Научная статья УДК 346.51+330.3 ГРНТИ 10.23.51 ВАК 5.1.3
ЭС! 10.35231/18136230 2023 2 202
^^ ас вс^^с^^
Нормативно-правовые основы управления устойчивым развитием российских компаний: статистический анализ, цели, механизмы
И. С. Кокорин! Е. С. Янковская2
1 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
2 Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Россия стабильно участвует в глобальном процессе реализации Повестки устойчивого развития до 2030 года. В связи с этим перед юридической наукой стоит задача оценить состояние и предложить пути совершенствования правовых механизмов управления устойчивым развитием компаний. По данному направлению исследования в статье получены следующие результаты: обоснован вывод о наличии в России необходимой правовой основы для реализации Повестки устойчивого развития, вместе с тем важно продолжить формирование отраслевых стандартов устойчивого развития; итоги проведенного статистического анализа свидетельствуют о преобладании позитивных трендов динамики основных показателей устойчивого развития в России; положения Стратегии социально-экономического развития РФ и современная траектория экономического роста послужили предпосылкой систематического наращивания активности российских компаний в области реализации Целей устойчивого развития; нерешенным и дискуссионным остается вопрос об унификации пакета корпоративных документов, регулирующих устойчивое развитие компаний. По мнению авторов, форсирование процесса унификации корпоративных документов пока было бы преждевременным. Полученная в ходе исследования информация способствует расширению и углублению знаний о нормативно-правовых механизмах управления устойчивым развитием компаний. Ключевые слова: правовые механизмы, устойчивое развитие, управление компаниями, корпоративные акты, стандарты, нормативы, статистический анализ, прогнозирование.
Для цитирования: Кокорин И. С., Янковская Е. С. Нормативно-правовые основы управления устойчивым развитием российских компаний: статистический анализ, цели, механизмы // Ленинградский юридический журнал. - 2023. - № 2 (72). -С. 202-221. DOI 10.35231/18136230_2023_2_202
© Кокорин И. С., Янковская Е. С., 2023
Original article UDO 346.51+330.3 CSCSTI 10.23.51 VAK 5.1.3
DOI 10.35231/18136230 2023 2 202
Regulatory and Legal Framework for Sustainable Development Management of Russian Companies: Statistical Analysis, Goals, Mechanisms
Igor S. Kokorin1, Elizaveta S. Yankovskaya2
1 Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
2 St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy, Saint Petersburg, Russian Federation
Russia is consistently participating in the global process of implementing the 2030 Agenda for Sustainable Development. In this regard, legal science is faced with the task of assessing the state and suggesting ways to improve the legal mechanisms for managing the sustainable development of companies. In this area of research, the following results were obtained in the article. 1. The conclusion about the presence in Russia of the necessary legal basis for the implementation of the Sustainable Development Agenda is substantiated. At the same time, it is important to continue the formation of industry standards for sustainable development. 2. The results of the statistical analysis carried out indicate the predominance of positive trends in the dynamics of the main indicators of sustainable development in Russia. 3. The provisions of the Strategy for the socio-economic development of the Russian Federation and the current trajectory of economic growth served as a prerequisite for a systematic increase in the activity of Russian companies in the implementation of the Sustainable Development Goals. 4. Unresolved and debatable remains the issue of unification of the package of corporate documents governing the sustainable development of companies. According to the authors, speeding up the process of unification of corporate documents would be premature for the time being.
The information obtained in the course of the study contributes to the expansion and deepening of knowledge about the regulatory and legal mechanisms for managing the sustainable development of companies.
Key words: legal mechanisms, sustainable development, company management, corporate acts, standards, regulations, statistical analysis, forecasting.
For citation: Kokorin, I. S., Yankovskaya, E. S. (2023) Normativno-pravovye osnovy upravleniya ustoychivym razvitiem rossiyskikh kompaniy: statisticheskiy analiz, tseli, mekhanizmy [Regulatory and Legal Framework for Sustainable Development Management of Russian Companies: Statistical Analysis, Goals, Mechanisms]. Leníngradskíj yurídícheskíj zhurnal - Leningrad Legal Journal. No. 2 (72). Pp. 202-221. (In Russian). DOI 10.35231/18136230_2023_2 _202
Введение
Как известно, термином «устойчивое развитие» обозначают такую модель управления, ключевым принципом которой является удовлетворение потребностей современного общества в экономической, социальной и экологической сферах таким образом, чтобы не лишать этих же возможностей грядущие поколения людей.
В глобальных масштабах осуществляется деятельность по реализации провозглашенных ООН Целей устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года1. Нормативно-правовое регулирование этого процесса производится на международном, национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях. Первичным звеном данной многоуровневой конструкции являются компании. Они непосредственно формируют и реализуют на локальном уровне программы устойчивого развития и связанные с ним критерии ESG2, стандарты «зеленой экономики».
