ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО РОССИИ1
В статье рассматриваются долгосрочные цели устойчивого развития, утвержденные ООН (2015 г.) и одобренные всеми странами. В рамках поиска новой модели развития российской экономики обосновываются задачи включения в разрабатываемые долгосрочные документы развития страны концепции устойчивости, базирующейся на сбалансированности экономических, социальных и экологических компонент.
Долгосрочные цели мирового развития в XXI в. были сформулированы в концептуальных документах ООН. На конференции ООН в сентябре 2015 г. были утверждены Цели устойчивого развития на период 2016-2030 гг. для всех стран мира [1]. В декабре 2015 г. ООН приняла программу борьбы с изменениями климата и его последствиями за пр^елами 2020 г., включая целевые показатели, основанные на индикаторах объемов выбросов парниковых газов и температурных изменений [2]. В июне 2012 г. была выдвинута стратегия для будущего человечества, базирующаяся на концепции устойчивого развития, в основе которой лежит переход к «зеленой» экономике [3]. Намеченные приоритеты развития официально были поддержаны Россией как документы, которые следует учитывать на долгосрочную перспективу.
При анализе целей устойчивого развития ООН (Sustainable Development Goals) и российских аспектов их возможной адаптации для разработки документов на перспективу важно отметить несовпадение трактовки понятия устойчивого развития в мире и в России. Если в нашей стране современные стратегии и программы используют этот термин, прежде всего, в контексте устойчивого экономического роста, то в мире под устойчивым развитием понимается гораздо более фундаментальный процесс - сбалансированное развитие экономических, социальных и экологических компонент. Такое понимание закреплено в документах международных организаций и стратегий развития всех развитых стран после Конференции ООН в 1992 г. и принятия на ней стратегического документа для человечества «Повестка дня на XXI век» [4], в котором признана невозможность устойчивого развития только за счет экономического роста.
Цели устойчивого развития. Цели устойчивого развития (ЦУР) пришли на смену Целям развития тысячелетия ООН (ЦРТ), срок действия которых был установлен с 2000 по 2015 г. ЦРТ получили официальное признание и широкое распро-
2 п
странение в мире и в отдельных странах . С методической и прикладной точек зрения система ЦРТ конструктивна и относительно проста в использовании; она направлена на решение социо-эколого-экономических проблем. Все государства -члены ООН взяли на себя обязательство содействовать достижению этих целей и содержащихся в них целевых индикаторов к 2015 г. В целом человечеством был достигнут значительный прогресс в реализации ЦРТ [6].
Система ЦУР сохранила методический подход ЦРТ «цель-задачи-индикаторы» и также имеет трехуровневую конфигурацию. Семнадцать целей этой системы охватывают три составляющих устойчивого развития - социальную, экономическую
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (Проект № 15-1730009. «Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий в условиях глобальных изменений климата»).
2 В рамках проектов Программы развития ООН (ПРООН) авторы участвовали в адаптации ЦРТ для России; один из авторов (С.Н. Бобылев) был руководителем авторских коллективов специальных Докладов о человеческом развитии ПРООН, в рамках которых были опубликованы основные разработки по ЦРТ для России (2005, 2007, 2010) [5].
и экологическую, - а также институциональные аспекты (табл. 1). ЦУР рассматривают системные и структурные барьеры устойчивого развития (неравенство, бедность, экологию, институциональные структуры и т.д.), их преодоление и продвижение человечества вперед. В отличие от ЦРТ, направленных в основном на развивающиеся страны, ЦУР предназначены для всех стран с определенными вариациями [1], поэтому представляют важный шаг вперед в создании устойчивого будущего во взаимозависимом мире.
Таблица 1
Социальные, экологические и экономические компоненты ЦУР, удельный вес, %*
Цели устойчивого развития Фактор
социальный экологический экономический из них основной
1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах 60 13 27 Социальный.
