Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 197-205. Economic Systems. 2022;15(3(58)):197-205.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Научная статья УДК 338.24
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-197-205
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Татьяна Андреевна Спицына
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье приведен анализ опыта ESG-трансформации системы государственного управления на примере ряда субъектов РФ. Выявлено, что процесс интеграции принципов ESG находится на этапе становления и носит в большей степени точечный, а не комплексный характер. При этом показано, что, несмотря на наличие положительного опыта ESG-трансформации на региональном уровне, его тиражирование неразрывно связано с обеспечением устойчивого экономического роста в регионах. Обоснованы практические рекомендации по интенсификации перехода к управлению, основанному на принципах устойчивого развития.
Ключевые слова: ESG-трансформация, ESG-отчетность, устойчивое развитие, индикаторы достижения целей устойчивого развития, углеродная нейтральность, региональное управление
Для цитирования: Спицына Т.А. Использование ESG-трансформации системы государственного управления для обеспечения устойчивого развития региона // Экономические системы. 2022. Том 15, № 3 (58). С. 197-205. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-197-205.
© Спицына Т.А., 2022
STRATEGIC MANAGEMENT
Original article
USING THE ESG TRANSFORMATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM TO ENSURE THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION
Tatiana A. Spitsyna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The paper analyzes the experience of public administration system ESG- transformation on the example of a number of regions of the Russian Federation. It is revealed that the process of integration of ESG principles is at the stage of formation, and is more point-based, rather than complex. At the same time, it is shown that despite the positive experience of ESG transformation at the regional level, its replication is inextricably linked with ensuring sustainable economic growth in the regions. Practical recommendations on the intensification of the transition to management based on the principles of sustainable development are substantiated.
Keywords: ESG transformation, ESG reporting, sustainable development, indicators of sustainable development goals, carbon neutrality, regional management
For citation: Spitsyna T.A. Using the ESG transformation of the public administration system to ensure the sustainable development of the region. Economic Systems. 2022;15(3(58)):197-205. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-3-197-205.
Введение
Под ESG-трансформацией менеджмента понимается такое изменение подходов к управлению, которое в комплексе обеспечивает соблюдение экологических (E - environment) и социальных (S - social) приоритетов, а также принципов прозрачности управления (G - governance). При этом достижение семнадцати целей устойчивого развития ООН (далее - ЦУР), на которые ориентируются большинство развитых стран и ведущие корпорации, базируется на ESG-концепции. Таким образом, понятия «устойчивое развитие» и «ESG-трансформация» неразрывно связаны.
В РФ достигнут существенный прогресс в интеграции ESG-принципов в систему управления на федеральном уровне, который включает:
• в значительной степени сформированную нормативно-правовую базу, охватывающую как общие вопросы устойчивого развития, так и отдельные его аспекты (Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Россий-
ской Федерации к устойчивому развитию», Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» и ряд других);
• разработку ESG-навигатора Аналитическим центром при Правительстве РФ, в котором представлены основные вехи развития концепции устойчивого развития, ведущие международные стандарты в области ESG, приведены нормативно-правовые акты РФ в данной области, даны рекомендации основным секторам экономики по приоритетному соблюдению ЦУР [1];
• учет Федеральной службой государственной статистики достижения целей устойчивого развития по национальному набору показателей, включающему 175 различных индикаторов [2];
• определение института развития ВЭБ.РФ в качестве методологического центра по устойчивому развитию в области инвестиционной деятельности.
Принимая во внимание достигнутые результаты, отметим, что следующим этапом данного процесса должно стать внедрение принципов ESG в стандарты государственного управления на региональном уровне.
Целью настоящей статьи являются анализ лучших практик интеграции ESG-принципов в систему управления на уровне субъектов РФ, выявление направлений интенсификации и тиражирования данного процесса.
Основная часть
На сегодняшний день многие субъекты РФ активно внедряют ESG-ориен-тированный подход к управлению регионом. Положительным опытом ESG-транс-формации обладают Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, Ростовская, Нижегородская, Липецкая, Рязанская области, Республика Татарстан, а также г. Москва, ряд других субъектов Федерации, где разрабатываются региональные стратегии развития, основанные на принципах устойчивого развития. Во многих регионах проводятся необходимые социальные и экологические мероприятия, которые, по своей сути, неразрывно связаны с достижением соответствующих целей устойчивого развития. Однако в связи с отсутствием региональных индикаторов достижения ЦУР и соответствующей ESG-отчетности данные мероприятия не получают должного публичного освещения.
