Научная статья на тему 'Цели устойчивого развития в российских регионах: процессы их формирования и внедрения'

Цели устойчивого развития в российских регионах: процессы их формирования и внедрения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / принцип / планирование / стратегия / экологическое / социальное и корпоративное управление / ЦУР / ESG / method / principle / planning / strategy / environmental / social and corporate governance / SDGs / ESGs

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елена Алексеевна Синцова, Олег Григорьевич Смешко

Цель. Определение процессов формирования и внедрения целей устойчивого развития в российских регионах. Задачи. Рассмотреть стратегию устойчивого развития в Российской Федерации (РФ); проанализировать состояние российских регионов на основании принципов экологического, социального и корпоративного управления; выявить центры внедрения целей устойчивого развития в регионах РФ; разработать процессы формирования и внедрения целей устойчивого развития в российских регионах. Методология. При проведении исследования за основу взят диалектический метод познания. С использованием абстрактно-логического метода обеспечены теоретическое обобщение и формирование выводов; с применением системного и сравнительного подходов, а также при использовании статистических данных исследованы элементы концепции формирования и внедрения целей устойчивого развития на региональном уровне. Применен графический метод — для отражения аналитической информации и отдельных процессов. Результаты. Дана оценка состояния российских регионов на основании принципов экологического, социального и корпоративного управления. Представлена система элементов процессов формирования и внедрения устойчивого развития на региональном уровне. Сделан вывод об экономическом развитии регионов с учетом внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления. Выводы. В зависимости от того, в какой мере в регионе придерживаются целей устойчивого развития, определяют положение региона в качестве субъекта РФ, с учетом применения принципов экологического, социального и корпоративного управления. В настоящее время регионы РФ имеют разное положение, исходя из приоритетов устойчивого развития. Представленные процессы формирования и внедрения целей устойчивого развития в регионе будут способствовать его продвижению на экологическом, социальном и корпоративном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Елена Алексеевна Синцова, Олег Григорьевич Смешко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable development goals in Russian regions: The processes of their formation and implementation

Aim. To determine the processes of formation and implementation of sustainable development goals in Russian regions. Tasks. To consider the strategy of sustainable development in the Russian Federation (RF); to analyze the state of Russian regions based on the principles of environmental, social and corporate governance; to identify the centers of implementation of sustainable development goals in Russian regions; to develop the processes of formation and implementation of sustainable development goals in Russian regions. Methods. The research is based on the dialectical method of cognition. Using the abstract-logical method, theoretical generalization and the formation of conclusions are provided; using system and comparative approaches, as well as using statistical data, the elements of the concept of formation and implementation of sustainable development goals at the regional level are investigated. The graphic method was applied to reflect analytical information and separate processes. Results. An assessment of the state of Russian regions based on the principles of environmental, social and corporate governance is given. The system of elements of the processes of formation and implementation of sustainable development at the regional level is presented. The conclusion about the economic development of the regions taking into account the implementation of the principles of environmental, social and corporate governance is made. Conclusions. Depending on the extent to which the region adheres to the goals of sustainable development, determine the position of the region as a subject of the Russian Federation, taking into account the application of the principles of environmental, social and corporate governance. Currently, the regions of the Russian Federation have different positions based on the priorities of sustainable development. The presented processes of formation and implementation of sustainable development goals in the region will contribute to its promotion at the environmental, social and corporate levels.

Текст научной работы на тему «Цели устойчивого развития в российских регионах: процессы их формирования и внедрения»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Оригинальная статья / Original article

УДК 330.101

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-871-881

Цели устойчивого развития в российских регионах: процессы их формирования и внедрения

Елена Алексеевна Синцова1 Олег Григорьевич Смешко2

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9532-7772

2 [email protected]

Аннотация

Цель. Определение процессов формирования и внедрения целей устойчивого развития в российских регионах.

Задачи. Рассмотреть стратегию устойчивого развития в Российской Федерации (РФ); проанализировать состояние российских регионов на основании принципов экологического, социального и корпоративного управления; выявить центры внедрения целей устойчивого развития в регионах РФ; разработать процессы формирования и внедрения целей устойчивого развития в российских регионах.

Методология. При проведении исследования за основу взят диалектический метод познания. С использованием абстрактно-логического метода обеспечены теоретическое обобщение и формирование выводов; с применением системного и сравнительного подходов, а также при использовании статистических данных исследованы элементы концепции формирования и внедрения целей устойчивого развития на региональном уровне. Применен графический метод — для отражения аналитической информации и отдельных процессов.

Результаты. Дана оценка состояния российских регионов на основании принципов экологического, социального и корпоративного управления. Представлена система элементов процессов формирования и внедрения устойчивого развития на региональном уровне. Сделан вывод об экономическом развитии регионов с учетом внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления.

Выводы. В зависимости от того, в какой мере в регионе придерживаются целей устойчивого развития, определяют положение региона в качестве субъекта РФ, с учетом применения принципов экологического, социального и корпоративного управления. В настоящее время регионы РФ имеют разное положение, исходя из приоритетов устойчивого развития. Представленные процессы формирования и внедрения целей устойчивого развития в регионе будут способствовать его продвижению на экологическом, социальном и корпоративном уровнях.