2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безо-
пасности и улучшение питания и содействие устойчивому
сельскому хозяйству 60 27 13 Социальный
3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благо-
получию для всех в любом возрасте 96 4 0 Социальный
4.Обеспечение всеохватного и справедливого качественного
образования и поощрение возможности обучения на про-
тяжении всей жизни для всех 81 5 14 Социальный
5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и
возможностей всех женщин и девочек 100 0 0 Социальный
6. Обеспечение наличия и рациональное использование вод- Социальный
ных ресурсов и санитарии для всех 44 44 11 Экологический
7. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, ус-
тойчивым и современным источникам энергии для всех 22 44 33 Экологический
8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому
экономическому росту, полной и производительной заня-
тости и достойной работе для всех 37 10 53 Экономический
9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспече-
нию всеохватной и устойчивой индустриализации и вне-
дрению инноваций 13 20 67 Экономический
10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними 67 0 33 Социальный
11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и
устойчивости городов и населенных пунктов 62 33 5 Социальный
12. Обеспечение рациональных моделей потребления и произ-
водства 21 58 21 Экологический
13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и Социальный
его последствиями 56 44 0 Экологический.
14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей
и морских ресурсов в интересах устойчивого развития 5 67 29 Экологический
15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их
рациональному использованию, рациональное управление
лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обраще-
ние вспять процесса деградации земель и прекращение
процесса утраты биологического разнообразия 22 67 11 Экологический
16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в
интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к пра-
восудию для всех и создание эффективных, подотчетных и ос-
нованных на широком участии учреждений на всех уровнях 93 0 7 Социальный
17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и
активизация работы механизмов глобального партнерства
в интересах устойчивого развития. 93 0 7 Социальный
* Составлено авторами на основе [7].
Большинство целей так взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что их совокупное решение способствует достижению ряда других целей. Так, снижение
нищеты (ЦУР 1) не может быть достигнуто без решения задач продовольственной безопасности (ЦУР 2), эффективной макроэкономической политики в сфере полной и производительной занятости и достойной работы для всех (ЦУР 8), снижения неравенства (ЦУР 10) и борьбы с изменением климата и его последствиями (ЦУР 13). Достижение этих результатов способствует в свою очередь обеспечению здорового образа жизни и всеобщему благополучию (ЦУР 3). В то же время имеются и негативные взаимосвязи: расширение сельскохозяйственных площадей для ликвидации голода (ЦУР 2) может привести к потере экосистем и биоразнообразия (ЦУР 15), загрязнению водных ресурсов (ЦУР 6), что угрожает продовольственной безопасности.
В идеале ЦУР должны быть сбалансированы по экономической, социальной, и экологической компонентам устойчивости. Для оценки сбалансированности ЦУР Немецкий Совет по устойчивому развитию выполнил анализ, который направлен на определение удельного веса трех составляющих каждой цели [7]. Сбалансированность цели предполагает, что вес каждой компоненты составляет треть (33,3%), однако, по оценкам экспертов, каждая цель имеет свою преобладающую направленность.
Авторы провели анализ ЦУР с позиций их соответствия принятым целям развития России. Социально-экономическая стратегия страны на период до 2020 г. (далее - Стратегия-2020) [8] в целом охватывает три компоненты устойчивого развития. Вместе с тем ряд ЦУР, имеющих главным образом экологическую направленность, не получили отражения в Стратегии-2020. Так, цели 12-15 не отражают направлений деятельности, содержащиеся в Стратегии-2020 (табл. 2). Поэтому при разработке долгосрочных документов развития России представляется важным встроить в них в том или ином виде максимальное количество ЦУР, их задачи и индикаторы. В частности, целесообразно для стратегических направлений развития на период до 2030 г. в Стратегии-2030, согласовать ЦУР, приоритеты и целевые направления долгосрочного развития страны, гармонизировать индикаторы ЦУР и Стратегии России.
Заключительным этапом формирования ЦУР является разработка индикаторов, предназначенных для измерения и верификации поставленных целей и задач. Индикаторы структурированы в три группы (экономические, экологические, социальные) с тем, чтобы отражать прогресс каждой страны и мира в целом в достижении ЦУР.
В настоящее время разработкой и согласованием индикаторов занимается межведомственная и экспертная группа Статистического отдела ООН (1ЛБ0-8008). По результатам консультаций межведомственной и экспертной группы Статистического отдела ООН 4-7 ноября 2015 [9], имеется 159 индикаторов, по которым достигнута согласованность экспертного сообщества; по 65-ти индикаторам возникли концептуальные или методологические вопросы.
