятии мира и благоразумии, то есть разуме, основанном на благе. Оно проявляется в понимании своих потребностей и выборе необходимых природных желаний. Это означает, что, во-первых, для формирования личного потенциала «желать следует то, что соответствует природе и необходимости, пустые желания следует исключать» [1]; во-вторых, разумная нравственная жизнь доставляет человеку удовольствие и является показателем реализации его потенциала.

В представлении Платона (429 г. до н. э. -347 г. н. э.) любовь представляет собой космическую силу стремления и позитивного движения, пробуждающую в человеке скрытые способности души. Под действием ее силы рождаются новые идеи и открытия, развивается потенциал человека. О его полноценной реализации свидетельствует «разность потенциалов» - диапазон между тем, кем является человек и к чему он хочет прийти; об отсутствии его развития и личностной стагнации - «пустота» души, ее наполненность горечью, злостью, ненавистью. Природное несовершенство человека может компенсировать действием социально-государственного фактора, моделями воспитания.

Психолого-педагогический вклад Августина Блаженного (354-430 гг.):

- раскрыта идея внутреннего человека и ценности его внутреннего мира;

I. Уи. МвквапЬгоча

- признаны волевой характер его деятельности и свобода воли (жизнь души невозможна без одновременно свободы и напряжения воли);

- определена система ценностей личности (вера, надежда и любовь), природа ее потенциала (забота о спасении души) и условий его реализации (следовать своему предназначению, то есть любить Бога и реализовывать Божий замы-

Значимость антично-философских истоков развитш The importance of the ancient philosophical origins of the

сел, творить благо1 и идти по пути нравственного роста).

Итак, уже в Античной философии предприняты попытки раскрытия значимой для современной педагогики сущности потенциала личности, идеи диалектики потенциального и реального, выявлены причины индивидуальных различий потенциала и факторы его развития (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

[ потенциала личности для современной педагогики / development of personality potential for modern pedagogy

Антично-философские истоки развития потенциала человека как личности / Ancient philosophical origins of the development of human potential as an individual Значимость истоков для современной педагогики / The significance of the origins for modern pedagogy

параметры анализа сущность в античном изменении УРовень сущность с позиции современности

основная идея гармония между человеком и космосом с P е д н и й гармоничное развитие личности

идея всеобщей потенциальности диалектика материи (пассивное начало, внутренняя сила, потенциальное) и формы (активное начало, внешняя сила реальное) совокупное влияние внутренних и внешних факторов на личность и развитие ее потенциала

определение потенциала личности - внутренняя сила, способная воплотиться в реальность посредством активности человека; - мощность факта стать другим в силу различных условий (пространственно-временные, др.) в ы с о к и й интегральная системная особенностей личности, лежащая в основе ее способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентаций [2]

ключевые понятия потенциала (критерий структурности) - возможность; - способность; - нравственность (нравственные ориентиры человека, духовная моральная ценность) - ресурсы, готовность (пассивный компонент); - резервы, способность (активный компонент); - возможности (проактивный компонент) [3]

идея раскрытия потенциала личности и факторов его развития (критерий факторно-сти) Реализовать потенциал - быть собой. Раскрытие и развитие потенциала происходит при: - наличии великой силы любви (Платон, Августин Блаженный), желания (Эпикур), интереса (Платон); - восприятии нравственных категорий (Аристотель, Эпиктет, Эпикур, Августин Блаженный), соблюдении законов морали (Августин Блаженный); - благоразумии - склад души, ведущий к принятию благих для себя и общества решений (Аристотель, Эпиктет, Эпикур); - движении, пробуждающего в человеке скрытые способности души (Платон); сотворении блага -благих поступков, полезных для себя и общества (Аристотель, Августин Блаженный); - активном целеведущем действии и благоприятных обстоятельствах (Аристотель) в ы с о к и й Реализовать потенциал - готовность использовать наличные ресурсы, способность раскрыть скрытые резервы и возможность усилить их в будущем. Развитие потенциала происходит при: - адекватном «сочетании» и учете взаимозависимых факторов внутренней (внутренний мир) и внешней среды личности; - осознание своих интересов, расширение самосознания [4], принятие своей индивидуальности; открытость новому опыту, потребность в конструктивной активности, ее целевой и волевой, самостоятельный и ответственный характер

* составлено автором

1 Августин Б. О граде божьем. Книга 1. М. : RUGRAM, 2016. 662 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/AvreHj_Avgustm/o-grade-bozhem/1 (дата обращения: 29.04.2024).