В рамках настоящей статьи для рассмотрения опыта ESG-трансформации выбраны такие субъекты Федерации, как:
• Сахалинская область, где в пилотном режиме реализуется региональная климатическая программа;
• Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где интеграция принципов устойчивого развития в процедуру управления носит наиболее комплексный характер и включает Стратегию развития региона, планы по ЦУР и регулярный мониторинг их достижения;
• Ростовская область, являющаяся первым регионом, где проведен комплексный статистический анализ целей устойчивого развития по перечню национальных показателей устойчивого развития;
• Нижегородская область, которая развивает ESG-повестку путем интеграции усилий органов государственной власти, бизнеса и населения.
ESG-трансформация управления в Сахалинской области представляет особый интерес, поскольку эта область выбрана в качестве пилотного региона, где апробируется создание торговой системы для операций с углеродными единицами на внешних и внутренних рынках. Поставлена цель - достичь углеродной нейтральности к 2025 г Для этого в регионе разработана и утверждена региональная Климатическая программа до 2025 г. Эксперимент предполагает проведение инвентаризации выбросов и поглощения парниковых газов в рамках региона, а также установление квот по выбросам для регулируемых организаций. Соответственно, местным компаниям придется платить, если выбросы превысят установленную квоту. При этом предполагается, что на первом этапе квоты будут распространяться на предприятия, которые эмитируют свыше 50 тыс. тонн СО2-экв. парниковых газов, а с 2025 г. квоты будут распространены на компании, выбросы которых превышают 20 тыс. тонн СО2-экв. парниковых газов [3].
Основные выбросы парниковых газов (95%) в Сахалинской области вызваны деятельностью предприятий энергетического сектора, что обуславливает набор мероприятий, которые собирается предпринять область в борьбе за углеродную нейтральность. К таким мероприятиям следует отнести:
• газификацию Сахалинской области, в том числе перевод на газ котельных, работающих на угле и мазуте;
• развитие возобновляемой энергетики: строительство ветропарков, солнечной электростанции, модернизация ГеоТЭС;
• энергосбережение путем модернизации теплосетей, установки приборов учета энергоресурсов на объектах жизнеобеспечения, цифровизации городского хозяйства;
• развитие электротранспорта и транспорта на газомоторном и водородном топливе вместо транспорта с бензиновыми и дизельными двигателями.
Кроме того, в области планируется развивать отрасль обращения с отходами путем увеличения доли раздельно собираемого мусора и вовлечения населения в данный процесс, запуска инфраструктуры по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), уборки несанкционированных свалок.
В рамках рассматриваемой Климатической программы также предполагается до 2025 г. реализовать не менее одного пилотного проекта по улавливанию, хранению и использованию углекислого газа. Планируется развитие водородной энергетики, поскольку преимуществами водорода являются возможность его получения из различных источников и отсутствие выбросов углекислого газа при его использовании в качестве энергоносителя. Для этого на территории региона создадут Сахалинский водородный кластер, где будут апробированы новые технологии по использованию водорода в различных секторах экономики.
Кроме развитого энергетического сектора, Сахалинская область имеет большие запасы лесного фонда, которые обладают свойством естественного поглощения парниковых газов. Именно поэтому одной из насущных проблем
является сохранение лесного массива области. Для этого предполагается развивать систему мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, проведение лесовосстановления там, где это не происходит естественным путем.
Особое значение Сахалинского эксперимента заключается в том, что выработанные подходы по достижению углеродной нейтральности могут быть тиражированы на национальном уровне.
Таким образом, ряд таких фактов, как разработка климатической стратегии, присоединение г Южно-Сахалинска к Глобальному соглашению мэров по вопросам климата и энергетики (Global Covenant of Mayors for Climate & Energy), меры государственной поддержки по переходу к «зеленой экономике» (субсидии, возмещающие затраты на газовое переоборудование автомобиля, газификацию жилья, снижение тарифов для юридических лиц, осуществляющих деятельность по зарядке электромобилей и др.) свидетельствуют о происходящей ESG-трансформации государственного управления в Сахалинской области.