Правильно выбранные индикаторы имели большое значение для достижения предшественников ЦУР (ЦРТ). Вместе с тем они не полностью выполнили свою роль, поскольку существовал значительный временной период, связанный со сбором и обработкой данных. Накопление информации в течение трех и более лет не обеспечивало управление ЦРТ в реальном времени. Данные, предоставляемые национальными статистическими системами, и опросы домохозяйств часто имели низкое качество. Взаимодействие международных организаций и национальных статистических служб в процессе реализации ЦРТ было недостаточным. Для решения амбициозных задач ЦУР важны инвестиции в национальные статистические системы, опросы домохозяйств с тем, чтобы обеспечить количественные и качественные требования к базовым данным.
Таблица 2
Стратегия- 2020 России и ЦУР*
Стратегия -2020 Приоритеты, направления, задачи Цели устойчивого развития (ЦУР)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Новая модель экономического роста X
Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала X X X
Профессиональное образование Новая школа X
Сокращение неравенства и преодоление бедности X X X
Политика охраны здоровья X
Государственная жилищная политика X X X X
Преодоление территориальной разобщенности X X
Развитие тепло- и электроэнергетики X
Преодоление информационной разобщенности X X
Развитие общественных институтов X
Международная позиция России X
* Составлено авторами на основе [8].
Ключевые и интегральные индикаторы устойчивости. В настоящее время в мире сложились два основных подхода к разработке индикаторов устойчивого развития: построение системы индикаторов и агрегирование интегрального индикатора (индекса). Особенно активизировалась такая разработка на фоне осознания недостатков применения показателя ВВП для измерения устойчивости долгосрочных социально-экономических процессов [10-12]. Для России 2000-е годы стали хорошей иллюстрацией этого положения. Быстрое увеличение ВВП, тесно связанное с ростом цен на энергоресурсы и истощением природного капитала, сменилось его падением. По-видимому, на среднесрочную перспективу необходимо применение показателей, лучше отражающих социальный и экологический факторы. В настоящее время в мире в качестве более «устойчивых» индикаторов широко используются индекс развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index) и Индекс скорректированных чистых накоплений Всемирного Банка (AdjustedNet Savings).
При наличии значительного количества индикаторов, необходимых для мониторинга ЦУР, эксперты часто выделяют ключевые индикаторы и индикаторы следующего этапа, отражающие особенности отдельных стран и групп стран и представляющие варианты для выбора. Ключевые индикаторы должны быть: универсальными, применимыми и в развитых, и в развивающихся странах; надежными и доступными по времени сбора и обработки (годовой период); дезагрегированными по территории, доходу, возрасту, полу и другим признакам для обеспечения наблюдений в динамике.
Один из вариантов ключевых индикаторов ЦУР предложен в 2016 г. для определения индекса ЦУР (Preliminary Sustainable Development Goal (SDG) Index) [13].
Были выделены 38 показателей в качестве наиболее значимых и статистически обеспеченных в большинстве стран мира. На их основе рассчитан интегральный Индекс по 147-ми из 193-х странам - членам ООН. В число ключевых индикаторов ЦУР включены: численность бедных, уровень смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, урожайность зерновых, индикатор благополучия, уровень грамотности и др.; 147 стран ранжированы по индексу ЦУР. Первые пять мест заняли Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия, последние - Конго, Чад, Нигер, Гаити, Сьера-Леоне. Россия по этому индексу ЦУР вошла в первую тройку стран мира.
В качестве другого инструмента анализа устойчивости развития может рассматриваться «цветовая панель состояния мира» (The state of the world dashboard), предложенная экспертной группой ООН [14]. Этот инструмент предназначен для объединения накопленных и новых данных, поддержания открытого и наглядного процесса формирования ЦУР, вовлечения в него научного сообщества, НКО, всех подразделений ООН. Цветовая панель позволяет интегрировать различные источники информации, включая количественные и качественные данные, сведения о восприятии населением определенных явлений, опросы общественного мнения и др.
Количественные пределы значений индикаторов определены на основании опроса экспертов. Область положительных значений показана зеленым цветом, отрицательных - красным, промежуточная область - желтым. В итоге получается так называемая трехцветная панель, позволяющая получить наглядную картину ситуации, выявить наиболее важные направления деятельности. Так, достижение Цели 7 «Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех» в случае, когда возобновляемая и атомная энергетика составляют более 30% общего потребления энергии, оценивается как благоприятное, менее 15% -как неблагоприятное.