Готовность компаний участвовать в реализации концепции устойчивого развития и достигнутые ими результаты определяются сложным комплексом предпосылок, факторов, условий. Например, в странах ЕС законодательно утверждены категории компаний, обязанных участвовать в программах устойчивого развития и ежегодно представлять информацию о результатах в виде нефинансовой отчетности. В России же данная деятельность компаний организуется исключительно на добровольных началах. В структуре факторов, влияющих на статус компаний в области устойчивого развития, приоритетная роль принадлежит нормативно-правовому регулированию.
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/systemAiles/Dffidal-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
2 ESG - environment. social, governance (экологическое, социальное развитие и корпоративное управление). Наиболее полная информация о ESG-повестке содержится в трехтомном учебном издании МГИМО "ESG-трансформация как вектор устойчивого развития".
На корпоративном уровне нормативно-правовую основу управления устойчивым развитием представляет комплекс нормативных актов двух типов, которые условно назовем внешними и внутренними. Документы внешней группы включают международные (документы ООН и др.) и национальные (федеральные, региональные, отраслевые) акты. Они определяют «предписанные свыше» возможности, обязанности, ограничения, научно-методические основы организации управления устойчивым развитием компаний. Внутренние акты (корпоративные акты) формируются самими компаниями. Их действие ограничено рамками данной компании, они должны опираться на положения внешних актов и не противоречить им.
Целью данной статьи является комплексный анализ состояния нормативной правовой базы управления устойчивым развитием российских компаний и оценка перспектив ее трансформации на период до 2030 года. Цели соответствует решение следующих задач:
— анализ национально-правовых основ устойчивого развития в Российской Федерации;
— исследование практики разработки корпоративных нормативных документов как инструментов управления устойчивым развитием компаний;
— формирование обобщающих заключительных положений по результатам проведенного исследования.
Национально-правовые основы устойчивого
развития в Российской Федерации
Вопросы устойчивого развития российских компаний достаточно широко освещены в научных публикациях и заключениях экспертов. Их анализ показывает неоднозначность авторских оценок ситуации. Так, М. Ф. Замятина и С. В. Тишков дают следующие весьма оптимистичные
оценки: «Деятельность крупнейших российских компаний, как правило, соответствует принципам устойчивого развития», «крупные компании будут развиваться с учетом ESG-факторов, соответствовать лучшим отечественным и зарубежным практикам» [3]. Ю. В. Зинченко справедливо отмечает наличие проблемы у российских компаний: «С одной стороны, компании, поставляющие свою продукцию на международный рынок, обязаны соответствовать стандартам и нормам, принятым за рубежом. С другой стороны, они должны соответствовать внутренним нормам права»1. Решение проблемы Ю. В. Зинченко видит в том, чтобы гармонизировать российское национальное законодательство с нормами международного права и лучшими зарубежными практиками. Действительно, нельзя отрицать важность учета норм международного права и практического опыта. Но и прямое их дублирование недопустимо. Необходимо в принятии решений опираться прежде всего на национальные цели и интересы, на особенности внутренних и внешних условий, на ресурсную обеспеченность.
По мнению И. А. Кругловой, в условиях трудностей перехода к зеленой экономике «на первый план выходит необходимость разработки государственной стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая стала бы тем целостным документом, в котором были бы интегрированы экологические и социальные проблемы и пути и способы их решения»2. Как нам кажется, подобное решение было бы преждевременным для современной России, так как невозможно обеспечить благополучие в социальной и экологической сферах без достижения устойчивого роста экономики, развития
1 Зинченко Ю. В. Политика корпоративного сектора российской и мировой экономики в условиях перехода к устойчивому развитию (на примере промышленности): дис. ... канд. экон. наук М. Институт народнохоз. прогнозирования РАН. 2020.
2 Круглова И. А. Обеспечение национальной экономической безопасности в условиях развития зеленой экономики: дис. ... д-ра. экон. наук СПб. СПбГЭУ. 2022.
высокотехнологичных производств, обеспечения технологического и финансового суверенитета страны. Мы разделяем мнение И. В. Бородушко о том, что «для достижения ЦУР в России сформирована достаточно полная и качественная нормативно-правовая база, которая продолжает совершенствоваться», «государством и бизнес-сообществом предпринят ряд действий в области реализации Концепции устойчивого развития» [1; с. 118, 126].
Отдельные зарубежные авторы акцентируют внимание на факторах глобального масштаба, влияющих на достижение ЦУР. Отмечается, например, что пандемия COVID-19 замедлила темпы реализации ЦУР, а вооруженные конфликты в Ливии, Ираке, Косово, Афганистане, Украине создают неопределенность в деле достижения ЦУР к 2030 году [10]. В отчете международной организации SDSN1 об устойчивом развитии за 2022 год указано, что из-за множественных кризисов среднемировой индекс ЦУР снижался в 2020-2022 гг., чем обостряется проблема финансирования устойчивого развития. Лидируют по результатам устойчивого развития страны Северной Европы. В отчете отмечено, что среди государств-членов G20 наименьшую поддержку Повестки дня по ЦУР до 2030 года демонстрируют три страны - США, Российская Федерация, Бразилия.