Среди положительных практик ESG-трансформации государственного управления стоит выделить опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Административный центр региона г. Ханты-Мансийск - лидер рейтинга устойчивого развития российских городов в 2022 г., подготовленного агентством «Эксперт РА» [4].
Учет принципов устойчивого развития зафиксирован в главном документе региона - Стратегии социально-экономического развития до 2030 г. В качестве главных приоритетов региона в ней обозначены «умная» экономика, «здоровая» экология и повышение конкурентоспособности человеческого капитала [5]. По сути, это и есть факторы, формирующие концепцию ESG.
В регионе разработан план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики округа. По данным Федеральной службы государственной статистики, учет достижения ЦУР ведется по 114 национальным показателям.
Регион проводит активную социальную политику. В Югре при рождении третьего и последующих детей, помимо полагающихся мер федеральной поддержки, предусмотрен Югорский материнский капитал, который может быть направлен как на улучшение жилищных условий семьи, приобретение транспортного средства, так и на образование ребенка или родителя, получение медицинской помощи.
Для достижения ЦУР № 2 «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства» особое внимание уделяется малым формам хозяйствования. Так, фермерские хозяйства обеспечивают регион сельскохозяйственной продукцией более чем на 50%. В Югре предоставляется государственная поддержка в форме субсидий на развитие северного оленеводства, приобретение семенного фонда, племенного молодняка, закупку удобрений.
Для достижения ЦУР № 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» в регионе уделяется особое внимание развитию цифровой инфраструктуры. Уровень покрытия интернетом в Югре - один из самых высоких в РФ - бо-
лее 90% населения. Интересным в данном контексте является проект «1Т - стойбище», цель которого - обеспечение коренных малочисленных народов севера (далее - КМНС), ведущих кочевой образ жизни, доступом к сети Интернет. В результате реализации мероприятий проекта 61% представителей КМНС получили возможность пользования интернетом [6].
Среди препятствий к устойчивому развитию региона также следует отнести слабый уровень развития сортировки отходов и организации их вторичной переработки (ЦУР 12); преобладающим способом утилизации отходов в регионе является захоронение ТКО на полигонах.
К положительному вкладу региона в устойчивое развитие следует отнести развитие экологического туризма, создание особо охраняемых природных территорий, проведение лесовосстановительных работ. Кроме того, в регионе увеличивается доля населения, получающего государственные услуги в цифровом формате. Округ традиционно занимает высокие места в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности, что свидетельствует о комфортных условиях ведения бизнеса в регионе.
Таким образом, в Югре сложился системный подход к ESG-трансформации государственного управления. Среди направлений развития в данной области следует выделить необходимость разработки мероприятий по устранению «узких мест» в достижении целей устойчивого развития и их отражении в отчетности, доступной для широкого круга пользователей.
В Ростовской области принята Стратегия развития региона до 2030 г., базирующаяся на принципах устойчивого развития. В 2019 г. Ростовская область первой из субъектов Федерации осуществила комплексный анализ достижения ЦУР по национальным показателям устойчивого развития. В 2021 г. опубликовано второе издание статистического сборника, который содержит анализ результатов достижения ЦУР за период с 2016 по 2020 г. [7]. Более того, данное исследование - один из немногочисленных примеров региональной статистики в мире по достижению целей устойчивого развития.
Тем не менее регион занимает только 27-е место в рэнкинге РАЕХ, имея невысокие показатели по компонентам S и G. Это свидетельствует о том, несмотря на начавшийся процесс ESG-трансформации, что ESG-риски в регионе еще достаточно высоки [8].
Интересным является опыт ESG-трансформация в Нижегородской области. В регионе акцент делается на взаимодействии органов государственной власти и бизнеса в вопросах ESG-трансформации. Нижегородская область заключила «зеленый меморандум» с ПАО Сбербанк, цель которого - совместная реализация проектов по улучшению экологической обстановки в регионе, переработке ТКО, развитию цифровой культуры. В 2021 г. Сбербанк реализовал пилотный проект по разработке ESG-модели региона, который включал диагностику ESG-зрелости региона и разработку стратегических целей в данной области. Для дальнейшей ESG-трансформации региона на базе Корпоративного
университета Правительства Нижегородской области был создан центр компетенций ESG [9, 10].
