Научная статья на тему 'Философско-антропологический потенциал концепции ноосферы'

Философско-антропологический потенциал концепции ноосферы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / ноосфера / отношения / людина / ноосфера / відносини

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пантелеева Г. Г.

В контексте концепции ноосферы рассмотрены принципы отношений человека в системе космоса, обеспечивающие целостность и эволюционное будущее человека и планеты в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Філософсько-антропологічний потенціал концепції ноосфери

У контексті концепції ноосфери розглянуті принципи відносин людини в системі космосу, що забезпечують цілісність і еволюційне майбутнє людини і планети в цілому.

Текст научной работы на тему «Философско-антропологический потенциал концепции ноосферы»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. N° 2. С. 44-50.

УДК 130 2

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ НООСФЕРЫ

Пантелеева Г.Г.

В контексте концепции ноосферы рассмотрены принципы отношений человека в системе космоса, обеспечивающие целостность и эволюционное будущее человека и планеты в целом.

Ключевые слова: человек, ноосфера, отношения.

Предмет исследования - антрополооггическая компонента концепции ноосферы. Цель статьи - рассмотрение принципов отношений человека и космоса в контексте концепции ноосферы.

Философская проблема человека закономерно актуализируется в периоды исторических вызовов, когда возрастающая конфликтность внутреннего мира человека со всей очевидностью проецируется на социальную сферу и природу. Продолжающееся в XXI веке активное освоение природных недр и космического пространства, переход на нанотехнологии и формирование глобального информационного общества в значительной степени усугубляют напряженность экологической обстановки на планете. Глобальный экологический конфликт приобретает системный характер, распространяясь на природу, технику, социальные сферы. Налицо кризис самого человека, столкнувшегося с разрушением основ своего бытия в условиях современной техногенной цивилизации, с ее тенденцией к дегуманизации всех сфер общественной жизни.

«Антропологический поворот» в философии XX века отмечен возникновением ряда новых интегральных моделей человека (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен и др.). Однако, отсутствие единой идеи человека, ставило под сомнение каждую из них [1, с. 31]. Есть основания полагать, что именно мировоззренческий потенциал концепции ноосферы (Э. Леруа, П.Т. де Шарден, ВИ. Вернадский) может содержать эвристические решения назревших философско-антропологических проблем. Об этом свидетельствует растущий философский и научный интерес к идее ноосферы и роли человека в ее становлении, тесно связанном с космическими эволюционными процессами [2].

В современную эпоху, когда проблема сохранения жизни на планете встает со всей остротой, закономерно актуализируются вопросы сознательного участия человека в процессах развития биосферы, ибо человек тем и выделяется по своему положению в космосе, что в отличие от всех других существ способен не адаптироваться к миру, а сознательно преобразовывать в соответствии со своими целями и интересами как собственные основания поведения, так и внешние условия существования.

В контексте концепции ноосферы целесообразно отметить принципы отношений человека в целостности космоса - том материально-всеобщем, что противостоит человеку и частью чего он одновременно является в качестве одухотворенного существа. В философской антропологии принципы ноосферных отношений (тождества, корреляции, субординации, оппозиции) могут рассматриваться как ресурс целостности и развития самого человека в той же степени, в какой они обеспечивают эволюционное будущее планеты.

Отметим, что в новом реализме С. Александера, выделенные здесь философские категории, наряду с другими (субстанция, взаимодействие, количество, целое, часть, универсальность, отношение), причисляются к признакам пространства-времени, остающимися постоянными при всяких изменениях, и обозначаются английским философом как тот серый или нейтральный по цвету холст, на котором вышиты яркие цвета Вселенной [3].

Наиболее полную естественнонаучную и мировоззренческую разработку концепция ноосферы имеет, по мнению ряда исследователей (ГПАкоенов, НВ.Башкова, А.Г. Назаров, Г.Б. Наумов, Л.В. Шапошникова и др.), в трудах отечественного мыслителя-космиста В.И. Вернадского, который обосновал системный подход к эволюции биосферы. Основываясь на целостном восприятии природы, В.И. Вернадский пришел к новому, системному рассмотрению свойственных человеку отношений не только в социо-природной среде, но и в целостности космоса [4, с. 424]. Земную биосферу Вернадский мыслил в единстве природы, понимая ее в самом широком смысле слова, включая космос [5]. Согласно выводам В.И.Вернадского, биосфера имеет «совершенно определенное строение», и человек «во всех своих проявлениях составляет закономерную часть строения биосферы» [6, с. 276].

Труд Вернадского «Научная мысль как планетное явление» - это вершина его философского творчества и «первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса» [7, с. 169]. Для Вернадского ноосфера становится реальностью, которую он уже не подвергает сомнению. «...Для меня, - записывает в дневнике Вернадский, - ноосфера - не фикция, не создание веры, а эмпирическое обобщение» [8, с. 602].

