Научная статья на тему 'Этапы исследования личности и ее потенциала: сравнительно-исторический обзор'

Этапы исследования личности и ее потенциала: сравнительно-исторический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / потенциал личности / развитие потенциала / периодизация развития / сравнительно-исторический обзор / personality / personality potential / potential development / periodization of development / comparative historical review

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Людмила Юрьевна

Актуальность. Сохраняющийся интерес к субъектам педагогического образовательного процесса и трансформация их роли в условиях цифровизации общества приводит к необходимости исследования исторического развития педагогических идей потенциала личности. Оно раскрыто с учетом генезиса данного понятия и его междисциплинарности с позиций философских, психологических, акмеологических наук, а также педагогического маркетинга и информационной педагогики. В статье приведены результаты сравнительно-исторического обзора этапов исследования личности и ее потенциала, ставшего целью настоящего исследования. Реализации цели способствовали следующие методы: абстрактно-логический, системный и историографический подходы. С позиции обозначенных подходов личность может восполнять и сохранять свой потенциал, активизировать и расширять его. Применение обозначенных методов позволило определить основные этапы изучения потенциала личности (философский, психологический, акмеологический, маркетинговый, информационно-ценностный) и тенденции изменения научного интереса к его проблематике. В заключении содержатся выводы об отсутствии четкой границы между этапами и объединяющем их фокусе научного исследования – первичности личности и ценности ее потенциала (он включает в себя внутренние ресурсы и целевую направленность их использования), а также возможности его развития. Степень и качество реализации возможностей представляют собой ступени развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of the study of personality and its potential: a comparative historical review

Relevance. The continuing interest in the subjects of the pedagogical educational process and the transformation of their role in the conditions of digitalization of society leads to the need to study the historical development of pedagogical ideas of the potential of the individual. It is revealed taking into account the genesis of this concept and its interdisciplinarity from the standpoint of philosophical, psychological, acmeological sciences, as well as pedagogical marketing and information pedagogy. The article presents the results of a comparative historical review of the stages of personality research and its potential, which became the purpose of this study. The following methods contributed to the realization of the goal: abstract-logical, systematic and historiographical approaches. From the position of the indicated approaches, a person can replenish and preserve his potential, activate and expand it. The application of these methods allowed us to determine the main stages of studying the personality potential (philosophical, psychological, acmeological, marketing, information and value) and trends in changing scientific interest in its problems. The conclusion contains conclusions about the lack of a clear boundary between the stages and the unifying focus of scientific research – the primacy of personality and the value of its potential (it includes internal resources and the targeted orientation of their use), as well as the possibilities of its development. The degree and quality of realization of opportunities represent the stages of personal development.

Текст научной работы на тему «Этапы исследования личности и ее потенциала: сравнительно-исторический обзор»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 18. № 1. 2024 Vestnik of the Mari State University, vol. 18, no. 1, 2024

Педагогические науки Pedagogy

УДК 37.032

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-1 -11-18

Этапы исследования личности и ее потенциала:

сравнительно-исторический обзор Л. Ю. Александрова

Чебоксарский институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета,

г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность. Сохраняющийся интерес к субъектам педагогического образовательного процесса и трансформация их роли в условиях цифровизации общества приводит к необходимости исследования исторического развития педагогических идей потенциала личности. Оно раскрыто с учетом генезиса данного понятия и его междисциплинарности с позиций философских, психологических, акмеологических наук, а также педагогического маркетинга и информационной педагогики. В статье приведены результаты сравнительно-исторического обзора этапов исследования личности и ее потенциала, ставшего целью настоящего исследования. Реализации цели способствовали следующие методы: абстрактно-логический, системный и историографический подходы. С позиции обозначенных подходов личность может восполнять и сохранять свой потенциал, активизировать и расширять его. Применение обозначенных методов позволило определить основные этапы изучения потенциала личности (философский, психологический, акмеологический, маркетинговый, информационно-ценностный) и тенденции изменения научного интереса к его проблематике. В заключении содержатся выводы об отсутствии четкой границы между этапами и объединяющем их фокусе научного исследования - первичности личности и ценности ее потенциала (он включает в себя внутренние ресурсы и целевую направленность их использования), а также возможности его развития. Степень и качество реализации возможностей представляют собой ступени развития личности.