Л. Ю. Александрова • Педагогические науки

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY, vol. 18, no. 3, 2024

313

Как видим из таблицы 1, с антично -философских позиций необходимыми условиями реализации и расширения потенциала личности являются:

- гармония ее развития (природосообразность, следование своему предназначению);

- любовь и сила любви;

- интерес, сила интереса и желания;

- нравственность личности (благоразумие и соблюдение законов морали);

активность целеведущих действий.

Условно выявленные условия можно обозначить формулой «ГЛИНА» (1) (Гармония, Любовь, Интерес, Нравственность, Активность), что наводит на размышления о мудрости русской («Глину не мять - горшков не видать») и китайской («Прекрасное золото рождается в глинистом песке») поговорок. В настоящее время из формулы (1) «выпали» Любовь и Нравственность (рис. 1).

■ составлено автором

Рис. 1. Древо потенциала личности в педагогическом измерении / Fig. 1. The tree of personality potential in the pedagogical dimension

Из рисунка 1 видим, что в современных условиях формула (1) сократилась до «ГИА» (2): гармония, интерес, активность. В реалиях продолжающейся цифровой трансформации общества и образования [5] к условиям развития потенциала личности должны «вернуться» Любовь (Любовь

созидающая [6]) и Нравственность (Нравственная культура [7]).

С учетом выявленных тенденций развития педагогики первоначальная формула потенциала «ГЛИНА», на наш взгляд, будет дополнена гуманизацией и индивидуализацией воспитания,

геймификацией и цифровым диалогом в образовании, мультимодальностью и непрерывностью обучения.

Заключение

Сущность основных педагогических терминов можно содержательно охарактеризовать с учетом их исходного философского значения [8].

Потенциал как интегральная педагогическая категория - внутренняя сила, способная воплотиться в реальность посредством человеческой активности [9]. Аналитическая оценка антич-

но-философских истоков его развития позволила выявить главные, неизменные во времени его составляющие (гармония, интерес, активность). Наряду с любовью и нравственностью они представляют собой «стержень» личности, являются педагогическими ориентирами ее конструктивного развития и реализации ее потенциала, а также ключевыми ценностями российского педагогического образования. Их сохранение обеспечит решение актуальных проблем духовно-нравственного и трудового воспитания.

1. Александрова Л. Ю., Харитонов М. Г. Педагогический анализ истоков развития потенциала личности в философии античности // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 12 А. С. 71-78. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-12/a9-aleksandrova-kharitonov.pdf (дата обращения: 22.05.2024).

2. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.

3. Александрова Л. Ю., Харитонов М. Г. Актуальные подходы к исследованию потенциала личности в условиях цифровизации профессионального образования // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 10-А. С. 170-177. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-10/a19-aleksandrova-kharitonov.pdf (дата обращения: 29.05.2024).

4. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5-17. DOI: https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

5. Александрова О. С., Киреева У. А. Цифровизация образования как фактор его трансформации // Информационные технологии в образовании. 2023. № 6. С. 33-37. URL: https://old.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2023/12/11/aleksandrova_o._s.pdf (дата обращения: 12.06.2024).

6. Никитина Н. Н. Педагогические лики и трансформация любви // Педагогика Культуры. 2005. № 3-4. С. 9. URL: https://pedagogika-cultura.ru/professiya-uchitel/nikitina-n-n-pedagogicheskie-liki-i-transformatsii-lyubvi (дата обращения: 01.06.2024).

7. Франц А. С. Нравственная культура человека как ресурс совершенствования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 4 (34). С. 106-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennaya-kultura-cheloveka-kak-resurs-sovershenstvovaniya (дата обращения: 01.06.2024).

8. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Н. А. Подымов и др. М. : Московский педагогический государственный университет, 2020. 290 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44394557 (дата обращения: 22.05.2024).