Ключевые слова: метод, принцип, планирование, стратегия; экологическое, социальное и корпоративное управление, ЦУР, ESG

Для цитирования: Синцова Е. А., Смешко О. Г. Цели устойчивого развития в российских регионах: процессы их формирования и внедрения // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 8. С. 871-881. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-871-881

© Синцова Е. А., Смешко О. Г., 2023

x Sustainable development goals in Russian regions: ^ The processes of their formation and implementation

m

£ Elena A. Sintsova1H, Oleg G. Smeshko2

™ St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia

^ 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9532-7772

O 2 [email protected]

Abstract

Aim. To determine the processes of formation and implementation of sustainable development goals in Russian regions.

Tasks. To consider the strategy of sustainable development in the Russian Federation (RF); to analyze the state of Russian regions based on the principles of environmental, social and corporate governance; to identify the centers of implementation of sustainable development goals in Russian regions; to develop the processes of formation and implementation of sustainable development goals in Russian regions.

Methods. The research is based on the dialectical method of cognition. Using the abstract-logical method, theoretical generalization and the formation of conclusions are provided; using system and comparative approaches, as well as using statistical data, the elements of the concept of formation and implementation of sustainable development goals at the regional level are investigated. The graphic method was applied to reflect analytical information and separate processes.

Results. An assessment of the state of Russian regions based on the principles of environmental, social and corporate governance is given. The system of elements of the processes of formation and implementation of sustainable development at the regional level is presented. The conclusion about the economic development of the regions taking into account the implementation of the principles of environmental, social and corporate governance is made.

Conclusions. Depending on the extent to which the region adheres to the goals of sustainable development, determine the position of the region as a subject of the Russian Federation, taking into account the application of the principles of environmental, social and corporate governance. Currently, the regions of the Russian Federation have different positions based on the priorities of sustainable development. The presented processes of formation and implementation of sustainable development goals in the region will contribute to its promotion at the environmental, social and corporate levels.

Keywords: method, principle, planning, strategy; environmental, social and corporate governance, SDGs, ESGs

For citation: Sintsova E.A., Smeshko O.G. Sustainable development goals in Russian regions: The processes of their formation and implementation. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(8):871-881. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-871-881

Введение

Цели устойчивого развития (ЦУР), согласованные Организацией Объединенных Наций (ООН) в сентябре 2015 г., включают в себя 17 целей и 169 целевых показателей, направленных на интеграцию вопросов, связанных с устойчивым развитием, в экономические, экологические и социальные рамки стран. ЦУР имеют глобальное измерение. Реализация их действий зависит от уровня приоритетности, который придают им разные страны, и от того, насколько вопросы устойчивого развития конкурируют с основными проблемами страны.

Национальные показатели ЦУР отражены в Указе Президента Российской Федерации

(РФ) от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также других нормативных документах Правительства РФ.

С учетом национальных особенностей и задач, определенных в стратегических документах Правительства РФ, в 2020 г. согласован перечень национальных показателей ЦУР, который первоначально включал в себя 160 показателей. При этом принято решение о том, что национальный перечень показателей ЦУР должен являться гибким инструментом для отслеживания прогресса в их достижении. В 2022 г. национальный перечень ЦУР обновлен, и сегодня он включает в себя 175 показателей. Принятые

нормативные акты и национальные проекты подтверждают актуальность действий в рамках ЦУР на любом уровне хозяйствования, в том числе региональном.

Объектом исследования выступают принципы устойчивого развития в регионах. Предмет исследования — процессы формирования и внедрения ЦУР. Настоящее исследование является продолжением работ авторов, в которых рассмотрены проблемы регионов [1] и устойчивого развития [2; 3], сделан вывод о том, что национальное развитие требует активного взаимодействия на всех уровнях власти при непосредственном участии бизнеса в достижении ЦУР [4]. Вопросам устойчивого развития регионов посвящено много исследований в последние несколько лет. Тема устойчивого развития актуальна и при проведении конференций [5].

Анализируемые литературные источники подобраны на основе критерия отнесения от общего к частному. Во-первых, изучены источники, рассматривающие устойчивое развитие в регионах в целом. В одной из работ [6] речь идет о том, что продвижением ESG-повестки, как в России, так и за рубежом, всегда занимались бизнес-структуры. Однако в настоящее время все больше регионов ориентируются на принципы устойчивого развития. По мнению авторов статьи, давать оценку деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях можно, определяя степень устойчивости развития регионов РФ. Е. А. Усанькова, Ю. Ю. Соловьева, С. А. Вдовин разрабатывают подходы к оценке эффективности стратегий устойчивого развития и управления проектами в экономике регионов в целом [7]. Н. И. Пшиканокова, З. Н. Куек, Н. Д. Пши-канокова в своем исследовании указывают на необходимость новых подходов к разработке составляющих социально-экономического развития региона [8]. Е. А. Стрябкова, М. А. Шаталов в своем исследовании опираются на прогностический подход в контексте существующих вызовов и угроз устойчивому развитию регионов, определяют инструментарий управляющего воздействия на внутренние и внешние факторы функционирования региона [9]. В статье А. В. Лосевой, К. А. Зайкова, Е. В. Макаридиной [10] речь идет о том, что существуют проблемные вопросы, возникающие в процессе стратегического планирования и сбора информации

о региональном развитии, которые требуют поиска оптимальных решений.