Развивая идею о биосфере как целостной системе жизни, В.И. Вернадский формировал новое видение природной среды, с которой человек активно взаимодействует на основе онтологического единства их естества. Идея о биогеохимической энергии как энергии человеческой культуры, создающей в настоящее время ноосферу, открывала новый взгляд на человека. Человек, с этих позиций, - обладатель новой энергии, связанный энергетическими нитями с Космосом и его творчеством, а ноосфера является следующей ступенью эволюции человечества, в которой участвует разум человека [9, с. 385]. Связь вновь открытой формы энергии с культурой как бы объединяла естественные и творческие процессы самого человека, придавая им ту космичность, которая была присуща живому веществу, в самом широком смысле этого слова. Вернадский осмысливал космическую эволюцию планеты во всем многообразии ее вещества. Земля у него «наполнена разумом и духовностью поколений» [10, с. 151]. Сама же эволюция,

согласно Вернадскому, «является духовным результатом мирового человеческого сознания» [11, с. 269].

Изучающие феномен ноосферы А.П. Павлов, Д.Н. Анучин, И.М. Гревс, Т. Шарден, Э. Леруа в центр системы ставили человека как ее главное звено, отсюда и разнообразие близких по содержанию терминов (антропосфера, техносфера, социосфера, пневмосфера). Все остальное - среда, на которую он воздействует. Однако у Вернадского человек «не управляет развитием ноосферы, а только участвует в ее эволюции. Не сила человека, не его власть и воля определяют развитие ноосферы, а разум. Ноосфера это не сфера техники, не сфера человека, и даже не сфера социума, а сфера разума» [5, с. 86-96].

Вернадский отмечает неразрывную связь планетарных и космических процессов. По его мнению, человек в отличие от антропоцентристкого подхода, не только часть природы, но и ее порождение, неразрывно с ней связанное [5, с. 86-96]. Изучая биосферу как организм, живую систему, Вернадский подходит к появлению и развитию человека не со стороны видового изменения приматов, а в аспекте эволюции биосферы как системы [2, с. 425]. Сам человек, по мысли Вернадского, «и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается пока человек существует, и ничем существенным не отличается от других биосферных явлений» [6, с. 276]. Человек, заключает Вернадский, «есть определенная функция биосферы в определенном ее пространстве-времени» [6, с. 276].

Для Вернадского человек это, прежде всего, носитель разума, преобразующий природу. Соответственно, «область проявления научной мысли и технической деятельности человечества ученый начал толковать как планетное явление, ноосферу» [6, с. 16]. Позже академик Н.Н. Моисеев напишет в одной из своих статей о Вернадском: «Мысль - это важнейшая составляющая мирового эволюционного процесса» [14, с. 607].

С точки зрения преображения человека в ходе космической эволюции В.И. Вернадский полагает, что человек - это «открытая, неравновесная антропосистема, развивающаяся в постоянном многоуровневом взаимодействии с космосом» [12, с. 8]. О «единстве Природы», которое «требует единого Начала» Вернадский писал, придавая ему форму «Порядка Природы» [цит по 12, с. 23]. Биосфера имеет «совершенно определенное строение», и человек «во всех своих проявлениях составляет закономерную часть строения биосферы» [6, с. 276]. Органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям, и, согласно всеобщенму закону иерархии, поступки и мысли человека должны идти «в унисон» со стихийным геологическим процессом, с законами природы, - «отвечать ноосфере» [13, с. 329].

В текстах В.И. Вернадского Г.П. Аксенов, долгое время занимающийся разработкой философских взглядов Вернадского, находит недвусмысленное указание на то, что «Человек Разумный Творящий - не последнее звено в цепи разумных существ, а только, в сущности, - первое <...>. Человеческое сознание и есть космическое сознание. Другого не обнаружено» [11, с. 318].

Полемиризируя с Г.П. Аксеновым, Л.В. Шапошникова соглашается с таким пониманием, однако как историк она обращает внимание на некоторые особенности, на которые указывает сам Вернадский. А именно, «сознание тоже подвержено эволюции или, точнее, расширению». «Можно полагать в этом случае, - пишет Шапошникова, - что космическое сознание, как таковое, - это высокий уровень сознания человека» [9, с. 345]. Сам Вернадский определяет уровень сознания таким образом: «Мы даже не можем судить о количестве сознания в мире, так как сам мир есть продукт нашего сознания, по аналогии мы можем сознания не видеть, как не чувствуем давления на нас атмосферы» [14, с. 129].