Для России в условиях кризиса особый интерес представляют цели и индикаторы, имеющие экономическую и социально-экономическую направленность (ЦУР 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10). По каждому показателю определены количественные рамки положительных, отрицательных и промежуточных значений, выделенные соответственно зеленым, красным и желтым цветом (табл. 3).
Таблица 3
Ключевые индикаторы социально-экономических ЦУР
ЦУР Индикатор Область
зеленая желтая красная
2 Урожайность зерновых (т/га) Распространенность ожирения, % взрослого населения >2,5 <10 1,5 <= value <= 2,5 10 <= value <=25 <1,5 >25
3 Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении, лет Обеспеченность врачами на 1000 чел. Субъективное благополучие (средний балл) >65 >3 >6 60 <= value <= 65 1 <= value <= 3 5 <= value <= 6 <60 <1 <5
4 Ожидаемая продолжительность обучения, лет Население в возрасте 25-64 лет с высшим образованием, % Программа международной оценки учащихся, средний балл >15 >25 >493 12 <= value <= 15 15 <= value <= 25 400 <= value <= 493 <12 <15 <400
7 Возобновляемая и атомная энергетика, % общего потребления энергии >30 15 <= value <= 30 <15
8 Безработица, % общей численности рабочей силы Отклонение роста ВВП <5 >2 5 <= value <= 10 1 <= value <= 2 >10 <1
9 Численность абонентов мобильной связи на 100 жителей, % Доля населения, использующая интернет, % Расходы на НИОКР, % ВВП >75 >80 >1,5 50 <= value <= 75 50 <= value <= 80 0,5 <= value <= 1,5 <50 <50 <0,5
10 Индекс Джини <35 35 <= value <= 45 >45
Источник: [13].
На основе диапазонов изменения индикаторов для соответствующих целей можно получить цветовую панель социально-экономических ЦУР для отдельных стран. Базируясь на данных Всемирного Банка [15], нами (С.Б.; С.С) воссоздана сравнительная социально-экономическая картина по семи ЦУР для пяти стран, включая Россию (табл. 4). Наша страна находится в среднем (желтом) диапазоне по шести ЦУР (2, 3, 4, 8, 9, 10) и в области отрицательных значений (красный цвет) для индикатора цели 7, связанного с долей потребления возобновляемой и атомной энергетики в общем потреблении энергии. В этой же (красной) области для цели 7 находятся Германия и США. Наиболее устойчивым следует считать развитие Норвегии, индикаторы которой по всем выделенным семи социально-экономическим ЦУР находятся в зеленой области.
Таблица 4
Цветовая панель ЦУР по странам*
Страна ЦУР 2 ЦУР 3 ЦУР 4 ЦУР 7 ЦУР 8 ЦУР 9 ЦУР 10
Канада *** *** *** ** ** *** ***
Германия *** *** *** * ** *** ***
Норвегия * * * * * * * * * * ** * * * * ** * * *
США * * * * * * * * * * ** * ** **
Россия ** ** ** * ** ** **
* — красная область; ** — желтая область; *** — зеленая область
Принятие международным сообществом повестки развития в форме ЦУР требует новых масштабов информации, исходных данных для планирования и мониторинга деятельности. Новые технологии обеспечивают принципиально другие объемы информации, детализацию данных, скорость сбора и передачи данных, что позволяет говорить о революции данных (data revolution).
Цели и индикаторы устойчивого развития для России. Для ухода от экспортно-сырьевой модели и необходимости поиска новой модели развития российской экономики целесообразно включить в разрабатываемые долгосрочные документы развития страны концепции устойчивости, базирующейся на сбалансированности экономических, социальных и экологических компонент. Необходимо иметь в той или иной форме или модификации, по крайней мере, два стратегических документа: Стратегия устойчивого развития России и Цели устойчивого развития России до 2030 г. Аналогичные документы должны иметь все страны мира: первый -в соответствии с решениями ООН в 2002 г., второй - с решениями ООН в 2015 г.
