15. Закон № 12187 от 29.12.2009 «Национальная политика Бразилии по изменению климата» //[Электронный ресурс] URL: http://www.braziliannr.com/brazilian-environmental-legislation/law-no-12187-brazilian-national-policy-on-climate-change/
16. Джандубаева Т.З., Ерофеева К.Ю. Глобальное изменение климата: пути правового регулирования в Бразилии. // Юридическая наука. 2018. №6. - С. 46-48.
17. Российская Ассоциация содействия ООН. Регионы России и цели устойчивого развития ООН. Выпуск №6. 2019 г. - 162 с.
18. Игнатенко, Г. В. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. -6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 752 с.
Для цитирования: Чернядьева Н.А. Цели устойчивого развития как фактор развития международного и национального права // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С. 19-23.
Чернядьева Н.А.
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА
Аннотация. Статья посвящена исследованию целей устойчивого развития как фактору развития международного и национального права. Автор показывает, что ЦУР - это системное и традиционное для ООН направление деятельности. Проведенное исследование показывает, что Россия успешно реализует ЦУР в национальном праве и правоприменительной практике
Ключевые слова: международное право, права человека, цели устойчивого развития (ЦУР), устойчивое развитие, повестка 2030, социально-экономическое развитие Российской Федерации.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS AS A DEVELOPMENT FACTOR FOR INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGAL SYSTEMS
Abstract. The article is devoted to the study of sustainable development goals as a factor in the development of international and national law. The author shows that the SDGs are a systemic and traditional direction for the UN. The study shows that Russia successfully implements the SDGs in national law and law enforcement practice. Keywords: international law, human rights, sustainable development goals (SDGs), sustainable development, agenda 2030, socio-economic development of the Russian Federation.
«Истинный преобразующий потенциал Повестки 2030 года может быть реализован с помощью системного подхода, который поможет найти и реализовать компромиссы, предоставляющие максимум дополнительных преференций»
Г. Х. Брундтланд1
Проблема безопасного и стабильного глобального развития была в сфере внимания ООН практически с начала ее деятельности. Обращает внимание п. 3 ст. 1 Устава ООН, которая по своему духу вполне соответствует принятым в 2015 г. Целям устойчивого развития [1]: [ООН преследует Цели...] Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.[2]
В статье 55 Устава ООН установлено, что «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:
a) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области
1 Бывший премьер-министр Норвегии, бывший генеральный директор Всемирной Организации Здравоохранения, глава Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
культуры и образования;
c) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Приведенные уставные положения перекликаются с содержанием статьи 13, устанавливающей полномочия Генеральной Ассамблеи ООН.
Таким образом, деятельность, направленная на «устойчивое развитие», не взирая что этот термин сформулирован лишь в ХХ1 веке, традиционно входит в повестку ООН.
Со временем, столкнувшись с быстрыми технологическими изменениями, с ростом мирового потребления и численности населения, с фатальным по последствиям изменением климата, результатом которого стало понимание угрозы экологической и социальной катастрофы, международное сообщество поставило проблему сохранения планеты и безопасности экологической среды как ключевую в деятельности ООН. Для разрешения этой проблемы последовательно были предложены программы.
Первой вехой на пути формирования идеологии устойчивого развития стала Стокгольмская конференция ООН 1972 г. которая подтвердила факт глубокого экологического неблагополучия, сложившегося не только в отдельных регионах, но и на планете в целом, а также признала, что линия мирового развития, ориентированная в первую очередь на удовлетворение постоянно растущих потребностей человечества, вошла в глубокий конфликт с окружающей средой. [3]
Непосредственным результатом конференции в Стокгольме также явилась разработанная и принятая 15 декабря 1972 г. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в задачу которой входила оценка состояния окружающей среды и выявление проблем, для решения которых необходимо международное сотрудничество. [4]
На конференции ООН в Найроби (1982 г.) была сформирована Международная комиссия по окружающей среде и развитию, ставшей первым международно-правовым институтом, систематизировавшим основные экологические проблемы, и предложившей понимание устойчивого развития как типа развития, который «удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». [5, р. XVI]
На конференции ООН в Рио-де-Жанейро («Саммит Земли», 1992 г.) была принята программа ООН «Повестка дня на XXI век» [6], ставшая основой для разработки национальных программ по переходу к устойчивому развитию, которую к настоящему времени имеют более ста стран мира. Именно после этого форума термин «устойчивое развитие» (sustainable development) приобрел широкое распространение в международном и национальном праве.