Российское отделение SDSN представлено головной организацией - РАНиГС - и 20-ю научными центрами и исследовательскими лабораториями. Среди них: Лаборатория исследований корпоративных стратегий и поведения фирм, Лаборатория экспертизы законодательства и др. В России ведется работа по внедрению в 2023 году ЦУР в нескольких университетах (МГУ, МГИМО и др.), планируется создание национального индекса устойчивого развития.
1 SDSN - Sustainable Devolopment Solutions Network, всемирная организация, осуществляющая деятельность по активизации перехода к устойчивому развитию на локальном, национальном и глобальном уровнях. Сеть организаций-членов насчитывает более 500 участников из 80 стран.
Благоприятные перспективы в области устойчивого развития возможны лишь при условии устойчивого тренда его экономического компонента. Российские и зарубежные источники единодушно прогнозируют позитивную динамику макроэкономических процессов в России. По оценке МВФ (оценка по состоянию на 11.04.2023 г.) ВВП России возрастет в 2023 г. на 0,7 % и в 2024 г. - на 1,3 %. Оценки Правительства РФ - 1,2 % и 2,1 %, соответственно (по состоянию на 14.04.2023 г.). В 2026 г. ожидается годовой рост ВВП на 3 %. По оценке Минэкономразвития, в 2023 г. инфляция составит 5,3 %, на 5 % увеличится уровень средней заработной платы в реальном выражении (оценки по состоянию на 14.04.2023 г.)1. На совещании по экономическим вопросам 11.04.2023 г. В. В. Путин указал на такие позитивные тенденции в экономике, как значительное увеличение объема розничного товарооборота, рост деловой активности, увеличение ненефтегазовых поступлений в консолидированный бюджет, снижение безработицы до уровня 3,5 %2. По словам В. В. Путина, «наша задача создать базу, основу для долгосрочного, независимого, успешного развития нашей страны»3. Министерством экономического развития сформирован комплекс ключевых механизмов и инструментов управления социально-экономическими процессами4. Тем самым обеспечивается достижение долгосрочных целей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации5.
1 Стенограмма выступления Максима Решетникова на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития. 14.04.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://Www.economy.gov. ru/material/about/collegium/stenogramma_vystupleniya_maksima_reshetnikova_na_sovmestnom_ rasshirennom_zasedanii_kollegiy_minfina_i_minekonomrazvitiya.html (дата обращения: 15.05.2023).
2 Совещание по экономическим вопросам. Стенограмма выступление В. В. Путина. 11.04.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/70897 (дата обращения: 15.05.2023).
3 Выступление В. В. Путина на встрече с Советом законодателей 29.04.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/71047 (дата обращения: 15.05.2023).
4 Выступление М. Решетникова на съезде РСПП 16.03.2023 г. Стенограмма [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_v_scenarnyh_usloviyah_ prognoza_2023_zalozhen_rost_vvp_i_investiciy.html (дата обращения: 15.05.2023).
5 Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) « О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ст. 16.)
Таким образом, как следует из высказываний ученых, экспертов, руководителей высших эшелонов власти, в России сформирована нормативно-правовая база и положено начало процессу реализации ЦУР, ожидается стабильная тенденция роста экономики, составляющая необходимую предпосылку устойчивого развития.
Основополагающими документами в области устойчивого развития являются концепции и стратегии, закладывающие теоретико-правовой фундамент деятельности по достижению ЦУР и определяющие направленность актов более частного характера. Первым в России базовым актом явилась принятая в 1996 году Концепция перехода страны к устойчивому развитию1. Уже в наши дни положения Концепции были конкретизированы в принятом в 2021 году документе - «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации2. Стратегии регионального и отраслевого уровня представлены в России следующими основными документами: Дорожная карта для реализации Повестки дня 2030 года по устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе3; Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ4, Стратегия устойчивого развития сельских территорий5.
1 Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 « О Концепции перехода Российской Федерации
к устойчивому развитию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 15.05.2023).
2 Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р. « Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107200045 (дата обращения: 15.05.2023).
3 Дорожная карта для реализации Повестки дня 2030 года по устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ООН. ESCAP [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescap.org/sites/ default/files/SDGs%20Regional%20Roadmap_Russian.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
4 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р. «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government. ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
5 Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р. «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» (с изм. от 13.01.2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/strateg_2030.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
Нормативно-правовое регулирование устойчивого развития обеспечивают такие документы, как Национальный стандарт РФ «Устойчивое развитие в строительстве»1, Критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации2. Два национальных отраслевых стандарта РФ в области устойчивого развития были введены в действие 01.04.2023 г.3 Однако в целом обеспеченность стандартами устойчивого развития в России недостаточна.