На наш взгляд, начать следует с целей устойчивого развития для России. Для любой стратегии, концепции, программы необходимо иметь четко идентифицированные цели и задачи, отражаемые в количественных показателях, позволяющих проводить процессы мониторинга и контроля за достижением этих целей на средне- и долгосрочную перспективу. Здесь можно использовать опыт адаптации ЦРТ ООН для России.
На основе российской официальной статистики можно выделить ключевые индикаторы устойчивого развития России, отражающие экономические, социальные и экологические аспекты устойчивости (табл. 5). Их всего 14, но, конечно, этот список может быть существенно расширен и изменен в зависимости от целей и задач на средне- и долгосрочную перспективу, характера прогнозного документа. В данном случае важен методический подход. Индикаторы связываются с Целями, которых может быть несколько для конкретного показателя в зависимости от направленности Цели (второй столбец табл. 5). Например, энергоэффективность может быть важным показателем для обеспечения доступа к устойчивому энергоснабжению (ЦУР 7), содействия экономическому росту (ЦУР 8), обеспечения устойчивых моделей потребления и производства (ЦУР 12), борьбы с изменениями климата (ЦУР 13).
В табл. 5 также приведен Интегральный (сводный) индекс устойчивости (ИИУ), методика построения которого была предложена авторами в 2011 г. [16]. Конструкция ИИУ и подход к его построению аналогичны применяемым в настоящее время в мире индексам высокой степени агрегирования, отражающим в той или иной степени основные аспекты устойчивости. Предлагаемый индекс интегрирует важные экономические, социальные и экологические индикаторы. ИИУ суммирует значения индикаторов так, чтобы учесть вклад каждого из них: позволяет сопоставлять экономический рост и социальные и экологические факторы, оценивать результаты социально-экономи-ческой и экологической политики.
Таблица 5
Индикаторы устойчивого развития РФ в 2000-2014 гг.
Индикатор ЦУР 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г.
1. Инвестиции в основной капитал, 7, 8, 9,
% к предыдущему году 12 117,4 110.2 106,3 110,8 106,6 97,3
2. Степень износа основных фон- 7, 8, 9,
дов, % 12 42,4 43,6 47,1 47,9 47,7 49,4
3. Энергоэффективность, долл. 7, 8, нд
2005 г. ППС / кг н. э. 12, 13 2 2,6 2,9 2,9 2,9
4. Ожидаемая продолжительность 1, 2, 3,
жизни, лет 6, 12 65,34 65,37 68,94 69,83 70,24 70,93
5. Численность безработных, % к 1, 8,
предыдущему году 10 81,6 92,5 88,2 88,8 83,9 94,0
6. Численность населения с дохо- 1, 8, 10
дом ниже прожиточного мини-
мума, % к предыдущему году 84,9 88,5 96,2 101,1 87,2 103,9
7. Общая площадь жилых помеще-
ний, приходящаяся в среднем на 11
одного жителя, кв. м/чел. 19,2 20,8 22,6 23 23,4 23,7
8. Загрязнение атмосферы стацио- 3, 7, 9, 11, 13
нарными и передвижными ис-
точниками, млн.т 32,3 35,8 32,4 32,6 32,5 31,3
9. Поступление загрязненных 3, 6, 11, 12
сточных вод в водный бассейн,
млрд. куб. м 20,3 17,7 16,5 16 15,7 14,8
10. Выбросы парниковых газов, 7, 8, 9, 11, 12,
млн. т СО2 экв., без учета земле- нд
пользования, изменения земле- 13
пользования и лесного хозяйства 2047 2129 2217,3 2320,8 2295
11. Образование отходов производ- 3, 11, н.д.
ства и потребления, млн. т 12 3036 3735 4303 5008 5168
12. Затраты на исследования и раз- 7, 8, 9,
работки, % ВВП 12 1,05 1,07 1,13 1,09 1,12 1,19
13. Численность персонала, занятого 7, 8, 9, 12
исследованиями и разработка-
ми, тыс. чел. 887,7 813,2 736,5 735,3 726,3 732,3
14. ВВП, % к предыдущему году 8, 12 110 106,4 104,5 104,3 103,4 100,6
Интегральный индекс устойчивости
(ИИУ), % к предыдущему году 105,4 101,5 99,7 100,4 102,2 100,8
Источники: [15; 17; 18].