К достижениям региона в области устойчивого развития следует отнести:
• вовлечение в ESG-повестку муниципальных районов области (в пилотном режиме);
• разработку пакета рекомендаций для ESG-трансформации бизнеса, который предназначен для более чем 6000 предприятий региона;
• реализацию проекта «Волонтеры ESG», направленного на популяризацию философии устойчивого развития и призванного объединять усилия власти, бизнеса и населения;
• создание «клуба ESG» по инициативе Нижегородской области для обмена лучшими региональными практиками ESG-трансформации между субъектами Федерации;
• разработку бонусной программы «Доброрубль» для поощрения социально активных людей, включенную Агентством стратегических инициатив в число лучших практик устойчивого развития, которые можно тиражировать и в других регионах. В рамках данной программы участникам различных культурных, волонтерских, спортивных мероприятий начисляют «доброрубли», которые они могут тратить на посещение музеев, физкультурно-оздоровительных комплексов, обменивать на скидки в магазинах-партнерах. Проект способствует объединению усилий государства, бизнеса и населения для воплощения в жизнь различных социальных и экологических инициатив.
Заключение
Проведенный анализ ESG-трансформации систем государственного управления на региональном уровне позволяет сделать следующие выводы:
1. ESG-трансформация находится в начале своего пути, поскольку, несмотря на декларацию приверженности принципам ESG ведущими регионами, комплексная интеграция ESG-повестки в деятельность органов власти - от разработки Стратегии развития субъекта Федерации до установления конкретных планов региона по измеримому достижению ЦУР и подготовки регулярной отчетности об этом - фактически отсутствует. Регионы, как правило, ограничиваются только разработкой Стратегии либо подготовкой отчета о достижениях в данной области при отсутствии конкретных измеримых целей в области ESG. Рос-стат ведет мониторинг национальных показателей устойчивого развития, однако в силу региональной специфики одно и то же значение показателя может быть по-разному интерпретировано в зависимости от региона.
2. ESG-повестка успешно развивается в наиболее финансово обеспеченных регионах. Среди субъектов РФ, обладателей лучших практик ESG-трансформации, большинство относятся к регионам-донорам [11]. Практически те же самые регионы отличаются наибольшей инвестиционной привлекательностью и наиболее высоким уровнем жизни населения [4]. Таким образом,
несмотря на накопление положительного опыта ESG-трансформации, проблема его тиражирования на другие субъекты Федерации неразрывно связана с созданием условий для экономического развития наименее обеспеченных регионов.
3. Для повышения качества деятельности в области ESG регионам целесообразно не только выявлять проблемы в достижении ЦУР, но и формулировать предложения по ее решению. Так, в своем отчете о достижении ЦУР в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отражена проблема со снижением доли зеленых насаждений в общей площади городских территорий, однако конкретных рекомендаций по улучшению данной ситуации не сформировано.
В целом ESG-трансформация систем государственного управления в первую очередь должна заключаться в учете органами власти последствий своих решений и их влияния на жизнь будущих поколений. Иными словами, речь идет о трансформации краткосрочного сознания, ограниченного периодом полномочий отдельных должностных лиц, в способность к управлению на основе долгосрочного и стратегического подхода.
Список источников
1. ESG-навигатор 2.0 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.rU/uploads/pdf/ESG.2.0.pdf (дата обращения: 23.08.2022).
2. О целях устойчивого развития // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg (дата обращения: 23.08.2022).
3. Климатическая программа Сахалинской области на период до 2025 года. URL: https://
ecology.sakhalin.gov.ru/fileadmin/user_upload/klimaticheskaja_programma_A4_final_4_5_.pdf
(дата обращения: 23.08.2022).
4. ESG-оценка развития российских городов // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/ researches/sus_dev/esg_city_development_2022/?ysclid=l8e9fv9ss8947700035 (дата обращения: 23.08.2022).
