ТРИБУНА
молодого ученого
а.в. виноградов,
старший преподаватель-методист (по информационным и инновационным технологиям обучения) кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений
(Академия управления МВД россии)
A.V. VINOGRADOV,
Senior lecturer-supervisor, Department of Criminal Policy and organizing of Crime Prevention
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
y4K 343.915
цели уголовной политики в отношении несовершеннолетних: соотношение доктрины и правотворчества
Targets of criminal policy according to Minors: correlation between Doctrine and Lawmaking
В статье на основе анализа нормативных правовых актов РФ рассматривается современная уголовная политика государства в отношении несовершеннолетних, обозначаются ее основные направления и цели.
Уголовная политика, несовершеннолетний, законодательство, правовое обеспечение.
The article deals with the modern criminal policy of the state according to minors on the basis of analysis of normative legal acts. The author determines basic directions and targets of criminal policy.
Criminal policy, minor, legislation, legal support.
Уголовная политика в отношении несовершеннолетних является составной частью не только уголовной, но ив целом правовой политики государства. По своей сути она представляет собой организованную и осуществляемую государством деятельность, направленную на разработку и реализацию совокупности мер по защите личности, общества и государства от преступных посягательств несовершеннолетних и возмещение причиненного преступлением вреда, а также защите самих несовершеннолетних от посягательств, совершаемых в отношении них [16].
Очевидно, что в данном определении уголовной политики в отношении несовершенно-
летних обозначаются ее две четко выраженные цели: 1) защита личности, общества и государства от преступных посягательств несовершеннолетних и возмещение причиненного преступлением вреда; 2) защита самих несовершеннолетних от совершения в отношении них преступлений.
Отражение этих целей уголовной политики в отношении несовершеннолетних на концептуальном и законодательном уровнях в современном российском законодательстве можно увидеть, сделав краткий обзор некоторых нормативных правовых актов.
Так, в 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Стратегии на-
циональной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6]. Концептуальные идеи уголовной политики в отношении несовер-шеннолетнх нашли свое отражение во 2 разделе Стратегии «Государственная и общественная безопасность». Стратегией определено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью (п. 38). Кроме того, обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу также способствует повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений (п. 39).
С учетом положений вышеуказанного концептуального документа и в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, а также руководствуясь Конвенцией о правах ребенка [1], в 2012 г. Президент РФ принимает Указ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» [5], который также содержит в себе элементы уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Указанная Стратегия определила, что на сегодняшний день основными направлениями в области защиты несовершеннолетних являются обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей (ч. III п. 5).
Воплощая в жизнь идеи данной Стратегии, в 2015 г. Правительство РФ издало распоряжение № 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015—2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» [7], которым предусмотрена разработка концептуально важных документов уголовной политики в отношении несовершеннолетних, таких, как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (п. 26); Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации (п. 33); Концепция развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (п. 60).
Кроме того, в качестве одного из основных направлений реализации Национальной
стратегии предусматривается создание дружественного к ребенку правосудия, под которым подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
Термин «дружественное к ребенку правосудие» предполагает защиту прав и интересов несовершеннолетних от противоправных посягательств, с одной стороны, и максимально возможное благоприятное отношение к несовершеннолетним правонарушителям по сравнению со взрослыми — с другой.
Таким образом, в рассмотренных Стратегиях обе цели уголовной политики в отношении несовершеннолетних нашли свое четкое отражение. Вместе с тем возникает вопрос о том, как это отразилось на правотворчестве.
Некоторые ученые отмечают, что одним из важных рычагов достижения целей уголовной политики является совершенствование и развитие уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права [12], то же относится и к уголовной политике в отношении несовершеннолетних.
Уголовный кодекс РФ [4], являясь одним из основных средств уголовной политики в отношении несовершеннолетних, закрепил следующие положения, касающиеся несовершеннолетних: уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение ими преступлений и уголовно-правовая защита интересов несовершеннолетних.
Относительно первого положения в российской уголовно-правовой доктрине утвердилось мнение, согласно которому эта политика строится на началах гуманизма и снисхождения по отношению к личности несовершеннолетнего правонарушителя.
С технико-юридической точки зрения гуманизм и снисхождение в вопросах уголовной ответственности выражается в: 1) сокращении сроков и размеров наказаний; 2) либерализации порядка применения наказаний; 3) либерализации общих правил назначения наказаний; 4) расширении оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания по сравнению с общими институтами; 5) либерализации порядков аннулирования последствий преступления и осуждения. Эти и другие механизмы и были задействованы как при формулировании положений гл. 14 УК РФ, так и при написании иных норм, касающихся несовершеннолетних [11].
Глава 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершенно-
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
115
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
116
летних» содержит нормы, которые более мягко решают вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних по сравнению со взрослыми.
Такой подход законодателя свидетельствует о том, что наряду с общими для всех лиц, совершивших преступления, условиями уголовной ответственности в нашем государстве устанавливаются более гуманные условия несения такой ответственности несовершеннолетними, как того и требуют международные акты, подписанные Россией.
Однако стоит согласиться с мнением Л.И. Беляевой, которая считает, что гл. 14 УК РФ нуждается в серьезной доработке. По ее мнению, в указанной главе следовало бы: дать понятие уголовной ответственности несовершеннолетних; закрепить положение о видах уголовной ответственности несовершеннолетних; определить цели уголовной ответственности несовершеннолетних; выделить цели наказания несовершеннолетних; расширить перечень мер, альтернативных наказанию; усовершенствовать систему наказаний, применяемых к несовершеннолетним, дополнив ее видами наказаний, не связанных с лишением свободы; определить суть и сформулировать цели принудительных мер воспитательного воздействия; расширить перечень принудительных мер воспитательного воздействия [9].