Динамика ИИУ несколько отличается от динамики ВВП за прошедшие 15 лет. Прямой учет социальных и экологических факторов при оценке ИИУ приводит к сглаживанию колебаний ВВП. Тем не менее в последние годы, в условиях нарастания турбулентности кризисных процессов динамика интегрального индекса характеризуется низким ростом и нестабильностью.
* * *
В настоящее время человечество фактически определило долгосрочные цели своего развития в XXI в. Среди этих целей следует выделить систему Целей устой-
чивого развития ООН (2015 г.), одобренных всеми странами; в них определены задачи и количественные индикаторы на 2016-2030 гг.
Уход от экспортно-сырьевой модели и необходимость поиска новой модели развития российской экономики делают целесообразным включение концепции устойчивости, базирующейся на сбалансированности экономических, социальных и экологических компонент, в разрабатываемые долгосрочные программы развития страны. Сейчас в имеющихся стратегических документах России такой сбалансированности нет, что ставит под сомнение эффективность их реализации. В связи с этим при разработке долгосрочных документов представляется важным встроить в них в том или ином виде максимальное количество ЦУР, их задачи и индикаторы. В частности, это возможно при разработке стратегических направлений развития страны на период до 2030 г. и на более отдаленную перспективу, согласовать в данных документах ЦУР с российскими приоритетами долгосрочного развития, гармонизировать индикаторы ЦУР и целевые показатели.
С позиций сбалансированности развития страны и формирования новой модели роста целесообразно иметь в той или иной форме или модификации два стратегических документа: Стратегию устойчивого развития России и Цели устойчивого развития России до 2030 г.
Устойчивость развития можно измерить на основе предложенного Интегрального индекса устойчивости, который агрегирует ключевые экономические, социальные и экологические индикаторы в единый количественный индекс. Данные индикаторы связаны с ЦУР, которых может быть несколько для конкретного показателя в зависимости от направленности цели.
Литература
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, 2015. 45 с.
2. Принятие Парижского соглашения. Конференция Сторон. Двадцать первая сессия. Париж, 30 ноября — 11 декабря 2015 года. FCCC/CP/2015/L.9/Rev.1. ООН, 2015. 42 с. http://www.unepcom.ru/globenv/18-climate/956-cop21. html
3. Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. Рио-де-Жанейро, 2012. 66 с.
4. Повестка дня на 21 век. ООН, 1993. 300 с.
5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 / Под ред. С. Н. Бобылева. М.: ПРООН, 2010. 156с.; 2007. 150 с.; 2005. 153 с.
6. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. ООН. Нью-Йорк. 2015. 75 с. www.un.org/millenniumgoals
7. Sustainable Development Goals and Integration. A Study Commissioned by the German Council for Sustainable Development. Stakeholder Forum. 2015. 24 р. Available at: www.stakeholderforum.org
8. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.
9. Open Consultation on Green Indicators: Compilation of Inputs by the Observers of IAEG-SDGs and Other Stakeholders. Results of the List of Indicators Reviewed at the Second IAEG-SDG Meeting. 2015. Available at: http://unstats.un.org
10. Stiglitz J., Sen A., Fitoussi J.-P. The Measurement of Economic Performance and Social Progress — Reflections and Overview. Paris: Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. 2009. 292 р. Available at: www.stiglitz-sen-fitoussi.fr/documents/rapport_anglais.pdf
11. Living Beyond Our Means: Natural Assets and Human Well-being. United Nations. 2005.
12. Where is the Wealth of Nations? Measuring Capital in the 21st Century. The World Bank, Washington D.C., 2006.
13. Jeffrey D. Sachs, Guido Schmidt-Traub and David Durand-Delacre // SDSN Working Paper. New York: Sustainable Development Solutions Network, 2016. 20 р.
14. A World that Counts. Mobilising the Data Revolution for Sustainable Development. the UN Secretary-General's Independent Expert Advisory Group. NY. 2014. 30 р. Available at: www.undatarevolution.org
15. World Development Indicators. World Bank, Washington, DC. 2015. Available at: www.worldbank.org
16. Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В., Власов Ю.С. Устойчивое развитие: методология и методики измерения. М.: Экономика, 2011. 360 c.
17. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. М.: Росстат, 2015. 28 с.
18. Второй оценочный доклад Росгиромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме. М.: Росгидромет, 2014. 58 с.