Научная статья на тему 'Целостность человека в свете ноосферной парадигмы'

Целостность человека в свете ноосферной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мысль / ноосфера / общее благо / целостный человек / думка / ноосфера / загальне благо / цілісна людина

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пантелеева Г. Г.

Статья посвящена исследованию целостности человека в контексте ноосферной парадигмы (В.И. Вернадский, П.Т.де Шарден). Носфера – это глобальное мировое пространство, сфера разума, к формированию которой причастен человек, рационально мыслящий и устремленный к определенным ценностным ориентирам. Ноосфера влияет на социо-природные процессы. Вместе с тем она сама подвержена воздействию космических факторов и зависит от осмысленной деятельности человека в биосфере. Последнее обстоятельство становится ключом космической эволюции человечества и планеты в целом. Могущество человека заключается в его мысли, которая рассматривается как особого рода энергия, бесконечно разнообразная по своим качествам. Сознательно выстраивая пространство ноосферы, человек берет на себя ответственность не только за свои поступки, но и за качество мысли. Таким образом, получает дополнительное теоретическое и методологическое обоснование идея целостного человека как существа космического, способного взять под контроль эволюцию планеты в той же степени, в какой он готов контролировать качество мысли. В свете ноосферной парадигмы, целостный человек охарактеризован как носитель ценностно-этической идеи Общего Блага, охватывающего природу, общество и космическое измерение человеческого бытия. Показано, что становление целостности человека возможно на пути благоустройства ноосферы как необходимого условия развития в эволюционном единстве социо-природно-космического целого. В качестве практической меры выдвигается опережающая сознательно-проективная деятельность в биосфере и ноосфере, направленная на формирование образа желаемого лучшего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Цілісність людини у світлі ноосферної парадигми

Стаття присвячена дослідженню цілісності людини в контексті ноосферної парадигми (В.І. Вернадський, П.Т. де Шарден). Ноосфера це глобальний світовий простір, сфера розуму, до формування якої причетна людина, що раціонально мислить та спрямована до певних ціннісних орієнтирів. Ноосфера впливає на соціо-природні процеси. Разом з тим, вона сама схильна до впливу космічних факторів і залежить від осмисленої діяльності людини в біосфері. Остання обставина стає ключем космічної еволюції людства і планети в цілому. Могутність людини полягає в його думці, яка розглядається як особливого роду енергія, нескінченно різноманітна за своїми якостями. Свідомо вибудовуючи простір ноосфери, людина бере на себе відповідальність не тільки за свої вчинки, але і за якість думки. Таким чином, отримує додаткове теоретичне і методологічне обґрунтування ідея цілісної людини як істоти космічної, здатної взяти під контроль еволюцію планети в тій же мірі, в якій вона готова контролювати якість думки. У світлі ноосферної парадигми, цілісна людина охарактеризована як носій ціннісно-етичної ідеї Загального Блага, що охоплює природу, суспільство і космічний вимір людського буття. Показано, що становлення цілісності людини можливе на шляху благоустрою ноосфери як необхідної умови розвитку в еволюційної єдності соціо-природно-космічного цілого. В якості практичного заходу висувається випереджальна свідомо-проективна діяльність у біосфері та ноосфері, спрямована на формування образу бажаного кращого майбутнього.

Текст научной работы на тему «Целостность человека в свете ноосферной парадигмы»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66). 2014. № 1-2. С. 125-133.

УДК 130.2.141

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ НООСФЕРНОЙ ПАРАДИГМЫ

Пантелеева Г.Г.

Статья посвящена исследованию целостности человека в контексте ноосферной парадигмы (В.И. Вернадский, П.Т.де Шарден). Носфера - это глобальное мировое пространство, сфера разума, к формированию которой причастен человек, рационально мыслящий и устремленный к определенным ценностным ориентирам. Ноосфера влияет на социо-природные процессы. Вместе с тем она сама подвержена воздействию космических факторов и зависит от осмысленной деятельности человека в биосфере. Последнее обстоятельство становится ключом космической эволюции человечества и планеты в целом.

