Научная статья на тему 'Целостность исторического сознания: сущность и структура'

Целостность исторического сознания: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / HISTORICAL COGNITION / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / HISTORICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Линченко Андрей Алексеевич

В данной статье анализируются онтологические и эпистемологические вопросы целостности исторического сознания. Историческое сознание понимается как целостная и самоорганизующаяся система. Структурными элементами целостности исторического сознания являются вечное, традиционное и новое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ontological and epistemological aspects of integrity of historical consciousness in this article has been analyzed Historical consciousness considered as the integral and self-organized system. The iternity, tradition and new are the structural elements of integrity of historical consciousness

Текст научной работы на тему «Целостность исторического сознания: сущность и структура»

ляется герменевтический дискурс. Насколько нет текста без читателя, настолько же нет текста и без автора. Признавая за «произведением» лишь частичное воплощение Текста и недостаточность осознания автором многих своих идей, вслед за Л. А. Микешиной, можно утверждать, что «критик или интерпретатор, "изгоняя" автора, сам становится на его место и присваивает право на авторские смыслы, что и поддерживает "беспредел" интерпретации ... "дурную бесконечность"» (6, с. 8). Изгнание автора, по ее мнению, означает утрату главного нормативного принципа - «текст "значит", то, что "значит" (имеет в виду) автор». Дополняя ее позицию, отметим также, что Текст и интертекстуальность вообще всегда существуют в форме тех или иных произведений, отдельных «авторских» участков смысла. Произведение - форма бытия Текста.

Таким образом, автор и интерпретатор являются двумя необходимо существующими и взаимодополняющими полюсами исторического исследования. Возникает вопрос о выборе соответствующей стратегии интерпретации, позволяющей достичь диалога - универсальной среды бытия целостного исторического знания. Выбор стратегии также является ответом на вопрос о границах интерпретации. По мнению

A. С. Кравца и С. В. Канныкина, таковых стратегий наличествует две -реконструкционная (Ф. Шлейермахер,

B. Дильтей, Э. Бетти) и конструкционная (Г. Гадамер, П. Рикер, К. Ясперс) (5).

Смысл реконструкции заключается в более или менее адекватном воспроизведении минувшей действительности («смысл следует выносить, а не вносить»). Очевидно, что данная стратегия эффективна в историческом исследовании, поскольку именно она позволяет проявиться событиям прошлого в их достоверности. И вместе с тем уже в рамках данной стратегии скрыты существенные противоречия. «Каждая ре-

конструкция представляет собой уже начавшуюся интерпретацию», — писал К. Ясперс (15, с. 249). Актуальной в связи с этим становится стратегия по конструкции общего смысла (со-мыслия) в горизонтах прошлого и настоящего, интерпретируемая в герменевтическом дискурсе как «со-творчество» (Бахтин), «пост-творчество» (Гадамер). Конструирование общего смысла оказывается возможным только в условиях «привнесения» смысла заново. Это достижимо, как полагает Гадамер, если направлять исследование не только на авторский смысл, а на предметное содержание текста вообще («суть дела»). Смысл содержания текста, недоступный автору, может проявиться только после «временного отстояния», когда текст, как можно менее будет связан с интересами и потребностями современной жизни. В результате, имеющийся смысл «достраивается» новыми и подобное приближение к тексту, по мнению Гадамера и Яс-перса, представляет собой «бесконечный процесс», а понимание — «разматывающийся клубок интерпретаций», поскольку, по мнению К. Ясперса, «то, что в понимании исчерпано, тем самым

мертво» (15, с. 97).

Практика исторической интерпретации при учете герменевтической методологии движется в рамках диалога двух или нескольких культур. Интерпретация «Другого» оказывается собственной интерпретацией, обогащенной горизонтами прошлого и современным контекстом. Интерпретатор, «сопрягая горизонты . отступает в тень, находясь в коммуникации» (1, с. 232). «Конфликт интерпретаций» оборачивается «диалогом интерпретаций» и в конечном счете — «полилогом интерпретаций». В подобном диалоге интерпретаций, по мнению Ю. Хабермаса, появляется особая «беспристрастность» интерпретации: «интерпретаторы в силу своей неизбежной вовлеченности в коммуникативный процесс, хотя и теряют преимущество безучастного наблюдателя или третьего

Теория и история культуры

лица, однако по той же самой причине располагают средствами для того, чтобы изнутри обеспечить для себя беспристрастную позицию» (14, с. 48-49).

Итоговой методологической процедурой в историческом познании, основанной на диалектике понимания/ объяснения, исторической психологии, процессах памяти/забвения, является особое отношение к исследуемому объекту, характеризуемое в герменевтическом дискурсе как «применение» (Гадамер), «напряженная вненаходи-мость» (Бахтин). Смысл указанной процедуры заключается в специфичном взгляде на события прошлого - исследование их не только в контексте принадлежащей ему эпохи, но и его значения в современных условиях. При этом исследователь не должен изменять свою позицию, оценивая прошлое с позиций современного ему горизонта.