Ключевые слова: личность, потенциал личности, развитие потенциала, периодизация развития, сравнительно-исторический обзор

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Александрова Л. Ю. Этапы исследования личности и ее потенциала: сравнительно-исторический обзор // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 1. С. 11-18. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-11-18

Stages of the study of personality and its potential:

a comparative historical review L. Yu. Aleksandrova

Cheboksary Institute (branch) of Moscow Humanitarian Economic University, Cheboksary, Russian Federation

Abstract. Relevance. The continuing interest in the subjects of the pedagogical educational process and the transformation of their role in the conditions of digitalization of society leads to the need to study the historical development of pedagogical ideas of the potential of the individual. It is revealed taking into account the genesis of this concept and its interdisciplinarity from the standpoint of philosophical, psychological, acmeological sciences, as well as pedagogical marketing and information pedagogy. The article presents the results of a comparative historical review of the stages of personality research and its potential, which became the purpose

of this study. The following methods contributed to the realization of the goal: abstract-logical, systematic and historiographical approaches. From the position of the indicated approaches, a person can replenish and preserve his potential, activate and expand it. The application of these methods allowed us to determine the main stages of studying the personality potential (philosophical, psychological, acmeological, marketing, information and value) and trends in changing scientific interest in its problems. The conclusion contains conclusions about the lack of a clear boundary between the stages and the unifying focus of scientific research - the primacy of personality and the value of its potential (it includes internal resources and the targeted orientation of their use), as well as the possibilities of its development. The degree and quality of realization of opportunities represent the stages of personal development.

Keywords: personality, personality potential, potential development, periodization of development, comparative historical review

The author declares no conflict of interest.

For citation: Aleksandrova L. Yu. Stages of the study of personality and its potential: a comparative historical review. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 11-18. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-11-18

Введение

Образование - основа формирования человеческого капитала и потенциала [1]. Актуальность его историко-педагогического исследования обусловлена динамизмом развития общества и его цифро-визацией, усилением и усложнением кадровой конкуренции, требующими осмысления исторического опыта развития профессионально-личностного потенциала и понимания истоков его проблем.

Обращение в его прошлое позволит обосновать педагогические условия развития потенциала личности в современных условиях, а также новые инструменты решения «старых» проблем. Они связаны со смещением акцентов от разобщенного применения традиционных и виртуальных технологий в образовании и негативных последствий вторых (например, возникновение цифровой зависимости) в сторону их интеграции.

Цель исследования: сравнительно-исторический обзор этапов исследования личности и ее потенциала.

Материалы и методы

Результаты анализа позволяют обнаружить преемственность идей о потенциале личности, как сложной педагогической категории, оценить вклад ученых в расширении представлений о его развитии.

Методологическую основу исследования составили абстрактно-логический, системный и историографический анализ подходов к развитию потенциала личности, включающий сравниЛ. Ю. Александрова

тельный анализ существующих подходов к ее периодизации.

Результаты исследования, обсуждения

Понятие «потенциал» (в пер. с лат. «potential» -сила, возможность, способность, ресурсы) было введено 30 лет назад, психологом А. М. Бод-наром1. Задача раскрытия его содержания является сложной, поскольку среди ученых нет единства в понимании сущности потенциала и исторических периодов его развития.

Широкая трактовка смыслового содержания термина «потенциал», приведенная в энциклопедиях и словарях, позволяет применить его к различным отраслям науки и практической деятельности человека.

Педагогическая трактовка понятия «потенциал» включает:

- во-первых, внутренние ресурсы и возможности личности, актуализируемые в образовательном процессе;

- во-вторых, развитие потенциала личности средствами образования. Комплекс применяемых для этой цели педагогических средств направлен на преобразование конкретных характеристик личности, интеграцию воспитательного и обучающего воздействия на личностный аспект педагогической системы;

1 Боднар А. М. Педагогический потенциал учителя (лич-ностно гуманистический аспект) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 13 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/ bitstream/123456789/6995/1/rsvpu_thesis_00116.pdf (дата обращения: 11.10.2023).

VESTNIK OF THE MARI STATE UNIVERSITY, vol. 18, no. 1, 2024

13

- в-третьих, разработку и создание педагогических условий... раскрытия и развития потенциала личности [2, с. 12-13].