Могущество человека заключается в его мысли, которая рассматривается как особого рода энергия, бесконечно разнообразная по своим качествам. Сознательно выстраивая пространство ноосферы, человек берет на себя ответственность не только за свои поступки, но и за качество мысли. Таким образом, получает дополнительное теоретическое и методологическое обоснование идея целостного человека как существа космического, способного взять под контроль эволюцию планеты в той же степени, в какой он готов контролировать качество мысли.

В свете ноосферной парадигмы, целостный человек охарактеризован как носитель ценностно-этической идеи Общего Блага, охватывающего природу, общество и космическое измерение человеческого бытия. Показано, что становление целостности человека возможно на пути благоустройства ноосферы как необходимого условия развития в эволюционном единстве социо-природно-космического целого. В качестве практической меры выдвигается опережающая сознательно-проективная деятельность в биосфере и ноосфере, направленная на формирование образа желаемого лучшего будущего. Ключевые слова: мысль, ноосфера, общее благо, целостный человек.

К началу текущего столетия человечество вступило в качественно новый этап культурного бытия. Феноменология социосферы и биосферы последних десятилетий демонстрирует ускорение темпа роста катастрофических явлений, охвативших все сферы жизни и наблюдаемых уже в глобальном масштабе. Над миром нависла угроза антропологического кризиса. Самые серьезные попытки мирового сообщества контролировать ход идущих в природе и обществе преобразований оказались малоэффективными. Среди причин этого отмечается

отсутствие политической воли, скованной рамками частных интересов и, как следствие, разрозненный нескоординированный подход к решению назревших общепланетарных проблем.

Поиск альтернатив цивилизационного развития с необходимостью обращается к ноосферной парадигме, в рамках которой в 20-40 годах прошедшего столетия было теоретически осмыслено такое новое для геологии явление как ноосфера (В.И. Вернадский, П.Т. де Шарден). В свете данной парадигмы, ноосфера - это глобальное мировое пространство, сфера разума, к формированию которой причастен человек, рационально мыслящий и устремленный к определенным ценностным ориентирам. Ноосфера влияет на социо-природные процессы. Вместе с тем, она сама подвержена воздействию космических факторов и зависит от осмысленной деятельности человека в биосфере.

Состояние ноосферы обусловлено космоземными связями, а влияние человека на биосферу определяется ценностно нагруженной мыслью человечества и целенаправленным трудом. Эти факторы являются ключом управляемой эволюции. Поэтому решение проблемы целостности человека следует искать на пути коэволюции, совместной эволюции человека и мира. По сути, речь идет о сознательном выстраивании ноосферы как направляющего и организующего начала, определяющего ход естественных преобразований в биосфере и, одновременно, становление целостности человека в эволюционном единстве космоса.

Разработка данной темы необходима, прежде всего, в мировоззренческом плане. Изучение целостности человека с позиций ноосферной парадигмы актуально в области образования и воспитания, где закладываются основы миропонимания и определяются поведенческие нормы личности. Антропологический аспект ноосферного знания нацелен на углубленное понимание ответственности каждого за качество мысли в ее ценностно-этическом измерении, и в целом - на повышение самосознания человека. Благоустройство биосферы и ноосферы - тот путь, на котором открывается прекрасное будущее человечества в его космической перспективе.

Несмотря на повышенный интерес к природе человека, необходимо отметить, что в современной философской литературе целостность человека в контексте антропологических идей ноосферной парадигмы изучена недостаточно. Нуждается в дополнительном прояснении ценностно нагруженная сущность мысли и её роль в выстраивании пространства ноосферы. Важно также уточнить условия становления целостности человека в связи с целеполаганием и его целесообразной эволюционно-преобразовательной деятельностью в ноосфере.