Результатом амбициозного и символического Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.) стало принятие Декларации тысячелетия ООН [7], в которой было предложено всем государствам претворить в жизнь Цели развития тысячелетия - ЦРТ (мир, безопасность и разоружение; развитие и искоренение нищеты; охрана нашей общей окружающей среды; права человека, демократия и благое управление; защита уязвимых; удовлетворение особых потребностей Африки; укрепление ООН).
В конце 2015 года ООН подвела итоги этой программы развития. Согласно опубликованному отчёту, ООН удалось добиться значительных успехов и многие поставленные цели были выполнены. [8, с. 3-9] Так, в два раза сократились масштабы крайней нищеты (на 700 млн человек), 2,3 млрд человек имеют стабильный доступ к чистой питьевой воде, улучшилась ситуация с инфекционными заболеваниями (прежде всего с малярией и туберкулезом) в общемировом масштабе. [9, с. 65]
Однако, как отмечено в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка до 2030 г.), окончательного достижения этих целей не удалось достичь. Представляется, что одной из причин низкой эффективности работы ООН стала институциональная аморфность ЦРТ, переоценка инициативности государств в части добровольного оказания помощи нуждающимся странам.
Принятие целей в области устойчивого развития (ЦУР) в сентябре 2015 года стало ключевым моментом в достижении консенсуса в отношении неотложных, всеобъемлющих действий. В Повестке дня содержатся 17 целей в области устойчивого развития и 169 задач/ показателей реализации целей. Их реализация предполагается к 2030 году. Они, как это указано в документе, носят комплексный и неделимый характер и
обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. Цели в области устойчивого развития охватывают все аспекты жизнедеятельности: здоровье, образование, окружающая среда, справедливость, безопасность и недискриминация и др.
Повестка дня в области устойчивого развития имеет принципиальную основу. Так, можно отнести к принципиальным положениям (п. 12, 17, 21, 38, 59 Повестки):
- требование общих усилий государств;
- полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью;
- приверженность международному праву;
- уважение прав человека и недопустимость дискриминации;
- признание права государства на пространство для национального стратегического маневра в деле обеспечения поступательного, всеохватного и устойчивого экономического роста;
- признание значения региональных и субрегиональных факторов;
- уважение территориальной целостности и политической независимости государств;
- признание вариативности подходов, стратегий, моделей и инструментов, имеющихся в распоряжении каждой страны;
- подтверждение всех принципов Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, в том числе, принципа общей, но дифференцированной ответственности.
В отличие от ЦТР, цели устойчивого развития распространяются на все государства, а не только на развивающийся мир. Повестка до 2030 г. предполагает расширение международного сотрудничества, отказ от торговых войн, от введения любых односторонних ограничительных «.. .экономических, финансовых и торговых мер, которые не соответствуют международному праву и Уставу ООН» (п. 30 Повестки до 2030 г.).
Еще одним отличием Повестки до 2030 г. можно признать ее более конкретный и «технический» характер. Сформулированные 169 задач, которые фактически являются показателями - ориентирами достижения заявленных амбициозных целей, способны показать прогресс государств по ЦУР.
Однако Повестка не лишена ряда проблемных аспектов, которые способны оказать негативное воздействие на ее реализабельность. Так, как и Декларация тысячелетия, она не предусматривает каких-либо конкретных международно-правовых механизмов ее исполнения. Кроме того, Повестка до 2030 г. не обеспечена достаточным объемом международно-правовых предписаний, направленных на ее осуществление. [10, с. 112-113] Повестка до 2030 г. ориентирована на совместную работу государств-доноров, на принятие политических решений, добровольное участие в программах развития нуждающихся стран.