В данном контексте под педагогическими условиями мы будем понимать сознательно сконструированное педагогом внешние обстоятельства и меры воздействия, оказывающие влияние на эффективность протекания целостного педагогического процесса [3].

Для раскрытия исторических периодов развития потенциала личности в педагогическом кон-

тексте обратимся к периодизации личностного развития Р. С. Немова (рис. 1).

Представленная на рисунке 1 информация раскрывает ее периоды: философско-литературный (основа исследования - социальная нравственная природа человека); клинический («сужение» представлений о личности, как особом феномене, акцент на ее патологических или акцентуированных чертах); экспериментальный (широкое применение экспериментальных методик исследований психических явлений) [4].

Периоды изучения

личности как психологической категории

■ составлено автором

V

Исторический период Наименование периода

От античности до XVIII века Философско-литературный

Нач. XIX века -нач. XX века Клинический

Нач. ХХ века Экспериментальный

потенциала личности как педагогической категории

Наименование периода

Философский

Философско-

психологическии

Психологический

Акмеологический (философско-социально-психопогическиы)

Маркетинговый (психологический маркетинг)

Информационно-ценностный

Рис. 1. Основные исторические периоды изучения потенциала личности / Fig. 1. Main historical periods in the study of personality potential

Представленная на рисунке 1 информация раскрывает ее периоды: философско-литературный (основа исследования - социальная нравственная природа человека); клинический («сужение» представлений о личности, как особом феномене, акцент на ее патологических или акцентуированных чертах); экспериментальный (широкое применение экспериментальных методик исследований психических явлений) [4].

В период античности педагогические знания являлись элементом философии, что определило философский период исследования потенциала личности. Термин «потенциал» упоминался

древнегреческими философами. Аристотель дал определение понятию «потенциал» как внутренней силе, способной воплотиться в реальность посредством человеческой активности [5, с. 348]. По его мнению, он проявляется в способности человека воспринимать нравственные категории. Эпикур отмечал, что реализация внутреннего потенциала возможна, когда жизнь человека доставляет удовольствие, то есть когда он живет разумно, нравственно, справедливо.

В средневековой христианской философии действительное (актуальное) и возможное (потенциальное) бытие различали между собой [6, с. 68].

Для мыслителей эпохи Возрождения человек -личность, обладающая безграничными возможностями, находящаяся в органической связи с макрокосмом [7]. Например, по Д. Алигьери, индивид обязан максимально использовать время и свой потенциал для реализации самого себя [8].

В эпоху Возрождения зарождалась гуманистическая психология, в основе которой лежал интерес к человеческой личности и ее возможностям, поэтому четкой границы между философским и психологическим периодами изучения потенциала личности нет. На рисунке 1 это обозначено серым цветом (промежуточный фило-софско-психологический период изучения потенциала личности, или этап философской психологии). Личность представляется здесь как субъект, стремящийся к самосохранению, самопознанию и саморазвитию; индивидуальность - как важнейшее свойство социального потенциала.

В соответствии с философией Нового времени человек, как природно-социальное существо, способно к развитию и защите своей индивидуальности. Классическая философия выстраивалась на основе переосмысления наследия античности. Основа трудов философов этого периода -человек и его возможности по саморазвитию и взаимодействию с миром, то есть потенциал, социальный потенциал личности.

В целом с философской точки зрения под потенциалом понималась энергия, находящаяся внутри человека (нереализованные возможности); под развитием потенциала - его активность, способность воспринимать нравственные категории и внешний мир.

Начало психологического периода исследования потенциала личности связано с поэтапным отделением психологии от области философии и ее развитием как автономной науки, многогранностью феноменологии личности и возникновением различных отраслей психологии (дифференциальная, социальная, педагогическая, др.). Каждая из них «прикасается» к проблеме выявления источников личностного развития.

Стремление к полному воплощению своих возможностей или потенций К. Юнг считает основным содержанием психической жизни человека [9]. Л. С. Выготский рассматривает феномен потенциала через призму зон ближайшего и актуального развития [10]. Первая выступает как зона возможного роста - потенциал развития. Согласно данной концепции, для обеспечения перехода в зону бли-

жайшего развития необходима те только мотивация к развитию, но и сформированность соответствующих внутренних функций и структур как предпосылок готовности совершить этот переход.