В прояснении этих вопросов будем опираться на труды ученых естественников и мыслителей-космистов (В.И. Вернадского, П.Т. де Шардена, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих). Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

выявить сущностные основания мысли человека, причастного к образованию ноосферы;

показать значение ценностно-этического содержания мысли в выстраивании пространства ноосферы;

определить высшую цель, творческое осмысление которой обусловливает становление целостности человека в эволюционном единстве социо-природно-космического целого;

охарактеризовать деятельность, направленную на благоустройство ноосферы, влияющей на становление целостности человека в космической перспективе.

Идею ноосферы принято считать достоянием ХХ столетия. Однако, по сути, она восходит к эйдологии греческой античности. Развивая метафизику бытия, Платон указывает на два различных, но определенным образом взаимосвязанных мира: мир единичных чувственно познаваемых вещей и мир истинного бытия, представляющий собой совокупность идей, то есть смысловых моделей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Мысль впервые выдвигается в качестве предмета систематического исследования в философии Парменида, где ставится проблема тождества бытия и мыслей о бытии в контексте их взаимозависимости. С позиций мыслителя, космос как нечто реальное был прежде и сейчас наличествует, но может остаться или исчезнуть в будущем.

Органическое единство умопостигаемых форм или сущностей и есть мир идей, который, по сути, весьма близок современной ноосфере. Ноосфера определяется основоположниками как новый покров планеты, «мыслящая субстанция», «мыслящий пласт» (П.Т. де Шарден), как новое эволюционное состояние биосферы, связанное «с уточнением естественной научной работы и мысли» (В.И. Вернадский). Важно, что оба ученых связывали образование ноосферы с мыслью человека, ее энергетической природой.

Живое вещество планеты, делает вывод Владимир Иванович Вернадский, является носителем и создателем, свободной энергии, - биогеохимической. В отличие от всего живого, человеку присуща новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта форма биогеохимической энергии связана с разумом и жизнедеятельностью человеческих обществ. Ученый называет ее «энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией», создающей в настоящее время ноосферу [1, а 102]. Позже один из основоположников новой антропологии А. Гелен введет понятие культуроформирующей энергии, полагая, что культура - это как бы итог биологического овладения человеком естественной природой в силу специфической человеческой биологии. Эта специфичность и делает человека открытым миру.

Установленная В.И. Вернадским связь биогеохимической энергии с культурой как бы объединяла естественные и творческие процессы человека, придавая им космическое измерение, присущее всякому живому веществу. Научная мысль у В.И. Вернадского впервые рассмотрена как планетное явление, как геологическая сила, создающая ноосферу и имеющая характер стихийного процесса. Мыслителем подчеркивается значимость коллективной мысли, сила солидарности, о значении которой ранее писал П.А. Кропоткин. Под влиянием научной мысли и человеческого труда, утверждает ученый, биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу. Позже академик Н.Н. Моисеев напишет в одной из своих статей о В.И. Вернадском: «Мысль - это важнейшая составляющая мирового эволюционного процесса».

Как естествоиспытатель и философ-реалист, В.И. Вернадский ожидал от науки скорого признания мысли в качестве энергии. Ему было известно, что этой проблемой плотно занимался его современник, американский ученый, родившийся в Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Однако, решить поставленную задачу в условиях подавляющего господства рационально-эмпирической методологии познания он не мог.

Действительно, энергия мысли является качественно иной, «духовной энергией» (в терминологии Пьера Тейяра де Шардена), и ее изучение с необходимостью требует иного подхода. «Последовательно связать между собой две энергии - тела и души - эту задачу наука решила пока игнорировать», -поясняет французский ученый. В отношении перспективы исследования мысли он вполне оптимистичен: «хотим мы этого или нет, все признаки и все наши потребности конвергируют в одном и том же направлении - нам нужна и мы начинаем неукоснительно ее создавать с помощью и за пределами всякой физики, всякой биологии и всякой психологии - человеческая энергетика» [2]. По сути, здесь предлагается новый, синтетический подход к исследованию духовной энергии, сочетающий научный и метанаучный метод познания, что свойственно космическому мышлению (Л.В. Шапошникова), охватывающему пределы различных явлений космопланетарного характера [3, с. 228-256].