5. О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 № 101-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/411709517 (дата обращения: 23.08.2022).
6. Обзор о достижении целей устойчивого развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, 2021 год // Региональный аналитический центр. URL: https://racugra.ru/wp-content/uploads/2022/04/0bzor-TSUR-YUgry-2021.pdf?ysclid=l8e2aslq6n966332008 (дата обращения: 23.08.2022).
7. Ростовская область - движение к целям устойчивого развития 2016-2020 : информационно-аналитический материал. Ростов-на-Дону, 2021. URL: https://rostov.gks.ru/ storage/mediabank/7DwI4Sd7/Цур_2021_сайт.pdf (дата обращения: 23.08.2022).
8. ESG-рэнкинг субъектов РФ. URL: https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_regions/ESG_rating_ regions/2021 (дата обращения: 23.08.2022).
9. ESG-трансформация Нижегородской области / Корпоративный университет Нижегородской области. URL: http://176.67.241.74/files/ESG-transform.pdf (дата обращения: 23.08.2022).
10. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах. URL: https:// asi.ru/government_officials/rating/?ysclid=l6dnm5lnx7724998590 (дата обращения: 23.08.2022).
11. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://minfin. gov.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2022_2024/?id_38=134942-raspredelenie_dotatsii_na_
vyravnivanie_byudzhetnoi_obespechennosti_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_2022_god_i_ planovyi_period_2023_i_2024_godov (дата обращения: 23.08.2022).
References
1. ESG-navigator 2.0. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. URL: https://ac.gov.ru/uploads/pdf/ESG.2.0.pdf. (In Russ.).
2. On Sustainable Development Goals. Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg. (In Russ.).
3. Climate program of the Sakhalin region for the period up to 2025. URL: https://ecology. sakhalin.gov.ru/fileadmin/user_upload/klimaticheskaja_programma_A4_final_4_5_.pdf. (In Russ.).
4. ESG-assessment of the development of Russian cities. Expert RA. URL: https://raexpert.ru/ researches/sus_dev/esg_city_development_2022/?ysclid=l8e9fv9ss8947700035. (In Russ.).
5. On the Strategy of Socio-economic Development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra until 2030 : Decree of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra dated 03/22/2013 No. 101-rp. URL: https://docs.cntd.ru/document/411709517. (In Russ.).
6. Review of the achievement of sustainable Development Goals in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, 2021. Regional Analytical Center. URL: https://racugra.ru/wp-content/ uploads/2022/04/Obzor-TSUR-YUgry-2021.pdf?ysclid=l8e2aslq6n966332008. (In Russ.).
7. Rostov Region - movement towards the Sustainable Development Goals 2016-2020 : information and analytical material. Rostov-on-Don, 2021. URL: https://rostov.gks.ru/storage/ mediabank/7DwI4Sd7/Цур_2021_сайт.pdf. (In Russ.).
8. ESG-ranking of the subjects of the Russian Federation. URL: https://raex-rr.com/pro/ESG/ ESG_regions/ESG_rating_regions/2021. (In Russ.).
9. ESG-transformation of the Nizhny Novgorod region. Corporate University of the Nizhny Novgorod Region. URL: http://176.67.241.74/files/ESG-transform.pdf. (In Russ.).
10. National rating of the investment climate in the regions. URL: https://asi.ru/government_ officials/rating/?ysclid=l6dnm5lnx7724998590. (In Russ.).
11. Distribution of subsidies to equalize the budgetary provision of the subjects of the Russian Federation for 2022 and the planning period of 2023 and 2024. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/regions/mb/mb2022_2024/?id_38=134942-raspredelenie_dotatsii_na_vyravnivanie_ byudzhetnoi_obespechennosti_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_2022_god_i_planovyi_ period_2023_i_2024_godov. (In Russ.).
Информация об авторе
Т.А. Спицына - кандидат экономических наук, доцент научно-образовательного центра финансов и инвестиций Института финансов и устойчивого развития.
Information about the author
T.A. Spitsyna - Ph.D. in economic sciences, senior lecturer of scientific and educational center of finance and investments, Institute of finance and sustainable development.
Статья поступила в редакцию 15.08.2022; одобрена после рецензирования 25.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.
The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 25.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.