С. А. Болтунов, Ю. Н. Лапыгин пишут, что многофакторный процесс разработки стратегии развития регионов не позволяет выработать универсальных процедур, пригодных для применения в отдельном регионе или даже на муниципальном уровне [11]. Вместе с тем Б. М. Чилиев обосновывает тезис о том, что некоторые из стратегических целей развития регионов идентичны, но при определенных обстоятельствах и условиях они имеют кардинальные различия [12].

А. А. Стародубова, Д. Д. Исхакова заключают, что формирование стратегий устойчивого развития не может осуществляться единым региональным документом, требуется учет множества факторов различных для каждого региона [13]. А. И. Муцольгов в своем исследовании доказывает, что регионам необходим путь сбалансированного развития, в котором будут реализованы возможности региона и отдельных субъектов хозяйствования, которые смогут рационально использовать ресурсы [14].

Во-вторых, изучены источники, опирающиеся на данные и анализирующие определенный регион. Так, ряд авторов, в частности И. В. Таранова, В. А. Ивашова, И. В. Ющен-ко, рассматривают устойчивое развитие регионов на основе гармонизации социально-экономических процессов и выявляют проблемы внедрения концепции устойчивого развития в России на примере Ставропольского края [15]. Аналогичные вопросы Н. В. Островская, К. Ю. Путихин, А. Н. Алексеева исследуют в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) [16]. В. И. Коршунов изучает формирование стратегических приоритетов регионального развития в СЗФО и делает вывод о том, что у регионов нет четких планов в аспекте интеграции целей и задач устойчивого развития в региональные стратегии [17]. Ю. И. Дрейзис, И. Ю. Поташева, Э. А. Пилосян [18] описывают региональную политику и стратегии устойчивого развития для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России. А. Б. Долгушин, А. А. Цуканов, А. А. Степанова дают рекомендации по разработке концепции стратегии, а также предложения по разработке отдельных отраслевых программ в соответствии с принципами устойчивого развития Каспийского региона [19].

На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать

о о

о <

о

J

^ следующие выводы: авторы, исследующие х проблемы устойчивого развития регионов,

т рассматривают их в целом или по данным

<

^ определенного региона, в основном по месту о проживания. Во всех исследованиях указах но на то, что ЦУР на региональном уровне

х зависят от национальных ЦУР и что, по-

о „

^ скольку российские регионы располагаются > в неоднородных географических областях и имеют разную плотность населения, то достижение всех целей на высоком уровне не представляется возможным. Поэтому регионам необходимо опираться на свои региональные особенности и достигать высоких целей, что в итоге приведет к сглаживанию распределения регионов с учетом ЦУР.

Методы и методология

В процессе исследования за основу взят диалектический метод познания. С использованием абстрактно-логического метода обеспечены теоретическое обобщение и формирование выводов, с применением системного и сравнительного подходов, статистических данных исследованы элементы концепции формирования и внедрения ЦУР на региональном уровне. Кроме того, применен графический метод — для отражения аналитической информации и отдельных процессов.

Результаты и обсуждение

В настоящее время в России существуют национальные показатели достижения ЦУР, основанные на национальных приоритетах и учитывающие возможность статистической обработки собранных данных. Национальный набор показателей достижения ЦУР представлен в таблице 1.

На основании данных, представленных в таблице 1, можно заключить, что в настоящее время в России каждая из существующих 17 ЦУР содержит от одного до пяти показателей, оценивающих развитие региона. Борьба с изменением климата и сохранение морских экосистем 13 и 14 ЦУР соответственно не представлены в региональном списке показателей. Только один показатель для региона содержится в цели 12 — ответственное потребление и производство. Наибольшее количество показателей (по пять) содержат цели 3 (хорошее здоровье и благополучие) и 4 (качественное образование). Всего национальный набор региональных показателей содержит 40 показателей.

На основании показателей, объединенных в блоки (население, социальная инфраструктура, городская инфраструктура, экономическое развитие, экологическая ситуация), агентством «Эс Джи Эм» составлен рэнкинг устойчивого развития регионов РФ. Всего в рэнкинге участвовали 85 регионов РФ. На рисунке 1 представлен выборочный рэнкинг регионов России 2022 г., включающий в себя десять лидеров-регионов рэнкинга и столько же отстающих регионов.

Национальное рейтинговое агентство (НРА) представило свой рэнкинг регионов РФ по устойчивости развития РФ и интеграции Е^С-критериев в деятельность субъектов. Выборка 20 регионов — десяти лидирующих и десяти отстающих — показана в таблице 2. В рэнкинге также участвовали 85 регионов, но результаты имеют ряд отличий по позициям, занимаемым регионами. Это связано с тем, что в рэнкинге «Эс Джи Эм» показатели распределены по пяти подгруппам, а в рэнкинге от агентства НРА — только по трем. Лидирующее место в обоих рэнкингах занимает г. Москва. Остальные регионы имеют различное расположение мест в представленных рэнкингах.