Смена парадигмы есть смена отношений к объекту исследования, и предполагает изменение исследовательских методов и целей, а иногда и смены самого предмета исследования. Новое мышление XX века, основой которого стало космическое мироощущение, нуждается в новой системе познания, представленной в настоящее время в философско-этическом учении Живой Этики, пронизанном пафосом энергетики. В создании и обнародовании книг Учения самое непосредственное участие приняли выдающиеся мыслители-космисты супруги Елена Ивановна Рерих и Николай Константинович Рерих. Методологические положения учения Живой Этики, в значительной степени систематизированы востоковедом Людмилой Васильевной Шапошниковой.

Согласно этой методологии, человек является одной из энергетических структур целостной энергетической системы мироздания. Главенствующее положение в мироздании и в самом человеке занимает дух, который авторы Учения рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Мысль - это психическая энергия во всем беспредельном разнообразии её качеств, ибо все сущее проникнуто мыслью. Мысль характеризуется как неучтенная наукой сильнейшая и тончайшая энергия [4]. Вместе с тем, мысль есть некая идеальная форма, существо духовного плана со всеми признаками самодовлеющего существования. Она также - основа творчества [5].

Если допустить, что основу бытия составляет энергия, то этого будет еще не достаточно для понимания значения мысли в контексте антропологических идей ноосферной парадигмы, согласно которой ценность мысли обусловлена целесообразностью. Уже в античности заметно стремление выявить такую систему ценностных представлений, чтобы сформировать и развивать определённые

отношения в мире, которые составили бы прочные основания блага всего сущего и самого человека.

Развивая тезис Парменида о совпадении бытия и мысли, Сократ центрируется на человеческом бытии. Мудрец вносит в него ценностно-этическую составляющую, полагая, что мир идей есть истинное бытие, а истина и добро должны совпадать. Тем самым признается, что этические принципы заложены в самом устройстве бытия. Идея блага есть предел и «причина всего правильного и прекрасного» [6, с. 974]. Высшая ценность, согласно Платону, - это синтетическая идея Блага, объединяющая и теоретическую ценность истины, и нравственную ценность добра, и эстетическую ценность красоты, и социальную ценность справедливого государственного устройства. Более того, она превосходит их в своей светоносной идеальной трансцендентности.

Осознавая истинные моральные смыслы, мы обязаны следовать им в своем моральном поведении. Иначе человек будет порочным, не соответствующим истине, не добрым, а значит не целостным. Если мы познаем истину о добре, благе, справедливости, то мы сами становимся и благими, и добропорядочными, считает Сократ. Добро, следовательно, может быть осуществлено лишь на сознательном основании. Сознательно устремляясь к общему благу, человек следует по пути становления целостности и расширения сознания. Отсюда вытекает положение о целесообразности общего блага, - одно из основных в концепции ноосферы.

У создателей концепции ноосферы идея Общего Блага возникает, прежде всего, в связи с необходимостью заботы о вечности. В.И. Вернадский и П.Т. де Шарден пришли к общему мнению, что для улучшения жизни важна не только забота о ближайшем окружении. Более мощно эта забота проявится, если трудиться для вечности, для общего блага, охватывающее природу, общество и космическое измерение человеческого бытия. Согласно В.И. Вернадскому, нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Космическая этика выдвигается ученым в качестве основополагающей для целостности человека, влияющего на состояние ноосферы. Внося качественные изменения в структуру ноосферы, мысль общего блага социального человечества дает планете высшую степень соответствия с эволюционными энергиями космоса, возможность коэволюции человека и мира.