Особенностью следующего периода, связанного с предложенным в 1928 г. термином «ак-меология», является целостность понимания личности при неоднозначной трактовке ее потенциала. Развитие акмеологии, как философского раздела психологии развития, многообразие и глубина ее связей с другими областями современного обществознания (фундаментальными и прикладными), возрастающая ценность формирования акмеологической позиции субъектов учебно-воспитательного процесса стали основой акмеологического периода.

Контуры маркетингового периода изучения потенциала личности обозначила теория и практика рыночной экономики, характеризуемая исследованиями конкурентной позиции организации и конкурентоспособности личности. Ее определяют как комплексную способность, в структуре которой психологические и психодинамические характеристики дают личности возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизнедеятельности [11].

На данном этапе изучения потенциала исследуются различные его составляющие:

- в структуре конкурентоспособности личности (например, творческий потенциал как предпосылка для саморазвития конкурентоспособной личности специалиста) [12];

- как фактора формирования конкурентоспособного специалиста (например, развитие аксиологического потенциала личности как важного фактора и условия становления его конкурентных преимуществ) [13];

- как фактор конкурентоспособности личности (например, адаптивный потенциал молодого руководителя образовательной организации как фактор его конкурентоспособности) [14].

Многие показатели конкурентоспособности личности связаны с применением ею информационно-коммуникационных технологий. Интенсивность информационных потоков требует направленного воздействия на их параметры и развитых цифровых компетенций. Коммуникации человека, применяющего безопасные цифровые технологии, расширяют его индивидуальное «поле развития» и создают фактически новое социокультурное

пространство с новыми возможностями и инструментами их раскрытия. Данный период его изучения мы назвали информационно-ценностным.

Он предполагает решение актуальных вопросов конструктивного развития личностно-профессионального потенциала под влиянием сетевого социального окружения в период цифровой трансформации. Возможности современных информационно-коммуникационных технологий можно считать потенциалом возникновения дополненной виртуальной реальности, способной создавать множественные слои информационных матриц. В них формируется новый когнитивный

* составлено

Как видим из рисунка 2, они:

- раскрывают исторические аспекты изучения потенциала личности (как педагогической категории, динамической характеристики человека), специфику его историко-педагогического исследования;

- определяют ценность его дискурса, позволяющего не только развивать научные взгляды в эпоху цифровизации и привлекать внимание к педагогическим вопросам, но и решать их, расширять их профессиональные горизонты.

формат развития, способствующий дальнейшему расширению мировосприятия человека, что позволяет ему реализоваться как сложной интеллектуальной системе, сохраняющей баланс своих взаимосвязей с экосистемой, несмотря на наличие значительных рисков [15, с. 64]. В условиях цифровой реальности формируется гуманистический потенциал формирования личности [16].

Таким образом, в истории развития потенциала личности мы выделяем философский, психологический, акмеологический, маркетинговый и информационно-ценностный этапы развития (рис. 2).

Заключение

В условиях дигитализации образовательного пространства мы вновь и вновь возвращаемся к личности. Каков ее потенциал и каковы попытки ее раскрытия в разные исторические периоды? Какие подходы предлагались мыслителями прошлого и применяются учеными современности к исследованию и созданию педагогических условий для развития потенциала личности?

Поиск ответов на эти вопросы позволил на основе проведения сравнительно-исторического

автором

Рис. 2. Исторические этапы развития потенциала личности / Fig. 2. Historical stages of personality potential development

обзора этапов исследования личности и ее потенциала выявить основные этапы его изучения: философский, психологический, акмеологический, маркетинговый, информационно-ценностный. Четкой границы между ними нет.

Через все периоды сквозным потоком проходит:

- интерес к человеческой личности и ценность ее потенциала. Детерминация научно -технического прогресса в современном российском обществе требует рассмотрения потенциала личности профессионала как главной части производства [17, с. 46];

- первичность личности и личностных аспектов над технологическими. С современных пози-

ций это выражается в том, что никакая цифровая технология не заменит человека и не сможет стать заменой педагогической составляющей образовательного процесса [18];

- практическая возможность перехода скрытого (потенциального) в актуальное (реальное).

Степень и качество реализации возможностей представляют собой своеобразные ступени развития личности. Опора на потенциальное (формирующееся, «созревающее»), сонастроенность и согласованность социально-цифрового и индивидуально-психологического [19], проявлении созидательной активности позволяет личности менять субъективную и социальную реальность.