Средняя оценка составляет 0,528, и она получена по результатам анализа данных из 85 регионов РФ. Это позволяет сделать вывод о достигнутом уровне Е^С-развития в России.

С учетом представленных рэнкингов можно заключить, что существует огромный разброс между регионами РФ по значениям показателей и очень важной задачей остается стратегия внедрения устойчивого развития в регионах для улучшения их различных показателей.

Авторами разработаны схемы процессов формирования и внедрения ЦУР в российских регионах. Процесс формирования концепции устойчивого развития региона отражен на рисунке 2.

Концептуальная модель развития региона на основании устойчивого подхода включает в себя ряд компонентов:

1. Миссию региона.

2. Выявление существующих преимуществ региона с учетом ЦУР.

3. Определение специализации региона.

4. Определение зависимости региона от государственных трансферов.

5. Разработку инструментария по увеличению достижений ЦУР в регионе.

6. Выработку рекомендаций по сглаживанию существующих диспропорций.

Таблица 1 |

Национальный набор региональных целей устойчивого развития

Table 1. National set of regional sustainable development goals 5

Цель Краткие названия показателей Единица измерения Ответственный исполнитель

1. Ликвидация нищеты Население с денежными доходами ниже границы бедности % Росстат го

Реальные денежные доходы % Росстат о

2. Ликвидация Индекс сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах, % Росстат

голода 5 ^ о -в-

Домохозяйства с нехваткой денег на еду % Росстат

3. Хорошее здо- Смертность от новообразований на 100 тыс. населения Росстат

ровье и благопо- Употребление алкоголя литров чистого спирта год Минздрав России

Ожидаемая продолжительность жизни лет Росстат ^ о

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни лет Росстат о ф

Население, занимающееся физкультурой и спортом % Минспорт России ^ о

4. Качественное Взрослые с навыками ИКТ % от общей численности на- Росстат ^

образование селения в возрасте граждан 15-74 лет X. го

Молодежь с навыками ИКТ % от общей численности населения в возрасте граждан 15-24 лет Росстат I о ^ 0

Выпускники-инвалиды, охваченные профориентаци-онной работой % Минпросвещения России ^ X. ^

Обучающиеся старше 10 лет, не достигшие базового % Рособрнадзор о

уровня подготовки

Уровень образования % Минпросвещения России о о о

5. Гендерное Женщины на руководящих должностях % Росстат

равенство Занятость женщин с детьми дошкольного возраста % Росстат к

6. Чистая вода Обеспечение качественной питьевой водой % Роспотребнадзор

и санитария Доля домохозяйств, обеспеченных центральным водопроводом % Росстат со СО го

7. Недорогостоящая и чистая Энергоемкость ВВП кг условного топлива/ на 10 тыс. руб. Росстат ^ о

энергия Электроэнергия от возобновляемых источников энергии % Росстат о со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Достойная Индекс производительности труда % к предыдущему году Росстат

работа и эконо- Уровень безработицы % Росстат

Работники с заработной платой ниже прожиточного без субъектов малого Росстат >у

минимума предпринимательства, %

Занятые в сфере МСП, включая ИП человек Минэкономразвития России, ФНС России 0 J 1_

9. Индустриали- Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких % Росстат о

зация, иннова- отраслей в ВВП о

ции и инфраструктура Домохозяйства с широкополосным доступом к интернету % Росстат 3

Плотность автомобильных дорог общего пользования км на 1 000 кв. км Росстат S

с твердым покрытием территории о

Автодороги регионального значения, соответствующие нормативным требованиям % Росавтодор <

10. Уменьшение Коэффициент Джини Росстат ш < со о J

неравенства Соотношение средней заработной платы 10 % наиболее к 10 % наименее оплачиваемых работников организаций без субъектов малого предпринимательства, раз Росстат

11. Устойчивые Население, проживающее в аварийном жилищном % Минстрой России X

города и насе- фонде о

ленные пункты Города с благоприятной городской средой % Минстрой России

Площадь зеленых насаждений в пределах городской % Росстат

черты

Доля автобусов для маломобильных групп населения % Росстат

12. Ответственное потребление Утилизированные и обезвреженные отходы производства и потребления % к образованным Росприроднадзор

13. Сохранение Площадь особо охраняемых природных территорий % Росстат

экосистем суши Площадь лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений % Рослесхоз

14. Мир, Население, получающее госуслуги через интернет % от общей численности Росстат

правосудие населения в возрасте граждан 15-72 лет

15. Партнерство Доля населения, пользующегося интернетом % Росстат

в интересах устойчивого ВРП на душу населения рубль Росстат

развития

Источник: составлено авторами на основании [20].

