№ 3 - 2007 г. 14.00.00 медицинские науки
УДК 613.9-001.5
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА, КАК АКТУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
Н.А. Галузо
ГОУ ВПО Новосибирский медицинский государственный университет Росздрава
(г. Новосибирск)
Проблема индивидуального здоровья в условиях резкого изменения социальноэкономического уклада, нарастающего экологического напряжения, является одной из самых сложных и актуальных.
Здоровье человека выходит на первый план в общенациональной идее, что обусловлено процессами, происходящими в обществе - демократизацией, гуманизацией общества, повышением уровня жизни населения. Поэтому сегодня как никогда остро перед медицинской наукой и практикой стоит задача выработать у населения мотивацию на здоровье и активным образом участвовать в ее жизненной реализации.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценностный подход
Научно-техническое и социальное развитие привело к качественному изменению самого процесса биологической адаптации человека к окружающей среде. На протяжении всей своей многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия, качественная и количественная недостаточность питания. Теперь образ жизни у большинства людей характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной перегруженностью, психоэмоциональными стрессами. Такие факторы цивилизации как развитие техники, автоматизация производства, урбанизация, освобождая человека от тяжелого физического труда и создавая условия для интеллектуального развития, в то же время приводят к росту заболеваний сердечнососудистой и эндокринной систем, дегенеративным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, к расстройствам деятельности центральной нервной системы и органов пищеварения.
Жизнь организма как целостной системы основана на взаимодействии различных его частей (органов, тканей), каждая из которых отличается четкой структурнофункциональной специфичностью и представляет собой составной элемент этой системы [10]. Одной из сложных задач является изучение соотношений формы и функции на высшем уровне интеграции - в целостном организме здорового человека. Концепция целостности организма человека выдвигает необходимость комплексного исследования, включающего морфологические, физиологические, хронологические аспекты.
Рациональное решение проблем, особенно в профилактическом плане, не может быть достигнуто без учета все тех же представлений об организме, как о едином целом, о его регуляторных системах. Следует иметь в виду, что изучение механизмов деятельности организма как единого целого представляет собой значительно более сложную задачу, чем исследование того или иного частного биологического явления, и требует соответствующих методологических подходов.
Уместно бы было рассмотреть отдельно взятую патологию как пример взаимосвязанности всех процессов в организме человека, выявив наиболее яркие зоны ее патологического влияния.
Например, в последние десятилетия патология опорно-двигательного аппарата неуклонно нарастает, достигая, по некоторым данным 70-90 % в популяции [2, 3, 4, 9, 10]. Значительный рост этой патологии характерен для детей, особенно дошкольного и школьного возраста [6, 7, 8]. Изменения опорно-двигательного аппарата оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность организма, функционирование важнейших органов и систем [1, 2]. Так искривленный позвоночник сжимает коммуникацию нервной системы, при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или передавленность внутренних органов. Даже при незначительном нарушении осанки межпозвоночные диски, подвергаясь, с одной стороны, высокому давлению, а с другой -низкому, сдвигаются в сторону низкого давления, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела. Сдвинутые, даже минимально, межпозвоночные диски раздражают окружающие их нервные корешки, в том числе и вегетативные, регулирующие обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах, что приводит к развитию многих заболеваний, участвуя в формировании порочного круга патологических изменений.
Понятие целостности организма, отражающее один из основных постулатов медицины, не только не утратило своей актуальности для современной биологии и медицины, а наоборот, приобретает с каждым днем все более и более важное теоретикопознавательное значение.
В целостном организме самые глубокие процессы протекают, сохраняя биологическую специфику. Все биологические процессы, как происходящие в самом организме, так и осуществляющиеся в его взаимосвязях со средой обитания, объединяются в единую систему организмом, который является основной единицей в органической природе. Без знания и учета истоков и механизмов целостности организма невозможно достоверное объяснение биологических явлений и процессов.
Следует заметить, что при таком подходе нет противоречия при рассмотрении становления взрослого человеческого организма как взятого в целом, так и на уровне отдельных его систем: сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной и др. Это особенно важно для педагогики, психологии, медицины, возрастной физиологии, физической культуры, имеющих непосредственное отношение к проблеме психического и физического развития детей и подростков.
Отметим, что при рассмотрении здоровья как социальной категории в теоретической и практической медицине уделяется недостаточное внимание его биологической стороне (морфофункциональному развитию, физиологическим резервам, особенностям онтогенеза).
Призыв некоторых теоретиков вернуться назад к природе не имеет ничего общего с рациональным решением проблемы здоровья человека, так как прогресс и на уровне индивида и на уровне общества предполагает поступательное движение, а регресс противоречит естественному ходу жизни. То есть речь идет о единстве законов существования человек и природы, о целостном представлении человека как части природы.