Подобные размышления близки и французскому ученому. Перед лицом полного уничтожения, верит П.Т. де Шарден, человечество начнет отдавать себе отчет в необходимости трудиться для вечности, иными словами, слагать пространство ноосферы, заботясь о собственной нравственности, а, значит, о качестве мысли. Поэтому в ближайшие столетия необходимо основать и развить сообразно нашим личностным качествам благородную человеческую форму евгенизма. Ведь жизнь, достигнув своей «мыслящей ступени», не может продолжаться, не поднимаясь структурно все выше и выше [2].

Ценностно-этическая идея Общего Блага является организующим принципом сознательной направленности мысли и воли человека, помогающим разрешать противоречия между мотивами общего и частного порядков. Согласно

антропологической концепции космического мировоззрения учения Живой Этики, принцип Общего Блага заложен в человечестве как общемировой Закон. Весь мир делится по границе личного и общего блага [7]. Соответствие личного духа с Общим Мировым Благом и составляет Красоту Космоса, - делают вывод создатели Учения. Красота, как известно, предполагет гармонию, иначе говоря, - соразмерную структурную организованность систем (будь то внутренний мир человека или ноосфера). В очерке «Творящая мысль» Н.К. Рерих отмечает «неограниченную творческую мысль», которая в жизненном применении на Общее Мировое Благо, ведет человечество по пути совершенствования, «приготовляет его к принятию эволюции» [8, с. 118].

Современный человек все более осознает себя великой силой, планетарным существом, свободно выстраивающим глобальное мировое пространство -ноосферу. Важно определить те характерные особенности деятельности, которые позволяют человеку благоустраивать ноосферу и совершенствовать свою природу в согласии с эволюционным единством мирового целого. Один из первых опытов такого рода осуществлял Сократ.

Мудрец шел по пути образования истины как результата диалога, называя такой способ «майевтикой», то есть повивальным искусством. В процессе заинтересованного диалога идет предельное выявление и закрепление истинной сути, как бы кристаллизация идеи, предназначенной к воплощению. Сократ убежден, что и на деле все должно полностью осуществиться так, как это разобрали словесно. Если мы сможем додуматься, как построить государство, близкое к описанной его модели, то мы сможем сказать, что уже показали, как можно это осуществить [6, с. 942]. Значимой для достижения истинного знания оказывалась как сама постановка проблемы, так и участливое внимание к ней общественного сознания. Платон осуществлял проективную деятельность, сознательно создавая художественно-философский образ идеального государства, предназначенного быть своего рода Проектом, Образцом справедливого государственного устройства на тысячелетия вперед.

Сократовское искусство познания истины требовало подъема всех внутренних духовных сил на предельно высокий уровень, а также особого, глубоко морального образа жизни, калокагатии. Калокагатия, согласно А.Ф. Лосеву, есть ни что иное, как идеальное воплощение внутреннего во внешнем, является благоустройством жизни, ее красивой и гармоничной организацией.

Следуя логике основоположников ноосферной парадигмы (В.И. Вернадский, П.Т. де Шарден), корректирующее влияние на состояние ноосферы, влияющей на биосферные процессы и на самого человека, могут оказывать сознательно создаваемые и сознательно реализуемые проекты будущего обустройства окружающей действительности: социальной, природной, космической. Важным побудительным моментом научных исследований, как следует из содержания работ Вернадского, было желание найти верные и точные основания этики поведения, не противоречащие единым принципам развития мироздания. Самое глубокое проявление самосознания, по мнению ученого, сопряжено с тем, что «мыслящий

человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе» [9, с. 152].

Предпосылками благоустройства ноосферы В.И. Вернадский считал высокое качество научной мысли, интернациональность науки, свободу поисковой мысли и нравственную ответственность ученых за использование научных открытий. В ближайшем будущем перед учеными стоят небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания. Ученый глубоко верил в преобразующую силу ноосферы и связывал с ее состоянием лучшее будущее планеты. Например, он полагал, что уже поколение его внучки будет жить в условиях благоденствия.