Важнейшими информационно-аналитическими документами в области устойчивого развития в России являются: Представляемый в ООН Добровольный национальный обзор об осуществлении Повестки дня по устойчивому развитию4; Отчет о проведенном Сбербанком исследования ESG-критериев в российских компаниях5; нефинансовая отчетность компаний (на добровольной основе).
Для более разносторонней оценки ситуации целесообразно обратиться к системе показателей устойчивого развития. Достоверную характеристику тенденций в области устойчивого развития российских компаний дают материалы официальной статистики. Росстат ежегодно публикует статистический сборник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации»6. Нами
1 ГОСТ Р 57274.1-2016 «Устойчивое развитие в строительстве» [Электронный ресурс]. URL: https:// protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=205779 (дата обращения: 17.05.2023).
2 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого развития в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/ all/136742/ (дата обращения: 17.05.2023).
3 ГОСТ Р ИСО 21678-2023 «Здания и сооружения», ГОСТ Р 70643-2023/IS0/TS 26030:2019 «Социальная ответственность и устойчивое развитие» [Электронный ресурс]. URL: https://protect.gost. ru/document.aspx?control=7&id=250161&ysclid=lg3drjoqlt285948913; https://inlnk.ru/LAv8Dn (дата обращения: 17.05.2023).
4 Добровольный национальный обзор об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. РФ. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://inagres.hse.ru/ data/2020/03/19/1567829014/Свод%20ДН0%20по%20ЦУР%20(2).pdf (дата обращения: 17.05.2023).
5 ESG в российском бизнесе: влияние новых условиях. ПАО Сбербанк. Октябрь 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/digital/uploads/2022/10/ESG_opros_2610_9c34964c5c.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
6 Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2022. Краткий стат. сб. Росстат. М. 2022. 87 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SGD_2022_RUS.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
использованы для статистического анализа данные сборника за 2022 год.
В приведенной ниже таблице 1 показаны результаты выполненного нами расчета системы статистических показателей, характеризующих динамику числовых параметров по провозглашенным ООН 17 целям устойчивого развития. Программой ООН предусмотрены решение 169 задач и мониторинг соответствующей системы показателей. Нами отобрано для анализа по одному наиболее существенному показателю для каждой из 17 ЦУР. На основе временных рядов за период 2015-2021 гг. были определены парные линейные коэффициенты корреляции (графа 5), построены уравнения регрессии (графа 4) и рассчитаны прогнозные значения показателей на 2025 и 2030 годы (графы 5, 6).
Прогноз построен методом экстраполяции, т. е. заложена гипотеза о сохранении до 2030 года тенденций динамики, которые имели место в период 2015-2021 гг. Данная гипотеза достаточно реалистична. Последствия пандемии и внешнего санкционного давления существенно усложнили условия общественной жизни в стране. Но они же создали ряд новых возможностей и ускорили принятие решения о переходе на качественно новую модель развития экономики. Обеспечение технологического и финансового суверенитета, приоритетное развитие стратегически значимых отраслей, реализация новых инфраструктурных проектов и логистических цепочек позволят эффективнее использовать огромный потенциал страны.
В таблице 1 курсивом обозначены пять показателей, по которым имела место негативная тенденция динамики. По большинству показателей в период 2015-2021 гг. в России наблюдались умеренные позитивные сдвиги. Есть основания ожидать сохранения на последующие годы определенных достижений в области устойчивого
развития. При этом важно, чтобы своевременно осуществлялась актуализация нормативно-правовых основ устойчивого развития с учетом быстро меняющейся внешней и внутренней среды деятельности российских компаний.
Корпоративные нормативные документы
как основополагающие инструменты управления
устойчивым развитием компаний
В России сформированы, как было отмечено ранее, основы правового регулирования устойчивого развития. Менее проработанным остается порядок составления внутрикорпоративных нормативных актов, определяющих конкретные задачи, правила, стандарты, регламенты управления устойчивым развитием компаний. Особенность данной категории документов - их дифференциация по отраслям экономики, видам хозяйственной деятельности, регионам страны.
Например, специфического подхода требует следование критериям устойчивого развития в арктической зоне России, где природная среда особенно хрупкая и уязвимая. Ю. В. Зворыкина и соавторы раскрыли различия между российским и международным правом в регулировании устойчивого развития арктической зоны [4]. Трудно не согласиться с мнением Е. Гладун о том, что «пока в российском законодательстве отсутствуют конкретные правила, касающиеся устойчивого развития в российской Арктике, Правительству будет сложно реализовать международные принципы устойчивого развития на этой территории» [8, с. 19]. Правовые основы управления устойчивым развитием Арктики рассматриваются некоторыми зарубежными исследователями с позиций сотрудничества в области ЦУР арктических и заинтересованных неарктических государств [7].
