Научная статья на тему 'Целостный подход в педагогике духовности'

Целостный подход в педагогике духовности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
789
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИТУАЦИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ / HOLISTIC APPROACH / SPIRITUALITY / SPIRITUAL EDUCATION / SITUATION OF DIALOGICAL UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитенко Светлана Николаевна

Рассматриваются возможности целостного подхода в исследовании проблем духовного воспитания, анализируется категория целостности в контексте педагогики духовности как особого направления в современной педагогической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целостный подход в педагогике духовности»

целостный учебно-воспитательныи процесс

с.н. НИКИТЕНКО (Волгоград)

целостный подход в педагогике духовности

Рассматриваются возможности целостного подхода в исследовании проблем духовного воспитания, анализируется категория целостности в контексте педагогики духовности как особого направления в современной педагогической теории.

Ключевые слова: целостный подход, духовность, духовное воспитание, ситуация диалогического понимания.

С давних времен в разных направлениях педагогики использовались разные подходы к определению целей, задач и содержания воспитания. В условиях реформирования высшего образования особое значение приобретают научное осмысление и разработка теоретических и практических подходов к актуализации и становлению духовной сферы человека. В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы человека. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым относится педагогика духовности, акцентирующая внимание на духовном, ценностно-смысловом уровне бытия человека, специфика воспитательных воздействий и влияний на который требует осмысления и обоснования на методологическом и теоретическом уровнях. В последние годы в педагогике все более отчетливо осознается недостаточность рассмотрения проблем воспитания на традиционных психофизическом и социальном уровнях, в связи с чем в науке складывается новое направление - педагогика духовности (В.А. Беляева, Т.И. Власова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова,

Н.Е. Щуркова).

Характерными для педагогики духовности являются перенос акцентов в воспитании

с психологических и социокультурных аспектов на онтологические, трактовка воспитания как смысложизненного феномена, обращение к аксиологическому потенциалу воспитательных явлений, процессов и деятельности. Педагогика духовности предлагает способы воспитания, направленные на совершенствование духовной (ценностносмысловой) сферы человека, на становление тех качеств и свойств, которые составляют его подлинно человеческую сущность. В педагогике духовности человек рассматривается во всей его целостности, в единстве проявлений его бытия и взаимообусловленности определяющих эти проявления внутренних особенностей и процессов, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром, что делает необходимым и возможным применение концептуальных положений целостного подхода в исследовании вопросов, составляющих проблемное поле педагогики духовности.

Анализ педагогических исследований, выполненных с позиций педагогики духовности, позволил определить ряд теоретических задач, которые призвана решить педагогика духовности: 1) выявить закономерности духовной жизни человека через систему ценностносмысловых отношений к культуре, ценностям, другому человеку, природе, обществу и самому себе; 2) обосновать принципы организации духовной деятельности воспитанника; 3) разработать результативные методы и формы духовного воспитания (воспитания духовности) человека. Решение данных задач, на наш взгляд, возможно в применении идей целостного подхода о системности, структурированности педагогических феноменов на каждой стадии их становления.

Целостный подход - наиболее общий и широкий способ охвата познаваемых явлений. Он принадлежит к философскому уровню познания и ориентирует исследователя на познание объекта как некой единой сущности. Целостность - обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (к таким объектам в педагогике духовности относятся духовность, человек, смысл, ценность и т.п.). По-

© Никитенко С.Н., 2011

нятие «целостность» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью, характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития. Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, - в этом случае понятие «целостность» употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне.

В педагогике духовности данное методологическое положение дает основание для изучения духовного уровня бытия человека как особого рода целостности наряду с психофизическим и социальным уровнями. Это позволяет выявить законы, определяющие особенности функционирования и развития духовной сферы человека. Таков, например, сформулированный И.А. Соловцовой [5] закон относительной независимости духовной жизни человека от биологических и социальных детерминантов, открывающий выход на понимание духовного воспитания как особой сферы педагогической деятельности, в которой должны применяться принципиально отличающиеся от традиционных формы и методы воспитания. Еще одним следствием понимания духовного уровня бытия человека как целостности является специфика сформулированных в контексте педагогики духовности принципов воспитания. Так, Н.Е. Щуркова и И.А. Соловцова выделяют в качестве ведущего принцип ориентации на ценности, что обусловлено сформировавшимся в педагогике духовности представлением о духовной сфере человека как сфере индивидуальных ценностей и смыслов (характеристика духовной сферы как ценностно-смысловой позволяет понять данный феномен как целостный и интерпретировать его с позиций педагогической науки).