Человек, человеческая энергетика, считает П.Т. де Шарден, «негласно» уже участвует в построении биосферы, формируя ее целостность на качественно новом, более высоком уровне организации. «В нас и через нас ноогенез постоянно поднимается ввысь», - утверждал исследователь феномена человека, отмечая ключевые моменты активной эволюции [2, с. 225]. Задачу человечества ученый видел в том, чтобы придать «мыслящей субстанции» разумную организацию. При этом важно не только ввести в ее содержание нравственную компоненту, но постепенно в ходе эволюции её наращивать и повышать. Действуя сегодня, важно понимать, что в будущем нас ждет не только продолжение жизни, но и «сверхжизнь», которую нужно ясно представить высшую форму, открыть и достичь ее, идя по пути «обострения мысли».

Тезис «Общее дело есть Общее Благо» в учении Живой Этики выдвигается с целью уточнить понимание того, что есть хорошее, правильное дело. Полученный вывод состоит в том, что сущность дел хороша, если дела полезны всему человечеству. Таким общеполезным делом в условиях реальной угрозы глобальной катастрофы и гибели человеческой цивилизации признается забота о качестве мысли. Подчеркивается решающее значение сущности человеческой мысли, участвующей в оформлении духовного пространства планеты. Ведь цементирование пространства добрыми мыслями неминуемо отзовется положительно на качестве жизни будущих поколений.

Характеризуя творящую мысль, Н.К.Рерих отмечает ее благостность, красоту, сердечность, бескорыстие, благородство. Благородные мысли украшают пространство и соединяют дальние миры, ибо «для мысли нет ни пространства, ни времени». Нужно учиться осветлять и устремлять свое сознание, чтобы «творить для будущего человечества». Мысль должна быть творческой, одухотворенной устремлением, насыщенной «чистым огнем сердца», но «мысль, лишенная устремления и горения - бесплодна» [10, с. 111].

Значение мысли в том, что человек, устремленный к Общему Благу, взявший под контроль качество своей мысли, творит эволюцию. В энергетическом мировоззрении учения Живой Этики утверждается, что творческая мысль переродит мир. Преобразить земное существование можно ярким представлением о будущей прекрасной жизни, однако нужно также уметь достойно ответить земным заданиям: это и будет целесообразным равновесием.

Мощным практическим действием, направленным на формирование глобального мирового пространства, стало подписание 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке первого международного договора, предусматривающего защиту культурного наследия человечества. Идеи принятого Пакта, названного именем его инициатора Н.К. Рериха, с тех пор составляют основу деятельности ЮНЕСКО [11]. Благоустройство биосферы и ноосферы - эот путь, на котором открывается прекрасное будущее человечества в его космической перспективе.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В свете ноосферной парадигмы целостный человек охарактеризован как носитель ценностно-этической идеи общего блага, актуализация которой в жизненном применении обусловливает эволюционное преобразование ноосферы.

Целостный человек, как существо космическое, способен взять под контроль эволюцию планеты в той же степени, в какой он готов контролировать качество своей мысли.

Список литературы

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский ; [предисл. Р.К. Баландина]. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 576 с. - (Библиотека истории и культуры).

2. Шарден П.Тейяр. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден ; [пер с фр. Н.А. Садовского]. - М. : Наука, 1987. - 240 с.

3. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности / Л.В. Шапошникова. - Тверь : ООО ГЕРС, 2008. - 260 с.

4. Беспредельность. Ч. II. Учение Живой Этики. — М. : Международный Центр Рерихов, 1995. — 282 с.

5. Иерархия. Учение Живой Этики. — М. : Международный Центр Рерихов, 1995. — 255 с.

6. Платон. Диалоги / Платон ; [пер. С.А. Ананьина, С.К. Апта, Т.В. Васильева и др.]. - М. : Мысль, 1986. - 1506 с.

7. Листы Сада Мории. Ч. II. Озарение. Учение Живой Этики. — Москва : Международный Центр Рерихов, 1994 - 232 с.

8. Рерих Н.К. Твердыня пламенная / Н.К. Рерих. - Рига : Виеда, 1991. - 272 с.

9. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В.И. Вернадский. -М. : Наука, 1965. - 373 с.

10. Рерих Е.И. Письма. Т. I (1919 - 1933) / Е.И. Рерих. - М. : МЦР, 2000. - 576 с. : ил.

11. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха в свете проблем современной цивилизации / И.Ю. Дьяченко // Культура и время - 2013 - № 2. - С. 74 — 87.

Пантелеева Г.Г. Цшкшстъ людини у свггл1 ноосферно!" парадигми // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Фшософ1я. Культуролог1я. Политолога. Соцюлопя. - 2014. - Т. 27 (66). - № 1-2. - С. 125-133.

Стаття присвячена дослвдженню цшсносп людини в контекста ноосферно! парадигми (В.1. Вернадський, П.Т. де Шарден). Ноосфера - це глобальний свгтовий проспр, сфера розуму, до формування яко! причетна людина, що рацюнально мислить та спрямована до певних цшшсних орiентирiв. Ноосфера впливае на соцю-природт процеси. Разом з тим, вона сама схильна до впливу космiчних факторгв i залежить ввд осмислено! дiяльностi людини в бюсферг Остання обставина стае ключем космiчно! еволюцй людства i планети в цшому.

Могуттсть людини полягае в його думщ, яка розглядаеться як особливого роду енерга, нескшченно рiзноманiтна за сво!ми якостями. Сввдомо вибудовуючи проспр ноосфери, людина бере на себе вщповщальшсть не тшьки за сво! вчинки, але i за яюсть думки. Таким чином, отримуе додаткове теоретичне i методолопчне обгрунтування щея цiлiсно! людини як iстоти космiчно!, здатно! взяти пiд контроль еволющю планети в тiй же мiрi, в якiй вона готова контролювати якiсть думки.

У свпш ноосферно! парадигми, цiлiсна людина охарактеризована як носгй цшшсно-етично! ще! Загального Блага, що охоплюе природу, суспшьство i космiчний BHMip людського буття. Показано, що становлення цшсносл людини можливе на шляху благоустрою ноосфери як необхдао! умови розвитку в еволюцшно! едност соцiо-природно-космiчного цшого. В якостi практичного заходу висуваеться випереджальна свiдомо-проективна дiяльнiсть у бiосферi та ноосферi, спрямована на формування образу бажаного кращого майбутнього. Kto40bí слова: думка, ноосфера, загальне благо, цЫсна людина.

Panteleyeva G.G. The integrity of a person in the light of the noosphere paradigm // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2014.- Vol. 27 (66). - № 1-2. - P. 125-133.

The article is devoted to the study of integrity of a person in the context of the noosphere paradigm (V.I. Vernadsky, P.T. de Chardin). Noosphere is the global world space, the sphere of mind which is formed with the participation of man, rational thinking and looking for a certain value orientations. Noosphere influences the socio-natural processes. At the same time it is exposed to cosmic factors itself and depends on meaningful human activities in the biosphere. The latter circumstance is the key of the cosmic evolution of humanity and the planet as a whole.

The power of man lies in his thought, which is treated as a special kind of energy, endlessly varied in its qualities. Consciously building up the space of the noosphere, a human takes responsibility not only for his own actions, but also for the quality of thought. Thus, the idea of integral man as a cosmic creature, which is able to take control over the evolution of the planet to the same extent that he is willing to supervise the quality of thought, receives an additional theoretical and methodological basis.

In light of the noosphere paradigm, the integral man is described as a carrier of evaluative and ethical idea of the Common Good, covering the nature, society and the cosmic dimension of human existence. It is shown that the formation of the integrity of a human is possible on the way of improvement of the noosphere as indispensable condition for the development in the evolutionary unity of socio-natural and cosmic whole. As a practical measure the outrunning conscious and projective activity in the biosphere and noosphere, directed at formation of image of the desired better future are offered. Keywords: thought, the noosphere, the common good, the whole man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.