Таблица 1
Тенденции динамики основных показателей устойчивого развития в Российской Федерации
Цели №, показатели y = a+ bt r 2021 2025 2030
1 2 3 4 5 6
Ц. 1. Население с доходами ниже границы бедности, % y=13,93-0,36t -0,96 11,0 10,0 8,2
Ц. 2. Домохозяйства с нехваткой денег на еду, % y=1,44-0,19t -0,97 0,1 0,0 0,0
Ц. 3. Ожидаемая продолжительность жизни, лет y=72,21-0,03t -0,29 72,76 71,86 71,70
Ц. 4. Население 15-74 лет с навыками ИКТ, % y=73,09+0,59t 0,77 77,5 79,6 82,6
Ц. 5. Женщины в национальных парламентах, % y=14,10+0,47t 0,90 17,2 19,3 21,6
Ц. 6. Обеспечение качественной питьевой водой, % y=84,65+0,64t 0,93 87,4 89,8 93,0
Ц. 7. Электроэнергия от возобновляемых источников энергии, % y=15,39+0,56t 0,90 19,0 21,6 24,4
Ц. 8. Уровень безработицы, % y=5,53-0,09t -0,40 4,8 4,6 4,2
Ц. 9. Продукция высокотехнологичных отраслей в ВВП, % y=20,11+0,55t 0,81 24,5 26,2 28,9
Ц. 10. Оплата труда наемных работников в ВВП, % y=49,71-1,02t -0,88 41,3 38,5 33,4
Ц. 11. Соотношение темпов ввода жилых домов к темпу роста населения y=-0,93+0,02t 0,69 1,13 1,16 1,26
Ц. 12. Утилизованные и обезвреженные отходы производства и потребления, в % к образованным y=54,75-1,51t -0,96 46,6 41,2 33,6
Ц. 13. Выбросы парниковых газов в % к 1990 году y=63,91+0,45t 0,57 64,9 68,9 71,1
Ц. 14. Промысловый запас водных биологических ресурсов, тыс. тонн y=4584,71+92,82t 0,83 5190 5606 6070
Ц. 15. Площадь особо охраняемых природных территорий, % y=11,73+0,38t 0,91 14,1 15,9 17,8
Ц. 16. Предприятия, столкнувшиеся со взяточничеством, % y=27,41+4,37t 0,89 50,2 71,1 93,0
Ц. 17. Доля населения, пользующегося Интернетом, % y=67,26+3,04t 0,99 88,2 100,0 100,0
Таблица 2
Корпоративные документы по устойчивому развитию и ESG-повестке (примеры отдельных компаний)
Компания (рейтинг) Основной документ Акты частного характера (политика, методика, дорожная карта, регламент, стандарт)
НЛМК (1) Стратегия 2022 Политика в области прав человека, Политика по контролю и управлению рисками, Кодекс корпоративной этики, Кодекс этики поставщика, Антикоррупционная политика и др.
«Полюс» (2) Стандарт по системе управления устойчивым развитием Стандарт по сохранению биоразнообразия, Политика в области защиты прав человека, Политика взаимодействия с заинтересованными сторонами, Антикоррупционная политика, Паспорт коррупционного риска, Политика по управлению рисками и др.
«Уралкалий (3) ESG-страте-гия на период до 2025 года Экологическая политика, Политика в сфере охраны труда, Политика в области корпоративной социальной ответственности, Политика в области управления персоналом, Политика взаимодействия с местным сообществом и др.
ЭЛ5-Энерго (ПАО Энел Россия) (4) План по устойчивому развитию на 2022-2024 гг. Кодекс этики, Политика по предотвращению коррупции, Каталог устойчивых решений для строительной площадки, Политика по обеспечению информационной безопасности, Политика по взаимодействию с заинтересованными сторонами, Карта рисков компании и др.
Московский кредитный банк (7) Стратегия в области устойчивого развития, 2021-2023 Политика по противодействию коррупции, Политика по правам человека, Кодекс поведения поставщиков и подрядчиков, Кодекс корпоративного управления, Положение об информационной политике, Порядок предотвращения конфликта интересов и др.
Норникель (8) Стратегия устойчивого развития 12 политик и программных заявлений (права человека, ответственный выбор поставщиков, управление хвостохранилищами, управление водными ресурсами, сохранение биоразнообразия и др.), Дорожная карта, Методика расчета выброса углекислого газа и др.
Роснефть (19) Стратегия-2030 с разделом по ЦУР Политика в области окружающей среды, Кодекс деловой и корпоративной этики, Декларация о соблюдении прав человека, Кодекс поставщика товаров, локальные акты о противодействии коррупции и др.