т <

о >

Москва I 1~

Санкт-Петербург | |~

Московская область | | ~

Республика Татарстан | | ~

Тюменская область I Г

Ханты-Мансийский автономный округ I "Г

Ямало-Ненецкий автономный округ I I

Белгородская область I I ~

Сахалинская область I I ~

Калужская область I I

Республика Северная Осетия — Алания Курганская область Республика Карелия Костромская область Забайкальский край Республика Тыва Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Республика Крым Еврейская автономная область

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

I I ■

0,0 0,2 0,4 0,6

□ Население □ Социальная инфраструктура

□ Городская инфраструктура ■ Экономическое развитие ■ Экологическая ситуация

Рис. 1. Лидеры и отстающие по рэнкингу устойчивого развития регионов РФ (десять первых и последних регионов) Fig. 1. Leaders and laggards in the ranking of sustainable development of Russian regions

(ten first and last regions)

Источник: составлено авторами на основе см.: Рэнкинг устойчивого развития регионов России // Агентство «Эс Джи Эм». URL: https://agencysgm.com/upload/iblock/05b/05b0bd931bf3a3023229ca5c429293b5. pdf (дата обращения: 20.04.2023).

Представленная на рисунке 2 схема требует пояснений и дополнений на основании концептуальной модели развития региона. Как известно, на первом этапе требуется проработать миссию региона и определить его цели. Поскольку в основе находятся ЦУР, разработанные Правительством РФ, в миссии региона необходимо учитывать интересы заинтересованных сторон, проанализировать его внешнюю среду и внутренние ресурсы. Например, в качестве миссии региона могут быть рассмотрены высокие стандарты качества жизни людей или его конкурентоспособность по отношению к соседним регионам.

Миссия должна отражать уникальные особенности региона и целевую ориентацию, на которую направлено региональное развитие.

Модель стратегии региона в соответствии с ЦУР необходимо базировать на данных анализа внешней среды региона, его внутренних ресурсах и основных целевых группах. Анализ внешней среды региона в настоящее время может быть подкреплен инструментарием традиционного стратегического анализа: РЕБТЬЕ-анализ, SWOT-анализ, матричный анализ — матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) или матрица ЫеКтвву, конкуренты, партнеры, техно-

Таблица 2

Рэнкинг устойчивости развития в регионах РФ

Table 2. Ranking of sustainable development in the regions of the Russian Federation

Регион Окружающая среда Социальная политика Качество управления Общий рэнкинг Место

Москва 0,714 0,794 0,833 0,781 1

Республика Татарстан 0,821 0,676 0,808 0,769 2

Тюменская область 0,786 0,706 0,679 0,723 3

Белгородская область 0,679 0,735 0,692 0,702 4

Санкт-Петербург 0,464 0,794 0,792 0,683 5

Ямало-Ненецкий автономный округ 0,536 0,559 0,929 0,674 6

Краснодарский край 0,536 0,735 0,662 0,662 7

Сахалинская область 0,607 0,412 0,649 0,649 8

Московская область 0,643 0,647 0,648 0,648 9

Магаданская область 0,714 0,441 0,647 0,647 10

Тверская область 0,393 0,441 0,423 0,419 75

Ивановская область 0,393 0,500 0,346 0,413 76

Республика Крым 0,273 0,382 0,577 0,411 77

Республика Тыва 0,357 0,265 0,607 0,410 78

Республика Северная Осетия — Алания 0,179 0,588 0,462 0,409 79

Республика Калмыкия 0,357 0,353 0,500 0,403 80

Республика Ингушетия 0,321 0,588 0,269 0,393 81

Республика Дагестан 0,393 0,500 0,286 0,393 82

Республика Карелия 0,321 0,176 0,679 0,392 83

Псковская область 0,464 0,324 0,357 0,382 84

Республика Хакасия 0,429 0,176 0,536 0,380 85

Источник: составлено авторами на основе см.: Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов РФ // Национальное рейтинговое агентство. URL: https://www.ra-national.ru/wp-content/uploads/2022/12/ranking_esg_regions.pdf (дата обращения: 20.04.2023).

логии и т. д. С помощью этих инструментов можно оценить внешние воздействия, которые оказывают влияние на решения регионального правительства.

Анализ внутренних ресурсов региона может быть проведен за счет ряда инструментов. К ним относятся:

- ОЛР-анализ, с помощью которого можно установить цели и результаты и спрогнозировать изменение текущей ситуации в будущем, прототипирование;

- прототипирование, позволяющее получить данные о проблемах системной интеграции и разработки стратегий анализа и тестирования, можно использовать на этапе формирования концепции процесса;

- изучение лучших практик и использование данных в регионе.

Цель внутреннего анализа в данном случае — обосновать возможности достижения ЦУР по каждому направлению. Анализ данных по группам заинтересованных сторон должен включать в себя комплексный под-

ход, который будет направлен на взаимодействие внутри и вне региона. В данном анализе можно использовать матрицу заинтересованных лиц и/или модель Митчелла — Агла — Вуда, в которой заинтересованные стороны классифицируются на базе факторов актуальности, власти, легитимности. Следует учитывать, что требования основных групп региона могут изменяться, в зависимости от внешних и внутренних факторов, и это необходимо отслеживать.

Концепция региона в соответствии с ЦУР базируется на проведенном анализе внутренних и внешних факторов, а также групп заинтересованных сторон. В результате следует сформировать документ, в котором будут отражены данные по уровню региона с учетом ЦУР и представлены рекомендации по улучшению положения региона. На этом этапе возможным видится использование БЫЛЯТ-метода, в котором указывают конкретность, измеримость, достижимость, важность, срок выполнения стратегии.