В то же время духовная сфера человека рассматривается в педагогике духовности не изолированно, а с позиций связи ее с психо-

физической и социальной сферами (или уровнями бытия человека), т.е. в рамках целостности более высокого порядка - онтологической сущности человека. При этом в рамках последней выстраиваются отношения иерархической соподчиненности и детерминации: духовная сфера определяет особенности развития человека на психофизическом и социальном уровнях.

В процессе исследования духовной сферы человека и способов педагогического воздействия и влияния на нее нельзя обойтись без вычленения отдельных элементов с целью их анализа, но именно целое определяет особенности отдельных его частей и характер их взаимоотношения. основными составляющими целостного подхода в педагогике духовности являются следующие.

1. Решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т.п.) и степень ее целостности: является ли данное целое суммативным (целое равно сумме своих частей), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их), органическим (части не могут существовать вне целого). отметим, что в педагогике духовности явления, процессы и деятельность понимаются и исследуются как органическое целое.

2. Выделение «целостных» единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого. Примером могут служить выделенные в нашем исследовании (тема исследования - «Ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи») функции ситуации диалогического понимания в духовном становлении студента -информационная, когнитивная, коммуникативная и смыслообразующая, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельный объект научного анализа, позволяющий понять целое (ситуацию диалогического понимания как педагогическое средство, применяемое для решения задач духовного воспитания студентов) в органическом единстве его составляющих (в нашем случае - компонентов исследуемой ситуации).

3. Выделение целостнообразующих факторов, т.е. оснований целого на данном этапе его развития. В качестве примера можно привести выделение в нашем исследовании компонентов духовного становления студента, ко-

торые являются системообразующими на отдельных стадиях данного процесса, обеспечивая гармонизацию духовного мира молодого человека и переход его на более высокую стадию духовного становления.

4. Законы развития целого. Одним из таких законов является закон возрастания потребности в Другом по мере духовного совершенствования человека, регулирующий систему диалогических отношений человека с миром материального и идеального, с другими людьми, самим собой.

Применяя целостный подход, можно рассматривать каждую новую стадию духовного становления человека как качественно определенное состояние целого. Переход человека с одной стадии духовного становления на более высокую означает не исчезновение системных свойств предшествующей стадии, а преобразование их в более совершенные. Путь духовного становления человека - системно-целостный процесс, который представляет собой целенаправленное присвоение высоких духовных ценностей бытия, саморазвитие и совершенствование своей духовной жизни в процессе самовоспитания во взаимодействии с другим человеком. Проведенное нами исследование, анализ и интерпретация результатов исследований В.А. Беляевой, Т.И. Власовой, И.А. Со-ловцовой приводят к выводу о том, что динамика духовного становления человека определяется изменением соотношения влияний психофизического, социального и духовного уровней на сущность и способы его бытия. Если на начальных стадиях такого становления ведущую роль играют закономерности психического и физического развития человека, на более высоких - его свойства и качества как социального существа, то на высших стадиях доминирующая роль духовной сферы обусловливает гармонизацию внутреннего мира человека и его внешних проявлений. Несмотря на все разнообразие подходов к выделению стадий духовного становления человека, в каждом из них прослеживается логика «психофизическое - социальное - духовное». При этом именно на высшей стадии достигается целостность бытия человека.

каждая стадия процесса духовного становления целостна, отличается качественной определенностью, а появление каждой последующей целостности может происходить только через кризис. На закономерном харак-

тере кризисов саморазвития и строится целостный подход в педагогике духовности. При этом механизм саморазвития человека заключается в преодолении данных кризисов. В качестве кризисов преимущественно рассматриваются ситуации, спонтанно возникающие в жизни воспитанников или целенаправленно создаваемые педагогом, концентрирующие в себе те или иные проявления бытия и заставляющие воспитанника изменить взгляды на мир и на себя самого.

Таким образом, целостный подход в педагогике духовности представляет собой совокупность принципов изучения духовности человека как целостного феномена, целостной системы, что необходимо для корректной организации деятельности по духовному воспитанию. Именно применение идей целостного подхода способствует, на наш взгляд, более объективному и глубокому познанию духовной сущности человека. Целостный подход ориентирует на выделение в педагогике духовности в первую очередь интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение того, что является устойчивым, а что -переменным, что - главным, а что - второстепенным, и дифференцированное их формирование.

Литература

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001.

2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

3. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков, 2000.

4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

5. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии : монография / науч. ред. Н.М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2006.

Holistic approach in the pedagogy of spirituality

There are regarded the opportunities of the holistic approach in research of spiritual education issues, analysed the category of integrity in the context ofpedagogy of spirituality as a special area in the modern pedagogical theory.

Key words: holistic approach, spirituality, spiritual education, situation of dialogical understanding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.