Таким образом, достижение ЦУР - это задача, стоящая не только перед ООН и всем международным сообществом, но и перед каждым ответственным государством. В целях устойчивого развития требуется принятие национальных программ социально-экономического развития, учитывающих положения Повестки до 2030 г.
Россия активно участвовала в формировании повестки ООН в области устойчивого развития с учетом своих приоритетов, таких как содействие устойчивому промышленному развитию, обеспечение безопасности дорожного движения, формирование здорового образа жизни, борьба с неинфекционными заболеваниями, расширение надежного доступа к базовым услугам в области энергетики, транспорт, образование, здравоохранение, социальная защита.[10, с. 190; 11, с. 89]
Координацией деятельности связанной с изменением климата и обеспечением устойчивого развития в РФ занимается Межведомственная рабочая группа при Администрации Президента РФ, созданная с целью обеспечения эффективного взаимодействия государственных органов, общественных объединений и научных организаций. [13] Основной акцент на исполнении ЦУР в национальном пространстве возложен на органы исполнительной власти. При этом обращает на себя внимание то, что реализация ЦУР не выделяется в качестве самостоятельных направлений в деятельности государственных органов. Этот факт, как, впрочем, и то, что в РФ отсутствует
специальная нормативно-правовая база, посвященная задачам ЦУР, критикуется в научной литературе. Так, указывается, что без законодательно-институциональной структуры проблематичным выглядит формирование системного подхода, обеспечивающего единство социальных, экономических и экологических аспектов устойчивого развития; создание прозрачной системы отчетности, определение компетентности чиновников по вопросам реализации ЦУР. [14, с. 61]
Действительно, большая часть задач устойчивого развития в России реализуется через концептуальные документы, предусматривающие общие или специальные программы развития нашего государства. Примером такого нормативно-правового акта может служить Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [15] В них, как справедливо отмечает Председатель Российской ассоциации содействия ООН А. Торкунов, отражены все ЦУР и предлагаются меры по их реализации. [16, с. 46-47]
И российские, и международные эксперты [17] отмечают успешное исполнение Россией большинства ЦУР. Россия показывает хорошие показатели по следующим направлениям: борьба с голодом, нищетой и с изменением климата (ЦУР 1, 2 и 13), обеспечение качественного образования (ЦУР 4), использование современных и чистых источников энергии (ЦУР 7), содействие занятости (ЦУР 8), формирование устойчивых городов и населенных пунктов (ЦУР 11).
При этом критическая оценка РФ по обеспечению гендерного равенства (ЦУР 5), доступа к здравоохранению и благополучию (ЦУР 3), правосудию и построение миролюбивого общества (ЦУР 16), а также по борьбе с неравенством и низким уровнем качества жизни (ЦУР 10), как представляется, основана на недостаточно объективных критериях и не отражает реального места России в системе государств - участников программы устойчивого развития ООН. В Докладе о человеческом развитии 2019, подготовленном ПРОООН, констатируется очень высокий уровень человеческого развития в России (49 общее место, индекс 0.824). [18, р. 303] Представляется, что это подтверждает правильный вектор политико-правового поведения нашего государства в направлении реализации ЦУР. В нашем государстве созданы материально-правовые условия для ЦУР, но требуется время, чтобы они качественно были интегрированы в социальную действительность и правоприменительную практику.
Конечно, все вышесказанное не должно расцениваться как утверждение о беспроблемности России в сфере устойчивого развития. Думается, что для более эффективного исполнения ЦУР следует активизироваться негосударственным (частным) субъектам, как перспективным участникам программ развития и разделить с государством ответственность в сфере построения более успешного отечественного государства и общества.