о о

о

J

т <

Правительство РФ Национальные Программа ЦУР

проекты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство региона

Ресурсное и институциональное обеспечение разработки и организации программ и проектов

Анализ внешней среды региона

Анализ внутренних ресурсов региона

Анализ по группам заинтересованных сторон

Стратегия региона в соответствии с целями устойчивого развития

Среднесрочные программы развития региона

Программы развития районов и муниципальных образований

Отделы региональной исполнительной власти, отвечающие за реализацию принципов устойчивого развития

Региональный отдел Росстата

Региональный отдел ФНС России

Региональный отдел Минстроя

Региональный отдел Минэкономразвития

Региональный отдел Минздрава

Региональный отдел Росавтодора

Региональный отдел Минпросвещения

Региональный отдел Минтранспорта

Региональный отдел Рослесхоза

Региональный отдел Росприроднадзора

Региональный отдел Рособрнадзора

Экологическая ситуация Экономическое развитие

Население

Социальная инфраструктура

Городская инфраструктура

Цели устойчивого развития региона

Рис. 2. Схема процесса формирования ЦУР региона Fig. 2. Scheme of the process of forming the region's SDGs

Источник: составлено авторами.

Реализация ЦУР региона представляет собой процесс, этапы которого можно объединить, как видно на рисунке 3. Постановка и определение задач ЦУР региона зависит от региональных ЦУР, набор которых представлен в таблице 1. Далее следует сформировать систему показателей ЦУР региона, которая будет состоять из нескольких систем, охватывающих полную информационно-аналитическую поддержку ЦУР региона.

Формирование системы показателей ЦУР региона базируется на четырех системах, которые включают в себя сбор, регистрацию, непрерывный мониторинг и анализ показателей, а также контроль отчетности.

Для повышения качества работы желательно использовать процессы автоматизации и сбора данных (например, через автоматизацию в Федеральной налоговой службе (ФНС) России и Росстате). Иными словами, документооборот необходимо организовать таким образом, чтобы заинтересованные стороны, во-первых, не могли заниматься приписками и улучшением показателей; во-вторых, были действительно заинтересованы в качественном улучшении показателей.

ЦУР региона важны для заинтересованных групп, поэтому следует анализировать возможности реализации разработанных и представленных инициатив. Кроме

Постановка и определение задач ЦУР региона

>r

Формирование системы показателей ЦУР региона

ir

Система сбора и регистрации информации о ЦУР региона

Система мониторинга ЦУР региона

Система анализа показателей ЦУР региона

Система составления и контроля отчетности ЦУР региона

Обсуждение и анализ разработанной концепции ЦУР региона

Выбор и реализация выбранных инициатив ЦУР региона

Обсуждение и утверждение результатов ЦУР региона

Заинтересованные группы

Рис. 3. Схема внедрения ЦУР региона Fig. 3. Schematic of the process of forming the region's SDGs

Источник: составлено авторами.

того, необходимо помнить, что влияние внешних и внутренних факторов на ЦУР региона выступает предпосылкой для модернизации или срочной корректировки концепции.

Подводя итог, можно утверждать, что развитие конкурентоспособности региона зависит от стратегии развития, которая будет обеспечивать высокую устойчивость к внешним и внутренним воздействиям, опираться на ЦУР. Разработанные авторами схемы позволяют рассматривать проблему внедрения ЦУР комплексно, выстраивать эффективные взаимоотношения на всех уровнях региональной власти и повышать качество жизни людей в регионах.

Выводы

Стабильность региональной экономики, устойчивый экономический рост — одна из главных целей современной социальной политики. Удовлетворение социальных потребностей требует предоставления товаров и услуг, обладающих такими качествами, как экологичность, безопасность, общедоступность для потребителей. Акцент на достижении критерия «эффективность — устойчивость» развития региона позволил выработать новые конструктивные формы взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества.

На территориальном уровне региональные власти становятся регулирующими органами без учета факторов и условий, влияющих на эффективность управления устойчивым развитием в регионе. Одним из способов сбалансировать интересы субъектов РФ, бизнес-сообщества и гражданского общества является формирование концепции ЦУР региона, которая учитывала бы различные факторы и подходы.

Проведенное исследование направлено на определение процессов формирования и внедрения ЦУР в российских регионах. Получены следующие результаты:

- во-первых, рассмотрены статистические показатели, входящие в систему ЦУР регионов РФ; показатели представлены в зависимости от конечных ЦУР;

- во-вторых, приведены и проанализированы рэнкинги регионов, представленные рейтинговыми агентствами РФ; методика расчета рэнкингов в рейтинговых агентствах имеет различия, но в целом места регионов не слишком различаются, лидирующее положение по устойчивому развитию занимает г. Москва;

- в-третьих, представлена концептуальная модель развития региона с использованием ЦУР;

- в-четвертых, представлена система элементов внедрения устойчивого развития на региональном уровне.