9. Ницше Ф. Избранные произведения. М. : Просвещение, 1993. 573 с.

Статья поступила в редакцию 02.07.2024 г.; одобрена после рецензирования 06.08.2024 г.; принята к публикации 03.09.2024 г.

Об авторе

Александрова Людмила Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Чебоксарский институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета (428005, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 85), ljudmila.a1exandrova@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Aleksandrova L. Yu., Kharitonov M. G. Pedagogicheskii analiz istokov razvitiya potentsiala lichnosti v filosofii antichnosti [Pedagogical analysis of the origins of the development of personality potential in the philosophy of antiquity]. Pedagogicheskii zhurnal = Pedagogical journal, 2023, vol. 13, no. 12 A, pp. 71-78. Available at: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-12/a9-aleksandrova-kharitonov.pdf (accessed 22.0.5.2024). (In Russ.).

2. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnosis]. Ed. by D. A. Leontiev. M., Publ. house of Text, 2011, 680 p. (In Russ.).

Л. Ю. Александрова

Педагогические науки

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY, vol. 18, no. 3, 2024

315

3. Aleksandrova L. Yu., Kharitonov M. G. Aktual'nye podkhody k issledovaniyu potentsiala lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii professional'nogo obrazovaniya [Current approaches to research the potential of the individual in the conditions of digitalization of vocational education]. Pedagogicheskii zhurnal = Pedagogical journal, 2023, vol. 13, no. 10-A, pp. 170-177. Available at: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-10/a19-aleksandrova-kharitonov.pdf (accessed 29.05.2024). (In Russ.).

4. Romanova E. S., Abushkin B. M. Tsennostno-smyslovaya napravlennost' lichnosti obuchayushchikhsya kak faktor razvitiya ikh lichnostnogo potentsiala [Value-semantic orientation of students' personality as a factor for development of their personal potential]. Sistemnayapsikhologiya i sotsiologiya = System psychology and sociology, 2019, no. 4 (32), pp. 5-17. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25688/2223-6872.2019.32A01

5. Aleksandrova O. S., Kireeva U. A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya kak faktor ego transformatsii [Digitalization of education as a factor of its transformation]. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii = Information technologies in education, 2023, no. 6, pp. 33-37. Available at: https://old.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2023/12/11/aleksandrova_o._s.pdf (accessed 12.06. 2024). (In Russ.).

6. Nikitina N. N. Pedagogicheskie liki i transformatsiya lyubvi [Pedagogical faces and transformation of love]. Pedagogika Kul'tury = Pedagogy of Culture, 2005, no. 3-4, pp. 9. Available at: https://pedagogika-cultura.ru/professiya-uchitel/nikitina-n-n-pedagogicheskie-liki-i-transformatsii-lyubvi (accessed 01.06.2024). (In Russ.).

7. Frants A. S. Nravstvennaya kul'tura cheloveka kak resurs sovershenstvovaniya [Human moral culture as a resource for improvement]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO = Education and science. Izvestia UrO RAO, 2005, no. 4 (34), pp. 106113. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennaya-kultura-cheloveka-kak-resurs-sovershenstvovaniya (accessed 01.06.2024). (In Russ.).

8. Slastenin V. A., Podymova L. S., Podymov N. A. et al. Pedagogicheskoe nasledie V. A. Slastenina: problemy vospitaniya, lichnostnogo i professional'nogo razvitiya [V. A. Slastenin's pedagogical legacy: problems of upbringing, personal and professional development]. M., Moscow Pedagogical State University Publ., 2020, 290 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44394557 (accessed 22.05.2024). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nitsshe F. Izbrannye proizvedeniya [Selected essays]. M., Prosveshchenie Publ., 1993, 573 p. (In Russ.).

The article was submitted 02.07.2024; approved after reviewing 06.08.2024; accepted for publication 03.09.2024.

About the author Lyudmila Yu. Aleksandrova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Cheboksary Institute (branch) of Moscow Humanitarian Economic University (85 Grazhdanskaya St., Cheboksary 428005, Russian Federation), ljudmila.a1exandrova@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.