1. Царегородцев Ю. Н., Башина О. Э., Карманов М. В. Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 1. С. 12-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=vrldvg (дата обращения: 28.11.2023).

2. Александрова Л. Ю., Харитонов М. Г. Потенциал личности как интегральная педагогическая категория и научная проблема // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 8-1. С. 9-17. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-8/a1-aleksandrova-kharitonov.pdf (дата обращения: 29.11.2023).

3. Баженова Н. Г., Хлудеева И В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-orien1irovannye-na-razvi1ie-lEoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 25.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Немов Р. С., Яценко Д. А. Основы метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных исследований и методов работы с личностью // Методология, теория, история психологии личности. М. : Институт психологии РАН. 2019. С. 38-44. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document13846.pdf (дата обращения: 28.11.2023).

5. Ницше Ф. Избранные сочинения. М. : Просвещение, 1993. 576 с.

6. Романова М. А. Эволюция представлений о потенциале личности в истории науки // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3 (17). С. 67-76. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-potentsiale-lichnosti-v-istorii-nauki (дата обращения: 03.10.2023).

7. Квятковский Д. О. Проблема гуманистического идеала в средневековой философии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 4 (22). С. 24-32. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/ 2016/04/2016-04-03.pdf (дата обращения: 03.10.2023).

8. Калугин А. А. Данте Алигьери о предназначении человека // Социум. Наука. Образование : Материалы VI Региональной молодежной научно-практической конференции. Иваново : Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, 2021. С. 56-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yhqmny (дата обращения: 19.11.2023).

9. Шнайдер В. Ф., Талалуева Т. А. Современные аспекты теории личности К. Г. Юнга // Символ науки : международный научный журнал. 2021. № 10-2. С. 50-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47075309 (дата обращения: 12.11.2023).

10. Швецова М. Н. Зона актуального и Зона ближайшего развития: идеи Л. С. Выготского и современная образовательная практика // Сборник докладов по результатам научно-практической конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л. С. Выготского.. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2016. Т. 1. С. 369-373. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywinsh (дата обращения: 12.10.2023).

11. Садовникова О. Н. К вопросу о сущности понятий «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности» // Современные тенденции в научной деятельности : cборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. М. : Олимп, 2017. С. 340-344. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32310291 (дата обращения: 29.09.2023).

12. Сапронова А. В. Место творческого потенциала в структуре конкурентоспособной личности специалиста // Молодежь и XXI век - 2012 : материалы IV Международной молодежной научной конференции, Курск, 23-25 апреля 2012 года. Курск : Университетская книга, 2012. С. 178-180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23132132&pfF=1 (дата обращения: 27.11.2023).

13. Кирьякова А. В. Развитие аксиологического потенциала личности как важного фактора формирования конкурентоспособного специалиста // Проблемы и перспективы воспитания языковой культуры и формирования языковой личности молодого журналиста и филолога Евразийского пространства : труды международной научно практической конференции : IV Молодежный информационный форум «Кольцо Евразии», 17-20 мая 2006 года. М. : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. С. 45-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41530833 (дата обращения: 27.11.2023).

14. Падалка Ю. В., Жемерикина Ю. И., Падалка С. А. Адаптивный потенциал молодого руководителя образовательной организации как фактор его конкурентоспособности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 120-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36529632 (дата обращения: 27.11.2023).

15. Ярославцева Е. И. Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человек // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 58-66. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-11-58-66

16. Садыков У. С., Богачев А. Н., Мусханова И. В. Гуманистический потенциал формирования личности в условиях цифровой реальности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 197-207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48685893 (дата обращения: 27.10.2023).

17. Казанцева Д. Б. Самореализация потенциала субъекта профессиональной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 1. С. 46-52. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-6

18. Zierer K. Putting Learning Before Technology! The Possibilities and Limits of Digitalization. New York : Routledge, 2019. 120 p.

19. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина, Н. О. Садовникова, С. Н. Уткина, А. М. Мирзаахмедов // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116-147. URL: DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

Статья поступила в редакцию 11.12.2023 г.; одобрена после рецензирования 05.02.2024 г.; принята к публикации 01.03.2024 г.