о о

о <

о

J

^ Использование ЦУР региона определяет ¡i его положение в качестве субъекта РФ с уче-

m том применения принципов экологического,

<

^ социального и корпоративного управления.

о В настоящее время регионы РФ имеют разное

ü положение, исходя из приоритетов и ЦУР.

X Внедрение принципов устойчивого развития

Список источников

1. Смешко О. Г. Устойчивое развитие: региональный аспект глобальной повестки // Экономика и управление. 2020. T. 26. № 2. С. 118-127. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-2-118-127

2. Синцова Е. А. Структура финансового мониторинга в условиях цифровизации для устойчивого развития промышленности // Совершенствование методов и технологий управления финансами в контексте реализации концепции устойчивого развития: монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2023. С. 26-35.

3. Синцова Е. А. Mоделирование финансового мониторинга для целей устойчивого развития // Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: материалы ^циональной науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21 октября 2022 г. СПб.: Астерион, 2022. С. 223-227.

4. Смешко О. Г., Круглов Д. В. Развитие предпринимательской экосистемы в регионе // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2021. № 2. С. 53-56. DOI: 10.26163/RAEN.2021.57.23.007

5. Устойчивое развитие (ESG): финансы, экономика, промышленность: материалы ^ц^^льной науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21 октября 2022 г. СПб.: Астерион, 2022. 577 с.

6. Воронина Е. В., Ушакова Е. В., Дмитриева Т. А. Особенности реализации стратегий устойчивого развития на региональном уровне управления в условиях глобальных вызовов // Креативная экономика. 2023. T. 17. № 6. С. 2061-2080. DOI: 10.18334/ce.17.6.118240

7. Усанькова Е. А., Соловьева Ю. Ю., Вдовин С. А. Подходы к оценке эффективности стратегий устойчивого развития и управления проектами в экономике регионов // Финансовый бизнес. 2022. № 11. С. 87-89.

8. Пшиканокова Н. И., Куек З. Н., Пшиканокова Н. Д. Hовые подходы к разработке и реализации стратегий социально-экономического развития региона в условиях экономических санкций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 2. С. 38-49.

9. Стрябкова Е. А., Шаталов М. А. Разработка инструментария формирования стратегии устойчивого развития региона: прогностический подход // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. T. 2. № 2. С. 22-30.

10. Лосева А. В., Зайков К. А., Макаридина Е. В. К вопросу формирования статистического информационно-аналитического сопровождения разработки и мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития региона // Учет и статистика. 2018. № 4. С. 81-90.

11. Болтунов С. А., Лапыгин Ю. Н. Развитие регионов и муниципальных образований. В поиске методов разработки стратегии развития региона // Mуниципальная академия. 2021. № 2. С. 115-121. DOI: 10.52176/2304831X_2021_02_115

12. Чилиев Б. М. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике // Экономическая безопасность. 2023. T. 6. № 2. С. 717-728. DOI: 10.18334/ecsec.6.2.117877

13. Стародубова А. А., Исхакова Д. Д. Инновационные стратегии цифровых предприятий для достижения устойчивого развития в регионах // n-Economy. 2023. T. 16. № 1. С. 39-50. DOI: 10.18721/JE.16103

14. Муцольгов А. И. Устойчивое развитие региона при реализации программ экономического развития // Mосковский экономический журнал. 2019. № 8. Ст. 54. DOI: 10.24411/2413-046X-2019-18054

15. Таранова И. В., Ивашова В. А., Ющенко И. В. Реализация комплексного подхода в обеспечении устойчивого развития территории региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2019. № 4. С. 82-89.

16. Островская Н. В., Путихин К. Ю., Алексеева А. Н. Примеры реализации концепции устойчивого развития в регионах Северо-Западного федерального округа // Вопросы экономики и права. 2022. № 173. С. 64-72. DOI: 10.14451/2.173.64

17. Коршунов И. В. Проблематика устойчивого развития в стратегиях регионов Северо-Западного федерального округа // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2023. № 1. С. 8-17. DOI: 10.52897/2411-4588-2023-1-8-17

18. Дрейзис Ю. И., Поташева И. Ю., Пилосян Э. А. Определение региональной политики и стратегии устойчивого развития для прибрежных курортных регионов черноморского побережья России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 27. С. 81-91. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-00016

19. Долгушин А. Б., Цуканов А. А., Степанова А. А. Концепция стратегии устойчивого развития Каспийского региона // Mосковский экономический журнал. 2021. № 11. С. 356-375. DOI: 10.24412/2413-046X-2021-10705

20. Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2022: крат. стат. сб. M.: Ротетат, 2022. 87 с.

References

1. Smeshko O.G. Sustainable development: Regional aspect of the global agenda. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(2):118-127. (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2020-2-118-127

2. Sintsova E.A. The structure of financial monitoring in the context of digitalization for the sustainable development of industry. In: Improving the methods and technologies of financial management in the context of implementing the concept of sustainable development. St. Petersburg: St. Petersburg University of Management Technologies and Economics; 2023:26-35. (In Russ.).

3. Sintsova E.A. Modeling financial monitoring for sustainable development. In: Sustainable development (ESG): Finance, economics, industry. Proc. Nat. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, October 21, 2022). St. Petersburg: Asterion; 2022:223-227. (In Russ.).