Пристатейный библиографический список:
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. — ООН, Нью-Йорк, сентябрь 2015 г. Doc. A/RES/70/1. 21 October 2015. [Электронный ресурс] URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1 ru.pdf
2. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР. 1956. № 12.
3. Stockholm+40 - Partnership Forum for Sustainable Development, Conference report. Reference No.: M2012.06. Published 12 June 2012. [Электронный ресурс] URL: https://www.government.se/information-material/2012/06/stockholm40—partnership-forum-for-sustainable-development-conference-report/
4. Зенгина Т.Ю. Международная конференция «Стокгольм+40: Партнерство во имя устойчивого развития» [Электронный ресурс] URL: http://www.geogr.msu.ru/upload/news/stockholm apr 2012.pdf
5. The Future is Now Science for Achieving Sustainable Development. Global Sustainable Development Report 2019. United Nations. 2019.
6. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. [Электронный ресурс]URL: https ://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/agenda21.shtml
7. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года
8. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк. 2015.
9. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А. Достижение целей устойчивого развития (2016-2030): международно-правовое измерение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 1. С. 65-78.
10. Бекяшев К.А. Бекяшев Д.В. Вклад Российской Федерации в развитие современного международного права // Актуальные проблемы российского права 2019. №7. С. 106-114.
11. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России// Вестник международных организаций. Т. 14. № 1 (2019) С. 189-206.
12. Трифонов С.Г. Трифонова К.В. Конституционно-правовой аспект имплементации международно-правовых норм о социальном обеспечении в российское законодательство // Правовой порядок и правовые ценности: сборник научных статей III Национальной научно-практической конференции 27-28 сентября 2019 г. Ростов н/Д. 2019. С. 87-95.
13. Распоряжение Президента РФ от 13 декабря 2012 № 563-рп «О межведомственной рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития».
14. Смирнова Т.С., Камышников И.Н. Проблемы реализации целей устойчивого развития в России. // Московский экономический журнал. 2019. № 8. С. 61.
15. Российская газета. 9 мая 2018 г.
16. Регионы России и Цели устойчивого развития ООН. Российская ассоциация содействия ООН. Доклад. 2019. 87 с.
17. United Nations Development Programme. Human Development Reports. Russian Federation. Human Development Indicators. [Электронный ресурс] URL : http ://hdr.undp. org/en/countrie s/profile s/RU S.
18. Доклад о человеческом развитии 2019. За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке. 2019 By the United Nations Development Programme 1 UN Plaza, New York. 608 р.
Для цитирования: Чернядьева А.С., Еремина И.С. Международно-правовая позиция Франции по вопросам экологии и экологической безопасности // Океанский менеджмент. 2021. № 3(12). С.23-27.
Чернядьева А.С.
Научный руководитель: Еремина И.С.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме изменения климата в мире и особенностям национального законодательства республики Франция по этому вопросу. Также проводится анализ международно-правовой позиции Франции в сфере борьбы с изменением климата и обеспечения экологических прав человека. В статье особо акцентируется внимание на особенностях национально-правовых механизмов Франции по обеспечению благоприятной экологической обстановке в стране. Ключевые слова: изменение климата, цели устойчивого развития, Гётеборгский протокол, экологический кодекс Франции.
FRANCE'S INTERNATIONAL LEGAL POSITION ON ENVIRONMENTAL ISSUES
AND ENVIRONMENTAL SAFETY
Abstract. The article is devoted to the actual problem of climate change in the world and the peculiarities of the national legislation of the Republic of France. The author analyzes the international legal position of France in the field of combating climate change and ensuring environmental human rights. The author pays special attention in the article to the peculiarities of the national legal mechanisms of France to ensure a favorable environmental situation in the country
Keywords: climate change, Sustainable Development Goals, the Gothenburg Protocol, the Environmental Code of France
Актуальность темы исследования обусловлена важностью борьбы с проблемами изменения климата, в том числе при проведении мероприятий по сохранению благоприятной окружающей среды. Антонио Гутерриш - Генеральный секретарь ООН с