Вместе с тем наличие в УК РФ самостоятельной главы об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлено значением, которое общество придает этой проблеме, спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, необходимостью точно установить правовую регламентацию отступлений от общих правил уголовной ответственности. Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. Кроме того, это ориентирует правоприменителей на более полное уяснение этих особенностей, предполагает тщательное разрешение дел.
Одним из обязательных элементов комплекса мер по охране и защите детей является криминализация деяний, посягающих на их права и законные интересы. УК РФ предусматривает специальную гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». По российскому уголовному законодательству в группу преступлений против семьи и несовершеннолетних входят восемь уголовно-правовых норм: 1) вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ); 2) вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); 3) розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1
УК РФ); 4) подмена ребенка (ст. 153 УК РФ); 5) незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК РФ); 6) разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ); 7) неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ); 8) злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ).
В то же время в юридической литературе до сих пор остаются открытыми вопросы о том, что следует понимать под преступлениями против несовершеннолетних [10] и какие противоправные посягательства образуют систему указанного вида преступлений. Кроме того, анализ уголовно-правовых норм Особенной части УК РФ свидетельствует, что преступления в отношении несовершеннолетних не ограничиваются составами, содержащимися в гл. 20 УК РФ. В связи с этим в теории уголовного права наблюдаются различные подходы к перечню конкретных преступлений против несовершеннолетних и их классификации.
Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует не только уголовно-правовое, но и уголовно-процессуальное законодательство [3]. В отечественном уголовном процессе стало уже традиционным выделение особенностей производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Прежде всего, указанными особенностями характеризуется производство по уголовным делам, в которых несовершеннолетние участвуют в качестве подозреваемых или обвиняемых (гл. 50 УПК РФ). В частности, повышенная защита прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве достигается за счет: 1) включения в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних дополнительных обстоятельств (ст.ст. 73, 421 УПК РФ); 2) обязательного участия в уголовном деле защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ); 3) защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого наряду с защитником также законным представителем (ст.ст. 48, 426, 428 УПК РФ); 4) особенностей задержания и избрания в отношении несовершеннолетних мер пресечения (ст. 423 УПК РФ); 5) ограничения гласности судебного разбирательства (п. 2 ч. 2 ст. 241, ст. 429 УПК РФ); 6) возможности применения к несовершеннолетнему вместо наказания принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 427, 431 УПК РФ) и др.
Вместе с тем в уголовно-процессуальном законе закреплен также ряд правовых положений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. К числу таких положений относятся нормы, устанавливающие особенности производства следственных действий с участием лиц,
не достигших 18-летнего возраста (ст.ст. 191, 280 УПК РФ), и применения к ним мер процессуального принуждения (ч. 6 ст. 113 УПК РФ); нормы, регулирующие защиту прав несовершеннолетних потерпевших и гражданских истцов их законными представителями (п. 12 ст. 5, ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 45 УПК РФ), и т. д.
Таким образом, наличие указанных уголовно-процессуальных норм призвано компенсировать неспособность несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство в определенных пределах также ориентируется на традицию установления особенностей в наказании несовершеннолетних. Оно подчеркивает необходимость особого подхода к несовершеннолетним правонарушителям.
Как сказано в ст. 1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами [2]. Данная цель относится и к несовершеннолетним, совершившим преступления, которым назначено наказание в виде лишения свободы, отбываемое в воспитательных колониях.
Однако следует учесть, что современная уголовно-исполнительная система России находится на этапе перехода из одной фазы в другую. Так, 14 октября 2010 г. была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [8], которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы.
Согласно Концепции несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, будут отбы-
Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XVI.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015).
вать наказание в исправительных учреждениях нового типа — воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью.
Все это предопределяет объективную необходимость рассмотрения вопроса о создании исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных нового типа с учетом европейских стандартов пенитенциарной деятельности, а также накопленного отечественного и зарубежного опыта.
Таким образом, проанализировав положения вышеуказанных нормативных правовых документов, можно отметить, что цели уголовной политики в отношении несовершеннолетних нашли свое закрепление в таких документах концептуального характера, как указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [6] и от 1 июня 2012 г. № 761 [5]. Также можно говорить о сложившейся системе гарантий прав несовершеннолетних в российском правотворчестве. Однако стоит отметить, что еще не исчерпаны все возможности для совершенствования российского законодательства и приведения его в полное соответствие с требованиями международных стандартов.
Кроме этого, на сегодняшний день остро стоят проблемы подростковой преступности, алкоголизма, наркомании и токсикомании [13, 14, 15], в связи с чем масштабы и острота существующих проблем в рассматриваемой сфере, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, органов внутренних дел и других правоохранительных органов принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ. 2012. № 23.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (утратил силу) // СЗ РФ. 2009. № 20.
7. Об утверждении плана мероприятий на 2015—2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы:
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
117
распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 167-р // СПС Гарант.
8. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС Гарант.
9. Беляева Л.И. К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних // Российский следователь. 2014. № 21.
10. Волков К.А. Преступления против несовершеннолетних: вопросы, требующие решения // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 3.
11. Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 5.
12. Иншаков С.М. Парадигма криминологии и уголовная политика // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1.
13. МВД России. Статистика. Состояние преступности в России. URL: http://www.mvd. ru/presscenter/statistics/reports (дата обращения: 20.10.2015).
14. Рарог А.И., Есаков Г.А, Чучаев А.И., Поня-товская Т.Г. Уголовно-правовое воздействие: монография. М., 2012.
15. Уголовное право России: общая часть / под ред. А.И. Рарога. М., 2010.
16. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник / под ред. Л.И. Беляевой. М., 2014.
Тел. (499) 745-82-10
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
118