В.И. Вернадский в понятие «ноосферное сознание» включал космические истоки морали, отмечая, что должна существовать новая мораль, которая соответствовала бы этим истокам [10, с. 155]. Ему хорошо была известна ответственность ученого за содеянное, открываемое и вводимое в научный оборот [9, с. 346].

Понятие «автономия» фиксирует в своем содержании феномен дистанцирования человека от социо-природного контекста. Человек как природный объект и человечество как природное явление у него зависят от биосферы и космоса - «среды жизни и мысли» [6, с. 243] и, вместе с тем, сами оказывают на нее воздействие.

Независимость существования человека от окружающего живого вещества — растений и животных, Вернадский первоначально связывал с автотрофностью, изменением вида питания, которое преобразит человека. Однако формирование в человеке способности к прямому синтезу пищи от солнечной энергии - это долгий природно-эволюционный процесс, и ученый вновь обращает внимание на возможности человеческого разума.

В концепции ноосферы автономия экстраполируется на отношения человека в целостности космоса. Ученый представлял, что «есть в жизни течения регрессивные, которые тянут человека к тупой, тяжелой, чувственной, животной жизни: они накладывают свою печать на все совершающееся» [14, с. 129]. И в этой же жизни, «является другой элемент - небольшой - силы сознания», тянущие человека верх [14, с. 129]. Он увязывает научные открытия с сознанием, его качеством, его уровнем. Чем выше сознание человека, тем шире обзор Мироздания и процессов, идущих в нем, - тем более защищенным оказывается человек перед буйством природных стихий и социальных потрясений.

Опережение своих современников в научных открытиях - это опережение их в сознании. Космичность человека и ведущую роль сознательного человечества в эволюции планеты, Вернадский признавал, полагая, что «.есть один факт развития Земли - это усиление сознания», возможное лишь в единстве человека, биосферы и космоса [14, с. 297]. Такое усиление сознания более всего возможно на поприще науки. Он полагал научную мысль основой ноосферы, ибо из всех способов познания она представляла собой единое явление, «тесно связанное с научной революцией, со взлетом, научного творчества» [9, с. 390].

Естественнонаучная философская система взглядов В.И. Вернадского с необходимостью включала образ целостного человека, и воспринималась им самим как руководство к жизни [15, с. 164]. С одной стороны, ученый осознавал важность перед напором любых опасностей сохранять непредвзятость мышления в процессах

познании нового [11, с. 310]. «Примат личности и ее свободного, ни с чем не считающегося решения представляется мне необходимым в условиях жизни, где ценность отдельной человеческой личности не сознается сколько-нибудь в достаточной степени», - писал ученый [там же]. С другой стороны, в нем сильно ощущение реальности высшего мира. Высшее, что служит опорой человеку в жизни, более всего выражается, по мысли Вернадского, в идее, «в стремлении к вечному, которое выше всякого народа и всякого государства, <...> в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа» [цит. по 9, с. 283].

Гражданская ответственность всегда ощущалась Вернадским, как бы ни погружался он в свои исследования, как бы активно ни работала его научная мысль, полагая, что «нельзя отложить заботу о вечном и великом» [16, с. 205]. Прозревая будущее человечества, В.И. Вернадский связывал его с непреодолимой мощью свободной научной мысли, - величайшей творческой силой Homo sapiens, «со свободой личности и величайшим проявлением ее космической силы» [9, с. 395].

Выстраивая автономные отношения в биосфере, Вернадский ориентировался на их гармоничность, позволяющую человеку сохранять свою целостность и беспредельно развиваться в единстве космоса. «В научно выраженной истине, -утверждал В.И. Вернадский, - всегда есть отражение - может быть, чрезвычайно большое - духовной личности человека, его разума» [17, с. 221].

Интернациональность знания, проникновение его во все человечество выдвигает науку на передовые позиции в процессах преобразования пространства ноосферы. «Сейчас ученые являются реальной силой, специалисты, инженеры и экономисты теоретики, прикладные химики, зоотехники, агрономы, врачи (игравшие и прежде основную роль) составляют основную массу и представляют всю творческую силу водителей народов» [6, с. 283]. Перед ними стоит небывалая задача «сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания» [там же].

Вернадский был убежден, что осознание нравственной ответственности не позволит ученым использовать научные открытия «для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели» [6, с. 283]. Осознавая действенную силу научной мысли, открытую «и для зла и для добра» [6, с. 340], он предполагал, что именно силы добра и «блага человечества» эволюционно оправданы. Идеал вечного и великого у Вернадского соотносится с духовно-нравственным началом мирового демократического движения, которое должно соответствовать этическим законам космоса. В сфере социальных преобразований Вернадский рассматривает формирование творческих общностей, объединенных высшим представлением о благе. «Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают. Необходимо прямо смотреть в глаза происшедшему; пересмотреть все устои своего общественного верования, ни перед чем не останавливаясь» [16, с. 204]. Сам Вернадский был одним из инициаторов и пожизненным участником объединения - Братства духовно близких людей, «деятельность которого приняла научно-этический характер» [9, с. 274].