В самом общем виде ценностный подход к здоровью человека был сформулирован болгарскими исследователями М. Поповым и М. Михайловым, а также советскими специалистами А.М. Изуткиным, А.Ф. Полисом и др. Детальная разработка осуществлена
В.П. Петленко, сформулировавшим новую теоретическую концепцию медицины. Кратко ее суть отражена в формуле: "потребность - здоровье - болезнь". В настоящее время ученые пытаются углубить и детализировать ее, выделяя три уровня этой ценности: биологический - изначальное здоровье, предполагающее совершенную саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный, психологический - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание ее в смысле преодоления (здоровье не только состояние организма, но и "стратегия жизни человека").
Отметим, что ценностный подход в медицине требует учитывать мотивационные личностные моменты, раскрывающие отношение человека к своему здоровью. Это отношение может выражаться не только в форме определенного практического поведения людей, но и в виде психологического контроля мнений и суждений и быть адекватным или неадекватным. Оценка людьми своего здоровья (хорошее, удовлетворительное, плохое) зависит от пола, возраста, уровня образования, профессии и многих других факторов. Ценность здоровья не перестает быть такой, если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). В противном случае снимается проблема распознавания, обнаружения, разъяснения социальной ценности здоровья. Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознает только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Известно также, что в значительной степени уровень здоровья зависит от самого человека. Здоровье - это та вершина, на которую человек должен подняться сам.
Однако "современный человек, хорошо зная, что полезно и что вредно, очень часто поступает неразумно по отношению к своему здоровью" [11],- отмечает И.И. Брехман. Поэтому проблема здоровья имеет важные социально-психологические и моральные, деонтологические аспекты.
Надо отметить, что медико-социологические исследования в нашей стране находятся на начальном этапе, что порождает дополнительные трудности в исследовании данной проблематики. В литературе имеются данные, позволяющие судить об отношении врачей к своему здоровью. По данным Ю.П. Лисицина и А.В. Сахно [5] из 1740 интервьюированных врачей - 60,9 % употребляют алкоголь, 17,5 % - курят, 26,2 % -имеют избыточную массу тела (результат нарушения режима двигательной активности), 54,8 % - не занимаются физической культурой, 27,0 % - неадекватно реагируют в стрессовых ситуациях, 11,6 % - не проходят вообще профилактических осмотров. Поскольку врачи являются в теоретическом отношении наиболее подготовленными к материализации установки на свое собственное здоровье, постольку мы можем судить, имея перед собой информацию, о наличии значительного разрыва между их знаниями о сущности и необходимости соблюдать научные рекомендации по здоровому образу жизни и практической реализацией последних в повседневной деятельности. Если уж у медиков
мы не смогли добиться высоких показателей практического воплощения рецептов на здоровый образ жизни, то у остальных категорий населения дело обстоит не лучше.
Таким образом, перед медицинской наукой и практикой встает многотрудная задача: не только довести знания о здоровом образе жизни до всех слоев населения, выработать у них мотивацию на здоровье, но и самым активным образом участвовать в переводе знаний на практические рельсы.
Список литературы
1. Абальмасова Е.Л. Сколиоз: этиология, патогенез. / Е.Л. Абальмасова, Р.Р. Ходжаев. - Ташкент, 1995.
2. Бакурский С.Н. Достоверность показателей состояния опорно-двигательной системы, полученных с помощью компьютерной фотометрии / С.Н. Бакурский,
Н.В. Репалова, Д.Е. Скопин, И.А. Пашин // Хирургия позвоночника, 2005. - N 4. -С.66-67.
3. Брег П.С. Позвоночник - ключ к здоровью / П.С. Брег, Р. Нордемар - СПб., 2000.
4. Вопросы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста / Под ред. А.Г. Цейтлина. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 143 с.
5. Лисицин Ю.П. Здоровье человека - социальная ценность / Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно. - М.: Мысль, 1989. - 270 с.
6. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников: пособие для учителей и школьных врачей / И.Д. Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с.
7. Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей / Т.Я. Мацкеплишвили. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 1999. - 64 с.
8. Пономарев Н.И. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития / Н.И. Пономарев, В. Хиетала // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тезисы докладов Международного Конгресса, Москва, 24-28.05.98. - М.: ФОН, 1998. - Т. 2. - С. 537-539.
9. Садовой М.А. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника / М.А. Садовой, И.Л. Трегубова, Т.Н. Садовая. // О реализации программы <Здоровая семья>: Тез. докл. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 1996. -
С. 28-31.
10. СаркисовД.С. Общая патология человека / Д.С. Саркисов. - М. : Медицина, 2004. -608 с.
11. Чазов Е.И. Ядерная война: медико-биологические последствия: точка зрения советских ученых / Е.И. Чазов, А.А. Ильин, А.К. Гуськова - М., 1984. - С.5-10.
12. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты // А.Г. Щедрина // Новосибирск, СО РАМН, 2003. - 164 с.