В сравнении с лучшим зарубежным опытом, как справедливо отмечено в статье О. В. Стаценко, «в России правовое поле оценки воздействия на окружающую среду чрезвычайно узко», «наиболее требовательно на законодательном уровне относятся в Европейском Союзе», «в настоящий
момент социально ответственное повеление в области экологии в США и Европе несколько отличается от России ... Россия стремительно догоняет лидеров в этой области» [5].
В условиях жесткого санкционного давления Запада для России актуальны формирование национальной системы правового регулирования процессов в области достижения ЦУР и разработка российских ESG-стандартов. На федеральном уровне для управления устойчивым развитием российских компаний уже сформирована достаточно развитая регуляторная среда. В Государственной Думе 25.11.2021 г. в Комитете по финансовому рынку были созданы два структурных подразделения: подкомитет по устойчивому развитию и зеленому финансированию и Экспертный совет по устойчивому развитию и зеленому финансированию. Их основная функция - развитие законодательства в области финансирования проектов устойчивого развития (например, путем льготного кредитования, выпуска соответствующих ценных бумаг). Таким образом, создается благоприятная правовая среда для компаний, опирающихся в своей деятельности на ESG-принципы.
Институциональная среда устойчивого развития формируется также в структуре органов исполнительной власти. Так, в Минэкономразвития приказом № 802 от 08.12.2020 г. был создан Экспертный совет по устойчивому развитию. Его цель - поддержка отечественного бизнес-сообщества в вопросах адаптации к международным стандартам в области устойчивого развития и овладения инструментами достижения ЦУР. Не оставлен без внимания также отраслевой аспект устойчивого развития. Например, в структуре Правительства РФ функционирует Правительственная комиссия по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий. На национально-правовом уровне необходимо, как справедливо отмечает Б. А. Шахназаров,
«создание государственной инфраструктуры как основы соответствующей контрольной и стимулирующей устойчивое развитие деятельности, стандартизации отчетов ... Необходимо использование специальных методов правового регулирования - стандартизации и определения соответствия (сопоставительный метод) [6, с. 2].
В Российской Федерации сформировался широкий круг ведущих компаний разных отраслей и сфер деятельности, в управлении которых прочно закрепились цели и принципы устойчивого развития. В ежемесячно публикуемом рейтинговой группой «^АЕХ-Еигоре в России» ESG-рэнкинге представлены 160 российских компаний, наиболее активно следующих принципам устойчивого развития. В апреле 2023 года в первую пятерку компаний-лидеров вошли: НЛМК, «Полюс», «Уралкалий», «ЭЛ5-Энерго», «Полиметалл».
Компании, участвующие в Повестке устойчивого развития, формируют пакет корпоративных актов по ESG и устойчивому развитию. В нем представлен один основополагающий документ и большое число актов частного характера, регулирующих отдельные стороны управления устойчивым развитием компании. Каждая участвующая в Повестке устойчивого развития компания самостоятельно определяет структуру и содержание таких актов. При этом за основу принимаются требования и рекомендации международных и национальных документов об устойчивом развитии. Каждая компания формирует перечень наиболее актуальных для нее Целей устойчивого развития, что определяет структуру и направленность ее корпоративных актов об устойчивом развитии.
Например, для Сбербанка (рейтинг в апреле 2023 г. -51) основным документом по устойчивому развитию является принятый в 2021 г. корпоративный акт - «Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого раз-
вития». Как указано в данном нормативном документе, «Сбер стремится стать лидером в области ESG и устойчивого развития как в финансовой отрасли, так и в стране в целом»1. Основным содержанием документа являются: концептуальные основы Политики; определение принципов, целей и задач деятельности по достижению ЦУР; организационная структура и механизмы управления ESG и устойчивым развитием; порядок ведения мониторинга и отчетности в области устойчивого развития.
Участие в Повестке устойчивого развития принимают также отдельные субъекты малого и среднего предпринимательства. Среди них одним из лидеров в области устойчивого развития является московская инвестиционная компания ПАО «ИК РУСС-ИНВЕСТ». Деятельность компании в области устойчивого развития регулируется следующими корпоративными актами: Стратегия устойчивого развития (основной акт); Экологическая политика; Кодекс этики; Кодекс корпоративного управления; Политика в области прав человека; Антикоррупционная политика и др. Этими документами определяются задачи и механизмы их реализации по девяти ЦУР, которые компания определила для себя в качестве приоритетных (№ 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 17). По мнению генерального директора «ИК РУСС-ИНВЕСТ» А. П. Бычкова, для России важно принятие федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».
Опыт ПАО «ИК РУСС-ИНВЕСТ» является уникальным для России. В зарубежной практике участие субъектов МСП в программе устойчивого развития - распространенное явление. Подмечено, что в зарубежном МСП избегают развития собственного экологического менеджмента, отдавая предпочтение «зеленым закупкам» [12]. Высказывается
1 Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития. ПАО Сбербанк. М. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://Www. sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sber_esg_policy_rus.pdf (дата обращения: 17.05.2023).