в регионе будет способствовать его продвижению на экологическом, социальном и корпоративном уровнях. Практическая значимость представленного исследования заключается в том, что на основании полученных результатов можно разрабатывать модели дальнейшего достижения ЦУР в регионах РФ.

4. Smeshko O.G., Kruglov D.V. Development of entrepreneurial ecosystem in regions. Vestnik obrazovaniya i razvitiya nauki Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk = Herald of Education and Science Development of Russian Academy of Natural Sciences. 2021;(2):53-56. (In Russ.). DOI: 10.26163/RAEN.2021.57.23.007

5. Sustainable development (ESG): Finance, economics, industry. Proc. Nat. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, October 21, 2022). St. Petersburg: Asterion; 2022. 577 p. (In Russ.).

6. Voronina E.V., Ushakova E.V., Dmitrieva T.A. Specifics of sustainable development strategies at the regional level amidst global challenges. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy. 2023;17(6):2061-2080. (In Russ.). DOI: 10.18334/ce.17.6.118240

7. Usankova E.A., Solovieva Yu.Yu., Vdovin S.A. Approaches to assessing the efficiency of sustainable development and project management strategies in the regional economy. Finansovyi biznes = Financial Business. 2022;(11):87-89. (In Russ.).

8. Pshikanokova N.I., Kuyek Z.N., Pshikanokova N.D. New approaches to the development and implementation of the strategies of socio-economic development of the region in the conditions of economic sanctions. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika = Bulletin of the Adyghe State University. Series: Economics. 2018;(2):38-49. (In Russ.).

9. Stryabkova E.A., Shatalov M.A. The substantiation of the instrumentation for forming strategy of sustainable development of the region: Prognostic approach. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions. 2018;2(2):22-30. (In Russ.).

10. Loseva A.V., Zaikov K.A., Makaridina E.V. The issue of formation of statistical information-analytical support for elaboration and monitoring regional development strategies. Uchet i statistika = Accounting and Statistics. 2018;(4):81-90. (In Russ.).

11. Boltunov S.A., Lapygin Yu.N. Development of regions and municipalities: In search of methods for developing a regional development strategy. Munit sip al'nay a akademiya. 2021;(2): 115-121. (In Russ.). DOI: 10.52176/ 2304831X_2021_02_115

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Chiliev B.M. Sustainable development of Russian regions: From strategy to tactics. Ekonomicheskaya bezo-pasnost' = Economic Security. 2023;6(2):717-728. (In Russ.). DOI: 10.18334/ecsec.6.2.117877

13. Starodubova A.A., Iskhakova D.D. Innovative strategies of digital enterprises for the implementation of the sustainable development in the regions. n-Economy. 2023;16(1):39-50. (In Russ.). DOI: 10.18721/JE.16103

14. Mutsol'gov A.I. Sustainable development of the region in the implementation of economic development programs. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal = Moscow Economic Journal. 2019;(8):54. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-046X-2019-18054

15. Taranova I.V., Ivashova V.A., Yushchenko I.V. Implementation of an integrated approach to ensure sustainable development of the region. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaistvom). Ekonomicheskie nauki. 2019;(4):82-89. (In Russ.).

16. Ostrovskaya N.V., Putihin K.Yu., Alekseeva A.N. Examples of the implementation of the concept of sustainable development in the regions of the North-Western Federal District. Voprosy ekonomiki i prava = Economic and Law Issues. 2022;(173):64-72. (In Russ.). DOI: 10.14451/2.173.64

17. Korshunov I.V. The problems of sustainable development in regional strategies of the Northwest Federal District. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya = Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development. 2023;(1):8-17. (In Russ.). DOI: 10.52897/2411-4588-2023-1-8-17

18. Dreisis Yu.I., Potasheva I.Yu., Pilosyan E.A. Identification of regional coastal sustainable development policies and strategies of resort regions of the Black Sea coast of Russia. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya= Natural Humanitarian Studies. 2020;(27):81-91. (In Russ.). DOI: 10.24411/2309-4788-2020-00016

19. Dolgushin A.B., Tsukanov A.A., Stepanova A.A. The concept of the sustainable development strategy of the Caspian region. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal = Moscow Economic Journal. 2021;(11):356-375. (In Russ.). DOI: 10.24412/2413-046X-2021-10705

20. Sustainable development goals in the Russian Federation. 2022: Brief statistical collection. Moscow: Rosstat; 2022. 87 p. (In Russ.).

О

о

Сведения об авторах

Елена Алексеевна Синцова

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международных финансов и бухгалтерского учета

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а

Олег Григорьевич Смешко

доктор экономических наук, доцент, ректор Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а

Поступила в редакцию 01.08.2023 Прошла рецензирование 16.08.2023 Подписана в печать 29.08.2023

Information about Authors

Elena A. Sintsova

PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of International Finance and Accounting

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190020, Russia

Oleg G. Smeshko

D.Sc. in Economics, Associate Professor, Rector St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190020, Russia

Received 01.08.2023 Revised 16.08.2023 Accepted 29.08.2023

о <

о

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.