Постепенное отчуждение человека от создавшей его природы, Вернадский, по мнению исследователя его жизни и творчества Р.К. Баландина, глубоко сознавал

[6, с. 17]. Из-за условностей цивилизации, по его словам, «неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества» [там же]. Но эти попытки искусственны, убежден Вернадский, - и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его с Природой.

Вывод: проведенное исследование раскрывает следующие аспекты философско-антропологического потенциала концепции ноосферы:

• человек во всех своих проявлениях составляет закономерную часть строения биосферы;

• взаимодействуя в биосфере на основе системных отношений тождества, корреляции, субординации, оппозиции, человек создает в биосфере ее новую оболочку - ноосферу;

• в биосфере мысль выявляется как энергия человеческой культуры, благодаря которой человек связан энергетическими нитями с космосом и его творчеством;

• ведущая роль человека, в эволюции биосферы связана с возможностями мысли и разума влиять на ноосферу, изменяя ее качественные характеристики в согласии с закономерностями космоса;

• в понятие «ноосферное сознание» включаются космические истоки морали, соответствие которым открывает человечеству эволюционное будущее в целостности космоса.

Список литературы

1. Шелер М. Положение человека в Космосе / Шелер М. // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 23-57.

2. Ноосферология: наука, образование, практика. / Главн. науч. ред. O.A. Габриелян. -Симферополь: Издательство «Предприятие «Феникс», 2008. -464 с.

3. Alexander S. Space, Time and Deity. - N.Y., 1950. - V.l. - 432 p.

4. Наумов Г.Б. В.И.Вернадский - основатель учения о глобальной экологии / Наумов Г.Б. // Ноосферология: наука, образование, практика; [главн. науч. ред. O.A. Габриелян]. - Симферополь: Изд. «Предприятие «Феникс», 2008. - С. 418-429.

5. Наумов Г.Б. О понятии ноосферы / Наумов Г.Б. // Науковедение. - 2002. - № 3. - С. 86-96.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / Вернадский В.И. // Биосфера и ноосфера; [пред. Р.К.Баландина.] -М.: Айрис-Пресс, 2004. -469 с.

7. Яншина В.П. Развитие философских представлений В.И. Вернадского / Яншина В.П. - М.: Наука, 1999.-422 с.

8. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Вернадский В.И. - М.: Республика, 1989. - 532 с.

9. Шапошникова JI.B. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера / Шапошникова JI.B. - М.: Международный центр Рерихов, 2005. - 1088 с.

10. Назаров А.Г. Что такое космизм в идее ноосферы. Материалы Междунар. научно-общ. конф. 2003 /Назаров А.Г. - Т. 1,-М.: МЦР, 2004. - 352 с.

11. Аксенов Г.П. Вернадский / Аксенов Г.П. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 484 с.

12. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма / Башкова H.B. - М., КомКнига, 2007. - 224 с.

13. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / Вернадский В.И. -М., Наука, 1965.-373 с.

14. Вернадский В.И. Pro et Contra. Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (18981998). - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного университета, 2000. - 310 с.

15. Яншина Ф.Т. В.И. Вернадский о философии и ее значении в развитии науки / Яншина Ф.Т. // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. - Москва: МЦР, 2004. - Т.1 - С. 158-173.

16. Вернадский В. Избранные труды: Воспоминания современников: Суждения потомков. (Открытия и судьбы) / В. Вернадский. - М., 1993. - 116 с.

17. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки / В. Вернадский - М., 1988. - 341 с.

Пантелеева Г.Г. Фшософсько-антрополопчний потенщал концепци ноосфери // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Серш: Фiлософiя. Культурологш. Поттолопя. Сощолопя. - 2010. - Т. 23 (62). - № 2. - С. 44-50.

У контекстг концепци ноосфери розглянуп принципи вiдносин людини в системi космосу, що забезпечують цтсшсть i еволюцшне майбутне людини i планети в цшому. Ключовi слова: людина, ноосфера, вiдносини.

Panteleeva G. Philosophical and anthropological potential of the concept of noosphere // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2010. - Vol. 23 (62). - № 2. - P. 44-50.

Principles of relations of man in cosmos system that provide integrity and the evolutionary future of mankind and the planet as a whole are considered in the context of the noosphere concept. Keywords: man, noosphere, relations.

Поступило в редакцию 13.10.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.