мнение о том, что устойчивому развитию МСП способствует цифровая трансформация компаний [11]. Аналогичный вывод вытекает из оценок тенденций цифровизации российскими авторами [2]. В зарубежных публикациях отмечается недостаточное в целом внимание исследователей к проблеме устойчивого развития в сфере МСП [9].
Российские компании - участницы Повестки устойчивого развития проявляют, как уже было сказано, собственную инициативу в вопросах формирования пакета корпоративных документов по ESG и устойчивому развитию. Многообразны решения компаний по перечню и содержанию документов, по датам их принятия и срокам действия. В таблице 2 приведены примеры по нескольким компаниям. Они подтверждают факт отсутствия единых правил и стандартов в данной области. Позитивной стороной этого является отсутствие формализма и простор творческой инициативы компаний. Негативные последствия - затруднены сравнительный анализ, формирование сводных итогов по отрасли, региону, стране. Наибольшие неудобства такая ситуация доставляет заинтересованным сторонам и самим компаниям-активным экспортерам, чьи зарубежные контрагенты требуют строгого соблюдения международных стандартов устойчивого развития.
Законодательное закрепление требования о стандартизации корпоративных документов об устойчивом развитии и обязательной нефинансовой отчетности для России целесообразно, по нашему мнению, лишь в перспективе. В современных условиях такое решение было бы преждевременным. Преобладающее число предпринимателей не видят пока для себя явных преимуществ в ESG-трансформации системы управления компанией. Достаточно напряженные пока условия экономического роста затрудняют реализацию заложенного в концепции устойчивого развития принципа сбалансированности
трех его компонентов - экономического, социального и экологического.
Заключение
Наиболее значимые оценки и выводы, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
— в соответствии с разработанными ООН целями
и критериями устойчивого развития, а также с учетом национальных интересов в Российской Федерации сформирован необходимый комплекс нормативно-правовых актов, обеспечивающий управление процессами в области устойчивого развития;
— результаты статистического анализа динамики показателей устойчивого развития России свидетельствуют об умеренно позитивных тенденциях реализации Повестки устойчивого развития до 2030 года;
— современные тренды экономического роста и государственная стратегия развития страны дают основания для уверенности в постепенном вовлечении все большего числа российских компаний в деятельность по реализации Целей устойчивого развития;
— по мере продвижения по пути реализации Целей устойчивого развития будут возникать необходимость
и возможность более строгого нормативного регулирования процесса формирования пакета корпоративных документов об устойчивом развитии. Тем самым будет создаваться более совершенная нормативно-правовая основа управления устойчивым развитием российских компаний.
Список литературы
1. Бородушко И. В. Нормативно-правовая база устойчивого развития (в мире, в России,
в строительной отрасли) // Ленинградский юридический журнал. - 2023. - № 1 (71). - С. 116-130.
2. Бородушко И. В. Тенденции цифровой трансформации в современной России // Путеводитель предпринимателя. - 2021. - Т. XIV. - № 1. - С. 11-20.
3. Замятина М. Ф., Тишков С. В. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России
и их роль в региональном инновационном развитии // Вопросы инновационной экономики. -2022. - Т. XII. - № 1. - С. 501-518.
4. Зворыкина Ю. В. Тетерятников К. С., Павловский Д. А. Устойчивое развитие Арктики в ходе председательства Российской Федерации в Арктическом совете // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2021. - № 2. - С. 196-234.
5. Стаценко О. В. Зарубежный опыт экологического нормирования на примере западноевропейских стран и США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -№ 6-3 (45). - 2020. - С. 187-188.
6. Шахназаров Б. А. ESG-принципы и устойчивое развитие. Правовые аспекты // Мон ито-ринг правоприменения. - 2022. - № 1 (42). - С. 2-11.
7. Bai Jiayu. China's Engagement in Arctic Governance for Its Sustainable Development Based on International Law Perspective. - Sustainability - 2023. - № 15(6). DOI 10.3390/SU15065429.
8. Gladun. E. Sustainable Development of the Russian Arctic: Legal Consequences.The nispacee journal of public administration and policy. - 2019. - № 2. - Pp. 19-60. DOI: 10.2478/ nispa-2019-0013.
9. Martins A, Branco M. C., Melo P. N., Machado C. Sustainability in Small and Medium-Sized Enterprises: A Systematic Literature Review and Future Research Agenda // Sustainability. - 2022. -№ 14 (11). DOI: 10.3390/SU14116493.
10. Pereira P., Zhao W., Symochko L., Inacio M., Bogunovic I., Barcelo D. The Russian-Ukrainian armed conflict will push back the sustainable development goals // Geography and Sustainability. - 2022. - Vol. III. - Pp. 277-287. DOI: 10.1016/J.GE0SUS.2022.09.003.