Об авторе

Александрова Людмила Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Чебоксарский институт (филиал) АНО ВО Московского гуманитарно-экономического университета (428005, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 85), ljudmila.a1exandrova@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Tsaregorodtsev Yu. N., Bashina O. E., Karmanov M. V. Obrazovanie kak osnova formirovaniya chelovecheskogo potentsiala i chelovecheskogo kapitala [Education as basis of forming of human potential and human capital]. Sotsial'nayapolitika i sotsial'noe partnerstvo = Social Policy and Social Partnership, 2019, no. 1, pp. 12-20. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?edn=vrldvg (accessed 28.11.2023). (In Russ.).

2. Aleksandrova L. Yu., Kharitonov M. G. Potentsial lichnosti kak integral'naya pedagogicheskaya kategoriya i nauchnaya problema [The potential of the person as an integral pedagogical category and scientific problem]. Pedagogicheskii zhurnal = Pedagogical Journal, 2023, vol. 13, no. 8-1, pp. 9-17. Available at: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-8/a1-aleksandrova-kharitonov.pdf (accessed 29.11.2023). (In Russ.).

3. Bazhenova N. G., Khludeeva I. V. Pedagogicheskie usloviya, orientirovannye na razvitie: teoreticheskii aspekt [Pedagogical conditions oriented for the development: a theoretical aspect]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2012, no. 151, pp. 217-223. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-orientirovannye-na-razvitie-teoreticheskiy-aspekt (accessed 25.09.2023). (In Russ.).

4. Nemov R. S., Yatsenko D. A. Osnovy metanauchnogo konstruktivno-kriticheskogo analiza psikhologicheskikh teorii, opytnykh issledovanii i metodov raboty s lichnost'yu [Bases of meta-scientific, constructive-critical analysis of psychological theories, experimental researches and practical methods of working with personality]. Metodologiya, teoriya, istoriya psikhologii lichnosti = Methodology, Theory, History of Personality Psychology. M., Publ. house of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2019, pp. 38-44. Available at: http://www.ipras.ru/engine/documents/document13846.pdf (accessed 28.11.2023). (In Russ.).

5. Nietzsche F. Izbrannye sochineniya [Selected essays]. M., Prosveshchenie Publ., 1993, 576 p. (In Russ.).

6. Romanova M. A. Evolyutsiya predstavlenii o potentsiale lichnosti v istorii nauki [Evolution of conceptualization of personality's potential in history of science]. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2011, no. 3 (17), pp. 67-76. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-potentsiale-lichnosti-v-istorii-nauki (accessed 03.10.2023). (In Russ.).

7. Kviatkovsky D. O. Problema gumanisticheskogo ideala v srednevekovoi filosofii [The problem of the humanistic ideal in medieval philosophy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy, 2016, no. 4 (22), pp. 24-32. Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2016/04/2016-04-03.pdf (accessed 03.10.2023). (In Russ.).

8. Kalugin A. A. Dante Alig'eri o prednaznachenii cheloveka [Dante Alighieri on the destiny of man]. Sotsium. Nauka. Obrazovanie: Materialy VI Regional'noi molodezhnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Socium. Science. Education: Materials of the VI Regional Youth scientific and practical conference, Ivanovo, Publ. house of Ivanovo State Power Engineering University named after V. I. Lenin, 2021, pp. 56-59. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yhqmny (accessed 11.19.2023). (In Russ.).

9. Schneider V. F., Talalueva T. A. Sovremennye aspekty teorii lichnosti K. G. Yunga [Modern aspects of K.G. Jung's theory of personality]. Simvol nauki: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal = Symbol of Science: International scientific journal. 2021, no. 10-2, pp. 50-55. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47075309 (accessed 12.11.2023). (In Russ.).

10. Shvetsova M. N. Zona aktual'nogo i Zona blizhaishego razvitiya: idei L. S. Vygotskogo i sovremennaya obrazovatel'naya praktika [Zone of actual and Zone of immediate development: L. S. Vygotsky's ideas and modern educational practice]. Sbornik dokladov po rezul'tatam nauchno-prakticheskoi konferentsii «Chelovek v mire neopredelennosti: metodologiya kul'turno-istoricheskogo poznaniya», priurochennoi k 120-letiyu L. S. Vygotskogo = Collection of reports on the results of the scientific and practical conference "Man in a world of uncertainty: methodology of cultural and historical cognition", dedicated to the 120th anniversary of L. S. Vygotsky. M., Publ. house of Moscow Pedagogical State University, 2016, vol. 1, pp. 369-373. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywinsh (accessed 12.10.2023). (In Russ.).