Универсальной средой бытия «применения», «напряженной исторической вненаходимости» по отношению к прошлому является коммуникация. По мнению Ю. Хабермаса, коммуникативное действие как род деятельности, опосредованный символами и опирающийся на строгие нормы сообщества, выступает как достижение определенной практической цели (в рамках данного исследования — связи с прошлым). Достоинство теоретической конструкции Хабермаса в сравнении с Гадамеровой состоит в том, что историк Гадамера, анализируя свои предрассудки, вряд ли может полностью преуспеть в данном процессе. Поле диалога всегда искажено невротическими разрывами, коллективным бессознательным и идеологемами. Одному историку преодолеть все это явно не под силу, а герменевтика, уводя проблему в сторону эмпатии и жизненного мира предпонимания, оказывается некритичной и не может служить реальным основанием для саморефлексии. Выход для Хабермаса — в достижении коммуникативного опыта как результата критической рациональной рефлек-

сии общества над историком на основе моральных ценностей и «правды» жизненного мира (децентрированное миропонимание). И наблюдаемое и наблюдатель находятся в сфере постоянной общественной рефлексии (свободная общественность). Подобная «свободная общественность историков» реализующая «коммуникативно-историческое действие» может служить одной из форм прояснения «слепых пятен» исторического сознания и исторической памяти.

Таким образом, современная социокультурная ситуация актуализирует проблематику целостности исторического сознания, осмысление его сущности и структуры. Одной из перспективных моделей осмысления подобной целостности является модель «самоорганизующейся», «достраивающейся новыми смыслами» целостности исторического сознания. Это позволяет структурировать ее как синтез элементов традиционного и нового, что реализуется в историческом знании, получаемом в процессе исторического познания, а также исторической интерпретации знания с позиций новой социокультурной ситуации и общечеловеческих ценностей, исторической справедливости. Такие понятия, как историческое познание, исторический факт оказываются незавершенными, а историческая истина предстает как плюрализм мета-описаний. Основополагающее значение приобретают категории «исторического интереса» и «исторической интерпретации». Становится очевидной необходимость использования множества интерпретационных стратегий в историческом исследовании — деконст-руктивной, реконструктивной и конструктивистской. Их взаимодействие предполагается возможным только в условиях коммуникации, диалога, перерастающего в полилог, что возможно только в рамках открытой, публичной исторической и историософской дискуссии.

Примечания

1. ГадамерГ. Г. Текст и интерпретация: пер. с нем. / Г. Г. Гадамер // Герменевтика и деконструкция / под ред. В. Штегмайера, Х. Франка, Б. В. Маркова. — СПб.: СПб. Фил. Общ-во, 1999. — С. 202—243.

2. Григорьев Б. В. Герменевтика и теория интерпретации: учебное пособие / Б. В. Григорьев. — Владивосток, Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 148 с.

3. Кант И. Собр. соч.: в 8 т. / И. Кант. — М.: Чоро, 1994.

4. Касавин И. Т. Познание // Философия. Энциклопедический словарь / отв. ред. А. Ивин. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

5. Кравец А. С. Текст и его понимание / А. С. Кравец, С. В. Канныкин // Вестн. ВГУ. — Серия «Гум. науки». — 2005. — №1. — С. 294—308.

6. Микешина Л. А. Специфика философской интерпретации / Л. А. Микешина // Вопросы философии. — 1999. — № 11. — С. 3—12.

7. Ортега-и-Гассет Х. История как система: пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. — 1996. — № 6. — С. 78—102.

8. Перов Ю. В. Историчность и историческая реальность / Ю. В. Перов. — СПб.: Наука, 2001. — 114 с.

9. Поппер К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопросы философии. — 1992. — № 9.

— С. 20—37.

10. Ракитов А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход / А. И. Ракитов. — М.: Политиздат, 1982. — 303 с.

11. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. — М.: Ка-нон—Пресс—Ц, 2002. — 624 с.

12. См. подр.: Киссель М. А. Историческое сознание и нравственность / М. А. Киссель.

— М.: Знание, 1990. — 64 с.; Парфенов И. Д. Нравственная оценка в историческом исследовании / И. Д. Парфенов // Исторические воззрения как форма общественного сознания: мат-лы науч. межвуз. конф. — Саратов, 1995. — Ч. 1. — С. 18—22; Гулыга А. В. Историческое сознание и исторический роман / А. В. Гулыга // Уроки классики и современность. — М.: Худ. лит., 1990. — С. 285—287; Разин А. В. Моральные абсолюты в историческом мышлении / А. В. Разин // Вестн. МГУ. — Сер. 7. — Фил-я. — 1997. — № 2. — С. 90—105.

13. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев. — Минск: Харвест, 1999. — 912 с.

14. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: пер. с нем. / Ю. Хабермас. — СПб.: Наука, 2001. — 380 с.

15. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение: пер. с нем. / К. Ясперс. — СПб.: Наука, 2000. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.