11. Philbin S., Viswanathan R., Telukdarie A. Understanding how digital transformation can enable SMEs to achieve sustainable development: A systematic literature review // Small bussiness international review. - 2022 - Vol. XI. DOI: 10.26784/sbir.v6i1.473.
12. Silva G. M., Gomes P. J., Carvalho H., Geraldes V. Sustaineble development in small and medium enterprises: The role of enterpreneurial orientation in supply chain management // Business Strategy and the Environment. - 2021. - Vol. ХХХ. - Pp. 3804-3820. DOI: 10.1002/bse.2841.
References
1. Borodushko, I. V. (2023) Normativno-pravovaya baza ustojchivogo razvitiya (v mire, v Rossii, v stroitel'noj otrasli) [Legal framework for sustainable development (in the world, in Russia, in the construction industry)]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No. 1 (71). Pp. 116-130. (In Russian).
2. Borodushko, I. V. (2021) Tendencii cifrovoj transformacii v sovremennoj Rossii [Trends in Digital Transformation in Modern Russia]. Putevoditel'predprinimatelya - Entrepreneur's Guide. Vol. XIV. No. 1. Pp. 11-20. (In Russian).
3. Zamyatina, M. F., Tishkov, S. V. (2022) ESG-faktory v strategiyah kompanij i regionov Rossii i ih rol' v regional'nom innovacionnom razvitii [ESG factors in the strategies of companies and regions of Russia and their role in regional innovative development. Voprosy innovacionnoj ekonomiki-Russian Journal Of Innovation Economics. Vol. XII. No. 1. Pp. 501-518. (In Russian).
4. Zvorykina, YU. V. Teteryatnikov, K. S., Pavlovskij, D. A. (2021) Ustojchivoe razvitie Arktiki v hode predsedatel'stva Rossijskoj Federacii v Arkticheskom sovete [Sustainable Development of the Arctic during the Chairmanship of the Russian Federation in the Arctic Council]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii - Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. No. 2. Pp. 196-234. (In Russian).
5. Stacenko, O. V. (2020) Zarubezhnyj opyt ekologicheskogo normirovaniya na primere zapad-noevropejskih stran i SSHA [Foreign experience of environmental regulation on the example of Western European countries and the USA]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk - International Journal of Humanities and Natural Sciences. No. 6-3 (45), Pp. 187-188. (In Russian).
6. SHahnazarov, B. A. (2023) ESG-principy i ustojchivoe razvitie. Pravovye aspekty [ESG principles and sustainable development. Legal aspects]. Monitoring pravoprimeneniya - Monitoring of Law Enforcement. No. 1 (42). Pp. 2-11. (In Russian).
7. Bai, Jiayu. (2003) China's Engagement in Arctic Governance for Its Sustainable Development Based on International Law Perspective. Sustainability. No. 15 (6). DOI 10.3390/SU15065429.
8. Gladun, E. (2019) Sustainable Development of the Russian Arctic: Legal Consequences. The Nispacee Journal of Public Administration and Policy. No. 2. Pp. 19-60. DOI: 10.2478/nis-pa-2019-0013.
9. Martins, A, Branco, M. C., Melo, P. N., Machado, C. (2022) Sustainability in Small and Medium-Sized Enterprises: A Systematic Literature Review and Future Research Agenda. Sustainability. No. 14 (11). DOI: 10.3390/SU14116493.
10. Pereira, P., Zhao, W., Symochko, L., Inacio, M., Bogunovic, I., Barcelo, D. (2022) The Russian-Ukrainian armed conflict will push back the sustainable development goals. Geography and Sustainability. Vol. III. Pp. 277-287. DOI: 10.1016/J.GE0SUS.2022.09.003.
11. Philbin S., Viswanathan R., Telukdarie A. (2022) Understanding how digital transformation can enable SMEs to achieve sustainable development: A systematic literature review. Small bussi-ness international review. Vol. VI. DOI: 10.26784/sbir.v6i1.473.
12. Silva, G. M., Gomes, P. J., Carvalho, H., Geraldes, V. (2021) Sustaineble development in small and medium enterprises: The role of enterpreneurial orientation in supply chain management. Business Strategy and the Environment. Vol. XXX. Pp. 3804-3820. DOI: 10.1002/bse.2841.
Личный вклад соавторов
Co-authors' contribution 50/50 %
Об авторах
Кокорин Игорь Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID Ю: 0000-0001-7475^057, е-таП: [email protected]
Янковская Елизавета Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID Ю: 0000-0002-8919-2277, е-таП: [email protected]
About the authors
Igor S. Kokorin, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-7475-4057, e-mail: [email protected]
Elizaveta S. Yankovskaya, Cand. Sci. (Economics), Associate Professor, Saint Petersburg Branch of the Russian Customs Academy, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-8919-2277, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 20.05.2023 Received: 20 May 2023
Принята к публикации: 29.05.2023 Accepted: 29 May 2023
Опубликована: 30.06.2023 Published: 30 June 2023