11. Sadovnikova O. N. K voprosu o sushchnosti ponyatii "konkurentosposobnost'", "konkurentosposobnost' lichnosti" [On the issue of the essence of the concepts of "competitiveness", "competitiveness of personality"]. Sovremennye tendentsii v nauchnoi deyatel'nosti : sbornik materialov XXVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Modern Trends in Scientific Activity: Collection of materials of the XXVII International scientific and practical conference, M., Olymp Publ., 2017, pp. 340-344. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32310291 (accessed 29.09.2023). (In Russ.).

12. Sapronova A. V. Mesto tvorcheskogo potentsiala v strukture konkurentosposobnoi lichnosti spetsialista [The place of creative potential in the structure of a competitive personality of a specialist]. Molodezh' i XXI vek - 2012 : materialy IVMezhdunarodnoi molodezhnoi nauchnoi konferentsii (Kursk, 23-25 aprelya 2012 goda) = Youth and the XXI century - 2012: proceedings of the IV International Youth Scientific Conference (Kursk, April 23-25, 2012), Kursk, University Book Publ., 2012, pp. 178-180. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23132132&pff=1 (accessed 27.11.2023). (In Russ.).

13. Kiriyakova A. V. Razvitie aksiologicheskogo potentsiala lichnosti kak vazhnogo faktora formirovaniya konkurentosposobnogo spetsialista [Development of the axiological potential of personality as an important factor in the formation of a competitive specialist]. Problemy i perspektivy vospitaniya yazykovoi kul'tury i formirovaniya yazykovoi lichnosti molodogo zhurnalista i filologa Evraziiskogo prostranstva : trudy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii : IV Molodezhnyi informatsionnyi forum "Kol'tso Evrazii", 17-20 maya 2006 goda = Problems and prospects of education of linguistic culture and formation of a linguistic personality of a young journalist and philologist of the Eurasian space: proceedings of the International scientific and practical conference: IV Youth Information Forum "Ring of Eurasia", May 17-20, 2006. M., Publishing House of RUDN, 2006, pp. 45-50. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41530833 (accessed 27.11.2023). (In Russ.).

14. Padalka Yu. V., Zhemerikina Yu. I., Padalka S. A. Adaptivnyi potentsial molodogo rukovoditelya obrazovatel'noi organizatsii kak faktor ego konkurentosposobnosti [A young education manager's adaptive potential as a factor in the development of their professional viability]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2018, no. 187, pp. 120-128. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36529632 (accessed 27.11.2023). (In Russ.).

15. Yaroslavtseva E. I. Potentsial tsifrovykh tekhnologii i problemy tvorchestva cheloveka [The potential of digital technologies and the problems of human creativity]. Voprosy filosofii = Issues of Philosophy, 2020, no. 11, pp. 58-66. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-11-58-66

16. Sadykov U. S., Bogachev A. N., Muskhanova I. V. Gumanisticheskii potentsial formirovaniya lichnosti v usloviyakh tsifrovoi real'nosti [The humanistic potential of personality formation in the conditions of digital reality]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = South Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2022, no. 1 (167), pp. 197-207. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48685893 (accessed 27.10.2023). (In Russ.).

17. Kazantseva D. B. Samorealizatsiya potentsiala sub"ekta professional'noi deyatel'nosti [Self-realization of the potential of the subject of professional activity]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire = Professional Education in the Modern World, 2022, vol. 12, no. 1, pp. 46-52. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-6

18. Zierer K. Putting learning before technology! The possibilities and limits of digitalization. New York, Routledge Publ., 2019, 120 p. (In Eng.).

19. Andriukhina L. M., Sadovnikova N. O., Utkina S. N., Mirzaakhmedov A. M. Digitalization of vocational education: prospects and invisible barriers. Education and Science, 2020, vol. 22, no. 3, pp. 116-147. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

The article was submitted 11.12.2023; approved after reviewing 05.02.2024; accepted for publication 01.03.2024.

About the author Lyudmila Yu. Aleksandrova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Cheboksary Institute (branch) of Moscow Humanitarian Economic University (85 Grazhdanskaya St., Cheboksary 428005, Russian Federation), ljudmila.a1exandrova@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.